Профессия пиарщик: откровенная беседа с главой по PR Wargaming в СНГ Иваном Живицей

В чём суть профессии, почему игровые журналисты часто уходят в PR и какой пиарщик — хороший пиарщик.

PR-специалисты, как правило, остаются в тени. Они общаются с журналистами, блогерами и прочими инфлюенсерами, организовывают пресс-туры, присылают ключи к играм, но редко попадают на камеры или дают интервью.

Я работаю игровым журналистом уже около 10 лет и моя работа постоянно связана с пиарщиками. С кем-то у нас исключительно деловые отношения, с кем-то хорошие, с кем-то — не очень. Но я никогда не недооценивал PR-специалистов — это важные люди в любой компании, и именно через них, зачастую, проходят все коммуникации.

Для журналиста PR-специалист — это такой саппорт, который поможет с получением нужной информации. Однако сам пиарщик работает, разумеется, в интересах компании. Поэтому работа журналиста и пиарщика — это зачастую поиск компромиссов, даже несмотря на то, что обе стороны преследуют одну и ту же цель — сделать хорошую публикацию.

Большинство наших читателей, полагаю, не вполне понимают, чем занимаются PR-специалисты и зачем они нужны. Так что я решил откровенно пообщаться с Иваном Живицей, главой по PR Wargaming в СНГ, который в этой профессии тоже очень давно.

Иван Живица, глава по PR Wargaming в СНГ
Иван Живица, глава по PR Wargaming в СНГ

Привет, давай сразу на берегу договоримся — постараемся забыть о профдеформации и побеседовать честно и открыто. Без «воды», в общем. Расскажи, в чём задача PR-специалиста? Хороший пиарщик — это какой пиарщик?

Количество задач зависит от продуктов, с которыми работает PR-специалист, а также от размера самой компании и количества подразделений, с которыми он взаимодействует. В моем случае — это почти все продукты компании Wargaming в СНГ за последние 9 лет, а также работа с HR, GR, маркетингом, ивентами и департаментом развития бизнеса.

Я постоянно нахожусь в контакте со всеми ответственными лицами и подключаюсь на разных этапах реализации соответствующей стратегии. В Wargaming широкое продуктовое портфолио. Каждый продукт — это практически отдельный бизнес со своей аудиторией и задачами, которые помогает решать PR, плотно работая с другими департаментами.

Например, World of Tanks (ПК) мы помогли широко отметить свой 10-летний юбилей огромным количеством публикаций и спецпроектов, но есть и новые продукты, которые находятся на разных этапах разработки.

Цели у всех также разные, но глобально они пересекаются с основными бизнес-задачами — быть успешными, делая игроков и сотрудников компании счастливыми.

Это большая «внутренняя кухня», которая остается «за кадром», но от неё многое зависит, какая будет продуктовая PR-стратегия, ивенты, интересные информационные поводы или просто комментарий журналисту.

Хороший пиарщик правильно и вовремя использует доступные инструменты для достижения целей. Он следит за повесткой дня, трендами, выстраивает отношения с журналистами, блогерами, лидерами мнений, знает их настроение и интересы.

Профессия пиарщик: откровенная беседа с главой по PR Wargaming в СНГ Иваном Живицей

У меня был случай лет пять назад. Я увидел, что мой тематический пост в Facebook «лайкнул» шеф-редактор «Секрета Фирмы». Мы с ним только познакомились и ещё не общались. Я сразу ему написал, и оказалось, что у него был неподдельный интерес к нам. Завязалось общение, а уже через неделю он сам приехал к нам в офис в Минск в рабочую командировку. В итоге вышел крутой материал про танки и компанию.

PR специалист иногда как предсказатель, обладая необходимой информацией с высокой долей вероятности может дать прогноз о том, как будет воспринята коммуникация: будет ли она качественной, достигнет ли цели и решит ли поставленные задачи. Однако важно понимать, что прогноз – это не 100% гарантия. Все мы живые люди и вправе ошибаться.

Ты, кажется, уходил из Wargaming в блокчейн, но быстро вернулся. Почему уходил? PR надоел?

Да, всё верно, я уходил, и так получилось, что ненадолго. Для меня это был большой вызов, который сопровождался переездом в другую страну и проживанием вдали от семьи. У меня трое детей, так что это было непросто, но мне было интересно попробовать новое направление и получить соответствующий опыт. На новом месте я занимал позицию руководителя отделом PR, что открывало перед мной новые горизонты.

Однако так случилось, что продукт, которым я планировал заниматься, оказался недостаточно готов к релизу, и передо мной встал выбор, куда идти дальше. Были разные варианты, в том числе переехать в другую страну и работать с неигровыми проектами, но снова быть на расстоянии с семьей.

Важно отметить, что из Wargaming я уходил с позиции Senior PR-manager, и, так совпало, что мне предложили попробовать свои силы в компании уже на позиции директора по коммуникациям. Отказаться от такой возможности и быть рядом с семьей, я уже не мог и вернулся в компанию.

При этом PR мне не только не наскучил, но даже наоборот, я вернулся с новыми силами. За это время моя команда реализовала очень крутые и необычные проекты. Например, в рамках привлечения внимания к фестивалю Wargaming Fest 2019: День Танкиста первыми в мире забрендировали 90-тонный карьерный самосвал БелАЗ с логотипом игры World of Tanks.

Профессия пиарщик: откровенная беседа с главой по PR Wargaming в СНГ Иваном Живицей

Инфоповод разлетелся в СМИ на уровне брендированного нами ранее самолета, но по стоимости реализации оказался в десятки раз дешевле. Кстати, потом мы ещё и продавали его на маркетплейсе «Юла», чем вызвали вторую волну качественных публикаций.

Ещё запомнился кейс с ХК «Динамо Минск», где в рамках матча Континентальной хоккейной лиги, впервые в её истории, вместе с фанатами мы выложили на хоккейном льду сразу после матча «танк из ковров». Приятно, что этот необычный перфоманс стал лауреатом премии по маркетингу и коммуникациям сезона 2019/2020 и получил награду «Лучшая спонсорская активация в день матча». Кстати, прошел он без каких-либо финансовых затрат с нашей стороны, но с большим вниманием со стороны спортивных СМИ.

Профессия пиарщик: откровенная беседа с главой по PR Wargaming в СНГ Иваном Живицей

Меня всегда забавляла одна вещь. Спустя некоторое время после пресс-релиза в почте пиарщик пишет в личку что-то вроде «Олег, подскажите, дошло наше письмо?». И ведь прекрасно понимает, что дошло, и что я его читал. А я отвечаю, подыгрывая: «Да, дошло, спасибо», подразумевая под этим «нет, вашу новость не поставим, она нам не интересна». Зачем всё это нужно? Почему честно не спросить? Фальшь какая-то с обеих сторон.

Формулировка «дошло ли письмо» немного грубая, не находишь? Когда у тебя есть важный инфоповод или эксклюзив, важно получить обратную связь достаточно оперативно. Это ведь бизнес-коммуникация и тут важно получить ответ в течение 24-х часов, а лучше в течение рабочего дня или асап. Обычно так проходят коммуникации с журналистами из бизнес-СМИ. Они пишут на почту, в мессенджерах и спустя короткое время звонят тебе на телефон. Диалоги идут оперативнее, и они охотнее задают встречные вопросы, если тема горячая.

При этом я отлично знаю, какой поток писем получает шеф-редактор игрового издания и принимаю во внимание разные отвлекающие факторы. Не раз было, что среди рабочего дня может «потеряться» наше письмо. Общаясь с редакторами, я слышал такое и не раз. Доказательством служили публикации, которые выходили спустя несколько дней без напоминаний с нашей стороны.

Я не сторонник того, чтобы постоянно приходить и спрашивать, будет ли публикация, однако не исключаю, что есть такая практика, и это действительно может раздражать. Я разделяю твою позицию, что иногда лучше ответить напрямую, мол, «мы получили ваше письмо, спасибо, но нам не интересно».

И это нормально. Это позволяет получить обратную связь и сделать выводы обеим сторонам, а если завяжется диалог, то это будет ещё лучше. Таким образом редакция может донести информацию о том, что им интересно публиковать, а её аудитории читать. Понятно, что времени на всех не хватает, но без диалога или обратной связи сложно друг друга понять и в будущем продуктивно выстраивать рабочие процессы.

Почему в индустрии среди PR-специалистов в основном женщины?

Я и сам не раз задавался этим прекрасным вопросом. Действительно девушек в профессии много, но есть и крутые парни. Если отвечать в целом, то я бы связал это с несколькими моментами. В любом университете по специальности PR и журналистика обучаются в большинстве девушки. Вполне логично, что часть из них потом идёт в профессию.

Я вёл курс в магистратуре Белорусского государственного университета по «Стратегическому управлению PR-отделом» и все слушательницы были… девушки. Также присутствует наследие самой профессии, стереотип из 90-х: секретарши, референты, личные помощницы и так далее. Сама по себе профессия PR-специалиста достаточно молодая и отлично подходит как девушкам, так и парням с развитыми коммуникационными навыками и амбициями. Если есть возможность формировать команду, то желательно, чтобы в ней были не только представительницы прекрасного пола, но и парни.

Насколько PR-специалист должен быть погружён в процесс создания и поддержки игры?

Ты должен быть погружен на столько, на сколько требуют твои цели и задачи. Часто бывает что-то сейчас в разработке, а потом дорабатывается или сдвигается на неопределенный срок. Нужно ли тебе знать все детали, если ты не можешь на них повлиять? Наверное, нет. А вот, если ты работаешь над презентацией отдельной фичи или планом целого продукта, то, конечно, важно погрузиться поглубже, владеть деталями, которые будут полезны.

На мой взгляд, важно играть в свои продукты, чтобы уметь общаться о важных изменениях с разной аудиторией. Тебя должно быть интересно смотреть, слушать и читать.

Иногда, конечно, бывают случаи, когда к тебе обращаются с хардкорными вопросами, ответы на которые, кажется, знают только разработчики, и то не факт. В таком случае важно дать понять, что разработкой занимаются другие люди, но ты готов выслушать «вопросы и пожелания», а потом передать их коллегам.

Как думаешь, почему игровые журналисты так часто переходят в PR? Ну, помимо очевидных связей. Вспоминается, конечно, фраза Гаджи Махтиева [владелец «Канобу» и «Игромании»]: «Ты мог быть рок-звездой, но выбрал тёплое место в третьем ряду». Или как-то так.

Я как-то давно вел беседу с Гаджи на тему одной «рок-звезды» из «старой гвардии». Тот не выбрал тёплое место, а наоборот создал свой успешный и независимый ресурс в интернете. Возможно, дело в том, что Гаджи видел этого человека одним и готов был развивать его потенциал под свои цели, а тот просто думал иначе.

Давай я немного расскажу о себе и про очевидные связи c PR. По образованию я препод истории и английского языка. Ещё учась в школе, я был достаточно активным, увлекался компьютерными играми, ходил в компьютерные клубы, принимал участие в олимпиадах. В 9 классе я впервые попал на телевидение, где пару раз выступал в прямом эфире в формате «stand up». В 10 классе я играл в школьном театре и создал свой музыкальный бэнд.

В университете впервые попробовал свои силы в КВН, а на 5-м курсе прошел серьёзный отбор и устроился работать на национальное телевидение. Там я провел почти пять лет и получил очень хороший опыт в журналистике на разных позициях: корреспондент, редактор интернет-портала, шеф-редактор новостей и телеведущий. В итоге я получил достаточный опыт, который позволил попробовать себя в новой профессии в PR. Я до сих пор благодарен тем, кто в меня поверил и принял в семью Wargaming.

Профессия пиарщик: откровенная беседа с главой по PR Wargaming в СНГ Иваном Живицей

Однако, если ты хорошо разбираешься в играх и пишешь тексты, то это не значит, что автоматически ты будешь хорош в PR. Когда я приходил в эту сферу, то всё же моих знаний было недостаточно. Многое нарабатывалось эмпирическим путем, методом проб и ошибок. В то время чувствовался недостаток информации в открытом доступе. Сейчас же есть полезные книги, того же Галёнкина для начала можно почитать, да и в интернете полно материалов про PR.

Назвать работу в PR – тёплым местечком я бы не смог. Не отрицаю, что у каждого свое понимание о том, как это выглядит со стороны. Однако на мой взгляд труд специалиста по связям с общественностью, как раз наоборот — очень горячее местечко, на котором не каждый будет чувствовать себя комфортно и сможет показать достойные результаты.

Ты в индустрии очень давно. Я, в общем-то, тоже. В моём понимании, задача PR-специалиста — подружиться с журналистом, помогать ему с инфоповодами, всячески способствовать тому, чтобы он сделал интересную публикацию бесплатно. Однако в конце нулевых (да и сейчас наверняка) бывало давление: мол, мы вам бюджеты снимем, если вы не поставите нашу неинтересную вам новость. Что скажешь об этом явлении? Это особенность игровой индустрии и нормально?

Да, был период, когда такая практика была распространена достаточно широко. Бюджеты шли на маркетинговые размещения и бонусом ты мог получать от редакции ряд публикаций. Не исключаю, что сейчас есть компании, которые продолжают работать в привычном формате. У каждого свой подход, свой взгляд на маркетинг и PR. Если обе стороны принимают такие условия, то ничего зазорного для них в этом нет.

Вопрос эффективности в таком случае меня волновал бы больше. Размещать рекламные публикации, как ни странно, чаще может себе позволить маркетолог, а не хороший PR-специалист. При этом важно учитывать, что и проводить пост-аналитику маркетолог будет более глубокую, а условия публикации и результат, в итоге, могут оказаться не самыми приятными.

Есть, кстати, и обратные ситуации. Ты приходишь с хорошим инфоповодом в редакцию, а у тебя просят деньги за её публикацию. Если ты ничего не можешь предложить, то уже скоро все твои пресс-релизы будут прямиком попадать в «чёрный список». К счастью, многие понимают, что так работать не нормально. На мой взгляд обе практики устаревшие и сейчас встречаются реже. Если у тебя есть интересный инфоповод, который сгенерирует трафик, то его заберут с той или иной долей вероятности. Если в одном месте тебе откажут, то в другом наоборот попросят приходить ещё.

На меня давили много раз. В «Игромании», например. Но в DTF перестали — в том числе после того, как один такой случай мы вынесли в публичное поле. Что о нас говорят в индустрии? Ищут ли какой-то специальных подход или «да и ну их нафиг, гохе лучше новость протолкнём»?

Я не знаю, что о вас сейчас говорят в индустрии, но исходя из того, что ты описал, сделаю выводы, что вы просто показали свою позицию. Вы сделали это публично и помогли многим компаниям понять, как с вами работать. Пользуясь случаем, передаю привет Goha.ru и «Игромании», и выражаю им благодарность за всё, что они на протяжении многих лет сделали для индустрии. И добавлю, что не каждую новость можно и нужно «проталкивать» всеми возможными способами.

Профессия пиарщик: откровенная беседа с главой по PR Wargaming в СНГ Иваном Живицей

То есть такие методы ещё работают и используются? Я в DTF просто, слава богу, перестал с ними встречаться.

Наверное в качестве исключений из правил такое всё ещё встречается. У каждого PR-специалиста свои KPI [показатели, которые нужно достичь — DTF], а у редакции — политика. Очень важно понять, где вы пересекаетесь и вместе сможете достичь крутых результатов. Не факт, что это будет сразу и случаться часто.

К примеру, наши новостные события на DTF попадают далеко не всегда. Я же стараюсь смотреть на инфоповоды шире. Если у меня есть что рассказать, крутой спикер, фича, продукт, то это только вопрос усилий, времени и места, где это будет опубликовано, и не обязательно, что это должен быть именно игровой ресурс. По факту, обе стороны заинтересованы в трафике и чем больше просмотров, тем лучше результат для двух сторон.

На DTF выходит много разного UGC-контента, который генерирует трафик, что для других СМИ большая редкость, поэтому в редакционной политике вы можете себе позволить больше. Вот, например, это интервью. Давно ко мне никто не приходил с такими вопросами. Посмотрим, сколько будет просмотров, и на отклик аудитории ;)

Игровые журналисты, пользуясь терминологией Жильцова — это «быдло, которое нужно накормить и напоить» или всё же нет?

Истинный смысл этой фразы лучше уточнить у автора. На мой взгляд Альберт выразился неприемлемо, резко и эмоционально. Он поставил вопрос ребром, при этом не вдавался в подробности, какая работа проводится коллегами из отдела по связям с общественностью и маркетинга, и какой формат общения с журналистами, по его мнению, наиболее эффективен.

Моя позиция по этому вопросу была обозначена сразу же. Мне было очень неприятно услышать эти высказывания.

Игровые медиа — важный канал коммуникации с аудиторией для любого издателя или разработчика. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с прессой на всех этапах создания игровых продуктов и считаем их мнение важным и полезным.

Я провел не один десяток мероприятий с журналистами, включая крупные ивенты, где было более 200 человек. Все гости разные и многое зависит от СМИ, которое они представляют, и самого человека. Для большинства из них мероприятие — это хорошая возможностью задать свои вопросы лично и получить эксклюзивные комментарии, попробовать игровой продукт и пообщаться с коллегами, отдохнуть от рабочей рутины.

Бывали случаи, когда кто-то приходит исключительно за «подарком и едой», а потом не выходит ровным счетом ничего, но так бывает редко. Я вижу, как многие журналисты развиваются внутри своих медиа, растут, занимают позиции шеф-редакторов или переходят в смежные СМИ и области. Мы продолжаем сотрудничать и поддерживать отношения.

Wargaming Fest 2019 из фотоотчёта <a href="https://naviny.belsat.eu/ru/news/novyj-rekord-wargaming-fest-bolshoj-fotoreportazh-s-krutogo-semejnogo-prazdnika/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">belsat.eu</a>
Wargaming Fest 2019 из фотоотчёта belsat.eu

Что думаешь насчёт ситуации с Денисом Майоровым и Гаджи Махтиевым? Суд и прочее опустим — интересно вот что: Sony подарила Денису консоль, и Гаджи этим оперировал тоже. Такие подарки уместны или нет? С какой целью журналистам дарят подарки? Мне вон Spotify носки подарил.

На мой взгляд, если компания Sony может и хочет сделать такой «подарок», то кто ей может запретить? Цель — передать редакции техническое устройство —консоль, чтобы потом не возникало проблем с возможностью обзора как самой консоли, так и новых игр. Конечно, это приятный и достаточной дорогой знак внимания, который не мог остаться незамеченным сотрудниками любой редакции.

Задачи, которые решает любой подарок, может быть много: например, привлечь внимание к продукту, дать возможность его попробовать, сделать тебя счастливым и, конечно же, продемонстрировать твою уникальность. Уверен, что это «плюшки» от работы, которые рады получить почти все журналисты. Однако в игровой индустрии в исключительных случаях происходят отказы, и это тоже нормально. Этот вопрос регулируется редакционной политикой издания и чаще свойственен западным СМИ.

На мой взгляд, если подарок тебе не по душе, ты всегда можешь сделать счастливым своих друзей, зрителей или читателей. Вот у меня нет носков от Spotify, как и у большинства из тех, кто читает сейчас этот текст, и пользоваться ими или отдать/разыграть/передарить уже твое решение.

Некоторые наши читатели уверены, что все игровые журналисты продажные. Причём речь даже не об условных чемоданах, а об отлучении от превью-ивентов и превью-версий. К Wargaming это относится в меньшей степени, но ты в этой сфере варишься и, может быть, сможешь ответить. Такое бывает вообще? Кому это нужно? «Поставите плохую оценку/не поставите новость — не позовём на превью-ивент».

Маловероятно, что ты будешь гореть желанием общаться с человеком, который о тебе плохого мнения, и когда у тебя будет праздник, приглашать его присоединиться. Хороший специалист знает с кем лучше сотрудничать и на какой результат он может надеяться. Если, в редакции работает больше одного человека, то можно выстроить отношения с кем-то еще. Это действительно может помочь.

Плохая оценка/не поставите новость — это не приговор. Я сторонник того, что худой мир лучше доброй ссоры. Буду честен, если скажу, что были в моей практике случаи, когда договориться всё же не получалось, но трагедию из этого никто не делал.

«День танкиста 2019» Автор: «<a href="https://www.igromania.ru/article/30385/World_of_Tanks_prazdnuet_Den_tankista.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Игромания</a>»
«День танкиста 2019» Автор: «Игромания»

Сильно ли изменились PR-технологии с тех пор, как ты пришёл в профессию? Если да, то как?

Когда я приходил, то как раз попал в момент «цифровой трансформации», которую кто-то пережил, а кто-то нет. Меня удивляло, что инфоповоды в телевизионные службы новостей нужно было высылать исключительно по факсу.

За это время мы почти потеряли принт. В печати остался один журнал «Навигатор игрового мира», а также небольшая газета в Беларуси под названием «Виртуальные радости». У вас был хороший спецпроект, посвященный как раз истории игровой журналистики и изменениям.

У нас так и не появилось игровых радиостанций, но есть подкасты. Канули в Лету телевизионные каналы про игры, и лишь время от времени на ТВ выходят сюжеты про игры. Все окончательно ушли в digital, YouTube и стриминг. Конкуренция заметно возросла, но не всем повезло найти свою аудиторию, которая серьёзно изменилась и просто стала другой. Она разбрелась на все возможные платформы.

Появилось большое количество игровых стримеров, блогеров, инфлюенсеров, которые сильно перетянули на себя внимание. В некоторых компаниях с ними работают PR специалисты, в других — маркетологи. В отличие от традиционного PR их можно посчитать и оценить эффективность.

Определенно, гейминг сейчас привлекает больше внимания, чем раньше. О нём говорят больше. Несмотря на это тематика новостей в неигровых СМИ всё ещё часто связана с негативными событиями, которые редко разбавляют новости киберспорта и индустриальные успехи.

Коммуникация о компании и продуктах уже давно не сконцентрирована в одном месте. Ты работаешь со всеми доступными площадками, где есть твоя целевая аудитория. Однозначно, сейчас работать стало намного интереснее и сложнее одновременно.

Сколько ты зарабатываешь?

Я не могу комментировать этот очень важный и интересный для всех вопрос. Скажу лишь то, что уже давно коплю деньги на покупку квартиры для семьи из пяти человек, и всё ещё в процессе.

Почему Дудю отвечают, а мне нет? Окей, на какой машине ездишь?

Ахаха. «Ауди А4» 2012 года. Можно было бы поменять на другую (семья пока ещё помещается), но я понимаю, что дети растут и скоро буду искать что-то более вместительное. Для меня авто — это средство для передвижения из пункта А в пункт Б, а за рулём чаще предпочитает находиться моя любимая красавица жена, что, кстати, очень удобно.

Есть мнение, что PR-специалистов набирают с улицы. Ну, как и игровых журналистов. Что учиться PR-технологиям не нужно, всё само образуется. Это так?

Может где-то это и так, но я с таким редко сталкивался. Если посмотреть рабочие требования, то почти везде просят опыт от 1 года и выше, но где его взять? Войти в игровую журналистику определенно намного проще. Конечно, учиться PR-технологиям можно и в процессе, но, если ты стартуешь с минимальной позиции, и именно такого человека под рост ищут в компанию.

Задачи у PR-специалистов разные и порой junior с крутыми задатками будет лучше сформировавшегося специалиста. Однако важно понимать, что и риски в таком случае тоже будут выше, так как часто учатся не на чужих кейсах, а на своих ошибках.

Среди PR-специалистов в Wargaming сколько человек имеет профильное образование?

Двое из пяти сотрудников в моей команде по PR в СНГ имеют профильное образование. Когда я работал на телевидении, то образование журналиста было примерно у трети. Меня это сильно удивляло, но только первое время. Оказалось, не всегда теоретические знания помогут тебе в успешной практике. Многое приходит с опытом. Как говорит моя мама: «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».

Я, если честно, время от времени путаюсь в пиарщиках. Wargaming это тоже касается. Мне пишет сразу несколько человек по разным поводам. Как это работает? Один специалист ведёт несколько проектов и по ним пишет пресс-релизы и общается с журналистами? Не проще ли «закреплять» PR-специалиста за конкретными изданиями?

Я считаю, что не проще. Есть компании, в которых одни специалист и тогда всё понятно, но это не наш случай. У нас каждый отдельный специалист может вести проект и быть больше погружен в детали. Если у журналистов возникают дополнительные вопросы, уточнения, то он может помочь подготовить оперативный ответ. При этом мы стараемся сделать удобным процесс коммуникации со СМИ.

Большую часть новостей у нас рассылает один человек, но замыкать все коммуникации, не лучшая идея, так как специалист может уйти в отпуск, заболеть, просто не работать по конкретному проекту. Такая же ситуация может быть и в СМИ. К нам тоже обращаются разные журналисты. Если же контакт персонализирован, то он с большей долей вероятности может «потеряться». Не раз так бывало, что журналист или редактор не отвечает долгое время, а потом ты узнаешь, что он покинул СМИ или просто был в отпуске, и не сообщил, а может его отвлекли, и он пропустил твое сообщение.

Вы раскрашиваете самолёты, приглашаете Чака Норриса и прочих селебрити. В общем, вкладываете много денег в… честно скажу, странные вещи. Это действительно работает? Люди возвращаются в игру благодаря Чаку Норрису?

Да, определенно, это работает. Игре World of Tanks этим летом исполнилось 10 лет и, если бы мы чего-то такого не делали, то возможно, праздновать юбилей нам пришлось бы совсем иначе. Если посмотреть на игровую индустрию, то так делаем не только мы. Многие проекты мирового уровня работают с селебрити разной величины.

Актеры, музыканты и спортсмены довольно часто привлекаются в качестве амбассадоров брендов, а иногда просто для съёмок в рекламе. Дженнифер Лопез и семья Кардашьян засветились в рекламных креативах с Coinmasters. Коннор Макгрегор стал лицом новой игры Dystopia: Contest of Heroes.

У нас прошла заметная коллаборация с группой Korn и игрой World of Tanks Blitz, в рамках которой выпустили совместный клип. Как и многие, я был в восторге от выхода Киану Ривз на презентации Cyberpunk 2077. Недавно мы анонсировали Чака Норриса в World of Tanks. Посмотри на реакцию под новогодним роликом или зайди на форум. Ты удивишься, что они пишут – большая часть в восторге! 34k лайков и 1k дислайков.

К тому же это хороший способ для PR-команды попасть в важные СМИ. Так, на прошлой неделе у нас вышел большой эксклюзив с Чаком для «толстушки КП», их сайта и соцсетей. Тираж газеты — более 1,5 млн копий в России, плюс региональные издания в Беларуси, Армении, Украине. Это тот редкий случай, когда дополнительно к стандартным активностям мы можем рассказать о продукте той ЦА, в которую другими способами попасть очень сложно.

Стоит отметить, что сам инфоповод очень хорошо зашёл во все СМИ, важно, и то, что игрокам эта история нравится. Думаю, что и тебе сейчас стало интересно, что же он там делает? Как говорится, лучше один раз увидеть. Заходи посмотреть, заодно получишь новогодние подарки от нас и может захочешь провести немного времени в игре :)

И сколько человек пришло после этого в «танки»? Вы же не просто так деньги на ветер выкидываете, есть kpi у акции?

Такие активности оцениваются комплексно и не сразу, к тому же у них большой шлейф. Детальная аналитика проводится по каждому инструменту. Так как я отвечаю за PR, то могу сказать, что по мы достигли очень крутых результатов. Для понимания добавлю, что наша активность направлена не только на то, чтобы привлечь новых игроков, но и вернуть ушедших, а также сделать счастливыми тех, кто сейчас играет. Вот тебе интересная статистика для размышления: доля российских игроков, которые заходят в игру World of Tanks более 6 лет, составляет 58%.

Несколько... странный конкурс костюмов для выставки «Игромир 2013» <a href="https://kanobu.ru/articles/desyat-luchshih-kospleev-world-of-tanks-367072/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kanobu</a>
Несколько... странный конкурс костюмов для выставки «Игромир 2013» Kanobu

Зачастую пиарщики предлагают какой-то потенциально интересный материал: колонку или интервью. Но в итоге, честно говоря, выходит рекламный текст, от которого журналисты, понятное дело, отказываются. Ну вот, например, предлагают колонку от 3D-художника о его методах работы и тонкостях, а получается текст, в котором рассказывают, как здорово работать в такой-то компании. Почему так происходит? Неужели при написании подобных материалов не очевидно, что получается джинса?

У каждого СМИ есть своя редакционная политика и в целом понятие, что допустимо, а что нет. Шеф-редактор знает, где и в чем он готов пойти на уступки, понравится ли готовящийся материал аудитории? Обсудить это можно на берегу, и конечно, поделиться примерами.

Давай представим ситуацию: ты потратил время на вопросы для интервью со мной, например, 20 минут, а я потом «полдня», чтобы подготовить ответы. То же и с художником, только там цепочка длиннее, так как скорее всего он не профи в публикациях, ему нужна поддержка от специалистов компании и их время.

Специалисты вполне могут захотеть добавить что-то важное о компании, в которой трудится сотрудник и о том, нравится ему там или нет. Если вы не хотите об этом писать, то можно обратиться к фрилансеру и расспросить про его уникальный опыт работы. Про офис он точно не будет рассказывать. В итоге вы тратите минимум времени на подготовку вопросов, а получаете готовый текст, скорее всего с картинками и видео, при этом не учитываете время на его подготовку.

Давай ещё добавим к этому то, что скорее всего автор делится чем-то эксклюзивным, накопленным опытом, за который ему платят на работе, а от публикации в СМИ он ничего не получит, только что в комментах может разгореться холиварчик.

Я тоже не хочу читать откровенную джинсу, но нужно отдавать себе отчет в том, как и кем готовится материал, какие цели преследует. Важно понимать и другую сторону для выстраивания рабочих процессов, которые помогают обоим участникам двигаться вперед, а аудитории узнавать что-то новое. Как говорили в 90-е: «реклама — двигатель прогресса», только вот тогда было проще понимать, где реклама, а где нет.

77 показов
8.9K8.9K открытий
22 репоста
54 комментария