Краткий разбор на примере работы мозга и азартных игр
В последнее время часто возникают призывы запретить лутбоксы в играх или маркировать такие игры. Запрет обосновывают тем, что механика лутбоксов аналогична азартным играм. Но в чем заключается схожесть – в эффекте случайности, в вознаграждении? Ведь эти эффекты давно присутствуют играх. Мы не знаем получится ли у нас пройти миссию, а в случае успеха получаем награду: внутриигровую валюту, ачивки или модификации для оружия. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, как работает награда в человеческом мозге и как искажается восприятие игроков.
Нейробиология награды
Награда и удовольствие играют важную роль в формировании привычки. Чем больше мы получаем удовольствия или положительных эмоций от определенного поведения, тем с большей вероятностью поведение станет привычкой и будет выполняться бессознательно. Главную роль в чувстве награды и радости играет нейромедиатор дофамин, который формируется благодаря вентральной области покрышки среднего мозга (Ventral Tegmental Area – VTA).
От вентральной области покрышки идут нейроны к ядру и участкам лимбической системы: миндалине и гиппокампу, образуя мезолимбический дофаминовый путь. Также нейроны покрышки поступают в префронтальную кору мозга, формируя мезокортикальный дофаминовый путь. Нейробиолог Роберт Сапольски предложил объединить эти два пути в одну дофаминовую систему.
Дофаминовые нейроны активируются в ответ на положительные стимулы из других отделов мозга или условные стимулы. Если пользователю приходит звуковой сигнал из приложения, уведомляющего о новых лайках, то дофаминовые нейроны активируются сразу в ответ на звуковой сигнал. Таким образом, в момент звукового сигнала происходит первая активация в дофаминовой системе.
Если количество полученных лайков соответствует его ожиданиям, то вторая активация на саму награду будет слабой, а иногда и вовсе отсутствовать. Аналогичное правило действует и в обратную сторону: активность дофаминовых нейронов опустится ниже среднего уровня в случае получения 30 лайков вместо ожидаемых 50.
Один из пионеров в изучении поведения дофаминовых нейронов, Вольфрам Шульц, показал, что случайность награды также побуждает дополнительную активность дофаминов. Допустим наш пользователь опять получил уведомление о новых лайках и пытается открыть приложение. Однако появляется новое условие – с вероятностью 50% он получит лайки или нет. Возникшая неизвестность активирует дофаминовую систему и вызывает перебои в закреплении награды. Мозг реагирует на это еще одной волной дофамина, что вызывает возбуждение в мозге, например, у участников игр со случайным исходом событий.
Азартные игры
Рассматривая через призму формирования награды, в азартных играх работает следующая система подкрепления поведения: триггер в виде звуков игровых автоматов, далее действие, которое необходимо совершить пользователю для получения награды, ожидание награды и сама награда при успешном исходе. В чем же секретный ингредиент, который непроизвольно побуждает патологических игроков расставаться деньгами?
В 1974 году американский психолог Беррес Скиннер описал эффект «near miss» в игровых автоматах. «Near miss» представляет проигрышный исход, когда два барабана игрового автомата отображают один и тот же символ, а третье колесо показывают этот символ над или под выигрышной линией. Увидев такую комбинацию, у игроков возникают мысли: «Почти выиграл, надо бы еще раз попробовать».
Эффект «near miss» особенно ярко проявляется, если сравнивать реакцию мозга патологических и обычных игроков. У патологических игроков активность дофаминовых нейронов в случае проигрыша выше, чем при выигрыше. Получается, что «near miss» проигрыши наоборот усиливают мотивацию игроков и подкрепляют поведение на то, чтобы играть чаще. Кроме того, должна соблюдаться определенная доля «near miss» проигрышей. Если доля «near miss» проигрышей более 40% по отношению ко всем проигрышам, то эффект будет слабым.
Игровые автоматы также подстегивают игроков с помощью проигрышей, замаскированных под выигрыши (Losses Disguised as Wins – LDWs) и аудиовизуальных эффектов. Эффект LDWs возникает, когда игрок делает ставку в 75 кредитов, но отыгрывает только 30 кредитов благодаря совпадению части выигрышных символов на барабанах. Игровые автоматы празднуют такую победу, как полноценный выигрыш с помощью звукового сопровождения и анимаций, что вызывает желание игрока продолжить игру.
Примеры механик в лутбоксах
Попробуем рассмотреть механики азартных игр и наград в игровых лутбоксах на примере 2 вариантов реализации – относительно хороший в Battlefield 1 и откровенно плохой в NBA 2k20.
В Battlefiend 1 игроки получают Battepack – боевой набор, гарантирующий скин для оружия. Если повезет, то может также выпасть XP буст или часть оружия ближнего боя. Собрав необходимое количество частей, игрок может разблокировать оружие ближнего боя и использовать в игре. При этот боевые наборы не разделяется по классам, то есть в стандартном наборе игрок может получить скины всех 3 видов: специальный, выдающийся и легендарный
Лутбоксы в Battlefield 1 гармонично встраиваются в игру по нескольким причинам:
Лутбоксы состоят преимущественно из скинов
- Игра позволяет легко накапливать очки для получения лутбоксов. Тратя на игру 3-4 часа в неделю, пользователи могут получать 5-7 лутбоксов, которых хватает на открытие редких скинов для любимого класса
- Пользователь может обменять ненужный скин или часть холодного оружия на внутриигровую валюту (Scraps) для покупки новых боевых наборов
Однако есть хитрости, с помощью которых геймдизайнеры искажают восприятие пользователей в игре. Во-первых, у игроков формируется привычка использовать лутбоксы благодаря лояльной системе наград. Действует здесь аналогичный принцип, как и с никотиновой зависимостью. Количество дофамина, выделяемого при каждой затяжке сигареты, незначительно по сравнению с другими видами наркотиков. Однако «частые перекуры», сочетаемые с другими рутинными активностями, повышают удовольствие.
Также и с боевыми наборами, получая и открывая в большом количестве боевые наборы, у пользователей формируется привычка. А сопровождение процесса открытия лутбокса яркими визуальными образами и музыкой лишь усиливает эффект.
Во-вторых, раскрытие возможных призов в лутбоксе служит сигналом к награде. Как мы увидели в примере ранее, первый и основной дофаминовый выброс происходит при получении покрышкой среднего мозга сигнала о возможной награде. Здесь может действовать аналогичный принцип – отображение вожделенного скина рядом с лутбоксом подстегивает на первый выброс дофаминовых нейронов.
NBA 2k20 пока же можно назвать худшим примером реализации лутбоксов. В игре присутствует режим MyTeam, который позволяет собрать собственную команду из игроков, полученных с помощью колод карт. Игроки получают колоды карт за игру или за реальные деньги.
В начале сессии в режиме MyTeam пользователи получают случайным образом три карты трех разных игроков. Каждый игрок имеет свою награду, которая не раскрывается пользователям. Для получения прикрепленных к картам наград необходимо сыграть игру 3on3. Раньше вместо игры 3on3 была слот-машина, но под напором критики ее заменили. Тем не менее процесс все еще случайный. Если повезло, и вы выиграли награды с карт, то вам представится дополнительная возможность выиграть что-то еще с помощью рулетки или автомата пачинко.
Создатели NBA 2k20 даже не старались как-то органично интегрировать лутбоксы в игру. Вместо это они добавили игровые автоматы, манипулируя игроками с помощью аудиовизуальных эффектов слот-машин, эффекта «near miss» и проигрышей, замаскированных под выигрыши. При этом игра на реальных игровых автоматах может быть даже безопаснее, чем в виртуальных автоматах NBA 2k20. Игровые автоматы проходят сертификацию с помощью статистических тестов, которые проверяют генерацию случайных величин в барабанах. Что происходит под капотом виртуальных автоматов NBA 2k20 никто не проверял и в курсе только разработчики игры.
Дежурный коммент-напоминание о том, что внутриигровые покупки, а тем более завязанные рандоме - рак индустрии.
Подобному не место в фулпрайс-играх.
Дежурный ответ, что всё это крайне субъективно.
Статья о том как работают лутбоксы
Статья-то нормальная, но вот грустно мне почему-то.
Тоже возникало такое чувство, но мне кажется в ближайшее время лутбоксы вряд ли исчезнут. Зная механики, геймдизайнеры могут постараться запилить более этичные и гармоничные реализации лутбоксов
Есть у меня небольшая история на эту тему. Недавно вышел Геншин Импакт, в котором есть механика гачи, сиречь лутбоксы. Я к таким привык и обращаться с ними умею, проблем не вызвали.
Решил посмотреть стримеров, которые начали в нее играть. Так вот, одному настолько это понравилось, что он с ходу посрался с чатом и уже начал задумываться о том, чтобы вкинуть в игру деньги. К чему я это веду? Не знаю. Наверное, некоторых людей нужно держать подальше от лутбоксов. И от твича.
Здесь еще разработчики могут быть недобросовестными. Один чел потратил 300к внутриигровых рублей (то есть он их там заработал, но если вкинуть реал это был бы тоже самое) в Кроссауте на открытие лутбоксов ради легендарки и ему за несколько сотен таких ящиков она ни разу не упала и он вышел в жесткий минус. Шансы дропа там были наверно 0.0001. На бирже они стоили по 20к рублей и было штук 6 на весь сервер.
Я вот буквально вчера поиграл в геншин импакт и потратил бонусную валюту, которую давали за 7 ранг приключений, ну и на этом всë. Из 20 молитв новичка, мне выпало 3 или 4 персонажа.
Гачи иногда позволяют почувствовать азарт, но как вы сказали, что некоторые будут готовы потратить все свои деньги на лутбоксы. Вполне наверняка, как у людей порой бывает предрасположенность к алкоголю, так и страсть к азартным играм. Тут от человека зависит и его самоконтроля. Яркий пример - кейсы в кс го. Там реально целый бизнес на этих скинах держится. Некоторые за цветные ножики и перчатки готовы выложить порой около-космическую сумму.
Порой законы о регуляции лутбоксов на гос. уровне выглядят не так уж и бредово.
Это фри ту плей - она имеет право быть какой угодно и провоцировать на покупку каждые 5 секунд.
Если бы игра стоила денег - это уже совсем другое дело
1. Тупость
2. Жадность
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Да, просто играя в контру иногда на расслабоне (десматч, кэжуал) я за год лет наверное около 1000 рублей "получил" с игры с продажи выпадаемой хрени. (по 5-100р с одного предмета где то) Что довольно приятно.
Для кого то эти скины - целый мир, а я просто продаю то что выпадают и не пытаюсь открыть ящики.
Комментарий недоступен
В моём детстве тоже были эти казиношки, и выиграть в них было труднее, чем проиграть. Даже в саму казиношку надо было суметь попасть и удержаться в ней, чтобы сыграть с малым шансом на победу, вот где испытание, азарт и нереальный кайф от выигрыша. =D
Все правильно рассказал. Также есть проблема и во внутриигровых покупках. Человек покупая например скин за 500 рублей, который и так можно получить играя в игру, попадает в дофаминовую ловушку. Мы получаем удовольствие от процесса игры. Продолжаем играть в надежде получить этот заветный скин. Просто покупая эту цифровую вещь, мы лишаем себя одного из факторов влияющих на получения наслаждения от игры. Купил скин и через недельку ты уже забыл, что его хотел и уже глазки горят от новых скинов поступивших в игровой магазин. Но ты не играешь в игру чтобы их получить, ты просто вводишь данные кредитки и вот, цель достигнута. Так же действует и с вещами в реальной жизни. Мы «кайфуем» от времени затраченному на цель, а не от самой цели. Покупая что-то будьте уверены, что это очень важная вещь для вас и вы ей будете пользоваться очень долго, пока не порвется, сломается, потеряется и тд (да и в этих случаях можно починить или заштопать)
И тут на помощь приходят трейнеры…
Всё это говорит о том, что человек недалеко ушел от животных и все те условия что действуют на простейший разум - действуют и на нас. Точнее даже не на разум, а на живое существо.
Свободы воли нет. Всё что мы называем свободой воли отлично поддаётся манипуляции.
Однако. Обращаясь обратно к животному миру, можно вспомнить про доверие к той или иной системе, действию или существу.
Доверия у меня к лутбоксам нет, ибо они отлично поддаются манипуляции и уже говорилось о том что для стримеров могут поднимать шанс выпадения ништяков. Да и я о системе подбора и выброса ничерта не знаю, чтобы доверять ей. Поэтому мне без разницы и я не соприкасаюсь с этим, если у меня нет средств. Если они есть и есть какая-либо скидка, то почему бы и нет?
И самое весёлое, что тебе кажется что ты узнаешь систему лучше с каждой новой покупкой, потому что шансы якобы улучшаются. Но они не улучшаются ни на процент.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Да, действительно, аудитория азартных игр и лутбоксов не самая большая, но для некоторых игр ее хватает, чтобы зарабатывать достаточно денег на лутбоксах. В статье я просто делал акцент на том, почему таким патологическим пользователям лутбоксов бывает очень тяжело остановиться. Например, они рассматривают свои проигрыши с эффектом "near miss" скорее как выигрыши, чем проигрыши. Это может быть вызвано тем, что у патологических игроков реакция дофаминовых нейронов в случае проигрыша более выражена, чем у обычных игроков. То есть даже на уровне мозга, как бы он не осознавал, что это плохо, его поведение все равно подкрепляется на данное поведение.
Выбор пока еще есть, но над этим активно работают. Рано или поздно человеческая психика будет изучена до конца, и люди будут делать всё, что им прикажут.
На примере КС, это настоящая рулетка, где ты пытаешься выбить дорогой скин чтобы продать