От “калькулятора” до сервера: как разработчики World of Tanks позволяют игре летать на любом железе

“Гонка вооружений” в мире игрового железа не прекращается ни на секунду. Новое поколение консолей обещает моментальную загрузку и невиданную ранее графику, а топовые игровые ПК уже обгоняют по стоимости подержанные автомобили и приближаются к новым. Игры тоже становятся очень требовательными - для “тех самых ощущений” от, например, Cyberpunk 2077, некоторые геймеры полностью обновляли свой компьютер. Тем не менее, геймеры продолжают выжимать все, что можно и нельзя из своих пяти- или десятилетних машин. Не у всех есть желание или возможность купить самую последнюю сборку, на которой все игры идут на “максималках”.

Для большинства людей с “демократичными” параметрами ПК разработчики компьютерных игр оптимизируют свои проекты, придумывают способы обеспечить красивую картинку и стабильный FPS на любом “железе”. Мы спросили у разработчиков World of Tanks, что нужно делать, чтобы игра была доступна и приятна для всех.

Соблюдать баланс между производительностью и хорошей картинкой

На данный момент в игре существует 6 пресетов графики - от минимального до “ультра”. Каждый адаптирован под определенную планку мощности компьютеров таким образом, чтобы обеспечить для игрока оптимальное сочетание производительности и качества графики. Игрок может использовать автоопределение настроек - тогда специальные алгоритмы подберут оптимальные настройки. Или можно вручную задать конкретный пресет графики. Оба варианта справедливы, но автоопределение с большей вероятностью подберет лучший пресет.

При минимальных графических настройках уменьшено количество полигонов, сложность и количество материалов, эффектов, размер текстур. На пресете “Минимум” качество и количество объектов ровно такое, какое позволит комфорт игрока. На пресете “Ультра” количество и качество объектов максимальное для того же уровня FPS.

Нажмите на картинку  для увеличения
Нажмите на картинку  для увеличения

Сложность и количество объектов в кадре оказывает влияние на потребляемое игрой количество видеопамяти и оперативной памяти, а также на FPS, а значит для слабых компьютеров необходимо по возможности уменьшать число объектов на карте и их качество. Убирать любые объекты нельзя — есть важные для геймплея элементы, которые нужно сохранить любой ценой. Такие объекты приходится максимально “ужимать” по качеству. Снижение качества объектов подразумевает в том числе и “отрисовку” разработчиками игры отдельных объектов как низкого, так и и высокого качества. Какие из них будут использоваться в игре, будет определять или автоматическая система, или выбирать сам игрок в настройках.

На высоких настройках графики используется и простой, и сложный варианты объекта. Это нужно для того, чтобы экономить ресурсы на отрисовке объектов, которые находятся на большом расстоянии от игрока: чем ближе игрок к объекту, тем более качественный его вариант отображается на экране.

В общем, задача технических художников найти “золотой баланс” между производительностью игры и качеством картинки. Качественно и количественно распределить объекты на карте и в кадре таким образом, чтобы на всех пресетах графики игра работала стабильно.

Делать гибкие настройки графики

Разработчики World of Tanks стараются давать возможность использовать потенциал “железа” по максимуму — будь то старая, “заслуженная” офисная машина или топовый киберспортивный сетап. Для этого в игре постепенно появлялись все более гибкие графические настройки.

В середине 2014 года, с выходом World of Tanks версии 0.9.2, в игру добавили галочку “прозрачность листвы”. Может показаться, что это очень скромное изменение, о котором не стоит упоминать отдельно, но это совсем не так. Включение этой функции для некоторых систем в определенных ракурсах давало прирост производительности в 2 раза.

В версии 0.9.0 случился исторический момент: была введена система автоопределения графики, основные механизмы которой действуют и сейчас. С помощью этой системы мы автоматически определяли игроков в те или иные графические наборы настроек.

От “калькулятора” до сервера: как разработчики World of Tanks позволяют игре летать на любом железе

В первое время из-за новой системы автоопределения некоторые игроки начали жаловаться на низкие значения среднего FPS в бою. Эту проблему решили: стали определять средние значения производительности игрока в бою и, если на протяжении определенного промежутка времени средний FPS последнего боя был ниже заданного порога в 20, то при следующем входе в клиент игроку предлагалось снизить пресет графики.

В рамках работы по заявкам от пользователей мы обнаружили, что причиной низкого значения FPS часто являлось большое количество эффектов, которые находились в кадре и на которые отводилось большое время отрисовки. Так появилась идея внедрения динамического изменения качества эффектов. Эта фича в критический момент низкого FPS была призвана максимально ускорить проигрывание эффектов для быстрой помощи игроку в критической ситуации.

Дальше развитие настроек графики в World of Tanks продолжалось в логике увеличения разнообразия опций и динамичности системы: так игрок получает оптимальную картинку и лучший игровой опыт. Внедрение настройки – это в первую очередь дать возможность игроку, который испытывает проблемы производительности в бою, динамически снизить нагрузку на видеокарту путем ручного выбора или автоматического срабатывания механизма.

Адаптировать игру под самое разнообразное “железо”

Парк компьютерной техники у игроков популярных игр всегда очень разнообразный. Например, в World of Tanks одних только уникальных процессоров замечено около 2500. Некоторые игроки обходятся 2 ГБ видеопамяти и 2 ГБ оперативки, а некоторые вообще играют на серверах — недавно мы заметили 5 человек с объемом ОЗУ 256 ГБ+.

В Wargaming существует целый ряд конфигураций практически 15 летней давности, на которых до сих пор проводится тестирование. Конечно, с каждый годом все больше и больше таких наборов “железа” подвергается серьезным испытаниям временем. Оно не щадит ни видеокарты, ни процессоры, ни материнские платы. Вышедшие из строя конфигурации не так-то просто найти. Некоторые редкие образцы разработчикам World of Tanks приходится искать даже не в Беларуси или России, а по всему миру. Например, какие-то видеокарты покупались на европейских и американских площадках, другие доставлялись транзитом через Россию из Азии, а некоторые запросы напрямую уходили таким гигантам отрасли, как Gigabyte, Asus и др.

Большая удача найти, купить и доставить редкое “железо” в идеальном (новом) состоянии. Именно такой случай произошел в 2015 году, когда в европейском магазине были куплены 4 новые видеокарты Radeon HD 2400 XT, которым на тот момент было 8 лет.

Конечно, разработчики не могут поддерживать все старые конфигурации, поэтому со временем им приходится выводить архаичное оборудование из “обоймы”. Тем не менее, такие изменения проводятся аккуратно и постепенно: например, отказ от поддержки Windows XP/Vista и DirectX9, а также увеличение минимального объема ОЗУ до 2 ГБ у нас произошло только в 2019 году.

Адаптироваться не только под “минималки”, но и под топовое железо

В World of Tanks широкий спектр пресетов графических настроек и множество отдельных настроек. На высоких настройках графики работает много графических технологий и эффектов, которых может вообще не быть на низких настройках, или они там очень упрощены. При этом графические изменения носят чисто декоративный характер и не влияют на геймплей, чтобы у игроков играющих на различных настройках не было преимуществ в игре.

Например, на Ультра настройках графики есть реалистичный эффект, когда растительность (кусты, деревья, трава) реагирует на движение, взрывы и выстрелы от танков. На более низких настройках этот эффект вообще не обрабатывается, тем самым улучшая производительность. Эта опция и все остальные декоративные графические технологии обрабатываются только на клиенте, а не на сервере, другие игроки не смогут распознать местоположение невидимого вражеского танка по движению растительности.

Другим примером технологий, которые есть только на высоких настройках графики и полностью отключаются на более низких, является динамическое намокание и загрязнение танка. Например, на снежных картах при высоких настройках графики танки покрываются снегом. По мере движения по карте танк постепенно загрязняется, при заезде в воду грязь смывается и танк намокает — цвет темнеет, начинает больше отражать свет, а затем постепенно сохнет. Эффект, конечно же, добавляет реалистичности, но не влияет на геймплей.

112112
89 комментариев

Помню как в 2012 катал на 8800Gt с 256мб памяти, и юзал проги для увеличения фпса. Деревья были плоскими, не было текстур земли и неба, зато 60+ фпс было.
Эх, столько кайфа получал от игры в 2011-2015. 
Потом продал свой акк за копейки, при том что на нем были очень редкие танки, которые выдавались в 15к экземплярах на весь СНГ, и забил на них.
За это время успел послужить в танковых войсках, научился водить, и стрелять с Т80БВ и Т80У.
А еще именно наши танки, (да-да, вот эти с фото) обстреливали белый дом в 90-ых.
Ибо служил в Кантемировской Дивизии. Фото на самом деле уйма)

56

Эххх... Хорошая была игра. С 10-го года играл. И года до 15-го прямо достаточно плотно.

14

Комментарий недоступен

1

Вот эту картинку вставьте в заголовок.

9
Раскрывать всегда
Иркутская студия «Самовар» анонсировала полнометражный ИИ-мультфильм «Путешествие в город Сиба»!

Сюжет будет основан на легенде о высокотехнологичной цивилизации, обитающей под Байкалом. Главный герой — робот Тимэн, известный своими граффити на улицах Иркутска.

242242
6666
2222
77
55
33
22
22
11
11
11
Мне кажется что подобное пока не должно существовать. Слишком плохо выглядит.
134134
1010
88
55
33
11
Тизер back to the future 4
Сегодня исполняется 58 лет Сэм Тейлор-Джонсон - актрисе, режиссеру, сценаристу, продюсеру и жене Аарона Тейлора-Джонсона
Сегодня исполняется 58 лет Сэм Тейлор-Джонсон - актрисе, режиссеру, сценаристу, продюсеру и жене Аарона Тейлора-Джонсона

Они познакомились на съёмках фильма "Стать Джоном Ленноном" в 2009 году, когда Аарону было 18, а Сэм - 42, и поженились в 2012 году. К слову, режиссёром фильма была Сэм, а главную роль исполнил Аарон.

9999
2121
1111
88
44
11
11
11
Чем старше женщина, тем вкуснее у нее борщ
«АСТ» выпустит в России книгу «Ведьмак: Перекрёсток воронов» о молодом Геральте

Произведение выйдет в апреле.

«АСТ» выпустит в России книгу «Ведьмак: Перекрёсток воронов» о молодом Геральте
5656
77
11
11
Партия 9070xt от Sapphire больше чем вся партия пятидесятой серии от Nvidia
Партия 9070xt от Sapphire больше чем вся партия пятидесятой серии от Nvidia
7373
1414
55
44
22
11
11
На Disney+ стартовал «Сорвиголова: Рождённый заново»

Критики остались довольны сериалом.

На Disney+ стартовал «Сорвиголова: Рождённый заново»
3030
66
11
11
Capcom, ну что вы как эти? 😿
Capcom, ну что вы как эти? 😿
9999
44
хочу дино кризис ремейк((
[]