Gamedev Pathogene At Los
4 044

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

История разработки игры о мигрантах и коммунистах в колонке авторов.

В закладки
Аудио

Дела во Freedom Defender обстоят так: в параллельной вселенной на планете Dearth (или, по-русски, Оймля) есть прекрасная Страна Свободы. Её жители вынуждены защищать её от посягательств нелегальных эмигрантов, коммунистов и прочих врагов демократии. Игрок принимает на себя командование защитниками свободы и должен не дать врагам прорвать оборону.

При всей кажущейся простоте, сюжет обладает парой «вотэтоповоротов», которые нацелены на то, чтобы рассмешить игрока и дать ему по-новому взглянуть на всё происходящее. Юмор — это вообще краеугольный камень нашего проекта, на нём всё и построено.

Выбор темы и реакция игроков

На момент придумывания темы для игры в мире остро стоял вопрос с сирийскими беженцами, и ситуация с ними подсказала даже жанр: определенно, tower defence в духе Plants vs. Zombies. Разумеется, никто не хотел делать клон, и мы сосредоточились на элементах, которые в PvZ отсутствуют: стреляющие враги или небольшие аркадные мини-игры, которые дают отдохнуть от позиционирования юнитов на карте.

Основаны мини-игры на азартных играх, управлении транспортными средствами и классических стрелялках.

Реакцию какую ожидали — такую и получили: мы хотели привлечь внимание к существующей в реальном мире проблеме, мы его привлекли. Как и в реальности, не все пользователи поняли юмор и некоторые обвиняли нас в расизме (хотя расизма в игре как такого нет, мы отправляли таких «Википедию» читать). Это и хорошо, потому что нам нужны были игроки, умеющие расслабиться и правильно воспринимать сарказм и сатиру. Остальные пусть не скачивают игру — им не понравится.

Был один игрок, который изначально нахваливал игру, но узнав, что коммунисты в игре представлены антагонистами, пытался испепелить меня своими гневными сообщениями о том, какой он классный боксер и как плохо будет, когда он ко мне приедет. Никто, разумеется, не приехал.

Энгельса мы выкинули так же, как сценаристы фильма «Стиляги» Сталина из имени главного героя

Кто-то воспринимал игру как попытку проработать сложную тему мигрантов и связанных с ними проблем, но на передний план мы все-таки выставляли юмор, не стараясь никому из игроков навязать собственное мнение по этому вопросу (об этом явственно говорит наш дисклеймер в самом начале игры).

Мы не планировали делать серьёзную игру, и наше представление о толерантности было решено преподнести с юмором. Как говорится, в каждой шутке есть доля… шутки. На мой взгляд, юмор это вообще отличная форма донесения каких-то сложных мыслей на какие-то неоднозначные темы.

Тем более многие люди (и я могу их понять) испытывают страх и тревогу по отношению к таким действительно жутким проблемам, как терроризм и нелегальная эмиграция. А взглянуть в глаза своему страху через призму юмора — это один из лучших способов посмотреть на тревожные темы под другим углом, и таким образом противостоять им. Или хотя бы проанализировать без паники.

Другая роль сатиры заключается в том, что она помогает привлечь внимание пользователей к реально существующим проблемам. Я не уверен, что каждый запустивший игру до первых миссий имел какое-то мнение или представление о ситуации с нелегальной эмиграцией в мире. Но вот перед ним Freedom Defender, и, быть может, он спроецирует события в игре на реальную обстановку в мире и придёт к каким-нибудь выводам.

Мы изначально понимали, что некоторые пользователи, ступившие на путь защиты нелегальных эмигрантов, могут пойти куда дальше негативного отзыва в Steam. Не только ведь в России действует закон о «пропаганде экстремизма».

И хоть в игре нет никакой пропаганды, мы предостерегли себя от совсем сумасшедших борцов за толерантность. Запуская игру человек соглашается с EULA, где чёрным по белому написано: «Принимая это соглашение пользователь обязуется не подавать в суд на игру и/или её создателей и не участвовать в коллективных исках против игры и/или её создателей». Таким образом, даже если кто-то сочтет, что в своем стёбе мы перешли грань, ничего не произойдет.

В какой-то момент у нас не было никаких рамок, и мы планировали издеваться буквально над всем. В одном из первых билдов в игре присутствовал персонаж, крайне похожий на Иисуса и вооруженный автоматом калашникова, но несмотря на то, как забавно он смотрелся, мы просто сочли его неуместным и предпочли держаться ближе к выбранной тематике, почти не затрагивая религию.

Немного о команде

Я выполняю роль геймдизайнера, продюсера и спонсора. Художников было трое: один на постоянной основе и двое на сдельной (в среднем за одну модельку я платил по тысяче рублей). Ну и программист с композитором.

Меня порадовало, что этот проект дал мне возможность поработать с одной из музыкальных групп, которые я слушаю — «Восточный Округ». Мы заказали у них один трек для игры, и события, которые он за собой повлёк, уже доказали, что игру мы делали не напрасно: композиция должна была звучать на английском языке, и это подвигло одного из членов группы на тридцать первом году жизни потратить весь гонорар с заказа на то, чтобы ездить к английскому репетитору в другой город. А его племянник, который вот-вот закончит школу, решил из-за этого встать на светлый путь геймдева.

Я сторговался на трек за 10 тысяч и ни о чем не жалею. Это вообще кажется мне лучшим вложением десяти тысяч рублей в своей жизни.

Каких результатов удалось добиться за год

Давайте, я попробую удивить: было продано 14 тысяч копий по средней цене в десять центов. Мои ожидания от проекта были такими: «ну я сейчас заработаю каких-то денег». Я и заработал «каких-то денег». Когда нет особо завышенных ожиданий, то и расстраиваться нечего. Всё продается как продаётся, и идёт своим чередом.

Процент с прибыли мы в основном делим между программистом и главным художником, работу остальных членов команды я оплатил ещё во время разработки игры.

Как продвигали игру

В момент прохождения «Гринлайта» мы лезли во все паблики во «ВКонтакте», постились на всех сайтах, где можно и нельзя писать про разработку игр, но очень быстро скинули с себя эту сложную ношу: через Yunoia на нас вышел некий испанский маркетолог, который за 12% прибыли в первый год предложил нас продвигать.

На мой взгляд, он сделал всё, что обещал, а вот принесло ли это нам новых пользователей — это тот ещё вопрос. Если конкретнее, то он писал всяким стримерам, лэтсплеерам и обзорщикам, некоторые из них откликались и просили ключи, и большинство из них даже сделали свои обзоры. То есть, он сработал для нас своеобразной системой связи с кураторами, когда её ещё не было в самом стиме.

Мне кажется, что получать процент от прибыли — это лучший мотиватор для маркетологов, и если я и буду в дальнейшем работать с кем-либо из них, то обязательно на похожих условиях.

Какие трудности были

Нашего программиста пытались забрать на службу в армию, и это сильно потрепало нам нервы. Найти вместо него кого-то, кто так же работал бы за еду — та ещё задача, и будущее без него виделось весьма мрачным. Я порвал себе волосы на голове в поисках замены, но в итоге нашего товарища развернули вот прямо в призывном пункте и отправили домой со всеми вещами. Зато его подстригли бесплатно. Под ноль.

Что можно было сделать лучше

Можно было бы вложить больше денег в рекламу, хотя это и двоякий вопрос. Как в том анекдоте: встречаются два инди-девелопера, один второго спрашивает:

— Ну чего, доделал игру?

— Доделал.

— Много продал?.

— Не очень: квартиру, машину...

Помимо процента маркетолога я вложил в рекламу уже даже и не помню сколько денег, но это точно была пятизначная сумма: в основном я покупал рекламу в пабликах ВК (в той же «Игромании», например).

Я думаю, что смог найти ту золотую середину, в которой вложил денег не больше, чем имело смысл. Выход игры не был конечной целью в общем понимании. Главным было получить удовольствие от разработки проекта: это открыло нам двери на всякие геймдев-мероприятия, познакомило с полезными и интересными людьми и подарило кучу прикольно проведённого времени. Если смотреть на процесс создания Freedom Defender именно так, то лучше ничего быть и не могло, всё вышло круто.

Выводы и советы

Самый главный вывод, который я сделал: не зная броду, не суйся в воду. Прежде чем лезть в геймдев, стоило лучше понимать, как вся эта сфера функционирует.

Freedom Defender был моим учителем в этом вопросе, но в кое-каких вещах нужно было разобраться раньше. Например, в маркетинге. Стоило привлекать к этому процессу профессионала куда раньше. Мы наняли маркетолога всего за полгода до выхода игры, а это достаточно поздно, чтобы успеть собрать фан-базу.

Лучший критерий оценки его работы — это количество пользователей, добавивших игру в вишлисты, которых у нас было около 800. Эта цифра не менялась больше чем на два разряда весь год, пока игра была в Steam. Разобраться самостоятельно в том, какая игра «выстрелит» и почему — непросто. А ведь хочется творить, а не лезть во все эти дремучие дебри из тухлых графиков, схем и аналитики. Стоит обращать внимание на популярные жанры на той или иной платформе и их целевую аудиторию, и чётко осознавать, кто твой конкурент и чем ты будешь на его фоне отличаться.

Планы на будущее определённые: сейчас мы «пилим» сразу четыре проекта, один из которых неигровой и имеет заказчика. Приоритетным пока является портирование Freedom Defender на мобилки, и мы даже нашли под это дело небольшого издателя.

Советы… Если бы я попал в прошлое, где я только приступил к созданию Freedom Defender, я бы определённо не стал себя отговаривать делать эту игру такой, какой она вышла. А вот за маркетинг и инвесторов нынешний я с этим новичком бы перетёр. Влететь в Steam так, как это в итоге сделали мы, было не самым лучшим решением.

Благодарим за внимание и до новых встреч!

#опыт

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Pathogene At Los", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u043f\u044b\u0442"], "comments": 19, "likes": 23, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 24477, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 07 Aug 2018 14:21:16 +0300" }
{ "id": 24477, "author_id": 13070, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/24477\/get","add":"\/comments\/24477\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/24477"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954, "possessions": [] }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
26

Вся статья - попытка скорчить хорошую мину при плохой игре (во всех смыслах). Юмор - это когда смешно. Сатира - это когда социальные пороки смешно обличают. Тут ни первого, ни второго я лично не увидел. Увидел клон PvZ, состряпанный из кучи набивших оскомину стереотипов и беззубых попыток их обыграть.
мы хотели привлечь внимание к существующей в реальном мире проблеме

Каким образом? Какая краеугольная идея стоит за игрой? Весь текст щедро усеян оборотами, как, дескать, хотелось привлечь к проблеме внимание, и какие сложные мысли в игру вложены, но что именно вы пытались выразить - я так и не понял. ИМХО, если бы автор писал честно, он бы написал что-то вроде "в 2015-16 годах на фоне мигрантского кризиса, предвыборной кампании Трампа и "русских хакеров" захотелось запрыгнуть на волну хайпа и по-быстрому срубить бабла на вполне определенно настроенной части американской аудитории. Они платежеспособные по идее, должно выгореть".
он спроецирует события в игре на реальную обстановку в мире и придёт к каким-нибудь выводам.

Каким выводам? Что в мире, оказывается, есть нелегальная миграция? Что проблема нелегальной миграции - это проблема? Что нелегальных мигрантов нужно отстреливать?
было продано 14 тысяч копий по средней цене в десять центов.

Закономерный исход. Рыночек порешал и срубить бабла не удалось.

Ответить
1

Честно говоря, можно было бы совсем убрать мексиканцев, особенно со старта и начать с коммунистов, было бы бодренько и отзывы получше.

Типа сначала защищаем свободу от внешних угроз, а потом уже от более внутренних. Закономерная реакция американских игроков на стереотипные штампы.

Ответить
8

Игра направлена явно на американский рынок(только Путина не хватает), но продвигали её в вк. Вы уверены, что это правильная стратегия?

Ответить
4

Ровным счётом нихера не слышал про эту игру, но похоже мне только что её продали. Собственно за такую цену грех не купить.

Ответить
3

я не думаю что американцы знают, кто такой змей горыныч и красногвардейцы, да и сатира выглядит как спорченый телефон ранних епизодов сауспарка.

Ответить
1

простите что с оффтопом, а что стало с вашей вчерашней филиппикой против рудева (статьи на ДТФ же не выпиливаются обычно, не?)

Ответить
5

Говно какое-то, видно что автор пытается скрыть расизм за каким-то юмором и сатирой.

Ответить
3

Не, от таких игр "indiedev great again" не станет...

Ответить
1

Запуская игру человек соглашается с EULA, где чёрным по белому написано: «Принимая это соглашение пользователь обязуется не подавать в суд на игру и/или её создателей и не участвовать в коллективных исках против игры и/или её создателей». Таким образом, даже если кто-то сочтет, что в своем стёбе мы перешли грань, ничего не произойдет.

Я так понимаю, у вас в команде не оказалось не только сценариста, геймдизайнера и художника, но и юриста.

Ответить
0

А только в стиме? На сонях нету? Я б на виту взяла

Ответить
0

Попробуйте со Steam Link'ом на андроид пока полноценную мобилку не допилили)

Ответить
0

Я правильно понимаю, что у вас в игре нужно расстреливать мигрантов, пытающихся пройти в вашу страну? Стрёмная какая-то идея. Нобелевскую премию мира вы за не не получите. :/

Ответить
0

Был один игрок, который изначально нахваливал игру, но узнав, что коммунисты в игре представлены антагонистами, пытался испепелить меня своими гневными сообщениями о том, какой он классный боксер и как плохо будет, когда он ко мне приедет.

Настало время охуительных историй.

Ответить
0

Зря Иисуса убрали – оттого и продажи тухлые.

Ответить
0

Какое же дерьмо

Ответить
0

Это надо в самом деле относиться к своей игре как к отходам жизнедеятельности, чтобы продать ее по 10 центов за копию.
Тема игры ведь цепляющая, графика хорошая, могли бы нормальную для инди цену поставить. 10 центов - хорошая цена для продажи в Индии и Пакистане, но никак не для аудитории США.

Ответить
0

10 центов это средняя цена продажи копии с учётом скидок и бандлов. Так она стоит $4.99 и 199 р. по фулпрайсу.

Ответить
0

Тогда понятно про цену, в бандлах обычно ключи очень дешево стоят.
Хотя тогда вот про уровень продаж по фулпрайсу странно. Вроде и тема игры злободневная и графика стильная и геймплей максимально казуальный. Но люди как будто игру просто не заметили. Может у вас популярный клон-конкурент был?

Ответить
0

Если только сам ПвЗ) Да, странно, но что поделать.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Игру с лучшим стелсом никто не заметил
Подписаться на push-уведомления