Объективная оценка игр и почему о ней так сложно говорить

Большая часть мыслей взята из видео ниже, и является попыткой перенести позицию автора видео на игровую индустрию:

Can You Judge Art Objectively? The first 500 people get 2 months of Skillshare for free: https://skl.sh/justwrite8 Support this… youtu.be

Система баллов

Думаю, для многих уже стала нормальной ситуация, когда мнение об игре строится из оценки параметров игры. Зачастую это сюжет (кат-сцены, наличие штампов и клише), геймплей-общий (зачастую это мнение человека, который неспециалист или не любитель определенного жанра), геймплей-жанровый (смотрят на наличие и реализацию обычных для жанра вещей), персонажи, графика (хотя уже начинают оценивать дизайн) и аудио. Конечно, мы редко говорим: "Сюжет здесь на 5 из 10", или "Геймплей где-то на 8 или 9". Это фразы заменены на шкалу от ужасно до великолепно с различными вариациями. Оценивается все зачастую в стиле: “Ну здесь сюжетная дыра- скинем балл, а здесь не хватает обычной для жанра фичи, но она ведь реализуется легко и есть в других играх- скинем балл геймплею". Дальше все складываем и умножаем на коэффициент франшизы и жанра. Итоговый балл получен!

Так в чем же проблема?

Игра как целостное произведение

Иногда не очень хорошие элементы удивительным образом работают вместе

Объективная оценка игр и почему о ней так сложно говорить

Transistor это одна из неоднозначных игр, потому что она смогла получить довольно неплохие отзывы, даже несмотря на то, что посредственна почти по всем оценкам. Сюжет подается в странной форме и его мало, геймплей позволяет пройти всю игру одним билдом, графика не вызывает восторга, только персонажи и саундтрек вышли запоминающимися. Так почему же она вышла такой горячо обожаемой? Как мне кажется, все дело в работе всех частей между собой. Персонажи дополняют геймплей и их биографии открываются как-раз через различные билды, саундтрек вместе с геймплеем и артами дополняют сюжет и выходит трогательная история про платоническую любовь. Кажется, очевидно, как одно влияет на другое, но при оценке других игр подобное редко услышишь.

Игры как способ донести мысль

Плохие оценки- интресные мысли

Объективная оценка игр и почему о ней так сложно говорить

Metro Exodus получило не лучшие оценки, её ругают за геймплей, сюжет, постановку, клюкву и тд. Но есть и люди, которым Метро полюбилось своим подходом к понятию доброты и героизма. Пилантий и его культ нужны что бы спасать людей, Барона и его рабство не остановишь простым бунтом и освобождением рабов, о чем говорит диалог в самой игре и тд.

Как и в Transistor у истории есть второе дно( у Transistor, как мне кажется, это размышление об искусстве, которые видно в визуально одинаковых врагах и их цели сделать весь город одинаковым, основных источниках способностей-деятели искусства, основной механике игры-комбинации этих самых способностей и тд), и игра пытается своей историей и дизайном его раскрыть, но увы, за попыткой найти дыры в сюжете и проблемы в механике- этого не заметишь.

Игры как отличный способ отдохнуть после работы

Объективная оценка игр и почему о ней так сложно говорить

Казалось бы, здесь система оценок должна блистать, ведь посыл очевиден, а сюжет банален, так что стоит только разобраться в геймплее и графике. Вот только как оценивать геймплей? В большинстве обзоров есть такие параметры как "веселый", "разнообразный", "соответствующий стандарту жанра". Чем веселее и, разнообразнее-тем лучше, но перебор механик, простота боев в угоду веселью и другие факторы- вызывают сложность и скуку. Взяв все это в расчет и сделав поправку на франшизу и жанр можем смело оценивать геймплей. Вот только стоит посмотреть сначала на геймплей Persona 5, в котором одних только социальных механик очень много, а они, в свою очередь, связаны не только между собой, но и с геймплеем в бою, которые так же связаны с социальным геймплеем. Социальный стат Guts нужен для определенных реплик в диалогах и простой возможности поговорить с персонажем, поговорив с ним вы, скорее всего, сформируете связь, эту связь можно прокачивать что бы получить доступ к набору социальных и боевых механик, но сам факт наличия этой связи дает больше опыта вашим Персонам, а опыт и наличие у вас определенной Персоны позволяет вам лучше прокачивать социальные навыки и отношения с персонажами. И это только одна из механик, а подобных вариантов провести свой день в Персоне очень много, причем время в игре продвигается с каждым вашим действием.

Хорошо, можно сделать сложно и интересно, но ведь все знают и примеры простых и интересных игр, а что с играми, в которых геймплея почти нет, но и за ними можно убить вечер? Какой тогда у геймплея критерий качества? Причем сами параметры "веселье" и "разнообразие" довольно субъективны.

И самое главное, как мне кажется, посыл в Persona 5 раскрывает как раз геймплей и дизайн, а не диалоги и сюжет, вот только его не увидишь, если оценивать геймплей по шкале от 1 до 10.

Итог

Критика игр все таки нужна, хоть я и не говорил об этом в статье. Вот только не критика, которая основанна на 5-6 параметрах, которые вы пытаетесь оценить у каждой игры, а скорее критика в стиле "Делает-ли игра, то, что обещает сделать? И чему я могу научиться даже если у нее не выходит?"

UPD:Думаю нужно уточнить, что проблема не сколько в наличии системы оценок, а в восприятии этой системы как абсолютной характеристики игры, которая позволяет принять решение относительное какой-то игры без попыток разобраться в самой игре.

33 показа
4.1K4.1K открытий
93 комментария

Объективная оценка игр и почему о ней так сложно говоритьПотому что само наше восприятие априори субъективно

Ответить

Почему же? Как и в случае с фильмами при оценке игр можно опираться на вопиюще огромное количество параметров. Оптимизацию легко измерить. Качество подключения к серверам - тоже. И анимацию. И работу "оператора". И дизайн уровней. И многое, многое другое. Нельзя измерить душевность, но почти все остальное - можно.

Ответить

Меня сейчас больше всего в игровых оценках "радует" то, что игра, оцененная на 7/10 - это, скорее всего, лютый трешак, а 9/10 - это супер хит. То есть 95% игр получают 7/10, 8/10 и 9/10, остальных 7 баллов как будто для обзорщиков не существует.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это по большей части не в обзорщиках дело. Индустрия выросла, индустрия понимает как делать игры минимум на 7. Оценки ниже 7 стали получать проекты, где в какой то момент что то шло не так, где внезапно заканчивались деньги и нужно было выпускать хоть что то и подобные случаи.

Можно конечно вспомнить инди, но их просто слишком много - и до обзорщиков доходят лишь лучшие представители типо того же транзистора. Само собой и тут получая 8/10, 9/10

Ну и всякий мусор обзорщики просто не рассматривают нынче.

Ответить

Люто солидарен, тоже самое и с фильмами. В моей какой-то условной шкале оценок допустим пятёрка (из десяти), это, опять же, условно говоря средняк, но на каких-нибудь там кинопоисках фильмы с оценкой пять это скорей всего будет уже что-то не среднее, а слабосмотримое нечто ))

Вот и получается что да, нормальные фильмы это 7,8 , а всё остальное почему-то почти говно .

Ответить

Ну так игры, заслуживающие более низких оценок большой частью находятся на периферии информационного поля.

Ответить