Google Stadia — это игрушка дьявола

Почему будущее стриминга игр может быть не таким уж радужным, как кажется на первый взгляд.

Google Stadia — это игрушка дьявола

20 марта Google представила свою новую платформу для стриминга игр — Stadia. До этого было несколько попыток создать подобные сервисы, но они либо были провальными (OnLive, Gaikai) либо слишком локальными (PlayStation NOW, Playkey). Тут же ситуация другая, Google, с их серверами на каждом шагу, огромным опытом и ресурсами — это одна из немногих компаний в мире, которая действительно могжет добиться успеха в этом направлении.

То, что они предлагают выглядит действительно заманчиво. Игры без привязки к железу, на любом экране, с максимальным качеством графики и с интеграцией в сервисы Google. И самое главное — это кажется естественным шагом в мире Netflix, Apple Music и других сервисов, которые доступны даже на холодильниках.

Но как и со всеми новыми технологиями, особенно теми, что потенциально могут изменить нашу повседневную жизнь, есть некоторые опасения. Давайте рассмотрим самые худшие из них.

История повторяет себя

Исходя из презентации, можно предположить, что Google целит в хардкорную аудиторию. Они открывают first-party студию во главе с Джейд Рэймонд, в партнерах у них множество ААА-студий, а на презентации показывали Assassin's Creed Origins и Doom Eternal.

Doom Eternal
Doom Eternal

В то же время они делают большую ставку на YouTube. Запуск игры, напрямую из трейлера или даже из определенного момента в прохождении игры, с теми же самыми снаряжением, прокачкой и выборами, что сделал ютубер. Потенциально можно даже отправить ссылку с «таймкодом» другу, чтобы тот прошел за вас сложного босса. Есть ощущение, что в Google делают ставку именно на эту интеграцию и на аудиторию YouTube.

И все это кое-что напоминает. Вспомните конец прошлого десятилетия с его бумом смартфонов и появлением AppStore и Google Play. Фактически каждый человек со смартфоном стал обладателем игровой платформы в кармане и потенциальным геймером. Тогда многие разработчики бросились делать мобильные игры и переносить на смартофоны различную классику. Казалось, что покупка iPhone (а еще лучше iPad) с его тач-управлением — это отличный способ поиграть в классические адвенчуры и стратегии, а с развитием технологий и в более современные игры.

Мы думали, что будем играть в это...
Мы думали, что будем играть в это...

Но доступ к огромной казуальной аудитории, низкий порог входа для разработчиков и короткие геймплейные сессии — фактически поставили крест на всех этих начинаниях. На смартфонах популярными стали дешевые, а после, и вовсе бесплатные игры, с неглубоким геймплеем, в которые можно быстро зайти на пару минут в метро и играть одной рукой.

Премиум-игры требует к себе больше внимания, им нужны более длительные геймплейные сессии, для вникания в сюжет и механики, втянуться в игру. Такие игры просто не подходят для «метро-гейминга». Так же не помогает то, что подобные игры стоят денег и они попросту не могу конкурировать с огромным количеством бесплатных игр что наводнили магазины приложений.

...а в итоге.
...а в итоге.

Платформа определяет игры

Есть опасение, что со Stadia будет так же как и с мобильными играми. Да, по началу разработчики будут пробовать делать хардкорные игры, но они быстро придут к тому, что через YouTube игру можно запустить за секунду, да еще и начать с любого момента. Это кажется просто прикольной фичей, но на деле это мощнейший инструмент продвижения игр, приводящий к импульсным геймплейным сессиям.

Это значит, что игрок должен понять как играть без туториала, буквально за пару секунд, что в свою очередь приведет либо к не особо глубоким играм, либо к играм с максимально знакомым и привычным геймплеем, без экспериментов. Плюс помножите все это на казуальную аудиторию YouTube.

За счет этой системы повествование в играх в лучшем случае будет делаться как в Call of Duty: Black Ops III, где можно начать играть с любой миссии, постепенно собирая сюжет по кусочкам. Но это сложно и скорее всего сюжеты будут максимально примитивными или вовсе будут отсутствовать, а значит внимание игрока будет удерживаться на других механиках. Самым логичным кажется что-то вроде Destiny или Anthem c их постоянным поиском лута и прокачкой.

Anthem
Anthem

Ну и инпут-лаг. Да, Google всеми силами будет пытаться свети его к минимуму, но он будет, и будет ощутимым. Что вновь приводит нас к тому, что разработчики начнут делать игры вокруг этих ограничений. По началу это могут быть более простые тайминги в слэшерах, более сильный автоэйм в шутерах, меньше контроля над движениями персонажа и так далее. Но потенциально это может вылиться в совсем другие игры и механики. Как это было с шутерами после Halo, которая адаптировала чисто ПК жанр под консоли и во что это вылилось. Вспомните хотя бы насколько сильно отличалась F.E.A.R 2 от первой части.

Здорово, правда?

Игры за бесценок

Google пока не анонсировали систему монетизации Stadia, но многие предполагают, что это будет подписка на манер Netflix или Xbox Gamepass. Скорее всего подписка будет, но есть вероятность, что так же будет возможность играть бесплатно, но с просмотром рекламы. У Google уже есть YouTube-реклама, которую они могут просто добавить в Stadia, да еще и встроить её в поток трансляции, так чтобы она не обрезалась AdBlock. И есть ощущение, что это будет основным источником дохода Stadia.

Если так будет, то это откроет новый портал в ад, как это было при появлении Google Play и AppStore. Чтобы встроить как можно больше рекламы, игры будут делаться максимально растянутыми, с большим количеством гринда, таймерами и ежедневными заданиями. В общем все тоже самое, что есть сейчас в играх-сервисах, но еще хуже.

Топ бесплатных игр Google Play
Топ бесплатных игр Google Play

Да, возможно, что параллельно с бесплатными играми будут привычные нам премиум-игры или игры по подписке, как сейчас на ПК и консолях. Но тут была взращена аудитория готовая платить за игры, и поэтому F2P-игры, которые появились сильно позже, не полностью заполонили рынок. Если Stadia сразу будет делать ставку на игры за бесценок, у премиум-игр не будет никаких шансов, опять таки как это было с мобильным геймингом.

Утраченное наследие

И третья вещь, которая хоть и не относится к предыдущим, но все так же пугает. У нас уже есть большая проблема с сохранением игр. Сейчас все завязано на онлайне, и многие современные игры попросту не запустятся без подключения к интернету. Но тем не менее, они хотя бы есть на наших жестких дисках, со всеми необходимыми файлами и фанаты игры могут найти способ поднять собственные сервера или реализовать хоть какой-то оффлайн-функционал.

Благодаря фанатам, даже сейчас, спустя 16 лет после закрытия серверов, вы можете поиграть в Motor City Online против ботов. Пусть там работает далеко не все, но вы можете составить личное представление об игре. Вы можете эмулировать любую консоль или игровой автомат в истории, а если хотите сыграть в P.T. то можно купить поддержанную консоль. В конце концов можно скачать abandonware-игру на торренте.

Но игра на сервере Google — это игра на сервере Google, у вас же есть только видео-поток. Что будет со старыми играми, когда лет через десять Stadia перейдет на новую архитектуру? Что станет с играми по лицензии, по ее истечении? А что если из игры попросту уберут половину саундтрека с новым патчем, как это было с GTA IV? Вряд ли нам дадут возможность откатиться. Эти игры просто исчезнут и их не будет ни на Ebay, ни на торренте и ни на поддержанных консолях. И это очень плохо как с консьюмерской точки зрения, так и с точки зрения сохранения игровой истории.

Конечно это все лишь мнение и я искренне надеюсь, что Google сами понимают эти проблемы и будут пытаться их избежать. Будут делать ставку на премиум контент, взращивая платежеспособную аудиторию, будут курировать проекты, так чтобы игры на ее платформе грамотно обходили её недостатки и использовали уникальные фишки сервиса. Хочется так же верить, что они придумают способ сохранить наследие игр.

Но смотря на их же YouTube и Google Play и то, как они там пускают все на самотек, в это вериться слабо.

531531
397 комментариев

Google Stadia — это игрушка дьяволаА в девятнадцатом веке паровоз называли исчадием ада :)

182
Ответить

И аргументы были схожие

59
Ответить

Ну это ж так, ирония)

11
Ответить

Но то что стадия убьет игры в которых важны милисикунды, типо осу и кс- это факт.

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Google Stadia — это игрушка дьяволаЯ тебе скажу Google Stadia — это игрушка дьявола, во первых. Во вторых играйте на ПК, не надо там по углам вимоутить, мувить и дрочить, что конечно одно и то же. Просто Google Stadia — это игрушка дьявола, я повторяюсь, но весь мир будет против меня, я прав ежи. Я вдохновляюсь этим ежи. А так пацаны голову не теряйте во-первых, и всех благ вам ежи.

162
Ответить

И Петруччо!

16
Ответить