Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

Сразу обозначу, чей гараж:

Привет, я веду телеграм-канал по геймдеву, в котором вчера я опубликовал открытое обращение к разработчикам Atomic Heart с призывом прояснить ситуацию касательно слухов и поделиться информацией. На это обращение откликнулось 8 человек. 7 из них подтвердили причастность к разработке игры, 1 подтвердил частично. Вся рассказанная в этом посте информация была получена от этих людей. Их имена, должности и сроки их работы я разглашать не буду на правах их анонимности. Они об этом попросили очень настойчиво.

Если вы СМИ и хотите перепечатать материал — перепечатывайте без проблем с указанием источника. Если вы захотите запросить у меня данные людей, с которыми я общался, я вам откажу.

Слухи

Несколько дней назад, после нового геймплейного ролика Atomic Heart, в сети появился вот такой вот скриншот. Помимо этого, распространялась информация о том, что этот геймплей — монтаж и рендер.

Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

Пройдемся по основным тезисам очень кратко.

  1. Геймплей из последнего ролика — не монтаж. Это срежиссированный геймплей. Такая практика присутствует у множества студий (например, Ubisoft).
  2. VR-отдел, по словам нескольких людей, закрыли еще летом. То есть вся переписка со скриншота датируется летом 2018 года. Забавно, что там фигурирует фраза "кто-то из нвидии сказал что твои кодеры дураки". Именно летом NVIDIA предложила Mundfish сотрудничество, предоставила железо и специальную версию движка. Также NVIDIA консультирует студию в Москве. Именно из московской студии были уволены эти люди.
  3. Есть информация, что 3 программиста ушли сами из-за какого-то внутреннего конфликта. Про это говорит лишь один человек, больше добровольный уход никто не подтверждает. Один из ушедших программистов отказался общаться, до двоих других достучаться не удалось.
  4. Информация про некомпетентное руководство подтверждается 6 людьми.
  5. Информация про импульсивные и частые увольнения подтверждается 7 людьми.

Кто стоит за Atomic Heart?

Собеседники отмечают три ключевые фигуры в руководстве Mundfish. Это Олег Городишенин, Артем Галеев и Роберт Багратуни. Мнение по поводу отдельных людей у опрошенных мною разработчиков разделилось не сильно.

Роберт Багратуни — хороший рекламщик и маркетолог, который ответственен за весь хайп вокруг Atomic Heart. Плохое про него слышно только из слухов со скриншота. В основном все претензии к нему основываются на некомпетенции в области геймдева. Его умение как маркетолога никто не осуждает.

Олег Городишенин — все, с кем я общался по поводу руководства, весьма нелестно отзываются об этом человеке. Ни одного позитивного отзыва о нем я не услышал. Посмотрев о нем в интернете, наткнулся на один проект, который он релизнул до этого в Steam с другой командой — Heroes of Scene.

Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

Артем Галеев — ключевой человек в разработке игры. Ответственен за весь дизайн, сеттинг и все, что людям нравится в этой игре. Почти все отмечают то, что большую часть работы сделал именно он. Можно сказать, что Atomic Heart — его личный проект, который попал в руки предприимчивого Олега Городишенина. Артем — крайне идейный человек, который вынашивал концепт игры долгие годы.

На сайте также присутствует некая Евгения Седова. Она бывшая модель и владелец модельного агентства. Позже перекатилась в Newmedia Stars и стала руководителем отдела компьютерной графики.

Вот описание каждого из них с официального сайта.

Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

Отсюда следует основная проблема: игру делает союз маркетолога и дизайнера, она выглядит красиво и эффектно, но, как говорят разработчики, играть в это неинтересно.

У проекта нет четкого геймдизайна

У игры хорошо все, что касается анимации, графики и эффектов. Есть диздок, которому пытаются следовать, но не всегда получается.

Процесс разработки и добавления фич на начальных этапах проходил в лучших традициях геймдева. Кто-то из руководства поиграл в новую игру, увидел там новую фичу, и пришел в офис со словами: "А давайте сделаем так!". Так, к примеру, после игры в DOOM один из руководителей решил, что игре нужны эффектные добивания.

Из-за этого многие механики бесконечно менялись и переделывались, придумывались новые, а геймдизайнеры менялись. До сих пор, спустя более чем год после старта разработки, у команды нет понимания, что у них получится в конце.

Слова собеседников косвенно подтверждаются тем фактом, что в описании игры на сайте, и в нескольких интервью с разработчиками, нет ни единого ответа, что за игра это будет. Сейчас точно известно лишь об одной системе — крафт оружия из подручных средств.

Помимо этого игра очень линейная — невидимые стены и закрытые двери на каждом шагу. Так что, если вам геймплей игры показался линейным — то это не из-за режиссуры, игра и есть такая. Хотя, несмотря на все это, Роберт говорит о больших локациях для исследования:

The map that appears at the end of the trailer certainly implies an open-world setting and, while not a true confirmation, Bagratuni does explain that “the map is huge”. It’s converted from a real-world USSR chart and encompasses the Arctic Circle, plains, forests, and mountain passes, and is connected by a usable railroad system. He also points out that it’s layered, with “a surface level and abandoned underground departments of ‘3826’” He also mentions Bunkers, “very detailed locations with a special Soviet atmospher.

Atomic Heart was conceived as an open-world game," said Mundfish CEO Robert Bagratuni. "We want to enable players to choose the sequence of actions themselves instead of limiting them to a linear path. The world of the game is in fact the entire Soviet Union—a vast circle, the borders of which reach the Arctic in the north, Altai mountain in the south, and with plains, lakes and much more in the middle.

Роберт Багратуни, CEO

Катастрофическая нехватка качественных программистов

Из-за импульсивных увольнений и плохого менеджмента команда каждый год теряла ценные кадры. Новых хороших программистов найти очень сложно — в России очень мало опытных разработчиков на C++ и UE4. Из-за этого у игры очень серьезные технические проблемы и большое количество багов.

По некоторым данным, игра работает примерно при 20-40 FPS на, цитата, "топовых пк".

Кстати, уже можно посмотреть что из себя представляет VR-проект Soviet Lunapark VR в Steam.

Наем дешевой рабочей силы и быстрые увольнения

Опять же, почти все, с кем я общался, подтвердили практику частых увольнений в Mundfish. Типичный алгоритм выглядит так: в команду нанимают несколько зеленых ребят (бывших студентов, джуниоров, то есть людей без/с небольшим опытом), которые делают всякую работу, которую им кидают сверху. После этого кому-то из руководства что-либо не нравится (мне рассказывали о совсем пиздецовых случаях, но в целях сохранения анонимности собеседников я их рассказать не могу), и дальше следует мгновенное увольнение. Людей могут уволить за мелкие ошибки, либо за то, что человек не нравится руководству.

Например, вас могут пригласить на позицию джуниор-левелдизайнера, а в итоге вы будете вручную переименовывать сотню гигабайтов ассетов. Потому что в проекте бардак.

Из-за частых увольнений и смены разработчиков страдает и качество игры. Увольняют чаще всего программистов, 3D-артистов и левелдизайнеров.

На текущий момент, 28 января 2019 года, по заверениям одного из разработчиков игра готова на 20%.

В мае 2018 года на IGN вышла статья, в которой журналисты пообщались с Робертом. Из статьи известно, что тогда в Mundfish было 20 человек и планировали расширить штат до 40 за полгода. По сообщениям разработчиков, штат сотрудников сейчас составляет "несколько десятков человек".

Кранчи и бесконечное откладывание релиза

Несколько собеседников подтвердили практику кранчей по выходным на этапе разработки в 2017 и начале 2018 года. Но, из-за крайне плохого менеджмента и малого количества качественных разработчиков, результатами кранчей становился ступор в разработке. Программисты несколько недель пытались разобрать то, что они делали за выходные. Вскоре от такой практики отказались.

На начальных этапах команде часто говорили про скорый релиз. Но каждый месяц релиз откладывали все дальше и дальше. Опыта привести такой амбициозный проект в то время не хватало, как и сил. Поэтому сейчас релиз игры отложен до 2020 года, судя по бете в 4 квартале 2019.

Soviet Lunapark VR как попытка срубить денег

Изначально руководство хотело сделать Atomic Heart VR-игрой. Об этом свидетельствуют ранние вакансии в Mundfish и набор Олегом людей на "VR-проект на UE4". Но потом желания руководства изменились в сотый раз и на свет появилась Soviet Lunapark VR, уже ответвление от основной Atomic Heart.

Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

Но летом 2018, по словам разработчиков, VR-отдел Mundfish закрыли, а уже в сентябре появляется сайт District Zero, их офис находится в 15 минутах ходьбы от офиса Mundfish.

Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

В материалах РБК есть такая интересная цитата:

Mundfish уже удалось продать небольшой сайд-проект — VR-игру Soviet Lunapark, на которой тестировали технологию VR, используя некоторые материалы Atomic Heart. В 2017 году проект был продан за несколько десятков миллионов рублей российской компании District Zero, VR-парку развлечений.

А теперь внимание: работа над VR-проектом Soviet Lunapark велась Mundfish как минимум до лета 2018 года. Это подтверждают все собеседники. В 2017 году не было никакого готового для продажи проекта. Роберт просто хвастается? Возможно.

Сайт District Zero был зарегистрирован 29 сентября 2017 года, а открыт, как я уже сказал, в сентябре 2018.

Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

Домен District Zero зарегистрирован на голландскую компанию Minerva VR Group BV. Компания была зарегистрирована только 28 мая 2018 года. Записана она на имя некоего Николая Валерьевича Волкова. На сайте компании можно купить билетики на VR-арену.

Даже в новостях в Steam, несмотря на то, что разработчик игры все еще студия Mundfish, указывается ссылка на District Zero.

You can still visit the free move VR Arcade version of the Soviet Luna Park in Moscow. See details here: https://district0.com/. In 2019 free move VR Arcade version will be available in all major cities around the world, that is London, Berlin, Los Angeles, New York and others.

Но что по итогу? Уже первого марта 2019 года все сервера Soviet Lunapark VR будут закрыты. То есть те, кто купили игру, больше не смогу в нее играть.

Знаете, сколько по итогу Mundfish поддерживала VR-проект после релиза? Ровно 221 день.

Soviet Luna Park VR servers will be shut down starting with March, 1, 2019, so the game will not be available for playing.

Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

То есть, весь VR-проект в Steam был лишь для того, чтобы продать свой бизнес-проект с VR-аттракционном? Есть вероятность, что это так.

Atomic Heart — скам?

После прочтения всей этой информации вы можете решить, что Atomic Heart — это попытка срубить бабла на наикрутейшем артдирекшине. Но нет, не все так просто.

Все перечисленные проблемы, по словам разработчиков, вытекают из малого опыта и высоких амбиций руководства и команды. Многие разработчики искренне хвалят старания Артема и его желание сделать проект мечты.

Большая часть собеседников уверена, что проект доведут до конца — существуют обязательства перед инвесторами. Но конец будет весьма плачевный: игра, при текущем положении дел, выйдет очень забагованной, скучной, слабо оптимизированной и попросту падет жертвой своих амбиций. При всем своем великолепном артдирекшене, свежей концепции и внимании со стороны прессы, проекту будет просто непозволительно иметь посредственный геймплей и техническую составляющую.

Это больше простая глупость, чем запланированная хитрость.

Другой, более странный вопрос, на который я не смог получить четкого ответа — ситуация с предзаказами еще не готовой игры. Если Atomic Heart готов на всего лишь 20%, то правильно ли вообще открывать предзаказы? Это единственный момент, который заставляет лично меня смущаться.

Некоторые собеседники высказывают предположение, что это попытка обеспечить и так уже затянувшуюся разработку (игру планировалось выпустить раньше). И предзаказы — возможность студии не закрыться и все-таки доделать проект.

Интересная цитата из материала РБК:

Но на англоязычной версии сайта в документах, касающихся пользовательских соглашений и правил коммьюнити, фигурировала компания Mundfish Media с адресом в городе Роквилл, штат Мэрилэнд. В реестре округа Монтгомери, к которому относится Роквилл, такой компании нет. Тем удивительнее, что полный адрес, который Mundfish указала на сайте, полностью совпадает с адресом компании ZeniMax Media, владельца Bethesda — разработчика серии игр Fallout и The Elder Scrolls. После вопросов о том, что означает эта информация, Mundfish удалила все данные, касающиеся Mundfish Media из Роквилла (скриншоты старых версий сайта есть в распоряжении РБК). Люди из индустрии сообщили РБК, что среди инди-разработчиков практика использования документов крупных компаний как шаблона не редкость. Багратуни не прокомментировал ситуацию. В ZeniMax не ответили на запрос РБК.

Заключение

Atomic Heart мне искренне нравится. Я летом даже назвал эту игру одним из самых стильных проектов следующих лет. И это даже выглядело настолько круто, что хотелось сразу же искать подвох. Но на тот момент его не было. Но, как мы знаем, чудес не бывает. И летний трейлер Atomic Heart — это чудо, которое не могло не иметь двойного дна.

Для полноты картины я хотел бы услышать официальный комментарий Mundfish на все вышесказанное. Конечно, я догадываюсь, что ответ будет в духе "это все слухи". Но все-таки.

Помимо этого я хотел бы получить ответы на следующие вопросы:

  1. Почему VR-проект был продан другой компании и для чего VR-проект вообще создавался? Как он мог быть продан в 2017 году, если вы его выпустили в 2018?
  2. Что из себя будет представлять Atomic Heart на релизе? Если одиночная игра, то в каком жанре, в чем будет состоять основа геймплея? Почему до сих пор, спустя столько времени, при готовом геймплейном трейлере, мы не знаем об игре ничего? Если же игра будет с элементами мультиплеера, то какими? Как команда представляет себе мультплеер в Atomic Heart?
  3. Под какие системные требования разрабатывается игра? Уверены ли вы в том, что сможете создать заявленный открытый мир при достойном техническом исполнении, если даже недавний геймплей в закрытых помещениях страдает от падения частоты кадров?
  4. Сколько людей работает над Atomic Heart в данный момент?
  5. Почему вы нигде не пишете про эпизодическую систему игры? В интервью на DTF вы ее упоминали.
Atomic Heart: что говорят об игре бывшие и текущие разработчики

Дополнение, появившееся в телеграм-канале автора

Мне пришло очень огромное и подробное письмо вдогонку к опубликованному тексту (я ждал ответ этого собеседника, но уже подумал, что он ничего не пришлет, и опубликовал текст). Обновил текст во многих местах. Несколько вещей прояснились намного лучше. Коротко: это ад. Из нового:

  • Почти все работают не по ТК, получают зарплаты в конвертах. Несколько человек оформлено как ИП.
  • Отпуска почти не дают, не выплачивают отпускные.
  • В 2018 году было уволено более 12 человек при размере команды в ~20.
  • Игру начали делать с нуля 5 месяцев назад (это просто п****ц). Одна из причин — полностью ушедший штат программистов + увольнения 4 человек. В штате на тот момент осталось 3 человека и руководство решило, что надо начать все с нуля.
  • СЕО и инвестор — Роберт Багратуни (Максим Зацепин) — считает, что игру продает картинка. Поэтому на геймплей и сюжет нужно обращать внимание в последнюю очередь.
  • До перезапуска проекта Atomic Heart был коридорным шутером, который пробегался за 15 минут.
  • Менеджмент просто отсутствует. Нет даже плана разработки на 2 недели вперед, нет описанного цикла разработки проекта.
  • За предзаказы Mundfish получают хорошие деньги.
  • VR-игру Soviet Lunopark релизнули на 2 месяца раньше, чем планировали. Релиз произвели СЕО (Роберт) и продюссер (Олег) не ставя в известность команду разработчиков.

Материал подготовлен специально для канала @korovany.

445445
235 комментариев

Голосом уже проговорил, повторю еще раз.
Atomic Heart - это мем и обычная попытка развести людей на инвестиции/покупку воздуха. Когда появились первые новости об этом проекте? Год, полгода назад? Тогда же, когда на сайте компании висело объявление о найме главного дизайнера, кажется. То есть вроде как начали делать игру и ролик отрендерили, но работает над ним непонятно кто.

Ок, давайте допустим, что действительно собрали команду, которая действительно сделала _пре-альфа_ версию игры, геймплей которой показали неделю назад. Что показали?

Стерильный трейлер в плане геймплея - походил, медленно покрутил стиком для киношности, помахал оружием, пострелял. Три схватки с одним и тем же мобом, полторы схватки с еще одним, киношный конец трейлера на боссе. Из всего хочется отметить богомерзкий motion blur при каждом повороте, который в схватке превращает картинку в мыло так сильно, что аж глаза щиплет.

Сам графон - никакущий, выглядит как типичная поделка на UE4, которая по дефолту щедро обмазывается эффектами и постпроцессингом, из-за чего выглядит как хромированый кусок дерьма.

В плане фантазии и проработки окружения же - никаких уникальных идей, никакого раскрытия мифического "огромного открытого мира", только тоскливый поворот камеры в сторону якобы грандиозного ландшафта. Ага, конечно, именно поэтому большая часть трейлера происходит в закрытом линейном бункере, а на надземный мир дают посмотреть только на пол-шишечки, и львиная доля видео трейлеров показывает именно помещения, а не открытую местность.

Вся игра пытается выехать на советском ретро-футуризме с щедрой долей пропаганды, но в итоге все ограничивается поверхностным сдиранием дизайнов с советских агитплакатов и не более. Как будто разработчики хотели сделать свой собственный биошок, но решили не обременять себя функциональностью и смыслом, поэтому их студ/научгородок/парк развлечений(?) не выглядит пришедшим в упадок, а будто он заранее был проектирован как куча хлама. Ну и эти странные решения в дизайне - какие-то вечные дыры в земле, в научном бюро вместо удобного лифта или лестницы почему-то стоит фуникулер с аттракционами (каждый раз когда ты едешь на работу, то завтрак оставляешь вне кабины, видимо), зачем-то роботы повсюду, которые выглядят как токарь Михалыч. Нахуя это всё? Из этого не складывается никакой истории, кроме "ух бля стремно чё-то всё".

Есть игры, в релиз которых хочешь верить. Я смотрю на геймплей того же Wild и думаю "Вот было бы классно когда-нибудь в это поиграть.". А что здесь? Это обычный шутан, который еле выезжает на клюкве и судя по видео играется так, что некоторые инди за 5 баксов еще кажутся адекватными на его фоне.

А релиз намечен на этот год, между прочим.

184

:С Скажи мне, что котик жив!

76

Да и по репликам героя понятно, что и нормального сюжета там в теории быть не может, раз даже для трейлера ничего кроме матюков придумать не смогли. Все началось и закончилось концептартами.

12

Но я же скрестил пальцы и проговорил 3 раза: "Хоть-бы не лада рейсинг клаб!!!". За что ???!!!!!

4

Самое обидное, что игра красивая, но сука жадность убивает все.

3

50 процентов аргументировано 50 чистый гон. В плане дизайна игра хорошаиначе бы не велась публика, да и проработка не плоха, дизайны роботов вполне в советском стиле иих нет на упомнянутых плакатах, так что не надо. Еслиб текст внимательно читали то увидели что сама идея игры и проработка мира велась уже давно одним человеком, так что это чистый гон.
А про постановку согласен, в роликах нет логики игры, босс с 10 патронами в дробовике, и открытый мир только надписями о закрытой двери или найти крюк.
С другой стороны сейчас многие делают постановки, тот же anthem? даже ведьмак 3 вышел не с графой из трейлеров.
И после спада игровой индустрии у нас не умеют делать крупные проекты, не умеют даже нормально работать в команде, это не только в игровой индустрии а на любой фирме видны проблемы в руководстве, потому что посты занимают не управленцы а всякие менеджеры рекламщики и тд которые умеют управлять людьми только деспотическими условиями и увольнениями

1

Не засера ради а из любопытства - как отечественному геймдеву можно развиваться внутри того пласта культурного наследия, которое имеет его страна? Есть сказки, соварт, мифология и много истории. Если человек решил сделать игру в отечественном сеттинге он по умолчанию становится клюквенным морсом с водкой или есть какие то тонкие меры которые стоит учитывать?