Gamedev Андрей Верещагин
3 259

Тренды 2017 года — интервью с Сергеем Титовым

Виртуальная реальность и Хидео Кодзима.

В закладки

Управляющий партнёр DTF и вице-президент Cubic.Games Сергей Бабаев поговорил с основателем Free Reign Entertainment и Arktos Entertainment Сергеем Титовым о главных событиях уходящего 2017 года: лутбоксах, домогательствах, криптовалютах и PUBG.

Начну с простой темы — лутбоксы. Внезапно игроки, привыкшие покупать игры за 40-60 долларов и смеющиеся над f2p поняли, что ААА-индустрия решила пойти ещё дальше: и 40 долларов взять, и внутриигровые покупки предложить, и рулеточку в игре крутануть. Это необходимый шаг для выживания проектов с блокбастерным стомиллионным бюджетом, жадность или тупиковая ветвь?

Мне кажется, здесь просто в какой-то момент встретились две цивилизации: одна — такие быстро оборачиваемые потребительские товары (привет вкладышам из жвачки, «Киндерам» и прочему), а вторая — как раз вот этот самый AAA-геймдев. И он оказался тупо не готов. Проблема не в лутбоксах, а в разработчиках, которые не понимают, зачем нужен механизм и как его использовать.

Мы про EA ведь, да? Вот проблема EA не в том, что они добавили лутбоксы в игру. Проблема в том, что они баланс игры сделали говном. То есть лутбоксы в игре должны быть сделаны так, что если их оттуда убрать, 90% игроков этого не заметят. Но если тебя сначала разозлят тем, что Дарта Вейдера можно получить за 40 часов игры, а потом говорят, что вот, заплати пару сотен и он твой прямо сейчас, то это не жадность, а идиотизм.

Лутбоксы как элемент обеспечения финансовой поддержки долгоиграющего продукта, у которого есть активный долгий жизненный цикл, — это нормально. Это один из вариантов. Лучше он или хуже других (тех же «сезонных пропусков», расширений и тому подобного) — не знаю, ведь это от игры зависит. Но так как лутбоксы делать дешевле и проще, чем всё остальное, то естественно будет соблазн у неопытных разработчиков. И, да, все ААА — они неопытны в этом в смысле, их экспертиза — про другое.

Интересно, что к концу года скажешь про VR. Это такой, знаешь, «нетрендящий тренд» последние пару лет. Что-то вообще сдвинулось с мёртвой точки на твой взгляд? Я лично слежу за новостями, и выглядит всё как-то кисловато, если честно. Oculus — уже не надежда человечества, не возникло нового игрового гиганта, который заработал бы на VR, а не просто привлек инвестиции и тому подобное.

Вот про «нетрендящий тренд» это ты очень хорошо сказал. Мне кажется, что VR просто ещё тупо не готов для масс-маркета. А хайп был создан как для готового для простого пользователя продукта. Во-первых, это дорого. Во-вторых, технологии нужно ещё 3-5 лет для того, чтобы развиться до приемлемого уровня. И вот только потом встанет вопрос контента. А с контентом всё просто — у Facebook денег много.

Я, кстати, больше верю в мобильный VR, в светлое будущее, когда по проводу или без него будет коннект CPU/GPU телефона в очки, в которых будет высокое разрешение и угол обзора. То есть даже сейчас мобильный VR, как по мне, имеет больше смысла, чем десктопный.

Говорят, в Китае уже наступило светлое будущее для VR. Слышал про это?

В Китае VR просто дешевле. Если мы забудем про виртуальную реальность на телефонах, то в Китае есть шлемы, которые стоят по 150-200 долларов. В остальном там всё так же плохо, как и везде. Но там есть интернет-кафе, в рамках которых, по-моему, у VR есть будущее в краткосрочной перспективе. Пришёл, поиграл, ушёл через 20 минут.

Ты сам инвестировал в какой-нибудь VR-проект? Поделишься историей?

История там хорошая. Я партнёр в маленьком VC-фонде, который решил, что надо инвестировать в VR. Я, кстати, был против, но большинство — «за», и мы инвестировали в Китае в команду под руководством одного бывшего менеджера The9, который там отвечал за работу с деревенскими интернет-кафе. У меня был простой пойнт — нет рынка. От слова совсем. Поэтому делать инвестицию на идее, что рынок появится раньше, чем у компании кончатся деньги, странно.

Ну, инвестировали, народ начал что-то там разрабатывать. Деньги почти кончились, рынка нет, игра никому не нужна. Сама игра была зачётная. Помнишь фильм «Звёздный десант»? Так вот там ближе к концу есть сцена, где солдаты защищают форт от жуков. Вот игра была ровно такой и с мультиплером до 50 человек (больше UE4 «из коробки» тянул с трудом).

Игровая сессия короткая, рассчитана на то, что ты не двигаешься много, монетизация очень активная на основе того, что ты покупаешь припасы для всей команды и косметику для себя. Игра PvE, поэтому никакого раздражения монетизация не вызывала даже в Китае. Там был совершенно дикий ARPU.

Реально хорошая игра, но рынку не пошло. Что, в общем, понятно — китаец потыкался в интернет-кафе, собрал даже по всей стране 1000 CCU. Тогда мы сделали финт ушами: создали большие распределённые VR-парки, контролируя работу на всех этапах — от разработчика до провайдера сетевой инфраструктуры. То есть, скажем, в одном кафе есть три компьютера с VR, в другом ещё два, и так по стране миллионов 10 наберётся.

А игра стала просто демкой. И в таком виде получилось продать всё это компании Wanda — крупнейшему в Китае владельцу кинотеатров. В США они, кстати, тоже скупили всё. AMC, например (не канал, который снимает «Ходячих мертвецов», хотя и его тоже, а одну из самых крупных сетей кинотеатров в стране).

Если так подумать, то я, наверно, один из немногих инвесторов в мире, кто заработал на VR. При этом в него не веря. Потом мы, правда, вложились ещё в одну VR-тему, и вот там проект умер на взлёте вместе с нашими инвестициями.

Суммарно после инвестиций в VR ты остался в плюсе? Если не секрет, речь про сотни тысяч, может, миллионы?

Секрет, конечно, но в плюсе. Но опять же — я в плюсе как инвестор и партнёр в фонде, а не как разработчик, например. У фонда что-то около семикратной прибыли от инвестиций в «виртуальную реальность».

Как тебе, кстати, очки Magic Leap? На меня вот произвели удручающее впечатление с точки зрения дизайна — какой-то модифицированный девайс для окулистов

Я видел их технологию вживую пару лет назад. Там количество NDA, которое надо было подписать, ужаснёт даже самого стойкого. То есть натурально: шаг влево, шаг вправо — расстрел. Так вот это было лучшее по качеству из всего, что я видел в сфере AR. Я сейчас не про коробки, провода и дизайн, а про линзы и качество картинки перед глазами. Это было очень круто.

То, что они показали сейчас — это совсем неважно. AR сейчас — пока зачатки технологии. Массовыми продуктами они не станут ни через пару, ни через пять лет. Тут горизонт 5-10 лет, если повезёт, а реально — 10-15. И поэтому то, как выглядят и как работают девайсы сейчас неважно. Важна сама технология линз. Как картинка строится. Тут я верю. Пока из всего того, что видел, Magic Leap показывают лучшее качество.

А простой юзер до этого всего не раньше 2025 года доберётся. Надеюсь, что за следующие семь-восемь лет дизайн сделают. Не очки из стимпанковской вселенной, а что-то нормальное.

Возвращаясь к теме загадочности Китая. Ты мне недавно рассказывал, что аудитория Steam чуть ли не удвоилась за счёт китайцев, играющих в Playerunknown’s Battlegrounds. Не преувеличение ли это, прямо вот почти в два раза и благодаря PUBG?

Так как API у Steam про статистику открытое, то получается, что всё так. Другой вопрос: вот все они пришли, чтобы играть в PUBG, но каков шанс, что они купят что-то ещё? Думаю, что много разработчиков прямо сейчас активно изучают эту тему. Мы, например, готовим несколько релизов специально для Китая. Это скорее эксперимент, посмотреть, сколько людей можно «выцепить» из PUBG. Возможно, нисколько. А может Steam вообще заблокируют в КНР.

А что в себя такого особенного включает китайская монетизация?

Да особенного ничего, просто (я могу ошибаться тут — специфика общения с западными игроками ) у них куда больше толерантность к сравнительно назойливым схемам. Например, наличие мягкого пэйволла воспринимается нормально.

Возможно, я сейчас задам наивный вопрос как человек, далёкий от сотрудничества со Steam как с площадкой, но почему PUBG, будучи настолько невероятным китом на платформе, не пытается понизить комиссию на эксклюзивных условиях, выйти за пределы платформы или сделать это всё сразу? На социальном рынке, например, Zynga успешно диктовала свои требования Facebook.

Ну а откуда ты знаешь, что он её уже не понизил ? Я, например, слышал историю из нескольких источников, что недавно они понизили комиссию Epic за UE4. Так что, думаю, со Steam разговоры тоже были. Они сейчас вот по CCU больше CS и Dota 2 вместе взятых. А вместе эти три игры — 50% трафика платформы.

Думаю, что они пытаются выйти за пределы платформы в Китае, где у них больше половины пользователей. Tencent не будет использовать Steam.

Про их запуск на консолях что скажешь? Тут с одной стороны негатив, крики, видео, где игра кажется абсолютно нерабочей. А с другой стороны — миллион копий за 48 часов.

Я играл на Xbox One. По сравнению с ПК — это ад. Но PUBG породил безумный хайп, которого я не видел вокруг инди-игры никогда. Тем более платной. С таким ажиотажем качество уже не важно. А про негативные отзывы, сам понимаешь, — есть 5% тех, у кого игра не работает или работает плохо. Вот эти люди создадут тебе фон, когда со стороны будет казаться, что всё плохо. А в реальности все играют и всё хорошо.

Но давай вспомним No Man’s Sky. Когда она вышла, её все облили говном. Прошёл год — там «движуха» есть, всем нравится, что происходит с игрой.

Плавно перебираясь к теме самой игры. Ты, наверное, обратил внимание, что на мобильных платформах к началу декабря вышло где-то восемь аналогов PUBG. Причём три из них — от NetEase. При огромном количестве загрузок, ни одна из них не попала в топ по выручке, потому что они почти не монетизированы инапами и совсем не монетизированы рекламой. Таков удел жанра: собирать аудиторию, продавать копии на большой платформе и, скажем, крутить на огромную базу рекламу? Или есть какой-то ориентир?

Если честно, я не знаю, зачем это делает NetEase. Но ещё раз повторю — я думаю, что PUBG это скорее такой «пузырь», как рост цены биткоина во второй половине 2017 года. Это нечто, основанное на хайпе и сарафанном радио больше, чем на самом продукте. И с этой точки зрения мобильные клоны сейчас — это просто способ заполучить себе часть хайпового трафика. Но я верю, что мобильный PUBG может стать таким же успешным в плане выручки, как и десктопный.

Создаётся ощущение, что при всех прочих факторах, battle royale в чистом виде, в котором его приносят на мобильную платформу, живёт скорее из-за хайпа старшего брата, но настоящей органичной потребности в нём у мобильных пользователей нет?

На 100% согласен. Вообще, надо понимать, что хайп вокруг PUBG безумный. Возьми, например, его прародителя — H1Z1. У него было все хорошо: CCU под 150, радость. Сейчас СCU до 30 не доходит, а они игру на какое то время сделали вообще бесплатной. PUBG — это как чёрная дыра, которая всё высосала. Притом сама Bluehole, по-моему, такого не ожидала.

Если посмотреть на интересных представителей жанра, то сразу вспоминается Fortnite как бесплатная альтернатива с кучей режимов. Это же успех или я что-то не понимаю?

А мы не знаем, успех у них или нет. О Fortnite неизвестно ничего, кроме того что его наверно скачали больше 10 миллионов раз, что его много кто стримит, что многие стримы проплаченные. И что реклама везде. Непонятно, сколько по итогу игра заработала, непонятно, какой ретеншен и всё такое.

Но давай лучше про геймплей. Вот с этой точки зрения Epic очень хорошо превратила свой полумертвый Fortnite в battle royale со строительством. Это действительно добавляет глубины процессу. В этом есть потенциал.

Как тебе новый проект от самой Bluehole? Ты бы вот стал после успеха PUBG в таком реалистичном сеттинге делать весьма странную ММО?

Вот я бы делал вообще какой-нибудь арт в стиле Кодзимы или Кейджа. То есть просто, чтобы было красиво: актёры, мокап. Зачем вообще делать геймплей? Денег до конца света хватит, можно и для души поработать.

А если серьёзно, то я думаю, что они делали MMO задолго до PUBG, просто так получилось, что PUBG стал самым популярным их проектом. И теперь с её успехом будут сравнивать всё, что они станут делать в будущем.

Кстати о творцах и великих людях индустрии — ты упомянул какой-то баттл Кодзимы против Нотча. О чём речь?

Когда вышел очередной трейлер Death Stranding, народ прорвало. Я наблюдал, как и русскоговорящие игроки, и западные просто стали биться насмерть, споря, молодец Кодзима или просто наркоман. Ну и в какой то момент зачем-то спор перекинулся на Minecraft. Что круче: Кодзима-художник или Нотч «продажная скотина».

По мне, так это довольно смешное сравнение. Понятно, что Minecraft оказал раз так в сто более сильное влияние на культуру. Особенно это проявится через 20-30 лет, когда поколение, выросшее на нём, заведёт своих детей. Но спор на пустом месте интересный получился, да.

Давай немного отвлечёмся от чисто игровых трендов и поговорим про общемировые, актуальные для всех людей, независимо от расы, пола и рода деятельности — о криптовалютах. Ты сам вложил или наоборот, не вложишь и копейки? Это пирамида, это «пузырь», это новый мировой порядок или приближение сингулярности? Что вообще происходит, Сергей, и какого чёрта люди зарабатывают ни на чём?

Ситуация примерно та же, что и с PUBG — это хайп, массовая истерия. Биткоин — это вещь, которая не имеет underlying value, такой красивый эксперимент на блокчейне. Но уже сейчас понятно, что биткоин как средство платежа — это «жопа с ручкой». Он реально не работает. Как просто резервная валюта он не работает тоже, потому что ему не на чем держаться. Но при всём этом, у него есть реальная цена. И есть реальный рост этой цены (ну или падение, как в последние дни). И на том, и на этом можно играть. И те, кто играет как спекулянт, очень много заработали.

Я не верил и не верю в криптовалюту. Но у меня много живых денег переведено в биткоины и лайткоины. И вот за год — это лучшая моя инвестиция. Вот тупо с точки зрения денег в банке по результату. Я прагматик, я не верю в революцию и золотую лихорадку, но на революциях и лихорадках можно хорошо заработать.

Ты не ждёшь, пока один биткоин будет стоить миллион долларов?

Нет, конечно. Я волнами захожу и выхожу. Я не сижу там каждую минуту, проверяя, что с курсом — мне на это наплевать. Стараюсь играть на коррекциях и падения, если получается. В целом стоимость криптовалюты меня слабо волнует, лишь её изменение в процентах.

В этом году был какой-то кейс с игровой валютой WAX. Для чего она была задумана и чем все закончилось?

Есть такие ребята — Opskins. Они, как и все популярные маркетплейсы игровых предметов, живут на продаже своих никем не регулируемых и не проверяемых лутбоксов. Хорошо живут, но не знаю, насколько честно. Так вот у них есть явная проблема — они работают через Steam API, который позволяет передавать предметы с одного аккаунта на другой. Valve может в любой момент прикрыть эту лавочку.

Я так понимаю, что в какой-то момент они осознали, что ICO — это супер-тема и сделали WAX — систему, где за токены можно покупать внутриигровые предметы на бирже. Зачем это им надо — понятно. Надо ли это игрокам — не факт. Мне кажется, что игроки играют и тратят деньги в одной игре, а не в десяти. А вот играм и разработчикам этого не надо, ведь кто в здравом уме отдаст контроль за своим инвентарём и экономикой каким-то сторонним торговцам?

На твой взгляд, в рамках игр есть место для криптовалюты и блокчейна? Вот прекрасные, например, CryptoKitties, заработавшие под 3 миллиона за неделю на старой концепции с виртуальными питомцами.

Молодцы, что заработали. Но это скорее способ заработать на хайпе, чем что-то реальное. Проблема криптовалюты для игр в том, что нет возможности проводить быстрые транзакции. Можно, конечно, сделать как «котята», но тогда ты становишься заложником инфраструктуры блокчейна, а твои доходы — нерегулируемая криптовалюта с непредсказуемым курсом и возможными проблемами с выводом её в реальный мир.

То есть с точки зрения именно долгоиграющего продукта, «котятам» эфир не нужен и даже вреден. Лучше просто сделать всё обычно, со своей базой и так далее. Но тогда не получится создать хайпа. Короче, «котята» — это такой вариант ICO, способа сравнительно честного отбора денег у населения.

Я хотел бы верить, что блокчейн в играх имеет смысл, но пока не могу придумать, зачем он там нужен.

Я так понимаю, в ICO тоже не особо веришь?

Не верю совсем. В смысле, я не верю, что в 99.9% ICO проектов нужен блокчейн, я не верю, что 95% проектов вообще сделают хоть что-то разумное по части продукта, кроме выпуска фантиков и обмена их на более ценные фантики.

Я знаю людей, которые подняли денег на ICO. Я знаю, что всем им до этого отказали обычные инвесторы. С точки зрения денег же — это нормально. Но, смотри — за последнюю неделю биткоин упал сильно. А что если, скажем, компания привлекла 10 миллионов в ценах на биткоин по курсу 16-17 тысяч, а сейчас они стоят 13-14 тысяч ? У них не хватит денег, чтобы сделать свой продукт? Мне кажется, что большинство ICO в реальности выглядят вот так.

Мы с тобой всё равно подводим весьма вольные итоги года, поэтому позволю себе затронуть тему достаточно «левую». В Штатах какой-то запредельный вал обвинений в домогательствах. Ощущение, что все домогались всех и важно сдать собрата раньше, чем он успеет сдать тебя.

Теорий как всегда миллион: это и война влиятельных кинобизнесменов, и снова какое-то левое-правое лобби, и атака пришельцев на умы простых американцев. Для тебя, человека близкого и культуре российской, и культуре США, как это всё выглядит на местах?

Давай я опять PUBG и биткоин вспомню, ведь тут ровно такая же ситуация. Началось всё с Харви Вайнштейна — очень известного «бабника» в Голливуде. Это не то чтобы «догадывались но не знали», нет. Это было таким «секретом Полишинеля», обсуждаемым всеми людьми в индустрии. В какой-то момент, думаю, его кто-то решил подставить, и волна пошла раскручиваться уже бесконтрольно.

С одной стороны, скорее всего, обвинения в его адрес имеют основания. С другой стороны, реакция последовавшая — она, в общем, немного неадекватна. Не в том плане, что не надо было гнобить Вайнштейна, дело в избирательности. Например, его выгнали из разных гильдий, притом что люди, которые, в общем, имели похожее прошлое, остались нетронутыми. Нельзя быть немножко беременным. Это я про всякие киноакадемии прочие гильдии.

Кевин Спейси опять же. Да все знали уже лет 20, что чтобы играть с ним в спектакле или в кино, если ты сравнительно молодой привлекательный мужчина, надо было с ним спать.

С точки зрения киноиндустрии это всё полезно, потому что проблема злоупотребления влиянием вполне реальна. То есть если ты «большая шишка» и, скажем, предложишь секс кому-то начинающему, то тебе, скорее всего, не откажут. Но в половине случаев это будет насилие, ведь на секс с тобой согласились, боясь твоей власти. В другой половине — тебя использовали, так же как и ты использовал человека.

Причём зацепило даже игровых блогеров. Обвинили в чём-то бедного Dr. Disrespect.

По-моему у него другая тема — он публично признался в эфире, что изменял жене и теперь не будет стримить. Там всякие слухи ходят о том, что жена узнала несколько раньше и всё такое. С кейсами сверху его объединяет только то, что он так же погорел из-за статуса знаменитости.

Возвращаясь к более приятным и геймдевным темам. Определённо, в этом году большое внимание к себе приковала студия «Кефир!», запустившая мобильную «выживалку» Last Day. Жанр тебе близок, ты играл, понравилось?

Я играл, и игра офигенная. Просто офигенная. Я, кстати, её ставлю в пример своим американским дизайнерам, мол, учитесь, как игры делать.

А вообще можешь отметить релизы этого года, которые тебе запомнились?

Wolfenstein II. Просто щенячий восторг. Это пример того, как надо делать однопользовательские игры. Я купил пять копий.

Last Days on Earth как раз. Это идеальный тайтл для перевоспитания AAA-разработчиков.

Destiny 2 — какое-то разочарование года. То есть я понимаю, зачем там цифра два — это Activision. Если бы у компании «были яйца», то они бы просто развивали Destiny, монетизировали бы и так далее, а не добавляли двойку к названию. Хотя понятно, что им нужно было сделать «вайп». Как по-другому его сделать в AAA, я не знаю.

Horizon Zero Dawn. Игра, где начали за здравие, а кончили за упокой. В смысле, я не люблю жёсткие «гриндилки», которые прикидываются story based adventure. А мог бы быть Wolfenstein. Первые пять часов были прекрасны, а потом началось: «убей 100 крыс, собери железку».

Ghost Recon Wildlands. Идеальный сеттинг, очень хорошее техническое воплощение и пшик на выходе. Игра, которая была пройдена во время бесплатной беты за выходные. Всё, что в ней есть, показали. А остальные 95% игры — это тупо повторение первых 5%.

Battlefront 2, конечно, очень зашла. Кампания довольно глупенькая, но, может, мне оно в этот момент и надо было. Отдых для мозга.

Как дела непосредственно в твоём бизнесе? Новые проекты, покупки, инвестиции?

В этом году мы начали пару проектов, которые запустим в начале 2018 года. Вообще, мы в компании хотели делать что-то новое. Вот несколько таких заходов превратились в реальные проекты, и в следующем году мы увидим, получилось или нет. Из интересного: я-таки обратил внимание на мобильный рынок, начал его изучать.

Не появилось со времени нашего последнего интервью новых книг, прочитанных за 2017 год, которые ты готов посоветовать читателям?

У меня год получился странным: я читал научную фантастику и книги о том, как западные писатели видят СССР и Россию. Могу посоветовать Billion Dollar Spy — книжка про одного советского инженера, который шпионил в пользу США, нанеся значительный ущерб своей стране за «Жигули». И Once Upon a Time in Russia — очень неплохой пересказ экономико-политической жизни России от конца восьмидесятых до начала нулевых.

Из фантастики реально подсел на два сериала: Commonwealth Saga и Frontlines. Оба не новые, но вот я их для себя открыл. Очень хорошо зашли, наверно, потому что связаны с сеттингами наших новых игр.

Наш разговор не был бы классическим интервью DTF, если бы я не спросил: автопарк прежний или есть новинки в этом году?

Как это ни странно, в этом году часть моих поездок взял на себя Uber. Доля не то чтобы большая, но такси я стал пользоваться явно чаще, чем раньше. Что само по себе удивительно, ведь Лос-Анджелес — это город, где на своей машине больше смысла ездить.

Из автопарка дежурно обновил Mercedes, чтобы поиграться с новым автопилотом, и добавил Bentley Bentayga. Оказалось, что это лучший автомобиль в мире. Он как-то незаметно заменил собой все остальные машины: и для души, и ребенка в школу возить, и, условно, мешки картошки. Недавно сделал ему апдейт, который довёл его до 740 лошадей и соответственно разгон до ста за 2,9 секунды. Он и раньше был супер-быстрый, а стал совсем каким то опасным танком.

Также записался в очередь на новый Continental GT, теперь вот жду дня, когда можно будет поехать на завод начать выбирать дерево и кожу и «тереть» с рабочими за дизайн. Вообще мне кажется, что эта часть покупки машины, когда ты сам собираешь её из кусочков, самая интересная.

#итоги2017

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
Мобильный «клон» PUBG Knives Out за месяц скачали более 100 миллионов раз
Популярный стример Dr DisRespect отходит от дел после сообщения о своей неверности
«Battlegrounds — это, вероятно, худшая игра для Xbox, в которую я играл за всю свою жизнь»
{ "author_name": "Андрей Верещагин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0442\u043e\u0433\u04382017"], "comments": 83, "likes": 31, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 14023, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 26 Dec 2017 17:05:00 +0300" }
{ "id": 14023, "author_id": 22254, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/14023\/get","add":"\/comments\/14023\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/14023"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954 }

83 комментария 83 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Возможно это будет не в масштабах этого интервью, но от себя добавлю, что Сергей Титов проинвестировал призовой фонд для инди на DevGAMM Minsk 2017. За это ему большая благодарность. По теме - интервью отличное, прочитал с удовольствием.

Ответить
–4

"Думал пофарник у Бентли поменять, а потом думаю нормальный подфарник зачем его менять, а деньги уже отложил... куда бы их? Биткоин уже не купишь. Хм. А точно! Призовой фонд для инди на DevGAMM Minsk 2017!"

Ну, это я так поржать. А вообще Сергей молодец, что так вот сделал.

Ответить
14

Я каждый год трачу некую сумму на поддержку инди проектов. Ибо это правильное - любого человека который решил что ему надо сесть и сделать игру и реально что-то делает - надо поддерживать. Просто не афиширую.

Ответить
3

Интересное интервью, но кто это и чем известен? Гугл мне показал что он был во главе разработки слабенькой The War Z)))

Ответить

Комментарий удален

6

Его пихают сюда, потому что он преуспел как бизнесмен в gamedev, в раздел которой попадает эта статья. А уж нравится тебе его игры или нет, не имеет никакого отношения. Щас разговор был преимущественно о бизнесе

Ответить
2

У меня знакомый есть, преуспел в бизнесе связанном с драг. камнями, он знает основы геммологии, но в первую очередь он знает когда вложиться и когда вывести, так что это не делает его экспертом по камням, я боюсь здесь подобный случай. Бизнесмен может и хороший, но геймдев тут абсолютно случаен.

Ответить
4

помимо WarZ в которую на минуточку играет до сих пор дофига народа, и в которую поиграло суммарно больше 25m человек, я также работал над например league of legends и Gears of War ( первой ). Так что наверно все же чуть чуть эксперт. Именно про то как делать игры популярные. А не про деньги.

Про деньги на dtf куча людей сильно круче меня.

Ответить
2

Если вы про Infestation: Survivor Stories Classic, который ранее и был тем самым WarZ, то судя по Steam Spy и Steamcharts у него сейчас 0 игроков онлайн. Если про Infestation: The New Z, то целых 3200. Как я понял в основом из за Battle Royale режима. Это, примерно, 0,19% от онлайна PUBG. У того же H1Z1, который вы критикуете и над которым смеётесь, сейчас чуть более 20000 (и он, на секунду, не F2P). Хвастаться числом установок — это вообще смех уровня, хвастовства количеством установок браузера Amigo. И вы, и я прекрасно знаем какой процент установивших затем играют в игру хотя бы час, и какой процент из этих оставшихся донатят.
Так что нет, вы не умеете делать игры популярными. Вы не умеете делать игры прибыльными. Так зачем вы здесь?

Ответить
8

Повеяло старым добрым DTF...

Ответить
1

Повеяло старым добрым DTF...

Не трави душу. :)

Ответить
1

dimap - еще одно - я мог неправильно понять кто вы. Если вы игрок то все что вы написали - оно нормально, может не все верно, но это окей. Как игроку естественно субъективно вам может что-то нравится или нет, лезть в детали проекта как бизнеса вам естественно не надо.

но так как предполагается что в секции gamedev статьи/интервью читают игроразработчики - то считаем что вы он и есть, и вот тогда у вас куча фактических ошибок на которые я указал, и тут я прав хотя бы с той точки зрения что вам надо знать об индустрии в которой вы работаете. Ну там - как она работает.

Ответить
1

предполагается что в секции gamedev статьи/интервью читают игроразработчики

С чего вдруг? Я вот в игры только играю, но часто читаю статьи и с этого раздела.
Ну а интервью в целом интересное.

Ответить
0

Ну вот да - я поэтому и потом спросил :). Ибо от игрока нормальная реакция здоровая. От девелопера не очень. Ибо есть непонимание основ того как работает индустрия. Для игрока - это не нужно вот ну совсем. Для игрока - нравится/говно - имхо идеально.

Ответить
0

Ну да, мне плевать что там происходит во время разработки. Важен итоговый вариант)))

Ответить
1

А ведь предлагали же сделать комментарии в разделе gamedev доступными только для людей, которые подтвержденно работают в геймдеве, или приглашенных ими.

Ответить
0

Окей немного ликбеза :

1) Игра вышла в 2012ом году. 5 лет прошло.
2) В игру играют не только в стиме. В некоторых странах - совсем не в стиме.
3) Нет никто вообще не играет в BR в NewZ. К сожалению наверно.
4) В H1Z1 Just Survive у которого ресурсов по рекламе было сильно больше и вышел он сильно позже - на данный момент в стиме ( абольше его нигде нет ) играет 1800 человек - а не 20K как вы пишете - http://steamspy.com/app/295110

Но мнение ваше безусловно интересно ( нет ). Я реально советую вам сделать игру которая a) будучи платной продасться 3m копий ( по любой кстати цене ), b) будучи бесплатной соберет несколько десятков установок.

А потом уже делать замечания про то кто что умеет.

Ответить

Комментарий удален

0

Я там уже поправился - если человек просто игрок - то да коммент нормальный - с кучей фактических ошибок но для игрока это нормально. Для девелопера не очень

Ответить
0

удивительно, но факт - почему-то у нас сперва добейся считают чем-то обидным, а не призывом к набору профессиональных знаний) Я вот сто раз слышал эту фразу по 10 раз на дню много лет назад и ничего дожил до беседы с вами на страницах нашего ресурса, где кстати общение в таком тоне со спикером на отстраненные от заданной статьей тему считается не нарушением каких-либо правил, но признаком крайне-крайне дурного тона и не менее дурного воспитания...

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

–1

помимо WarZ в которую на минуточку играет до сих пор дофига народа

а, то есть все таки именно хайп и бабло все таки важно, таки да?

Ответить
0

Хайп важен на первом этапе. Через 2 года - уже нет - уже игра сама важнее.

Ответить

Комментарий удален

0

"преуспел" имеется в виду то что его имя знают обычные игроки как создателя циничных треш проектов?

Ответить
0

Это несомненно меня печалит да. ибо даже то что "люди из интернета" считают трешем - им на самом деле не является. но я так понимаю что это особенности современного мира - когда "новости" - это то что вася написал, а не факты.

Ответить
0

а какие факты то?
Вор зи переделка Вор инк с ложной инфой в сторе, перезапускалась пять раз под другим именем, потом якобы звали фбр для пиратских серверов и она успешная в южных бермудах?
Подозрительный фритуплей продукт и цинично сделаная штука с грузовиками - вот факты для обывателя. Томи Вайзо вон тоже шесть лямов имел и недвижимость по всему ЛА, но знают его за другое.

Ответить
0

Вот тут очень много тупо ложных "фактов" - вот это и обидно.

Ответить
0

что конкретно ложно? У меня такое видение и ничто не показывает мне другое.

Ответить
1

1) WarZ переделка вар инк.
2) перезапускалась 5 раз. На самом деле всего 1.
3) успешная она была везде.
4) F2P она стала только после перезапуска под называнием NewZ Infestation - до этого честные $25, потом $20, потом $15. А ну еще она была f2p в Азии да.
5) Все остальное по мелочи.

Ответить
0

был жеж Survivors Stories, Romero Afterlife и потом еще гринлайт проходили "фанаты"

Ответить
0

вы прекрасно понимаете о чем речь, но ошибочно полагаете, что долго ерничать - хорошая тактика. Не надо так...

Ответить
4

Сергей обширно представлен в нашей бизнес секции - https://dtf.ru/349-sergey-titov-arktos-entertainment-horoshaya-igra-kak-atomnaya-reakciya-ona-prinosit-bolshe-chem-zabiraet https://dtf.ru/3965-tolko-plohoy-investor-trebuet-vernut-dengi-intervyu-s-sergeem-titovym https://dtf.ru/4244-kogda-piratstvo-na-polzu-intervyu-s-sergeem-titovym

Очень без шуток рекомендую, один из наиболее логичных и практичных спикеров индустрии.

Ответить
2

То неловкое чувство, когда читаешь "регалии" Сергея с тем же выражением, как у Сергея на фото :)

Ответить
3

ну это вы очень зря Мухтар. Читать надо не регалии а текст, чтобы что за регалиями было ясно...

Ответить
1

Статья хорошая :)
Я встречал интервью Сергея на vc, но вот род его деятельности почему то упустил.

Ответить

Комментарий удален

11

Я не знаю комментарий сарказм или нет. но на всяк случай поясню что я имел в виду. Сейчас дети которым по 4-10 лет практически растут на майнкрафте/роблоксе плбюс на лего сетах по майнкрафту. Это не так заметно понятно дело когда тебе 20-30-40-етс и если нет детей - но реально влияние майнкрайта на детей - очень сильное - он большая часть их взросления и того как они познают мир. Я не берусь говорить что это хорошо или плохо - но вот то что влияние есть - это фактический факт.

Те условно через 20-30 лет большая часть взрослых в развитом мире будут людьми которые выросли на майнкрафте. Эти люди будут определять тренды в культуре, экономике, просто социальной жизни.

Ответить
0

Здесь, наверное, Марио будет хорошим примером. Всё нынешнее поколение 30-40 лет выросло на этой игре. Притом, что в конце 80-х было немало по тогдашним меркам шедевральных и куда более глубоких и качественных игр, чем поиски принцессы в другом замке.

Ответить
0

На самом деле как ни странно нет. те марио известен, но не настолько распространен как условный майнкрафт - притом здесь оговорка - майнкрафт - это собирательное для меня - это и роблокс и все лицензионные сеты от лего и даже условный pixelgun3d над который трудится Бабаев.

Ответить
2

Всегда интересно читать интервью Сергея! Лично для меня, Сергей отличный пример успешного человека, который хорошо знает что и как нужно делать для достижения успеха! Жму руку!

Ответить
2

Удивлен комментариям. Мысли, как всегда, у Сергея очень структурированные и аргументированные, что очень мне лично импонирует. Спасибо.

Ответить
2

Хорошее вью. Титова всегда приятно читать. Что бы там ни говорили, какие бы холиворы ни устраивали, именно такие люди двигают индустрию. Сергеям спасибо :)

Ответить

Комментарий удален

1

Смотри - про стим. в стиме в то время на саппорте сидело человек 20. Мы были практически первым супер хайповым и скандальным инди тайтлом в стиме. Икроки придрались по сути правильно - у нас в списке фич в описании в сторе были несколько фич перечислены которых не было пока в игре - они реально добавились по моему через 2 месяца. Это был наш проеб - те тут не было плана - ни с точки зрения раздувания хайпа, ни с точки зрения "давайте наебем". Просто проеб новичков на рынке.

Так вот юзера полезли просить рефанды, их притом мало было. Те в смысле меньше 10% - это сейчас тупо "стандартный"рейт для возвратов в стиме. Пресса которой нужны клики а мы популярны это естественно подхватило. Стим тупо сказал - чуваки у нас вест саппорт работает тупо только на вас. Давайте мы на месяц-два как бы остановимся - не то чтобы нас спрашивали - но предупредили заранее - в конце концов стим на нас несколько миллионов заработал.

Мы предложили стиму выдавать без ограничений рефанды - это вообще было смело с точки зрения всех. по результату около 17% игроков попросили рефанд на WarZ в стиме. Мы и стим планировали 50% :)))))).

По результату через 8 по моему недель стим сделал автоматический рефанд для всех покупок.

Для нас - это было в плюс как ни странно - у нас продажи после убирания игры из стима - выросли вне стима - где пардон мы платили сильно меньшую комиссию xSolla.

Другое дело что после возвращения в стим - там продажи были так себе - по результату из почти 3 миллионов проданных копий - только треть в стиме. И примерно 55% с скидкой.

Ответить

Комментарий удален

0

Окей сорян - был еще FTL . Чуть до нас. Так лучше ?

Ответить

Комментарий удален

0

Да друг мой - она начала продаваться в сентябре 2012ого, запустилась в октябре, и на стиме в декабре 2012ого. Если ты про нее не слышал - то это как бы сказать - не моя проблема сорян.

Ответить

Комментарий удален

0

Да без проблем.

Ответить
0

Большое спасибо за развернутый ответ. Мы много времени провели за обсуждением этого проеба в кругу нашего сообщества и тогда у нас не было прямого контакта с Вами, как это оказалось возможным на DTF (если вы помните, модерация форума тогда была в абсолютном неадеквате и закрывала любые претензии до их обсуждения или решения) , за что я благодарен и интервьюеру и самой платформе. Кароче. На вашей игре очень жирно наварились создатели читов, поскольку нашли серьезнейшую уязвимость.

И вот еще вопрос на пол шишечки. В 2012 году уже были непробиваемые античиты, но они были дохуя приприетарными и не продавались. Каким образом вы решали вопрос обнаружения и блокировки хаканов? Вы лицензировали сторонний античит или какой-то отдел разработки занялся этим вопросом?

Ответить
0

вы вообще спокойно и размеренно задаете вопрос, хоть он и левый абсолютно - но тянет также спокойно и размеренно ответить. Так вот строго говоря Сергей на него уже отвечал в этом интервью - https://dtf.ru/349-sergey-titov-arktos-entertainment-horoshaya-igra-kak-atomnaya-reakciya-ona-prinosit-bolshe-chem-zabiraet

Ответить
0

Это плохо, что нужно опираться на то интервью. Ибо по тому интервью я делаю вывод, что комьюнити тогда было право и Сергей Титов мошенник. Человек не от игр совершенно, но от развода игроков на валюту.

Ответить
0

нет, уважаемая Фасоль, это плохо, что вы не читаете правила и не знаете, что это интервью не посвящено карьере Сергея и обсуждать тут его проекты нет смысла, а не ссылку где в этом смысл есть - вы говорите "ну и плохо, я тут хочу"... не надо так, знайте грань пожалуйста

Ответить
0

Начнем с простых вещей. Я не к Вам обращался. Нормальное начало?

Ответить
0

нет, не нормально, вы в интернете - вам могут отвечать и не те к кому вы обратились. Но если сударь воспитан в лучших традициях княжеских семей - то стоило игнорировать первый вопрос, а не пытаться вывезти разговор, а когда не получилось - отбегать с криками "ой я ваще не с вами говорю". Нормально так, доступно пояснил?

Ответить
0

Тебе от меня нужно что-то? Ты мне подкинул инфу, эту инфу я читал и остался ей недоволен поскольку одно с другим не вязалось исходя из моего личного опыта использования этого продукта. Я напрямую обратился к разработчику.

Ты то тут при каком деле? Какое еще хамство? Ты говоришь, что мы в интернете. Тогда вот тебе еще одно правило инторнетов, тебя могут послать. Смекаешь?

Ответить
0

царь недоволен!) а вообще тон в общении с администрацией ресурса, для человека нарушившего 10 правил из 10 данного раздела, рекомендую сбавить, а то вы меня друг мой своей лексикой пацанчика из подъездов неблагополучных районов утомляете уже

Ответить
0

трясется рука напротив кнопки бан, да? Как посмел какой-то рандом из ниоткуда отсекать его величество от разговора. 10 из 10.

Ответить
0

да не трясется - вы же клоун, я с вас и ловлю фан, зачем банить бесплатное развлечение)

Ответить
0

дядь, только не бей в интернете, а то ты все в интернете умеешь - даже тыкать лихо)

Ответить
0

Я закончил с вопросами. Теперь тред весь твой, наслаждайся.

Ответить
0

спасибо Фасолинка я твой должник!

Ответить
0

Да ладно я уже ответил - нормальный вопрос на самом деле.

Ответить
–1

да тут дело такой - протяни хаму руку, он подумает что можно и на стол с ногами залезть...

Ответить

Комментарий удален

0

У тебя какие то явно проблемы - то ты обсираешь всех кто играет в игрушку от мейла, то считаешь всех тут присутствующих чернью - может валерьянки :) ?

Ответить
0

невысокого вы о себе мнения, вам про хамство, а вы уже в чернь записались, причем за левого человека)

Ответить

Комментарий удален

0

меня тоже, обнимемся!

Ответить

Комментарий удален

0

ну вчитайтесь если вам интересно, или развиртуализируйтесь и приходите в личку, что за театр одного актера с бессонницей в 3 утра, честное слово)

Ответить
0

Да вроде нет хамства - так нормальный игроковский вопрос.

Ответить
0

у него на меня стояк.

Ответить
0

Раскройте пожалуйста ещё пару голливудских тайн. А то я не знал ни про Спейси ни про Вайнштейна.

Ответить
0

как я понял в России/снг вообще народ не особо был в курсе что Спейси гей - хотя вроде как "все давно понятно".

Ответить
0

Можно ли ещё таких слухов, кроме уже раскрытых?

Ответить
1

я скучал по вашему безумию Георгий!)

Ответить
0

Это не безумие, а обычный скепсис.
У человека, который видно близок к киноиндустрии (ну или откуда он знает) спросили про отношение к скандалам. Он ответил, что знал о них до. Хотелось бы узнать каких-то инсайдов/слушков, которые очевидно не подставят Сергея. Ну я не знаю про педофильское лобби там или про сотрудников спецслужб в рядах актеров.
Потому что я тоже могу сказать "пффф, да у нас все Южное Тушино знало, что Джон Сноу трасгендер", но только после выхода новости об этом, а не до.

Ответить
0

да я ж без критики, я так - ностальгически - что давно не пересекались в комментах)

Ответить
0

Да я честно не знаю что сойдет за слухи ? Вот например про Вайнштайна - все знали что он бабник - да он и не скрывал собственно. Заметим что все к этому относились реально 15 лет спокойно.

Ответить
0

Ну знаю уж почему, но после прочтения интервью с Сергеем, наступает какое-то особенное понимание своих текущих дел и целей. Становится понятно что именно делать дальше, а самое главное - приходит уверенность в успехе.
Спасибо!

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Пять простых способов разогнать свой ПК
с помощью соли и чайной ложки
Подписаться на push-уведомления