Мой скролл-шутерный 2021

Так уж получилось, что этот год лично для меня более чем наполовину состоял из скролл-шутеров. Почему из них? Потому, что, на мой взгляд, это прекрасный и очень недооценённый жанр, где можно и поубивать немножко времени, и всерьёз углубиться в комплексный геймплей, и послушать хорошую музыку, великолепно вписывающуюся в происходящее.

Мой скролл-шутерный 2021

Про Doom Eternal, Resident Evil Village или Metroid Dread и без меня напишут много хороших слов, а вот в случае со скролл-шутерами парой строк отделаться не получится. Да и саундтреки стоит прикрепить, чтобы было веселее листать пост.

Battle Garegga Rev. 2016

Где купить: PSN (США), Microsoft Store

Переиздание аркадной классики 1996 года, вышедшее только для PS4 и XBox One. И это настолько значимая игра жанра, что у меня есть аж коллекционное издание от Limited Run Games. Зачем перевыпускать старые пиксели эксклюзивно на консоли — это уже другой вопрос, а я сосредоточусь на том, что же делало эту игру великолепной тогда и что делает переиздание великолепным сейчас.

В этой игре фон не просто детализированный для своего времени, но ещё и функциональный, с большим количеством секретов, которые нужно находить с помощью бомб
В этой игре фон не просто детализированный для своего времени, но ещё и функциональный, с большим количеством секретов, которые нужно находить с помощью бомб

Игра проходится всего за полчаса, но в ней большое количество деталей и аж восемь персонажей, у каждого из которых своё основное и дополнительное оружие, бомба и скорость полёта — в итоге, большущая реиграбельность обеспечена. Невозможно в одном абзаце расписать и сложное поведение боссов, и детализацию фонов, и множество способов набирать очки и получать за это жизни, и систему динамического уровня сложности, зависящего от самых разных действий игрока. В игре огромное количество секретов - например если на третьем уровне уничтожить летящему кораблю боковые двигатели, а при его остановке уничтожить сам корабль, то с него выпадет жизнь. А на четвёртом уровне танк с предварительно уничтоженными гусеницами даст целую бомбу — за правильное уничтожение четырёх таких танков подряд даже предусмотрен трофей.

Один из боссов под названием Black Heart и вовсе станет образцовым; его дизайн и поведение, включая зажимание игрока поворачивающимися линиями из пуль, будут копировать в фанатских играх жанра. Отдельно для этой атаки даже ведётся статистика в переиздании

Переиздание разработано японской компанией M2, специализирующейся на выпуске улучшенных изданий старых игр. И улучшений в игре хватает. Например, по бокам располагается информация о динамическом уровне сложности, о количестве HP босса и таймере битвы с ним, а также о прогрессе по получению секретных формаций опшнов — это пример того, как можно использовать пространство на широкоформатном телевизоре, не ломая при этом оригинальную задумку. Другие особенности переиздания — минимальная задержка ввода, что всегда являлось больной темой обсуждения эмуляторов, и возможность сделать вражеские пули цветными, так как в оригинале серые пули сливались с серым фоном.

Боссы в этой игре имеют много подвижных частей, даже смотреть на их анимацию одно удовольствие

Нельзя не отметить и выдающийся саундтрек от Манабу Намики, пробирающий до глубины души буквально с первых нот первого уровня, на боссах брутальный и задающий нужный настрой, а под конец и вовсе безумная электронщина, которую я прикрепил под этим абзацем. И в переиздании присутствуют аж четыре варианта саундтрека — оригинал, улучшенная версия Perfect Edition с более чистым звучанием, вариант аранжировки для Sega Saturn и современный вариант аранжировки. Каждому своё, но я считаю Perfect Edition идеальным примером того, как надо улучшать чиптюн-музыку из старых игр.

К слову в коллекционном издании есть Blue-Ray диск с документальным фильмом о работах компании M2 - "M2: Complete Works". Его можно посмотреть и на YouTube. А медаль справа снизу появляется в самой игре и является одним из главных источников очков
К слову в коллекционном издании есть Blue-Ray диск с документальным фильмом о работах компании M2 - "M2: Complete Works". Его можно посмотреть и на YouTube. А медаль справа снизу появляется в самой игре и является одним из главных источников очков

В состав коллекционного издания к слову также входит буклет, инструкция для оператора аркадного автомата, открытки, саундтрек на CD и даже саундтрек на виниловых пластинках. Не то чтобы я огромный фанат физических изданий, но хотя бы одну игру в такой комплектации иметь захотелось. Тем более когда речь идёт об образцовом переиздании одной из лучших игр жанра своего времени.

Платиновый трофей получить не так уж и сложно, но я пошёл дальше и прошёл аркадный режим без продолжений и сохранений, чтобы отметиться в таблице лидеров. И это уже гораздо тяжелее, так как игры для аркадных автоматов с их платными попытками всегда делались сложными, но боковые гаджеты и возможность потренировать игру с использованием тридцати слотов сохранения в переиздании очень полезны. Разумеется, такой хардкор не всем нужен — и эксклюзивно для переиздания есть сложности Supereasy и Arrange, облегчённые по всем фронтам. И даже есть возможность более тонкой настройки сложности игры. Казалось бы, есть всё, что позволяет порекомендовать эту игру всем, но по какой-то причине она не вышла за пределами японского и американского PSN, стоит аж целых 35 долларов, а скидок не было до сих пор.

Darius Cozmic Collection

Где купить: Steam, PSN, eShop

Ещё одно переиздание от M2, вышедшее на PS4 и Nintendo Switch и недавно добравшееся до PC. К сожалению, без крайне необходимой для такого ценника регионалки — стоит сборник из трёх игр аж 2800 рублей. Скидки бывают, но даже так дорого. Впрочем лично я купил версию для Nintendo Switch и прошёл каждую из трёх игр не менее пяти раз без использования продолжений и сохранений.

Первая и вторая часть в сборнике присутствуют в самых разных версиях, при этом в меню можно прочитать про отличия между версиями
Первая и вторая часть в сборнике присутствуют в самых разных версиях, при этом в меню можно прочитать про отличия между версиями

Дело в том, что в играх серии Darius есть система развилок с огромным количеством уровней. После каждой победы над боссом предлагают отправиться на уровень выше или ниже. Уровни не отсортированы по сложности, из-за чего самый лёгкий маршрут может оказаться даже посередине. В каждой из трёх игр сборника аж семь последних уровней и соответственно семь совершенно разных концовок, иногда — серьёзных, а иногда — шуточных. К слову, в переиздании можно начать игру с любого уровня, при этом включив либо рекомендованный уровень прокачки, с которым игрок вероятнее всего доберётся до уровня, либо настроив прокачку самому.

Меню тренировки наглядно показывает тематику выбранного уровня, а также босса и рекомендуемое оружие. При желании можно хоть всю игру в этом режиме пройти, даже стартуя с лучшим оружием — концовку покажут и разве что результат в таблицу лидеров не занесут
Меню тренировки наглядно показывает тематику выбранного уровня, а также босса и рекомендуемое оружие. При желании можно хоть всю игру в этом режиме пройти, даже стартуя с лучшим оружием — концовку покажут и разве что результат в таблицу лидеров не занесут

Также особенность первых двух игр серии — это широченный экран, связанный с тем, что оригинальные аркадные автоматы использовали два или даже три квадратных монитора. Экраны с препятствиями скроллятся быстро, создавая высокую динамику, при этом благодаря хорошему обзору можно быть готовым ко всему. Боссы же, будучи массивными и детализированными, атакуют игрока очень быстрыми снарядами — именно широкий экран позволяет всё это уместить.

А ещё одна особенность серии - это морская тематика. Каждый босс - это обязательно роботизированная рыба, ракообразное или любое другое морское существо
А ещё одна особенность серии - это морская тематика. Каждый босс - это обязательно роботизированная рыба, ракообразное или любое другое морское существо

Первые две игры очень сложные, и на этот раз сборник практически не пошёл навстречу — ну, разве что, есть кнопки автоматического огня с разными частотами, так как ограничение на количество пуль на экране не позволяет стрелять часто, а также индикатор количества щитов игрока и количества HP босса. Первая часть и вовсе откидывает на контрольную точку после смерти. Но есть игра, в которую и сейчас можно играть с большим удовольствием. Имя ей — Darius Gaiden.

Вторую часть, впечатляющую огромными спрайтами, можно "закидать жетонами", как и многие подобные игры. И этим придётся заниматься уже после первой смерти — прокачку отнимают целиком. Либо проходить игру без смертей хотя бы до последнего уровня
Вторую часть, впечатляющую огромными спрайтами, можно "закидать жетонами", как и многие подобные игры. И этим придётся заниматься уже после первой смерти — прокачку отнимают целиком. Либо проходить игру без смертей хотя бы до последнего уровня

В Darius Gaiden используется всего один экран, но на этот раз упор идёт на выдающуюся по меркам 1994-го года графику, музыку и поведение боссов. Taito'вская музыкальная группа ZUNTATA всегда писала хорошую музыку, но саундтрек Darius Gaiden и вовсе шедеврален — так, мелодия VISIONNERZ звучит аж на протяжении двух уровней и специально продумана так, чтобы подчеркнуть появление босса и переход на следующий уровень. И аналогичным образом устроена мелодия последнего уровня.

А ещё в этой игре боссы всех двадцати восьми уровней уникальны и очень интересны — они активно двигаются по экрану, шевелят конечностями, стреляют прямыми и искривляющимися лазерами, устраивают буллет-хелл на экране; неудивительно, что именно эта игра стала одним из любимых скролл-шутеров Зуна, автора Touhou Project. При этом Darius Gaiden гораздо более дружелюбен — щиты остались на месте, смерть теперь не отнимает всю прокачку, а вдобавок к этому у игрока появились бомбы, стирающие пули и наносящие мощный урон всему на экране.

Даже самый первый босс в Darius Gaiden появляется максимально эффектно, пусть он при этом и практически безобиден

Ещё стоит отметить промежуточных боссов, называемых капитанами, — если стрелять им в слабое место, не уничтожая самих боссов, из них вылетит шарик. Подобрав его, вы переманите этого капитана временно на свою сторону, и помимо облегчения уровня это даёт немаленькое количество очков. А также очки можно зарабатывать, уничтожая все части боссов. И именно тут переиздание полезно, так как в углу отображается индикатор HP слабой части капитана и всех частей босса. А ещё в переиздании правильно работает эффект, который на эмуляторе MAME до сих пор не поддерживается.

Именно так происходит захват одного из капитанов - слабое место у него находится наверху

Я ни в коем случае не настаиваю на том, что играть надо только в переиздание — к сожалению, японская ценовая политика вызывает вопросы, это факт. На самом деле, я буду очень рад, если люди захотят ознакомиться с Darius Gaiden на эмуляторе аркадного автомата или в версиях для Sony PlayStation и Sega Saturn. Или хотя бы послушают великолепный саундтрек. Впрочем дальше пойдут игры с более человеческим ценником.

Judgement Silversword - Resurrection -

Где купить: Steam

Конкретно эта игра является любительской, но при этом она попала на консоль, пусть и портативную — M-KAI заинтересовался WonderSwan Color, потому что эту консоль можно было держать вертикально, а графику она рисовала куда более продвинутую, чем совсем уж безнадёжно устаревший компьютер MSX2, для которого разработчик ранее делал игры. Judgement Silversword был сделан для проводившегося соревнования по разработке игр WonderWitch Grand Prix, одержал там победу и в итоге очень сильно полюбился фанатам жанра — ограниченный тираж стремительно разобрали, и на интернет-площадках оригинальные картриджи с этой игрой в итоге стоят безумных денег. Впрочем, игру потом переиздали на XBox 360 и PC.

Уникальная конструкция WonderSwan Color позволяет с одинаковым комфортом играть в горизонтальные и вертикальные игры 
Уникальная конструкция WonderSwan Color позволяет с одинаковым комфортом играть в горизонтальные и вертикальные игры 

Judgement Silversword — возможно, самый навороченный скролл-шутер среди тех, что были сделаны специально для портативной платформы, и он на удивление бодро играется даже на больших платформах. При этом игра начинается достаточно просто — враги вылетают будто бы прямиком из скролл-шутеров восьмидесятых, но самые разные и по самым разным траекториям. Игрок при этом может использовать три кнопки — стрельбу вперёд, стрельбу в несколько сторон и щит. И именно последний является одной из уникальных особенностей данной игры — он может замедлять или даже стирать вражеские пули в зависимости от их типа. Но, разумеется, щит не вечен, и ему нужно давать время на перезарядку — то есть, не пользоваться им.

А мелкие простенькие враги не так уж и просты - игра от этого даже замедляется, так как процессор с частотой 3 мегагерца с трудом вытягивает такую динамику. И эти тормоза были перенесены в порт, иначе он бы стал намного сложнее оригинала
А мелкие простенькие враги не так уж и просты - игра от этого даже замедляется, так как процессор с частотой 3 мегагерца с трудом вытягивает такую динамику. И эти тормоза были перенесены в порт, иначе он бы стал намного сложнее оригинала

Но дальше больше — игра постоянно пытается чем-то удивить. Вот один из боссов вращает меч — удивительно плавная анимация для портативной системы, умеющей лишь рисовать спрайты. Враги и боссы начинают стрелять таким количеством пуль, что игра превращается в портативный буллет-хелл, причём даже с наличием искривляющихся лазеров. И нет, заучить каждый метр игры не выйдет — нужно именно знать поведение и тактику врагов, так как вылетают они часто со случайных позиций.

Неплохо для портативной консоли с железом слабее GameBoy Advance, не правда ли?

Ближе к концу игры и вовсе играет приятная и запоминающаяся мелодия, и завершающим аккордом становятся сразу несколько боссов подряд, от которых у большинства игроков будут два вопроса — «Как это возможно пройти?» и «Как это смогли реализовать на портативке?» Но M-KAI хотел не просто сделать сложный для прохождения шмап, а при этом добавить прогрессию в духе RPG игр, как он сам заявил в интервью. То есть, когда игрок завершает попытку, количество набранных очков зачисляются в общий счёт, и за это открывается увеличенное количество жизней, продолжений, возможность начать с более поздних уровней и многое другое.

Вот так выглядит одна из самых сложных атак, требующая очень хорошей внимательности и исполнения. Если нарваться на снаряд, судья казнит корабль игрока - по сути произойдёт уникальная анимация смерти с уникальным фоном и это очень эффектно

Да, по скриншотам Judgement Silversword, может, и выглядит так, что в ней ничего особенного нет, но каким-то образом в неё хочется играть ещё и ещё. В итоге игра стала одной из моих самых любимых. Я её много раз проходил на сложности Normal без использования продолжений и со стандартным количеством жизней, хотя самое первое прохождение, разумеется, заняло очень много часов. Перепрошёл я её и в этом году, и мне она ни капельки не надоела.

Игра даже отдельно считает, сколько времени провёл игрок непосредственно во время геймплея и сколько времени в целом игра была включена. Да, это моя статистика
Игра даже отдельно считает, сколько времени провёл игрок непосредственно во время геймплея и сколько времени в целом игра была включена. Да, это моя статистика

И конечно не стоит забывать про идущий в комплекте Cardinal Sins, служащий дополнением к Judgement Silversword. В этой коротенькой игре семь уровней с совершенно разными задачами: уничтожь всех врагов, собери как можно больше жизней, сотри как можно больше пуль и т.д. А ещё стоит отметить, что обе игры были перевыпущены именно в виде порта, а не эмуляции, так как оригинальная консоль не могла отобразить одновременно все спрайты, что приводило к их мерцанию.

Eschatos

Где купить: Steam

После успеха с предыдущей игрой M-KAI присоединился к компании Qute, издавшей Judgement Silversword, чтобы выпустить новую игру. С новыми ресурсами ему удалось создать уникальный вертикальный скролл-шутер с трёхмерной графикой и головокружительными ракурсами камеры. Про такие игры хочется сказать, что сделано максимально с душой, а волшебный саундтрек в стиле ретро-синтезаторов, возможно, известен даже больше, чем сама игра.

И это ещё не самый безумный ракурс камеры
И это ещё не самый безумный ракурс камеры

Механики почти такие же, как в Judgement Silversword, но щит теперь может поглощать не только пули, но и целые лазеры. При этом в игре очень много уникальных моментов, а решение с постоянно меняющимся ракурсом камеры настолько нестандартно для жанра, что поначалу будет непонятно, а что вообще происходит. Но к этому можно привыкнуть. Формации врагов опять же напоминают таковые в старых скролл-шутерах и это вновь ощущается по-особенному, когда враги именно кружат вокруг тебя и в целом летят по необычным траекториям. И сочетание всего этого с буллет-хеллом, с интересными боссами, с кинематографичной камерой, со вписывающейся во всё это музыкой делает игру обязательной для ознакомления всем неравнодушным к жанру.

Враги словно танцуют под великолепную музыку, а появляющиеся на мгновение линии помогают понять траекторию полёта врагов

Испугались упоминания буллет-хелла? В этой коротенькой игре четыре уровня сложности и нет ничего плохого в том, чтобы попробовать пройти её сначала на Easy. И по аналогии с Judgement Silversword после каждой попытки в зависимости от количества набранных очков открывается всё больше и больше облегчений. Eschatos в целом часто отсылается к предыдущей игре, в том числе используя оттуда некоторых боссов и одну мелодию, но обе игры в итоге получились по-своему уникальными и к обеим играм я с удовольствием буду возвращаться.

А в этом боссе и вовсе есть что-то философское

Лично я уже перепрошёл эту игру на сложности Hard — да, это занимает много попыток, много раз нужно начинать заново, но с каждой следующей попыткой всё больше деталей на уровнях и в поведении врагов бросается в глаза, музыка по-прежнему радует, а короткие попытки позволяют насладиться этой игрой даже очень занятым людям, так что почему бы и нет?

Ginga Force

Где купить: Steam, PSN

Следующая игра от разработчика Eschatos показывает и то, насколько необычные подходы в жанре он предпочитает практиковать, и то, насколько разработчик, так сказать, вырос — если позапрошлая Judgement Silversword была замечательной, но всё-таки пиксельной игрой для портативной системы WonderSwan Color, то Ginga Force, вышедший сначала для XBox 360, а затем получивший порт на PC и PS4, обзавёлся аж сюжетным режимом с полноценной озвучкой. Правда, озвучка японская, а читать субтитры во время геймплея уж совсем неудобно. Но что насчёт геймплея?

При всём уважении к Qute аниме рисовка тут на любителя, но хоть в самом геймплее будет не до этого
При всём уважении к Qute аниме рисовка тут на любителя, но хоть в самом геймплее будет не до этого

В этот раз продолжительность игры подняли с получаса до часа, и теперь не надо проходить её за один присест — после потери всех жизней достаточно начинать сначала лишь один уровень. Незнакомые с жанром тут же подумают, что один час — это очень мало. Но уровни по-прежнему непростые, и их придётся иногда переигрывать. Застрять надолго тоже не получится, ведь теперь в игре есть магазин, в котором можно купить разные виды основного и дополнительного оружия, поменять щит из предыдущих игр на бомбу или замедление времени, а также заполнить аж три слота для апгрейдов такими штуками, как уменьшение траты боезапаса или щита, дополнительное время, дополнительные жизни и многими другими.

Можно даже заполнить три слота одинаковыми по назначению, но разными по эффективности апгрейдами
Можно даже заполнить три слота одинаковыми по назначению, но разными по эффективности апгрейдами

Тематика уровней и боссов стала разнообразнее — то на игрока уронят целый летающий автомобиль, то заставят уворачиваться от камней, которые бурит босс, то весь уровень нужно будет большущего босса по частям уничтожать, да что уж там, тут даже стелс миссия есть, в которой неумелого игрока будут расстреливать особенно сильно. И на фоне этого будет звучать всё тот же динамичный саундтрек с закосом под ретро-синты.

Крутые ракурсы камеры к слову никуда не делись

В игре три уровня сложности, причём на каждом из них после прохождения уровня открывается уникальная экипировка. После прохождения игры на сложности Easy можно начинать Normal с уже имеющейся экипировкой, аналогично со сложностью Hard. Я недавно прошёл сложность Hard, и это действительно Hard — разница колоссальная как в количестве вражеских пуль, так и в живучести противников. Очень выручает то, что прокачанные щиты позволяют при нужном уровне заряда получить урон без потери жизни. Зато Easy действительно Easy — этот уровень сложности можно рекомендовать всем без исключения. В целом всё хорошо, однако старого доброго режима прохождения за один присест лично мне не хватает — но это будет исправлено в следующей игре.

Natsuki Chronicles

Где купить: Steam, PSN, Microsoft Store

Последняя на данный момент игра всё от тех же Qute — бывший эксклюзив для XBox One, получивший порты на PS4 и PC. События этой игры происходят в том же сеттинге, что и Ginga Force, а один из уровней — это и вовсе возможность посмотреть на одну из битв Ginga Force с другой стороны. К слову, скроллинг стал горизонтальным.

Не могу не отметить доведённую до идеала техническую сторону ПК порта. Разблокированный фреймрейт, детальные настройки графики, полная настройка управления для клавиатуры, боксопада и даже DirectInput-геймпада, возможность управлять меню с помощью мыши — это точно японский шмап? Даже в самом геймплее присутствует крутейшая кастомизация — выбирайте скорость от 1 до 9, а затем переключайтесь удерживанием или нажатием. Или играйте на аналоговом стике, который в кои-то веки запрограммирован не как копия крестовины, а позволяет тонко регулировать направление и скорость движения.

Очень стильное и функциональное меню кастомизации
Очень стильное и функциональное меню кастомизации

Если Eschatos предлагал только прохождение за один присест, а Ginga Force — только прохождение по уровням, то в Natsuki Chronicles есть оба режима, и они очень сильно отличаются. Оба режима объединяет то, что вместо системы жизней теперь используется система щитов, которые регенерируют сами по себе; то есть достаточно не получать урон подряд несколько раз. В сюжетном режиме игрок по-прежнему покупает основное оружие, дополнительное оружие и выбирает разные варианты всё того же щита из предыдущих игр. А в аркадном режиме с врагов выпадают поверапы, которые одновременно меняют игроку оружие/щит, усиливают его и добавляют хитпоинт. Соответственно, потеря хитпоинта означает потерю прокачки, но не всё так страшно — поверапов с врагов выпадает ну очень много.

Этот уровень словно взят с какого-нибудь Gradius или R-Type
Этот уровень словно взят с какого-нибудь Gradius или R-Type

Дизайн уровней в этот раз часто отсылает к классическим горизонтальным скролл-шутерам — пушки прикреплены к полу, потолку, прячутся за стенами, а касание стен наносит урон. Но есть и уникальный уровень, на котором вражеские лазеры стреляют в ритм музыке. К слову, саундтрек в очередной раз представляет собой первоклассный ретро-синт. В целом игра, оставаясь сложной, заметно улучшена в плане QoL фич — есть индикаторы, показывающие, откуда вылетят враги, и даже есть опция отображения траектории пуль, помогающая определить, как полетят криво летящие снаряды.

Знаете, отображение траектории пуль - это тоже своего рода трассировка лучей
Знаете, отображение траектории пуль - это тоже своего рода трассировка лучей

Эту игру я прошёл в обеих режимах на сложностях Normal и Hard, то есть получилось четыре полных прохождения, в случае с аркадными режимами это ещё и прохождение без продолжений. Стоит отметить, что сюжетный режим отлично подготавливает к прохождению аркадного. И конечно же, никуда не делась сложность Easy с легко убиваемыми и менее агрессивными врагами.

Crimzon Clover World EXplosion

Где купить: Steam, eShop

Один из лучших буллет-хелльных скролл-шутеров: яркий, красочный, с комплексным геймплеем, а в издании World EXplosion теперь ещё и с огромным количеством режимов — аж десять штук. Однозначно обязательна к ознакомлению всем любителям жанра как на PC, так и на Nintendo Switch.

Благодаря такому количеству режимов эту игру можно рекомендовать всем неравнодушным к жанру. Управление достаточно простое — помимо стрельбы есть кнопка, при зажатии которой расширяющийся от корабля игрока круг помечает врагов. Если отпустить кнопку, то мелкие враги тут же будут уничтожены самонаводящимся оружием, а враги покрупнее и боссы получат ощутимый урон.

Все помеченные маркером части босса можно уничтожить, чтобы ослабить его и получить дополнительные звёзды и очки
Все помеченные маркером части босса можно уничтожить, чтобы ослабить его и получить дополнительные звёзды и очки

Помимо всего этого успешно использованная максимально заряженная самонаводка даёт на время максимальный множитель очков и увеличивает количество выпадающих звёзд, а ещё больше звёзд можно получить за уничтожение частей больших врагов и боссов, и за уничтожение врагов вплотную либо как можно быстрее, чтобы тут же появились следующие враги. За звёзды дают дополнительные жизни.

На скриншотах игра, конечно, пугает огромным количеством пуль, но таков уж аркадный режим, рассчитанный на заучивание уровней и боссов в режиме практики. Это может звучать скучно, но в таком случае есть режимы Novice и Arrange.

Не бойтесь — в игре есть режимы с гораздо меньшим количеством пуль. Кстати, джойконовские кнопки направлений в углу намекают, временным эксклюзивом какой платформы была эта игра
Не бойтесь — в игре есть режимы с гораздо меньшим количеством пуль. Кстати, джойконовские кнопки направлений в углу намекают, временным эксклюзивом какой платформы была эта игра

Расписывать детали этих режимов можно очень долго. В Novice Boost мало пуль, но они летят либо быстро, либо, если долго сидеть в режиме усиления оружия, очень быстро. В Novice Original побольше пуль, но они медленнее, а режим усиления оружия Break Mode включается вручную и на время, при этом если заполнить две шкалы усиления, то прямо во время Break Mode можно повторно усилить оружие, и называется эта механика Double Break Mode. А если шкала заполнена не до конца, то можно взорвать бомбу, но тогда для следующей бомбы потребуется большая часть шкалы. Стереть все вражеские пули можно как бомбой, так и переходом в Break Mode и Double Break Mode, что бывает порой очень полезно.

В Arrange всё ещё интереснее — количество пуль аналогично аркадному режиму, но теперь ко всему этому добавляется шкала прокачки из Gradius, позволяющая улучшить скорость и мощность корабля, активировать Break Mode и даже экипировать одноразовый щит, при потере которого бомба сработает автоматически. Arrange Unlimited и вовсе безбашенный — самое большое количество вражеских пуль, но при этом корабль игрока может замедлять и стирать их своими снарядами, главное не врезаться в соседние пули и в лазеры.

Double Break Mode - это тотальное уничтожение всего и вся. Особенно в режиме Arrange Unlimited, где пули игрока уничтожают вражеские пули

А ещё в этой игре аж три варианта саундтрека. В предыдущей версии оригинальный саундтрек играл во всех режимах, кроме Arcade Unlimited, второй саундтрек играл только в Arcade Unlimited, а аранжированный от Gryzor87 и вовсе требовалось покупать в качестве DLC. В World EXplosion все три саундтрека доступны в любом режиме, достаточно выбрать интересующий саундтрек в настройках — они достаточно разные и их стоит послушать все.

А из бонусных материалов — галерея и 16 первоклассных прохождений каждого аркадного режима за каждый корабль
А из бонусных материалов — галерея и 16 первоклассных прохождений каждого аркадного режима за каждый корабль

И это ещё одна игра, по которой мне захотелось основательно пройтись. Многие режимы я проходил без продолжений ещё в версии World Ignition, в новой версии же я прошёл все режимы Arrange и замастерил трёхминутные режимы Time Attack, рассчитанные на набор очков за счёт скоростного уничтожения врагов, чтобы новые враги появлялись как можно быстрее. Остался лишь сложнейший режим Arcade Unlimited, но решением этой интересной задачки я займусь в следующем году.

Итоги

На самом деле любимых игр гораздо больше, но в список я предпочёл добавить игры, которые можно купить в Steam или на актуальную консоль, при этом именно те игры, к которым я почти не могу придраться. Пост и так получился достаточно большой, так что на этом пока что всё.

Жанр скролл-шутеров на самом деле очень разнообразный, пусть и сложный поначалу, но если разобраться в том, как в нём всё устроено, и попробовать именно современных представителей жанра (ну или современные качественные переиздания), то геймплей будет доставлять немало удовольствия. Причём практически в каждом стоящем скролл-шутере вы найдёте насыщенный игровой процесс и послушаете великолепную музыку. Играйте в хорошие игры и всех с наступающим Новым Годом!

Мой скролл-шутерный 2021
117117
54 комментария