Рубрика развивается при поддержке

«Главное — это атмосфера, в которой создаются игры»: интервью с операционным директором Bini Bambini Материал редакции

Путь в геймдев через работу на атомной электростанции и переводчиком.

В закладки

Bini Bambini — игровая студия, которая занимается разработкой приложений для детей. Среди её проектов: «Супер Азбука» и «Школа рисования для малышей».

Управляющий партнёр DTF Сергей Бабаев пообщался с главным операционным директором компании Галиной Ефремовой. Она рассказала, как пришла в геймдев через работу переводчика и на атомной электростанции в Иране, а также о том, выгодно ли создавать приложения для детей.

Галина, привет! По традиции, давай начнём с того, как ты для себя открыла игры?

Во дворе, где я выросла, моего возраста, кроме нас с сестрой, девочек не было, а были только ребята. Дедушка соседа был тренером по футболу, поэтому всё детство прошло за игрой в футбол во дворе с пацанами.

На 10 лет мне подарили приставку «Денди», но в неё родители разрешали играть только вечером, когда папа придёт домой и сам её подключит к телевизору. В 10 вечера нас с сестрой отправляли спать, а папа сам ещё несколько часов играл в «Танчики» и «Марио». Игра в приставку очень захватывала, но не настолько, чтобы отказываться от игры в футбол во дворе.

Игры в итоге стали большим увлечением?

На самом деле я до сих пор практически не играю в игры, и считаю игры убийцами времени. Для меня важно проводить время либо путешествуя, либо общаясь с друзьями или максимально эффективно. Я даже если читаю книги, то выбираю те, которые помогут профессионально.

Галина Ефремова

Какое у тебя образование?

Мама почему-то очень хотела, чтобы я была переводчиком. Ей казалось, что это очень перспективная профессия, и поэтому я ходила в школу с углублённым изучением английского языка, а после школы дополнительно занималась английским преподавателем. Это было в 90-х, и родители очень гордились, что могут себе позволить частного преподавателя для детей.

Родители привили принцип, который остался на всю жизнь: «Хочешь — учи уроки, хочешь — списывай, хочешь — прогуливай, но то, какие ты получаешь оценки, так ты будешь и зарабатывать». Это дало сильную установку на достижения результатов, а не ориентацию на процесс.

Ты же понимаешь, что на самом деле такой корреляции между оценками и доходом нет?

Конечно же, нет никакой корреляции между школьными оценками и профессиональными успехами. Известный факт, что многие успешные бизнесмены и топ-менеджеры плохо учились в школе.

Для меня такой подход родителей в детстве дал свободу в принятии решений на пути к достижению цели. И это приучило меня к ответственности за свои решения и позже. Будучи в роли руководителя на различных уровнях, я никогда не боялась принимать даже сложные и непопулярные решения и нести за них ответственность.

В итоге стала переводчиком?

Да, но уже после первого курса я поняла, что быть им не хочу, так как переводчик — это инструмент и его мнение никому не интересно. Учиться было несложно, и училась как-то по инерции. В институте с первого курса не было ни одного предмета точных наук.

Когда задумалась о первой работе?

Как раз на первом курсе мне купили первый компьютер. Как сейчас помню, в нём было 3 Гб памяти и видеокарта не тянула ничего, кроме мультиков «Масяни» — такая себе печатная машинка с памятью. Знание английского и наличие компьютера помогло найти первую подработку. Это была работа в брачном агентстве. Работа заключалась в переводе переписки наших женщин с иностранцами, которые общались с целью выйти замуж за границу….

Представляю, сколько там всего забавного происходило.

Ещё бы. Однажды брачное агентство привезло человек 20 потенциальных женихов из Америки, а меня ещё человек 5 переводчиков позвали переводить устно это мероприятие. Это была отличная возможность подзаработать, так как устный перевод оплачивался дороже, чем перевод писем.

Одна дама позвала помочь ей пообщаться с «потенциальным женихом». Я опешила, когда она попросила ему сказать, что 200 долларов — и она поедет к нему в номер прямо сейчас и «сделает ему хорошо».

Я конечно постаралась как-то смягчить этот меседж, но после этого случая поняла, что я больше работать в брачном агентстве не хочу.

Переводить просьбы о платной любви конечно не очень приятно, но жить же на что-то надо...

Да почти сразу после ухода из агентства меня попросили позаниматься английским с ребенком одних знакомых. Так постепенно преподавание английского языка детям разного возраста и стала стабильной подработкой до конца института, которая дала возможность быть независимой от родителей, а на четвёртом курсе я даже взяла в кредит новый компьютер.

Насколько я знаю, в итоге ты получила образование менеджера. Что случилось с направлением переводчика?

На переводчика я училась в Харьковском Политехе, и это был первый набор, в то время, на новую специальность. К концу четвёртого курса из-за какой-то бумажной волокиты на специальности «Переводчик» не продлили обучение выше бакалавра, но в институте предложили всех желающих перевести на специальность «Управление проектами» без дополнительной сдачи экзаменов. Я обрадовалась, так как уже давно понимала, что переводчиком не стану.

Забавный факт — ты успела поработать на атомной станции в Иране. Неожиданные поворот для переводчика и менеджера. Как это произошло?

Несколько моих старших знакомых из города-спутника Энергодар после института поехали работать в Иран, так как там хорошо платили. Мне тоже предложили отправить документы в российскую компанию «Атомстройэкспорт», которая была генподрядчиком строительства атомной станции в Иране и через которую и осуществлялось трудоустройство.

Шансы были маленькие, потому что специальность у меня не профильная, поэтому я спокойно ждала старта обучения в аспирантуре. Но в то время, как мои документы были на рассмотрении в «Атомстройэкспорте», внезапно освободилось место ведущего инженера отдела управления проектом строительства атомной станции, и им нужно было срочно закрыть вакансию. А по стечению обстоятельств я как раз подходила по образованию, да и английский давал дополнительный бонус.

Я прошла собеседование у и меня пригласили работать на строительстве атомной станции в городе Бушере, в Иране.

Чем занималась в Иране кроме основной работы?

В Иране мы жили в так называемом «посёлке российских специалистов», где даже была школа и спортзал. После работы было скучно, и я начала вести фитнесс-группу для русских женщин. Ко мне начало ходить много людей, включая жену начальника отдела кадров.

Как-то меня позвали в отдел кадров и попросили после работы преподавать детям физкультуру. Я согласилась, и это было достаточно забавно. А через какое-то время меня попросили преподавать и информатику, так как учителя информатики в посёлке не было.

Обеденный перерыв на станции был около двух часов и мне готовы были ставить все уроки в мой обеденный перерыв. Так я со своим гуманитарным образованием стала училкой информатики для 5-11 классов.

Это был отличный опыт. Я вот сейчас вспоминаю — и страха как-то не было, что не получится, что не знаю, чему учить….

По деньгам всё это стоило тех сложностей, что ты испытала?

Должна сказать, что кроме сложностей было и много фана. Пожить в мусульманской стране — то ещё приключение. Но по деньгам — да, я там хорошо зарабатывала, особенно учитывая, что эта была первая настоящая работа после института. Ставка, на которую я поехала работать, была что-то около 800 долларов. И это в 2007 году.

Сколько времени ты провела на станции? Домой в Харьков приезжала в это время?

В Иране я проработала три года, приезжая в Харьков на пару месяцев в отпуск в летние месяцы, в которые находиться в Бушере из-за жары было практически невозможно.

По возвращению в Харьков ты, наверное, начала искала работу именно в ИТ?

Это сейчас все хотят в ИТ, а тогда я не знала, чего хочу, и просто искала работу. Так как моё образование и опыт были связаны с управлением проектами я начала искать работу менеджером проектов. Судя по вакансиям, это была работа или в строительстве, или в ИТ. Одно из первый предложений, которые я получила, было от компании GlobalLogic.

Сначала это была работа координатором, но потом я быстро стала Junior Project Manager. Моей идеей фикс были командировки. Мне уж очень хотелось попутешествовать за счёт компании, а на моих проектах командировок не предвиделось.

Продолжила искать другую работу из-за этого?

Не совсем. Однажды моя подруга, которая уже несколько лет работала на заводе Procter and Gamble, рассказала о том, как сильно у них компания вкладывается в обучение сотрудников, какие карьерные планы строит и как часто посылает в командировки на обучение и обмен опытом.

На заводе Procter and Gamble в Днепропетровской области в городе Орджоникидзе (ныне Покров) на тот момент была открыта вакансия HR-менеджера, и я отправила к ним резюме. Приятным бонусом было то, что они оплачивали проезд на собеседование, и я подумала — почему бы не навестить подругу?

Когда я проходила собеседование на позицию HR, менеджер, который проводил собеседование, сказал, что эта вакансия не для меня, и он видит во мне человека производства. Через два дня они открыли вакансию в цеху и позвали меня на работу в Procter and Gamble. Многие не понимают, как можно уйти из ИТ, но я не могла отказаться от выпавшей возможности и решила переехать в Днепропетровскую область работать на заводе.

До геймдева успела ещё где-то поработать?

Да, я работала в компании Sigma Software, где несколько лет руководила разными аутсорс-проектами.

Через какое-то время меня позвали на позицию руководителя департамента разработки одной датской телеком-компании. Отдел разработки находился в Харькове и активно рос, поэтому им понадобился местный менеджер. Работа на эту компанию дала, наконец, возможность очень много путешествовать — я несколько раз ездила к подрядчикам в Китай, каждый месяц ездила в Данию и Венгрию.

За годы моей работы отдел вырос до более 100 человек. Но был и неприятный момент. Из-за того, что изменились обстоятельства, было принято решение приостановить разработку системы, которую мы делали на протяжении трёх лет, и пришла задача сократить отдел разработки на 40% за один месяц. Организация и проведение такого масштабного сокращения — это тяжелый, но бесценный опыт. Я рада, что пережила его.

Объём работ стал уменьшаться, процессы разработки были отлажены и мне работать стало скучно.

Как началась твоя история в геймдеве?

Однажды мне позвонил одногруппник, с которым мы когда-то давно учились вместе на управлении проектами, и попросил помочь с обучением ПМ-ов и выстраиванием процессов в компании, где он работал. Я согласилась помочь, пообщалась с ПМ, с руководством компании и получила предложение присоединится к ним на full-time в качестве СОО.

Компания небольшая, продуктовая — занимается разработкой детских обучающих мобильных игр. Это было для меня совершенно новым опытом, так как до этого времени я работала только в относительно крупных компаниях. Из-за того, что на позиции руководителя департамента в телекоме мне уже перестало хватать челенджей, я решила стать частью компании Bini Bambini, открыв для себя новый мир геймдева.

Даже после этого ты не стала больше играть и к играм в целом относишься по-прежнему?

Я много играю в детские игры — как в наши, так и игры конкурентов, чтобы понимать, куда развивать наши продукты дальше.

У меня на телефоне также есть несколько забавных гиперказуальных игр, но так как я человек азартный и меня сильно затягивает в игры, то стараюсь в них все же не играть. Тем более что времени на это почти нет.

Давай спрошу иначе: когда-то ты легко меняла сферы деятельности, и вот сейчас ты занимаешься геймдевом. Допускаешь ли ты мысль, что в каком-то обозримом будущем ты перейдешь в другую сферу?

Пока не планирую. На мой взгляд, геймдев — стремительно развивающаяся отрасль, в которой новые походы, жанры, способы продвижения и монетизации игр появляются почти каждый день. Это мне очень импонирует и заставляет быть в тонусе и быстро реагировать на окружающую среду, чтобы не остаться позади конкурентов.

Твое сдержанное отношение к играм не вредит бизнесу? Ты могла бы направить силы партнёров или конкретно компании ещё в какое-нибудь русло? Например, вы делаете детские раскраски, в то время как под боком вырос огромный рынок более взрослых продуктов, зарабатывающих, думаю значительно, больше.

Я часто слышу, что рынок детских игр — сложный и на нём много не заработаешь. И должна сказать, что на детских играх действительно зарабатывать гораздо сложнее, чем на взрослых.

Учитывая, что в компании есть огромнейшая экспертиза создания детского контента, я уверена, что и в этой нише можно создать многомиллионный бизнес. Это доказали такие компании как ABC Mouse, Toca Boca и другие гиганты рынка, показав, что нам есть куда стремиться.

Кроме всего прочего меня заставляет двигаться вперёд миссия компании: «Научить детей всего мира читать и привить детям любовь к обучению». Делая детские обучающие игры, приятно осознавать, что делаешь этот мир лучше.

Можешь для понимания рассказать, какие порядки доходов могут быть у детских игр?

Всё конечно очень зависит от самой игры. У нас, например, есть игры, приносящие до 40 тысяч долларов в месяц с одной платформы, как есть и полностью бесплатные игры даже без рекламы.

Модель монетизации — это, в основном, реклама. Внутриигровые покупки в детском сегменте не особо процветает?

У нас всё наоборот. До недавнего времени мы монетизировали игры исключительно через внутриигровые покупки. Лишь около полугода назад мы начали аккуратно экспериментировать с рекламой, причем только в Google Play, так как на этой платформе гораздо меньше платящих пользователей. Но до сих пор основной источник нашего дохода — это iap.

Для разработки детских игр надо знать что-то особенное? Ну, например, иметь самому детей чтобы понимать, что нужно родителям и маленьким детям? Кто ваш идеолог?

Не думаю, что нужно прямо знать что-то особенное. Мне кажется, очень важно желание делать по-настоящему качественный продукт и любить то, что ты делаешь.

Костяк компании — люди с большим опытом создания детской литературы и пониманием детской психологии, что является одним из конкурентным преимуществом компании Bini Bambini. Также у нас в команде много молодых ребят, у которых нет детей, но при этом они приносят много креативных идей.

На мой взгляд, главное — это атмосфера, в которой создаются игры. Ведь детские продукты можно создавать только в дружеской, позитивной атмосфере.

Нет планов пойти в другие жанры и ниши?

На ближайшее будущее таких планов нет. Есть огромное количество новых идей развития детского направления.

Переходя к концу разговора. Родители, которые хотели, чтобы ты была переводчицей, в итоге одобряют твой выбор или бывают звонки с намёками, что надо найти «нормальную работу»?

Родители, наоборот, очень гордятся моими профессиональными успехами и только иногда советуют поменьше работать и больше отдыхать.

Есть ли на рынке СНГ игровые компании, которые являются примером для тебя — по продуктам, подходу к работе?

Я восхищаюсь успехами компании Playrix. Несмотря на то, что мне не близок их жанр, на мой взгляд, их игры сделаны очень качественно с точки зрения анализа поведения пользователя в игре и подстройки игры под юзера. Понимая уровень их доходов, осознаёшь, что нам есть куда стремится.

Можешь посоветовать нашим читателям несколько книг, которые повлияли на тебя или просто запомнились из последнего прочитанного?

С удовольствием. Мне оказалась близка по духу книга Максима Батырева «45 татуировок менеджера» — читается легко и при этом даёт повод для размышления. Также очень рекомендую книгу «Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix» Патти МакКорд — о продуктовом бизнесе, корпоративной культуре и формировании эффективных команд.

Вы думаете я тут значит паши а вы там клубничку приедите с молочком поедите?
{ "author_name": "Андрей Верещагин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u044b","\u0431\u0435\u0441\u0435\u0434\u0430"], "comments": 13, "likes": 25, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 56922, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Mon, 01 Jul 2019 17:55:15 +0300", "is_special": false }
Проект в сеттинге киберпанка
Вакансия Game Designer
я с вами!
0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
17

не удержался простите :3

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

должно быть :3

Ответить
5

Я, наверное, никогда не читал такого душного интервью.

Будто не с человеком, а с функциональным роботом поговорили.

Ответить
1

Проработал в этой компании пол года. Эти п***ры платят программистам 150 баксов на стажировке и 300 через 2 месяца, наплевав на то, как ты ее проходишь.... Зарабатывает то фирма солидно, подтверждаю, только на сотрудников плевали. Типичная украинская псевдоконтора

Ответить
0

Я думаю это не от страны зависит а просто от коммерции - кто-то в этой структуре говорит "я ебашу" а кто-то может заверить "на меня ебашат".

Ответить
0

Просто встречал много местных вакансий в сфере ит, предлагающих копейки за усердную работу

Ответить
1

Понимая уровень их доходов, осознаёшь, что нам есть куда стремится.

Исчерпывающе.

Ответить
0

Когда в разделе геймдев статья про каляки-маляки длиннее, чем интервью с разработчиками ААА. Вау, спасибо

Ответить
0

Зашел по ссылке http://binibambini.com/ отсюда в аппстор. Там одна игра с 3.5K рейтингов. Зашел в гугл плей, там 5 игр с 10к, 10к, 1к, 500к, 1кк установок.

Я конечно не супердетектив, но подозреваю, что фраза "У нас, например, есть игры, приносящие до 40 тысяч долларов в месяц с одной платформы" именно о той единственной игре что есть в аппсторе.

Ответить

Воздушный Макс

0

Дочка обожает их игры. Но, в играх для детей от 3 до 5 лет нужна ли такая жесткая монетизация?!

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }