Как свет меняет атмосферу сцены

Одну и ту же сцену можно сделать мирной, опасной или напряженной просто при помощи света. Рассказываем, как это работает.

Преподаватель Smirnov School и колорскриптер <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fmishaoplev&postId=209954" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Михаил Оплев</a> мастерски использует свет, чтобы придавать настроение своим работам.
Преподаватель Smirnov School и колорскриптер Михаил Оплев мастерски использует свет, чтобы придавать настроение своим работам.

Свет решает, говорят фотографы — и они правы. Многие даже не задумываются о том, насколько сильно интенсивность света и его расположение влияют на атмосферу работы, не важно, будь то фотоснимок, сцена в 3D или концепт-арт. Поэтому очень важно понимать, где будут располагаться источники света в вашей сцене и зачем.

Трехточечное освещение

Фотографии известно много световых схем. Например, вот тут описывают целых шесть — для портретов. Но мы поговорим о том типе освещения, которые стоит узнать каждому художнику.

В набор минимум входят:

  • Key light — яркий основной источник света.
  • Fill light — дополнительный или заполняющий свет. Он менее яркий, обычно его используют, чтобы подсветить темные участки.
  • Rim light — контурный свет. Располагается позади объекта, дает красивую окантовку вокруг него. Используется, чтобы отбить объект от фона.
Слева направо: общая световая схема и три источника света. Контурный можно заметить на плечах и шее.  Картинки  <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsiped.org%2Fsybmm%2Fsemester-4%2Fphotography%2Fexplain-the-term-three-point-lighting%2F&postId=209954" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отсюда</a>
Слева направо: общая световая схема и три источника света. Контурный можно заметить на плечах и шее.  Картинки  отсюда

Как это выглядит у художников?

Key Light

Если вы используете несколько источников света в работе, основной источник света будет самым интенсивным. Ясным днем это будет солнце, чье интенсивное свечение перебивает любое другое освещение. В ночной сцене основным источником света может послужить фонарь или, например, костер. Вы сами в зависимости от ситуации определяете, какой свет — самый сильный. Именно он будет задавать основное освещение в работе и влиять на основные падающие тени. Если свет жесткий, как в случае с солнцем — тени будут четкими, если рассеянный — вы получите мягкие тени.

Если вы планируете несколько источников освещения, постарайтесь создать иерархию. Когда у вас несколько одинаковых по силе источников освещения, тяжело продумать, как они будут взаимодействовать между собой. Поэтому важно определиться, какой источник света будет основным и самым интенсивным, а какие будут дополнительными. Если ваша задумка все же предполагает использование нескольких одинаковых по силе источников света, убедитесь, что они правдоподобно взаимодействуют друг с другом и не нарушают композиционную целостность работы.

В этой иллюстрации солнце — основной источник освещения. Работа Jeremy Fenske.
В этой иллюстрации солнце — основной источник освещения. Работа Jeremy Fenske.

Fill Light

Дополнительный источник света — более слабый по сравнению с основным. В солнечный день таким источником будет небо: его рассеянное голубое свечение заполнит тени. Возможно, зимой при ярком солнце вы замечали, что снег в тени кажется голубоватым — это как раз наглядный пример того, как работает дополнительное освещение. Там, где пересекаются основной свет и дополнительный, мы увидим влияние только основного из-за того, что он сильнее.

 Рассеянный свет от неба окрашивает тени на снегу в голубой. Работа Антона Фадеева.
 Рассеянный свет от неба окрашивает тени на снегу в голубой. Работа Антона Фадеева.

Rim Light

Контурный свет появляется, когда источник света находится позади изображаемого объекта. На его краях, чаще со стороны тени, возникает небольшое свечение: получается своеобразный эффект обводки. Этот прием часто используется в концепт-арте для игр (особенно на пропсах), в фотографии и кинематографе. Иногда в иллюстрации контурное освещение добавляют даже в случаях, когда по сути его там быть не должно: когда сзади нет источника света или он расположен сбоку. Эта неправдоподобность помогает работу визуально привлекательнее, поэтому иногда можно немного схитрить в угоду визуально интересной картинки.

С помощью контурного света решают ряд задач: отделяют объект от фона, акцентируют внимание на силуэте персонажа. Чего он не может, так это подсветить форму внутри силуэта.

Пример контурного света в иллюстрации. Автор работы — Sam Nielson
Пример контурного света в иллюстрации. Автор работы — Sam Nielson

Как экспозиция помогает задавать настроение иллюстрациям

Свет может сделать много больше, чем просто осветить ваш объект. Он умеет задавать настроение. Сейчас будет еще немного терминов из фотографии — только чтобы повысить навык рисования, разумеется.

В фотографии слово экспозиция означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. В результате мы получаем кадры с разной степенью читаемости: слишком темные, слишком светлые и хорошо читаемые. Как это выглядит? Посмотрите ниже.

На кадре с нормальной экспозицией хорошо видны детали как на свету, так и в тени. На двух других фотографиях кадр получается либо слишком темный, либо слишком светлый, часть информации потерялась
На кадре с нормальной экспозицией хорошо видны детали как на свету, так и в тени. На двух других фотографиях кадр получается либо слишком темный, либо слишком светлый, часть информации потерялась

По-разному используя три основных типа освещения и меняя экспозицию, можно создавать в работах совершенно разную эмоциональную атмосферу. Нужен пример? Разберем на лягушках.

Что вы можете сказать о каждой лягушке? Меняется ли настроение персонажа в зависимости от освещения? Автор работы — Sam Nielson
Что вы можете сказать о каждой лягушке? Меняется ли настроение персонажа в зависимости от освещения? Автор работы — Sam Nielson

Когда источник света четко сверху или снизу

У первой лягушки основной источник света расположен над головой, тени подсвечены неярким дополнительным светом. Создается впечатление, что она находится под искусственным источником света, возможно, на сцене, и на нее светит прожектор. Солнце редко находится под таким углом, чаще оно светит немного сбоку, поэтому можно сделать вывод о том, что действие происходит где-то в закрытом помещении.

Лягушка №1.1. Свет точно сверху. Как часто вы видите свет прямо над головой и в каких условиях? Даже не показывая окружения, можно подсказать зрителю, где находится наш пропс или персонаж.
Лягушка №1.1. Свет точно сверху. Как часто вы видите свет прямо над головой и в каких условиях? Даже не показывая окружения, можно подсказать зрителю, где находится наш пропс или персонаж.

На атмосферу влияет расположение источника света: если он четко сверху или четко снизу, мы почувствуем небольшое напряжение, так как человеческому взгляду комфортнее смотреть на изображения, где источник света чуть под углом. Симметричные вещи не кажутся нам природными.

Если переместить источник света вниз так, чтобы он оказался под лягушкой, мы получим загадочную и мрачную атмосферу. Объяснить это можно тем, что свет, который идет снизу — довольно непривычное явление, и оно создает легкий дискомфорт у зрителя.

Лягушка №1.2. Свет точно снизу, отчего у лягушки подозрительный вид. Она точно что-то задумала!
Лягушка №1.2. Свет точно снизу, отчего у лягушки подозрительный вид. Она точно что-то задумала!

Когда нужны пересвет или наоборот, нехватка света

Следующая лягушка — переэкспонирована. Пятно света кажется практически белым, так бывает при очень ярком освещении. Эффектом переэкспонированности часто пользуются художники, когда хотят изобразить яркий солнечный день и акцентировать внимание зрителя на том, что находится в тени от основного источника света.

Лягушка №3. Свет сверху, его много.
Лягушка №3. Свет сверху, его много.

На концепте к мультфильму «История игрушек 3» часть деревянного пола, освещенная солнцем, полностью белая: не видно текстуру дерева и даже нельзя определить, какого она цвета. Зато остальная комната хорошо освещена за счет отраженного света, и мы четко видим все детали. Такое яркое солнечное освещение создает безопасную и уютную атмосферу.

Концепт к мультфильму “История игрушек 3”. 
Концепт к мультфильму “История игрушек 3”. 

Третья лягушка изображена с недостаточной экспозицией: здесь очень глубокие тени и малое количество света.

Лягушка №3.1. Свет сверху, его мало.
Лягушка №3.1. Свет сверху, его мало.

Такой вариант освещения помогает создать мрачную, загадочную атмосферу. Например, так:

 Работа Максима Верехина
 Работа Максима Верехина

А так выглядит лягушка в темном помещении.

Лягушка №3.1. Тут света совсем пожалели.
Лягушка №3.1. Тут света совсем пожалели.

Конечно, иногда лягушка в темноте выглядит вот так. Но нам этот вариант не очень интересен.

Вы видите тут лягушку? А она есть!
Вы видите тут лягушку? А она есть!

Боковое освещение

Освещение сбоку, как на четвертой лягушке, более естественное, по сравнению с верхним освещением из первого варианта, однако оно может добавить в иллюстрацию немного драматичности и эмоциональности.

Лягушка №4. Свет точно сбоку.
Лягушка №4. Свет точно сбоку.

Такое освещение бывает, например, в фильмах, когда влюбленная пара смотрит на закат солнца.

Автор работы — Laurica Andrian
Автор работы — Laurica Andrian

Вариант освещения, показанный на примере пятой лягушки, самый нейтральный из всех рассмотренных. Именно такое освещение чаще всего встречается в концептах персонажей, когда нужно показать дизайн, а эмоциональная составляющая не играет решающей роли. Почему? Освещение спереди и сбоку лучше всего демонстрирует форму и текстуру объекта, так как достаточно большая его часть расположена на свету и без труда можно рассмотреть необходимые детали.

Попытка, то есть лягушка номер 5. Классический свет для концептов персонажей. 
Попытка, то есть лягушка номер 5. Классический свет для концептов персонажей. 

Если сместить такое освещение в сторону центра, может добиться чувства легкого дискомфорта, как если бы персонаж внезапно оказался в свете фар или фонаря. Так легкая ассиметрия в расположении основного источника всегда предполагает более дружелюбную атмосферу. Хотите добавить напряжения — поместите источник света в центр над головой персонажа или прямо перед ним.

Итак, мы поняли, что свет не просто освещает объекты, но и задает настроение сцене. Поэтому прежде чем садиться за работу, хорошо бы подумать, сколько у вас будет источников света, как они будут расположены.

Решить эту проблему можно, изучив референсы на свет, соорудив макет из нескольких коробок и ламп дома или собрав болванку сцены в 3D. Последнему методу учат у нас на курсе «Коммерческая промо-иллюстрация».

Текст написан Сефери, дополнен редакцией.

109109
8 комментариев

Сохранял на всякий случай, еще не понадобилось

10
Ответить

Спасибо!
У меня подобных, но проще картинок много для рисунков, но после обнаружения этой штуки, считай, могу удалять.
https://www.artstation.com/artwork/GX3Ax1

3
Ответить

Спасибо! Узнал пару интересных вещей про экспозицию!

2
Ответить

Вам спасибо, что прочитали! Рады стараться) 

Ответить

Отдай мою жабу

Ответить

Меняем на рисунок слона в удаве!

1
Ответить