Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста

Как регулируются отношения внутри студии разработки игр, и какие документы следует заключать, чтобы избежать проблем.

Перед вами вторая часть цикла материалов, посвященных юридическим аспектам создания игр, инициированная Экспертным Советом Игровой Индустрии (ЭСИИ). На этот раз речь пойдет об основном активе разработчиков — интеллектуальной собственности (далее — ИС).

Передаем слово Владиславу Архипову — к.ю.н., советнику практики по ИС, ИТ и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons, доценту СПбГУ, сотрудничающему с советом.

Примечание: если в данном материале не будет прямо указано иное, речь пойдет о регулировании ИС по законодательству Российской Федерации (Часть четвертая Гражданского кодекса РФ).

Владислав Архипов, советник практики по ИС, ИТ и телекоммуникациям международной юридической фирмы Dentons

Объекты интеллектуальной собственности

Чтобы правильно оценивать юридические аспекты ИС, необходимо иметь чёткое представление о том, какие объекты ИС есть в принципе, в чем различия между ними, и что из этого актуально для разработки игр. Необходимый минимум практических знаний может быть представлен очень кратко.

Основная практическая цель применения юридических конструкций права ИС — «собрать» интеллектуальные права на каком-либо одном субъекте (индивидуальный разработчик или компания), чтобы обеспечить юридическую полноту и чистоту обладания игрой как единым сложным объектом. Это очень важно для последующих отношений с инвесторами. Соответственно, важно понимать, что и как можно таким образом «собрать».

Классифицировать объекты ИС можно по-разному, и чтобы избежать теоретических споров в комментариях, рассмотрим вопрос исключительно в практической плоскости. Условно, все виды ИС, имеющие отношение к компьютерным играм, можно отнести к двум основным категориям:

1) Во-первых, ИС, которая в любом случае возникает в процессе создания игры (не требуется дополнительных действий — например, регистрации, — чтобы возникли права на такие объекты). Это, в большинстве случаев, объекты авторского права (copyright), которые в законе именуются «произведения».

Примеры: программный код, изображения, тексты, видеоролики, модели персонажей и т.п.

В целом, права на такие объекты возникают с момента создания, регистрации не требуют, охраняются очень долго (в России — в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти) и главным образом по всему миру, поскольку большинство стран являются участниками международных договоров в области авторского права.

2) Во-вторых, ИС, которая может создаваться (регистрироваться) дополнительно — для того, чтобы усилить правовую охрану, повысить привлекательность для инвестора и т.п. Это, главным образом, объекты промышленной собственности (industrial property) и средства индивидуализации.

Примеры: товарные знаки, патенты на изобретения или промышленные образцы (industrial design) и т.п.

В целом, права на такие объекты возникают с момента регистрации, охраняются ограниченный период времени и главным образом в пределах той юрисдикции, где они зарегистрированы, хотя есть и исключения. Подготовка к регистрации и регистрация таких объектов требуют денег и могут оказаться сравнительно дорогим удовольствием.

Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста

Основное

Для начинающих разработчиков наиболее актуальны вопросы именно авторского права — такие объекты, в любом случае, возникают при создании игры, и составляют основной результат деятельности с правовой точки зрения.

В целом объектами авторского права могут быть любые результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД), имеющие внешнее выражение и творческий характер. Закон оперирует термином «произведение» (works), при этом произведения охраняются независимо от творческих достоинств. В общем, говорится о «произведениях науки, литературы и искусства», и эта категория включает в себя много различных объектов — от текстов (произведения литературы) и музыки (музыкальные произведения) до произведений дизайна и даже прямо поименованных комиксов как разновидностей произведений изобразительного искусства.

Отдельно говорится о персонажах, которые могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

В 2015 году Суд по интеллектуальным правам вынес несколько решений, в соответствии с которыми защищались права правообладателя персонажей мультсериала «Маша и Медведь» (в том числе, Маша, Медведь, Медведица, Волк, Заяц) в спорах с индивидуальными предпринимателями, размещавшими их изображения на детских товарах без разрешения правообладателя. Была взыскана компенсация за нарушение исключительного авторского права на персонажи. См.: Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.07.2015 г. по делу № А60-42846/2013 и др. Такая же логика может быть применима и к персонажам компьютерных игр.

пример из судебной практики

Код или, говоря на бюрократическом языке, «программа для ЭВМ», охраняется как литературное произведение. Это означает, что охране подлежит внешнее выражение, т.е. текст кода, независимо от его функциональности

Закон содержит ряд исключений — авторские права не распространяются на некоторые объекты: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы и некоторые другие. Из этого, в частности, следует, что игровая механика не охраняется авторским правом.

Компьютерная игра в судебной практике РФ на данный момент рассматривается, в основном, как программа для ЭВМ. В теории развиваются подходы о том, что компьютерная игра представляет собой сложное произведение (т.е. мультимедийный продукт, который интегрирует разные РИД).

Конкретно в свете нашей темы на практике разница в подходах редко имеет принципиальное значение, поскольку даже если считать игру только «программой для ЭВМ», создание такой программы всё равно предполагает переработку многих других объектов. Можно считать, что с точки зрения права ИС, создание компьютерной игры — объединение нескольких РИД в один объект авторских прав.

При этом в процессе формально участвуют, чаще всего, несколько авторов — по виду объектов (программисты, художники и др.). Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом пока не доказано иное, автором считается то лицо, которое указано в качестве автора в информации, идентифицирующей произведение. Но подчеркнём, что указание на автора, например, рядом со значком копирайта — ©, имеет только такое значение, и само по себе не требуется для признания автором по закону.

Авторские права включают в себя имущественное право — исключительное право (т.е. право использовать ИС любым законным способом), а также личные неимущественные права — право авторства, право автора на имя, неприкосновенность произведения и обнародование произведения. Имущественное право можно отчуждать и лицензировать, а неимущественные права неотчуждаемы (в целом, такой подход принят в России и в ЕС).

По нашему опыту, о неимущественных правах в договорах об ИС иногда забывают. Может получиться, что компания начинает использовать РИД, исключительное право на который было получено надлежащим образом, но без указания имени конкретного автора. Собственно, примеры споров среди разработчиков о том, что кто-то кого-то не указал в титрах, известны. В таких случаях у «пострадавшей» стороны есть право требовать признания своих прав и компенсации морального вреда. В отличие от случаев нарушения исключительных прав, это вряд ли приведет к серьёзным юридическим проблемам, но будет неприятно.

практическая рекомендация
Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста

Договоры

Что касается распоряжения исключительными правами или приобретения их в каком-либо объёме, то для разработчиков, как правило, актуальны четыре основных инструмента.

Лицензионный договор

— Право использования РИД предоставляются обладателем исключительного права (лицензиаром / licensor) другой стороне (лицензиату / licensee) на время и в предусмотренных договором пределах. Лицензиат не может использовать РИД иным образом, кроме как в порядке, прямо предусмотренном договором.

— Лицензионный договор должен быть заключён в письменной форме, иначе он будет недействительным.

Общее правило для российской действительности — всегда лучше иметь «бумажный» договор, подписанный собственноручно. На практике, разумеется, это возможно не всегда. В таких случаях лучше обеспечить максимальную прозрачность и фиксацию договоренностей, и включить хотя бы в переписку по электронной почте явное закрепление всех обязательных условий, установленных для лицензионного или других видов договоров. Стопроцентных гарантий в случае спора нет, но может получиться обосновать заключение договора в форме, равнозначной письменной, за счет совершения действий, установленных в сообщении, которое может считаться офертой (на этот счёт есть специальное правило в ГК РФ).

практическая рекомендация

— В возмездном договоре должно быть условие о вознаграждении или порядке его определения, иначе договор будет считаться незаключённым.

Не допускается безвозмездный лицензионный договор в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии

— Также лицензионный договор должен предусматривать предмет договора (определять РИД) и способы его использования.

— Если в лицензионном договоре не определена территория использования РИД, то по умолчанию — это только территория РФ.

— Срок договора не может превышать срок действия исключительного права, а если он не определён, то по умолчанию применяется срок в 5 лет.

— На условиях неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, исключительной — нет.

В случае с исключительной лицензией, если иное не предусмотрено договором, сам лицензиат (тот, кто предоставляет лицензию) не вправе использовать РИД в том же объеме и тем же способом, как указано в договоре

В случаях, когда используется договор, предусматривающий исключительную лицензию, но при этом от лицензиара может потребоваться, например, доработка РИД, имеет смысл это прямо предусмотреть в договоре. Точно так же имеет смысл предоставить «обратную неисключительную лицензию» для стороннего разработчика, который отчуждает вам исключительное право (см. далее) — чтобы он мог дорабатывать объект по вашему заданию, если это потребуется.

практическая рекомендация

— Если прямо не предусмотрено иное, лицензия предполагается неисключительной.

— Сублицензирование возможно только в случае, если есть письменное согласие лицензиара.

Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста

Договор об отчуждении исключительного права

Исключительное право на РИД передается одной стороной (правообладателем) другой стороне (приобретателю). Иными словами, право передается не частично и (или) на время, а на весь срок действия исключительного права на соответствующий РИД.

— Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет недействительным.

— В возмездном договоре должно быть условие о вознаграждении или порядке его определения, иначе договор будет считаться незаключённым.

Не допускается безвозмездное отчуждение исключительного права между коммерческими организациями

— Договор об отчуждении исключительного права, уже по общему правилу договорного права, должен определять РИД.

Лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права, строго говоря, могут применяться тогда, когда какой-либо РИД уже существует. На практике бывает и так, что разработка объектов ИС для игры ведется без какого-либо явно выраженного договора, а только потом эти договоры используются для того, чтобы «закрыть вопросы по ИС». В такой ситуации разработчик уязвим — до заключения договоров автор ему, в большинстве случаев, ничего должен не будет

Один из клиентов Dentons — небольшая студия — разрабатывала игру, которая неожиданно вызвала интерес инвестора. Была поставлена задача выяснить, как обстоят дела с интеллектуальными правами. Внезапно обнаружилось, что практически ни с одним из примерно 20 сотрудников не были заключены в принципе никакие договоры, содержащие условия о переходе интеллектуальных прав. В сжатые сроки и благодаря согласию сотрудников со всеми были оперативно подписаны договоры об отчуждении исключительного права на те объекты, которые каждый разрабатывал. Это простой и эффективный способ устранить юридические недостатки, но если бы был хотя бы один возражающий сотрудник — проект бы был под угрозой.

пример из практики

Договор авторского заказа

Одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение. Используется в отношениях с физическими лицами — авторами.

— Договор должен предусматривать прямо или позволять определять срок создания произведения, иначе он считается незаключённым.

— По умолчанию, договор авторского заказа является возмездным.

— Если в договоре предусмотрено отчуждение исключительного права, к нему применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права (см. выше).

— Если в договоре предусмотрено предоставление права использования произведения в некоторых пределах, к нему применяются положения о лицензионных договорах (см. выше).

Служебное произведение

Удобная юридическая конструкция для организаций, в которых объекты создают работники (то есть те, кто принят в штат по трудовому договору).

— Должна быть установлена трудовая обязанность создавать РИД.

— Во избежание споров желательно определить внутри организации правила, по которым созданные работниками произведения однозначно считаются служебными.

— Исключительное право на служебный РИД по умолчанию принадлежит работодателю.

— Если работодатель в течение трех лет со дня получения служебного произведения не начнет его использование, не передаст исключительное право третьему лицу или не сохранит его в тайне, то исключительное право возвращается автору.

— Автору принадлежит неотчуждаемое право на получение вознаграждения за создание служебного РИД.

Достаточно часто в любых сферах, связанных с разработкой большого количества РИД (код, изображения и т.п.) возникает проблема — объектов, которые формально считаются охраняемыми произведениями, настолько много, что было бы на грани безумия проводить их приемку в «бумажной» форме. В таких случаях может быть рекомендован следующий подход: принять на локальном уровне положение, которым создание РИД под учетной записью в соответствующей системе (что чаще всего и происходит) будет одновременно фактом, свидетельствующим и о том, что произведение — служебное, и о том, что оно принято работодателем (например, при условии, что работодатель в течение месяца не отказался от его приемки).

практическая рекомендация

Если лицензионный договор и договор отчуждения исключительного права могут использоваться в отношениях и с авторами — физическими лицами — и с юридическими лицами, то договор авторского заказа и конструкция служебного произведения применимы только в случаях отношений с авторами. Если разработчик заказывает какой-либо РИД у другой компании, то это будет считаться произведением, созданным по заказу

По сути, здесь возникает такая конструкция: между заказчиком и исполнителем (юридическим лицом) заключается договор подряда (выполнения работ), по которому последний обязуется создать определенные РИД — чаще всего, силами своих работников. В свою очередь, как правило, между исполнителем и его работниками действуют правила о служебных произведениях. В итоге, юридическая механика следующая: авторы — работники — автоматически передают свои исключительные права организации-исполнителю, а она уже передает эти исключительные права заказчику. Здесь также следует помнить о личных неимущественных правах работников исполнителя, поэтому в договоре между организациями лучше предусмотреть условия, гарантирующие нужный объём распоряжения такими правами.

По умолчанию, исключительное право на такое произведение будет принадлежать заказчику. Однако если иное не будет предусмотрено договором, исполнитель будет вправе использовать произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

В отношении всех приведенных выше договоров следует учитывать, что сейчас в Гражданском кодексе РФ появилась удобная конструкция заверений об обстоятельствах — в широком смысле, аналог заверений и гарантий по английскому праву. Стороны могут договориться о том, какие обстоятельства они считают как существенные, после чего за нарушение заверений они будут обязаны возместить убытки или выплатить неустойку, если она оговорена. В любые договоры о создании РИД имеет смысл включать подобные заверения, касающиеся, как минимум, того, что при создании РИД не были нарушены права третьих лиц, и что материалы РИД не содержат противоправной информации или вредоносные программы.

практическая рекомендация
Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста

Работа с иностранными лицами

Отдельно следует отметить вопрос о заключении договоров относительно РИД с иностранными лицами — гражданами других государств или юридическими лицами, зарегистрированными за рубежом.

По общему правилу, в таких случаях стороны вправе сами выбрать любое применимое право. Скорее всего (это зависит, в основном, от того, насколько аутсорсинг у исполнителя поставлен на поток), будет предложено заключить договор по зарубежному праву. В целом, общие правила, изложенные здесь, часто применимы и в других юрисдикциях — будет лучше руководствоваться данными соображениями, чем не оценивать свои риски вовсе (хотя помощь зарубежного юриста, если это возможно, здесь будет весьма кстати). Кроме того, можно сказать, что чем более подробно определены условия такого договора, тем лучше.

При этом, однако, ГК РФ устанавливает и следующие правила на тот случай, если сторонами применимое право не определено (это возможно в ситуациях с зарубежными фрилансерами):

— В отношении договора об отчуждении исключительного права применяется право страны, на территории которой действует такое право, а если оно действует на территории нескольких стран (это как раз случай с объектами авторского права) — право страны, где находится правообладатель.

— В отношении лицензионного договора действует аналогичное правило — либо это право страны, на территории которой разрешается использовать РИД, но если такое использование разрешается на территории нескольких стран — право страны, где находится лицензиар.

Рекомендации

В начале мы отметили, что основная практическая цель применения правил об ИС — «собрать» РИД на каком-либо одном субъекте. Какие практические рекомендации можно здесь дать с учетом того, как может быть организован проект разработчика компьютерной игры?

Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста

1. Если разработчик — это один энтузиаст, то подход может быть простым: все интеллектуальные права на объекты, составляющие игру, он «накапливает» на себе и становится правообладателем игры как сложного объекта. «Готовые» РИД он приобретает на основании лицензионных договоров или договоров об отчуждении исключительного права. Новые РИД — заказывает на основании договора авторского заказа или, в случае с юридическими лицами, договоров, включающих условия о создании произведений по заказу.

2. Если разработчиков несколько, но среди них есть принципиальное согласие в том, что один из них — главный, то ситуация принципиально может не отличаться и от первой модели — он может накапливать все права на РИД (включая те, что создаются его коллегами) на себе, используя те же способы. С одной стороны, этот подход может показаться «жёстким» по отношению к коллегам, с другой — гораздо лучше изначально иметь ясность относительно прав на игру, чем готовить почву для конфликта с неопределенным исходом. Такой подход может быть удобен тем, кто ещё не готов создать юридическое лицо.

3. Если команда разработчиков создает свое юридическое лицо и определяет свою систему отношений инструментами корпоративного права, то именно такое юридическое лицо может стать конечным правообладателем всех РИД и, как следствие, игры как сложного объекта. С одной стороны, если «лидер» у разработчиков явно один, это может создать дополнительные риски корпоративного конфликта. С другой — именно такой вариант наиболее удобен инвесторам: максимальная ясность относительно прав на игру и возможность выбора между приобретением прав или приобретением доли в компании.

Что разработчику игр нужно знать об интеллектуальной собственности — советы юриста
1616
9 комментариев

Я видел в плеймаркете приложения по мотивам серии "Герои меча и магии" https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gmail.tdmmfull и другие, но сейчас права на эту серию приналежат Ubisoft. Если хочу сделать свое подобное приложения с использованием материалов из героев, есть ли для меня какие-то риски? Или такие приложения могут забанить?

5
Ответить

На мой взгляд, боюсь, что риски есть, и приложения могут забанить. Рассмотрим сначала в теории, с точки зрения буквы закона. Конкретно в примере TDMM по ссылке вижу (а) изображения персонажей, которые на глаз тождественны "старым знакомым" из HoMM3, и (б) фразу "Might & Magic". Персонажи будут охраняться авторским правом, причем здесь речь не пойдет даже о том, что охраняется именно персонаж (как совокупность узнаваемых черт - это, скорее, для ответа выше), а изображение. Гипотетически, можно подискутировать, если будут существенные отличия в форме или пародия, но при беглом просмотре это в глаза не бросается. Фраза "Might & Magic" вряд ли отдельно будет считаться достаточно творческой, чтобы претендовать на статус объекта авторского права, но может быть зарегистрирована как товарный знак, в том числе и в России (надо проверять). Теперь на практике: помимо того, что все это дело может быть бесплатной рекламой серии и (или) быть недостаточно популярным, чтобы стать причиной требований правообладателей, у интеллектуальных прав может быть еще и просто непростая судьба - бывает так, что никаких претензий нет, потому что никто из возможных правообладателей не может найти у себя подтверждения того, что именно он является правообладателем. При детальном споре нужно выяснять, кому принадлежит каждый конкретный объект. Тем не менее, в тех случаях, когда формально нарушение есть, возможны блокировки: (а) самой платформой, если они увидят нарушение прав самостоятельно, (б) по требованию правообладателя по правилам, установленным платформой (для американских и близких им - это может быть процедура DMCA, как это работает, описано, навскидку, здесь: https://www.muso.com/magazine/story/dmca-explained/; DMCA как закон США не действует в России, но если эта процедура установлена самим сайтом, она будет считаться частью действительного пользовательского соглашения), (б) досудебная блокировка Роскомнадзором по требованию правообладателя после заявления в Мосгорсуд (специально для России) -- могут быть технические нюансы блокировки в сторе, но в целом это тоже возможно. Плюс, риск не только в самой блокировке, но и в том, что могут потребовать и компенсацию за нарушение авторских прав. У фанатских бесплатных приложений риски на практике ниже, но во многих странах даже бесплатное распространение контента, который считается нарушающим авторские права, может привести к юридическим проблемам.

6
Ответить

Такой небольшой вопрос - а как быть из использованиям персонажей, или элементов сюжета книг в играх? Особенно если, беру из книги , например, мир или предысторию без главного сюжета и персонажей

2
Ответить

Короткий ответ - формально, без разрешения исходного правообладателя, лучше не рисковать. Ситуация имеет, как минимум, два измерения. Во-первых, с т.з. авторского права, можно разделить персонажей и элементы сюжета. По персонажам: уникальный персонаж будет охраняться сам по себе (п. 7 ст. 1259 ГК РФ: "Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж,... если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 настоящей статьи", т.е. выражены в любой объективной форме), а создание нового произведения с использованием такого персонажа - это переработка, создание производного произведения. Как и в случае с переводом, потребуется получать разрешение. По элементам сюжета: идеи авторским правом не охраняются, поэтому похожий сюжет, но выраженный в новой авторской форме - при прочих равных условиях, юридически безопасен. Например, представим себе новый фэнтези-сеттинг, где на севере будет нежить, на юге - драконы, а посередине - столица "Княжеский порт" с политическими интригами и инцестом. Это нормально, если все будет заново и с другими героями. Во-вторых, с точки зрения товарных знаков: персонаж или какой-либо узнаваемый элемент мира может быть отдельно зарегистрирован как товарный знак (есть такое подозрение в отношении, например, ключевых имен и названий у того же Blizzard). В таком случае использование в той же юрисдикции, где есть регистрация, и в том же классе, будет отдельным самостоятельным нарушением. Возвращаясь к авторским правам: в целом, тренд на защиту персонажей авторским правом наметился недавно не только в России, но и в США, однако - ярко. Помимо нашей "Маши", в 2015 году в США Бэтмобиль был признан самостоятельным объектом авторских прав, как персонаж: http://www.law360.com/articles/706313/batmobile-is-a-copyrighted-character-9th-circ-says. Практический вывод: юридически можно вдохновляться и создавать нечто новое по старым принципам, но копировать - нет. В то же время на практике бывает так, что нарушение формально есть, но его никто не преследует, поскольку оно фактически является бесплатной рекламой. Но политика у всех правообладателей разная.

6
Ответить

А можно ли как-то задать вопрос юристу в частном порядке или анонимно?

Ответить

Владиславу? Можно тут, можно на фб стукнуться. В целом есть канал который вопросы разбирает юридические силами Gaffer&Gaffer https://dtf.ru/2483-kak-pravilno-oformit-otnosheniya-v-komande-rekomendacii-i-tipovye-dogovory

5
Ответить

Если кому-то из Латвии необходима юридическая помощь, пишите мне, помогу чем смогу.

Ответить