Геймдев Канады

Геймдев Канады

Канада — самобытная страна, похожая сразу на несколько других. В ней есть что-то от Великобритании (бывшей метрополии), Франции (провинция Квебек франкоговорящая, а французский — второй государственный язык), США (ближайшие соседи) и даже России (природа и климат). Здесь любят хоккей, кленовый сироп и вежливость, а еще делают игры. В стране сотни студий, и они уже оставили свой след в истории интерактивных развлечений. О геймдеве Канады — этот материал

Обзор индустрии

Краткая история

Первые игры, созданные в Стране Кленового Листа — это Les Têtards (1982), B.C.'s Quest for Tires (1983), Evolution (1983). Вторую разработала Sydney Development Corporation — первая публичная компания Канады, занявшаяся разработкой и распространением программного обеспечения. Она же издала Evolution, ставшую коммерчески успешной: продали 400 000 копий игры. SDC основали в 1978 году, и в восьмидесятых она демонстрировала хороший рост, но в 1989 обанкротилась.

B.C.'s Quest for Tires gameplay

Однако Sydney Development Corporation выполнила свою задачу, дав путевку в жизнь Дону Мэттрику и Джеффу Семберсу, разработчикам Evolution. После успеха своей игры они основали Distinctive Software, причем Мэттрику было всего 17. Студия специализировалась на спортивных проектах для домашних ПК, в том числе гоночных. Самыми известными тайтлами стали 4D Sports (4D Sports Boxing, 4D Sports Tennis, 4D Sports Driving), Madball II, Test Drive и Stunts. В 1991 компанию купила сама Electronic Arts. Новые собственники переименовали DS в Electronic Arts Canada (ныне EA Vancouver, создающая спортивные тайтлы). Это старейшая действующая студия в стране, в которой сейчас работает более 1300 сотрудников.

Еще одним интересным кейсом оказалась Boulder Dash (1984), созданная Крисом Греем и Питером Лиепа. Издала игру First Star Software из Нью-Йорка. Это была головоломка с простым геймплеем: собирай алмазы и не попади под камнепад. В дальнейшем появилось множество версий Boulder Dash для разных платформ: от Apple II до Android.

Boulder dash gameplay

Через Distinctive Software прошло много амбициозных специалистов. В 1991 бывшие сотрудники компании Рори Армес и Дейв Дэвис вместе с партнерами основали Radical Entertainment. Студия занялась портированием чужих игр на NES, а также разработкой проектов для крупных компаний вроде Microsoft и THQ. Несколько покинувших RE специалистов создали Barking Dog Studios в 1998, создавшую Counter-Strike (знали, что это канадский проект?), а также Bully (2006) и Max Payne 3 (2011). Сейчас коллектив входит в Rockstar Toronto.

В 1995 году в городе Эдмонтон появилась легендарная BioWare. Основали студию не программисты и геймдизайнеры, а врачи: Рей Музика, Грег Зещук и Августин Йип. Музика и Зещук начинали с разработки ПО для обучения медиков, но, будучи геймерами, хотели создавать игры. Друзья собрали 100 тысяч канадских долларов и зарегистрировали компанию. Первое время будущий хитмейкер не имел офиса и располагался в доме Грега Зещука. В 1997 году Йип все же предпочел геймдеву медицину и ушел, но это не помешало восхождению студии к славе.

Первая игра команды вышла на рынок в 1996 и называлась Shattered Steel. Это был трехмерный меха-симулятор для персональных компьютеров в духе MechWarrior. Проект не стал большим успехом, хотя получил неплохие оценки, и к 2002 году было продано 170 000 копий.

Shattered Steel gameplay

Зато последующая история BioWare — это успех за успехом. В 1999 канадцы подарили миру хитовую Baldur’s Gate. За ней пришли самобытный экшен MDK2 (2000), трехмерная RPG Neverwinter Nights (2002), великая Star Wars: Knights of the Old Republic (2003), Jade Empire (2005) и, конечно, Mass Effect (2007). Легко увидеть, что BioWare внесла огромный вклад в развитие ролевых игр, став одной из самых известных и влиятельных студий. Добавляем к уже названным проектам серию DragonAge (c 2009), и паззл окончательно складывается.

Еще одна звезда канадской индустрии — это Relic Entertainment, созданная в 1997 в Ванкувере Алексом Гарденом и Люком Молонеем. Своей специализацией студия выбрала RTS и дебютировала с Homeworld (1999), о которой мы еще поговорим. Как и в случае с BioWare, у Relic сложно найти хотя бы один посредственный или слабый тайтл. Одним из ее хитов стала RTS в популярном сеттинге Warhammer 40,000Warhammer 40,000: Dawn of War (2004). В ней Relic смогла объединить механики стратегических и тактических игр, а также передать всю эпичность сражений в мрачном мире будущего. Многие фичи DoW перенесли в Company of Heroes (2006), тактическую стратегию о Второй мировой, повлиявшую на такие проекты, как, например, Iron Harvest (2020). В 2004 Relic купила американская THQ, которую саму в 2013 приобрела Sega.

Канадский геймдев сегодня

Думаем, вы уже поняли: по состоянию на 2022 игровая индустрия Канады — одна из самых развитых и успешных в мире. К 2021 году геймдев страны заработал 5,5 миллиардов канадских долларов. С 2019 число компаний в отрасли выросло на 35% — сейчас их более 900. Большинство (54%) — микро-студии (до 4 работников), 39% — средние (от 4 до 99 сотрудников), оставшиеся 6% — крупные (более 100). На фултайме в индустрии работает более 30 тысяч специалистов. 23 тысячи работников заняты в смежных и тесно связанных с геймдевом сферах. Средняя годовая зарплата — 78 тысяч канадских долларов. Костяк разработчиков состоит из мидлов (48%), 27% — это джуны, 25% — сеньоры.

Enthusiast Live Gaming Expo (EGLX)

Сегодня 80% канадских геймдев-компаний сосредоточено в трех провинциях: Онтарио, Британской Колумбии и Квебеке. Здесь больше городов и выше плотность населения — соответственно, и количество специалистов (всего в Канаде десять провинций и три территории). Лидером по количеству разработанных игр является Онтарио со столицей Торонто, крупнейшим городом страны. Именно здесь живет один из любимых персонажей гик-культуры Скотт Пилигрим и разворачивается действие многих книг известного писателя Робертсона Дэвиса. Сюда из Ванкувера «переехал» центр канадского геймдева.

Франкоязычная провинция Квебек тоже усиливает позиции. Здесь есть офисы Ubisoft, EA, Gameloft и других компаний. Всего в Монреале находятся более 200 студий, в которых работают 15 тысяч сотрудников.

Канада славится не только крупными студиями с миллионными оборотами и ААА-проектами в портфолио. Инди-сцена тоже чувствует себя отлично и представлена такими игроками, как Sabotage Studio, Capybara Games, Hinterland Games и т.д. Первая работает над Sea of Stars, классической JRPG в духе Chrono Trigger (1995). Другие интересные творения канадского инди-геймдева: Darkest Dungeon (2016), Night in the Woods (2017), Kaju Wars (2022), Wytchwood (2022).

Sea of Stars gameplay

В стране есть вся необходимая для развития отрасли инфраструктура. Получить профильное образование можно в университетах Торонто (Toronto Film School), Ванкувера (Visual College of Art and Design of Vancouver, The Centre For Digital Media) и других. С премиями тоже все хорошо: канадские студии могут побороться за Canadian Game Awards, Canadian Indie Game Awards. Регулярно проходят хакатоны, митапы, джемы и конференции (Comics X Games, Game Slice, XP Game Developer Summit, GameDev Atlantic и другие).

Что касается аудитории и культуры гейминга, здесь нет принципиальных различий с США. Консоли получили распространение в восьмидесятых-девяностых. К 1993 25% домохозяйств имели приставку. На 2020 год играют 60% канадцев в возрасте до 65 лет и практические 90% в возрасте от 6 до 17. Средний возраст канадского геймера — 34 года. Почти половина взрослых играет на мобильных девайсах.

Лучшие канадские игры

Star Wars: Knights of the Old Republic (BioWare)

Знаковый проект для франшизы «Звездные войны» и одна из лучших RPG всех времен и народов. Да, у KotOR были недостатки вроде слишком маленьких локаций и небольших проблем в боевой системе, но достоинства их перекрывали. BioWare удалось создать цепляющий нарратив и показать игрокам мир Саги с непривычного ракурса: действие разворачивается за несколько тысячелетий до самих фильмов, а на экране нет ни одного знакомого по эпизодам героя. В 2004 вышла вторая часть, The Sith Lords. Идейным продолжателем «котора» стала ныне здравствующая MMORPG Star Wars: The Old Republic (2011).

STAR WARS: The Old Republic Gameplay

Mass Effect 1-3 (BioWare)

О Mass Effect можно говорить долго, и, если вы еще не знакомы с трилогией, вам остается только позавидовать. Опыт SW: KotOR очень пригодился BioWare при создании цикла о Шепард (-е), и это заметно. Схожая ролевая система; яркие сопартийцы, которых сложно забыть; проработанный сеттинг и эпический сюжет — все это роднит две великих игры. Как и участие в работе над ними писателя и сценариста Дрю Карпишина.

Mass Effect 3 Gameplay

Bully (Barking Dog Studios)

Симулятор жизни подростка-хулигана в типичной североамериканской школе-интернате. Конечно, здесь нужно ходить на занятия и подчиняться правилам внутреннего распорядка, но игра нелинейная, а мир открытый. Так что фактически можно делать все, что хочешь (поэтому Bully и сравнивали с GTA): выполнять миссии, драться или убегать от стражей порядка, если лимит нарушений превышен. В 2022 году графика игры выглядит простовато, но все же это классика канадского геймдева.

Bully gameplay

Homeworld 1-2 (Relic Entertainment)

Homeworld заставила стратегов по-новому взглянуть на жанр. Никакого строительства базы, шахт и защитных башен. Только огромный, но одинокий материнский корабль, висящий в холодном космосе. Он и база, и хранилище ресурсов, и завод, создающий фрегаты, эсминцы и крейсеры. А все потому, что играли мы за спасшихся обитателей уничтоженной планеты Харак, летящих к старому родному миру. Путешествие получалось не из простых — космос населен чужими расами, пиратами и прочими непростыми «соседями». Перемещаться корабли могли в трех измерениях, а не в двух, как в привычных RTS.

Homeworld 2 gameplay

Warhammer 40,000: Dawn of War 1-3 (Relic Entertainment)

Мир легендарного настольного варгейма от Games Workshop отлично подходит для RTS, чем и воспользовалась Relic. Dawn of War сочетала в себе как привычные для жанра, так и новые механики, а также прекрасно справлялась с погружением игроков в мир бесконечной войны между всеми и вся. Первоначально играть можно было за четыре расы (Космодесант, Хаос, Орки и Эльдары), но с выходом дополнений их число увеличилось до десяти. Массу нового контента фанаты добавили (и добавляют) с помощью модов. Второй и третий Dawn of War ощутимо отличались от оригинала: геймплей еще дальше сместился в сторону тактического, а фракций стало меньше.

Warhammer 40,000 Dawn of War 3 - gameplay

Gotham Knights (WB Games Montreal)

Вышедшая совсем недавно action/RPG о героях Готэма. Здесь нет Бэтмена, зато есть четверо его ближайших соратников, готовых бороться с преступностью и злодеями. Журналисты и геймеры уже похвалили графику и сюжет, хотя у некоторых есть претензии к боевой системе. Ранее Warner Bros. Games Montreal уже работала над проектами по «Бэтмену» (Batman: Arkham Origins и DLC Batman Arkham Knight - Batgirl: A Matter of Family).

Gotham Knights gameplay

Cuphead (Studio MDHR Entertainment Inc.)

Cuphead стала одним из самых ярких инди-хитов последних лет. Это run and gun / платформер в эстетике американских мультфильмов 1930-х, которые создатели игры (братья Молденхауэры) смотрели в детстве. Вышло это случайно: мультики им подарили на VHS-кассетах. Идея проекта возникла еще в 2000 году, но в то время у братьев не было ресурсов. В 2010 они появились, и Молденхауэры начали разработку. Спустя семь лет игра вышла и порадовала тысячи игроков непростым геймплеем, оригинальной визуальной стилистикой и музыкой. Приключения Чашека и Кружека стоили нервов многим геймерам!

Сuphead gameplay

Chicory: A Colorful Tale (Greg Lobanov)

Эпос и героизм — это интересно, но приятные ламповые игры у канадцев тоже отлично получаются. Chicory: A Colorful Tale — проект Грега Лобанова, изданный Finji. Adventure/RPG о собачке-уборщике, странствующей по черно-белому миру. Ему, впрочем, можно добавить красок волшебной Кистью. С ее же помощью главный герой справляется с головоломками.

Chicory: A Colorful Tale gameplay

Так выглядит канадский геймдев. Яркий, развивающийся и успешный. У него определенно хорошие перспективы и точно есть, чему поучиться! Желаем разработчикам и издателям Страны Кленового Листа успехов, ждем Sea of Stars и Echo Generation!

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! ;)

Мы также есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.

Источники:

1. Canadian Game Devs. Ссылка: https://canadiangamedevs.com/

2. Excellent Canadian Game Studios. Ссылка: https://www.gamedesigning.org/gaming/canada-studios/

3. GameDev Atlantic. Ссылка: https://gamedevatlantic.ca/

4. Siréna Baudin. Evolution of the Gaming Industry in Canada. Ссылка: https://leyton.com/ca/en/evolution-of-the-gaming-industry-in-canada/

5. Kristopher Alexander. Video Games in Canada. Ссылка: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/video-games-in-canada

6. Canada’s Video Game Industry. Ссылка: https://canadasvideogameindustry.ca/

0
14 комментариев
Написать комментарий...
sauvi

А как же TLD

Ответить
Развернуть ветку
Денис Охритько

Самая канадская из всех игр, лосей правда маловато

Ответить
Развернуть ветку
Tobur Hagarden

И хоккеистов

Ответить
Развернуть ветку
Mishka Koala

Eidos Montreal, Klei Entertainment, Digital Extremes?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

Первая игра,в которую я сам в своё время сыграл от её игроделов):

Ответить
Развернуть ветку
Барсук Чарли

Ну для wb монреаль можно было хоть arkham origins поставить, рыцари же полный провал...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Терехов

Ещё среди канадских студии можно Next level games привести, которые Luigi mansion 3 делали, и позже нинтендо их купила

Ответить
Развернуть ветку
Лишили Лилии

Клёновый сироп — вкусная штука.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков

Ещё странно,что её не вспомнили,в свои годы была довольно таки популярной:

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

надо же, почти даже круче индустрии в СНГ

Ответить
Развернуть ветку
Grey0art

Догадываюсь что это сказано с толикой сарказма, но если быть серьезным - Канадский геймдев вытаптывает в грязь почти любой (СНГ точно), и потом ещё сверху пляшет немного.

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

да уж, это как-то удивительно даже. И ведь продолжается десятилетиями

Ответить
Развернуть ветку
Никита Авдюков

Теперь это всё всего лишь история. Ubisoft Montreal штампуют AC, а про EA уже упомянул сам автор - аналогичный конвейер спортивных тайтлов.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобяков
"Ubisoft Montreal штампуют AC"

Вроде как они сейчас ремейки Принца Персии(Пески Времени который) и первого Splinter Cell ещё делают.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null