Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

На прошлой неделе Blizzard открыла предзаказ на дополнение Dragonflight и сделала анонс о скором выходe — это произойдет до конца 2022 года. Эта новость меня не слишком порадовала. В этом материале я объясню почему так и что с моей точки зрения ожидает проект в среднесрочной переспективе.

Если посмотреть на историю выхода дополнений, то цикл выглядел просто. Дополнение раз в два года, а анонс обычно делался за год выхода или даже больше. Скажем, «Катаклизм» был анонсирован в августе 2009, а релиз состоялся в декабре 2010, то есть через полтора года. В случае с Пандарией разрыв был меньше: анонс в октябре 2011 и релиз в конце сентября 2012. За этот условный год игра проходила закрытый альфа-тест после которого следовал открытый бета-тест, в котором принимала участие широкая игровая общественность. Кстати, в случае с МоР доступ на бету можно было в прямом смысле слова купить.

Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

При всем этом не многие релизы — да и даже выходы крупных контент-патчей — не проходили без проблем. Помню, какой бардак творился на выходе 3.2. Пожалуй, самым глючным в этом плане был релиз дополнения Warlords of Draenor. Дней пять народ не мог нормально выбраться из гарнизонов и проваливался в текстуры. Помимо чисто технических проблем были и геймплейные. Скажем, баланс некоторых игровых систем доделали уже после релиза. Навскидку вспоминается дропрейт легендарок в Legion’e и азеритовая броня в BfA. Все это балансилось и исправлялось, что называется, по многочисленным требованиям играющей общественности.

Обращаю внимание, что это происходило в те времена, когда компанию не трясло от всяких скандалов и над проектом работала старая и опытная команда. Исход ключевых сотрудников, которые собственно и создали успех WoW начался как раз где-то году в 2016, после выхода Legion, который, по моему мнению, был последним новаторским аддоном.

Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

Что мы имеем теперь? Анонс за полгода до релиза. Конечно, вполне вероятно, что Blizzard отлично поработала над дополнением и тестировать там будет почти нечего, но у меня есть серьезные сомнения относительно этого. Да, если смотреть на объем того, что будет в дополнении, то выглядит оно куда скромнее чем обычно, но тем не менее. Короче, посмотрим, что они выкатят на бету и тогда уже можно будет точно сказать, насколько реалистичен выход более-менее нормального продукта на релизе. Пока, повторюсь, у меня есть сомнения.

Почему Blizzard спешат можно понять: дела у компании идут так себе. Из последнего отчета перед акционерами следует, что за последний год число активных игроков (все игры) упало еще на пять миллионов. По состоянию на конец марта их насчитывалось 22 миллиона, тогда как в марте 2021 их было 27, что уже было историческим максимумом. Так, для сравнения: в первом квартале 2018 года их было 37 миллионов. Ситуацию может исправить только выход новых проектов, в том числе и дополнение к WoW.

Дополнение к WoW продается по цене полноценного ААА-проекта и на два-три месяца привлекает в игру людей, которые эти два-три месяца платят полную абонентку. Грубо говоря, это 3-4 миллиона человек, если опираться на продажи. Скажем, Shadowlands купили 3.5 миллиона человек. Да, эти миллионы делают квестики, ачивки, немного ходят в рейды и ключи, а потом сваливают до крупного контент-патча. Такова реальность уже лет шесть-семь, категория «сезонных» игроков, которые не сидят в WoW годами, как это было во времена ванилы / TBC / WotLK. Я, например, так играл в классику. Пришел на релиз, застал движуху в начале, потом ушел и вернулся где-то через год в аккурат к запуску анкиражского ивента. Потом был релиз The Burning Crusade Classic, еще пару месяцев игры и возврат к пятой фазе. И таких игроков я знал еще до того, как сам перешел в такой режим.

Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

Думаю, что в таком режиме играют очень многие и Blizzard об этом знают. Теперь не так уже важно удерживать игрока постоянно, затягивая его гейтованием контента и бесконечным гриндом. Как я уже не раз говорил, вокруг игры уже сложилась достаточно крупная аудитория «условно-постоянных» игроков, которые в прошлом проводили в игре постоянно несколько лет, а сейчас бывают такими вот сезонными набегами.

Поэтому релиз будет скорее всего скомканным, может быть даже с порезанными фичами, которые потом запилят в следующем контент-патче. Чудес не бывает. Я слежу за проектом уже четырнадцать лет и если в лучшие времена Blizzard лажала на старте, то что уже говорить сейчас? В этой связи возникает простой вопрос — делать ли предзаказ и вообще врываться ли на релизе? Конечно, все зависит от степени вашего фанбойства и вовлечености в игру. Если вы участвуете в гонке прогресса или просто не хотите отстать от вашей гильдии, то ответ очевиден. Если вы хотите более-менее комфортной игры, то я бы подождал месяц прежде чем начинать. Обычно в пределах этого срока разработчики допиливают баланс и хотфиксят совсем уж глючные моменты.

Что до меня, то я собираюсь играть на старте. Вернее, даже раньше, в препатче, потому как надо будет докачать хотя бы одного крафтового альта до нормального уровня. Как показывает практика, самое интересное время на аукционе это как раз начало аддона. А баги дело такое, не в первый раз. Предзаказ буду делать только в том случае, если за это будут давать доступ к бете. Так брать не имеет смысла, после Warcraft III: Reforged Blizzard уже не та компания, которую я безоговорочно кредитую.

Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

Теперь по поводу того, что ждет игру дальше. Я уже не раз употребил слово «сезон» и это не случайно. Это именно то, к чему идет и скоро совсем уже придет WoW.

Первый сезон мастерства на Classic Era уже идет. В апрельском интервью разработчики сказали, что серверов в формате TBC Classic Era не будет, при этом они предположили, что возможно, запустят второй сезон мастерства Classic Era или опять же сезон мастерства TBC Classic Era. Про то, что «этого не будет», или даже «этого не будет никогда» за историю развития проекта я слышал не раз. Так было с полетами, которые таки сделали в Старом Мире. Так было с возможностью создавать персонажа другой фракции на PvP-реалме. Так было с запуском классических серверов. А про межфракционные группы когда-то и речи не могло идти, но вот пришел патч 9.2.5 и такие группы стали возможны. Почему? Потому что жизнь заставила. То, что это случится я писал еще четыре года назад, все эти лорные заморочки про войну фракций — это фигня по сравнению с тем фактом, что игроки не могут найти группу для игры.

Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

Думаю, что в случае с нынешними тремя версиями игры — Classic Era, TBC/WotLK Classic и ритейл — Blizzard придет к такому же решению. Скорее всего это будет по два сервера — один PvP, другой PvE — каждой из версий с сезонами, которые будут длится по году. Как показала практика перезапуска дополнений год-полтора это как раз нормальный срок для того, чтобы игроки успели сделать то, что хотят. Ритейл тоже, скорее всего скукожится до пары десятков реалмов через несколько лет, а может даже и раньше. Это и будет то состояние, в котором WoW будет существовать много лет, время от времени получая стандартные дополнения в виде комплекта новых зон для прокачки и инстансов. Для старых версий будут регулярно запускать сезоны, так, как это делается для других игр, той же Diablo III или Destiny 2.

Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

Времена феноменального успеха WoW прошли и никогда не вернутся. В 2004-2011 годах WoW был безусловным “царем ММО горы”, которого подвинули совсем недавно и то, когда он уже успел растерять половину базы подписчиков. Сейчас проект дрейфует в направлении такого вот сезонного проекта, в который будут играть 200-300 тысяч человек на все три-четыре версии. Три-четыре это потому что вряд ли Blizzard перезапустит “Катаклизм”. Факт того, что Blizzard сократят количество классических серверов говорит сам за себя. Компания просто создаст более комфортные условия, потому как бегать по полупустому серверу вряд ли можно назвать удовольствием от игры.

WoW ждет судьба большей части старых ММО-проектов, таких как, например, EVE Online, у которой в июне 2022 года насчитывалось 260 тысяч подписчиков, а ведь проекту в следующем году стукнет двадцать лет. Вообще количество активных подписчиков за последние пять лет колебалось от 190 до 500 тысяч. Единовременно на сервере игры могло было от 20 до 40 тысяч пилотов. Интересно ли играть в ММО с таким количеством игроков? Да, безусловно. Поэтому перспектива того, что от какой-либо версии WoW останется пара серверов лично меня совершенно не пугают, а может быть даже и радуют. Количество не значит качество, а небольшое коммьюнити это один из факторов для лучшей социализации.

Про выход дополнения Dragonflight и будущем World of Warcraft

Так что король не умер, он просто подряхлел. Не ждите от него подвигов, радуетесь просто тому факту, что разработчики дают вам возможность время от времени посещать полюбившийся мир. Конечно, вы можете их ругать и что-то требовать, по исходя из того, что видел я за последние пять-шесть лет эта критика мало чему помогает. Так что примите эту данность.

Или просто найдите другой проект. В конце концов, хороших игр еще хватает.

2323
17 комментариев

У ВоВ гнилая система продаж, фул прайс плбс подписка за попахивующую ммошку это перебор. Им надо оставлять одну модель продажи- это поможет привлечь новых и оставить старых игроков ибо послелние пару патчей там стало все очень грустно. А классик сервера музеями не будут из за платной подписки, а значит пиратки остаются лучшим выбором любителей ванилы и прочих

10
Ответить

Фулл прайс аддона оправдывается тем что в его ходе выкатят еще патчей с контентом, а кушать разработчикам надо. Вот только близзы вместо патчей последние два аддона выдают "пук среньк мы и планировали два патча без контента". Главный конкурент тем временем выдает стабильно 5 мейнлайн патчей в аддон.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Не меняют, потому как масса людей готова играть на таких условиях. Да и как я говорил - народ не зависает годами. В дополнениях выходит достаточно контента, чтобы это можно было считать полноценной игрой. Месяц-два и уходят до следующей обновы. Это не такие большие деньги, тем более для ветеранов, которых пришла куча на ту же классику. По сравнению с тем, сколько люди отдавали реала за анкиражских жуков или за легендарки - так это вообще пшено

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

ОП забывает что близзов не факт что устроит состояние игры сравнимое с другими нишевыми ммо. Они прибили команду хотса когда он был 3 по популярности мобой (обгоняя какой нибудь смайт) и имел крепкое крупное ядро игроков. Команду шоша так же обрежут до уровня поддержки и редких апдейтов. А учитывая что они даже на текущем уровне популярности и финансирования выдают контент раз в год...

3
Ответить

"Команду ШоШа обрежут" - последние новости говорят об обратном.
"Чтобы удовлетворить растущие потребности в контенте, с мая мы работаем с отличным партнером по разработке, Proletariat. Proletariat была основана в 2012 году ветеранами индустрии из Turbine, Harmonix, Zynga и Insomniac. Их сильная руководящая команда имеет долгую историю совместной работы, большой опыт работы в MMO над Asheron's Call, Lord of the Rings Online и D&D Online, а еще они прочно закрепились в Бостоне, где базируется студия.

Наша работа с командой Proletariat идет очень хорошо. Сегодня мы рады сообщить, что Blizzard завершила сделку по приобретению Proletariat, чем мы занимались некоторое время.

Вместе наши команды расширят прикладываемые к разработке WoW усилия. Наш план заключается в том, чтобы продолжить развивать наши команды в Ирвине и Бостоне, а совместное творческое руководство будет обеспечивать обратную связь для гарантии того, что мы продолжаем соответствовать или превосходить ожидания игроков – и наши – в отношении качества и сроков выпуска. Присоединение Proletariat принесет 100 талантливых сотрудников Blizzard в эту новейшую студию Blizzard Entertainment."
https://www.businesswire.com/news/home/20220701005267/en/Blizzard-Entertainment-Acquires-Boston-Based-Studio-Proletariat-to-Expand-Development-Pipeline-for-World-of-Warcraft-%C2%AE

2
Ответить