Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Рассказываем, как правильно использовать маску в Adobe Photoshop.

Хочешь узнать о 2D и 3D рисунке ещё больше? В нашем блоге есть много обучающих статей и гайдов для художников, моделлеров и других арт-специалистов. Заходи и постигай арт вместе с нами!

Маска в Photoshop облегчает работу художника — например, в тех ситуациях, когда нужно быстро убрать фон или изменить его, не влияя на основной объект на изображении. Это не единственное их предназначение — маски также позволяют накладывать различные эффекты на конкретную зону рисунка и добавлять градиенты.

Рассказываем, в каких ситуациях можно использовать этот инструмент, как совершать базовые действия и как применять маску в конкретных ситуациях.

Зачем нужен инструмент «маска» для художника

С помощью масок художник может легче управлять слоями. Они словно трафарет, который мы накладываем на картинку, чтобы скрыть или открыть некоторые её части.

Представьте, что вам необходимо изменить фон исходного изображении. В таком случае, на первый слой добавляется само изображение с объектом, на второй — предпочтительный фон.

Если художник наложит маску на слой с объектами, то он, с помощью кисти, сможет обводить нужные части картины, как бы вырезая место под фоновое изображение.

По умолчанию маска не заметна на слое, потому что залита белым цветом. Но если начать использовать на ней черный цвет, то рисунок начнет становиться прозрачным, просвечивая то, что находится на фоне.

Для примера взгляните на изображения ниже. На нижний слой мы добавили картинку собаки, а на верхний — кошки. После этого мы начинаем использовать маску.

Мы залили картинку серым, и слой с кошкой начал просвечивать картинку с собакой. Это так называемая полупрозрачность.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Теперь мы зальем первый слой черным цветом, и слой с собакой станет полностью виден, потому что маска скрыла слой с кошкой.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Если покрыть слой белым цветом, то тогда мы просто увидим слой с кошкой, так как ее ничего скрывать не будет — белый цвет как раз и нужен для того, чтобы возвращать части исходного изображения.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Ключевая возможность маски в том, что она не стирает все объекты на изображении — она их скрывает. Полученный результат можно без проблем откатывать и возвращаться к изначальному варианту.

Базовые операции при работе с маской

Маска может помогать в разных ситуациях, однако сначала надо понять, как ее базово использовать — добавлять, удалять, двигать, объединять со слоями и многое другое.

Создаем и удаляем маску

Для создания маски у вас уже должны быть добавлены слои. После этого необходимо выделить один из слоев, — нажмите на него на панели с правой стороны.

После выбора слоя нужно нажать на значок, напоминающий квадрат со вписанной окружностью — это иконка маски. После этого она сразу отобразиться на одной строке с выбранным слоем.

Если необходимо удалить маску, то просто нажмите на нее правой кнопкой мыши, чтобы вызвать вспомогательное меню. Там можно выбрать любую функцию из перечисленных — удалить или скрыть ее. Помимо этого маску можно слить со слоем — тогда все изменения, которые вы добавили на маску, отобразятся на слое.

Просматриваем отображение маски

Если вы хотите посмотреть, как выглядит ваша маска, что может быть полезно во время ее редактирования, то можно зажать клавишу «Alt» и нажать по маске в меню справа. Если хотите вернуться к слою обратно, выполните тоже самое.

Двигаем маску или слои под ней

Иногда нужно передвинуть маску с установленного места, чтобы отредактировать изображение должным образом. Однако по умолчанию сделать это не получится — слой, на котором создана маска, будет двигаться вслед за ней. Это происходит, потому что они связаны, и эту связь нужно разорвать.

Для разрыва связи нажмите на значок скрепки в меню со слоями, который находится между иконкой маски и иконкой слоя.

После этого вы легко передвинете либо маску, либо изображение на слое под ней.

Ставим маску на другой слой

Чтобы переместить маску на другой слой, достаточно ее дублировать. Для этого можно зажать «Alt» и тыкнуть на маску, а потом перетащить ее. Но если вы не хотите создавать дубли — просто перетяните значок маски на другой слой.

Соединяем несколько масок

Бывает так, что в работе применяется несколько масок, которые вместе могут формировать нужную для выделения или скрытия форму. В таком случае можно просто их объединить, чтобы не применять по отдельности или создавать заново новую маску.

Чтобы это сделать, нужно нажать «Ctrl» и кликнуть по маске, а далее использовать «Ctrl» и «Shift» и нажать по второй маске. Остается кликнуть по слою и создать саму маску, которая объединит в себе предыдущие две.

Управляем свойствами маски

Помимо управления масками пользователи могут также изменять ее характеристики. Для этого нужно использовать вспомогательное меню на панели со свойствами. Там можно менять уровень прозрачности маски, менять размер пера, которым наносите рисунок и многое другое.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Продвинутые операции с маской — вектор, градиент, текстуры и фон

Когда вы разберетесь, как управлять маской, можно уже переходить к конкретным действиям. Ключевые возможности маски — это работа с фоном, текстурами, градиентами и векторной графикой.

Как создать масштабируемый объект

При помощи векторной маски можно создавать фигуры и линии, которые не будут терять в качестве при масштабировании картинки. В создании такой фигуры участвует векторная маска.

Для создания векторной маски достаточно использовать инструмент «Перо» или опцию выделения контура, а потом дважды нажать на кнопку «Добавить маску слоя».

После обведения перейдите на вкладку «Path» (контур) в меню со слоями и нажмите «Сделать рабочий контур из выделения». В итоге созданный контур будет отличаться — он будет состоять из линии с узелками, а не из пунктирной линии, как в случае с обычной маской.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Узелки на контуре позволяют изменять направление вектора, чтобы поправить форму. Если узелков слишком много, вы можете убрать их — нажмите на «Alt» и кликните по кнопке добавления контура. В появившемся меню можно изменить число узелков.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Не всегда итоговый результат выглядит должным образом, особенно когда речь касается создания контура. Если контур вырезает или, наоборот, оставляет определенные микро-части рисунка, можно растушевать границы. Для этого используйте инструмент растушевки на вкладке со «Свойствами».

Как сделать градиентный переход

Сначала нужно взять два изображения, где одно будет переходить в другое. На верхнюю картинку нужно наложить маску, после чего использовать на ней инструмент «Градиент».

Настройте переход так, чтобы он шел от черного к белому. Расположить можно по-разному — чтобы градиент от черного к белому шел справа налево, сверху вниз или наоборот.

В итоге в той части маски, где был черный цвет, будет просвечиваться нижний слой, а где белый — больше виден верхний слой, а между ними будет плавный переход.

Примерно так расставляется градиент — устанавливается начальная точка, и после этого курсором нужно продвинуть в сторону по направлению градиента. Как итоге — видны два слоя на одном, и между объектами плавный переход. <a href="https://www.photoshopessentials.com/basics/blending-photos-with-layer-masks-and-gradients-in-photoshop/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Примерно так расставляется градиент — устанавливается начальная точка, и после этого курсором нужно продвинуть в сторону по направлению градиента. Как итоге — видны два слоя на одном, и между объектами плавный переход. Источник

Как создать текстуру через маски

Если вам хочется необычно оформить определенные части рисунка или надписи на нем, то можно воспользоваться текстурами, — а их легко добавлять через маски.

Добавьте на нужный слой новую маску, после чего переключитесь на неё, удерживая «Alt».

Теперь вставьте в маску картинку с текстурой комбинацией «Ctrl» + «V».

Чтобы увидеть результат, выйдите из режима просмотра маски, кликнув на слой.

Как удалить фон у объекта

Удалить фон у сложных объектов не так легко, потому что привычные инструменты вроде «Лассо» могут пропускать или срезать некоторые детали — например, волосы или шерсть у животных.

Для таких случаев может подойти способ, который предложил Джошуа Джонсон — он объяснил на примере котика, как убрать фон у объекта при помощи маски и цветового канала.

Вот так выглядит изначальное изображение:

<a href="https://designshack.net/articles/graphics/a-complete-beginners-guide-to-masking-in-photoshop/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник </a>для всех изображений по теме
Источник для всех изображений по теме

Чтобы убрать фон у изображения, нужно сначала создать наибольший контраст — чтобы объект на изображении выглядел темнее фона. Здесь проще, так как котик и так расположен на белом фоне.

Для изменения контрастности нужно перейти в раздел «Каналы», после чего попробовать каждый из каналов и посмотреть, какой из них создает больший контраст. В нашем случае это синий канал.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Затем необходимо создать дубликат канала — для этого нажмите по нему ПКМ и найдите одноименную опцию дублирования. После продублированный канал необходимо выбрать, тыкнув на него, зажать «Ctrl» и клавишу «L» — так перед вами откроются настройки уровней.

В настройках нужно увеличить контраст еще больше — настолько, чтобы нужная часть изображения стала практически все черное, а фон — белый. Для этого на гистограмме снизьте тени и средние тона, чтобы они стали темнее.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Однако есть один нюанс — в процессе настройки можно исказить отдельные детали желаемого объекта. Чтобы избежать этого, увеличивайте изображение в процессе настройки контрастности и просматривайте все детали, чтобы они выглядели также, как изначально. Если все-таки что-то искажается, то смело уменьшайте контрастность, — ничего страшного, если останутся светлые участки. Потом это можно будет исправить.

Когда закончите с настройкой контраста, переходите к самой корректировке — нужно затемнить объект настолько, чтобы он стал полностью черным. Посередине силуэта проблем возникнуть не должно, но если они будут — берите обычную кисть и закрашивайте светлые детали.

Трудности могут появиться с краями изображения. Чтобы закрасить эти части и не выйти за границы, можно попробовать воспользоваться инструментом «Dodge» и «Burn». С их помощью может быть легче настроить все серые оттенки, застветлив или затемнив их. Просто используйте «Dodge» для высветления бликов, а «Burn» для затемнения теней.

Оба инструмента расположены на верхней панели:

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

После активации одного из инструментов, выберите кисть средних размеров и пройдитесь по соответствующему участку — осветлением по светлым, а затемнением по темным. Делайте это аккуратно и меняйте инструменты в процессе. Благодаря этому действию мы, в нашем примере, получили более контрастную шерсть котика на белом фоне.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

После получения результата вы можете заметить, что объект полностью черный, а фон белый. Все бы ничего, но маска работает иначе: черный воспринимается прозрачным, а белый — непрозрачным. Чтобы изменить расположение цветов, инвертируйте рисунок через «Ctrl» + «Shift» + «I».

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

После инвертирования нужно трансформировать наш канал и сделать его маской. Используйте «Ctrl» и кликните по иконке вашего канала для выделения объекта. Когда откроется слой с вашим начальным изображением, выберите «Добавить маску».

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Уже сейчас можно заметить небольшие артефакты — вокруг котика сохранился небольшой белый контур. На темном фоне он сразу бросится в глаза. Чтобы избавиться от этих артефактов, воспользуйтесь инструментом «Refine Edge» — это активирует режим настройки маски. Сам инструмент можно найти на с левой стороны:

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Когда вы выберете этот инструмент, появится поле с настройками, но уже с правой стороны:

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Попробуйте отдельные параметры на практике, потому что каждый из них по-разному влияет на то или иное изображение. Важно понять, как что работает, чтобы потом не возникало трудностей. Попрактикуйтесь!

Если по каким-то причинам инструмент не подошел или не до конца убрал артефакты, можно использовать другой метод.

Откройте «Слой» и выберите «Матирование», а затем, среди различных параметров, найдите «Обеззараживание цвета». С помощью этой функции можно очистить цвета, однако он будет не просто скрывать их, а удалять сами пиксели. Будьте аккуратны с этой функцией.

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

Завершить работу можно корректировкой — осмотрите края объекта, и если обнаружите какие-то странные детали или элементы, используйте «Штамп». Этот инструмент помогает зарисовывать зоны не цветом, а рисунком, однако предварительно нужно выбрать часть рисунка, которой он будет рисовать.

Чтобы выбрать эту часть, нажмите на «Alt» и тапните по нужной зоне рисунка:

Как применить маску в Adobe Photoshop — операции с маской и советы по ее применению

После этого зарисуйте свои артефакты, но в процессе не забывайте, что с ходом кисти по объекту, источник будет двигаться параллельно — следите за этим и по необходимости меняйте источник также, как его назначали — через «Alt».

Разница между двумя котиками явная — некоторые части шерсти стали более заметны, а лишняя подсветка ушла
Разница между двумя котиками явная — некоторые части шерсти стали более заметны, а лишняя подсветка ушла

Как использовать обтравочную маску и чем она отличается

Есть еще один момент, который стоит знать о масках. В Photoshop есть опция «Обтравочная маска», которая дает схожий результат, однако принцип ее работы другой — такая маска не привязывает к определенному слою, а выступает границе между слоями.

Проще говоря, если у вас есть изображение, из которого вы хотите оставить только объект, и новый фон, вы можете вставить между ними обтравочную маску.

Если маска будет в виде треугольника, то со слоя выше сохранится та часть рисунка, которая входит в этот треугольник, а остальное пространство займет то, что изображено на слое ниже.

Можно сделать что-то подобное — сделать обтравочную маску такой формы, которая будет соответствовать пространству фотографии и поместить ее в том же месте. Остается правильно расположить фото над слоем с маской, и оно покажется в рамке. <a href="https://rugraphics.ru/photoshop/obtravochnaya-maska-v-photoshop#google_vignette" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Можно сделать что-то подобное — сделать обтравочную маску такой формы, которая будет соответствовать пространству фотографии и поместить ее в том же месте. Остается правильно расположить фото над слоем с маской, и оно покажется в рамке. Источник

Чтобы использовать обтравочную маску, нужно добавить слой с изображением и слой с векторной фигурой, которая и будет использоваться в качестве макси.

Это можно сделать и иначе — если у вас есть фоновое изображение, в которое вы хотите поместить объект с верхнего слоя (например, как в случае с фоторамкой), тогда на фоне выделите зону, где будет этот объект, и через Ctrl+J скопируйте эту выделенную зону на новый слой. Потом нажмите по клавише «Alt» по границе между верхним и нижнем слоем (изображение и будущая маска), и вуаля — появилась обтравочная маска.

Маска выступает отличным инструментом в работе с рисунками и фотографиями. С ее помощью вы можете создавать интересные дизайны через комбинацию двух и более работ, а также ускорять процесс удаления фона, когда это необходимо.

Текст написала Юлия Марчева, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

3K3K показов
525525 открытий
9 комментариев

фотошоп для дошкольников =) господи, постыдились бы такую хрень выкладывать. ещё и курсами барыжат, ну понятно, чё там.

Ответить

Раскрой свою мысль, пожалуйста :)
А то не очень понятно, мол, тебе статья про маски не понравилась, или фотошоп в целом ...

Фотошоп был, есть и будет №1 инструментом для работы с растровой графикой.

Ответить

угу, а для профессионалов что?

Ответить

Интересно, но не полно. Если бы я не знал про чёрное и белое, то не понял бы из этой статьи. Нужно больше иллюстраций, чтобы объяснить, как работает сам принцип. А он очень важен.

А ещё не сказано про отдельный и очень удобный режим Select and Mask (Alt + Ctrl + R), который изолирует весь функционал для работы с выделениями и масками, и прочие инструменты просто не мешаются. Хотя на некоторых скриншотах его можно увидеть.

Как бы то ни было, лучше всякого текста расскажет подробное видео. Но текст тоже сойдёт. :)

Ответить

Спасибо за полезную критику, обязательно учтём)

Ответить

Где-то тихо рыдает в сторонке один Андрей Журавлев

Ответить