“Китайцы уже 10 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки” – Вячеслав Уточкин

Российский геймдев по своей природе гораздо ближе к азиатскому, чем кажется, и наилучшие перспективы для него открываются в Китае. Своим взглядом на геймдев и важность китайского рынка генеральный продюсер и со-основатель игровой студии Geeky House поделился на фестивале китайской культуры, организованном школой «Алгоритм». Пересказываю основные тезисы, как обещал.

“Китайцы уже 10 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки” –  Вячеслав Уточкин

Китайский рынок выглядит очень привлекательно

Такое впечатление складывается у непосвященного. С китайским геймдевом Вячеслав Уточкин сотрудничал не раз: помогал запускать китайские игры в России (Perfect World), выводил свои в Китай и возил наши киберспортивные команды на турниры в Поднебесную. Спикер охотно делится своим опытом, в привлекательность китайского рынка он искренне верит. Да и сложно не заразиться энтузиазмом, как же: ведь рынок там – 45 миллиардов долларов в год, причем половину составляют мобилки, а российским играм скоро дадут особые привилегии!… Впрочем, обо всем по порядку.

В 2022 году весь игровой рынок оценивался в 180 миллиардов долларов. Из них четверть пришлась на Китай – те самые 45 миллиардов. Всего на пару миллиардов меньше, чем в США. А вот по количеству игроков Китай лидирует с большим отрывом – 700 миллионов человек, и эта цифра будет расти. Китайцы готовы тратить деньги на игры и делают это активно – их отличает здоровый азарт, и к играм они иногда относятся как к работе, а не как к развлечению. Отсюда же и значительные успехи в киберспорте.

Самый большой кусок рынка отхватили, сюрприз-сюрприз, мобильные игры. Треть мирового рынка мобильных игр – это Китай. Для нас это удачное совпадение, потому что именно на рынке мобильных игр сегодня активно продвигаются российские разработчики. Прецеденты (успеха в Китае) , кстати, есть уже давно – достаточно вспомнить ZeptoLab. Еще 10 лет назад, когда рынок только зарождался, Cut the Rope и Омномном покоряли рынок за рынком. Вторая часть франшизы собрала больше игроков в Китае, чем в США.

“Они [китайские коллеги] уже 10-15 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки. Уже тогда многие компании в Китае переключились на разработку мобильных игр”.

Пожалуй, главным аргументом в пользу китайского рынка становится государственная поддержка. Не так давно прошла новость о том, что российские разработчики получат определенные льготы при запуске игр в Китае – вплоть до того, что будут проходить лицензирование по ускоренной схеме. Затем представители российской игровой индустрии встретились с участниками игровой ассоциации провинции Гуандун – крупной некоммерческой организации, в которую входят Tencent, NetEase и прочие гиганты китайского игропрома. На повестке дня были перспективы дальнейшего сотрудничества.

Особенности работы с Китаем

Итак, допустим, вы решили идти в Китай, с чем идти? В плане геймплея вы относительно свободны – если раньше китайцы предпочитали RPG-шки, то сегодня такого четкого разделения нет. Особой популярностью продолжают пользоваться стратегии, пазлы, баттл-рояли и MOBA. Из жанров китайцы предпочитают фэнтези, желательно основанное на их истории и мифологии.

“Китайцы уже 10 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки” –  Вячеслав Уточкин

Если вы планируете монетизировать свой проект (ведь нужно и деньги зарабатывать, чтобы делать новые игры) , здесь тоже есть разные тонкости. Например, для запуска в Китае команда Вячеслава Уточкина убирает из своих F2P проектов внутриигровые продажи. Такие игры можно запускать через китайского издателя без мороки с получением лицензии. Деньги зарабатывают на показах рекламы. В целом монетизация через внимание и время пользователя, а не напрямую через его кошелёк, один из трендов, которые Уточкин считает наиболее перспективными:

“К этому постепенно движется вся индустрия, игры забирают у тебя не деньги, а внимание – как телевизор. А уж превратить это внимание в деньги можно самыми разными способами”.

С другой стороны, реклама может отпугивать пользователей больше, чем косметические внутриигровые покупки. Если вы все-таки добавляете в игру возможность донатить, необходимо продумать глубину монетизации на одного игрока хотя бы на 5-10 тысяч долларов, а лучше на десятки и даже сотни тысяч долларов. Гачи продолжают выживать за счет “китов” – тут вряд ли что-то поменяется. Это верно и для Китая, несмотря на все ограничения.

Еще один интересный момент – пре-роялти. В Китае считается нормальным выплачивать определенную сумму разработчикам до запуска игры, в качестве своеобразного гонорара. Работает это в обе стороны – если у вас покупают игру, можете рассчитывать на определенную сумму, даже если она провалится. Если хотите выпустить китайскую игру в России, будьте готовы хорошо заплатить. Впрочем, по опыту Уточкина, второй путь (запуск китайских игр в России) приносит не меньше, а то и больше прибыли.

Про прибыльность самих игр – отдельный вопрос. У игр достаточно высокий порог вхождения – из десяти проектов выстрелит всего один, тут ничего неожиданного. Круто, если вы горите своим проектом, это поможет, но разработка игр уже давно превратилась в обычную профессию – хорошо это или плохо. Работа в геймдеве в среднем приносит 1 500 — 3000 долларов в месяц за рубежом, в России эта цифра чуть меньше – 1 000- 2 000 тысяч долларов. Но конечно все зависит от области и стажа специалиста.

А теперь про сложности

Красивая картинка быстро разбивается о главное препятствие. На государственном уровне отношение к играм все еще двоякое: вроде позитивный имидж Китая несут, да и киберспортсмены – официальная профессия и национальная гордость; а ограничения все жестче, вот уже время на онлайн игры для несовершеннолетних сократили до трех часов в неделю.

Иностранцу же в этом плане еще хуже. Во-первых, нужно получить лицензию на выпуск игры внутри Китая. Вы подаете одну заявку, пару месяцев ее рассматривают и возвращают с комментариями – что-то нужно урезать или добавить. В Китае очень много запрещенных тем, от религии до насилия и азартных игр. Остальному миру они дарят гачу за гачей, но в самом Китае подобные игры строго регулируются: разработчики обязаны раскрывать шансы выпадения лута и вводить “утешительные” дропы.

“Китайцы уже 10 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки” –  Вячеслав Уточкин

Весь процесс получения лицензии может занять полгода, если повезет. А может и пару лет. Тоже, считайте, если повезет. Потому что, если не повезет, то никакой игры не будет. В любом случае, здесь ваш путь только начинается:

“Приходите в Китай, а там 200 мобильных площадок. С одной стороны, продвижения больше, но вы утонете в договорах и расходах, если будете самостоятельно со всеми контактировать. Нужно покрыть 10-15 самых крупных площадок, и делать это лучше через издателя-посредника”, – говорит Вячеслав.

Короче, у самурая есть только путь, да и самураев в Китае нет. Проще выводить китайские игры в России – свой рынок понятнее и ограничений меньше, но и здесь встает вопрос о том, как договариваться с китайскими коллегами. Спойлер: на китайском.

Учите, дети, китайский язык

Тейк на тему «китайцы не говорят по-английски” безумно устарел. Говорят, в бизнесе-то уж точно. Вот только есть разница между просто общением и бизнес-связями. В азиатских странах сильны формальности, и потому бизнес-культура полна всяких ритуалов. Иностранцам обычно дают скидку на их »необразованность” (дела-то вести все равно надо), но понимание хотя бы некоторых тонкостей реально повышает ваш статус в глазах партнера.

Причем китайский язык нужно сразу вместе с деловой культурой и культурой обычной. Первое – чтобы не проколоться и выстроить в Китае побольше гуанси, связей. Вы оказываете услугу человеку, получаете услугу в ответ. В такие тонкости необходимо вникать, это значительно упрощает жизнь. Второе может пригодиться при разработке игр – культурная тематика в Китае заходит на “ура”, про это мы уже было выше.

Если хотите выпускать игры в Китае – нужно договариваться с издателями и разработчиками, налаживать связи, собирать документы для получения лицензии. Если хотите выпускать игры в России – все то же самое, только с лицензией попроще, а еще придется разбираться в особенностях WeChat. Даже если вам ну совсем влом контактировать с Китаем, озаботиться переводом своей игры на китайский язык все же придется:

“Когда я запускаю свою игру в Steam, то больше количество продаж часто из Китая. Он [Steam] у них запрещен, а они все равно обходят и скачивают игры. Поэтому мы часто переводим свои тайтлы на китайский”.

Было что рассказать и про киберспорт – там вообще огромное поле для маневра. В отличие от геймдева, китайский киберспорт вполне открыт для иностранцев, если забыть про языковой барьер. Некоторые наши ребята, особенно из Владивостока и других дальневосточных городов, уезжают и присоединяются к китайским киберспортивным клубам – там таких организаций больше, вся сфера лучше развита и начальный порог ниже. Можно не уезжать, участвовать в нишевых киберспортивных турнирах онлайн.

“Китайцы уже 10 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки” –  Вячеслав Уточкин

– Warcraft Gold League – 2019, Шанхай

Киберспорт, как и геймдев – это огромная сфера со множеством сопутствующих задач. Необязательно играть, киберспортивным командам нужен маркетинг, менеджмент. Есть вариант уйти в биздев, договариваться о рекламе, площадке, проведении турниров. Этот рынок готов принять множество самых разных экспертов, но к своим экспертным знаниям придется добавить знание китайского.

Курс на Азию

Мораль – с азиатским рынком нам по пути. Тому есть как вполне понятные, так и неожиданные причины. Например, Уточкин уверен, что российский и китайский геймдев похожи тем, что произрастают из сильной математической школы. Соответственно, точек соприкосновения больше и найти общий язык становится проще.

По всей видимости, совет “учить китайский язык” лишь набирает в актуальности. Появление на рынке множества новых китайских фильмов и книг показывает, что Поднебесной есть, чем удивить. Хотелось бы таких же открытий и в геймдеве.

3.2K3.2K показов
445445 открытий
22 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Еще в джаву масивно вкладывали все подряд. Но чел походу 10 лет назад только телефон в руки взял.

Ответить

Шли б вы нахуй со своими мобилками.

Ответить

При этом Китай, набрав несколько кучек денег, начал вкладываться в том числе в сингл-разработку, инвестируя в западные компании в том числе.
Может, Китай в этот раз тоже знает что-то наперёд Запада?

Ответить

Именно. Щас минимальный стандарт китая - это условный геншин, zzz, ханкай старрейл. То есть полноценные игры, в которые и пюна пк играть не стыдно. И никакого анального доната, вся вовлекалочка за счет гачи персонажей и круткт лутбоксов. Но которые при этоми для прохожднния не обязательны, в отличте от так любимого плариумом/плейриксом гриндвола

Ответить

Хммм..а на другом ресурсе смотрел видео с разбором рынка китайского гейминга и там говорилось, что у нас как раз разные подходы и интересы с азиатскими игроками, и что России ближе европейский рынок игр.
У азиатов больше любят дрочильни с перегруженными интерфейсами, которым надо уделять прям кучу времени, и «чтобы скравтить легендарную бронь потрать несколько месяцев на лутинг кристаллов».

Ответить

Видео было до 2022? Интересно, что случилось, что китайский рынок стал самым перспективным направлением, а интересы игроков стали совпадать?

Ответить