30 лет Mario Kart

Продолжаем бомбить по юбилеям.

Увага, пост захвачен рекламными роликами шакального качества !

30 лет Mario Kart

Мы живём в удивительное время. Не так давно 35 лет разменял Марио, буквально в прошлом году нас покатали на ожиданиях от 35 летнего юбилея The legend of Zelda. Тетечке-метроиду повезло чуть больше.

В этом году на четвертый десяток ушел Кирби (тут была ссылка на статью, которую я так и не дописал) и Варио.

Знаете, это приличный такой возраст для игровых персонажей.

Конечно, Пакмана, тетрис или генерала квадратика со спектрума мы богатой и продолжительной историей не удивим, да и на ПК хватает долгоиграющих серий (я, навскидку, застал первую Sid Meier's Civilization и Wolfenstein 3D), но вот ничего похоже по знаковости и узнаваемости я вспомнить не могу.

И дело не только в ярком и запоминающемся дизайне - а дизайн у них отличный.

За созданием этих игровых серий стояло множество талантливых людей - директоров и продюсеров, программистов и аниматоров, художников и композиторов - которые десятилетиями вкладывали всю душу в свой труд и старались создавать самые лучшие, самые веселые, самые безбашенные развлекательные продукты.

И, как результат, визуальные образы персонажей Nintendo стали ассоциироваться с чем-то веселым. Видишь Марио - значит, сейчас будут развлекать. Без нравоучений, тягомотины всякой; выдадут чистое концентрированное веселье, взболтать, не перемешивать.

Это ассоциативная связь въелась в подкорку уже нескольким поколениям, а по степени узнаваемости Марио уже где-то в лиге Микки Мауса или Человека Паука.

Но так, естественно, получилось не сразу.

Про историю одной из игровых серий, которые привели к такому раскладу, я и хочу сейчас рассказать. А заодно - и сам немного разберусь.

И вот у нас очередной юбиляр - в августе 1992 года вышла игра Super Mario Kart.

Сложно подбирать слова, чтобы рассказать, насколько важной оказалась эта серия. Ух.

Думаю, все прекрасно знают, что из себя представляет Mario Kart - это спортивная игра, аркадный гоночный спинофф с персонажами из Super Mariо и пограничных франшиз, чуть позже вместившая в себя и Линка и инклингов.

Но спинофф этот оказался настолько популярен, что стал четвертой самой продаваемой игрой на консоли. А спустя пару частей (начиная с GameCube) и вовсе стабильно обгоняет (хаха, обгоняет) обычного Марио по продажам на домашних консолях.

И не только лишь на стационарных - скажем, на 3DS Mario Kart 7 оставила позади даже покемонов, а это вам не это.

30 лет Mario Kart

Игра быстро овладела умами игроков по всему миру. И еще настолько понравилась одному молодому пареньку, что он пересмотрел свои карьерные перспективы и устроился на работу в Nintendo. И в итоге стал президентом компании.

Невероятный успех франшизы породил огромное количество подражателей, что тогда, что сейчас - вспомните хотя бы Crash Team Racing: Nitro-Fueled, Team Sonic Racing, недавнюю Chocobo GP.

Они появляются с завидной регулярностью, получают свои "копия Mario Kart в другой вселенной" в обзорах, развлекают часть аудитории на других платформах, а потом плавно уходят в небытие. А MK8D так и не покидает топов продаж.

В чем же секрет популярности?

Первые заезды

Начать, пожалуй, следует с того, что Mario Kart - не первое появление усатого маскота в гоночных играх.

30 лет Mario Kart

Первой ласточкой стала Famicom Grand Prix: F1 Race, вышедшая эксклюзивно в Японии для FDS в 1987 году. Помимо того факта, что Марио был помещен на обложку, а в самой игре участвовали в гонках формулы-1 крайне похожие усатые человечки, игра была примечательна целым рядом моментов.

Прежде всего, она поддерживала своего рода "онлайн ранкинг" задолго до распространения интернета - посредством специального периферийного устройства Disk Fax игроки могли отсылать свои результаты в штаб-квартиру Nintendo, чтобы поучаствовать в лохотро... то есть конкурсе, проходившем с 30 октября 1987 года по 15 декабря 1987 года.

И - вы таки не поверите - за высокие результаты в рамках уровней сложности действительно полагались призы - игроки в топ 100 получали постеры с указанием занятого места и именами 400 лучших. А так же, вместе с чуть менее удачливыми соперниками, специальную желтую версию Super Mario Bros Game & Watch (докладывают, что общий тираж составил 10000 экземпляров) в футляре в виде Дискуна, маскота FDS, и поддельные водительские удостоверения из банка приколов.

Геймплей
Обзор призов. Обратите внимание на голубую дискету с игрой для Famicom Fax

Игра представляла гоночную аркаду с видом сверху. Гонять можно было одному либо же с противниками, автомобили обладали показателями горючего, износа шин и общего "здоровья", которые можно было пополнить, заехав на пит-стоп.

В силу участия усатых граждан в пит-стопах и некоторых заимствований из игровых механик, именно эта игра считается своего рода предком полноценных мариогонок. И, несмотря на отмену релиза на западе и продвижения не сильно популярной приблуды, предком небезынтересным - уже тогда Nintendo делала первые шаги в плане "онлайна" и расширенного интерактива в индустрии развлечений.

30 лет Mario Kart

Но на этом странности и интересности не заканчиваются - по заверению разработчиков, изначально Super Mario Kart была... была игрой в совершенно другой франшизе.

Как ни странно, аркадные гонки того времени были развлечением однопользовательским. Взять, скажем, F-Zero - футуристические соревнования на высоких скоростях, вышедшие как стартовый тайтл для SNES в 1990 году в Японии. В игре был реализован прорывной режим графики Mode 7, позволявший вращать задние слои, создавая иллюзию 3D окружения. Вот только гонки проходили на футуристических ховеркарах, развивавших огромную скорость, что достигалось сменой безумного количества задних планов в единицу времени.

Мысль о добавлении локального мультиплеера буквально витала в воздухе, потому, разумеется, шли разработки и прототипирование следующей части, рассчитанной на соревнование между двумя игроками за одной консолью. Вот только технологические ограничения не позволяли реализовать сплит-скрин в полной мере. Нужно было или замедлять геймплей - а тогда это будет уже не F-Zero, либо менять что-то совсем радикально.

Видимо, именно тогда кто-то вспомнил о картинге. Он веселый - а это главное, как ни крути. Картинг ассоциируется с парками развлечений, а значит, с чем-то более семейным и безопасным, чем гонки на смерть в атмосфере далекого будущего.

Потребовалось несколько месяцев разработки, чтобы отказаться от футуризма с реалистичными пропорциями, и перейти к "чибиковатому" дизайну персонажей высотой "в три головы", меньшим скоростям, более простым и доступным трассам. Ну и, наконец, надо было что-то решить с персонажами, ведь из-за вида со спины все персонажи в шлемах были мало различимы промеж собой.

Так что, после нескольких тестов, кому-то пришла в голову светлая мысль посадить за руль Марио.

И Марио сел как влитой, игра стала выглядеть как надо.

А вслед за ним в игре оказались Луиджи, принцесса Пич, Купа-трупа, Йоши, Баузер, Данки Конг и Тоад - у каждого оказалось узнаваемости и харизмы выше крыши, и игра стала еще краше.

Следующей идеей, лежащей на поверхности, стало появление паверапов, атакующих и защитных усилений, хорошо знакомых по титульным платформерам. Поскольку главными героями стали персонажи серии Super Mario, то за декорациями для трасс далеко идти не пришлось - в игре можно было покататься по замку Баузера, Бубликовым полям и пляжу Купа.

Ну и ростеру гонщиков неплохо отсыпали различий, раскидали всем различное ускорение и максимальную скорость - то есть задав вектор для работы с персонажами на долгие годы вперед.

Экран в игре постоянно разделен. В одиночном режиме снизу располагается карта.
Экран в игре постоянно разделен. В одиночном режиме снизу располагается карта.

Словом, всё было максимально узнаваемо и привычно. Графика была яркой и красочной, игровой процесс увлекательным и веселым, а понятное управление и простые правила делали Super Mario Kart доступным буквально для всех.

Неудивительно, что игру ждал ошеломительный успех! Причем, если посмотреть на рейтинги продаж, выяснится, что первые места заняли синглплеерные Super Mario World и Donkey Kong County. Получается, что эта аркадная гонка - самая популярная мультиплеерная игра на платформе!

Понятное дело, это была далеко не самая первая игра, поддерживающая локальный мультиплеер, но одна из наиболее знаковых. Думаю, именно её успех стал отправной точкой для дальнейшего развития направления спортивных аркад и пати-игр.

Игра стала настоящим хитом своей экосистемы и породила первых подражателей навроде Sonic Drift от Sega, Street Racer от Ubisoft, Atari Karts понятно от кого и иже с ними.

Стала первой игрой в серии Player's Choice в 1996, которую спустя 15 лет сменил более привычный уху Nintendo Selects. Ну а еще позволяла полюбоваться на любимых персонажей с бутылками шампусика в руках (поговаривают, что в японской версии Пич и Баузер выпивают).

Из лежащей на поверхности идеи "люди хотят играть вместе в гостиной и пулять друг в друга всякой чепухой" чуть позже прорастут Mario Party и его величество Super Smash Bros.

Так что дальше было больше.

Сиквелы и нововведения

А чего больше-то? А вот посмотрите на фотокарточку этой писечки и сами мне скажите.

30 лет Mario Kart

Кто обратил внимание на аналоговый стик и большее количество кнопок на геймпаде, тот, конечно, молодец.

Но я про 4 входа для геймпадов.

Как будто еще при разработке было решено "мы делаем былинную консоль, которая должна стать центром для семейного развлечения в каждой гостиной".

Сама консоль вышла в июне в Японии, в сентябре 1996 в США. В том же июне жахнул флагманский-стартовый Mario 64, а уже в декабре - новый Mario Kart 64. То есть игра стала уже настолько значимой для Nintendo, что её намеренно продвигали почти как стартовый тайтл - я даже где-то читал, что разработка шла одновременно с прицелом на одновременный релиз, но где-то не успевали и решили ресурсы перекинуть на платформер.

Еще одним мощнейшим "селлинг поинтом" стала 3D-графика, по крайней мере для окружения. Сами основные модельки оставались пререндеренными 2D-спрайтами, но окружение и карты обзавелись моделями, что позволило создать разного рода мосты, подъемы, ямы и горы, которые ранее невозможно было реализовать при использовании Mode 7.

К слову, само наличие возвышенностей и препятствий позволило заиграть совершенно новыми красками режиму Battle mode - он был и в предыдущей игре, но на плоской как доска карте подкарауливать и подбивать братюнь было не так интересно.

В игре чуть поменялся ростер, стало больше трасс, больше предметов, официально документировали и позволили управлять ускорением при дрифте, появилась современная система веса персонажей... И поддержка игры на четверых, конечно же.

Словом, это был образцовый сиквел - он не ломал базовый геймплей, но перенес веселые покатушки в новое измерение и на новые, более запоминающиеся, трассы, попутно завоевав место в сердечках юных игроков и любителей поиграть на вечеринках.

Стоит отметить, что некоторые - далеко не все - игровые журналисты были не в восторге от сиквела; одни отмечали, что объем нововведений недостаточен, другие же жаловались на появления былинной пепяки, отравляющей процесс нагиба одноклассников.

Сами же создатели, смеясь, оправдывались: "Мы хотели создать гонку, в которой каждый бы участвовал до самого конца". Очевидно, подразумевая, что даже у безнадежно отстающего есть шансы вырваться вперед, а у лидера потерять всё прямо у финишной прямой.

Куда мариогонки двинули дальше? Очевидно, на те устройства, что буквально печатали деньги. На портативные.

В первой половине 2001 года Nintendo выпускает свой новейший GameBoy Advance - и буквально в течение пары месяцев Mario Kart: Super Circuit. Теперь любимые гонки можно было носить с собой в кармане. Правда, в 2D, по понятным причинам.

Но ведь сердцем и сутью Mario Kart является возможность поиграть с другими людьми, потому в игре реализована возможность мультиплеера до четырех игроков при помощи специального Game Link Cable. Причем, если был только один картридж на четверых, то на выбор доступны были только 4 трассы из SMK и Йоши разных цветов; если же у каждого было по картриджу, то был доступен полный ростер гонщиков и локаций.

Даже эти костыли стоят любых деняк, если могут отвлечь детей в машине от ссор и междоусобиц

Со следующей игрой в серии получилось тоже забавно.

30 лет Mario Kart

На Е3 в 2001 году показали буквально семисекундный видеоклип с Марио и Луиджи, едущими натурально по плейсхолдеру. Не показали ни названия, ни трасс, ни персонажей, ни режимов. Но даже этого было достаточно, чтобы публика была в восторге.

И вот осенью 2001 года вышла GameCube... А вот привычных на старте игр как-то не оказалось, все больше новые IP (Luigi's Mansion, Pikmin да какой-то непонятный Animal Crossing) да пропустивший N64 Metroid. И если сам Марио заглянул на вечерину летом 2002 года, то такой желанный целиком и полностью 3Dшный Kart пришлось ждать почти джва года - до ноября 2003, как раз в самый сезон.

Зато дождались и ка-а-ак начали покупать - за первые семь недель был продан миллион копий, что сделало Mario Kart: Double Dash!! самой быстро распродаваемой игрой на GameCube.

Что же привнесла Double Dash!! в серию? Прежде всего, это первая полностью трехмерная мариогонка.

Во-вторых, за рулём каждого драндулета теперь сидели двое персонажей, которых нужно было менять местами по необходимости. Попутно в игре был представлен кооперативный режим на двух человек - пока один управляет картом, второй отвечает за применение предметов.

А еще, при помощи специального девайса можно было объединять до 8 консолей в LAN для сетевых заруб. Таким образом, можно было устраивать LAN-пати на 8 человек, где каждый сам и рулец и стрелец, или на все 16 щачл, если в каждой колымаге кататься по двое.

Но вот беда. В предыдущих играх серии были ростеры из 8 гонщиков, чего было явно недостаточно для такой толчеи.

Значит, пришло время потесниться! С двух ног в серию врываются Дидди Конг, Баузер мл., Бёрдо, Дейзи, Валуиджи, Купа Паратрупа, Малыш Марио, Малыш Луиджи, Пиранья Пит, Король Бу и, просим любить и жаловать, Тоадетта.

То есть - следите за мыслью - если бы не специальный режим на два пилота в Mario Kart: Double Dash!!, мир не получил бы Тоадетту, а значит и Пичетту, а значит и..

Спасибо, Mario Kart.
Спасибо, Mario Kart.

Между тем, двух пилотов из тарантаса выпилили уже в следующей же игре, Mario Kart DS, вышедшей в 2005 году для, не поверите, Nintendo DS.

В игре впервые появился режим с миссиями-испытаниями, немного поменялся ростер пилотов, появилась пара новых предметов - всё как полагается.

Mario Kart DS использовал функционал двух экранов, но самое главное - полноценно использовал еще одну важную фичу DS под названием Wi-fi. Таким образом, именно в этой части в Mario Kart пришел полноценный, без дискет и факсов, проводов, кабелей, лан-адаптеров и прочей чепухи, онлайновый режим. Ура!

Но между тем, уже спустя год после выхода самой популярной портативки выходит самая популярная домашняя консоль Nintendo - легендарная Wii.

30 лет Mario Kart

Mario Kart Wii опять припозднилась на этот праздник моушен управления, что не сильно помешало игре достичь внушающих 37.5 миллионов проданных копий (грубо говоря, у каждого третьего владельца консоли была эта игра, даже больше). В общем, гонки уступили только Wii Sports по понятным причинам.

Что же нового привнесла в серию шестая часть?

Еще больше чудовищного хаоса она привнесла, т.к. количество пилотов в заезде увеличилось до 12 (вместо 8), что ощутимо подогрело тепловыделение от всеми нежно любимых синих и красных панцирей. Чем лучше едешь - тем хуже у тебя дела, теперь официально.

Мотоциклы (в игре называются байками) привнесла. Mii конечно же, как же без них. Моушен управление, а значит и фразу "I'm using tilt controls". Кто знает - тот знает.

Еще одной прикольной механикой стал Jump Boost - если нажать кнопку после прыжка с рампы, персонаж выполнит трюк и получит кратковременное ускорение.

30 лет Mario Kart

А вот в Mario Kart 7, ставшей уже безоговорочно самой популярной игрой на 3DS, на байках покататься не дали. И количество участников заезда опять урезали до 8. Но взамен завезли много вкусного - ввели секции с парением на парашюте, участки трассы под водой, возможность собирать себе ТС из комбинации карт-колеса-глайдер, которые нужно предварительно разблокировать, вернули в игру монетки. Ну и гиммики консоли не забыли - стереоскопическое 3D и управление гироскопом с возможностью порулить от первого лица.

К чему это всё? Это же очень интересно - глянув на историю, посмотреть, где, как, почему и в какой момент какая механика появилась в игровой серии.

Вся история Mario Kart - постоянное совершенствование, ненужное и спорное отбраковывается, самое классное, полезное и интересное переезжает в "стабильную" ветку. Порою получаются настолько мощные тайтлы, что просто диву даешься.

Mario Kart 8 (Deluxe)

После сверхуспешной Wii последовала "провальная" (европейскую версию которой сейчас днём с огнём не сыщешь за адекватные деньги) Wii U, про историю которой уже много было наговорено и написано.

30 лет Mario Kart

Но вот какое дело. Самих консолей Wii U было реализовано около 13,5 миллионов штук. А гонок для неё - почти 8, 5 миллионов. Получается, почти 63% обладателей консоли купили и Mario Kart 8. Безумие какое-то. Но дальше больше.

Весной 2017 выходит Nintendo Switch, и издатели, прекрасно понимая, что не надо ломать то, что исправно работает, спустя пару месяцев выпускают на рынок улучшенный порт со всеми вышедшыми DLC - Mario Kart 8 Deluxe. Начинается история попячивания британских (да и мировых) чартов продаж c 45+ миллионами реализованных копий только на свиче.

Сама восьмая часть была крайне хороша, буквально собрала всё лучшее, что было в серии - огромный ростер с персонажами на любой вкус, куча интересных трасс, как новых, так и переосмысленных старых, полеты на парапланах, подводные секции, трюки и распрыги, фишечки и шорткаты, куча предметов, отличный (бесплатный на Wii U) онлайн, бодрая музыка и шикарная графика. Появились зоны с низкой гравитацией, стало можно гонять по стенам и потолкам. Удвоить безумие!

200cc - самый быстрый и киберспортивный режим

Но Deluxe стала еще лучше, а анонсированные DLC с дополнительными трассами расширит пул с 48 до небывалых 96 карт!

Это просто огромная в плане контента игра. Да, в ней нет какой-то одиночной кампании или чего-то такого, но даже на то, чтобы пройти все турниры и выучить все трассы, найти оптимальную комбинацию под себя, выучиться как следует дрифтить и привыкнуть к микромоментам, разблокировать все транспортные средства и колесики к ним, уйдет множество часов. И это без учета онлайна с японцами на гусеничках.

Её могут купить как олды для себя и семьи (а так как речь про Nintendo с сорокалетним опытом в комплюктерных играх, то публика тут - неиронично олдовая), на волнах ностальгии а-ля "помню, как я сам в 10 лет гонял по бубликовым полям, может и моим понравится", так и дети.

К слову, надо будет как-то развить мысль про коммуникацию между поколениями в играх.

Иногда бывает сложно, когда тебя интересует что-то одно, а мелкие - на своей волне - увлекаются то роблоксом каким-нить, фнафом или, как сейчас, my singing mosters. Им хочется чем-то похвастаться, а я ничего в этом не рублю.

Нужны точки пересечения, которые могут быть интересны и доступны взрослым, и детям.

Да, мы можем поиграть в "Каркассон" или вместе сходить погулять в парк с аттракционами, но совместные комплюктерные игры это тоже здорово. А такие вот заезды - они помогают порою держаться на одной волне.

А учитывая, что у консоли из коробки два джойкона, то поиграть в сплитскрине можно где угодно - я реально у себя в Уфе видел, как на детской площадке во дворе играли два пацана.

Словом, секрета в том, как игра 2014 года в 2022 занимает место в топ-10 продаж особо нет - франшиза Mario Kart всегда была дико популярной и часто обходила даже местные знаковые серии. И на фоне всей этой популярности MK8 еще является и самой лучшей и богатой на контент игрой в серии, до кучи вышедшей на чуть ли не самой популярной консоли современности.

Bonus level - Mario Kart: Home Circuit

Я обошел вниманием несколько игр для аркадных автоматов и мобильную помой... то есть игру Mario Kart Tour, который, в целом, не так уже и плох для. Но вот еще одну штуку хочется упомянуть особо.

Home Circuit - специальный набор из радиоуправляемой машинки с веб-камерой, декораций для обозначения старта-финиша и программы для свича. Всё предельно просто - у себя дома вы организуете трассу, насколько хватит фантазии, а потом со свича управляете машинкой, гоняете по трассе, пугаете котов, собираете нарисованные в AR ништяки.

Не могу сказать, что это потрясающая игра, в которую можно безостановочно рубиться ежедневно, но прекрасная иллюстрация того, насколько нестандартно может быть устроен подход к развлечениям и созданию продукции у Nintendo.

Но всё еще классная штука, чтобы сыграть раз в пару месяцев, найти слой пылищи в неожиданных местах, и убрать на полку как коллекционную игрушку.

Заключение и от себя

Знаете, я особо никогда фанатом этого картинга не был. Ну, то есть игра мне нравилась, но не так, чтобы прям до желания "поскорее бы запустить". Доставал раз в пару месяцев, чутка катался, гостям показывал, но как-то прям особой любви не было.

Но раз уж одолела меня графомания, решил поплотнее сесть и разобраться.
Играл в самую первую часть на SNES mini, играл в 64 по подписке (кстати, где-то тут уже заметен водораздел между старыми частями, более ориентированными на скилл, умение входить в повороты и ездить в принципе; и новыми, где больше рандома, вещей и всякого буллщита), играл в 7 на 3DS, играл в 8 на свиче. Гусеничку разблокировал наконец. Словом, постарался погонять хотя бы в 4 (хотя мог бы и в 6).

И вот когда начинаешь вникать во всё это, происходит примерно как смэшем - начинаешь понимать, сколько за всем этим стоит истории, сколько труда вложено, сколько любви. Как это старательно сохранялось и обновлялось. Начинаешь узнавать "о, а это трасса появилась еще в 1992 году", "а этот персонаж оттуда-то и в игре со второй части", подмечаешь легкие ремиксы старых музыкальных тем, замечаешь детали на трассах и всякие прикольные анимации. Это как музей в игровой форме.

А еще это нетребовательная ко времени игра, сессионка, которая не требует от меня по часу на матч. Есть 20 минут - достаточно, можно поиграть подольше - легко. Она всегда доставляет (или бесит).

В общем, это крутые игры. Невероятная франшиза. Тайный флагман, который появился почти случайно, а в итоге всех обогнал (ха-ха).

7474
29 комментариев
9
Ответить

Привет всем, кто 92 года рождения

5
Ответить

Очень сожалею, что гигантский культурный пласт тусовочно-вечериночного жанра в лице Mario Kart и Mario Party целиком прошел мимо меня.

3
Ответить

Очень жалею что Нинка проехала мимо России в целом. Вкатился лишь во время 3дс и это просто отвал башни. Сейчас уже всей семьей рубимся в Карт и Смэш на свиче. В основном, в Карт конечно. И дети и супруга очень любят это дело.

4
Ответить

Можно с семьей играть или когда гости приходят

1
Ответить

Игроки из японии самые бешеные, постоянно убеждаюсь в этом

2
Ответить

Пробовал 8ю часть, до этого ни в какие не играл. Вообще не зашло, т.к. нет ощущения, что управляешь автомобилем, слишком уж своеобразная аркадная физика. На ps3 куда больше фана было от ModNation Racers, в т.ч. из-за возможность создавать занятные трассы в редакторе

1
Ответить