Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda

Аутентичный опыт, идеальный ремастер и красивый ремейк — получаем от Doom всё сразу.

Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda

Ещё давно у меня зародилась идея о том, чтобы написать некий мануал про запуск оригинальных Doom и Doom II на современных компьютерах. Однако, в сентябре 2020 года компания Bethesda выпустила обновления этих игр, в которых поправила их техническое состояние, переведя их на движок Unity. Впрочем, данный материал всё равно имеет место быть, потому что в нынешнем виде порты обеих игр серии подходят разве что для того, чтобы пройти по одному раз и забыть о них на долгое время. В этих портах нет того, что позволит играть в Doom и Doom II как в ванильные версии. В этих портах нет того, что позволит играть в них так, будто это не Unity-порты шутеров из середины девяностых.

Далее текст будет основываться на первой части Doom, но всё применимо и для Doom II. Я рассмотрю три разных порта, покажу разницу между ними и расскажу, почему вам могут понадобиться как минимум два, а то и все три одновременно. Также покажу, как объединить их в один лаунчер, который будет запускаться напрямую через Steam и совсем немного поговорю про модификации.

Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda

Давайте для начала условимся, что официальный порт хорош. Он запускается без проблем, нет нужды возиться с конфигами или сторонними программами, есть поддержка широкоформатных разрешений, а графика близка к оригинальной (за исключением в два раза повышенного разрешения рендеринга и зелёных крестов на аптечках, вместо красных). Он хорош, при условии, что вам не нужно ничего, кроме как пройти игру и двинуться дальше. Данный порт не подарит вам ощущение ванильной версии игры. Данный порт не позволит вам надолго застрять здесь, ведь с модами у него тоже не задалось.

Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda

В чём основные проблемы официального порта?

  • Частота кадров

Оригинальный Doom завязан на работе в 35 фпс. По нынешним меркам это мало, так еще и необычная частота. Обычно мы встречаем значения в 30 фпс, 60, 120 и т. д. Официальный порт имеет все эти ограничения кадров (и даже больше), за исключением 35. Зато есть 30. Но как бы странно это ни звучало, «официальные» 30 кадров в секунду полностью ломают ощущение плавного движения в игре. В этом режиме игра чувствуется «рвано», передвигаться в ней становится неприятно, а стрелять — тем более. Ощущение от этих тридцати кадров такие, будто старый компьютер не справляется с новой графикой, а потому всё работает нестабильно и дёргано. Впрочем, зачем ставить 30 или 35 фпс, когда можно поставить все 240 или не устанавливать лимит вовсе?

Это другая сторона всё той же проблемы. При 60 фпс и выше игра ощущается иначе, нежели оригинал. Она ощущается плавно. Слишком плавно. Особенно странно это выглядит, учитывая количество кадров анимации оружия и противников, которые заточены под те самые 35 кадров в секунду.

  • Скудный набор настроек графики

Я не буду вдаваться в подробности о том, что разрешение оригинала было 320х200 (что уже необычное соотношение 8:5) и рассуждать о разнице отображения картинки на старых элт-мониторах и мониторах современных. Официальный порт увеличивает разрешение в два раза (и доводит соотношение сторон экрана до правильных 4:3 или 16:9) и… на этом все. Дальше просто можно просто поставить лимит на кадры в секунду (сломанный), настроить яркость и выбрать разрешение экрана и соотношение сторон. Причём при выборе соотношения 4:3 по бокам появляются уродливые полосы с текстурой болотного цвета (такое было в оригинале при масштабировании окна игры), которые в нынешних реалиях смотрятся странно. Они не подходят под цвет интерфейса и попросту отвлекают внимание.

Те самые полосы
Те самые полосы
  • Странные настройки игры

Можно включить прицел, но нет возможности включить полный обзор мышью. Зато есть возможность настроить геймпад. А интерфейс кричит о том, что будто был создан для смартфонов и планшетов. Управление мышью в меню игры странное, черепки-курсоры «застревают» на прошлых вариантах выбора опций, когда системный курсор находится уже в другом месте и т. д. В общем — полная каша в плане настроек управления и интерфейса.

  • Нулевая поддержка модов

На момент написания статьи можно скачать только 13 вадов (wad-файлы или моды, сокращение от Where’s All the Data). Это ничтожно мало, особенно если знать насколько сильна культура моддинга в Doom-сообществе и по сей день.

  • Зеленый крест вместо красного на аптечках и бонусе берсерка

Ладно, данный пункт является шуточным, но, как ни странно, это самая бросающаяся в глаза деталь, если не лезть игре под рёбра. Связано это с Женевской конвенцией, Международным комитетом Красного Креста и правами на использование эмблемы Красного Креста.

Таким образом, на выходе мы получаем игру, в которой мало что можно настроить под себя, есть спорные нововведения, а также она ощущается ни как оригинал, ни как хороший ремастер.

Исправить недостатки официального порта можно с помощью source-портов и одного удобного лаунчера, чтобы в пару кликов на лету менять всё необходимое для комфортной игры. Source-порты — это порты, которые переносят программу на другую платформу с использованием исходного кода. Речь пойдет о самых известных, но вместе с тем и самых зарекомендовавших себя портах: Chocolate Doom, Crispy Doom и GZDoom. Объединит это всё лаунчер под названием Doom Explorer. Теперь по порядку.

Chocolate doom

Оригинальная версия чего-либо, и Doom`а в частности, считается «ванильной». Вслед за подобными ассоциациями данный порт назвали «шоколадным». Это ни что иное как максимально похожий на оригинал перенос на новые системы. Впрочем, здесь есть отдельный ярлык для настройки самого порта, где можно включить соотношение сторон 4:3, настроить клавиши управления под привычные, а также есть возможность выбрать способ эмулирования звуков и музыки.

Зачем этот порт нужен? Грубо говоря – это самый простой вариант сыграть в максимально ванильную версию игры. Nuff said.

Crispy doom

«Хрустящий» Doom – это, если можно так выразиться, продолжение Chocolate Doom. Тут есть уже привычные настройки самого порта, но появилась и новая вкладка в меню самой игры, где можно включить новые опции. Самая первая позволяет увеличить разрешение игры в два раза, в результате чего игра выглядит намного лучше на современных мониторах. Кстати, именно так выглядит внешне и официальный порт, только в Crispy Doom нет ужасных «болотных» колонн по бокам. Вместо них – нейтральные чёрные полосы. Впрочем, есть возможность настроить соотношение сторон вплоть до 21:9. Это уже приблизит игру к официальному порту внешне, но здесь всё еще есть лимит в «правильные» 35 кадров в секунду. На своё усмотрение можно попробовать разные настройки графики и аудио в игре, улучшить карту и цвета на ней, включить полноценный обзор мышью (который будет искажать объекты в зависимости от величины наклона, но всё же), прицел на экране, прыжки, другой цвет крови у определённых противников, активировать возможность проходить под монстрами или пролетать над ними. Да, всего этого в оригинале нет и не было (особенно «весело» было врезаться в летающих под потолком Какодемонов или получать укусы от Пинки, которые находились где-то внизу). Данный порт – вариант для тех, кто хочет получить идеальный ремастер, максимально приближенный к оригиналу, но в который приятно играть. Ещё это идеальный вариант для модов, которые выходили примерно в одно время с оригинальной игрой.

GZDoom

Одновременно и самый важный, и самый неоднозначный source-порт. Он создан для того, чтобы обойти все лимиты движка id Tech 1. С его помощью можно вывести потенциал Doom и модов на совершенно новый уровень и заткнуть за пояс все «ретро-лайк» шутеры, потому что здесь при правильных настройк… Я хотел расписать, что при «правильных» настройках можно получить «что-то», но вовремя осёкся, потому что данный порт предоставляет так много настроек, что нельзя сказать, какие из них правильные, а какие нет. При должном желании можно наворотить хоть тот самый ванильный Doom, хоть накрутить так много эффектов и возможностей, что никакие моды не нужны будут для того, чтобы игра стала ощущаться совершенно по-новому. «Правильный» обзор мышью без искажений картинки, приседание, прыжок, фильтрации текстур и разные виды рендеринга, улучшенное освещение, настройка угла обзора и тонны других исправлений. Чтобы пересказать все варианты и опции данного порта, понадобилась бы отдельная статья. Одно небольшое «но»: по умолчанию при установке данного порта игра выглядит столь ужасно, что даже оригинал 1993 года выглядит целостнее и круче.

Bruh
Bruh

Придётся настраивать всё под себя и свои вкусы. В моём случае данный порт используется только тогда, когда какой-либо мод не совместим с предыдущими портами. Поэтому графика здесь красивее, но при этом всё равно пиксельная (по умолчанию игра выглядит очень скудно и пусто, потому что бросается в глаза вся плоскость окружения без пиксельной ряби), включён полноценный обзор мышью, настроены прыжки и приседания, лимит кадров выше оригинала, а соотношение сторон уже полноценные 16:9, и в целом всё здесь заточено под то, чтобы игралось как в любой современный штуер.

Данный порт необходим всем, кто планирует не останавливаться на оригинальной игре и пойти в дебри модов, коих в тысячи раз больше, чем те тринадцать штук, которые поставляются по умолчанию в Unity-порте.

Осталось поговорить о том, как это всё запустить в виде удобного лаунчера. В этом нам поможет программа Doom Explorer.

В данном лаунчере можно объединить все необходимые порты, настроить папку, откуда можно будет быстро добавлять нужные вады в список запуска и т. д. Есть вкладка сетевой игры, где можно выбрать режим игры и настроить другие фильтры на свой вкус. Удобно, что необходимые вад-файлы для каждого сервера программа найдет и установит сама. Очень полезная штука, учитывая, что на некоторых серверах могут использоваться сразу несколько вадов, а иногда и в районе десятка. Однако, нужно учитывать, что для мультиплеера используются другие порты, такие как ZDaemon, Odamex, Zandronum и другие. В случае отсутствия необходимого порта, его можно скачать напрямую через Doom Explorer.

Настройка всего этого дела предельно проста, хоть и потребует несколько минут нашего времени. Прежде всего, нужно скачать и распаковать все три вышеописанных порта. Желательно создать отдельные папки для каждого из них в папке \base. На данном этапе можно настроить порты Chocolate Doom и Crispy Doom (отдельные ярлыки в папках портов), так как непосредственно после запуска игры настроек почти не будет, как в оригинале. GZDoom настраивается непосредственно после запуска игры.

Doom Explorer обязательно устанавливаем в папку \base, а не в отдельную папку base\Doom Explorer.

Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda

Теперь нужно удалить оригинальный ярлык dosbox.exe, а DoomExplorer.exe переименовать в dosbox.exe. Это позволит запускать Doom Explorer напрямую через Steam. Обратите внимание, что для этого нужно выбрать опцию «Запустить DOS версию», так как первая строка выбора запустит официальный Unity-порт.

Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda

После запуска Doom Explorer, остаётся только добавить в лаунчер все необходимые порты. Для этого в опциях выбираем строку «Программы», нажимаем «Добавить» и поочередно добавляем ярлыки портов из папок в директории игры. На этом… всё.

Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda

Остается только выбрать на главном экране лаунчера необходимый порт в выпадающем меню «Gameport», добавить по желанию пачку вадов и можно запускать тот самый Doom, который играется на удивление приятно даже спустя почти 30 лет.

При нажатии на Start game запустится модификация Doom the Way id Did (раздел PWADs) для Doom I (IWAD) на базе порта Crispy Doom (Gameport)
При нажатии на Start game запустится модификация Doom the Way id Did (раздел PWADs) для Doom I (IWAD) на базе порта Crispy Doom (Gameport)

Запускать любые модификации можно в пару кликов мыши. Скачав и распаковав нужный архив с модом, чаще всего мы будем видеть один файл с расширением .wad (иногда это может быть .pk3). В Doom Explorer есть раздел PWADs и рядом кнопка «Добавить». Необходимо просто указать путь до нужного вада. Обратите внимание, IWAD — это «основа», на которой будет запускаться модификация. Моды для Doom нельзя запустить на IWAD`е Doom II.wad и наоборот. Но существуют и модификации, которые предназначены для работы на обоих «платформах».

Кстати, насчёт самих вадов. Или модов, если так будет удобнее. Их существует просто гигантское множество. От увеличения количества кадров анимации (Smooth Doom), до полных переделок всего и вся на движке игры (Batman Doom, Alien TC и т. д.). Самый простой способ влиться в это всё, без опасений быть погребённым заживо под тысячами вадов ужасного качества — это Cacowards, или просто Каковарды. Это — ежегодный сборник лучших модификаций по мнению сообщества. Награды раздают с 2004 года и по сей день, что в сумме даёт больше 180 вадов, на которые точно стоит обратить внимание.

Ежегодно выбираются по 10 лучших вадов, а также выдаются награды модам, которые достойны упоминания по той или иной причине (худший вад, лучший геймплей и т.д.)
Ежегодно выбираются по 10 лучших вадов, а также выдаются награды модам, которые достойны упоминания по той или иной причине (худший вад, лучший геймплей и т.д.)

В итоге мы получаем полноценную платформу, где можно с максимальным комфортом ознакомиться с одним из шедевров прошлого столетия и залипнуть на десятки, а то и сотни часов, благодаря непрекращающейся работе сообщества.

Это только начало
Это только начало

Напоследок прикреплю скриншоты начальных экранов каждого эпизода для сравнения всех упомянутых портов.

E1M1

E2M1

E3M1

E4M1

Уточню, что в динамике разница между каждым из этих портов куда более явная, и все они ощутимо отличаются друг от друга (даже почти идентичные внешне официальный и Crispy порты).

Спасибо за внимание! Прошу по достоинству оценить ту силу воли, благодаря которой я умудрился ни разу не покаламбурить с корнем «Дум», а также стоически выдержал, не впихнув куда-нибудь в текст «RIP AND TEAR».

Зачем нужны порты Doom после выхода официального переиздания от Bethesda
122122
45 комментариев

Вот! Важно рассказать людям о нормальных портах, чтобы не давились хуюнитями, слепленными индусами-аутсорсерами на коленке.
Вот только там с GZDoom не все так однозначно в плане ванильности. Они там меняли таблицы рандома, вроде, возможно поведение монстров, уже и не вспомню точно.
Вот только что-то мне все равно подсказывает, что все равно подавляющее большинство все равно будет жрать любой офффициальный кал на всяких хуюнитях и КеКах.

12
Автор

Посыл верный, но оформлен довольно радикально. Не у всех есть возможность тратить время на разбор того, чем являются все эти порты и в чём их кардинальная разница. Тем более, что довольно часто встречаются срачи, по поводу того, какой порт — всем портам порт. Такое тоже сбивает с толку, когда нет какого-то чёткого ответа. Надеюсь, данный материал поможет кому-нибудь с подобными затыками.

1

35 кадров в секунду, это потому что моники тогда обновлялись ЭЛ 70 раз в секунду. Кармак(как и все демо-писатели, например) привязывались четко к этой константе отслеживая обратный ход луча на пузатом мониторе - так игра или демка работали плавно, без видимых разрывов в картинке и всегда с одинаковой скоростью. Тогда еще встречались игры, которые, совершенно не учитывали, что их могут запустить на гораздо более мощном железе(каждые полтора года мощь удваивалась как раз по Муру), было смешно смотреть на вечный режим их 10х по скорости, который сейчас встречается во всякого рода читах )

6

Комментарий недоступен

1

Играл только в brutal doom. Норм телега.

2

ну, брутал дум это мод, подключать его можно через разные порты. По стандарту это вроде как GZDoom

1

Спасибо за статью, оч полезно, сам думал на каком порте пройти , пробовал рткс версию, она я так понял на основе гздум, но думаю на Криспи сперва оригинал, юнити тоже хорош на самом деле, но очень уж приятно имея ультравайд Моник играть с поддержкой 21/9
Кстати, имея в Стиме думы и запуская их через дум лаунчер к примеру, как подкинуть флак саундтрек?

2