Смотри как художник: 15 советов от профессионала

Художник, раскадровщик и аниматор Somnath Pal рассказывает, на какие нюансы обращать внимание, чтобы сделать рисунки правдоподобнее, выразительнее и интереснее.

Смотри как художник: 15 советов от профессионала

Далее повествование от лица автора.

Пять лет назад я был слишком уверенным в своих художественных навыках засранцем. Я рисовал одни и те же четыре позы снова и снова, а так как получалось у меня неплохо, я хорошенько тешил свое эго.

Потом я встретился с одним из своих кумиров, который был достаточно вежлив, чтобы не выбросить мой скетчбук в мусорку, но недостаточно, чтобы промолчать о том, что я не умею рисовать. «В твоих рисунках нет жизни. Ты должен научиться чувствовать то, что рисуешь. У тебя должна болеть спина, когда ты рисуешь кого-то в согнутом положении», — сказал он.

Честно, я ничего не понял. Но его слова заставили меня отправиться на поиски ответов. Три года спустя, благодаря ежедневным скетчам и тому, что я прислушивался ко множеству советов по рисованию, я начал понимать, что мне пытался сказать тот человек. Рисуя девушку, удобно развалившуюся на диване, я ощутил, что так же разваливаюсь, чтобы лучше почувствовать позу.

Это был не единственный подобный опыт, было много другого, подкрепившего мои наблюдения. Здесь я хочу поделиться своими идеями в надежде на то, что это подтолкнет вас к изучению окружающего мира самостоятельно.

1. Добавьте уникальные физические черты

Паттерны и физические особенности имеют большое значение в иллюстрации
Паттерны и физические особенности имеют большое значение в иллюстрации

Кривые носы, разные стрижки, усы, татуировки, модные аксессуары… столько всего при рисовании людей стоит принять во внимание и воспроизвести на холсте. И не забывайте про узоры на поверхностях. Они тоже пригодятся в иллюстрации. Например, в изображении выше обратите внимание на кирпичи на стене и узор кофты.

2. Замечайте нюансы

Мельчайшие нюансы могут создать огромную разницу
Мельчайшие нюансы могут создать огромную разницу

Обратите внимание, как мельчайшие изменения в языке тела человека влияют на человека в целом. Приподнятая бровь может добавить смыслов и выразительности, хотя по сути это мельчайшее физическое изменение. Нюансы влияют и на атмосферу. Представьте мальчика, читающего книгу. На стене у него за спиной висит постер с Лионелем Месси. Поменяйте его на постер с Альбертом Эйнштейном — и сменится весь контекст сцены.

3. Нарушайте симметрию

В жизни люди редко бывают симметричны
В жизни люди редко бывают симметричны

Это одно из моих самых ранних наблюдений и важнейших уроков, которые я для себя вынес: наши действия редко симметричны по своей природе. Даже такие простые действия, как сидение или стояние, не сбалансированы равномерно.

Симметрия может создать ощущение чрезмерной организованности и напряжения. Если вы хотите изобразить какой-то роскошный и эпичный момент, разве использование симметрии — лучший выход?

4. Поймите природу света

Разберитесь, как именно в вашей сцене работает освещение
Разберитесь, как именно в вашей сцене работает освещение

Чтобы лучше понимать свет, задайте себе эти вопросы.

  • Свет теплый, холодный или нейтральный?
  • Он прямой или рассеянный?
  • Насколько интенсивен рассеянный свет по сравнению с остальными источниками света?
  • В сцене есть второй источник света?
  • Что это за источники: прямые лучи, контурный свет или рассеянные лучи?

Обратите внимание и на то, как интенсивен свет от одного источника по отношению к другому.

5. Найдите баланс между напряжением и расслаблением

Изображайте правильное сочетание напряжения и расслабления
Изображайте правильное сочетание напряжения и расслабления

Комбинация расслабления и напряжения обычно видна в любой позе. Именно такая комбинация придает ей жизнь. Обращайте внимание на переключение между этими двумя состояниями.

Студенты часто спрашивают меня, почему их рисунки выглядят такими зажатыми. Одна из самых очевидных проблем, которую я часто вижу, — они упускают из виду, какие части тела напряжены, а какие расслаблены. Они рисуют руки, ноги, туловище и т.д., но все выглядит одеревенелым. Если все тело напряжено, тогда и рисунок будет казаться негнущимся.

6. Попробуйте сыграть роль

Мимика — это всего лишь инструмент для выражения эмоций
Мимика — это всего лишь инструмент для выражения эмоций

Правдоподобные эмоции выражаются не только при помощи лица, но и языка тела. Человек постоянно вовлечен в некую актерскую игру, в передачу нужных эмоций.

Если думаете, что лица вам будет достаточно, попробуйте покривляться перед зеркалом. Попробуйте показать злость. Чувствуете, как ваша шея выдвигается вперед, как напрягаются мышцы? Что насчет напряжения в мышцах предплечья? Наклоняется ли все ваше тело вперед? Теперь вы видите, не так ли?

7. Обращайте внимание на аномалии

Всегда будьте начеку, чтобы вовремя заметить странные и аномальные детали, которые вы сможете использовать
Всегда будьте начеку, чтобы вовремя заметить странные и аномальные детали, которые вы сможете использовать

Выбивается ли что-то из того, за чем вы наблюдаете, из общего ряда? Чтобы встряхнуть свое серое вещество, представьте пистолет в спальне пятнадцатилетнего подростка. Это неправильно и маловероятно, но, возможно, вы наткнетесь на что-то менее драматичное. Например, увидите кого-то с первой моделью телефона Nokia или кубик Рубика в руках в четырёхлетнего ребенка.

И хотя вы сможете воспользоваться памятью для своего следующего проекта, вам в любом случае понадобится богатая визуальная библиотека, чтобы придумывать идеи в нужный момент. Поэтому будьте внимательны и подмечайте странные вещи вокруг себя.

8. Добавьте дополнительную историю

Дополнительная история может усилить визуальный эффект в вашей работе
Дополнительная история может усилить визуальный эффект в вашей работе

Заметите ли вы, как история развивается прямо у вас на глазах? Возможно, это что-то обыденное: кто-то обжигается, пытаясь удержать горячую кружку с кофе (происходит конфликт), а затем использует салфетку, чтобы удобнее держать кружку (разрешение конфликта). Даже если это не основная история, подобные маленькие детали добавляют дополнительный уровень глубины повествования в ваш рисунок.

9. Захватите доминирующую эмоцию

Постарайтесь захватить и передать главную эмоцию в вашей сцене
Постарайтесь захватить и передать главную эмоцию в вашей сцене

Я хочу это отделить от шестого пункта об эмоциональной выразительности жестов. Основная эмоция — это настроение всего сценария. Вот пример: безумие группы болельщиков, чья команда только что выиграла матч Лиги. Реакция людей может быть разной, но доминирующая эмоция — эйфория.

Если это секундная эмоция, вам может не хватить времени, чтобы ее зарисовать, поэтому просто постарайтесь ее запомнить, а потом сделайте наброски, чтобы запечатлеть.

10. Делайте тоновые наброски

Правильные тона не получаются сами по себе, так что экспериментируйте
Правильные тона не получаются сами по себе, так что экспериментируйте

Мне было сложно делать тоновые стадики. Я не мог собрать воедино даже простые тона. Поэтому я все сделал по-своему. Начал с чистого черного, и рисовал всё черно-белым. Кафе поблизости было отличным местом для моего обучения, потому что в нём было яркое освещение прямо над сидениями. Оно создавало четкие тени, которые было легко поймать. Постепенно я начал добавлять серые тона. И все же до сих пор я иногда задумываюсь над тем, какой тон нужно использовать — само по себе не выходит.

11. Учитывайте взаимодействие с миром

Понаблюдайте за тем, как мы приспосабливаемся к окружающей среде
Понаблюдайте за тем, как мы приспосабливаемся к окружающей среде

Замечали ли вы, как порой люди устраиваются поудобнее таким образом, что идеально вписываются в пространство? Или обращали внимание на человека, который лёг на диван и обхватил рукой его край? Шар для боулинга никогда не подстраивается под нас, а вот мы делаем это постоянно.

Начать видеть, как мы, осознанно или нет, приспосабливаемся под окружение — чувство сродни откровению. Можно тем же способом понаблюдать за напряжением и расслаблением человека в моменты таких взаимодействий.

12. Подмечайте фактуру материалов

Разные материалы ведут себя по-разному
Разные материалы ведут себя по-разному

Когда я работал над съемками фильма, я обратил внимание на стены: как они отражают свет, как они стареют и т.д. Природа различных материалов обещает художнику целый ряд захватывающих возможностей.

Только когда вы поймете, как материалы ведут себя в разных условиях, у вас получится рисовать их правдоподобно. Посмотрите на отличие складок кожаной куртки и хлопковой рубашки или сравните острые блики металлического шара с бликами на резиновом мяче.

13. Фиксируйте культурный контекст

Наблюдайте и фиксируйте культурный контекст
Наблюдайте и фиксируйте культурный контекст

Культура здесь — всеохватывающий термин. Она включается в себя территориальную, политическую, расовую и даже научную культуру. Если вы понаблюдаете за культурными особенностями группы или человека, а затем зафиксируете их, эти зарисовки помогут вам лучше раскрыть и определить личности тех, кого вы рисуете.

14. Используйте форму, вес, пропорции и перспективу

Помните, что тело ведет себя по-разному, в зависимости от своего положения
Помните, что тело ведет себя по-разному, в зависимости от своего положения

Справиться с этими четырьмя пунктами можно только с регулярной практикой. Заставьте кого-нибудь лечь на пол, согнув колени под прямым углом, аналогично тому положению, которое принимает сидящий на стуле человек. Встаньте около его ног, чтобы увидеть фигуру в перспективе. Сравните с тем, как выглядит человек, сидящий на стуле. Эти две позы вы можете сравнить по формам, пропорциям, перспективе и влиянию гравитации.

15. Выходите за рамки реальности

Нарушьте привычную реальность, чтобы вызвать у зрителя больший отклик
Нарушьте привычную реальность, чтобы вызвать у зрителя больший отклик

Вот одно из упражнений во время сеансов наблюдения: я усложняю задачу, просто чтобы усилить азарт от работы. Я экспериментирую со своими рисунками и на мгновение выхожу за рамки привычной реальности.

Иногда я усиливаю напряжение в человеческой фигуре до такого уровня, которое просто невозможно достичь вживую, или нарушаю какие-то физические законы. Пуристы заметят, что это не вяжется с рисованием, основанном на наблюдении за окружающим миром, и могут оказаться правы. Но я определенно получаю удовольствие!

Перевод выполнен специально для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

116116
8 комментариев

Перевожу: научитесь охуенно рисовать и будет отлично

19
Ответить
13
Ответить

Почти все советы применимы и к фотографии.

6
Ответить

Точно! Прочитал именно для этого.))

1
Ответить

Это конечно все круто но нет смысла пытаться рисовать если тебе это не дано как бы ты не хотел и не рвал жопу, тут нужен талант, без таланта твой максимум будет васянские картиночки и то не факт, как бы грустно это не звучало

Ответить

Талант на самом деле это всего две вещи - тебе пиздец как интересно что-то и ты пиздец какой тупой, чтобы остановиться. Все.

7
Ответить

Увы, всё не так просто) Не существует призрачного и волшебного "таланта", который дан только избранным свыше.
Так называемый талант состоит из огромного количества часов практики и прокачки своих способностей, начало которых могло быть заложено с раннего детства. Да, есть факторы, которые влияют на развитие способностей – окружение, воспитание, поддержка, личное отношение, физические особенности и пр.

5
Ответить