Тестировщик в геймдеве: кто это и как им стать?

Советы от руководителя команды тестирования Warface

С каждым годом игры привлекают к себе все больше внимания. И если челлендж одних игроков — победить всех боссов в новом Souls-like проекте, то другие идут дальше и загораются желанием сами приложить руку к их созданию. Согласно опросу VK Play в 2023 году, 37% россиян хотели бы работать в геймдеве, и тестирование может стать интересным вариантом для старта карьеры.

Мы попросили Никиту Строкова, специалиста по тестированию в Astrum Entertainment, рассказать, чем занимаются тестировщики в игровой индустрии, а также кому подойдет эта профессия.

Тестировщик в геймдеве: кто это и как им стать?

Тестировщики — «серые кардиналы» игрового проекта

Тестировщики — специалисты, отвечающие за качество программных продуктов. Они проверяют функциональность, производительность, безопасность, совместимость, выявляют баги и уязвимости. Сотрудничая с разработчиками и дизайнерами, тестировщики гарантируют надежность, стабильность и качество конечного продукта. Профессия требует внимательности, аналитических способностей, знания современных технологий и инструментов тестирования. От систематизации подхода к тестированию зависит успех всего проекта. Если выбор оказался неверным, и было потрачено много сил на ненужные проверки, то не останется времени на важные этапы — релиз игры будет перенесен, что приведет к разочарованию игроков.

Семь раз отмерь, один раз отрежь — кому подойдет профессия?

Легендарная фраза из Far Cry 3 гласит: «Я уже говорил тебе, что такое безумие?». Тестировщик должен быть готов к многократному повторению одного и того же действия раз за разом, чтобы качественно выполнять поставленные задачи.

Такая работа подойдет любителям видеоигр с вниманием к деталям, аналитическим мышлением и знаниями программного обеспечения. Специалисты должны быть терпеливыми, настойчивыми и готовыми к монотонной работе. Важны коммуникативные навыки и способность работать в команде для взаимодействия с разработчиками и дизайнерами. Постоянное обучение и освоение новых технологий делают эту профессию идеальной для тех, кто хочет развиваться в динамичной индустрии видеоигр.

Тестировщик в геймдеве: кто это и как им стать?

Нужно действительно любить игры. Иногда приходится играть целый день, независимо от собственного настроения или желания. Также важно обладать огромным энтузиазмом, ибо многие вещи в работе требуют самостоятельности без четких инструкций, как именно выполнять задачу.

Периодически нужно быть готовым уделить тестированию дополнительное время. Важно понимать, что в геймдеве кранчи (переработки) есть везде, и от этого никуда не уйти, так как создание продукта — это творческий процесс, в котором невозможно предугадать все сроки выполнения задач. Кроме того, таких форс-мажоров с каждым годом становится больше вследствие тенденции индустрии на постоянное техническое усложнение проектов.

Бывают случаи, когда разработчик может не успеть довести игру до идеального состояния к официальному релизу. Обычно после тщательного тестирования издатель выпускает игру, а тестировщики следят за новыми багами, которые всплывают во время реального опыта десятков тысяч игроков. Важно максимально быстро выпустить патч с исправлением самых критических ошибок, пока шквал критики не достиг точки невозврата.

Показательный пример — неудачный релиз Cyberpunk 2077. Игра от студии CD Projekt RED вышла в декабре 2020 года со множеством багов, однако к концу января 2021 года был выпущен патч 1.1 с фиксом самых серьезных недочетов. Все остальные баги были исправлены за 2021 год. Несомненно, тестировщикам компании пришлось серьезно поработать, чтобы достичь того результата, который мы видим сегодня — игру трудно сравнить с первой версией.

А вот разработчик шутера Battlefield 4 DICE упустил эту возможность. После релиза проекта в 2013 году онлайн-режим, благодаря которому проект позже завоевал сердца игроков по всему миру, буквально не работал. Патч был выпущен с задержкой, в результате чего многие пользователи были разочарованы и больше не вернулись в игру.

Тестирование клиент-серверной игры: разбираемся в сложном простыми словами

Согласно библиотеке Steam, уже сегодня 12 тысяч игр относится к сетевым, и их количество растет с каждым годом. Статистическое агентство Statista оценило доход рынка онлайн-игр на уровне 26 млрд долл. в 2023 году. Эксперты сходятся во мнении, что рынок продолжит расти, ровно как и спрос на специалистов — это отличная возможность для тех, кто задумывался о смене профессии.

В онлайн-играх пользователь непрерывно взаимодействует с сервером, и чтобы полноценно тестировать их, необходимо понимать клиент-серверное взаимодействие. Подобная разновидность тестирования включает проверку координации между клиентской частью (игра на устройстве пользователя) и серверной (сервер, обрабатывающий данные и управляющий игрой), чтобы гарантировать стабильность, производительность и безопасность системы. Например, часто проводят стресс-тестирование, во время которого игровой сервер нагружают большим количеством игроков или ботов и смотрят за его производительностью и откликом.

Тестировщик в геймдеве: кто это и как им стать?

Никак не обойтись и без функционального тестирования и тестирования игрового дизайна. Первый тип предполагает проверку всех функций игры на корректность работы, а второй затрагивает все элементы проекта — от механик до интерфейса. Тестировщики смотрят на множество аспектов: интуитивная понятность геймплея и интерфейса, отсутствие багов в аудио составляющей, правильность работы боевой системы, стрельбы и передвижения.

Один из важнейших этапов тестирования — баланс. Именно от него зависит, получит ли геймер удовольствие от игрового процесса. Перед тестировщиками стоит крайне сложная задача — удостовериться, что система баланса, которую создали геймдизайнеры, работает как часы. Иногда в релизную версию просачиваются недоработки в балансе, которые могут существенно повлиять на игру.

В качестве примера можно вспомнить Древнего Бога К’Туна, финального босса Храма Ан’киража, которого разработчик Blizzard Entertainment добавил в World of Warcraft Classic 23 января 2006 года. Впервые за 2 года игроки пережили настоящий кризис, доходящий иногда до нервного срыва — на протяжении 80 дней никто так и не смог победить босса, и даже ни у кого не получилось снизить полосу его здоровья ниже 90%. Разработчик услышал просьбы игроков и выпустил патч фикса баланса, но даже по сей день ходят легенды о том, как К’Тун наносил 5 млн урона одним ударом, когда здоровье танка в лучшем снаряжении и со всеми бафами не превышало 5 000.

Необходимым этапом проверки игры, в которой выходят новые обновления, является регрессионное тестирование. Зачастую нововведенные функции противодействуют старым, поэтому нужно убедиться в корректности их синтеза. В то же время метод прогрессивного тестирования проверяет игру на наличие вылетов и других ошибок во время одной беспрерывной сессии.

Тестировщики могут также использовать метод негативного тестирования — они ведут себя в игре так, как разработчик этого не предполагал. Например, прыгают на месте 100 раз подряд. Подобная механика неестественного поведения эффективна для выявления багов, о которых ранее могли не задумываться.

В Dota 2 практически после каждого патча всплывают баги, с помощью которых игроки получают нечестное преимущество. Например, в 2021 году пользователи обнаружили «имба» связку героев Pudge-Mars-Io, с помощью которой могли разрушить трон противника буквально дистанционно. С каждым глобальным патчем в игре происходит множество изменений — уследить за всем до релиза невозможно. Любая игра может сломаться от неестественной комбинации функций, для чего и нужно негативное тестирование.

Существует множество других типов технического тестирования. Среди них: проверка безопасности для предотвращения несанкционированного доступа и обеспечения защиты данных, тестирование локализации для правильного перевода проекта на другие языки, тестирование античита, а также нагрузочное тестирование для изучения работы игры при нагрузке на ПК со стороны других приложений.

Также проводится тестирование на совместимость для корректной работы на различных устройствах и операционных системах. Например, легендарная и всеми любимая The Elder Scrolls V: Skyrim от Bethesda на момент релиза в 2010 году была полностью не приспособлена к консоли PlayStation 3. Пользователи столкнулись с проблемой, что после нескольких часов игры возникали баги, с которыми невозможно было продолжать играть. Лишь спустя несколько патч-фиксов проблему удалось решить.

Наконец, последней стадией тестирования проекта является анализ реального пользовательского опыта. Этот вид называется по-разному — Play-, ad-hoc или бета-тестирование. Основной целью является получение отзыва игроков о состоянии продукта. В зависимости от степени готовности проекта разработчик может предоставить игру строго ограниченной группе людей или начать официальное бета-тестирование, в котором может поучаствовать каждый. Схожей, но другой по сущности проверкой является usability-тестирование, которое отличается тем, что тестировщики наблюдают за каждым действием пользователя в игре или интерфейсе, чтобы понять, насколько механики и функции интуитивно понятны.

Тестировщик в геймдеве: кто это и как им стать?

Основными инструментами для любого вида тестирования могут быть как автоматизированные скрипты, так и ручная проверка. Автоматизация — важнейший аспект для повышения производительности тестировщиков, в особенности при работе со «зрелыми» проектами, в которые с обновлениями было добавлено много разных механик. Алина Заболотная, старший специалист по тестированию в Astrum Entertainment, среди рабочих инструментов выделяет следующие: множество инструментов самописные, учитывающие особенности тестируемых функционалов. Из общедоступных стоит упомянуть: TeamCity для поддержки автотестов и проектных сборок, TestRail или аналоги для ведения чек-листов с возможностью быстро формировать отчеты по блокам тестирования, система мониторинга Prometheus, SVN/Git для контроля вносимых правок в проект, IntelliJ IDEA для автотестов и другие.

Что изучать

«Что же получится при смешении златоцветника и настойки полыни?» — в саге о Гарри Поттере главный герой не смог ответить на простейший вопрос, а чтобы не быть как он — следует серьезно подходить к своему обучению. Путь в геймдев будет проще с дорожной картой о том, что изучить, посмотреть и почитать для работы тестировщиком.

Тестировщикам необходимо знать основы тестирования программного обеспечения и специфические методы для игр. Некоторым мы уже уделили внимание выше, но кроме них существуют и другие методики, с которыми тоже стоит ознакомиться: тестирование чистых помещений, комбинированное тестирование и другие. Важно понимать особенности и ограничения различных платформ (PC, PlayStation, Xbox, мобильные операционные системы IOS и Android в зависимости от сферы деятельности компании) и уметь работать с базами данных и сетевыми протоколами.

Изучение Linux является неотъемлемым аспектом саморазвития для тестировщика в геймдеве — многие игровые серверы и системы разработки базируются на этой операционной системе. Обратить внимание можно на следующие программы:

Серьезным конкурентным преимуществом кандидата на должность тестировщика является знание английского языка не ниже уровня B1. Большинство самых актуальных материалов по тестированию написано на английском языке, поэтому не получится избежать его изучения. Помимо этого, изучить стоит и язык программирования Python:

  • «Get Started with Python»/Coursera — уже более полноценный курс для тех, кто хочет получить полный объем навыков языка, необходимых для разработки;
  • также обратите внимание на варианты от udemy и Stepik.

Необходимо разбираться в приложениях по работе с системой контроля версий. Для каждой операционной системы они разные — Git, ADB Tools для Android, Xcode для iOS, 3uTools и другие. Если есть нацеленность на онлайн-проекты, то стоит посмотреть суть программ для взлома игр, чтобы понимать, как бороться с нечестными игроками — Game Guardian, Titanium Backup, джейлбрейки для iOS.

Помимо этого, стоит помнить, что любая работа в геймдеве, в особенности тестировщика, всегда сопряжена с рядовым общением с коллегами или издателем. По этой причине хороший специалист должен обладать развитыми Soft Skills: «Тестировщику следует быть усидчивым и внимательным: это поможет выявить то, что для других было совсем незаметным. Также быть открытым к диалогу, чтобы донести ценность найденной информации другим, и слегка ленивым, чтобы предлагать автоматизацию рабочих процессов для освобождения времени под более интересные задачи», — говорит Алина Заболотная.

Уделить внимание стоит изучению тайм-менеджмента и развитию внимательности. Выше уже было упомянуто, что работа тестировщика зачастую монотонна, поэтому важный элемент может легко затеряться, если его не записать. Стоит морально подготовиться к тому, что чек-лист может состоять из сотен строк, за которыми нужно будет следить.

Краткий список навыков для работы тестировщиком:

  • основы тестирования программного обеспечения;
  • основы программирования — понимание синтаксиса языков Python, C++, C#, JavaScript;
  • основы работы с базами данных (SQL);
  • основы Linux (знание командной строки);
  • основы работы сетевых протоколов;
  • основы функционала приложений по взлому игр (Game Guardian, Titanium Backup, джейлбрейки для iOS) и борьбе с читерами (Photon);
  • умение пользоваться консолью разработчика в играх;
  • понимание функционала приложений для коммуникации (Jira, иногда общение происходит в самих игровых движках, например, Unity);
  • уровень английского языка не ниже B1 (желательно).

Рекомендуемые книги

  • International Software Testing Qualification Board (ISTQB) — база для любого тестировщика. Есть как общий курс, так и специализированная книга про тестирование игр. Из минусов стоит отметить, что материалы написаны общим языком, поэтому читать в первый раз может быть сложно.
  • Game QA & Testing: Questions and Answers by Luis Levy and Jeannie Novak — написана в формате вопросов и ответов, что делает текст легким для восприятия и полезным для быстрого поиска информации. Книга охватывает широкий спектр тем, связанных с тестированием игр, также в ней можно найти ценные инсайты от опытных профессионалов.
  • Game Testing: All in One by Charles P. Schultz and Robert Bryant — охватывает все аспекты тестирования игр, начиная с основ и заканчивая сложными методами.
77
4 комментария

Никак

Ответить

с такими требованиями и тестировщиком? а зарплату в пол ляма дадут?

Ответить

Ппц длинная реклама, зачем? Кинул бы ссылку на курсы и всё

Ответить

В VK.Play вы указаны как издатель Skyforge. Так вот если судить по Skyforge, то едва ли вы понимаете о чём говорите.

Ответить