Gamedev Дмитрий Мучкин
3 582

Наследие Flash

Индустрия, послужившая прототипом инди-движения.

В закладки

Журналист Eurogamer Эдвин Эванс-Тёрлвел (Edwin Evans-Thirlwell) написал материал, в котором рассказал историю развития индустрии Flash-игр.

Для многих игроков в наше время Flash — это устаревший плагин для рекламных баннеров и всплывающих окон. Но в свои лучшие годы платформа значила гораздо больше: например, именно на Flash был построен YouTube, и многие популярные игры, вроде FarmVille и Candy Crush Saga, были созданы на ней.

В 2009 году Flash стояла примерно на 99% компьютеров, имевших подключение к интернету. Неудивительно, что в 2000-е годы многие программисты обращались к этой платформе — помимо огромной базы устройств, у Flash-разработчиков была ещё и большая степень свободы, ведь им не нужно было отвечать перед издателями.

Как вспоминает сооснователь студии Nitrome Мэттью Эннэл (Matthew Annal), в то время Flash была единственной платформой, на которой можно было создавать небольшие игры для достаточно широкой аудитории и получать с них прибыль.

Ice Breaker

Разработчик Canabalt и Overland Адам Солтсман (Adam Saltsman) серьёзно занялся играми на Flash только после выхода ActionScript3.

​ActionScript3 давал попиксельный доступ к импортированным объектам и выводу. И был кросс-платформенным. И запускался в браузере. И если вы не использовали большие музыкальные файлы, то размер игр был совсем небольшим — Canabalt занимал всего несколько сотен килобайт.

Так что это был идеальный вариант для тех, кому нужна была «песочница» для быстрой или последовательной разработки, и кто хотел делиться играми с большим онлайн-сообществом.

Адам Солтсман
разработчик

В ранние годы Flash-индустрии кража игр была обычным явлением, как и вымогательство денег у разработчиков за удаление их игр — некоторые пиратские порталы появлялись выше в поисковой выдаче Google, чем сайты студий.

Появление в 2005-2007 годах профессиональных платформ вроде Mochi Media, Kongregate и Flash Game License помогло стабилизировать рынок, и начался «ренессанс» индустрии. К концу десятилетия популярные Flash-игры были способны зарабатывать на лицензионных сборах более 100 тысяч долларов, и многие разработчики могли позволить себе заниматься только играми.

Burger Tycoon

Среди лучших игр того времени были, например, головоломки — как Crash the Castle, в которой нужно было запускать валуны, чтобы давить дворян, или Ice Breaker от Nitrome, где приходилось разрезать лёд, чтобы освобождать из него викингов.

Были и вирусные сенсации — вроде уморительного симулятора бега QWOP или отличного платформера Robot Unicorn Attack от Adult Swim. Встречались и проекты серьёзнее — например, квест Samorost или философский платформер Coma. Выходили и игры с социальным подтекстом — Oil God, The Best Amendment, Raid Gaza.

Разработчики Flash-игр не боялись экспериментровать и делиться друг с другом интересными находками.

​Сообщество разработчиков на Flash всегда было потрясающим. Все помогали друг другу, показывали новые техники. Кто-то постоянно пытался делать вещи, для которых платформа не была предназначена. Задолго до официальной имплементации 3D было разработано много способов для неё — от эмуляции в стиле SNES до настоящих трёхмерных объектов.

Мэттью Эннэл
сооснователь Nitrome

Многие из современных инди-разработчиков начинали с Flash. Эд Макмиллен (Ed McMillen) создал десятки Flash-игр, прежде чем достиг успеха с Super Meatboy и Binding of Isaac. Можно также вспомнить текстовую Don't Shit Your Pants от будущих создателей Rogue Legacy или Don't Look Back от Терри Кавана (Terry Cavanagh).

QWOP

Некоторые Flash-игры, например, Alien Hominid и Flow, были портированы на другие платформы, какие-то были адаптированы к HTML5. Но большая часть из этих проектов, к сожалению, может быть потеряна навсегда: в прошлом году Apple, Google, Microsoft и Firefox объявили о намерении заблокировать Flash в своих браузерах.

Большинство разработчиков согласятся, что Flash никогда не была идеальной с технической точки зрения.

​Поддержка Linux была ужасной. Было три разных способа создать приложение из сетевого плагина. Игры можно было запросто декомпилировать. Небрежность языка была забавной, но могла подвести в самый неподходящий момент. Производительность была непредсказуемой.

Адам Солтсман
разработчик
Don't Look Back

Эти недостатки не кажутся такими уж серьёзными по сравнению с духом творчества, свободы и дружбы, витавшего во Flash-сообществе. К этим ценностям стоит стремиться, даже если сама платформа уходит в прошлое.

​Вряд ли её запомнят такой, но я считаю, что Flash проложила дорогу для современных инди-игр и магазинов приложений. Думаю, наследие платформы в том, что она привела к появлению сегодняшнего инди-движения.

Мэттью Эннэл
сооснователь Nitrome

#мнение #инди

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дмитрий Мучкин", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435","\u0438\u043d\u0434\u0438"], "comments": 28, "likes": 39, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 9393, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 19 Aug 2017 11:19:48 +0300" }
{ "id": 9393, "author_id": 6322, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/9393\/get","add":"\/comments\/9393\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/9393"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954 }

28 комментариев 28 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
14

Еще на флэш был великолепный Машинариум

Ответить
3

Машинариум просто абсолютная вышка, вещь с невероятной атмосферой

Ответить
0

Вышло переиздание этой игры которое не требует флэш.

Ответить
8

Внезапно осознал, что играл в большинство упомянутых игр. И среди них ведь были реально клёвые игры с оригинальной идеей. Иногда исполнение и внешний вид решает не так сильно, как идея, жаль, что таких случаев со временем меньше

Ответить
4

Robot Unicorn Attack была топовой. Несколько лет её сиквел потом стоял на смартфоне. Практически ежедневно заходил туда, чтобы времени убить немного

Ответить
0

Я в первую до сих пор на планшете играю время от времени. Великая!

Ответить
4

Помню, как в далекие нулевые использовался термин «мини игры», ну и конечно же, флэш игры. Это то, что сейчас играется на мобилках, в соцсетях. Единичные представили - это уже инди

Ответить
4

Что забавно Flash и ActionScript живее всех живых в огромном количестве современных AAA игр, так как именно при помощи них делаются интерфейсы в Autodesk Waveform,

Ответить
0

Autodesk Scaleform конечно же)

Ответить
0

Угу. Например, весь интерфейс Secret World Legends на нём и сделан. Когда занялся моддингом под эту игру, пришлось и учебники по AS2 поискать, ибо, к стыду своему, всё позабыл уже.

Ответить
4

Сколько же нервов было убито в N game...

Ответить
3

На Конге есть десятки, если не сотни игр, на которые я потратил время с большим удовольствием, чем на некоторые 10/10 на консолях и ПК.

Ответить
1

Кажется я знаю чем я сегодня займусь на работе.
А вообще, меня всегда удивляло какие крутые игры люди делали на флэше. Когда я подключил свой первый интернет, я вечерами залипал на локальном ресурсе играя во всё подряд. Многие игры уже даже и название то не вспомню, но иногда есть желание откопать и снова сыграть. А нитром вообще ванлав.

Ответить
1

Flash игры отлично себя чувствуют на Newgrounds

Ответить
1

На флеше были первые версии величайшей TD всех времен и народов — GemCraft.
А еще была малоизвестная, но неплохая Dragon Age Legends.

Ответить
1

Флеш игры были первым и последним случаем в истории геймдева, когда одиночка мог сделать игру и по сути гарантированно поднять на этом хоть какую-то сумму денег (не важно сколько, важно что гарантированно). Такого больше никогда не будет (мобилки не дают никаких гарантий не то что одиночкам, а даже крупным компаниям).

Ответить
0

Уже есть уже замена flash под web? HTML5, компилятор Unity в HTML5? как там у них дела?

Ответить
0

HTML5 практически на 100 процентов способен заменить флеш, в Юнити с ним все вполне хорошо

Ответить
2

"HTML5 практически на 100 процентов способен заменить флеш"
посмеялся ))

Ответить
1

Почему посмеялся? Может хоть кто-нибудь сказать аргументированно?

Ответить
4

Ну из того, с чем я сам сталкивался
- звук в той же степени не поддерживает. Со звуком вообще все плохо
- работа с памятью на порядок хуже чем во флеше и дело не в прямых руках
- скорость зависит не только от платформы, но и от браузера, что уквадрачивает число "особых случаев"
- системные вещи в чем-то лучше но в чем-то хуже, но во флеше больше возможностей. работа с буфером, файлами и тп.
- по сетевой части в яваскрипте вообще нету вариантов кроме http(s) и websocket. Во флеше ты можешь на низком уровне много чего делать

В итоге на одной и той же машине и в одном и том же бразуере флеш может "выжать" на порядок больше из железа. И для красивых игр это критично.

Будем надеятся на webassembly, может быть с его приходом что-то изменится.

Ответить
–1

Web audio API ?

Ответить
3

Ахаха, html5 не может и 50% от флеша, и размер html5 игры как минимум в 3-4 раза больше выходит.

Ответить
0

Last Stand: Union City был реально крут.
http://armorgames.com/play/12009/the-last-stand-union-city

Ответить
0

а как же ААА TD - Kingdom Rush? или упомянуть что Angry Birds это клон мегопопулярной флешки тех времен Crush the Castle (хоть лично мне она не нравилась)?

Ответить
0

Отличная игра зомботрон, но жрет кучу ресурсов, а после прохождения нескольких уровней подряд начинала зверски тормозить до полного подвисания (
Может перепишут на более подходящий движок.

Ответить
0

А еще с flash начинали VVVVVV и Meat boy

Ответить
0

Все мы хоть раз забивали в гугл слова: "эротические флеш-игры" xD

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления