Правда кроется в тени: обзор Judgment

Каким вышел первый шаг вселенной Yakuza в новую эру.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Релиз Yakuza 6: The Song of Life обозначил важную веху в истории франшизы. Кадзума Кирью, основной протагонист всей серии, окончательно ушел на покой, в связи с чем у фанатов возник закономерный вопрос – а что же дальше. И история центральной серии Yakuza сейчас известна уже практически всем – место стойкого Кирью занял рубаха-парень Ичибан Касуга, игра превратилась из beat-em’up в открытом мире с элементами JRPG в полноценную ролевую игру, с пошаговой боевкой и всеми соответствующими атрибутами жанра. Другое дело, что, изменив геймплейную основу, седьмая часть Yakuza, получившая на западе подзаголовок Like a Dragon, в плане построения истории все еще осталась «Якудзой» - криминальной драмой о сломанных людях и попытках наставить их на путь истинный.

И тем интереснее, что спин-офф серию Judgment активно советуют тем, кто не хочет видеть Yakuza в стиле JRPG и предпочитают то, как игрались похождения Кирью. И пусть геймплейные основы Judgment и ее сиквела хоть и похожи на поздние выпуски серии Yakuza, тон истории и общая сюжетная парадигма в данной подсерии настолько резко отличаются от основной Yakuza, что возникает вопрос – а можно ли столь уверенно советовать Judgment тем, кто хочет больше Yakuza в экшен стиле?

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Главный герой Judgment это частный детектив Такаюки Ягами. Раньше он был адвокатом, но после одного крайне громкого провала в суде он решил бросить адвокатскую карьеру, основать вместе с другом и бывшим якудзой Масахару Кайто маленькое детективное агентство, и последние пару лет перебивается мелкими работками вроде поиска должников по всему Камурочо. В определенный момент к Ягами обращается его бывший босс, пожилой адвокат Рюдзо Гэнда, который просит помочь одному из его подчиненных с поиском улик для дела. А дело состоит в том, что в Камурочо уже появляется третий труп с выколотыми глазами. Похоже на работу серийного убийцы, но принцип его работы выглядит слишком уж своеобразно. Ягами, естественно, соглашается, даже не представляя, насколько сложным это дело в результате окажется.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Даже по синопсису заметно, что общее направление истории Judgment сильно изменилось относительно серии Yakuza. Перед нами в данном случае полноценный детектив, а личная драма хоть и играет важную роль в центральном конфликте, но не стоит в центре внимания большей части сюжета. Что, в принципе, соответствует тому, как работает большинство детективных историй. Другое дело, что, как и во многих детективах, история движется вперед очень и очень медленно, подкидывая время от времени новые улики и зацепки. Из-за этого первая примерно четверть игры ощущается неоправданно длинной и затянутой. И дальше темп сюжета не слишком то и возрастает, но событий по ходу игры становится заметно больше, и наблюдать за происходящим становится заметно интереснее.

Благо Ягами как главный герой поинтереснее, чем вечно стойкий и несгибаемый Кирью. Он не одиночка, который общается только посредством кулаков, нет. Ягами персонаж социальный, у него достаточно друзей, к которым он всегда не против обратиться, он не против как-нибудь подурачиться, а еще он очень сильно любит кошек. И друзья у него как на подбор - взять хоть вышеупомянутого экс-якудзу Масахару Кайто, хоть антисоциального хакера Макото Цукумо, хоть показушно серьезную работницу адвокатского агентства Гэндо Саори Широсаки. При этом свои скелеты в шкафу есть как у них, так и у самого Ягами, причем такие, которые даже самым близким людям не особо хочется раскрывать.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Тем более, что в плане сюжета Judgment заметно мрачнее и серьезнее любой Yakuza, выходившей до или после нее. Убийства здесь более жестокие, драки в катсценах грубее, а опасность для жизни персонажей ощутимее. Свои дурацкие моменты иногда, конечно, попадаются, но в большинстве случаев сценарий Judgment не позволяет себе глупостей вроде перекидывания ребенка в Yakuza 6 или резиновых пуль из четвертой части. Хочется, конечно, пожурить Judgment за нескольких безликих злодеев, мотивация которых очень слабо раскрывается, но на каждого подобного персонажа находится тот, за которым и наблюдать интересно, и сюжетная ценность у которых выше.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

В плане игрового процесса тоже все не настолько просто. Основа, конечно, взята из Yakuza 6 и Kiwami 2, но на деле Judgment вносит в геймплей множество мелких изменений. Причем этих самых изменений тут столько, что временами возникает ощущение, что в игре воплощали абсолютно все идеи, которые приходили в голову разработчикам из RGG Studio.

Начнем с боевой системы. В основе своей это все тот же самый beat’em-up, что и раньше, но даже чисто по ощущениям Judgment не слишком похожа на Yakuza. Ягами не глыба, какой был Кирью, он довольно хрупкий и легковесный, и полагается не на грубую силу, а на ловкость и знание боевых искусств. Соответственно, Ягами обладает двумя боевыми стилями, которые довольно сильно отличаются друг от друга. Стиль журавля полагается на силу ног, и предназначен в первую очередь для контроля толпы, хоть и бьет не слишком сильно. В стиле тигра Ягами полагается больше на руки, и, в теории, он должен лучше всего работать в боях один на один. И все было бы неплохо, только вот стиль журавля даже в обычных боях на улице малополезен – урон от ударов слишком слабый, размах атак не слишком сильно отличается от стиля тигра, и некоторых полезных приемов попросту не хватает. Правда, стиль тигра иногда боевку просто ломает – один только Flux Fissure чего стоит, который при удачном попадании может уничтожить любого обычного моба.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

С другой стороны, как и во всех играх на Dragon Engine, драться даже с простыми гопниками просто весело. Многим не нравится вычурная физика и сумасшедший рэгдолл в свежих играх RGG Studio, выполненных на данном движке, но мне кажется, эти мелочи только делают бои в разы веселее. Еще круче бои становятся, когда к Ягами присоединяются друзья, благо они здесь не ведут себя настолько же пассивно, насколько напарники Кирью в Yakuza 6. В воздух летят велосипеды, люди и оружие, и это ощущается максимально к месту, если учесть, что режиссура боевых сцен в Judgment очень сильно напоминает гонконгские и китайские боевики про боевые искусства. И быстрые сражения игра поощряет – ведь если слишком сильно затянуть бой, на место столкновения может приехать полиция, от которой придется убегать.

Одной из самых интересных идей, связанных с боевой системой Judgment, стали смертельные ранения. Если по Ягами попадают какой-либо особенно сильной атакой, или стреляют из огнестрела, то часть его шкалы здоровья становится заблокированной для использования. Вернуть себе полное здоровье можно, но для этого нужно либо зайти к врачу, либо использовав аптечку. Но стоит понимать, что аптечки стоят дорого, а к врачу добраться не всегда бывает просто. Да и с предметами для лечения ситуация в Judgment обстоит крайне странно. Традиционных для серии энергетиков можно носить лишь по три штуки, за счет чего необходимость в их использовании просто отпадает – зачем тратиться на них, если можно закупиться десятком бэнто-ланчей, парой бутылок виски и напихать в карманы всяких экстрактов.

Экстракты — это тоже новая механика. Собирая различные ингредиенты, можно готовить для себя эликсиры, которые будут дарить Ягами определенные способности, но только на короткое время. Можно усилить свои атаки огнем или электричеством, начать метать огненные шары, или встать с полным здоровьем после особо сильного удара. Правильное использование экстрактов неслабо так ломает бои, но, как было указано выше, от этого играть становится только веселее.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

За пределами боев Ягами тоже есть чем заняться – непосредственно детективной работой, к примеру. И эта часть игры выполнена довольно неплохо. По ходу расследований придется искать улики, как лично, так и с помощью дрона, допрашивать свидетелей, вскрывать закрытые двери, следить и гнаться за подозреваемыми. Каждому действию соответствует своя небольшая миниигра, и проходить их довольно интересно, хоть погони и слежки попадаются по ходу игры слишком уж часто. Есть и совершенно идиотские идеи – вроде необходимости подбирать ключи к закрытым дверям. Мало того, что эта механика просто совершенно не вносит ничего в игру, так в некоторых случаях ее наличие просто противоречит сюжету.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Но это что касается обязательных для сюжета активностей. Yakuza же всегда славилась своим второстепенным контентом. И, что тут сказать, Judgment в этом плане радует куда меньше.

Большинство стандартных активностей на месте – игровые автоматы, маджонг, сёги, казино, все на месте. Из новинок в Judgment появились гонки на дронах, традиционно с полноценной сюжетной линией, и клуб виртуальной реальности, в котором можно поиграть в настолку, отдаленно похожую на Mario Party. За участие в мини-играх, а также за походы в кафе и рестораны, как и всегда, дают опыт, с помощью которого можно прокачаться, тут все традиционно.

Из не слишком традиционных активностей – нападения приезжей криминальной группировки Keihin Gang. В любой момент игры Ягами может прийти сообщение, что мол главари банды объявились в городе, и хорошо бы им преподать урок. И все бы хорошо, только вот когда они в городе, количество случайных столкновений с врагами во время передвижения по Камурочо увеличивается в несколько раз, что сильно усложняет игру, если в данный конкретный момент с боссами разбираться нет желания. Конечно, победа над боссами подарит Ягами несколько ингредиентов для эликсиров, но если на квест забить, то на телефон придет сообщение, обвиняющее Ягами в бездействии. И вот это уже неприятно.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

С традиционными для Yakuza сайд-историями все тоже довольно сложно. С одной стороны, их поиск в Judgment заметно упрощен – большую часть заданий находишь даже не на улицах Камурочо, а в собственном детективном агентстве, в любимом баре или в офисе вышеупомянутого Рюдзо Гэнды. На улицах задания тоже остались, но их заметно меньше, и они заранее отмечаются на карте. Квесты в Judgment вполне традиционны, хотя каких-то особенно прям трогательных историй здесь не найти. Зато посмеяться вдоволь выйдет – большая часть сайдов абсолютно уморительны, а другие хотя бы неплохо развлекают. Плюс в Judgment некоторые квесты связаны между собой, за счет чего сама по себе игра ощущается более целостной.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Другое дело, что немалое количество историй запрятаны в дружеских ивентах с торговцами и некоторыми другими городскими NPC. И, с одной стороны, для Yakuza это нормально – в «нулевке» квесты на дружбу были, например. С другой – в Judgment этого слишком много. Примерно в 80% магазинов кто-нибудь да захочет пообщаться с Ягами. И в некоторых случаях это приводит к разным интересным историям – придется и двух работников кафе друг с другом познакомить, в особые версии маджонга поиграть, и котиков по всему городу выискивать. Но большинство историй сводятся к тому, что торговец понемногу вам рассказывает свою историю, и на этом все заканчивается. Это не слишком интересно, не вызывает желания возвращаться в один и тот же магазин, и даже никаких полезных перков не дает – только повышает уровень уважения жителей города к Ягами, за счет чего открываются новые задания на доске объявлений.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Выглядит Judgment в процессе непосредственно игры прекрасно, ничем не хуже той же Yakuza 6, а по сравнению с седьмой частью даже лучше. Другое дело, что, и я не могу понять, это проблема ремастера или наблюдалась в оригинале, в катсценах крупные планы выглядят несколько замылено. Причем нельзя сказать, что детализация персонажей или окружения страдает, просто возникает ощущение, что картинке не хватает четкости. Но благо за счет прекрасной постановки этих самых катсцен на подобные мелочи просто не обращаешь внимания.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Сложно сказать, почему это произошло, но команда композиторов RGG Studio после выхода Yakuza 6 будто решила резко сменить концепцию. Музыкальный стиль серии резко шагнул в стороны электроники, Drum’n’Bass и дабстэпа. И хоть Judgment был первой игрой с подобным саундтреком, в нем все равно огромное количество запоминающихся композиций. Внимание на большинство из них будет обратить довольно сложно, поскольку в боях звуковые эффекты будут перебивать почти всю музыку, но то, что получится услышать, явно доставит удовольствие.

Композиция Λ из саундтрека Judgment

Yakuza: Like a Dragon большинством игроков рассматривалась как старт новой эры для вселенной Yakuza, но на деле новая эра началась заметно раньше, именно с выходом Judgment. И, честно, начни я знакомиться с будущим серии именно с Judgment, а не с Like a Dragon, я бы не настолько оптимистично смотрел в будущее. Заметно, что в игру было вложено немало труда и любви, но при этом геймплейные идеи, кажется, вставляли в игру все, не задумываясь о том, как они будут работать, а сюжет игры радует, хоть временами и вызывает вопросы. И не так, чтобы у Like a Dragon не было проблем, но она все еще ощущалась более отполированной, чем Judgment. Другое дело, что ее сиквел Lost Judgment настолько сильно улучшает практически каждый аспект оригинальной игры, что оригинал иногда даже советуют вообще не проходить.

Правда кроется в тени: обзор Judgment

Я так не советую поступать, даже несмотря на все ее минусы. Judgment это все таки хорошая игра, плюс она отлично знакомит с главными героями, что будет полезно при прохождении сиквела. И, честно, отзывы о Lost Judgment вселяют в меня оптимизм. Потому что, если RGG Studio и вправду смогли настолько сильно улучшить Judgment, то представьте себе, какой такими темпами может получиться Yakuza 8? Будем ждать, что тут скажешь.

5454
17 комментариев

Все еще надеюсь на порт на ПК. Хотя к моменту возможного выхода даже страшно представить какая у него цена в рублях будет

8
Ответить

Judgment очень неплохой, но после сиквела, который вышел буквально работой над ошибками во всех отношениях, его воспринимать тяжело. А уж эти обязательные побочки, растягивающие сюжет, да слежка из 2000х, ужас.

Играя в Lost Judgment не мог отделаться от мысли, что они исправили буквально все, что мне не нравилось.

2
Ответить

А я, наоборот, поймал себя на мысли, что некоторые моменты в ЛД мне нравятся меньше, чем в первой части. Но работа над ошибками и правда была колоссальная. А миниигры просто охуительные.

1
Ответить

сюжетно игра хоть и радует, но временами вызывает очень важные вопросы.Что то в этом предложении не так.

1
Ответить

Почему? Никогда не приходилось наслаждаться сюжетом, признавая при этом его косяки?
Да если так не уметь, почти любое развлекательное медиа не сможешь воспринимать, особенно японское.

Ответить

Отличный обзор на отличную игру. Для идеальной игры осталось туда залепить пьяный кулак в качестве боевого стиля и закинуть механик расследования, как в шерлоках каких-нибудь.

1
Ответить