The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

Ровно 20 лет назад, 1 мая 2002 года, Bethesda Softworks выпустила культовую игру Морровинд, которую до сих пор многие считают одной из лучших игр жанра. В свое время она получила множество положительных отзывов, наград и приобрела мировую известность. Но, сквозь пелену времени, чем Морровинд может удивить игроков, которые никогда его не запускали? И стоит ли играть в него, когда на дворе 2022 год? Сегодня отвечу.

Это моя первая игра из серии The Elder Scrolls, так как я из исчезающего вида людей, которые не проходили Скайрим и даже не покупали. И я хочу поделиться своим мнением в этой небольшой, на пару зулин-минуток, статье, расскажу и о подводных камнях, и о сокровищах игрового мира. Содержимое статьи — преимущественно мои впечатления, ведь подробных обзоров на нее за 20 лет сделали уйму, поэтому не вижу смысла повторяться. Не будут упомянуты и ее официальные DLC, про которые я сделаю отдельную статью позже, если понравится эта.

The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

Об игре

Начиная с банального, Морровинд — ролевой экшн с открытым миром от третьего\первого лица. В нем ваш персонаж становится Нереварином, мифическим переродившимся героем из легенд эльфийского народа, проживающего в стране Морровинд. Сеттинг — фэнтезийная сай-фай вселенная с магией, собственной мифологией и экзотической эстетикой.

Мой Морровинд скачивался не из Steam, к нему также были вручную установлены плагины и моды, слегка улучшающие интерфейс, фиксящие баланс, текстуры и подобное. В частности, это MGE XE и Code Patch, которые можно найти на тематических сайтах. Большую часть времени я проходил ванильную версию, но затем поставил некоторые улучшения графики. Скриншоты подобраны и с модами, и из оригинала.

The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

О трудностях новичка

Я знаю, что для многих прохождение Морровинда стало непосильной задачей по ряду причин, но мне было довольно легко втянуться. Вероятно, дело тут в осведомленности о запускаемом проекте. Стоит ознакомиться с тем, что это и как вообще это скачать, если вы не часто играете в старые игры. У игры не самый высокий порог вхождения, но неподготовленному человеку здесь явно будут не рады. Стоит понимать, что некоторые механики и игровые условности, характерные для старых игр, могут казаться отталкивающими и непривычными. Однако я считаю, что дать шанс им необходимо, ведь «устарелый» и «неиграбельный» все же понятия разные.

Собственно, плюсы

Предлагаю ввести новый термин — очаровательные детали. Это те небольшие отрезки, элементы и эпизоды игры, которые вызывают сильные эмоции и запоминаются. Морровинд не та игра, в которой есть доведенные до идеала механики, но именно за насыщенность очаровательными деталями мне она и запомнилась. Перечислять их все не имеет смысла, поэтому я просто сделаю список очевидных для меня плюсов и минусов Морровинда.

The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

1

Интересная и разнообразная ролевая система. Радуют: обширные возможности для настройки билда персонажа, множество параметров, которые необходимо учитывать, и то, как вся эта система работает. Ее можно долго изучать, проверять, тестировать и проворачивать с ее помощью различные трюки. К балансу — множество вопросов, но это не критично.

Морровинд вынуждает играть за пришлого чужестранца (н’ваха в простонародье), который ничего не знает, ничего не умеет, что мотивирует развиваться и обучаться, чтобы поменять это роковое недоразумение. По мере игры происходит прокачка не только циферок, но и общей осведомленности о мире и его обитателях, что сделано самым правильным образом. Я недоверчиво отношусь к механике прокачки в РПГ, так как мне слишком часто попадались скверные примеры, но здесь она оформлена достойно и нескучно. В начале игры вы, к примеру, с трудом можете побить даже крысу в подворотне из-за низких скиллов главного героя, что вынуждает использовать систему прокачки. Здесь не поможет ни ваша реакция, ни 100 часов в Devil May Cry. Все равно придется обучать персонажа держать в руках меч. Морровинд — некий пограничный пример игры, в которой экшн и РПГ составляющие находятся в очень странном симбиозе, из-за чего у несведущего геймера возникнет непонимание. Особенно, если игрок не знает, что такое ролевая система в понимании классических РПГ. Но даже к боевой системе можно привыкнуть.

2

Свобода выбора, ощущение открытий, приключений и исследований. Безмерная хвала тем играм, в которых вы постепенно открываете для себя игровую вселенную, а не уныло гриндите ради пометки в журнале заданий, следуя ограниченному сценарию разработчиков. В Морровинде придется искать локации и NPC самому. Это способствует погружению, когда вы превращаетесь в первооткрывателя, продирающегося через неприветливую флору и фауну острова. Никаких маркеров на карте, никакого fast travel.

Сами города проработаны впечатляюще, несмотря на камерность и некоторую однотипность. У каждого есть внутренняя логика: отдельные зоны для Гильдий, зоны на возвышениях для богатых и бедные районы в глубинке. Все это рознится от города к городу. К примеру, телваннийские поселения данмеров-магов состоят из причудливых грибных домов, в центре которых находится самый большой гриб — на его вершине есть апартаменты аристократов. Добраться до них без левитации невозможно, что как бы намекает на презрительное отношение к беднякам и не-магам. У каждого гриб свой, уникальный. В поселении Редорана поместья лордов теснятся внутри панциря гигантского краба и демократично находятся на относительно одном и том же уровне. Все это — пример грамотного подхода к игровому повествованию.

Грибы
Грибы
The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

О спорном. Гейм-дизайн мест туризма иногда таки вызывает вопросы. Существует уйма локаций с хорошим логичным дизайном (и даже не кишкообразными подземельями), но есть непостижимые ничьим умом вещи. Большие вопросы к логике дизайна имперских крепостей. Левел-дизайнер ваял это явно не для пользования людьми. А форт Инеевой Бабочки из Солтсхейма есть нечто, лишенное здравого смысла. Загадки и головоломки в игре также могут разве что насмешить. Так что не стоит ждать от Морровинда в этом плане изощренной изобретательности на уровне серий игр Penumbra или Silent Hill.

И все же это масштабный открытый мир, в котором игрок может делать практически что захочет: залезть куда угодно, стать кем угодно. Можно убить всех персонажей и даже сюжетных, что не сломает игру, хоть и застопорит главный квест. Можно убить бога.

Живое божество и воин-поэт, который, кажется, начал подозревать, что после убийства его душу заключат в волшебный камень и зачаруют им меч
Живое божество и воин-поэт, который, кажется, начал подозревать, что после убийства его душу заключат в волшебный камень и зачаруют им меч

3

Это игра нулевых, а потому она будет требовать от игроков усидчивости, внимательности и желания тратить свое время на освоение и изучение многочисленных механик. На фоне однотипных открытых миров с ничего не значащим лейблом РПГ Морровинд с его олдскульным подходом к игровому дизайну явно выигрывает у современных конкурентов. Здесь не придется слушать унылые диалоги, видеть постоянные подсказки во всплывающих окнах, захватывать одинаковые аванпосты и кликать по одной кнопке, чтобы выиграть.

Как и прочие старые игры, Морровинд ощущается более сложным, но только поначалу. После улучшения навыков героя, запоминания ключевых персонажей и мест их обитания все меняется. По прошествии времени я даже поставил максимальную сложность, чтобы жизнь мёдом не казалась.
Могу добавить и то, что Морровинд скорее придирчив, чем сложен. А тяжелым он покажется только тогда, когда серьезно баганет. Но геймерам, игравшим исключительно в современные ААА-игры, наверное, пришлось мучаться первые 15 минут аккурат до того момента, как они закрыли игру и зареклись никогда более не запускать. А нам, геймерам-джокерам, должно быть только смешно с таких ребят. Честно сказать, не хотелось бы вступать в диалог тут с людьми, которые боятся ретро графики, «устарелого» гейм-дизайна и расстраиваются из-за отсутствия в игре механики «все разжуй, да в рот положи».

В руках у златоликой мадам — даэдрическая дайкатана, которая скоро станет моим любимым оружием
В руках у златоликой мадам — даэдрическая дайкатана, которая скоро станет моим любимым оружием

К этому пункту отношу и отсутствие худших элементов современных игр — кат-сцен на 20 минут и повсеместного аутолевелинга.

В Морровинде аутолевелинг ситуативен и чрезвычайно редок. Уже в начале игры среди кучи обычного мусора вы можете обнаружить поразительно мощный клинок. А за некоторые квесты игра одаривает вас действительно ценными артефактами, что толкает проходить и другие побочные квесты, искать там, где вы еще не искали. Игровые ассеты разложены вручную, локации собраны людьми, а не очумелым ИИ, что есть огромный плюс. Сюжет содержится не только в здорово сделанных диалогах, но и в самом игровом мире. По острову раскидано множество очаровательных деталей, которые проливают свет на сюжет, лор или являются просто полезным предметом. Свою коллекцию можно разложить в собственном доме или у ног NPC, к которому вы часто наведываетесь в гости. Никуда не укатится.

The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

4

Самобытность и атмосферность. Локации, персонажи, враги, диалоги — богаты визуально, сюжетно и уникальны. Какие-то элементы можно встретить и в других играх жанра (Готика, Аркс Фаталис и тд), но в случае Морровинда разработчики создали отдельно стоящий особый стиль своего фантастического мира. Загадочные существа, населяющие страну, диковинные сооружения, особенности народов, выраженные в одежде, вооружении, храмах, а также богатая и разнообразная природа. Морровинд красив и без модов на графику. Достаточно лишь принять его «угловатость» в качестве особой стилистики, а не технического ограничения. Пренебрежение минимализмом и гонка технологий — причина, по которой многие современные игры выглядят одинаково на фоне того же Морровинда, который узнается по любому скриншоту. Часто так бывает, что переизбыток деталей портит общую картину. В свое время разработчики Бесезды также участвовали в гонке технологий, но спустя десятилетия на это можно посмотреть и под другим углом.

The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

Что касается игровых фракций, то они здесь весьма разнообразны. Присутствуют и аристократические Великие Дома, и различные гильдии, и храмовые организации, и секты. Они позволят персонажу прокачаться, а игроку узнать новые подробности о жизни населения. Организации обладают собственными законами, эстетикой и квестами, а потому запоминаются. Между ними игрок будет выстраивать связи, втягиваясь в политическую и экономическую жизнь острова. Внутри фракций и не только — великое множество проработанных и харизматичных персонажей.

Лорнобогатый дед Дивайт Фир, живущий уже не один век и имеющий собственных клонов-дочерей-жен. Дружился с каким-то философом из нижнего интернета и написал мощный щитпост о том, почему Колдовство это не Некромантия
Лорнобогатый дед Дивайт Фир, живущий уже не один век и имеющий собственных клонов-дочерей-жен. Дружился с каким-то философом из нижнего интернета и написал мощный щитпост о том, почему Колдовство это не Некромантия

5

Лор, сюжет, диалоги. Основной сюжет линеен, но дьявол ведь опять в деталях. Многие нюансы делают его захватывающим для игрока. К примеру, заиметь титул легендарного героя игрок сможет ближе к концу после огромного числа «проверок». Статус «возможного избранного» не дает особых преимуществ — большую часть своей power придется зарабатывать самостоятельно. Это позволит доказать, что ваш герой и есть этот великий Неревар из пророчества, достойный внимания и почестей.

Остальные игровые задания могут быть как полны трагедии, так и попросту забавны. В Морровинде настоящее раздолье — уйма событий и происшествий. Диалоги и лор написаны достойно, не докучают лишний раз и выполняют все важные функции.

Политика, интриги, заговоры, расследования. Темы религии, колониализма, расизма, шовинизма, рабовладения, классового неравенства и так далее — в большом количестве и разнообразии. Морровинд не навязывает чью-то особую точку зрения — решайте сами, как ко всему относится. Игра не призывает осуждать или одобрять, к примеру, колониализм, но его последствия можно наблюдать здесь воочию. Для меня подобное крайне важно — я никогда не попадаю в массовую ЦА, которым посвящают героические странствия с заранее заготовленной идеологией и точкой зрения. Сам игровой мир весьма правдоподобно отражает все вышеперечисленное и больше. Понравилась и следующая деталь. Заполучить внимание и покровительство власть имущих проще всего через взятку. Вы, конечно, избранный и герой легенд, но людям, откровенно говоря, плевать. Никто не станет прыгать вокруг вас и восхвалять, пока вы не докажите свою значимость делом. Или деньгами. Каждый второй NPC попытается от вас отмахнуться, а в округе так мало тех, кто вам поверит и поможет.

Учитывая топорность, условности и ограничения, Морровинд отличается вниманием к деталям, которые и создают иллюзию живого мира. Очаровательными деталями вырисовывается ощущение правдоподобности. Вы начинаете проникаться происходящим и верить в него, а проблемы персонажей отчасти становятся и вашими. Ценное качество для фэнтезийной приключенческой игры.

И вот уже блеклые пейзажи кажутся знакомыми, а люди, живущие здесь, кого-то напоминают.

Каждый день из окна вижу примерно такое
Каждый день из окна вижу примерно такое

Минусы

1

Чрезмерная статичность мира. Она отчетливо проявляется в тех местах, где сюжет квеста кончается, персонажи застывают и более ни о чем вам рассказать не могут. Полагаю, количеством неписей (2675 штук) можно было и пожертвовать в угоду большей глубины. С другой стороны, эта придирка будет неактуальна рядовому игроку, которому свойственно пробегать только основной сюжет.
Я не считаю, что в играх этого жанра необходимы неписи с распорядком дня, общающиеся друг с другом, и куча интерактивных кат-сцен, но какое-то разнообразие все же напрашивается. Когда каждый второй герой говорит тебе, что невероятно занят, а сам при этом стоит круглые сутки на одном месте и ничего не делает, это раздражает. Стоило бы добавить быта. Почему этого не произошло? Виной всему, вероятно, технические ограничения. Однако в других играх тех лет нечто подобное имелось — та же Готика пестрила бытовыми деталями в поведении персонажей. Впрочем, игровой мир Морровинда значительно больше, чем в Готике, отчего насытить его такого рода интерактивом, вероятно, гораздо сложнее.

Также хотелось, чтобы некоторые темы и истории получили большее развитие с точки зрения игровых возможностей. Точнее сказать, были чуть больше связаны меж друг другом.

Мне очень понравилась ветка сюжета в Великом Доме Телванни. Она великолепна, но, дойдя до ее завершения, вы остаетесь в просторном и густо населенном мире, где вы телваннийский архимагистр, который…? Который может…? Да в общем-то не так много. В качестве логического завершения предоставляется опция построить свой грибной замок и несколько квестов. В политической жизни принять участие можно только в ходе сюжета с получением этого звания, но дальше игра не заходит.

Расстроило еще и то, что обитатели острова слабо реагируют на карьерный рост героя. Где же уважение к моему рангу и званию? Даже само звание архимагистра вам почти что подарит прогрессивных взглядов мастер Арион после того, как вы настойчиво выполните его хотелки. В игре есть неплохой задел на крайне интригующие политические интриги, в которые вас всю квестовую линию продолжает впутывать Арион, но дальнейшего развития они не получают и развязки не имеют. В частности, интересно было бы поучаствовать в его планах по реформированию старых порядков и укладов Великого Дома, в которых он попытается сделать из героя свою марионетку-ставленника, чтобы сместить ведущего мастера Нелота. Может быть начать открытую войну с другими Домами? С Гильдией Магов? Впрочем, понимаю, что игра в общем-то совсем не про это.

Единственный в своем роде телваннийский либерал Арион, до которого, однако, беспонтовая чернь, не умеющая колдовать, добраться без заклинания левитации не сможет
Единственный в своем роде телваннийский либерал Арион, до которого, однако, беспонтовая чернь, не умеющая колдовать, добраться без заклинания левитации не сможет

И все-таки глобальных изменений не происходит, что объяснимо, но расстраивает, учитывая то, в какую великую машину для убийств герой превращается со временем. Это актуально для значительной доли игр с открытым миром, но в Морровинде сделано, на самом деле, достаточно. Да и самые упорные фанаты уже сделали для вас, самых упорных фанатов, все моды и сюжетные дополнения.

А теперь о более насущном… Тема рабовладения, к сожалению, с точки зрения механик не раскрыта. Это фиксится модами, но в самой игре рабов можно лишь а) убить и б) освободить. Даже надеть на них вычурные тапочки нельзя. 0 из 10. Миска риса есть, а вот кошки-жены…

Но главное разочарование — отсутствие возможности встать на сторону местного злодея. Я понимаю, почему эту ветку вырезали, ведь пришлось бы чуть ли не вторую игру делать, но все же обидно, ведь замах на альтернативное развитие истории в игре есть. На самом деле, хватило бы и второй концовки. Кто-то пошлет меня за фанатскими сюжетными модами, до которых я когда-нибудь и дойду, но есть определенные опасения по поводу данного фанфикшена.

2

The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году

Возможно, бессмысленно предъявлять балансу игры от компании Бесезда, но некоторые вещи можно было сделать и лучше. Битвы и враги сбалансированы так, что рядовой гражданин без определенного места жительства иногда покажется чуть ли не более страшным соперником, чем сюжетный босс. Также в такой большой игре очень много уязвимостей и эксплойтов, которые можно использовать в своих корыстных целях. Слишком много. Их не составит труда найти даже без помощи статей и видео на эту тему. Возможно, эксплойт это часть лора Морровинда.

Куда потратить мои 500к честно нажитого я так и не понял. Даже без консольных команд зарабатывать деньги слишком легко. Наверное, цены на оружие и броню для продажи не стоило делать такими высокими. Некоторые цены до смешного велики — их не продать ни одному торговцу — остается только сдавать в музеи или собирать коллекцию бесценного бесполезного лута.

Я может и был бы рад не абьюзить игру, но однажды я торговался с грязекрабом-торговцем, продавая дорогую ординаторскую броню, ждал 24 часа, чтобы вновь торговать, после чего раз десять подряд игра насылала на меня рейды ассасинов с солидной экипировкой. Так я поднял около 200к в одночасье (хотя в игре прошла неделя).

Темное братство настолько хочет убить героя, что доберется даже до такой далекой перди как Руины Мзанча
Темное братство настолько хочет убить героя, что доберется даже до такой далекой перди как Руины Мзанча

3

Вероятно, баги. Я не из тех, кому они значительно рушили впечатление, однако это раздражало. Иногда мой персонаж застревал в стенах и падал сквозь пол после загрузки области — в городе Вивек проваливаться сквозь пол стало традицией. Помяну также ИИ игровых персонажей, которые регулярно застревают там, где казалось бы нельзя, но они смогли. Особенно в даэдрических святилищах, в которых творится некая дьявольщина с коллиженами.

Обычный день в лагающем Вивеке
Обычный день в лагающем Вивеке

Морровинд дважды лишал моего героя самой возможности наносить урон, после чего в голову стали приходить подобные мысли: "Ну вот сейчас это боевка так сработала аляповато или у меня опять отвалилась часть игры?" К середине прохождения у меня перестала работать основная карта, дальше я решил проходить без нее, что усложнило процесс, но добавило атмосферности. Высшие силы украли у моего эльфа карту за безнравственное поведение.

Духота про моды

Не считаю, что прохождение олдскула без модов является чем-то приоритетным и истинно верным, но я ратую за те моды, которые не ломают сюжет и задумки авторов. Мой опыт модифицирования Морровинда, однако, не самый положительный.

Несколько раз при загадочных обстоятельствах у меня не запускалась игра. Бывали и баги, и ошибки. Я не качал никакие сборки-солянки, а все моды ставились вручную и без Мод Органайзера, что и привело к появлению ряда серьезных ошибок. И мне приходилось неоднократно переустанавливать все это и настраивать.

Что же лучше для графики, MGE XE или OpenMW, я так и не выяснил, хотя ФПС просадил больше второй. В интернетах сообщали, что первый более толерантен к новым модификациям, но мой опыт скорее о том, что оба товарища могут спровоцировать конфликт с игрой и сломать часть игрового окружения.

Если имеются планы играть в Морровинд с языческими фиксами интерфейса, графики или баланса, а не в православную ваниль, стоит учесть, что игра может начать бунтовать. Если у вас Steam версия (которую я также опробовал), качать что-то дополнительное просто придется — изменить разрешение и локализацию. Как и любой порт старой игры в Steam, она сделана на «плюнул, крякнул, еще раз плюнул». Стимовские порты старых игр — отдельная больная тема. Поверьте фанату игр про Соника-ёжика.

Вывод

Если кратко, то игра 10 из 10, на кончиках пальцев, всем играть. Никакие баги и проблемы все же не перекрыли мне положительного впечатления. С уверенностью могу сказать, что играть в Морровинд в 2022 можно и нужно.

Советую ее всем тем, кому нечто подобное близко и кого не испугает маленькое количество полигонов, «устарелый» подход к геймдизайну и хирургическая точность в установке модов.

Хотелось бы также пройти и Обливион, и Скайрим, но после Морровинда они воспринимаются лично у меня несколько хуже. Буду рад ошибиться, но дефолтное фэнтези и маркеры на карте? Бездуховно, бездуховно. А вот в Морровинде скрепы и кагути.

Визуальные доказательства наличия правильных жизненных ориентиров в Морровинде:

Животное кагути резвится на зеленой травке
Животное кагути резвится на зеленой травке
The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году
The Elder Scrolls III: Morrowind в 2022 году
Представитель местной фауны — КГБшник без чести и совести
Представитель местной фауны — КГБшник без чести и совести
Стольный град Морнхолд из дополнения Трибунал
Стольный град Морнхолд из дополнения Трибунал
Представитель местной фауны — Лорд Дагот Ур, с честью и совестью
Представитель местной фауны — Лорд Дагот Ур, с честью и совестью
Общение
Общение
Жестокое обращение с животными
Жестокое обращение с животными
Древние шумеры двемеры. Говорят, им оставался лишь шаг до изобретения айфонов и Metaverse
Древние шумеры двемеры. Говорят, им оставался лишь шаг до изобретения айфонов и Metaverse
Случай харрасмента в видеоигре The Elder Scrolls III: Morrowind 2002 Bethesda Todd Howard
Случай харрасмента в видеоигре The Elder Scrolls III: Morrowind 2002 Bethesda Todd Howard
А диалоги то какие!..
А диалоги то какие!..
33 показа
9K9K открытий
33 репоста
64 комментария