Индустрия игр Andrey Apanasik
16 013

Мнение: игры как сервис – это мошенничество

Ross Scott, наиболее известный по серии Freeman’s Mind, выпустил занятное видео «Games as a service is fraud», в котором он разбирает модель «игры как сервис», особое внимание уделяя законодательному аспекту вопроса. Решил отметить основные моменты.

В закладки
Аудио

Первую половину видео Ross разбирает игры как сервис с точки зрения закона на примере различных стран.

В статье я привёл ссылки на конкретные законодательные акты и судебные дела по этой теме.

Вторая часть концептуальная и рассмотрение игр с точки зрения их культурного наследия.

Если вы в мире видеоигр, то, вероятно, не раз слышали фразу «игра как сервис» (GaaS). Не знаю, откуда пошло это понятие. От Wikipedia в этом вопросе не стоит ждать помощи. Если почитать соответствующую статью, то там будет сказано, что термин появился в районе 2004 года на волне MMO, таких как World of Warcraft (что интересно, после этого видео статью исправили и убрали упоминание 2004 года).

Дальше можно не читать, т.к. это уже ложь. Ведь даже в EverQuest это было в бородатом 99-ом.

А Sierra Network вообще в 91-м.

А ещё раньше были MUD’ы.

Википедия совсем не помогает. Я не знаю происхождение этой фразы, но она настолько прочно вошла в обиход, что мне действительно интересно, не результат ли это каких-то пропагандистких компаний. Потому что это такая безобидная звучащая фраза, скрывающая ужасную, если не незаконную деловую практику.

А это подводит нас к заголовку этого видео «Игры как сервис – мошенничество». Звучит как кликбейт, но смею заверить, я не преувеличиваю. Но это, к сожалению, не та вещь, которую легко объяснить. Это не то же самое, когда вы меняете значение одометра на машине перед продажей. Это объективное мошенничество и его легко распознать.

Всё довольно сложно, ведь даже сейчас многие люди не понимают как Goldman Sachs стали причиной кризиса в 2008, и как множество людей отправились в тюрьму.

Это видео – объявление войны играм-сервисам. Я расскажу о том, что из себя представляют GaaS, почему это мошенничество, и что с этим можно сделать. И я говорю «games as a service is fraud», а не «are fraud», т.к. ссылаюсь на одну общую практику обмана.

Что значит «игра-как-сервис»?

Википедия описывает термин, как…ахаха, попался (¬‿¬ )

Нет, Википедия упустила свой шанс. Посмотрим, что на этот счёт говорит Gamasutra. Ух, прям какой-то философский трактат. Ну, придётся всё делать самому.

Во-первых, «игры-как сервис» — это не то же самое, что «игровой сервис». «Игровой сервис» — это когда вы, условно, платите компании 20$ в месяц и арендуете игры, или они стримятся, но вы также можете купить игру целиком. Это не то, о чём я говорю. Это не мошенничество, это нормально. Но «игры как сервис»…как нам дать определение этому?

Для начала, это бизнес практика. Если вы геймер, то у вас должны быть какие-то идеи на этот счёт. Давайте выделим общие черты и посмотрим, сможем ли мы сузить их, чтобы дать точное определение. Вот мой список:

  • Можно играть только онлайн.
  • Дополнительные онлайн фичи (матчмейкинг, статистика т.п).
  • Микротранзакции (способы собрать деньги после покупки игры).
  • Абонентская плата.
  • Частые обновления.
  • MMO.

Только онлайн

Думаю, это подходит под описание всех игр как сервис. У некоторых игр есть загружаемый контент, который можно запускать онлайн, но это не то, что индустрия подразумевает под этим термином. «Игры как сервис» ещё можно назвать «live service games».

С другой стороны, если существуют оффлайн игры как сервис, то это не обман. Так что, хей, Oblivion с его бронёй для лошади – это не обман.

Возвращаясь к списку, положим, что да, каждая игра как сервис работает только онлайн. Но, опять же, не каждая онлайн игра – это игра как сервис.

Дополнительные онлайн фичи

Матчмейкинг, статистика, чат и т.п. Хоть обычно GaaS и содержат такие фичи, это не про все подобные игры. К тому же, обычные игры тоже могут содержать подобный функционал. Текстовый и голосовой чат появились довольно давно, игровая статистика несомненно появилась в офлайн играх.

MM – это обычно какое-то стороннее решение. Так что, думаю, можно сказать, что этот пункт не описывает GaaS.

Микротранзакции

И, вот это сюрприз, этот пункт тоже не определяет GaaS. Есть GaaS без микротранзакций.

Однако, большинство GaaS, всё же, имеют микротранзакции. И это причина номер один, почему компаниям нравится подобная практика.

Но, как мы уже заметили, существуют исключения. Так что, этот пункт не определяет GaaS.

Абонентская плата

Очень мало игр в наши дни работают по подобной модели. Но, опять же, большая часть GaaS не работают по ней, но все игры, работающие по такой модели – это игры как сервис.

Частые обновления

Многие хорошие GaaS выпускают частые апдейты, но, опять же, есть куча GaaS, где они не выходят годами.

Massive multiplayer games

Опять же, нет.

С одной стороны у вас есть GaaS, рассчитанные на небольшой онлайн, с другой же, есть гигантские игры с большим онлайном, вроде Just Cause 2 (1800+ игроков в сессии). Так что это не описывает GaaS. MMO – это обычно игры как сервис, но это не то, что определяет GaaS.

В итоге, единственный пункт, который бы описывал игры как сервис – это то, что GaaS требуют постоянное подключение.

Некоторые игры подразумевают, что нужно играть онлайн. В ту же Tribes единственный способ поиграть – подключиться к другим игрокам. Но, тем не менее, это не игра как сервис. Почему? Потому что вы всем управляете. GaaS подразумевает, что компания предоставляет вам сервис, который позволяет вам играть.

В первом приближение GaaS — бизнес практика, при которой у игрока нет контроля над тем, когда они могут играть, т.к. эта функция в руках компании.

Теперь у нас есть конкретное определение игр как сервис, но почему это мошенничество?

Мошенничество

Почему это обман? Простейший ответ – что-то продаётся как то, чем оно не является. Для начала нужно понять разницу между товаром и сервисом. Продукт – это то, чем вы владеете после покупки. Сервис – это действие, совершающееся для вас. Если вы покупаете молоток, то это продукт, это вещь, он ваш. Но если вам делают стрижку – это сервис, они используют ножницы для поставки результата. Обратимся к Википедии.

Статья противоречит сама себе в первом же предложении. Но, в любом случае, вторая часть верна. Вещи вроде цифровых фильмов продаются как физические товары, хотя вы и не можете их потрогать. И знаете что? Большинство игр тоже являются товаром. Даже GaaS. Ага, я только что сказал, что игры как сервисы – это не сервисы. Но нужно уточнить одну вещь – если игра распространяется по модели с подпиской, когда вы платите каждый месяц (вроде WoW), это сервис. И не могу сказать, что это обман. Так что, они выигрывают этот раунд. Но сколько таких игр? 5? Может 10 от силы.

Но давайте попробуем юридически установить, что игры как сервис не являются сервисами. Безусловно, законы отличаются в различных странах, но давайте рассмотрим основные.

Я нашёл очень интересный топик от пользователя Delicieuxz «Truth: You own the software that you purchase, and any claims otherwise are urban myth or corporate propaganda».

A license is a right to use a property or intellectual property that belongs to somebody else. When you read «this software is licensed, not sold» in a software EULA, whether it’s for Windows 10 or a game or an application, «this software» refers to the software Intellectual Property and not the copy of that intellectual property that you’ve purchased via a software license. Software licenses and the instances of a software’s intellectual property that they represent are indeed and obviously sold. Both of the following phrases are simultaneously true: This software (IP) is licensed, not sold; This software (instance / license) is sold, not licensed or leased.

If you are purchasing a one-off copy of the IP of those things, and upon the point of sale of the instances of those IPs there is a transfer of ownership over those instances and you become the sole owner of that instance of that IP. You own your instance and have full property rights over it

В двух словах, если вы купили копию Half-Life, у вас нет прав на всю франшизу, вы не можете продавать дополнительные копии игры. Но вы владеете купленной копией игры. Множество товаров продаются точно также. Если вы купили автомобиль, вы не становитесь владельцем дизайна, но вы владеете вашей машиной. Это базовый концепт.

Вы, вероятно, часто слышали миф, что «вы не владеете вашим софтом». В данной статье рассматривается, что это почти всегда ложь.

Существует два типа лицензий на софт: бессрочная и подписка. Копия Megaman, которую купил ваш брат, имеет бессрочную лицензию. WoW просит с вас 15$ в месяц, это, очевидно, subscription license. Если вы не платите абонентку за игру, то она куплена по бессрочной лицензии.

A perpetual license is a product, and whenever is sold it undergoes transfer of ownership upon the point of sale. Whoever owns a perpetual license owns the instance of software it grants a right to use the intellectual property (IP) of. After the transfer of ownership of a perpetual licensed software, the seller of the license no longer holds any rightful say over anything regarding that non-reproduceable instance of software represented by its perpetual license.

Если вы заплатили единожды и это не подписка, то по определению, игра куплена по бессрочной лицензии. По законам большинства стран это означает, что игра представляет собой товар, но никак не сервис.

Вы, безусловно, можете поставить под сомнение слова автора статьи, но он ссылается на юридические документы.

Высший Европейского суд постановил, что программное обеспечение, независимо от того, продается ли оно по лицензии и распространяется ли оно на физическом носителе или в цифровой форме, представляет собой товар, а не услугу, и что любой покупатель программного обеспечения с бессрочной лицензией становится эксклюзивным владелец этого экземпляра программного обеспечения, так же как и при покупке любого физического товара.

Отдельно стоит отметить дело UsedSoft vs Oracle

В Канаде до 2019, товары были определены в Goods and Services Manual (2018 edition): «все компьютерные программы независимо от носителя записи или средств распространения, программное обеспечение, записанное на магнитном носителе или загруженное из удалённой компьютерной сети». С 2019 года (вступает в силу 17 июня 2019 года) Канада стала еще одним участником, подписавших Ниццкое соглашение, передав заботу по классификации Всемирной организация интеллектуальной собственности. Следовательно, программное обеспечение является частной собственностью, которая продаётся и покупается и принадлежит её покупателям.

Всемирная организация интеллектуальной собственности классифицировала весь софт как товар.

Перейдём к Австралии.

Если помните дело против Valve, то вердикт суда явно говорит о том, что игры – это товар.

Теперь поговорим про США. Здесь всё куда сложнее.

В 2008 в деле Verner против Autodesk суд Вашингтона постановил, что вы владеете софтом.

Затем в 2010 сказали, что нет, не владеете.

Также там говорится, что это создаёт опасный прецедент и может быть использовано в плохих целях. Но это касается лишь некоторых штатов, а не всей страны.

Особенно сбивает с толку заголовок. Особенно, если брать в расчёт, что в 2013 Верховный в другом случае постановил, что граждане США могут перепродавать товары, подпадающие под авторское право, в том числе и лицензии на софт.

И так, снова, если нет абонентки – вы владеете игрой. Ииии…что? Тот факт, что игры как сервис не является сервисами, ни о чём не говорит. Это просто название бизнес практики. Где затаился обман?

Он приходит из понятия владения. Помните, продавец не имеет права принимать решения о товаре после его продажи.

Многие из вас знают, что я ярый адвокат против убийства игр. Под убийством игр я подразумеваю практику, когда компании оставляют игру в неиграбельном состоянии. В GaaS вы подключаетесь к серверам игры. Но когда разработчики решают, что игра уже не приносит необходимых денег, они просто убивают сервак. Все владельцы копии игры уже не смогут поиграть в неё снова. Представьте, что через месяц после продажи вам диска с игрой я приду к вам домой, пока вы спите, и сломаю диск. Я загремлю за решётку. В практическом смысле это то же самое.

Я вместе с несколькими волонтёрами составил список закрывшихся игр.

Небольшой список после того, как я отфильтровал его, чтоб сфокусироваться на большей проблеме. 122 игры, подпадающих под эти критерии. Возможны неточности, т.к. мы вручную искали информацию из различных источников. Самое важное тут – информация о том сколько компаний:

А) Предоставили клиентов возможность запустить игру после закрытия.

Б) Сделали полный рефанд за игру.

Да, всего 5 тайтлов, другими словами, 4% от всех GaaS. Так что, простите, я должен исправить свой кликбейтные заголовок. Не все GaaS – это мошенничество, только 96% из них – это мошенничество (¬‿¬ ). Часть этих игр можно запустить, эмулируя сервер. Но это не благодаря помощи разработчиков, а скорее наоборот. Я называю это мошенничеством из-за реального положения вещей и намерений.

Если ваша игра не запускается из-за бага – это не обман. Я не говорю о подобного рода инцидентах. Но GaaS спроектированы так, что они сломаются, как только разработчики вырубят сервера. Мошенничество берёт место в тот момент, когда они отбирают доступ к вашему продукту. Обман здесь в том, что GaaS продаются по бессрочной лицензии, которая на практике оной не является.

Это не тоже самое, если вам продали байк и он сломался. Ведь для его восстановления вам достаточно обратиться в тех. центр. В случае с GaaS, мало у кого на Земле хватит знаний, чтоб восстановить подобную игру, написав новый сервак.

Хуже всего то, что разработчики часто шифруют данные (привет, DRM). При живом проекте это ещё можно было оправдать, но при закрытии проекта это всё равно, что закрыть дверь и выбросить ключи. Я разговаривал с людьми, которые пытаются восстановить убитые серваки. Расшифровка подобных данных занимает много времени.

Запланированное устаревание

Всё вы слышали про запланированное устаревание, когда проектируют продукт так, чтоб он с большей вероятностью сломался быстрее, чтоб вы купили новый. И такая модель вполне законна в США. Но есть разница между запланированный устареванием и запрограммированным, когда товар специально проектируется с целью побыстрее сломаться, обычно в конкретное время. И сложно сказать, легально это в США или нет. Были отдельные случаи вроде Blennis v. Hewlett-Packard Co. в 2008, «HP Can’t Escape Ink Cartridge Monopoly Class Action Lawsuit», «HP Ink Cartridge Monopoly Class Action Lawsuit Settles for $1.5M», «HP Can’t Escape Ink Cartridge Monopoly Class Action Lawsuit».

Эти случаи показывают, что запрограммированное устаревание может быть нелегально.

Самый сильный юридический аргумент я нашёл в деле Impression v. Lexmar 2017 года. Верховный суд постановил, что вы являетесь владельцем продукта и можете делать с ним, что захотите.

То же самое и с закрытием игры, когда владелец копии не имеет возможности больше запустить её. Но такие дела не рассматривались в суде, так что это легальная серая зона, когда закон явно не говорит, является ли что-то легальным или нет, так что каждый может только догадываться, основываясь на других законах. Я, очевидно, на стороне тех, кто считает подобное мошенничеством.

В этой ситуации, результат является полной противоположностью целям закона. Вот откуда растут ноги мифа о том, что «игры вам не принадлежат». Это происходит от того, что люди видят собственными глазами. К счастью, в других странах всё оптимистичней.

В Германии есть движение в сторону борьбы с запланированным устареванием.

Introduction of minimum standards for repair.– Obligations to provide repair instructions.

Во Франции есть Hammond law от 2014, в котором говорится, что устаревание нелегально. Но, судя по всему, это относится только к физическим товарам.

Дело Epson и HP могло бы стать неплохим прецедентом.

Европейский парламент принял решение для борьбы с запланированным устареванием.

Вернёмся к Австралии, а именно, посмотрим на гарантии покупателя.

Products must be of acceptable quality, that is:• safe, lasting, with no faults

Игры как сервис безопасны. Так что, как минимум 1 из 3-х. Также там говорится, что «Consumer guarantees do not apply if you: knew of or were made aware of the faults before you bought the product».

Очередная серая зона. Компании обычно говорят вам о том, что GaaS может перестать работать в любой момент. Но действительно ли это следует целям закона?

Если компании преднамеренно создают дефективный продукт, делают это снова и снова, превращая продажу дефективного продукта в бизнес модель, это выглядит как мошенничество и, по крайней мере, должно быть проверено.

Для меня сложно проводить эти исследования в одиночку, зачастую на разных языках. К тому же, выглядит так, что эти законы больше про физические товары. И, Боже мой, просто требуя от разработчиков добавления инструкции по восстановлению товара, это намного улучшило бы ситуацию.

GaaS являются товаром в этих странах, так что есть реальный шанс, что они подпадают под защиту закона. И это всё, что касается легальной части вопроса.

Концептуальная часть

Вы можете задаться вопросом: «Ну и что, что игры являются товаром? Может они в правду являются сервисами, а закон просто устарел?» Ок, положим, что такого закона вообще нет. Напишем его с нуля. GaaS будут не похожи ни на один другой существующий сервис. Это не шутка. Любой другой сервис, как минимум, следует одному из условий:

GaaS даже концептуально не являются сервисами. Они даже не подпадают под первый пункт. Ок, игры с подпиской вроде WoW подпадают, раунд снова за ними. Но большая часть игр нет.

По поводу второго пункта. The Culling продержалась неделю, Meridian 59 продолжалась 22 года. Это нисколько не помогает. Многие игры не говорят на этот счёт вообще ничего, кроме того, что они могут быть закрыты в любой момент. Некоторые пишут про 30 дней. Ок, исключаем The Secret World и Fallout 76. Для них явно указано, что вы сможете играть в них вечно. Для остальных же игр это не указывается.

По второму пункту. Здесь нет никакого стандарта. В общем случае, вы как владелец игры, решаете, когда она закончена.

По поводу третьего пункта. Не совсем верная аналогия, но представьте парк, за вход в который вы платите как за сервис. Это позволяет поддерживать его, ремонтировать дороги. Даже если сервис разорится? деревья останутся, горы и реки тоже. Мы не наткнёмся на какой-то купол вокруг парка.

Но это именно так как GaaS работают. Но даже без закона, игры как сервис не являются сервисами, они являются товарами.

Это не так сложно концептуально для компаний, им просто в случае закрытия игры нужно предоставлять клиентам их товар. Да, но, вероятно, это потребует некоторой дополнительной работы. Я не эксперт, поэтому спросил людей, занимающихся написанием эмуляторов для серверов, какой объём работ необходимо проделать, чтоб получить минимально работающую игру.

Всё, конечно, зависит от кода, но по прикидкам это занимает от пары часов до нескольких суток. Теперь снова взглянем на плюсы и минусы.

Если отбросить закон и предположить, что всё дело в том, что компании хотят сохранить копеечку, это очень странно. Хоть я и напираю на законодательную составляющую, это не мой поинт. Мой основной посыл в том, что GaaS разрушают игры. Вполне удачно, между прочим.

Вы, думаю, слышали вопрос о том, являются ли игры искусством. У меня нет ответа на этот вопрос, но очевидно, что игры – творческий опыт достойный сохранения. Так что, скажу, что игры являются искусством, чтоб не усложнять.

В смысле, если глядя на это, вы считаете, что здесь нет никакой художественной ценности, то вы просто сварливый старый пердун.

Поинт здесь в том, что GaaS – это не просто правовой вопрос, даже если отбросить вопрос качества, игры содержат идеи, арт, диалоги и возможности для взаимодействия. Это не просто продукт. Если мой тостер сломался, я просто куплю новый. Но каждая игра – уникальный опыт.

Вы не можете их заменить. Точно также как вы не можете заменить различных авторов книг. Вы не можете заменить «Дракулу» «Сумерками» только потому, что они обе про вампиров.

Я не вижу особого смысла объяснять вам важность искусства. Если вы не понимаете важности искусства, вряд ли я смогу что-то до вас донести.

Когда я вижу, как уничтожается объективно креативная игра, вот что сразу приходит на ум.

Если говорить о современных медиа, вы можете стримить фильмы и музыку как сервис, но, в тоже время, вы можете купить их как товар. Правда, некоторые шоу на ТВ или радио нельзя купить, но вы можете их записать. И это будет легально.

Вы даже можете проделать это с играми. В некоторых странах это легально, даже в США.

Я беспокоюсь по поводу реальности, а не выдуманных миров. GaaS – единственная форма современной медиа без каких-либо ограничений. Если бы даже GaaS прошли все проверки на законность (а они не проходят), тогда это бы значило, что закон неверен. GaaS в текущем их виде навсегда уничтожает игры и всю работу, которую создатели вложили в них.

Весь смысл законов в том, чтобы иметь более цивилизованное общество. Уничтожение искусства, когда другие пытаются его cохранить и платят за это, это не цивилизованно. Вот почему это нужно остановить, даже для игр по подписке.

Оригинальное видео:

Статья с выжимками из видео:

P.S. я не юрист, мог по этой части наложать при переводе.

P.P.S. видео длинное, текст готовил несколько дней. Если найдёте ошибки, то Ctrl + Enter вам в помощь.

#GaaS #gamesasaservice #liveservicegames #законы #игрыкаксервис #кругомобман #лонг

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Andrey Apanasik", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0440\u0443\u0433\u043e\u043c\u043e\u0431\u043c\u0430\u043d","\u0438\u0433\u0440\u044b\u043a\u0430\u043a\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441","liveservicegames","gamesasaservice","gaas","long","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b"], "comments": 513, "likes": 384, "favorites": 235, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gameindustry", "id": 49000, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 04 May 2019 05:27:10 +0300" }
{ "id": 49000, "author_id": 1922, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49000\/get","add":"\/comments\/49000\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49000"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 87855, "last_count_and_date": null }

513 комментариев 513 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
36

По прочтении сложилось ощущение, будто автор опустил очевидные моменты, пускай они на практике и являются мошенничеством по его словам
Но GaaS спроектированы так, что они сломаются, как только разработчики вырубят сервера. Мошенничество берёт место в тот момент, когда они отбирают доступ к вашему продукту

Не совсем понял, почему в списке 122 игры есть Battlefield, хотя бы 3 и 4 часть (взял как пример, т.к. имеются на аккаунте). Судя по всему в отношение закрытия он подразумевал оффициальные сервера. Не знаю как там с ними сейчас, но на пользовательских серверах до сих пор играют. В строгом понимании прав, поскольку игрок не имеет доступа к офф. серверам, но в действительности пользователь не имеет никаких трудностей, чтобы найти пользовательские сервера. Плюс по его логике, ЕА должна предоставлять доступ к серверам вечно, но выгоды в этом никакой и целесообразности тоже
Хуже всего то, что разработчики часто шифруют данные (привет, DRM). При живом проекте это ещё можно было оправдать, но при закрытии проекта это всё равно, что закрыть дверь и выбросить ключи

Очевидный момент, который почему-то не взят во внимание. Исходники не предоставляют, например из-за того, что архитектура данных в других играх компании строится по такому же и похожему принципу. Как пример закрывшийся Paragon, у которого архитектура сервера такая же как и у Fortnite
Компании обычно говорят вам о том, что GaaS может перестать работать в любой момент

Если речь идет о том, что в лицензионном соглашении прописывается подобное положение и имеется закон, запрещающий подобное, то да, он прав. С другой стороны, если опираться на российские законы, что лиц.соглашение, что договор - являются документом, которое подписывается по обоюдному согласию. Получается, что пользователь перед подписанием имеет право изменить соглащение на удовлетворяющее его требования. Но на практике кто этим будет заниматься?! При приобретении игры у пользователя нет возможности изменять договор/соглашение и тащиться в офис условной EA, чтобы переписывать соглашение ради одной игры никто не станет.
Уничтожение искусства, когда другие пытаются его cохранить и платят за это, это не цивилизованно

Это вообще какое-то манипулирование понятиями. Сначала он заявляет, что игры покупают как товар, поэтому игрок должен иметь доступ всегда, а теперь, а тут заявляет что за игры платят как за искусство, которое пытаются сохранить, что вообще звучит как бред
З.Ы.: Автор, будет замечательно, если будет переведен и текст из картинок

Ответить
18

Вам лучше оригинальное видио посмотреть, там все эти моменты рассмотрены.

Основной момент относительно GaaS у автора видео, это то что в них изначально заложено "планируемое устаревание". В какой-то момент разрабы отключат сервера и твоя игра превратится в тыкву, и ты как миленький побежишь покупать следующую часть франшизы.

Плюс по его логике, ЕА должна предоставлять доступ к серверам вечно, но выгоды в этом никакой и целесообразности тоже.

Нет, он не говорит, что должны вечно предоставлять. Он говорит, что в момент когда издатель решил закрыть поддержку игры и вырубить сервера они должны дать игрокам возможность "починить свою игру". Например, не все игры-сервисы нацелены на мультиплеер. Последние две части HITMAN тоже сервисы и требуют постоянного онлайн подключения для полноценной игры (есть оффлайн режим, но в нем не доступны разблокируемые при прохождении гаджеты, т.е. это какой-то огрызок). Сервера хитмана тоже когда-то отключат, в таком случае было бы честно доработать игры - сделать полноценный оффлайн режим. Если же рассматривать мультиплеерные игры, то разработчики могли бы предоставить игрокам возможность самостоятельно хостить серверную часть игры.

Исходники не предоставляют, например из-за того, что архитектура данных в других играх компании строится по такому же и похожему принципу. Как пример закрывшийся Paragon, у которого архитектура сервера такая же как и у Fortnite.

Про это тоже говорится. Исходный код является интеллектуальной собственностью, на которую игрок не имеет никаких прав, поэтому ее никто не требует предоставить. Требуют предоставить возможность "починить игру", а как издатель это сделает не указывается. Могут не давать исходники, а дать уже скомпилированную серверную часть для запуска локально.

Суть тут в том, что издателям выгодно "убивать" игры и это считается нормой - ни игроки, ни "прости хоспаде" журналисты не порицают это. С юридической точки зрения тут ничего не ясно, потому что законы очень плохо адаптированы к цифровой эпохе и ориентироваться можно только на прецеденты. Т.е. пока игроки в суд не подают, издатель может делать все что ему выгодно. Например, закрыть сервера через неделю после релиза - почему нет? С юридической точки зрения не имеет значения закроют сервера через день после релиза, через неделю или через 10 лет. С моральной же точки зрения понятно, что быстрое закрытие поднимет шитшторм среди игроков и издатель потеряет репутацию и доходы, а может кто и на самом деле подаст в суд. А вот "убивать" игру через годы это все почему-то считают нормальной практикой.

Ответить
1

Раз уж в тексте цифру сравнивали с физически осязаемым продуктом, то и к машинам, например, через годы перестают выпускать детали и их ремонт уже становится головной болью любителей, потому что оириганльных запчастей может уже нигде не быть и какая-нибудь раритетная машина будет уже не оригинальным произведением того времени, а чем-то переделанным, что не всегда даже внешне похоже на оригинал. Это нормально для всей индустрии производящей различные товары, а не только для игровой.

Ответить
2 комментария
12

Росс просто очень, хм, предвзят в этом вопросе. Поэтому, вероятно, неосознанно манипулирует понятиями.
пользовательских серверах до сих пор играют

Я в Battlefield никогда не играл. Пользовательские сервера можно хостить где угодно? Или их невозможно будет создавать после закрытия офф серверов?
Очевидный момент, который почему-то не взят во внимание. Исходники не предоставляют, например из-за того, что архитектура данных в других играх компании строится по такому же и похожему принципу

Это весьма спорная тема. Ваш пример - это типичное Security Through Obscurity. Тут нет однозначной точки зрения.

Ответить
4

Не знаю как работают пользовательские сервера. Хотел написать - забыл
Против предоставления исходников может говорить еще и то, что по сути, пользователю не продают архитектуру сервера как товар. Доступ к нему предоставляет сама компания. Но вопрос достаточно сложный, начиная от внесения этого пункта в договор, заканчивая законодательным регулированием

Ответить
3

Это не вопрос безопасности, это вопрос сохранения корпоративной тайны.

Ответить
2

Ваш пример - это типичное Security Through Obscurity.

И чем это плохо? Уже как-то надоело что это выражение применяют там, где оно вообще не имеет смысла.

Ответить
2

В современной серии BF больше нету пользовательских серверов. Можно только арендовать официальную сборку у хостера.
Но, есть неофициальные сервера, гуглите battlefield blaze server emulator.

Ответить
2 комментария
9

так речь как раз именно про официальные сервера, а BF3-4 со своими "пользовательскими" скорее исключение из правил, потому что нынче такого не делают совсем - даже в пятой батле уже такого нет

Ответить
2

В отношении 5 части его заявления еще можно оправдать, но в отношении 3 и 4 части это больше походит на высасывание проблемы

Ответить
11 комментариев
4

Скажем так, договор тут скорее односторонний, либо ты согласен и игру покупаешь, либо нет и идешь лесом, плюс если нарушаешь договор тоже идешь лесом

Ответить
10

В цивилистике это называется не односторонний (таких не бывает), а рамочный договор. Или "договор присоединения".
В принципе, вся публичная оферта работает по этому принципу.
Тут вопрос чисто в том, как соотносятся пределы частного права (что я могу закрепить в договорах) и публичного (что бы я не закрепил в договоре, если я запишу там то, что противоречит условному ГК РФ, это условие будет недействительным).
И тут подходы разнятся.
В России до Постановления о свободе договора был довольно малоприятный принцип, согласно которому, реально менять условия ГК в договоре можно было лишь в том случае, если в ГК была оговорка "если иное не предусмотрено соглашением сторон". Потом этот принцип убрали, и теперь можно составлять любые договоры, кроме противоречащих основным принципам сделок (там есть свои тонкости с применением к таким договорам норм о типовых сделках при оценке применимого права, но это уже отдельный разговор).
Так что тут надо разбираться, на самом деле.
Даже то, что Вальв проиграла единожды в оценке своего ПО как товара, не говорит о том, что они проиграли это не из-за того, что криво составили лицензионное соглашение. Вполне возможно, что с новым соглашением всё вернётся на круги своя.
Тут нельзя судить по статьям блоггеров, даже если в них есть ссылки. Надо брать и читать протоколы заседаний, смотреть решение суда и так далее. А тут это никто делать не будет.
На мой взгляд, в этой статье довольно много популизма.

Ответить
3 комментария
1

На практике все так, согласен

Ответить
4

Картины - товар и являются объектом искусства.

Ответить
2

В данном автор манипулировал понятиями для оправдания своих слов

Ответить
13 комментариев
6

"Не знаю как там с ними сейчас, но на пользовательских серверах до сих пор играют"

Я так понимаю, Росс предлагает либо делать компенсацию пользователям, либо указывать сроки действия серверов, либо предусмотреть механизм, чтобы пользователи могли создавать свои сервера (хотя бы без особых проблем).

"Исходники не предоставляют, например из-за того, что архитектура данных в других играх компании строится по такому же и похожему принципу. Как пример закрывшийся Paragon, у которого архитектура сервера такая же как и у Fortnite"

Росс указал, что игрокам Парагона возместили убытки.

"Получается, что пользователь перед подписанием имеет право изменить соглащение на удовлетворяющее его требования. Но на практике кто этим будет заниматься?!"

Был известный прецедент с Тинькоф-Банком - легко гуглится.

Ответить
–2

Там был не прецедент, а банальная невнимательность работников к хитрости одного человека.

Ответить
6 комментариев
0

Это который распечатал слегка изменённую шапку сайта и оформил кредит под несколько миллионов и минимальным процентом?

Ответить
6

Battlefield 3 работает через систему оригина через браузер. А на сайте у тебя есть список серверов, обработка инфы этих серверов и возможность коннекта к ним осуществляется через сервер ea. Так что когда EA скажет что все пора выключать battlefield 3 ты не сможешь подключиться к серверам через обычную систему. Как 4 часть работает не знаю.

"Это вообще какое-то манипулирование понятиями. Сначала он заявляет, что игры покупают как товар, поэтому игрок должен иметь доступ всегда, а теперь, а тут заявляет что за игры платят как за искусство, которое пытаются сохранить, что вообще звучит как бред"

А товар не может быть так же предметом искусства или как? Картины или музыку что не покупают как товар? Я не вижу противоположности, а тем более подмены понятий.

"Плюс по его логике, ЕА должна предоставлять доступ к серверам вечно, но выгоды в этом никакой и целесообразности тоже.

Очевидный момент, который почему-то не взят во внимание. Исходники не предоставляют, например из-за того, что архитектура данных в других играх компании строится по такому же и похожему принципу. Как пример закрывшийся Paragon, у которого архитектура сервера такая же как и у Fortnite"

Какая пользователям разница какая у них архитектура и на сколько им выгодно самим это делать. Мы деньги заплатили? Заплатили, либо ценник выше ставь, либо выпускай специальный зашифрованный сервер который можно будет хостить и менять настройки только через ui. Росс говорил об этом что компания должна предоставлять возможность игрокам продолжать использовать товар, и на подготовку к этому уходит от нескольких часов до нескольких дней.

Ответить
0

По факту там сильно больше "нескольких дней" уйдёт. Местами сильно больше. Игры же не разрабатывать с учётом последующего списания из своих активных проектов. Тем более игры-"сервисы".

Ответить
5

Плюс по его логике, ЕА должна предоставлять доступ к серверам вечно, но выгоды в этом никакой и целесообразности тоже

Тебя заботит благополучие исполнительных директоров ЕА? Не стоит, они прекрасно проживут и без твоей заботы, в своих роскошных особняках и заполненных Ламборджини гаражами. Лучше подумай о своих правах как геймера.
Очевидный момент, который почему-то не взят во внимание. Исходники не предоставляют, например из-за того, что архитектура данных в других играх компании строится по такому же и похожему принципу. Как пример закрывшийся Paragon, у которого архитектура сервера такая же как и у Fortnite

Это всё политические причины, которые меня, как пользователя заплатившего 60$ за продукт, не должны волновать. Не хочется раскрывать секреты компании - держи включенным сервер с игрой. Как минимум до тех пор, пока его код не станет неактуальным.
С другой стороны, если опираться на российские законы, что лиц.соглашение, что договор - являются документом, которое подписывается по обоюдному согласию.

То-есть нажатие кнопки "Я согласен" не имеет никакой юридической силы. То-есть лицензионное соглашение - филькина грамота, как и хотел сказать автор.
Сначала он заявляет, что игры покупают как товар, поэтому игрок должен иметь доступ всегда, а теперь, а тут заявляет что за игры платят как за искусство, которое пытаются сохранить, что вообще звучит как бред

Многие произведения искусства когда-то были товарами, за которые авторам заплатили деньги.

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Вот еще интересно. Почему после закрытия ммо разработчики не дают скачать серверную часть игры?
Люди платили подписку, донат, фулл прайс.
Люди хотят дальше в нее играть.
Вы уже закрыли игру, сервера вам не окупаются.
Дайте людям игру.

Ответить
4

Я даже больше скажу, обычно если ты сделаешь свой сервак то есть неилюзорные шансы нарваться на иски от копирастов.

Ответить
3 комментария
0

Фактически ты платишь за доступ к игре, а не за саму игру.
Да и кто так просто сольет исходники всего, что делалось годами, если это может принести хоть какую-то прибыль не самим разработчикам (хотя уверен, что такие случае были, но точно не сейчас)?

Ответить
0

Они не получают прибыли от данного продукта, но это не значит, что они не используют те же программные модули в других проектах.
Как минимум, зачем им раскрывать потенциальные уязвимости своих серверов, выкладывая их код и общие подходы к клиент-серверной архитектуре?

Кроме того, уверен, что они ожидают приток игроков в своих активных проектах, а так, игроки просто продолжат играть совершенно бесплатно, по сути подняв бесплатный сервер-конкурент.

Ответить
3 комментария
1

Пользовательские сервера в бф же отменили, кажется после БФБК2. Они разрешали только арендовать сервера и называть их как-то по-своему, ну и настраивать. А фактически поднять сервак невозможно.

Ответить
1

В Battlefield 3 и 4 пользовательские серверы это арендованные официальные. И если игру закроют, то не будет никаких серверов. Ты не можешь сам запустить сервер на своем ПК или на своем лично арендованном сервере, чтобы поиграть с другими.

Ответить
0

Картину ты тоже можешь купить как товар, но это все равно искусство. Тупая претензия к автору.

Ответить
0

Батлфилды работают через официальный мастер-сервер. Без него на "пользовательские" сервера не зайти.

Ответить
5

Если бы даже GaaS прошли все проверки на законность (а они не проходят), тогда это бы значило, что закон неверен.

Прикольна.
"Закон неверен, патамуштаятакскозал".

В целом, поддерживаю только то, чтобы разработчики предоставляли возможность игрокам держать свои сервера после смерти игры.

Ответить
52

Его посыл в том, что законы (по его мнению) должны служить обществу и оберегать культурное наследие; если же законы покрывают действия по уничтожению искусства, то с этими законами что-то не то.

Ответить
14

Это-то да, но почему-то он у себя дома провёл телеологическое толкование и сам с собой решил, в чем же содержится дух закона и цель законодателя. А если он не прав и цель законодателя была анально огородить правообладателей и их прибыли)

Ответить
7 комментариев
1

Права на произведение на 100% принадлежат кампании/человеку создавшему его, так же и с играми сервисами. Каждому конечному пользователю не предоставляют "долю" в этом праве, и даже если на следующий день после покупки игры сервера отключат - все в порядке, в соглашении это прописано и это законно.
Если правообладатель хочет чтобы игра канула в небытие это его право, не важно по финансовым или иным причинам. Большинство игр сервисов законченные произведения только при поддержке команды и с полностью рабочей экосистемой.
К тому же если есть игра по локальной сети, как в той же доте 2, то игра может жить вечно и без доступа к исходному коду, на этом можно и свой ладдер построить потом, с эмуляцией локалки.

Ответить
7 комментариев
0

Пральна, а довайте лучше все дружно подставим жопу крупным компаниям, у них же деньги и известность, они всегда правы, а мы, обычная чернь, глюпаяглюпая, пусть за нас решают

Ответить
11

То есть покупаешь игру, заплатив один раз, суть которой играть в онлайне на серверах компании с другими такими игроками и считаешь, что аренду серверов должны оплачивать вечность? :\

Ответить
44

То есть покупаешь игру, заплатив один раз, суть которой играть в онлайне на серверах компании с другими такими игроками и считаешь, что аренду серверов должны оплачивать вечность? :\

Кто просил контору делать игру только с привязкой к их серверам? В свое время всегда был выбор играть на серверах конторы, либо пользователи сами держали серваки, сейчас это убрали, то что издатель не дает выбора это проблема издателя, а не игрока.

Ответить
2

А что им запрещает это делать? К примеру, это вполне неплохой способ защиты от пиратства.

Ответить
0

Пиратские серваки WOW, которые пытаются прикрыть сами Близы, не дают играть людям нормально.

Ответить
5 комментариев
0

В онлайн играх основная проблема этот самый онлайн удерживать в одном месте, если серверов становится много, игроки по ним расслаиваются, они добывают лут на одном сервере, а он "фанатский" и на нем онлайн падает, игрок все теряет и это сказывается от его впечатления от игры. Не для всех игр это подходит, для шутера без прогрессии да, для мморпг с прогрессией нет.
то просил контору делать игру только с привязкой к их серверам

любые игроки, кому не нужны читеры и нужен стабильный онлайн

Ответить
2 комментария
0

то что издатель не дает выбора это проблема издателя, а не игрока.

Проблема это когда ты что-то хочешь, но сперва нужно что-то решить. Поэтому я не знаю о какой проблеме издателя вы говорите.

Ответить
–1

Это открывает возможность читерства со стороны хоста этого самого сервера.

Ответить
1 комментарий
33

Росс видит несколько вариантов разрешения ситуации. Как вариант он предлагает, в случае, если игры закрывается, дать возможность игрокам:
1) Играть оффлайн хоть в каком-то виде.
2) Создавать кастомные серваки.
3) ...

Ответить
17

Division 1 и 2 вполне себе играются в сингле, но ты не можешь этого сделать без подключения к серверам. А почему ты не можешь этого сделать? Потому что юбисофт хочет контроль над игрой, не хочет чтобы разработчики правили свои сейвы, которые хранятся на их серверах, чтобы ускорить себе прокачку и дать себе крутой шмот.
Но при этом Division это премиум игра за фуллпрайс, и разработчик тебе не дает сроков, когда игра прекратит свою работу - следовательно, игра не сервис, а если она не сервис, то ты, как игрок, можешь играть в игру когда захочешь - даже если у игры прикрыты серверы. Если примут соответствующие поправки к закону, то юбисофт, прежде чем закрыть Division, лет через десять, пропатчат ее так, чтобы в нее можно было играть в оффлайне, чтобы все было по закону.

Никто не принуждает держать сервера игр, которые не приносят денег, вечность.

Ответить
1

В дивижн постоянный онлайн как минимум для защиты от читерства. При игре оффлайн ты сможешь себе сделать вообще какой угодно лут в игре, характеристики и прочие вещи доступные в оффлайн играх, посмотри на примере diablo 3 на консолях и dark souls.

Ответить
13 комментариев
11

играть в онлайне на серверах компании

Никто об этом и не просил, дайте частные

Ответить
–4

Согласен. Есть такое понятие, как амортизация. Это подразумевает под собой такие моменты, как износ оборудования, всякого рода издержки, направленные на поддержание работоспособности - энергоресурсы, обслуживание, персонал, замена сгоревшего оборудования и тд. Или аренда серверов, что тоже очень недешево.
Помимо этого нужно пилить контент для онлайн игры. А это работа программистов, озвучки, художников и тд. Опять требует денег на оплату человеко-часов. А где брать деньги?

В этом плане неплохо работает ВоВ около 15 лет. Платная подписка не только компенсирует расходы, но и позволяет зарабатывать.
И Elder Scrolls Online использует ту же модель.
В свою очередь бесплатные онлайн проекты заточены на жесточайший донат. Порой даже те, кто никогда не платил или был ярым пиратом начинает вбрасывать килобаксы на лутбоксы.
Яркий пример Mail.ru Group и Gaijin Entertainment. По сравнению с ними даже донат EA и Rockstar детский лепет.

Ответить
3

Я в LoL за все эти годы на скины много сотен баксов потратил. Там донат, как по мне, сделан довольно неплохо (:

Ответить
2

И Elder Scrolls Online использует ту же модель

С каких пор?

Ответить
1 комментарий
0

Нет он считает что после закрытия игры, они должны давать возможность для людей создать свою серверную часть.

Ответить
25

Законы не догнали еще технологии.

Возьмем Division (или Division 2). В эти игры можно играть одному. Но это нужно делать именно на официальном сервере юбисофт, без этого игра не работает. Тело игры у клиента, а мозги - у разработчика.

Если через десять лет Division перестанет приносить деньги, юбисофт просто прикроет серверы и игра перестанет работать. То есть все люди, которые купили игру за фуллпрайс, которые, может, донатили еще в игру сверх того - они окажутся без игры. Ее у них просто отберут.
И сейчас это все находится в серой зоне, потому что издатели вам говорят - вы не владеете играми вообще. Это, типа, сервисы, и мы можем приостановить вам эту услугу в любой момент. Это незаконно, но разработчикам сходит это с рук. Потому что "Laws are meaningless unless enforced".

Если люди начнут разбираться со всем этим, если признают премиум игры однозначно товарами, то все может измениться. И тогда, когда закроют Division, юбисофт обязаны будут сохранить играбельность игры - пропатчат там игру, чтобы игралась в сингле, например. И это правильно.

Автор этого не видео не против чтобы вы играли в свои сервисы-дрочильни каждый день и донатили туда нещадно. Видео вообще не про это. Этот тип распространения игр мошенничество только потому, что издатель в любой момент может убить игру и игрок ничего с этим поделать не может, даже если он заплатил $60 за игру.

Ответить
14

И вот так мы плавно перешли от "игры-сервисы - это плохо", до "онлайн-игры - это плохо". Ведь по итогу все, о чем он говорит - невозможность играть в мультиплеер после закрытия серверов (даже если есть сингл, см. Titanfall 2 в его списке игр). Давайте так со временем дойдем до "игры - это плохо", потому что со временем Caesar III, купленный в 1998-ом, устареет настолько, что не будет запускаться на новых системах.

Ответить
14

Нафига все так упрощать? Проблема и правда существует, потребитель никак не защищен законом от риска кидалова, который заложен в таких "online only" играх. Например когда ты ее купил, а тебе говорят что она закроется через месяц и никакого рефанда? Или ее закрывают еще до того как ты в нее поиграл (ну решил купить, а поиграть потом), в итоге у тебя ни денег ни игры.

Ответить
–2

Он защищен своим здравым смыслом (если он у него есть). Пока игры являются в большинстве случаев серыми зонами в законодательстве, то нужно понимать, что онлайн игра, которую ты купил, может закрыться с концами (для большинства игроков это будет так, даже если законом обяжут разработчиков всегда делать пользовательские сервера)

Ответить
3 комментария
3

Но его ещё можно запустить на старой или на эмуляторе .
А сервер который обеспечивает бесперебойную работу той или иной игры - ты запустить не сможешь, особенно если она привязана к закрытой системе и
- вроде Demon Souls .

Это из винды кое как при жизни того же Варкрафта вытащили данные и алгоритмы Варкрафта и смогли склепать пиратские сервера. Что хоть и является имитацией но сглаживает углы.

Ответить
4

В Demon's Souls можно играть оффлайн, эта игра не умерла после закрытия серверов. Более того, игроки уже играют на собственных серверах. Правда, в том, что они смогли их сделать, нет никакой заслуги ни издателя, ни разработчика.

Ответить
0

Ну просто я хз, что хотят от разработчиков, и причём тут игры-сервисы, и почему это новое понятие хотят натянуть на старые проекты. В конце концов окажется, что все это большинству игроков будет не нужно. И многие игры с пользовательскими серверами останутся пустовать,так же как и сейчас.

Ответить
1 комментарий
–1

А по твоему вообще есть смысл держать севера при таком онлайне то лол? Это все равно что мертвая. Уверен у демонов было примерно также. Удивительно что первый не ремастеред ДС еще не закрыли.

Ответить
10 комментариев
0

Demon's Souls даёт возможность играть оффлайн.

Ответить
3

Да, мультиплеер, но многие новые игры без мультиплеера не имеют смысла вообще. Вижу на полках унылых магазинов своего города диски Evolve. Какой смысл в неё играть?)
Я согласен тут с ним, что в идеале нужен p2p функционал какой-нибудь, либо браузер серверов либо LAN-возможности.
Тот же Lawbreakers не подох бы так безвозвратно, если бы разрабы релизнули турнирную версию с LAN подключением.

Ответить
0

С Evolve интересная ситуация, диск есть, купить можно, но игры нет, и это не товар

Ответить
1 комментарий
1

Ты можешь совершенно легально поставить себе эмулятор Win95 или найти на чердаке старый системник и играть в цезаря хоть до старости. Ты можешь сдать его на хранение в музей и через 100 лет твои внуки смогут припасть к источнику древней видеоигровой культуры. В отличие от него, Division исчезнет бесследно, как будто и не было его вовсе. Ничего не останется, ни для кого. В этом пойнт статьи.

Ответить
0

А там и до "жизнь это плохо" недалеко!

Ответить
–39

Человек несёт хуйню, ибо
1) не читал пользовательское соглашение
2) мы покупаем игру, dlc к ней отдельный товар
3) микротранзакции абсолютно добровольные, с каким бы анальным донатом игра не была. И юридически все также оформлено идеально

Ответить
21

Ты не внимательно читал статью

Ответить
18

90% тезисов статьи это манипулирование и игра словами.

Ответить
5 комментариев
7

Если у вас есть экспертиза в юридических вопросах, буду рад послушать. Особенно, учитывая, что Росс про законы стран СНГ ничего не говорил.

Ответить
–2

Да тут особо и не зачем. Достаточно просто открыть EULA любой "игры-сервиса". Там про онлайн, возможное прекращение поддержки и прочие уже давно все расписано. Без этого исками бы уже завалили весьма давно.

Ответить
22 комментария
1

А у нас по таким понятиям полная каша, прописаны общие вещи и все

Ответить
5

Во множестве мошеннических схем люди добровольно отдают деньги.

Ответить
0

1) Если пользовательское соглашение нарушает существующие законы, то оно недействительно.
2) Это к чему?
3) И это к чему? Написано же, если после микротранзакций ты получаешь право владения товаром, то проблемы нет. Не в микротранзакциях суть статьи.

Ответить
17

На днях смотрел его ролик. Довольно хорошие тезисы он высказал, особенно понравилась легальная сторона вопроса. Раньше сервис делали игроки (поддерживали сервера, поддержка модов и т.п.) А теперь во многих играх это убрали. С одной стороны серверов от васянов не будет, с другой не все же васяны.

Ответить
1

Так то и псн со стимом оффлайн особо работать не будут, так что формально они тоже по мошенническим схемам работают. Я тут вижу два решения проблемы, первый это скорее идея для отдаленного будущего - радикально поменять систему монетизации - платишь не за копию, а за наигранное время, по-разному для разных игр, но не больше условного фулпрайса (60$). Допустим для крупного сингла 1$ за час геймплея, надоело через пару часов - заплати 2 бакса и просто не играй дальше, если залип на 60+, значит для тебя игра того стоит, плати фулпрайс. Для каких-нибудь MMO с упором на онлайн по 0.2$ в час. Сразу отпадает проблема с рефандом если игра не зашла и с закрытием онлайн-игр если ты не успел в нее наиграться, разработчики будут заинтересованы не ПРОДАТЬ копию игры любой ценой, а удержать тебя в ней геймплеем и сюжетом, заодно всякий разрекламированный мусор перестанет окупаться. Ну и более реалистичный вариант - обложить издателей игр дополнительными обязательствами, такие как заблаговременное предупреждение о закрытии (за 2 года допустим), гарантированный рефанд тем, кто не наиграл допустим условные 100 часов или купил игру за последние полгода и инструментарий для создания пользовательских серверов вплоть до выкладывания кода в открытый доступ после закрытия. Такой закон я бы поддержал, это заставит их тысячу раз хорошенько подумать прежде чем затевать подобный проект.

Ответить
23

Для каких-нибудь MMO с упором на онлайн по 0.2$ в час

И получаешь в сапорт кучу жалоб типа "я же афк стоял, отошел за чаем, мне что, каждый раз ради пяти минут афк выходить из игры" или "у меня 10 минут лагало и я не мог нормально играть, верните деньги".
Окромя того, что делать с катсценами? Ты же не "играешь" во время катсцен, а они например, сюжетный твист объясняют, или просто являют собой интро-видео для понимания ЛОРа игры. А время загрузки мира? Если у меня интернет медленный например, или комп слабый, и данж грузится 5 минут, я во время загрузки "играю" или нет? С точки зрения меня, как игрока - нет.
Опять-же, я вспоминаю свой опыт ММО. Тебя могут держать в стартовой зоне (обучающей) пару часов, и пока ты не выйдешь "в мир", ты не поймёшь, нравится тебе игра, или нет. Система данжей, пвп, хай лвл контент, это не понять за несколько часов игры. И поиграв в игру несколько дней, и разочаровавшись в ней, я схвачусь за голову с криком "Боже, за что я платил?" Это всё равно что пятилетнего ребёнка спрашивать, нравится-ли ему водить машину, кормить крокодилов, или голосовать на выборах мэра. Пока не достигнешь определённого "уровня", для тебя недоступны некоторые вещи. И разрабы ММО с почасовой оплатой просто могут грести бабки просто устраивая игру так, что есть хай лвл неебически годный контент (который стримят на твиче, и с которого делают хайлайты на ютуб), но до него надо месяц уныло задрачивать однотипные лоу лвл квесты. Всё для затягивания игроков. Чем дольше человек идёт к контенту - тем больше бабок рубят разрабы. Не надо так.

Ответить
0

Я понял твою логику, да, есть нюансы. А теперь главный вопрос - а чем это хуже, чем если ты сразу отдашь ВСЕ 60$ и у тебя будет тоже самое, как происходит сейчас. Речь идет именно о тех играх, которые уже имеют фикс прайс, и который можно размазать на время игры, чтобы те, кому игра не понравилась платили меньше, а те, кому понравилась - столько же, сколько и сейчас платят

Ответить
17 комментариев
0

"я же афк стоял, отошел за чаем, мне что, каждый раз ради пяти минут афк выходить из игры"

У Бллизов эта проблема уже давно решена 5-10 минут афк и ты выкинут в главное меню.

Ответить
0

Я не знаю, ставить" +" или "-" :)
Согласен с этим комментарием, например, та же EVE с подпиской и автопрокачкой - это очень цинично. До некоторых профессий просто невозможно быстро дорасти.
Но, с другой стороны, ценность всего эндгейма именно в его труднодостижимости. Т.к. в ММО основной ресурс - время, то ценность в долгодостижимости.

Ответить
1 комментарий
1

По поводу цен не согласен. Для каждого жанра нужно давать точное опредение. Допустим оно есть. Но сейчас игры больше представляют гибрид нескольких жанров. Плюс существуют игры вроде what's remains of edith finch, которая проходится за 2 часа, но это не значит, что она стоит 2$ как минимум потому что арт-дизайн и проработка сюжета в игре существенно дороже.
По поводу заблаговременного оповещения - это вообще нереально. Когда создавали Lawbreakers кто мог предположить, что через 2 года игра прекратит свое существование, как и студия ее создавшая. Хороший вариант только с пользовательскими серверами, но давать доступ к исходникам не всегда возможно

Ответить
1

Ясен перец это не конечная система, нужны доработки, есть куча нюансов. По поводу того, что нереально оповещать заблаговременно - так может нефиг такие игры создавать, или давайте рефанд если проект сразу загнулся? Что в них хорошего? Бизнес это всегда риски, а я рассуждаю с точки зрения потребителя. Купил я игру, отложил на потом, появились неотложные дела, ее закрывают, у меня нет ни денег ни игры.

Ответить
3 комментария
0

Столько минусов и никто не может объяснить что плохого в том, что игроки будут меньше платить за игры, которые им не понравились и были брошены в начале или середине и столько же, как сейчас, если понравились. Кроме того что корпорации недополучат прибыли если сделают недостаточно хорошую игру

Ответить
6

Во-первых, плата за время - это "убийство" хороших, но небольших проектов вроде Hellblade, Soma и тому подобных. Да те же Doom и Prey проходятся часов за 8, не больше.
Во-вторых, поставь игроков в условия я поминутной оплаты и даже "хорошие" проекты перестанут быть таковыми. Что останется от 3-го Ведьмака, если обуреваемый жаждой экономии игрок будет скипать диалоги, не обращать внимания на побочные квесты, нестись сквозь локации не глядя на пейзажи и т.д.? (утрирую немного, но суть ясна). И не надо переоценивать людскую сущность.
Ну и в-третьих, подобные идеи и так уже реализованы в более адекватном виде - подписочные сервисы вроде Game Pass и Origin Access. От треша индустрию это как ни странно не спасает, а как отразится на хороших играх, ещё предстоит выяснить.

Ответить
0

Я объяснил в комментарии выше. Искусственное затягивание игры, в угоду статистике "время=деньги". Это как высшее образование заочников: тебе обещают что после вышки все двери открыты, и на тебя горы денег посыпятся. И вот ты доучился... А тебя обманули, и впереди только работа 5/2 за 15к в месяц. Но годы-то не вернёшь, как и деньги за платное обучение. А ВУЗу насрать, у него таких как ты сотни и тысячи.

В данном примере, конец игры = выпуск из ВУЗа. Золотые горы - некий результат, спасение мира, секас с инопланетянкой, или просто финальные титры. В любом случае, тебя поимели, деньги ты заплатил, время потратил, а то что результат тебя не устраивает - твои проблемы.

Ответить
1 комментарий
0

Платим за то, чтобы игра предоставила некое содержание, а вот насколько это содержание нас впечатлит невозможно измерить. И как нельзя вернуть деньги за фильм или аттракцион, который не понравился, так фактически и здесь. Если смущает сам принцип - останавливаешься на чтении лицензионного соглашения. Вот, вроде, так обстоят дела.

Будет лучше зарегулировать творческую область законами? Очень сомневаюсь. В конечном счёте, куда сильнее роляет грамотный маркетинг и пропаганда. В результате получаем такой хороший сервис стим, и не такой популярный GOG. Если бы люди были против лубтоксов и микротранзакций, то использующие их компании понесли бы убытки.

Ответить
1

Может появиться какая-нибудь аддиктивная механика, которая будет держать игроков.

Ответить
0

Ну так они и сейчас есть) И за них игроки вполне себе платят и довольны.

Ответить
0

ПРОДАТЬ копию игры любой ценой, а удержать тебя в ней геймплеем

Убисофт уже радостно потирают руки и готовятся поставить еще больше вышек и блокпостов.

Ответить
0

стим работает в оффлайне. не все игры можно запустить, это да, но большинство синглплеерных будет работать.

Ответить
12

Кризис в 2008-м случился не из-за Goldman Sachs, а из-за деривативов на деривативы (в случае кризиса 2008 на кредиты, в основном ипотечные), которыми пользовались абсолютно все, но совершенно естественно, что большая их часть сконцентрировалась в крупнейших банках вроде Goldman Sachs, Morgan Stanley и Lehman Brothers.
Добавить к этому агентскую систему выдачи кредитов за процент от кредита, которая поощряет агентов выдавать больше кредитов, независимо от их рискованности, а также зависимость стоимости и темпов строительства жилья от насыщенности рынка этими кредитами, и мы получим огромного размера бомбу с часовым механизмом.

Перевод статьи очень грубый, местами дословный. Ее бы вычитать несколько раз перед публикацией и отредактировать, читать было бы намного проще.

Ответить
2

Я несколько дней редачил статью. Уже, вероятно, глаза замылились (。•́︿•̀。)

Ответить
1

Редакция поправит, все хорошо будет

Но только не пишите об этом DTF GANG

Ответить
1 комментарий
1

Идеальный вариант, когда редачит кто-то другой. А лучше группа людей) (мы когда писали на Хабр, у нас был чат, где мы коллективно проверяли статьи друг друга)

Ответить
0

И еще никто тогда не сел в тюрьму.

Ответить
0

я бы ещё добавил, что кол-во ошибок в переводе - зашкаливает. взять хотя бы "пропагандисТКих кОмпаний"

Ответить
12

О том, что будет манипуляция понятиями стало известно из одного названия статьи.

Ответить
3

Это конечно очень хорошо, что законы некоторых стран определяют игры как товар. Но что делать в ситуациях, когда в лицензионном соглашении сообщают о том, что ты по сути арендуешь копию и не имеешь на неё особых прав?

Ответить
28

Если какие-то пункты соглашения явно противоречат закону, то такое соглашение вообще ничего не стоит.

Ответить
9

А ещё там пишут что пользователь отказывается от всех претензий к студии /издателю и не будет судится. Такой пункт вообще ничтожен

Ответить
5

Какому закону, какой страны, законов много, толкований еще больше. Тут в статье как раз и натолковали по самое немогу

Ответить
2 комментария
1

Думаю,Соглашение не может заменять закон,если это не указано в других законах явно

Ответить
0

А так и есть, особенно в случае цифровой копии, на которые многие уже перешли

Ответить
8

По своей сути игры-сервисы это односторонний договор права пользования сервисом, где права и возможности игроков регулируются самим разработчиком игры. И в принципе такой договор не учитывает интересы второй стороны, либо они сильно ущемлены. За всей этой GaaS ширмой скрывается лишь один коммерческий интерес издателя- получение сверх прибыли.
Уничтожение искусства, когда другие пытаются его cохранить и платят за это, это не цивилизованно. Вот почему это нужно остановить, даже для игр по подписке.

Художественная ценность таких GaaS проектов крайне ничтожна. Издатель, такого рода шлака, спекулирует и паразитирует на чувстве привязанности игроков к игровой среде, провоцируя тем самым их на спонтанные внутриигровые покупки, а не на чувстве прекрасного как того требует искусство.

Ответить
0

Вы тоже заметили что многие скинчики в играх рушат чувство "погружения " и "отказа от неверия" ?

Ответить
4

Скинчики это маленькая составная часть современного геймплейного лудо-чудовища по высасыванию денег из игроков. Подавляющее большинство современных игр оставляет игроков у разбитого корыта с чувством впустую потраченного времени и денег.

Ответить
1 комментарий
3

А еще, как мне кажется, частенько дефолтный скинчик делают говном, чтобы хотелось купить нормальный ( ͡° ʖ̯ ͡°)

Ответить
6

У автора проблемы с пониманием понятия "владеть".
Что превращает все далее написанное в хуету.
Ибо нет, мы не владеем играми (онлайн или оффлайн), как молотком. Мы владеем правами на их использование строго определенным образом.

Ответить
2

Физической копией игры - диском - я владею именно как молотком, потому что это тоже самое ПО на носителе, которое попадает под законы товаров.

Ответить
1

это вы носителем владеете.
молоток вы можете разобрать и например продать по частям. Отдельно ручку, отдельно боек.
Можете разрисовать его под палех или гжель и продать как свое творчество.

можете вы продать ассеты из игры, расскажите? Можете сменить текстуры и продать?

Ответить
4 комментария
0

Это популярное заблуждение опровергается в первой половине видео (пересказ не читал)

Ответить
6

Как я не люблю штатовские типа юридические статьи, смысла на пару абзацев, а воды нальют столько, что час читать будешь (утрирую, в данном случае гораздо меньше). В общем идея понятна, а изложение ппц какой-то. Это претензия к автору, а не к тому кто изложил, тебе чувак спасибо за работу) а по сути ниче плохого в сервисах не вижу, все равно игры с убитым серваком это либо игры с дохлым онлайном, либо давно устаревшие, где остались 3,5 калеки, либо редкий вариант, где сдохла сама организация. Да, с точки зрения юридической это не очень хорошая вещь, но с другой стороны в тех же штатах это будет до первого прецедента, после чего начнут разруливать ситуацию. И чего-то я не увидела инфы тут по поводу продажи игр не на носителе, которые как раз можно перепродать, а в онлайн магазинах, когда игра активируется на аккаунт, тот же псн, который если сдохнет, отвалится не одна игра, а вообще все. Тоже сервис. Тут как быть?🤔

Ответить
3

Спасибо (◕‿◕)

И чего-то я не увидела инфы тут по поводу продажи игр не на носителе, которые как раз можно перепродать

К примеру, он ссылается на это дело, где говорится, что граждане США могут перепродавать товары, подпадающие под авторское право, в том числе и лицензии на софт. Ещё на это ссылается https://www.law.cornell.edu/supremecourt/text/464/417. Но из-за отсутствия юридического бекграунда я не могу в полной мере переварить это всё.

Ответить
–1

Ааа, так вот откуда на ebay OEM копии винды по 200 рублей.

Ответить
4 комментария
1

Я вот боюсь за первый дивижн. Её же можно и так было бы играть без серверов. Но такое ощущение что убики всё же просто прикроют ее однажды.

Ответить
1 комментарий
0

Юридеческая часть тут нужна только чтоб отбиться от таких вот юристов-формалистов. Суть в том что игры как сервис это плохо для нас, игроков. В первую очередь потому что игру закрывают и всё, пока.

Ответить
7

Это все верно, но, к сожалению, большинству людей пофиг. Сколько я раз встречал мнение, что нет ничего страшного, что игру больше не достать.

Хотя, на мой взгляд, эксклюзивы гораздо больше вредят сохранению игр. Уже сейчас достать некоторые игры для ps3 очень сложно, а ведь у нее даже не завеншена официальная поддержка. Причем чаще всего это не эксклюзивы только ps3, а консольные эксклюзивы.

Плюс есть проблемы с сохранением доступности игр по чужим авторским лицензиям. И это тоже ужас. Так как там бывает, что игра удаляется из-за музыки, например. Вы можете представить чтоб старый фильм удалили из-за того, что лицензия на музыку или марку машины главного героя истекла? А с играми такое происходит регулярно.
В общем, разработчикам пофиг на сохранение своих игр (либо не хватает денег), игрокам пофиг на сохранение старых игр. И пока что-то в сознании людей не изменится, мы продолжим безвозвратно терять игры.

И то ли еще будет. Представляю как лет через 100 компании начнут закрывать аккаунты умерших владельцев со старыми играми и удалять эти игры с серверов магазинов. Что в совокупности борьбы с торрентами может привести к утрате игр за десятки лет, кроме самых известных, может быть.

Ответить
6

Люблю глубокую аналитику, которая начинается со слов «ну я не знаю что за термин такой GaaS и откуда он взялся, дальше википедии не зашёл». SaaS не, не слышал....

Ответить
6

Ок, исключаем The Secret World и Fallout 76. Для них явно указано, что вы сможете играть в них вечно.

Звучит как угроза.

Ответить
6

Читаю комментарии и вижу кучу комментариев которые указывают на неточности или противоречия (серверная часть ммо и онлайн игр, возможность "ремонта" продукта и т д). В оригинальном видео ответы на это все даются, так что рекомендую глядеть целиком. А вообще тема интересная и очень слаборазвитая - права потребителей цифровой продукции и сервисов.

Ответить
0

Во второй части видео, которую я уже не осилил, многие вопросы покрываются.

Ответить
0

Уверен, что автор оригинального текста веган, гринписовец, борец со злыми корпорациями и коммунист.

Ответить
7

Ad hominem - очень хороший аргумент (нет).

Ответить
1 комментарий
5

Как хорошо что ты это перевёл и заноспектировал. Сам хотел сделать нечто подобное, но только заскринил главную таблицу из видео, дальше руки не дошли. Всем интересующимся лучше, конечно, просмотреть видео целиком а не читать статью, гораздо лучше проникнетесь темой, благо видео получилось охватывающее.

Ответить
2

Я часть видео, где он пытается отстоять свою позицию (после 40 минуты) не перевёл, ибо и так намучился уже (:
Возможно, оставшуюся часть отдельной статьёй опубликую, если никто до меня этого не сделает.

Ответить
3 комментария
3

Глупость - обязывать предоставлять доступ к серверам пожизненно, это только затормозит рынок и увеличит бессмысленные траты. Репутации компании вполне достаточно, чтобы гарантировать достаточно долгий онлайн. Жаль, что конечно, что такая практика не подкреплена нормальным термином или законами, но напрямую запрещать её глупо и неэффективно.
И даже если юридически автор прав, то он должен понимать, что мошенничество это не только юридический термин, и он несёт негативную коннотацию в сторону вполне хороших разработчиков, которые стараются сделать качественную игру, и эти желтые поливающие говном заголовки выглядят совсем некрасиво.

Ответить
6

Ну так никто не просит предоставлять вечный доступ к серверам. А вот возможность фанатам запустить свой сервак после конца поддержки игры было бы очень хорошо.

Ответить
0

Если не хотят/не могут держать серваки, пусть открывают исходники, фанаты сами справятся.

Ответить
8 комментариев
1

интересно, но самое первое же утверждение легко рассыпается.
есть копия фильма, который вы «владеете», а есть поход в кинотеатр, в котором вы «владеете» только билетом с ограничениями (место, время, продолжительность).

так вот так называемые игры-сервисы, это типичные «билеты» для доступа к игре, а не игровые копии.
если это так, то все остальные претензии также рассыпаются, поскольку вы покупаете билет добровольно и никто не обязан вам за этот билет делать «хорошо».
не понравился «сеанс»? ваши проблемы.

если вы покупаете не билет, а сам продукт, да, возможно вам что-то в этом продукте «должны», но если вы покупаете просто доступ(!) к продукту (даже за 60 баков), это «ваши проблемы».

так что определение «игра-сервис» вполне подходит проекту, у которого нет абонентской платы.
вместо повременной оплаты, она единоразова (условно, потому что к игре выходят аддоны и длс), но все остальные признаки те же - вы покупаете не копию, а всего лишь «право доступа» к игре.

Ответить
10

Когда покупаешь билет, ты точно знаешь, когда он начинает действовать и сколько.
Когда ты покупаешь игру сервис за 60 долларов, издатель может максимум сказать, что может в любой момент приостановить поддержку игры и она станет нерабочей. Нет четких определений временных отрезков, как это есть у всех сервисов - платишь за газ - платишь на месяц, на следующий месяц не оплатишь - останешься без услуги. Платишь 60 долларов за игру - если разработчик тебе не указывает точных временных отрезков - значит игра не сервис. Если у игру абонентка каждый месяц - значит сервис. Он же это в видео говорит все

Ответить
6 комментариев
0

Так он о том и говорит.

Он говорит, что кино (цифровое кино, скажем) - это товар. И игра-сервис - это тоже товар, а не сервис. )

Но вообще тема сложная. Уже появились ответы Россу Скотту. Думаю, интересно потом будет озвучить ответ юриста на его видео.

Ответить
3

Слабовата у автора техническая часть. ММО-игры состоят из двух частей: сервера и клиента для игры. На сервере, которым владеет компания создавшая игру, находится вся игровая логика: мир, нпс, шмот и т.д. и т.п. Всем этим игрок не владеет на самом деле, игрок владеет лишь программой-клиентом, которая умеет только связываться с сервером игры. И он платит за возможность, чтобы компания пустила его на свои серверы, позволила ему пользоваться дополнительной модной одежкой и т.д. Игрок не покупает ММО-игру и она ему не принадлежит ни в какой мере. Так что, с юридической точки зрения тут никак не подкопаешься.

Вот f2p-модель - это мошенничество, я считаю. Нормальные компании, предоставляющие услуги населению, требуют оплаты по тарифу. Мы пользуемся, например, холодной водой, считаем по счетчику сколько использовали за месяц и оплачиваем, сколько реально потратили. Стоимость содержания любого сервера хорошо известна, мы можем зайти на любой сайт, где предлагают купить VPS и посмотреть цены. И можно легко рассчитать во сколько обходится час игры на сервере. Но разработчики не используют такую модель, ведь они станут получать намного меньше денег. Зло f2p в том, что эта модель поощряет у игроков задротство и манчкинизм.

Ответить
4

поощряет у игроков задротство и манчкинизм

как будто что-то плохое (=

Ответить
–1

Вот f2p-модель - это мошенничество, я считаю.

С нравственной точки зрения не поспоришь, f2p, p2w и прочие мракобесные формы монетизации лютейшее зло и к играм никакого отношения не имеют. Но вот с юридической стороны нет, если игроку до запуска игры известно что и какая там форма монетизации. А вот где настоящее мошенничество так это в большинстве современных ААА проектах основанных на старых франшизах. По видом "старых добрых игр" популярных тайтлов суют искусственно затянутые денежные сосалки, причем на старте они не отвечают требованиям качества. Есть ещё круче развод это игры раннего доступа. Там мало того что самой игры как таковой нет и игроки в роли бета тестеров, так еще за это деньги берут.

Ответить
67 комментариев
2

Игрок не покупает ММО-игру и она ему не принадлежит ни в какой мере

Ну да, игроку принадлежит копия клиента. Но Росс акцентирует внимание на то, что покупая продукт, продавец должен, как минимум, предоставлять возможность восстановить/отремонтировать товар, в случае чего. "В случае чего" - это когда серваки отключают, а игрок остаётся с неисправным продуктом. Именно поэтому он немалую часть видео посвятил тому, чтоб подвести GaaS под определение товара.

Ответить
6 комментариев
3

Что то в комментариях полно коллаборационистов. Пора начинать вести пропаганду здорового образа игр.

Ответить
1

Одиночные, с отличным сюжетом и без DLC игры, пора возвращаться в 90-2007 гг.

Ответить
19 комментариев
–1

Все нижесказанное, естественно, относится к оригинальному автору. За перевод спасибо, хотя я и не понял зачем вы переводите неадекватов.

«...название звучит как кликбейт, но это не кликбейт...». Нет, дружище, это самый настоящий желтее желтого кликбейт.

Да и как бы позиция "запустить сервер это максимум пару часов/дней работы" без учета цены самого сервера и его эксплуатации выдает рафинированного, скачущего по верхушкам мудака.

Примерно, такого же как свидетелей секты ЕГС имени Галенкина" - что делает Стим за свои 30%? - стабильно работающую, доступную из любого места, надежную, черти сколько стоящую инфраструктуру, хранящую данные миллиарда пользователей и тысяч игр.

Ответить