Первые игровые устройства и игры на них

Олды тут?

Первые игровые устройства и игры на них

Привет!

Путь каждого геймера индивидуален и его игровой опыт по своему уникален. Но как насчёт того, чтобы вспомнить его начало? То, с чего началось наше знакомство с миром видеоигр, ведь всё зависит от возраста и различных условий жизни, что в совокупности создаёт по-настоящему исключительные истории. Первый контакт с играми мог отразиться на предпочтениях и сформировать своё видение жанров или игр в целом.

Мы собрали истории пользователей DTF, которые рассказали о своих первых устройствах и играх, в которые они на них играли.

Sergey Saltuganov — ПК, от Color Lines до Freddi Fish

Процессор Pentium 166 МГц, 16 МБ ОЗУ, жёсткий диск на 2 ГБ, [данные о 3D-ускорителе отсутствуют], 14-дюймовый пузатый ЭЛТ-монитор Samsung SyncMaster 3Ne, периферия Genius, операционка Windows 95, а впоследствии Windows 98, — вот таким было моё первое игровое устройство, появившееся в нашей семье.

Примерно так выглядел мой ПК. Корпус, вероятно, был другой, но счетчик частоты на нем был такой же, как на этой фотке из интернета.
Примерно так выглядел мой ПК. Корпус, вероятно, был другой, но счетчик частоты на нем был такой же, как на этой фотке из интернета.

Самыми-самыми первыми играми в моей жизни можно считать Color Lines и Пинбол «Звёздный юнга». В них я впервые поиграл у бати на работе ещё до того, как у нас появился свой домашний ПК. Про них особенно нечего рассказывать. Обычные казуальные игры, не требующие много времени. Тогда, конечно, я ещё слова “казуальные” и не знал. Я тогда вообще мало что знал.

Затем тот самый компьютер из моего вступления материализовался у нас дома. И вот тут уже началось знакомство с более серьёзными играми, и началось оно с детских квестов «Рыбка Фредди: Дело о похищенной раковине» и «Пут-Пут путешествует во времени» (или Бип-Бип, или Пат-Пат).

Каждая из этих игр проходится за час или даже меньше, но в обеих я провёл гораздо больше времени. Дело в том, что эти квесты, как и множество других квестов от Humongous Entertainment, очень и очень реиграбельны. При каждом запуске новой игры в них случайным образом выбирается положение предметов и, соответственно, «квестовые цепочки» для нахождения необходимых вещей тоже комбинируются по-разному. Итоговые варианты прохождения могут исчисляться десятками в зависимости от игры. Даже сейчас такой подход к созданию квестов мне кажется интересным, что уж говорить обо мне 20-летней давности. Вот тут, кстати, приведён хороший анализ количества вариаций в играх этой студии.

А ещё эти игры попросту очень красивые, да еще и с высоким уровнем интерактивности. Почти на каждом игровом экране есть множество объектов, нажатие на которые активирует какую-нибудь забавную анимацию, сопровождающуюся каким-нибудь «мультяшным» звуковым эффектом. Даже сейчас эти квесты хорошо играются, и я бы посоветовал их начинающим маленьким геймерам, ну а так как они вряд ли меня читают, то их родителям на заметку. К счастью, эти игры есть в Steam и доступны в том числе в российском регионе, но не у всех вшита локализация, так что для некоторых игр её нужно поискать самому.

Даже по меркам тем времён наш компьютер был устаревшим и ни о каких новинках я и не мечтал, так что на том первом «пеньке» приходилось играть в то, что достанем через друзей, и что запустится. Таким образом, моё детство в начале 00-х было наполнено всяким «старьём» из 90-х. То были некие Quake и Quake 2, Civilization и Civilization 2, Duke Nukem 3D, DOOM и DOOM 2, Tomb Raider, X-COM: UFO Defense и X-COM: Terror from the Deep, Warcraft 2, The Neverhood и много чего ещё. Ну и «Герои меча и магии III: Клинок Армагеддона», который, вероятно, был самой свежей игрой из них. Я и понятия тогда не имел, что это всё признанная классика. Просто играл в то, что запускалось и радовался этому.

Кардинал Кардиналыч — Game Boy, от Sonic 3D Blast 5 до Tetris

Путь заядлого игромана начался у меня обыденно: сначала какой-то безымянный фамиклон, проживший всего несколько недель, потом Dendy Classic в 1996 году, — что, в общем-то, весьма поздно, — и наконец подоспела насквозь китайская Sega Mega Shmega, прослужившая верой и правдой несколько лет. Стандартный набор юного консольщика. И, наверное, следующей остановкой должен был стать PC, призванный заткнуть за пояс всю эту старинную аппаратную несуразицу, но что-то пошло не так.

Первые игровые устройства и игры на них

На самом деле, «не так» пошло буквально всё с тех пор, как маленькому мне в магазине New Game попалось на глаза нечто, напоминающее по форм-фактору классические китайские тетрисы, только с ценником, как у крыла самолёта. Разумеется, ни о какой покупке речи и быть не могло, — но кто ж мне мог запретить прикинуться заинтересованным лицом и регулярно просить показать эту странную «новинку» в деле?

Так состоялось моё первое знакомство с Game Boy, который меня тогда просто наповал сразил. Это же, блин, карманный Dendy, пусть и чёрно-белый — поистине ноу-хау! Ну, как «чёрно-белый»... Скорее уж серо-серый, учитывая качество экранчика Pocket-версии, который что в солнечную погоду, что под лампой накаливания показывал примерно ничего, но даже он был лучше того зелёно-зелёного марева у оригинальной ревизии. Вообще, мне много чего найдётся рассказать об опыте юного геймбоиста на стыке тысячелетий, но я уже слышу злобное сопение ODA за спиной, потому лучше уж вернусь к теме.

Первые игровые устройства и игры на них

Где-то через год примерного поведения Game Boy Pocket оказался у меня, а вместе с ним прилагался картридж 10-в-1, ставший отправной точкой в портативной мании. Да, все картриджи были насквозь пиратскими, что не мешало стоить им гораздо больше, чем играм для SMD или даже PS1, потому за всё время их у меня скопилось не так-то и много. Зато рабочая батарейка для сохранений прилагалась, что для портативной системы было очень важно. Правда, смотрю сейчас на эту первую многоигровку с колокольни прошедших лет и понять не могу, каким местом я вообще думал, выбрав именно её среди всего прочего многообразия картриджей, потому как он — идеальный образчик китайского мусора: лживая нумерация, всратые хаки, кривые порты и парочка нормальных игр. Посмотрим на них!

Первые игровые устройства и игры на них

Sonic 3D Blast 5 (он же Sonic 5, он же Super Sonic, он же Sonic Tourbillion).

Пиратская вариация на тему синего ежа, собранная из разных ассетов в малоиграбельную сущность. Представляете, насколько сильно было чувство новизны от самого факта существования портативной Dendy, что даже это говно впечатляло и казалось интересным? Я пытался пройти игру очень много раз, но всегда мешал один неоспоримый факт — это куча китайского кода не работает. Музыка такая, что хочется вырвать динамик с мясом, управление лагучее и тупое, а физика и коллизии будто специально спроектированы так, чтобы причинить максимум боли.

И даже если придрочиться и начать игру проходить, начнут выползать такие баги, от которых глаза на лоб полезут. Например, платформа, на которой надо прокатиться с одной стороны на другую, внезапно забудет про коллизии и просто просочит Соника сквозь себя. Или забудет появиться враг, от того критически важно отпрыгнуть. Дополняет картину ещё и то, что повторяется на многоигровке это чудо-юдо ещё дважды, и каждая следующая «часть» лишь ведёт на другой уровень всё той же игры. Пожалуй, единственная возможность увидеть в ней что-то дальше первого этапа.

Super Mario Land 4 (он же N64 Mario, он же Mario Paradise, он же Mario Angel).

Ещё один «подарок» от китайцев, но на сей раз интереснее, потому как перед нами классический во всех смыслах мариохак, когда берётся совершенно левая игра и переделывается под очередную часть похождений усатого водопроводчика. И досталось теперь платформеру Crayon Shin Chan 4, который, прямо скажем, и без того был так похож на игру про Марио, что хак сюда прямо-таки просился.

К чести пиратам, перековыряли оригинал они настолько, что у меня даже и тени сомнения не возникло, что с игрой что-то не так. Вполне убедительный сантехник вполне убедительно собирает грибы и прочие улучшения и не менее убедительно топчет живность по дороге к цели. Начальный экран перерисован, враги перерисованы, улучшения перерисованы, боссы перерисованы, дизайн уровней совсем другой — в общем, мариохак на максималках.

И вот на моменте с дизайном уровней у игры начинаются серьёзные проблемы. Пираты зачем-то сделали хак просто охренительно сложным, нисколько не заботясь о том, чтобы сложность эта была честной. Тут полно мест, где просто нереально пройти без получения урона, а ещё из детстве мне запомнились удивительные моменты левел-дизайна, где большой Марио в принципе не может пройти дальше, а получить урон не об кого. Не понимаю, как мне удалось в своё время пройти эту поделку до конца... На что только ни пойдёшь, когда в распоряжении есть один разнесчастный картридж. К слову, Super Mario Land 4 тоже растроилась на сборнике.

Hyper Lode Runner

Первая игра из подборки, которая, блин, нормальная! Ну, насколько нормальной может быть головоломка из серии Lode Runner о похождениях алчного до золота мужичка, умеющего только бурить землю перед собой, потому что такой лютый марафон жести в силах выдержать только самые стойкие. Дело в том, что блоки после бурения через некоторое время восстанавливаются, и часто нужно подгадывать моменты так, чтобы и оппонента замуровать насмерть, и самому себе путь дальше открыть, и собрать всё золотишко по дороге. Сделать первое, второе и третье в одной эпичной связке — признак либо большой удачи, либо большого мастерства.

И каждый уровень в Hyper Lode Runner — это настоящее испытание на прочность, требующее быстро думать и быстро действовать. Причём главный враг здесь — не супостаты, мешающие пройти по более простому маршруту, а ваша собственная тупость, потому как замуровать самого себя — как нечего делать. Уровни здесь зачастую построены так, чтобы каждое действие выполнялось с точностью до пары кадров. Даже самое начало особо не церемонится и сразу же «обучает» основным тактикам, которые просто необходимо знать для продвижения дальше.

В детстве моих сил хватало только на три первых уровня, остальное я просматривал с помощью паролей и понимал, что ловить там нечего. И даже вернувшись к игре буквально год назад, я вспомнил, какой же это невообразимый хардкор, с горем пополам добравшись, кажется, до восемнадцатого этапа, когда на уровнях начинают появляться подуровни, также требующие полной их зачистки. В общем, игра только для самых смелых.

Battle City

Порт тех самых «танчиков» и по совместительству ещё одна игра, в своё время «продавшая» мне Game Boy. Сейчас я даже понять не могу, что такого особенно увидел в слабеньком порте оригинальной японской версии Battle City, лишённой всех прелестей пиратского воображения из Tank 1990 и её бесчисленных вариаций, однако назвать игру плохой не могу. Танки есть танки, в конце концов, даже если весь уровень не помещается на экране и требует отдельную миникарту для того, чтобы была возможность как-то ориентироваться на поле брани.

Стоит отметить ещё и то, что именно благодаря этой игре я узнал оригинальное название «танчиков». Не уверен, правда, что мог на то время оценить всю глубину этого открытия, но сейчас особенно забавно вспоминать об этом и думать, что такими вот окольными путями прикоснулся к японской классике в первозданном виде.

Master Karateka

Портативный порт очень влиятельного дедушки, удобрившего почву для будущих файтингов и целого поджанра кинематографических платформеров. Играется, впрочем, соответственно, — но меня, как начинающего геймбоемана, игра впечатляла проработанностью анимаций всех движений и ударов (про термин «ротоскопирование» я узнал уже много-много позже). Всё говорило о её невероятной серьёзности, выделявшей её на фоне прочих милых и мультяшных приключений.

Ещё одна интересная фишка Master Karateka — возможность перед началом игры распределить очки опыта главного героя между тремя характеристиками: силой, скоростью и живучестью. То есть, на старте можно было получить как сбалансированного персонажа, так и неуправляемую ракету, стреляющую конечностями как из Гатлинга, но отлетающую с пары пощёчин. Конечно же, я любил второй вариант, но ни одна скорость не помогала мне преодолеть злосчастный конец второго уровня с воротами-ловушкой, убивающими сразу, стоит их переступить. Только с интернетом я узнал, как просто они проходились...

Tetris

А вот и игра, превращающая дорогущий на то время Game Boy в обычный китайский тетрис... Ну, с разницей в качестве сборки и отзывчивости элементов управления, но кому до этого вообще было дело в то время? Тетрис как Тетрис, сделанный ещё по старым правилам с полным рандомом выпадающих фигурок. Как и в NES'овской версии, тут есть два режима. В первом устраиваешь себе бесконечный заплыв с постепенно нарастающей скоростью падения блоков, а во втором стакан уже с самого начала оказывается засран мусором (либо слегка, либо чуть ли не по горло), и нужно продержаться некоторое количество счищенных линий. В каком-то смысле игру даже можно пройти, потому как в обоих режимах есть концовки.

Такой получилась подборка из шести игр с моей первой «карманной» многоигровки 10-в-1. Прямо скажем, не то, с чего стоит начинать первое знакомство с этой системой, но ощущение ноу-хау от самого факта наличия портативного аналога Dendy затуманивало взор и позволяло даже на таком сухом пайке продержаться достаточно долго. Потом с новыми картриджами появилось и первое разнообразие, и необходимость вставлять в консоль этот сборник китайского мусора и античной классики отпала сама собой.

Может, соберусь когда-нибудь с силами расширить этот рассказ до полноценных воспоминаний о том, во что довелось поиграть на Game Boy за всё время, с какими трудностями приходилось сталкиваться и по каким крупицам собиралась информация о том, что вообще портативка от Nintendo могла предложить в России на рубеже тысячелетий. Пишите, если подобное чтиво будем вам интересно.

CallMeBeardman! — MS-DOS, Metal Mutant

Если честно: я точно не помню, что у меня было раньше - компьютер на MS-DOS или оригинальная NES. Все же это было неприлично давно. Но мне кажется, что огромная, тяжёлая машина с системным блоком сразу под монитором появилась в нашем доме первой.

Однажды моя мама поехала в гости к друзьям и взяла меня с собой. Я не особо вдавался в подробности, что они обсуждали за столом, но когда речь зашла о том, что знакомый хочет продать компьютер - я сразу же переключил все внимание на беседу. Причём забавно, что на тот момент я не имел ни малейшего понятия, что там за устройство, какие в нем характеристики и что я могу на нем делать. Я был четко уверен, что скорее всего смогу во что-то играть и это было единственным важным фактором.

Первые игровые устройства и игры на них

Позже, когда компьютер был приобретён, оказалось, что до покупки на нем были самые разнообразные и интересные игры, но наш знакомый решил, что нам это не нужно и удалил все перед продажей. Достать что-либо из иностранных компьютерных игр в середине девяностых в маленьком городке - затея не из простых, поэтому первые две недели я просто изучал папки и внутренности MS-DOS. Но удача все же улыбнулась начинающему геймеру и в результате томительного ожидания я получил в своё распоряжение целых две игры.

Первой полноценной, но совершенно не интересной мне игрой был Arkanoid. Катаешь шарик по уровню, разбиваешь прямоугольники. Скука. Да, я потратил на него какое-то время, но это скорее как с одним каналом на тв: игр всего две - во что ещё играть, когда вторая надоела, но ты ещё не наигрался? Зато мой отчим каждый вечер приходил ко мне в комнату как на вторую работу. Садился за стол и проходил 5-10 уровней, совершенно лишенный каких-либо эмоций от очередного проигрыша. В итоге он застревал на каком-либо сложно уровнем, делал мысленное «ну что ж», выключал компьютер и шёл спать.

Первые игровые устройства и игры на них

Поэтому вторая игра запала мне в душу и осталась в памяти намного сильнее. В ней было все: роботы, мутанты, потрясающая графика и эффекты, возможность менять форму, роботы, мутанты - ну вы поняли. Причём я порой совершенно не понимал, что происходит в Metal Mutant и в каких-то моментах я был в настоящем ступоре: куда идти и что делать? Однако меня это совершенно не волновало и я продолжал попытки.

В игре мы берём на себя управление роботом-трансформером, который может по мере прохождения превращаться в робота-динозавра, киборга или некоторое подобие танка. Каждая форма помогает решать определенные задачи: проходить определённые места, справляться с противниками и так далее. Интересно, что даже сейчас гемплей игры может заинтересовать и вы вполне можете провести вечер-другой, чтобы наконец дойти до финала и победить кибернетического тирана AROD 7.

Я, скажу честно, так и не смог.

Мне кажется, что эта игра и сами по себе события стали ключевыми для меня, как для фаната компьютерных игр. Я увидел, что могу не просто воображать что-то, играя в настоящие игрушки, а погрузится в совершенно новый мир, который я бы сам в таком юном возрасте никогда бы не придумал.

Уже дальше у меня появились NES, SNES и PlayStation One. Но они скорее развили и укрепили тот факт, что я люблю видеоигры и могу назвать их своим главным увлечением. Отчима уже, к сожалению, нет в живых, но именно ему я благодарен за покупку компьютера. Я точно знаю, что он аргументированно настоял на приобретении.

Спасибо.

Olegoose — PlayStation 2, Kingdom Hearts

Знакомство с миром видеоигр у меня происходило постепенно. Сначала я немного играл в первый Gran Turismo на первой PlayStation у моего кузена, когда моя семья ходила в гости к его семье. Затем, после школы я пару раз заходил в компьютерный клуб возле моего дома и играл минут 20 в первый Doom с одноклассниками. Но все это проходило довольно быстро и я не успевал проникаться играми. Моей же первой настоящей игровой системой стала PlayStation 2, а первой игрой, которую я осилил на данной приставке стала Kingdom Hearts от Square Enix (тогда имевшей название Squaresoft).

<p>(Примечание: фото я нашел из интернета, так как не могу найти свою PS2)</p>

(Примечание: фото я нашел из интернета, так как не могу найти свою PS2)

Изначально, наша семья купила вторую плойку как средство для просмотра фильмов на DVD. Но продавец также сказал, что на ней можно играть в игры самых разных жанров, что позволит занять ваших детей. Внезапно, мой отец решил раскошелится и приобрел вместе с PlayStation 2 пару дисков. Среди них были Kingdom Hearts, Grand Theft Auto 3 и первые Ratchet and Clank и Jak and Daxter.

Придя домой, мы с отцом начали подключать консоль к телевизору и мне предложили выбрать игру, которую я хотел бы запустить. И хоть пушки и машины на обложке третьей GTA меня определенно заинтересовали, мой выбор пал на Kingdom Hearts, так как я был большим фанатом мультиков от Disney в те времена, а описание игры предлагало посетить миры этих самых мультиков и сражаться с монстрами вместе с Дональдом Даком и Гуфи.

Первые игровые устройства и игры на них

Вставив диск и включив консоль, я увидел и услышал один из самых знаменитых запусков консолей, попутно немного испугавшись.

Начав играть, я заметил, что игра была доступна полностью на английском языке. Не то чтобы я совсем не знал английского языка (моя семья активно заставляла меня учить его), но тогда меня одолел некий испуг, что я не буду понимать, что вообще нужно делать в игре. Подкреплялось это и привыканием к геймпаду DualShock 2 и управлению с помощью него. Во время обучения в начале игры, я просто минут пять учился нормально двигаться и вертеть камерой.

Попав на Destiny Island, место с которого начиналась игра, я был очарован красотой Kingdom Hearts. Да, сейчас игра смотрится так себе, но тогда милый зеленый островок с красивыми пляжами казалась мне чем-то неописуемым, после трас первой Gran Turismo и коридоров Doom. Некоторое время, я просто гулял и исследовал остров, не летя по сюжету.

Первые игровые устройства и игры на них

Но поскольку бесконечно любоваться пляжем нельзя было, я стал продвигаться по истории. Тогда, многие фразы мне были еще доступные. Но когда в дело вступали длинные диалоги про всепожирающую темноту, коварные планы злодеев и душевные диалоги героев, я немного терялся. Эту фишку Kingdom Hearts я понял не сразу, да и сейчас не понимаю, смотря на общий сюжет серии.

Появление героев Final Fantasy был тем, от чего я немного выпадал. Kingdom Hearts была кроссовером франшиз Disney и Final Fantasy, но я был знаком лишь с первыми. И когда игра пафосно презентовала мне Клауда из Final Fantasy VII или Скволла из восьмой части, я вообще не понимал кто эти ребята и почему камера фиксируется на них такое долгое время. Я лишь знал, что они довольно сильные, так как не раз проигрывал им в поединках.

Первые игровые устройства и игры на них

У меня также могли возникать проблемы и с местным исследованием. Kingdom Hearts не вела игрока за ручку и не подсказывала куда идти и что нужно делать. Тогда объемных гайдов в интернете или видео на YouTube для меня не существовало и я мог застрять в определенных мирах уровнях на долгое время, просто потому что я пропустил какой-то предмет в темном углу. Добавлял трудности порой непростой платформинг, с которым я поначалу не ладил из-за привыкания ко всем функциям и особенностям DualShock 2.

Первые игровые устройства и игры на них

Но все это не имело значения, когда я впервые попадал в миры Disney, будь это Аграба из Алладина или Колизей из Геркулеса. Сам я рос на подобных мультфильмах и исследовать их было одно удовольствие. Просто встретиться с известными персонажами и убивать с ними монстров мне было одно удовольствие, из-за чего я даже был не против застревания на уровнях. Особенно эпично смотрелись битвы с боссами. Кроме собственных монстров Kingdom Hearts, вы могли сражаться со злодеями Disney, вроде Джафара. Иногда в боях с ними были определенные гиммики, завязанные на знании мультфильмов. Благо, бесконечное долбление кнопки X хватало мне для продвижения по сюжету и истребления бессердечных.

Первые игровые устройства и игры на них

Особенно сумбурными для меня смотрелись диалоги. Для меня Kingdom Hearts была первой игрой с большим сюжетом и персонажами, которые раскрывались по ходу игры. Но вот сами диалоги между героями это было что-то с чем-то. В один момент, вы слушаете пафосный монолог про человеческую душу, а потом вы видите забавную ситуацию между Дональдом Даком и Гуфи, из-за чего сами персонажи впадают в сильный смех. Данный тип повествования и так отличается от стандартных игр, но для человека, который играет в Kingdom Hearts как в первую «настоящую» игру, это вызывало максимальное удивление, вперемешку со смехом.

Первые игровые устройства и игры на них

Kingdom Hearts я проходил довольно долго. Сначала я забыл вставить карточку памяти в PlayStation 2, из-за чего первые четыре часа моего прохождения полетели в трубу. Позже меня прогоняли родители, так как хотели смотреть кино на дисках. Добавьте к этому учебу, секции и другие проблемы школьника. Но игру я таки смог пройти и при финальных титрах я просто смотрел в телевизор и ощущал пустоту, так как приключение Соры и его друзей закончилось. Игра показала мне, чем именно могли быть видеоигры и что благодаря ним можно чему-то научится (благодаря Kingdom Hearts я неплохо подтянул английский). После этого, я прошел остальные диски в комплекте с плойкой и стал собирать новые. Затем, я смог поиграть и в другие игры самых разных жанров на все той же PS2, а потом на ПК, Game Boy Advance и других платформах. И всё это благодаря игре, где анимешный мальчик избивает монстров гигантским ключем под радостные крики Дональда Дака и Гуфи.

Первые игровые устройства и игры на них

Валя Шакун — PlayStation 2, God of War 2

Не помню, как и когда в семье появилась PlayStation 2, но помню, как отчаянно пытался разобраться в управлении, чтобы поиграть хоть во что-то без помощи старшего брата. В ходе таких попыток, кстати, «исчезли» сохранения с почти полным прохождением игры по первым «Трансформерам», но её я совсем не помню, в отличие от похождений Кратоса. Точнее, в отличие от битвы с Колоссом Родосским из God of War 2.

В то время я почти не уделял внимания кат-сценам и сюжету в играх, да и проходить их до конца не стремился. Наверное, поэтому я влюбился именно в историю «говорящего члена», где нарратив почти что отсутствовал. А ярче всего запомнилась именно самая первая битва в игре и её «послесловие». Особенно в ней удивляло живое окружение — уровень в постоянном движении и смена декораций. Игра плохо сохранилась, и сейчас бой смотрится далеко не так впечатляюще. Но в то время даже родители были против того, чтобы я на всё это смотрел. Ведь что может быть хуже для психики ребёнка, чем избиение гигантского камня?

В отличие от самого мордобоя, то, что происходит после сражения, и сейчас выглядит жутковато. До сих пор неуютно от сцены, в которой Зевс протыкает Кратоса гигантским мечом и отправляет в загробный мир, где тот вынужден карабкаться по стене из рук, затягивающих его на тот свет. Брр...

Первые игровые устройства и игры на них

Жаль, что 15 лет назад все игры казались мне непроходимо сложными, и к God of War я вернулся лишь несколькими годами позже. Но именно благодаря той битве с Колоссом и кошмарной сцене после я полюбил и эту серию, и hack’n’slash вообще. Да и God of War (особенно после основательного и неоднократного прохождения) стала если не любимой моей игровой серией, то точно одной из таковых.

emersy — ПК, от Dune 2 до Another World

На мой 7-й день рождения, в далеком 1997 году, родители торжественно подарили мне мой первый ПК. Так что гордым боярином я стал ещё ходя пешком под стол, полностью минуя этап холопских утех с джойстиком. Но про железную начинку своей первой машины я помню лишь то, что это был некий i386. Я и сейчас то во всём этом не особо разбираюсь, а тогда и вовсе просто предпочитал считать это какой-то магией.

Первые игровые устройства и игры на них

Но зато я до сих пор отлично помню как он выглядел, что даже как-то немного символично, ведь я с трудом так вот сходу вспомню как выглядит мой текущий то ПК. И уж точно совершенно не вспомню как выглядели все остальные предыдущие, кроме Того Самого, первого - этот огромный горизонтальный блок с массивным красным тумблером включения сбоку и, видимо для баланса, с наоборот чересчур маленькими кнопочками reset и turbo спереди. До сих пор понятия не имею что вторая делала, кстати. Поверх всего этого возвышался еще более огромный монитор, на котором не то что кошечка, а даже, наверное, собачка спать могла. А поверх самого монитора был ещё и отдельный защитный тонированный экран. Который я частенько, ведомый бунтарским духом, снимал, чтобы охуеть от насыщенности и яркости изображения. Так что чудом до сих пор со зрением живу, наверное.

Вообще однако очень быстро вскрылась страшная правда - компьютер был подарен мне в первую очередь для того, чтобы папа мог на нём работать и мешать мне тем самым использовать его по прямому назначению - для игр. Которых и тогда уже, в принципе, хватало.

Выбирать, правда, приходилось исключительно из того, что приносили откуда-то родители на дискетах. Но среди них уже были такие нетленки как Dune 2, два первых Prince of Persia, Another World, Ugh, поддельный King’s Bounty 2 и ещё всякое разное. Включая и разномастное древнерусское инди, написанное от скуки каким-нибудь лаборантом за вечер, потом передаваемое исключительно из рук в руки и, в конечном счёте, утерянное кем-то навсегда. Зачастую, в общем то, и к счастью.

Первые игровые устройства и игры на них

Относительно скудный ассортимент отлично компенсировался кривизной моих детских ручек и скудностью того же детского ума. В результате даже тот же совсем короткий Another World я тогда проходил чуть ли не с месяц наверно, и до сих пор помню каким трудным и далеко не всегда понятным он мне тогда казался. А уж какую-нибудь дюну можно было задрачивать годами при желании.

Первые игровые устройства и игры на них

Что я, впрочем, и делал. До появления у меня спустя сколько-то лет уже первого пенька (насколько я помню) с какой-то непонятной, но такой жутко любопытной Windows 95 на борту и целым новым открывшимся горизонтом в плане игрового потенциала. Но это, как говорил то ли Конфуций, то ли Стэтхэм, уже совсем другая история.

Yes, Your Grace — ПК, от Wing Commander до Space Quest

Несмотря на то, что играть я начал рано и прошёл длинный путь из Dendy, Sega, PS One и только потом уже пришёл к боярскому геймингу, рассказать хочу именно про мой первый ПК.

Это был огромный серверный системник с 10 слотами под HDD на базе Intel i486 (или 386?), который мой папа однажды притаранил с работы. На нём стояли DOS и Windows 3.1. Из всех развлечений в этой винде был разве что Paint, поэтому для игр я использовал DOS.

Первые игровые устройства и игры на них

Набор игр был ограничен тем, что папа приносил с работы. А поскольку это были обычные городские “электросети” провинциального Зажопинска, а не какой-нибудь модный айти-гигант, то и набор игр был сильно ограничен.

Одна из первых игр, в которые я поиграл, был Wing Commander. Какая именно часть – сейчас не вспомню. Впечатления мои прекрасно описываются мемом “очень интересно, но нихрена не понятно”. Я раз за разом обшаривал стартовый “ангар/каюту” в надежде найти там что-нибудь новое, а потом запускал миссию, вылетал в открытый космос и… нифига не понимал, куда лететь, как полноценно управлять и что вообще делать. Поэтому бесцельно летал где-то, иногда пытался в кого-то стрелять, неизменно умирал и возвращался в начало. И всё это с богическим “пиу-пиу” через спикер :)

Очень повезло, что Dune II была среди “доступных” – она мне приглянулась ещё на Sega, где мы с одноклассником проводили за ней многие часы. Теперь же выдалась возможность позалипать в неё более вдумчиво, уже с полным пониманием механик, а не бездумным натыкиванием построек. Что я, собственно, с большим удовольствием и делал. Рип всем водителям харвестеров, которые шли к успеху, но пришли в пасть к червю…

Говоря о стратегиях, не могу не упомянуть ещё три игры,, которые до сих пор занимают в моём сердце особое место: The Settlers II, Civilization (первую) и Colonization. В первой, хотя и не до конца понимал, как работают все системы (игры всё-таки были на английском), до жути нравилось наблюдать, как человечки бегают туда-сюда, переносят материалы, возводят строения, ищут новые месторождения. Красота!

В Civilization я провёл многие часы, разыгрывая разнообразные партии с разными настройками мира. Всё-таки она почему-то мне зашла больше второй части, в которую я поиграл раньше, ещё на PS One.

А вот во что я дико залипал, так это Colonization. Мне она нравилась своей “камерностью” относительно цивы; в ней упор был сделан на одном лишь временном периоде – освоении Нового света. Считаю, что она несправедливо канула в лету в тени Civilization. И до сих пор не пойму, почему не сделали какой-нибудь хороший аналог или ремейк. Пробовал играть в прошлом году – игра отлично состарилась, что непременно радует.

Первые игровые устройства и игры на них

А вот серия игр, воспоминания о которой ярче всего сохранились в памяти, и в которую я переигрываю периодически до сих пор – это Space Quest. Адвенчура о приключениях незадачливого космического дворника Роджера Вилко так запала в душу, что я переигрывал отдельные игры раз за разом. Мне нравилось всё – сеттинг, сюжет, возможность попробовать лизнуть собственную пятку, и, конечно же, юмор.

Первые игровые устройства и игры на них

Первую часть, помню, я проходил на скорость, так как игр других особо не было, а заняться чем-то хотелось. Я ещё не знал тогда ни про какие спидраны, мне просто казалось это интересным времяпрепровождением. Вроде, результат был около 14 минут 😅 Возможно, я когда-нибудь допишу по этой серии лонг, начатый 4 года назад…

Денис Сытырыз — PlayStation, Metal Gear Solid

Первые игровые устройства и игры на них

Ещё будучи совсем маленьким, у меня дома была Dendy, в которую мы играли с братом вместе. Но крепкого такого интереса эти игры не вызывали. Да и мне было 3-4 года, потому и воспоминания не такие яркие. Временами я поигрывал и в Nintendo GameBoy. Но полноценное увлечение видеоиграми у меня появилось в тот день, когда отец принёс домой PlayStation. На Соньке мы играли в большое количество разнообразных игр, но среди них есть одна, которая навсегда осталась в моём сердце.

В те времена, — а это был конец 1999 года — трейлеры к видеоиграм можно было найти на прилагаемым к игровым журналам дискам. Вот на одном из таких дисков, позаимствованном у одноклассника брата, я обнаружил трейлер к Metal Gear Solid, который произвёл на меня колоссальное впечатление. Я сразу вспомнил, что на обратной стороне коробки из под PlayStation, среди множества других, были скриншоты к этой самой игре. Конечно же, мне захотелось поиграть, и при первой же возможности попросил отца купить Metal Gear Solid. Впрочем, долго ждать не пришлось.

Трейлер игры, который был на диске

Мне тогда едва исполнилось 5 лет, поэтому, в основном, я смотрел как играет мой отец и лишь изредка играл сам. Запустив игру мы прошли обучающие VR миссии, а после двинулись в основной сюжет.

Завод по утилизации ядерного оружия на острове Шэдоу-Мозес захватывает спецподразделение FOXHOUND. Террористы требуют останки «величайшего солдата ХХ века» Биг Босса. В противном случае угрожают нанести ядерный удар в течение 24 часов.

Полковник Кэмбэлл, — бывший командир спецподразделения FOXHOUND — разыскивает проводящего свою пенсию на Аляске Солида Снейка, главного героя двух предыдущих игр серии (Metal Gear, Metal Gear 2: Solid Snake), и настойчиво просит отправиться на Шэдоу-Мозес. Снейк под водой в духе фильма «Скала» проникает на остров. Теперь ему требуется освободить заложников и обезвредить террористов. Но за ширмой завода по утилизации ядерного оружия скрывается куда больше тайн и врагов.

Игра поражала своей кинематографичностью в кат-сценах и диалогах героев. История, скрывающаяся за шпионским боевиком, была глубже и доносила до игроков по всему миру послание о проблемах ядерного оружия, наследственности и отношениях людей на поле боя.

Первые игровые устройства и игры на них

Хидэо Кодзима со своей командой создали персонажей, к которым проникаешься. В этой игре нет откровенно плохих и хороших людей, но есть персонажи со своими идеями и взглядами на происходящие события. Каждый член FOXHOUND после поражения рассказывает свою историю, после которой можно кардинально изменить отношение к персонажу, понять его и посочувствовать.

Как и сюжет, так и геймплей был хорош и разнообразен. В игре, помимо стандартного стелса и экшен элементов, надо было искать мины на заснеженном поле, выслеживать крысу с похищенной картой-ключом, прятаться от волков, спускаться с высокой башни на верёвке, терпеть пытки, сбегать из заключения, драться врукопашную с кибернетическим ниндзя и т.д. Игра, действительно, насыщена самыми разнообразными элементами.

Кстати о ниндзя. В детстве персонаж так мне понравился, что я, даже не умея рисовать от слова совсем, смог очень точно срисовать его с журнального арта. Правда жаль, что рисунок не сохранился.

Тот самый арт, который я срисовал
Тот самый арт, который я срисовал

Почему именно Metal Gear Solid так важен для меня среди остальных игр на PS? Отчасти из-за того, что МГС стал первой игрой, которую я смог самостоятельно пройти от начала и до конца, правда уже годами позже (в возрасте 7-9 лет). И проходил я её бесчисленное количество раз, и на разных уровнях сложности. В какой-то момент я чуть ли не спидранил игру, проходя её за 2 часа. Сейчас то понятно, что это не спидран, но всё же для маленького ребёнка это достижение.

С момента первого запуска я стал фанатом серии Metal Gear и играл в каждую новую часть. Спасибо Хидэо Кодзиме за эту человеческую историю, в которую всегда приятно возвращаться вновь и вновь.

Пользуясь моментом хочу порекомендовать к прочтению мой ультимативный 90 страничный лонгрид на схожую тематику, а именно как я познакомился с видеоиграми. В нём я более подробно останавливаюсь на важных для меня играх и на Metal Gear Solid в частности.

Ideakey — ПК, от Warcraft III до Пасьянса

Первые игровые устройства и игры на них

Самым первым моим игровым устройством стал ПК. Произошло это довольно давно, а именно осенью 2009 года. Мне тогда почти исполнилось шесть лет, поэтому я много чего, конечно же, не запомнил, но в моей голове довольно отчётливо всплывает перемотанная скотчем металлическая коробка, окрашенная разными оттенками серого с мигающей зелёной лампочкой и белым дисководом. На нём стояла 7 Винда, с которой я в итоге и просидел большую часть своей небольшой, но всё-таки жизни. И к нему же были подключены логитеховские мышка с клавиатурой.

Первыми играми, в которые я сыграл, были: Age ofmythology, Age of empeires III и Warcraft. С последней игрой по причине своего возраста я познакомился только через 6 лет после релиза.

Первые игровые устройства и игры на них

Также время от времени мне попадались игры непонятного жанра и происхождения, больше всего из которых запомнился "Незнайка на луне". В неё я играл с благоговейным трепетом, потому как мог не просто пройтись по местам моих тогдашних героев, но и побывать в их шкуре.

Ещё в моей коллекции была парочка аркадок на отбивание мячика платформой и что-то вроде странной и довольно туманно маячащей у меня в голове версии тетриса.

Плюсом в ассортименте имелся мой мало-мальски первый шутер, который спустя годы я так и не смог опознать. Больше всего он походил на одну из частей Call of Duty, но даже среди них я так его и не нашёл, так как мне в него дали сыграть всего один раз. С лихвой мне хватило его, чтобы впечатлиться самой реалистичной графикой в моей жизни, которая так и осталась эдаким ускользающим образом в моей голове. Он сформировал несбыточную мечту о затерянной игре с самой лучшей фотореалистичной графикой среди всех игр в индустрии, из-за чего я периодически то начинаю, то забрасываю её поиски.

Первые игровые устройства и игры на них

И пожалуй, последней, довершающей частью всей картины для меня стали две штатные Виндовские игры - сапёр и пасьянс, занимавшие меня часами (особенно пасьянс), наравне с Варкрафтом и другими стратегиями, которым я посвящал часы, перепроходя их раз за разом.

Поэтому в моей голове, которая, как я надеюсь всё-таки имеется на плечах, это время запомнилось как самое счастливое, когда мне хватало трёх игр, каждую из которых я, наверное, прошёл раз 7-8 и, конечно, пасьянса, откуда на меня смотрели красивые и чопорные лица дам и королей.

Вот такой список получился у наших авторов. Как можно увидеть, по большей части у игроков первым устройством был ПК, что неудивительно.

У каждого своё начало, пускай его не все могут вспомнить, но из отрывков воспоминаний может сложиться полноценная картина.

А какое первое игровое устройство было у вас?

7575 показов
4.3K4.3K открытий
77 репостов