Dwarf Fortress: игра, существующая на пожертвования

Создатель уникальной игры делится секретами своей бизнес-модели.

Когда речь заходит об уникальности Dwarf Fortress, обычно вспоминают о её невероятной глубине и историях, которые она способна генерировать. Однако игра Тарна и Зака Адамсов выделяется среди прочих ещё по одной причине — она бесплатна и вот уже 15 лет существует исключительно на пожертвования фанатов. Кому-то это может показаться сомнительной бизнес моделью, но, так или иначе, дела у создателей Dwarf Fortress идут неплохо. С 2007 года и по сей день разработка игры — основная работа братьев Адамс.

Но даже при такой народной любви и легендарном статусе, которыми может похвастаться Dwarf Fortress, в игровой индустрии никто ни от чего не застрахован. Брендан Синклер, журналист издания Gamesiundustry.biz, поговорил с Тарном Адамсом о текущем финансовом состоянии игры.

Зак и Тарн Адамсы
Зак и Тарн Адамсы

Как известно, недавно сервис Patreon, через который фанаты финансируют Dwarf Fortress, планировал изменить модель работы. С определённого момента каждая транзакция должна была облагаться дополнительным сбором в 0,35 доллара, и бремя её оплаты ложилась на донора, а не на получателя. Новые правила вызвали резкую критику как от первых, так и от вторых — очевидно, что такой сбор демотивировал пользователей отправлять небольшие суммы сразу нескольким получателям, а ведь именно так и предполагалось использовать Patreon. Позже руководство сервиса вернуло всё на круги своя под общественным давлением.

Сам Адамс, по его словам, потерял из-за отменённых платежей не больше ста долларов, но это событие вызвало у него тревогу.

Это поднимает более важный вопрос. Они (Patreon) вообще понимают собственную бизнес-модель? Я не буду говорить об этом слишком резко, потому что не хочу портить отношения с моим источником финансирования. Но вот что я о них думаю сейчас: это финансовая организация, а не компания, ориентированная на творцов.

Тарн Адамс

До того, как Dwarf Fortress появилась на Patreon, её разработка в основном финансировалась через PayPal. В дальнейшем многие жертвователи перешли именно на Patreon, а ежемесячный доход с PayPal упал примерно в три раза — с трёх до одной тысячи долларов. Раньше с выходом крупного обновления доход с PayPal за месяц мог подскочить до 10 тысяч, но последний апдейт принёс Dwarf Fortress лишь дополнительные 400 долларов.

Dwarf Fortress: игра, существующая на пожертвования

Зато на Patreon дела обстоят гораздо лучше — 1882 «патрона» ежемесячно расстаются с суммой примерно в 5100 долларов. В целом финансирование игры не уменьшилось, а даже увеличилось, благодаря предлагаемой Patreon модели регулярных платежей. Братья Адамс приобрели стабильный доход и большую уверенность в завтрашнем дне – которая в последнее время изрядно пошатнулась. Своими последними действиями Patreon заставил многих независимых авторов впервые задуматься о его природе — о том, что это не просто механизм поддержки независимых авторов, а стартап, инвесторы которого думают прежде всего о прибыли.

Для меня доход с Patreon — это львиная доля всех поступающих средств. Если это перестанет быть возможным, то Dwarf Fortress немедленно исчезнет. По крайней мере, я больше не смогу регулярно над ней работать. Люди просто так не перейдут на какой-то другой сервис. Мы просто потеряем этих людей, если только они потом не захотят снова оформить нам регулярный платёж где-то ещё.

Тарн Адамс

Dwarf Fortress, существующая на деньги «патронов», не нуждается в рекламе и пиаре в классическом смысле. Но это не значит, что Тарн Адамс совсем не занимается всем тем, чем обычно приходится заниматься руководителям игровых компаний, полагающихся на более традиционную бизнес-модель.

Я всё равно провожу пресс-конференции. Я всё равно участвую в мероприятиях и всё равно думаю о своём имидже, и прочем. Я забочусь о том, как доносить информацию об игре и её развитии, но, по сути, я ничего не пытаюсь продать.

Тарн Адамс
Dwarf Fortress: игра, существующая на пожертвования

Адамсу не приходится беспокоиться о продажах или спорить с издателем. Он зависит только от игроков, и отвечает тоже только перед ними — и поэтому ему приходится действовать аккуратно и всегда предугадывать их возможную реакцию. За годы постоянной работы над игрой и администрирования официального форума Dwarf Fortress Тарн приобрёл немало опыта в вопросе работы с комьюнити.

У меня дело никогда не доходило до «восстаний» фанатов, или чего-то в таком духе. Ты постепенно учишься замечать, где у тебя была вероятность что-то испортить, не будь ты достаточно осторожен. Я не хочу сказать, что любую истеричную претензию нужно брать в расчёт. Обращать внимание нужно на общее недовольство, — его часто можно избежать, если действовать осторожно.

Тарн Адамс

Братьям часто приходится учитывать возможное мнение комьюнити при принятии решений. Так, например, в 2013 году Адамс рассказал порталу Gamasutra, что некий издатель предлагал им продать права на использование бренда Dwarf Fortress — за «шестизначную сумму». Но они отказались.

Это было неплохое предложение — сумма равнялась нашему доходу за три года. Но был шанс того, что это расстроило бы нашу фанбазу, если бы их игра получилась плохой. Ну или их мог расстроить сам факт продажи прав. «Продался» — это, конечно, дурацкая фраза, но тут всё дело в ощущениях. Так что мы подумали обо всём этом, сказали «нет», и их игра вышла под другим названием.

Тарн Адамс
Этой игрой вполне могла быть A Game of Dwarves 2012 года.
Этой игрой вполне могла быть A Game of Dwarves 2012 года.

Адамсы разрабатывают Dwarf Fortress уже 15 лет. Последняя версия вышла под номером 0.44.02 — это число означает, что в игре воплощена уже почти половина задуманного контента, но дату «релиза» версии 1.0 пока никто объявлять не спешит.

Если посчитать, то на то, чтобы всё закончить, уйдёт где-то от 20 до 90 лет — зависит от того, как усердно я буду работать и насколько мне повезёт. Так что, если смотреть на вещи с практической точки зрения, я не думаю, что когда-нибудь посмотрю на игру и посчитаю, что это можно считать версией 1.0 — потому что мы никогда её не доделаем.

Тарн Адамс

Дальнейшая судьба Dwarf Fortress, согласно обещанию Адамса, будет такой: в тот момент, когда братья по какой-то причине решат, что их работа окончена, они выложат исходный код игры в открытый доступ, чтобы каждый мог построить что-то своё на заложенном ими «фундаменте. То, когда этот момент настанет, зависит, в том числе, и от Patreon и его пользователей » .

5959
27 комментариев

Секрет бизнес-модели - его нет, живем, пока дают деньги.
Бизнес-модель - получать деньги от фанатов.

Ох уж эти громкие подзаголовки.

7
Ответить

Секрет бизнес-модели - его нет, живем, пока дают деньги.

Как и сама их игра: "посмотрим, как долго я смогу продержаться на этот раз" :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

хари отожрали они на ваши денежки

9
Ответить

Обычные мужики, попивающие пефко, потребляющие вкусную вредную пищу и не занимающиеся спортом. На улице таких пруд пруди, или все эти тоже отъелись на пожертвования с патреона?

45
Ответить

Авторы пожертвовали своим здоровьем ради поклонников культовой игры! Много на ней не заработаешь, вот и приходится работать, постоянно сидеть за компом и плохо питаться. Надо быть уважительнее к чужому труду.

22
Ответить

Пускай цветет и расцветает моя любимая игра! И пусть в вашу игру прийдет веселье.

2
Ответить