Опыт длинной в жизнь или как я стал ненавидеть свою работу
Всем доброго времени суток.
Эта статья, скорее просто крик души и мой субъективный опыт работы в IT на протяжении многих лет. За свою жизнь я поработал над десятками проектов, получил опыт в запуске стартапа, тревожное расстройство и много чего ещё. Хотелось бы поделиться с вами, дорогие читатели, возможно вы найдёте в этой истории частичку себя и я был бы рад с вами пообщаться на эту тему, понять как вы справляетесь с подробным. А возможно, этот длинный пост из моего опыта вас даже мотивирует начать что-то новое.
Итак, начну с небольшой истории о том, как я пришёл в IT.
Меня зовут Илья, мне 24 года, живу в городе Перми и сейчас работаю в сфере геймдева, но как же все началось?
А началось все в уже далёком для меня 2008 году, когда мне было 12 лет. Тогда я очень сильно интересовался играми и, под впечатлением моих любимых Корсаров, GTA: San Andreas и The Elder Scrolls: Oblivion, я захотел создать что-то свое. Очень крутое, с блек-джеком и котиками-любителями лунного сахара. И тогда я начал изучать этот вопрос, начав с такого сайта, как gcup. Там я нашёл первые для меня конструкторы игр (FPS Creator) и мою первую среду программирования MessBox DVI. На FPS Creator я постигал самые азы левел-дизайна и узнавал о том, как же вообще работают игры, а при помощи MessBox, я изучал основы программирования на основе событий.
Первой моей коммерческой программой была "ускорялка интернета". На самом деле у нее не было какого-либо реального функционала - лишь красивый интерфейс с большой кнопкой "ускорить", моя фантазия и первые задатки маркетолога. Таким образом, во времена интернета со скоростью 50 кб/сек я смог продать ее паре одноклассников. А работало это так - после того, как они нажимали кнопку "ускорить", я дожидался когда скорость загрузки чего-либо "чуть-чуть" взлетит и говорил "смотри - работает". Когда они видели опять падение скорости я говорил "это временно, сейчас опять заработает". Хах, сейчас это забавно звучит, но нам было по 12 лет и я смог заработать около 100 рублей, что было для меня коммерческим успехом в моем возрасте.
Далее, окруженный успехом я решил, что сделав это - я смогу создать свою ММОРПГ мечты. И пошел создавать тему на форумах игроделов, где как ожидаемо меня закидали помидорами и кОрОванами. Умерив свой пыл я начал изучение языка программирования - Visual Basic .Net.
Спустя некоторое время изучения, мой отец дал мне мой первый серьезный заказ. За пару тысяч рублей разработать программу для учета учеников в школе для детей с ограниченными возможностями, с чем я благополучно справился и понял, что моя дальнейшая жизнь будет связана именно с IT-сферой.
В 15 лет я приступил к изучению веб-разработки, поскольку понял, что проще всего пойти именно по этому пути. И так я погрузился в изучение HTML, CSS, JavaScript и PHP в качестве серверного языка программирования. Я также практиковался в дизайне и планировал стать универсальным солдатом.
Мой первый опыт в вебе. Дух приключений, запах денег.
В 17 лет я решил попробовать найти работу веб-программистом. Спустя долгое время мои поиски закончились тем, что в дальнейшем перерастет в крепкую дружбу. Помню тот день как сегодня. Я взял свои "корочки" и пошел на "собеседование".
Подойдя к дому я понял, что собеседование будет на дому. Но я ничуть не смутился и позвонил в дверь. Я очутился на пороге квартиры и передо мной был не выспавшийся бородатый парень, мой теска. Приятно пообщавшись, мы начали работу над первым заказом на условиях "50/50" с каждой сделки. Я справился с заказом быстро и получил свои первые деньги. На то время это было около 20 тысяч рублей, что было для меня весьма и весьма недурно. Дальше мы работали над различными заказами, я совершенствовал свои навыки и зарабатывал неплохие деньги, но потом мы решили расширяться и все пошло не по плану.
Первый блин комом. Открытие полноценной веб-студии. Неумение стопорить клиентов.
Я встретил нового партнера, с которым мы решили открыть полноценную студию. Началось все с того, что этот человек пришел также ко мне домой на "собеседование". Мы долго общались и решили, что он станет менеджером по работе с клиентами, ибо у него есть большой опыт, а я буду разработчиком. Дальше, после долгих поисков мы нашли своих первых крупных клиентов на сотни тысяч рублей, наняли еще пару разработчиков и пустились в бой, открыв свой первый офис в том доме, где я сейчас живу (кстати вывеска нашей веб-студии и по сей день висит где был наш офис и это придает мне ностальгические воспоминания).
Я получал первый опыт в роли руководителя отдела разработки и со-основателя бизнеса, а мой партнер вел переговоры с клиентами. Однако мы не учли, что клиенты начали прижимать нас. У нас были слишком размытые технические задания и перебор в амбициозности идей - все это сгубило нас в дальнейшем.
Проработав примерно 3-4 месяца мы начали сгорать. Я начал спать на работе, работать по 16-18 часов изнашивая свой организм, а задач становилось все больше и больше, но денег было меньше. В итоге, наш бизнес пошел по заднице на последнем проекте, когда мы взяли мобильное приложение. Приняв решение о закрытии, я был должен партнеру около 300 тысяч рублей для возврата денег клиенту и у меня конечно же их не было. Я начал думать что делать и вновь посмотрел в сторону гейм-дева, а именно на мобильный гейминг.
Первая успешная мобильная игра. Изнанка инди-геймдева.
Времена были тяжелые. У меня был долг в 350 тысяч рублей с учетом квартиры, с которой я сьехал из-за невозможности ее оплачивать. В тот момент я открыл для себя Unity и на коленке стал собирать мою игру. Идея была проста - создать симулятор моей жизни. Вечного фрилансера, который делает все и за всех. Пишет код, коммуницирует с клиентами, делает дизайн и многое другое.
Это было тяжелое время. Есть было нечего, мое рабочее место было на клочке дивана в однушке с бабулей, еще одним человеком и 10-ю кошками. Но в конце концов за несколько недель я закончил игру и выпустил ее в гугл-плей, попросив установить ее своих друзей. В тот момент я думал, вот выгружу ее в гугл плей, у меня сразу будет миллионы установок и я стану богат. Но не тут то было.
Осознав всю свою ущербность, я стал изучать инструменты ASO и разделил игру на две версии - платную без рекламы и бесплатную с рекламой. Обе версии также включали внутренние покупки, которые в дальнейшем принесли мне достаточную сумму, способную покрыть долги и понять, что геймдев может приность не только радость, но и деньги.
Далее началась тяжелая и кропотливая работа по продвижению игры. На протяжении 3-х месяцев я спамил на форумах, размещал статьи, занимался ASO-оптимизацией и тестированием, проводил различные акции. И вот, создав очередную распродажу платной версии игры (точнее сделав ее бесплатной на неделю), я пошел спать, а на следующее утро был в полнейшем шоке.
У моей игры за ночь был прирост в 20,000 установок и я был в полнейшем шоке. Я обновлял страницу буквально каждые 15 минут, смотрел, как капает мой доход. Начав изучать откуда у меня навалилось столько установок, я увидел, что игра попала в подборки Google Play. За последующие две недели я заработал уже около 7,000 долларов, а у игры было 300К инсталлов. Для меня, как для человека, который сделал игру на коленке это был полнейший шок.
За несколько месяцев я заработал около 28,000 долларов и для проекта такого уровня, сделанного одним человеком это было очень и очень не дурно.
Дальше все пошло ожидаемо - я раздал долги, начал покупать себе новую технику, переехал в другую квартиру и начал думать над новой игрой. Идея пришла ко мне быстро и я решил приступить к ее разработке. На тот момент у меня уже был бюджет и возможности сделать что-то клевое.
Второй блин комом. Провал новой игры.
Разработка началась по серьезному. Был разработан концепт игры, какой никакой мини-сценарий. Я проработал историю каждого из 30-ти персонажей, придумал все до мелочей. Дальше я нанял художника, начал разработку прототипа и заказал бомбическую озвучку у одной Московской фолк-метал группы. Все шло хорошо, контент меня радовал, но лишь в дальнейшем я понял, что я пережестил с юмором и некоторыми вещами.
Хочу так же отметить, что в момент релиза игры меня подкосила новая болезнь - я заработал на фоне постоянной работы и литров кофе - паническое расстройство и ОКР. Были моменты, когда я отключался на улице из-за агарофобии и не выходил на улицу месяцами. Но с этим я научился жить, да и вообще это отдельная тема для разговора.
После долгих 4х месяцев разработки для меня это был первый полностью финансируемый мною более менее серьезный проект, разработанный командой из 6-ти человек и от этого было еще обиднее, когда он провалился, особенно после успеха предыдущего.
Запустив проект и заняв еще немного денег для продвижения игры я ринулся в бой. Начал закупать рекламу, проводить оффлайн мероприятия (промо-акции) и многое другое. Тогда же мы приняли участие в нашем первом шоукейсе в рамках одного фестиваля комиксов.
Этот период, пожалуй может быть даже вынесен в отдельную статью, ибо он был достаточно насыщенным, но спустя 4 месяца - проект так и не взлетел, и даже не смог отбить вложения, что стало точкой для его закрытия.
Период застоя. И идея для стартапа.
После провала второй игры я начал думать о том, что делать дальше. Сил на новую игру пока не было и я хотел временно сменить свою деятельность. Так я стал думать над созданием какого-то инструмента для бизнеса.
Перебирая идею за идеей, я остановился на инструментах для разработчиков игр. У меня уже были наработки по сервисам для внутреннего использования в своих играх (облачные сохранения, кросс-плей и некоторые другие решения). Я начал работу над их выводом в отдельный SaaS-сервис.
Работа шла в течении нескольких месяцев. Закончив альфа-версию я предложил его внедрить в игры моего друга (для проверки спроса) и он любезно согласился, внедрив JS SDK и отстегнул мне некоторую сумму денег. Дальше я попросил его привести мне других клиентов и он привел небольших независимых разработчиков - его друзей. Так и началась работа над моим стартапом. Дальше я думал, где же взять деньги для его развития. Выхода на серьезных инвесторов у меня не было и я решил поискать венчурные фонды и акселераторы. Наткнувшись на один, который удовлетворял меня - я решил что нужно попробовать поработать. Хотя в тот момент я еще не до конца верил в свой проект, я все равно решил действовать.
Стартап. Рок-н-Ролл. Закрытие.
Пожалуй, самые насыщенные 9 месяцев в моей карьеры. Было очень много всего. Много работы. Много новых знакомств. Поездки на конференции, нетворкинг, проведение своей конференции разработчиков игр и просто рок-н-ролл. Рассказать об этом периоде подробнее я хочу подробнее в следующей статье, показав полностью всю жизнь за стенами геймдев стартапа.
Сейчас же просто хочу сказать, что я и мои партнеры допустили много ошибок в работе, но самое главное было то, что проект оказался слишком дорогим, должен был быстро продаваться, но у меня и у моих партнеров просто не хватило опыта и экспертизы. В итоге проект закрылся.
Сказать что я жалею - не могу. Это был по-настоящему очень крутой и позитивный опыт, даже с учетом закрытия проекта и того, что сейчас мне нужно вернуть приличную сумму инвесторам. Но тот опыт, те знакомства, эмоции и навыки, что я получил за эти месяцы, в других условиях я не смог бы получить и за годы, поэтому я очень рад этому.
Второй успех игры. Провал в техническом плане.
После провала стартапа, я решил вновь вернуться к играм, и на ряду с умирающим флешем, ударился в социальные игры. Многого говорить не буду - скажу лишь, что игра была плохо спроектирована, сделана тяп-ляп и закрылась по техническим проблемам, хотя я и успел на ней заработать некую приличную сумму денег. Сейчас же я планирую перезапустить игру, изначально сделав нормальную архитектуру и позаботившись о серверах заранее.
Так что всегда подумайте, когда будете откладывать какие-то технические трудности дважды. Это может сильно аукнуться, даже если на текущий момент эта проблема кажется не критической.
Наши дни. Итоги моих путешествий.
Сейчас, я отдыхаю от моей постоянной работы и жду ребенка, попутно занимаясь заказной разработкой. Что-то я сделал для соц-сетей. Что-то для стартапов. Потихонечку я собираюсь с силами чтобы вновь окунуться в геймдев, но честно говоря, я понимаю, что я устал от разработки.
Порой я просто хочу сменить сферу деятельности. Уйти от программирования. Не знаю. Но я понимаю, что возможно я уже навсегда скован со своим путем и не смогу свернуть с него, как бы тяжело не было. При этом я плохо вижу себя в работе рядовым программистом в какой-то команде, ибо мои навыки предпринимательства скорее всего будут тяготить меня в наемной работе. А неумение отдыхать не дает мне отключиться от работы. Вот так и живем.
Что же хочу сказать в итоге. Наверное, просто не бойтесь экспериментировать. Учитесь отдыхать - это самое главное. Ибо я за эти 12 лет так и не научился это делать, заработал ОКР и тревожное расстройство. Живу в вечном стрессе и не могу из этого вылезти.
Хотел бы послушать и ваши истории и какие-то мысли, друзья.
Хотел бы послушать и ваши историиЕщё студентом понял, что для меня в приоритете отсутствие напрягов в жизни и наличие свободного времени, деньги особо мотиватором не являются, 70 % зп даже не трачу никуда, ибо ничего не надо. Так и живу-не-тужу. На работяг/карьеристов смотрю как на инопланетян, но в целом понимаю, что у них просто психика по-другому работает.
Ещё студентом понял, что для меня в приоритете отсутствие напрягов
По опыту, айти примерно наполовину из таких ребят и состоит.
Вот чувствую что мне надо тоже было идти в IT, вообще не вижу смысла в переработках, напряге, больших доходах, за которые ты расплачиваешься здоровьем. Не могу и не люблю находиться в плотном живом общении с коллективом, всей этой дурью в плане мотивации, лозунгов, собраний. Хочется просто свой тихий угол, где можешь спокойно работать, получая задания в основном по каналам связи. Выгораю моментально и не вижу смысла в жизни, работая по иному сценарию.
Звучит классно. Понемногу в этом направлении двигаюсь.
Вот да. Классно, когда ничего не надо. Если бы можно спокойно уйти с работы и через год вернуться на то же место, накоплений бы легко хватило на год хикканства без особых стеснений. Но тут проект за проектом, и люди в коллективе зависят друг от друга. Порой на пару недель сложно отойти от дел.
Учитесь отдыхать - это самое главное. за эти 12 лет так и не научился это делать, заработал ОКР и тревожное расстройство. Живу в вечном стрессе и не могу из этого вылезти.
Прекрасный совет - простой, но действительно очень важный. Надеюсь те, кто прямо сейчас считают отдых чем-то второстепенным, задумаются и сделают переосмысление ценностей.
Лично у меня не получилось сделать это совсем вовремя. Сейчас тоже в аналогичном отпуске, восстанавливаюсь от многолетней работы без отпусков. Очень знакомая ситуация, хоть и, к счастью, не такие серьезные осложнения со здоровьем появились.
Желаю успешно восстановиться и вернуться к работе, но при этом найти что-то подходящее.
Спасибо большое. Да, самое главное что я сейчас понял это то, что я себя изнасиловал просто.