Как создавался VR Stream — взгляд с другой стороны

Недавно мы публиковали колонку разработчика и сооснователя компании Dive Into VR — Валерия Дубова. Он рассказал о создании приложения для стриминга игр в виртуальной реальности на смартфоны VR Stream. Однако сейчас появились новые подробности.

Предоставляем слово другой стороне — компании Fibrum, создателям мобильного шлема виртуальной реальности Fibrum Pro.

Как создавался VR Stream — взгляд с другой стороны

Недавно мы увидели материал о выходе нового приложения VR Stream, которое позволяет играть в обычные компьютерные игры, используя шлем виртуальной реальности. Благодаря технологии стриминга у игрока достигается эффект глубокого погружения, и такое решение может стать действительно востребованным на рынке игровой индустрии. Однако все ли так однозначно в истории создания VR Stream? У компании Fibrum есть свое мнение на этот счет.

В октябре 2015 на одном из мероприятий, посвященных виртуальной реальности, главный разработчик технологии стриминга в VR Валерий Дубов познакомился с основателем и генеральным директором компании Fibrum — Ильей Флаксом. На тот момент идея о стриминге уже витала в воздухе и даже начала реализовываться Валерием на базе компании GeniARs. Однако ресурсов компании не хватало, и Валерию было предложено заниматься проектом в качестве сотрудника Fibrum.

Год назад VR-направление только начинало свое бурное развитие, не говоря уже о технологиях стриминга для виртуальной реальности. Проект VR Stream также был в очень сыром виде и требовал значительной доработки. Однако мы оценили всю перспективность технологии, которая позволит адаптировать Windows ПК игры для мобильных телефонов и станет востребованной в сфере VR. Валерий получил все необходимые ресурсы для завершения проекта. Специально для этих целей было приобретено дорогостоящее оборудование, задействована команда Fibrum. В декабре 2015 года начались первые тесты технологии на различных устройствах:

Как создавался VR Stream — взгляд с другой стороны

Спустя некоторое время выяснилось, что технология стриминга создавалась на базе уже существующего решения американской компании Nvidia. Таким образом, главный разработчик VR Stream решил нарушить лицензионное соглашение Nvidia. Валерий Дубов утверждает, что не знал об этой проблеме, однако столкнулся с ней уже в компании GeniARs. После общения с представителями компании Nvidia на конференции DevGamm в Минске выяснилось, что продолжать разработку проекта в таком виде невозможно, придется искать альтернативное решение. Валерий Дубов продолжил заниматься проектом в качестве сотрудника Fibrum. Мы спонсировали разработку стриминга, несмотря на высокий риск провала.

В январе 2016 года стало понятно, что провала не случится. За несколько месяцев технология стриминга была доработана и могла быть протестирована в совместном проекте с Wargaming. Сотрудники компании отправились в командировку в Варшаву, чтобы впервые представить проект стриминга.

Сотрудники компании Fibrum на мероприятии Wargaming в Варшаве впервые представляют проект стириминга в VR. Валерий Дубов, главный разработчик технологии, второй слева
Сотрудники компании Fibrum на мероприятии Wargaming в Варшаве впервые представляют проект стириминга в VR. Валерий Дубов, главный разработчик технологии, второй слева

Когда технология стриминга была окончательно доделана и протестирована, Валерий сообщил о своем решении покинуть компанию Fibrum. Официальной причиной стало недовольство условиями контракта, несмотря на то, что условия пересматривались несколько раз, а всего Валерию Дубову компанией Fibrum было выплачено 600 тыс. руб. Неофициальная причина — предложение Михаила Торкунова, бывшего коммерческого директора Fibrum, продавать технологию стриминга на базе компании Dive into VR на лучших условиях. При этом основатели DVR не стеснялись делать такие предложения с рабочей почты, еще являясь сотрудниками Fibrum. Так Валерий Дубов перешел в Dive into VR.

Мы не хотели предавать историю огласке, и даже приостановили юридические разбирательства по этому вопросу. Нас удивило, что Dive Into VR решили публично рассказать о технологии, за разработку которой платили другие компании: сначала GeniARs, потом Fibrum. Мы хотели бы предупредить партнеров Dive Into VR о том, что преследование личной выгоды и обман — главные принципы работы этой компании. На рынке IT, где каждый день появляются новые продукты, а компании работают на опережение, вопрос доверия к партнерам является ключевым для сотрудничества.

2.7K2.7K открытий
23 комментария

Мы ничего не выдумываем, поэтому можем повторить еще раз и подтвердить свои слова доказательствами. Изначально с Валерием договорились о работе на одних условиях, которые пришлось пересмотреть из-за отсутствия лицензии Nvidia. Но компания верила в Валерия и дала ему еще один шанс: полную свободу действий без каких-либо обязательств (и в этом была наша ошибка!). Мы заранее обсудили, что если из этого проекта ничего не выходит, Валерий просто остается и занимается B2B . В итоге мы все оплатили все эксперименты и когда пришли к успеху, Валера просто ушел, хотя договор обсуждался и корректировался десятки раз. С нашей стороны были выполнены все обязательства, в т.ч. закупка дорогостоящего оборудования.
http://joxi.ru/752ak1ViQV55r0

Ну и если уж мы показываем подтверждение, то вот документ, который Валера делал, еще работая в Fibrum (Уволился он сильно позже) https://www.dropbox.com/s/ximdzq1v4z5eib8/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3.docx?dl=0 Этот документ и планировалось патентовать от имени Fibrum (Cкрин даты документа:http://joxi.ru/8ZrJXVvt5VxG2j )

Вот вопрос Валеры в декабре еще: http://joxi.ru/el2ZNvpTybnO2J

А вот ссылка, которую он просит посмотреть: http://joxi.ru/L4Akp3jU8P48rq

Это подтверждение того, что те игры, которые Валера говорит, что сделал в dvr, он сделал еще в Fibrum http://joxi.ru/wRmzqX3fL94jrO

Ответить

Действительно, это VR стриминговое решение Fibrum показал в рамках совместного проекта на нашем ивенте в Варшаве 8-9 апреля этого года. В рамках этого проекта Wargaming сотрудничал с Fibrum, чтобы показать посетителям режим наблюдателя в WoT через VR шлем.

Ответить

Скажу как вижу - мутная движуха. Особенно в комментариях.

Ответить

На этом видео бывший директор по маркетингу Алексей Свирский (сейчас один из основателей DVR http://joxi.ru/Dr8OJK1H3DawA6), на 2.15 минуте рассказывает о технологии VR стриминга на CES в январе 2016 года, когда проект разрабатывался еще в Fibrum https://youtu.be/r9jrUfKamqE

По итогам международных конференций было написано много статей об уникальном решении стриминга в VR от Fibrum. Всего более 100 публикаций, например:

«Gamers who play PC games can turn any game in an immersive VR experience using Fibrum's unique streaming capabilities» http://www.consumerelectronicsnet.com/article/Fibrum-The-Largest-Developer-of-Mobile-Virtual-Reality-Apps-Presents-its-Global-Virtual-Platform-at-CES-2016-4227155

Или «Gamers can use Fibrum’s streaming capabilities to play PC games in immersive VR» https://www.vrfocus.com/2015/12/fibrum-announces-global-vr-platform-to-showcase-at-ces-2016/

Алексей Свирский также как и Михаил Торкунов был уволен из компании Fibrum одним днем за ведение параллельной коммерческой деятельности и воровство проектов из компании.

Ответить

Привет! Меня зовут Торкунов Михаил - я генеральный директор компании Dive into VR.

На настоящий момент компания Dive into VR не будем придавать публичному освящению фактов, которые могли бы негативно сказаться на репутации компании Fibrum. Так что простите, истории переписок в СМИ мы публиковать не будем =)
Поэтому буду отталкиваться от того что пишут коллеги из Fibrum.

Для начала, хотел бы сказать, что информацию, изложенную в сегодняшней статье, я считаю ложной.

Более того это подтверждает своими скриншотами Fibrum.

Смотрим внимательно и думаем:

Читаем в статье: «В январе 2016 года стало понятно, что провала не случится. За несколько месяцев технология стриминга была доработана и могла быть протестирована в совместном проекте с Wargaming. Сотрудники компании отправились в командировку в Варшаву, чтобы впервые представить проект стриминга.»

Потом ( дата - 5 февраля 2016 )- http://joxi.ru/752ak1ViQV55r0
« Если участие в мероприятии пройдет успешно, то следующим этапом будет реализация стриминга по новой, не нарушающей лицензий технологии, только для одной игры - Танки Варгейминга »

Странно, что в статье «в январе стало понятно что провала не будет», а в феврале технический директор подтверждает, что стриминг нарушает лицензии.

Далее из статьи:
« Спустя некоторое время выяснилось, что технология стриминга создавалась на базе уже существующего решения американской компании Nvidia. Таким образом, главный разработчик VR Stream решил нарушить лицензионное соглашение Nvidia. Валерий Дубов утверждает, что не знал об этой проблеме »
То есть в статье Дубова обвиняют в том, что он скрывал информацию.

Однако было написано: « В декабре 2015 года начались первые тесты технологии на различных устройствах » и потом Fibrum предоставляет скриншот ( 7 декабря ) - http://joxi.ru/L4Akp3jU8P48rq

Сами себе противоречат. Когда Дубов что-то скрывал, если он только вышел на работу?

В итоге:

В проекте VR Stream не использует наработки, сделанные Дубовым во время работы в Fibrum.

Почему такой крутой парень как Дубов захотел стать партнером Dive into VR не знаю, наверное он посчитал, что мы лучше =)

Ответить

Михаил, как-то Ваши выводы совершенно не связаны с аргументами)) Конечно, искать нестыковки в месяц намного проще, чем отвечать по существу. Например, на документ патента или те игры, которые DVR выдает за свои. А истории переписок Вы публиковать, конечно, не будете, потому что их просто нет.
Михаил Торкунов был уволен из Fibrum одним днем за ведение параллельной коммерческой деятельности в компании DVR. И все доступы к почте и Worksection были у него заблокированы.
Кстати, в процессе распространения статьи выяснилось, что не только у нас и GeniARs есть претензии к "такому крутому парню" как Дубов, но и у прошлых работодателей ;)

Ответить

Прямо детективная какая-то история получается. Михаил обвиняет автора статьи во лжи. Вот только конкретно в чем заключалась ложь написать не пожелал, ссылаясь на некую непоследовательность и нелогичность в статье. Мне стало интересно может я неправильно все прочитал и неправильно понял. Дальше будет много букв.
"Давайте не будем нервничать и не спеша во всем разберемся" (С) к/ф "Профессия следователь".
Итак, как я понял дело было так:
- Октябрь 2015, Валерий ужа работал над технологией стримминга в рамках работы в компании GeniARs (я так понимаю это компания Евгении Соболевой, тот самый startup про который говорилось в первой статье)
- Октябрь 2015, познакомился с Ильей Флаксом
- Не позднее 04 декабря 2016 Валерий уже работает в Fibrum и передает на тестирование первые наработки (https://uploadcare.cmtt.ru/27753473-0a0c-484e-924f-e2eb2a6ff746/-/progressive/yes/, )
- В период между 04 декабря 2015 и январем 2016 выяснилось что:
o Текущие наработки используют некое решение от NVidia и дальнейшее использование порождает серьезные риски
o 07 декабря 2015, Валерий утверждает, что не знал, что использования этого решение порождает такие риски и предлагает альтернативы (http://joxi.ru/L4Akp3jU8P48rq)
o На выставке DevGamm в Минске (11-12 декабря 2015, если не врет интернет) после общения с NVidia наличие рисков подтвердилось
o Принято решение искать альтернативу, Fibrum, несмотря на высокие риски не найти решение проблемы (я так понимаю что риски не сделать проект в нужные сроки и называется «провалом»), продолжает спонсирование проекта в направлении разработки альтернативного варианта без использования заимствованной технологии NVidia
- 05 февраля 2016 технический директор Дмитрий Осин пишет о том что, оперативно реализовать альтернативную технологию (http://joxi.ru/752ak1ViQV55r0) не получится и проект с Wargaming надо реализовать по текущей технологии, вернувшись к вопросу альтернативы после мероприятия, Валерий соглашается с этим
- В апреле 2016 (8 по 9 апреля 2016) Fibrum представляют продукт на основе текущей технологии (при этом нигде нет упоминания о том, что работа над альтернативным вариантом прекращена, в письме Дмитрия говорится о привлечении Валерия в том числе к некоторым другим проектам)
- 13 апреля 2016 Валерий Дубов передает команде Fibrum документ с описанием альтернативного варианта (https://www.dropbox.com/s/ximdzq1v4z5eib8/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B3.docx?dl=0).
Получается что, несмотря на письмо Дмитрия Осина, работа над альтернативной технологией все таки продолжалась. В документе нет упоминание об использовании «спорной технологии NVidia» из-за которой пришлось искать альтернативу (см. раздел Применяемые библиотеки)
- Валерий Дубов увольняется из FIBRUM и нанимается в Dive into VR, генеральным директором (и как я предположу также соучредитель) которой является Михаил Торкунов (бывший сотрудник Fibrum). Работает на проектом стримиинга и играми в проектах по которым он работал еще в Fibrum (http://joxi.ru/wRmzqX3fL94jrO).
Еще немного фактов с просторов интернета:
- Компания ООО «Дивиар» учреждена 28 апреля 2016 года, в состав учредителей входят как мне известно три бывших сотрудники Осин Дмитрий, Свирский Алексей, Михаил Торкунов, в списке соучредителей Валерия Дубова – нет. https://огрн.онлайн/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/9846754-%D0%BE%D0%BE%D0%BE_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%80/
На основе этого я могу сделать следующие предположения:
Валерий работал в Fibrum над технологией стримминг, работу над которой он начала до работы в Fibrum. Работа по реализации альтернативной версии стримминга не нарушающая лицензионные соглашения с NVidiа была успешно завершена в рамках работы в Fibrum.
В конце апреля 2016 трое сотрудников Fibrum учредили компанию в области разработки VR технологий, пригласили в неё Валерия, создали продукт VRStream при этом: «В проекте VR Stream не использует наработки, сделанные Дубовым во время работы в Fibrum.»
Слишком много совпадений. Валерий очень кстати заканчивает работу над альтернативной технологией, казалось бы достиг успешного результата в Fibrum, и уходит в проект в котором судя по словам Михаила Торкунова приходится разрабатывать продукт с нуля. При этом оказывается, что технический директор Дмитрий Осин который, как я понимаю в Fibrum отвечал за проект как руководитель, тоже работает в Дивиар (это мое предположение может он просто учредитель).
Мне, лично, трудно поверить что здесь обошлось без заимствования наработок Fibrum.
P.S. И снова ремарка в настоящий момент я сотрудничаю с Fibrum, но в данном ответе старался быть объективным и не занимать ту или иную сторону.

Ответить