«Я рекомендовал закупиться тележками для денег»: сотрудники Wargaming поделились фактами о разработке World of Tanks

Первые диздоки и агрессивное продвижение.

«Я рекомендовал закупиться тележками для денег»: сотрудники Wargaming поделились фактами о разработке World of Tanks

В честь восьмилетия World of Tanks глава отдела R&D компании Wargaming Вячеслав Макаров в своём фейсбуке запустил флешмоб «один репост — один факт о работе над World of Tanks». К нему подключились другие сотрудники студии, которое тоже рассказали о том, как они участвовали в разработке игры.

Как рассказал Макаров, обсуждение World of Tanks началось ещё в 2008 году. Уже тогда авторы знали, что игра будет представлять из себя сессионный шутер с использованием техники, но слово «танки» впервые произнёс Пётр Битюков — один из старейших сотрудников Wargaming. У него на кухне и произошла первая встреча, на которой обсуждалась будущая игра.

При этом разработчики с самого начала хотели делать игру про корабли, однако понимали, что это обойдётся дороже. В итоге стоимость разработки World of Warships была примерно в два раза выше, чем World of Tanks.

«Я рекомендовал закупиться тележками для денег»: сотрудники Wargaming поделились фактами о разработке World of Tanks

Концепт-документ, в котором содержались основные идеи, монетизация, механики и план развития игры на первые полгода после релиза, был написан до того, как Макаров пришёл в Wargaming.

Есть миф о том, что мы не ожидали больших успехов. Это правда только отчасти — существовала ветка плана «оптимистичная», совпадавшая по графику онлайна на первые полгода. В случае, если мы шли по ней, я рекомендовал «закупиться тележками для перевозки денег попрочнее». Сам не знал, как буду прав — тележки трещали и ломались.

В оптимистичную ветку не верил никто, кроме меня, реального планирования под неё не велось.

Вячеслав Макаров, глава отдела R&D компании Wargaming

Первые ветки прокачки рисовал сам Пётр Битюков, однако к релизу игры они изменились практически полностью. При этом «свободный опыт» и привязка опыта к конкретному танку появилась в дизайн-документе не сразу.

Самого же Макарова после отправки документа пригласили на позицию руководителя геймдизайна на проекте. Он вышел на работу 29 декабря 2008 года, а примерно через два месяца был уволен с этого поста.

«Я рекомендовал закупиться тележками для денег»: сотрудники Wargaming поделились фактами о разработке World of Tanks

Своими воспоминаниями о работе над World of Tanks поделился и глава издательского подразделения Wargaming.net по СНГ Николай Небышинец. По его словам, команду для продвижения игры стали собирать ещё в 2009 году. Само название World of Tanks, как отмечает Небышинец, «прорабатывалось в катастрофических муках».

Я топил за War of Tanks, но Виктор [Кислый] настаивал на том, что придумал конкретно он сам. Его не могли переубедить даже немногочисленные американцы, которые утверждали, что это не звучит по-английски. Но переубеждать было бесполезно, с этим и пошли на рынок. Теперь американцы проблем в использовании не видят. Рабочий прототип, кстати, называли «Танкодромом».

Николай Небышинец, глава издательского подразделения Wargaming.net по СНГ

Изначально и логотип игры был иным. По признанию Небешинца, авторам хотелось «чего-то более объёмного и брутального», но ресурсов не хватало. Логотип меняли уже после анонса.

Первый логотип
Первый логотип

«Брутальной» была и сама концепция продвижения. Авторы решили использовать «лексику на грани» и высмеивать другие игры вроде World of Warcraft, Eve Online и Need for Speed. Даже первый слоган игры звучал как «А мне всё пох… — я в танке».

Через пять месяцев после релиза число зарегистрированных в World of Tanks игроков достигло миллиона, а через год — 5 миллионов. При этом, как признаётся Небышинец, никакого предиктивного анализа не было.

Тыкали пальцем в небо и, в первую очередь, доверяли экспертному анализу Славы [Макарова]. Помню внутреннюю переписку, где обсуждали требуемые серверные мощности. Пытались прикинуть хоть как-то рост аудитории, пока прикидывали, она росла как на дрожжах, и мы просто за ней не успевали. Слава, кстати, почти попал в «оптимистичный» прогноз!

Николай Небышинец, глава издательского подразделения Wargaming.net по СНГ

Серверы игры в тот момент находились в Германии, но увеличивать их мощность на месте было проблематично, так как мало у кого в команде были визы. В итоге в Германию отправились два сотрудника PR-отдела и один системный администратор.

«Я рекомендовал закупиться тележками для денег»: сотрудники Wargaming поделились фактами о разработке World of Tanks

Первые «Дневники разработчиков» снимались на территории склада. «Фона просто не было, была полная темнота и направленный в лицо фонарь, не удивлюсь, если даже промышленный», — пишет Небышинец.

Каждое утро сотрудники отдела продвижения вручную рассылали по 40 приглашений на вступление в группу, посвящённую World of Tanks во «ВКонтакте». В итоге выходило около 200-300 приглашений и сообщество росло.

«Я рекомендовал закупиться тележками для денег»: сотрудники Wargaming поделились фактами о разработке World of Tanks

Что же касается работы со СМИ, то на неё, как рассказывает Небышинец, в Wargaming делали «основную ставку», потому что на остальные каналы продвижения у компании просто не было денег. Первые пресс-киты распространялись на бумаге, а не в цифровом виде. По словам главы издательского подразделения Wargaming.net, Виктор Кислый лично учил сотрудников складывать скриншоты, которые приходили из типографии, и помещать их в картонные папки.

«Я рекомендовал закупиться тележками для денег»: сотрудники Wargaming поделились фактами о разработке World of Tanks

Для того, чтобы продвигать игру за рубежом, Wargaming организовала выездной европейский пресс-тур в Германию, Голландию, Польшу, Францию и Исландию. Из-за извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии разработчикам приходилось возить прессу на такси и поездах.«Помню удивленную реакцию таксиста в Берлине, который никак не мог поверить, что нам нужно доехать до Кракова», — пишет Небышинец.

Когда мы находились в Голландии, деньги компании просто закончились, и на билеты уже не оставалось ничего. Корпоративная карта сообщала о недостатке средств на счету. Спасение пришло от Жени (брат Виктора), который за свой счёт вытаскивал нас оттуда.

Николай Небышинец, глава издательского подразделения Wargaming.net по СНГ
11 показ
8.7K8.7K открытий
81 комментарий

Настроился на лонгрид, а тут оп, внезапный конец. Зачем такую кастрированную статью выкладывать?

Ответить

Не репостят видимо

Ответить

ЭйяфьядлайёкюдльЭто слово читается дольше, чем вся остальная статья, хм

Ответить

научился читать его в школе как этот вулкан извергся. До сих пор не растерял скилл. правда так и не понял его пользу...

Ответить

Здатая игруха для компании друзей. Залип пару месяцев назад.
Спасибо друзьям. Жена орет. Сразу купил аккаунт World of Tanks https://akkauntwot.ru
А вы с нуля набивали танки?

Ответить

Когда ж эта ВГшная помойка загнётся...

Ответить

Заметил что зачастую так говорят игроки, которые накатали десятки тысяч боев в данной "помойке".

Ответить