{"id":4008,"url":"\/distributions\/4008\/click?bit=1&hash=3e0e24714242dbbafe0bc5f0070ccccc83480de788b38ffe56426b16d15d7a5e","title":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u043b\u0438, \u0447\u0435\u0433\u043e \u0436\u0434\u0443\u0442 \u043e\u0442 \u043d\u043e\u0443\u0442\u0431\u0443\u043a\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u0439","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

50 фактов о Warcraft III, которые вы не знали

Перечисляю интересные и не очень детали о легендарной RTS в честь её 20-летия.

Warcraft III — легенда, не нуждающаяся в представлении. Особенно в СНГ: стратегия в реальном времени от Blizzard считается такой же «обязательной» игрой для ПК в странах бывшего СССР, как и «Герои Меча и Магии III» или Counter-Strike.

Недавно Warcraft III исполнилось 20 лет. К сожалению, текущий владелец франшизы, Activision Blizzard, не посчитал нужным хоть как-то отметить это событие. Я же решил вспомнить классику ПК-гейминга и перепройти её, а также вспомнить массу интересных фактов об игре в честь её юбилея. Я постарался по максимуму опустить всем известные вещи вроде «если кликать на животных, то они взрываются», «стоит разбивать ящики, в них может быть случайный лут» и Мясника с ногой Вирта в конце кампании Эльфов Крови. Хотя про панд всё же заикнусь.

В этом материале собраны 50 интересных деталей, секретов «закулисья» игры и просто мелких забавных вещей, которые должны быть интересны фанатам Warcraft III.

Чтобы было веселее, на скриншотах я спрятал 12 кабанчиков. Сможете найти?

1. Артас учился ходить у Криса Метцена, сценариста игры

Цикл анимации ходьбы, который использовали для Артаса в синематике с убийством короля Теренаса, смоделировали по видеозаписи ходьбы Криса Метцена, сценариста игр Blizzard. Так что можно сказать, что в тронный зал заходит не только падший принц, но и сценарист Warcraft III.

2. Warcraft III — это «рок-н-ролльная» игра

Часть разработчиков Blizzard — огромные фанаты рока. В особенности художник Сэмуайз Дидье (Samwise Didier), который рисовал арты не только для Warcraft, но и для обложек альбомов группы HammerFall. Также он — вокалист рок-группы Level 80 Elite Tauren Chieftain, которая выступала на BlizzCon и присутствует в World of Warcraft.

Любовью к року обусловлены не только брутальный дизайн их игр и общая направленность на rule of cool, но и многочисленные отсылки к музыке тех или иных групп. Большая их часть — в названии сюжетных миссий.

Все три миссии из демо-версии Warcraft III: The Frozen Throne (последние три миссии кампании-обучения «Исход Орды») — это названия песен тех или иных групп: Riders on the Storm (The Doors), The Fires Down Below (Боб Сигер), Countdown to Extinction (Megadeth).

Шестая миссия Орды в Reign of Chaos, Where Wyverns Dare — отсылка на Where Eagles Dare группы Misfits. Седьмая миссия Орды By Demons Be Driven названа в честь песни группы Pantera. А первый акт кампании «Основание Дуротара» называется To Tame a Land (Iron Maiden). Финальный акт называется Blaze of Glory (Bon Jovi).

3. Имена внесюжетных NPC — это друзья и родственники левелдизайнеров

Разработчики Blizzard обожали оставлять маленькие пасхалки, и одна из них — это имена различных крестьян, попадающихся на пути. Из известного — герои «Бойцовского клуба» в первой миссии кампании Нежити из Reign of Chaos. Но вот откуда взялись более обыденные имена, знают немногие. Например, женщина Алисия, что просит спасти из лап гноллов мальчика Тимми, названа в честь жены создателя уровня Тима Кемпбелла (Tim Campbell).

Паладины во второй миссии Нежити из Reign of Chaos также названы в честь друзей и родственников: Николас Бузан (Nicholas Buzan) — один из друзей левелдизайнера Дэвида Фрида (David Fried, DesignerDave), Сэр Грегори Эдмунсон (Sir Gregory Edmunson) — отчим девушки Дэвида, Эдвард Канг (Edward Kang) — аналитик отдела контроля качества Warcraft III.

Хотя встречаются и другие отсылки: в третьей миссии Альянса Ravages of the Plague можно найти селян с именами «Мария Антуанетта» и «Ахилес». Ещё есть крестьянин по имени Кеншин, названный в честь одноимённой манги\аниме.

4. В редакторе карт Warcraft III спрятана пасхалка из Diablo II

В окне чата Battle.net для Diablo 2 в самом центре есть самоцвет (chat gem), на который можно нажать. Он ничего не делает и оставлен лишь для шутки, которая, впрочем, удалась: игроки гадали, для чего нужен и что меняет эта необычная драгоценность. Дошло до того, что Blizzard пришлось многократно заявлять, что он делает ровным счётом ничего.

Однако chat gem не остановился на второй Diablo. В Warcraft III он тоже есть — точнее, в её редакторе карт. Если вы внимательно посмотрите в правый нижний угол окна приложения, то между ползунками можно найти самоцвет. Кликните на него — и редактор скажет, что камень включён. Или выключен, если нажать ещё раз. В отличие Diablo II, камень редактора всё же кое-что делает: при удалении объектов вроде юнитов и построек они исчезают с анимацией и звуком своей смерти.

5. Малыш Тимми и всё что с ним связано

Вновь вспомним малыша Тимми, которого нужно спасать от гноллов. Он — внутренняя шутка разработчиков Blizzard, посвящённая дизайнеру Тиму Кэмпбеллу. Фанатам больше всего известны два Тимми: главный герой дополнительного квеста в первой миссии Альянса в Reign of Chaos и одноимённый вурдалак из клетки уже в третьей миссии. Он же, к слову, встречается в World of Warcraft в роли мини-босса в Стратхольме, Тимми Беспощадного (Timmy the Cruel).

Малыш Тимми

Но есть и другие. Один Тимми бежит на концерт Артаса в финальных титрах Reign of Chaos вместе с папой. Другой, уже в The Frozen Throne, прячется в левом краю карты первой миссии кампании Нежити, среди деревьев. Только он механический, бессмертный, говорит фразами владельца гоблинской лавки и торгует артефактами, позволяющими призывать Элементалей Льда.

А уже в четвёртой миссии Нежити в загоне тускаров среди обычных пингвинов можно найти пингвина Тимми. У него нет особых предметов, хотя вроде как и должны были быть: в файлах этой миссии можно найти предмет с иконкой пингвина, описание которого гласит «я потерялся, помогите!». При использовании предмета-пингвина персонаж будет просто ходить из стороны в сторону, как NPC.

В кампании Рексара, а конкретно в Тераморе, с помощью освобождённых из клеток соколов в углу карты можно найти Тимми с его мамой. Вероятно, того самого, которого от гноллов спас Артас, а одноимённый вурдалак — это другой умерший ребёнок. Но это не точно.

И это ещё не все Тимми, которые есть в Warcraft III. Но их стоит упомянуть в рамках других интересных фактов.

6. Blizzard использовали декорации неожиданными способами ещё до Bethesda

Помните историю о том, что низкие тумбочки в Skyrim — это шкафы, спрятанные под землю? Blizzard тоже умеют в такие фокусы: гейзеры в лагере мурлоков в кампании Рексара — это гигантские фонтаны, спрятанные под землёй.

Скриншот из видео Abelhawk
Отрывок из видео Abelhawk

7. Альянс может помочь с уничтожением Кель-Таласа

В кампании Нежити из Reign of Chaos, в миссии по доставке праха Кел'Тузада к Солнечному Колодцу, можно получить в своё владение баньши и с их помощью поработить рабочего эльфов.

Именно на этой карте разработчики, видимо, забыли ввести ряд скриптовых ограничений. Из-за этого за одержимого эльфа можно отстроить базу Альянса и пользоваться всеми юнитами фракции. Более того, можно построить Алтарь Королей и создать столько героев, сколько позволяет лимит армии — число командиров тоже забыли ограничить.

8. В Reign of Chaos есть механика починки мостов

В четвёртой миссии Нежити, «Ключ Трёх Лун», Сильвана ломает мост в месте, где отряд игрока начинает миссию. Этот мост можно починить, если отдать послушнику приказ ремонта. Возможно, это детали нереализованной механики, которую задумывали на начальных этапах разработки и их просто забыли убрать. Тем не менее, этот конкретный мост можно починить обратно.

9. Тралл мог подружиться с Альянсом и всё ещё может поругаться с Громмашем

Третья миссия Орды в Reign of Chaos — одна из самых интересных с точки зрения скрытых и нереализованных механик. Так, если Тралл нападёт на лагерь союзника, предводителя клана Песни Войны Громмаша Адского Крика, то тот начнёт сдавать сдачи и атаковать базу вождя.

На этапе разработки планировалось наградить игрока, если в этом задании он избежал битв с людьми: в последствии выжившие с Лордерона помогали бы Орде. Но от идеи отказались в виду сложностей в реализации.

И ещё одна забавная деталь: если в этой миссии передать Громмашу предметы в инвентарь, они будут в его карманах в следующей миссии, где за вождя клана Песни Войны можно будет поиграть.

10. Клан Песни Войны — профессиональные дровосеки

Во всё той же четвёртой миссии Орды, The Spirits of Ashenvale («Духи Ашенвальского леса»), у рабочих повышенная скорость добычи леса в сравнении с другими миссиями и мультиплеером. Видимо, это сделано для того, чтобы задание по сбору древесины для лагеря вождя было не таким затянутым.

11. Играть в Warcraft III вас учил продюсер игры

Дерек Симмонс (Derek Simmons) озвучил дающий подсказки голос в обучающей кампании «Исход Орды» в Reign of Chaos. Также Дерек отвечал за контроль качества Diablo II (включая Collector's Edition), Warcraft II: Battle Chest (в ней он также работал левелдизайнером) и Starcraft (включая публичное демо и дополнение Brood War).

Причина, почему продюсер игры озвучил обучение, достаточно забавная: миссия-туториал из Reign of Chaos была сделана самой последней буквально перед релизом игры, и у команды уже не было времени и средств на поиск очередного актёра озвучки. Поэтому было решено справиться своими силами.

В русском переводе голос ведущего в обучении — это голос принца Кель'Таса, Дмитрий Полонский.

12. У Тикондруса есть секретное заклинание телепортации

В шестой миссии кампании Ночных Эльфов в Reign of Chaos (та, где Иллидан добывает череп Гул'Дана) ваша цель — убить нетрезима Тикондруса. Для этого надо добыть череп Гул'Дана. Однако к злодею можно пробиться, игнорируя поиск демонического артефакта. Но в таком случае Тикондрус толкнёт пафосную речь о том, как Иллидан и эльфы его утомили, телепортирует все ваши войска на другой конец карты, уничтожит все ваши здания рядом с собой и восстановит здоровье для максимума.

К слову о черепе Гул'Дана: изначально это должен был быть артефакт, а не алтарь-здание, и его нужно было уничтожать особым ритуалом. Но в релизной версии эту механику упростили до уничтожения постройки в виде черепа.

13. У всех домов в Warcraft III есть фундамент

Это можно заметить только если построить здание на отвесном уступе, что случается очень редко в сюжетной кампании. Тем не менее, разработчики перестраховались на случай перепада высот и сделали каждой постройке уникальный фундамент со своей текстурой, чтобы здания смотрелись релистично в трёхмерном пространстве.

14. Нейтральные крестьяне в Стратхольме — важное геймдизайнерское решение

Во всё той же миссии в Стратхольме жители, которых игрок обнаруживает после разрушения дома, нейтральные. Это означает, что нужно или дождаться, когда они превратятся в нежить, или отдать отдельный приказ атаки. Изначально крестьяне, выходящие из домов, были враждебными и автоматически атаковали отряд Артаса.

Нейтральными их сделали намеренно, чтобы добавить моральную дилемму: вам нужно или ждать мутации и освободить несчастных горожан от мук, или собственноручно отдать приказ об убийстве невинных людей до обращения. Таким образом, эта маленькая механика даёт игроку почувствовать тот же психологический слом, который испытывал Артас, убивая собственных подданных.

Бонус-факт: помимо обычных крестьян в домах должны были появляться и дети. Но их вырезали (ха-ха), так как эпизод в Стратхольме был достаточно мрачным и без их убийства.

15. Разработчики Blizzard выпендривались муравьями

В начальном CGI-ролике кампании Альянса из Reign of Chaos, где Медив прилетает предупреждать короля Теренеса об угрозе Легиона, перед входом пророка в тронный зал игроку показывают пол, по которому ползают муравьи. Этот кадр существует только потому, что отвечавший за ролики отдел хотел показать свои возможности: ведь в этой сцене каждый муравей рендерился отдельно. Больше у этого кадра нет буквально никакой роли или цели. CGI-художники просто захотели выпендриться тем, что они могут отрендерить кучу уникальных муравьёв.

Вот на это ушла часть бюджета Warcraft III. Цените, наслаждайтесь!

16. Разработка Reign of Chaos — это «сосисочная вечеринка»

Reign of Chaos был разработана девятью парнями. Ни человеком больше, если учитывать непосредственно создание уровней, скриптов, юнитов и так далее. Женщин в команде тоже не было: разве что в смежных отделах типа дизайна звука или продвижения игры, но в самой разработке девушки участия не принимали.

То есть, классику RTS буквально создала банда гиков-геймеров, которые ночами кодили крутую фэнтези-игру про орков под пиццу и энергетики.

17. Джайна должна была умереть в Warcraft III

По неиспользованным в игре репликам, оставшимся в файлах игры, а также упоминаниям в официальном гайде к Warcraft III можно заметить, что изначально разработчики планировали гибель Джайны. Её должна была растерзать нежить Кел'Тузада, а сам некромант — превратить героиню в баньши. Это дало бы больше мотивации Артасу отомстить Плети, так как изначально волшебница задумывалась как серьёзный любовный интерес для героя.

Но от идеи отказались из-за того, что эта сюжетная линия слишком похожа на драму Джима Рейнора и Сары Керриган из предыдущей игры Blizzard, Starcraft. В итоге участь стать баньши досталась Сильване Ветрокрылой.

18. Модели осадных машин были изменены из-за авторских прав

Если верить словам автора канала Abelhawk, модели катапульты Орды, парового танка Альянса и баллист Ночных Эльфов были изменены The Frozen Throne из-за проблем с авторскими правами. Чтобы не пересечься с интеллектуальной собственностью Wizards of the Coast (Dungeons&Dragons) и Games Workshop (Warhammer Fantasy, Warhammer 40000, Warhammer: Age of Sigmar), юниты подверглись редизайну и были переименованы.

Старая модель эльфийской баллисты

Каким образом средневековая баллиста нарушает права конкретно этих двух студий — неизвестно, но причина именно такая. Также изменили названия некоторых предметов (Boots of Elvenkind\Эльфийские сапоги на Boots of Kael'Talas\Сапоги Кель'Таласа) и других юнитов вроде гирокоптера (Gyrocopter, изменили на Flying Machine из Warcraft II) и совиного медведя (Owlbear, изменён на Wildkin).

19. Сюжетная кампания «Основание Дуротара» придумана и сделана одним человеком

Изначально кампании Орды для The Frozen Throne не планировалось вообще. Что странно, учитывая что все остальные фракции получили свою часть экранного времени в том или ином виде. Однако в итоге орки попали в дополнение благодаря упорному труду левелдизайнера Тима Кэмбелла.

Он посчитал, что Орду нельзя оставлять без внимания и в одиночку сделал всю сюжетную кампанию Рексара (если не считать актёров озвучки и помощи со сценарием от Криса Метцена) с экспериментальной RPG-направленностью, превратив геймплей Warcraft в эдакий клон Diablo. Грубо говоря, если бы Тим не пожалел орков, игроки не получили бы одну из самых любимых фанатами кампаний в истории жанра RTS.

Бонус-факт: Тим Кэмбелл сейчас занимает должность президента студии Frost Giant, основанную ветеранами Blizzard, которые сейчас разрабатывают стратегию в реальном времени Stormgate.

20. У Тикондруса есть ручная овца

Во второй миссии Нежити в Reign of Chaos на краю карты можно найти овцу, принадлежащую к команде Тикондруса — нетрезима, который даёт Артасу задание возродить культ Проклятых в Лордероне. Это милая пасхалка от дизайнера уровня Дэвида Хейла и не более. Если говорить про лорную часть Warcraft, то вряд ли Тикондрус завёл себе питомца.

А вот у Кел'Тузада домашний зверь есть: это кот Мистер Бигглсуорт, который появился у лича в World of Warcraft в рейдовом подземелье «Наксрамас».

И ещё немного о секретных овцах: на том же уровне за лагерем Утера можно найти загон с овечками, у одной из которых будет гоблинская подзорная труба, увеличивающая радиус зрения.

21. В редакторе карт спрятался художник игры

Среди иконок в редакторе карт Warcraft III есть портрет художника Сэмуайза Дидье. В редакторе карт также есть моделька куба, состоящего из копий этой самой иконки и моделька кобольда, у которого вместо морды лицо Дидье. А ещё эта иконка есть в World of Warcraft: её используют для заклинаний и способностей некоторых NPC.

Сэмуайз и его иконка

22. Пандарены — шутка, зашедшая слишком далеко

Пандарены — теперь уже полноценная раса Азерота, получившая собственное дополнение в World of Warcraft. Кто-то возмущается, что человекоподобные панды не вписываются в стилистику игры. Кого-то задевает, что Blizzard сделали серьёзной фракцией пасхалку или первоапрельский прикол от разработчиков Warcraft III. Но всё ещё забавнее — пандарены выросли из клички.

Пандарен

Друзья художника Сэмуайза Дидье звали его «пандой». Потому что он большой и волосатый как медведь, но при этом добрый и никого не обижает — прямо как настоящая панда. Шуточная кличка закрепилась, и сам Дидье начал ассоциировать себя с пандой.

Возможно, на фоне этого в Reign of Chaos начали появляться пасхальные чёрно-белые зверушки. Но пока ещё не пандарены, а беорны с особой раскраской. Одну панду можно найти в кампании Альянса. Другую — в конце катсцены после первой миссии Ночных Эльфов в Reign of Chaos: на заднем плане можно заметить убегающую панду-беорна. Ещё есть гигантская панда (The Largest Panda Ever) в пятой миссии кампании Ночных Эльфов: она прячется в секретном месте за деревьями-грибами, куда можно добраться с помощью способности Малфуриона, создающей энтов.

И всё же пара настоящих пандаренов в Reign of Chaos есть. Во второй миссии кампании Нежити с помощью вурдалаков и катапульт можно расчистить тропу в лесу, которая ведёт к месту отдыха пандаренов (Pandaren relaxation area). Это небольшой пруд без всяких артефактов и ресурсов, при входе в который на пару секунд появляется рисунок Сэмуайза Дидье. На нём изображён сам художник в роли большой панды и его дочка — маленькая панда. Вероятно, с этого образа срисованы будущие персонажи Чень Буйный Портер и Лили.

В The Frozen Throne пандарены уже появились как отдельные персонажи. Один спрятан в четвёртой миссии кампании Ночных Эльфов в левом углу карты: если Майев с помощью способности телепортации заберётся к панде-пивовару, тот подарит ей ботинки с бонусом к ловкости.

Позже, в секретной миссии Альянса с башенной защитой, пандарен-пивовар ведёт за собой войска Гаритоса в последней волне нападающих. Если пережить все волны в этой миссии, то в следующей, уже не секретной главе, к Кель'Тасу и леди Вайши присоединится герой-пандарен со своей озвучкой и набором способностей.

Наконец, самый известный пандарен эпохи Warcraft III — Чень Буйный Портер, которого русскоязычные фанаты запомнили как «Райво из Пандарии», так как по какой-то причине локализаторы решили его переименовать. Он присутствует в кампании «Основание Дуротара» и присоединяется к команде Рексара на все три главы после выполнения побочного задания.

Модель пандарена

Также панды постоянно встречаются в дизайне игры. На клинках Иллидана есть морда чёрно-белого медведя, которая меняется на злую в The Frozen Throne, где Иллидан предстаёт в образе полудемона. Есть и более незаметная пандарен-пасхалка: обугленная земля, которая остаётся после столба огня Кель'Таса, нарисована в форме панды.

Шутка про пандаренов набрала реальные обороты первого апреля 2002 года — в день дураков. Тогда Blizzard объявили, что пандарены не просто становятся частью лора игры, но и полноценной пятой фракцией в будущем дополнении к Warcraft III. Разработчики детально прописали юнитов, персонажей и лор великой империи пандаренов, которая ведёт нескончаемую войну с кентаврами на юге Калимдора, в земле бамбуковых зарослей. Подробнее об этом можно почитать здесь. Забавно что несмотря на всю шуточность выдуманного лора, многие детали с изменениями перешли в канон вселенной с релизом Mists of Pandaria, дополнения для World of Warcraft.

23. В Warcraft III есть потерянный дракон

В файлах третьей миссии кампании Ночных Эльфов в Reign of Chaos есть неиспользованный в игре зелёный дракон Сарифас (Tharifas). Судя по остаткам информации, которые можно найти в редакторе карт, с ним должен был быть связан какой-то дополнительный квест.

На это указывает то, что именно для этого скрытого в файлах дракона в Reforged сделали уникальную модель. Возможно, перед тем как Activision Blizzard урезала ремейку бюджет, эту миссию планировалось восстановить. К сожалению, не вышло, и Сарифас так и остался парой строчек кода в редакторе Warcraft III — дракону не нашлось места ни в кампании, ни в World of Warcraft.

24. В Warcraft III есть отсылки к D&D-персонажу одного из разработчиков

Уже не раз упомянутый Дэвид Хейл вместе с другими разработчиками играл в Dungeons&Dragons в офисе Blizzard в свободное время. Его персонажем был маг Келен (Kelen). Отсылки на него есть по всей Warcraft III: в кампании Рексара можно найти гоблинскую лавку, где продаётся кинжал телепортации Келена (Kelen's Dagger of Escape). Также в игре есть герой-архимаг Альянса Kelen the Seeker и герой-эльф крови Kelen the Destroyer.

Партия D&D разработчиков Blizzard
Келен

25. Warcraft III состоит из геймдизайнерских костылей

Разработка редактора карт и самой игры шла одновременно, поэтому у создателей Warcraft III были совсем другие инструменты нежели те, что достались авторам пользовательских карт и компаний в будущем. Многие удобства последних версий редактора отсутствовали, и разработчикам приходилось выкручиваться. Так, во второй миссии Нежити из Reign of Chaos за забором у склепа Кел'Тузада в декорациях стоит собака. Она нужна для того, чтобы модель Артаса повернула голову в нужную сторону во время катсцены — для этого действия юниту нужно навестись на цель, которой и выступает пёс.

Из-за отсутствия нужных ресурсов, кранчей и общей сумбурности разработки в игре осталось множество мелких багов, некоторые из которых довольно забавные. Так, у бугая из катсцены перед четвёртой миссией Орды в Reign of Chaos (та, где Громмаш собирает древесину для Тралла) остаётся фиксация головы на герое — вплоть до того, что воин поворачивает её на 360 градусов, лишь бы не отрывать глаз от Адского Крика.

В катсцене перед первой миссии кампании Ночных Эльфов в Reign of Chaos к главной героине Тиранде прибывает разведчица Шандрис. Это уникальный герой со своей моделькой, но только в этой катсцене у неё модель обычной эльфийской лучницы. Шутка в том, что в файлах игры на этот холм должна бежать именно уникальная Шандрис, но из-за бага скриптов она почему-то заменяется на лучницу.

Шандрис в катсцене
Шандрис всю остальную игру

В четвёртой миссии кампании Ночных Эльфов в The Frozen Thorne у всех заданий одна и та же иконка эльфийки в листве. Это стандартная картинка, которая даётся целям при их создании в редакторе карт Warcraft III. Дело в том, что автор миссии Дэвид Хейл просто забыл поставить нужные изображения до сдачи уровня в релизную версию.

26. В Warcraft III должны были быть лутбоксы

В продолжение темы костылей и безумной разработки Warcraft III: у уровней не было единого главного геймдизайнера, от чего по ходу компаний можно было из раза в раз находить копии одного и того же предмета типа колец с бонусом +1 защиты. Чтобы решить эту проблему, дизайнер уровней Дэвид Хейл разработал сложную систему триггеров, благодаря которым из ящиков или мобов выпадал случайный предмет, не повторявший содержимое инвентаря игрока.

Вероятно, что волшебные коробки с предметами в Даларане были также созданы под эту механику, однако скрипт в итоге не появился в Warcraft III. Но остался в файлах уровней кампании вместе с запиской от Дэвида, где он просит использовать свою наработку хотя бы в пользовательских картах. Что те и сделали.

27. В Warcraft есть книга о стрижке бород

В файлах некоторых карт кампаний есть неиспользованный предмет «Книга бород» (Book of Beards), которую можно было бы только купить в магазинах вещей. Согласно описанию, в ней содержатся стили и техники стрижки бород. В Warcraft III не нашлось применения этому артефакту, но аналогичный «мусорный» предмет есть в World of Warcraft (The Big Big Book o' Beards). Возможно, это отсылка на Книгу Обид, которая есть у дворфов во вселенной Warhammer Fantasy.

28. Мурлоки — это рыбы-вурдалаки

Довольно очевидная вещь, которую не осознаёшь во время игры: у мурлоков в Warcraft III скелет модели и анимация от вурдалаков Нежити. Например, анимация взаимодействия с объектами и сбор дерева у рабочих — это «каннибализм» и сбор дерева вурдалаков соответственно.

Бонус-факт: если приглядеться к модельке мурлока, то можно заметить, что она умеет моргать.

29. В тюрьме Иллидана заперт волшебный тюлень

В пятой миссии кампании Ночных Эльфов в Reign of Chaos есть секретный тюлень Джимми (Jimmy the Seal), который прячется за стеной из грибов. Её можно снести заклинанием Фуриона, превращающим деревья в энтов. Если его убить, то он выкинет книгу здоровья.

Позже на уровне, играя за Тиранду, можно найти проход за деревьями почти перед самым входом в темницу Иллидана. В его конце — волшебный круг, телепортирующий персонажа в некий храм рыбы, которая валяется посреди волшебных обелисков. А на ней лежит мантия интеллекта.

Сам по себе храм — лишь забавный секрет (ха-ха, храм умной рыбы). Однако, судя по файлам внутри карты, он должен был быть несколько интереснее. На уровне остался неиспользованный скрипт, который телепортирует в этот храм тюленя Джимми, когда Тиранда заходит в комнату с секретом. Если затыкать Джимми до взрыва, он превратится в Belanova, тюленя под вашим контролем с 50 здоровья и дальними атаками на 17-24 урона, который может рассеивать чары.

30. Ружья дворфов ломают логику

По лору Warcraft III дворфы активно используют пороховые ружья, которые заряжаются через дуло и стреляют за счёт кремниевого замка. Но это не мешает им выкидывать гильзы после выстрела. Видимо, художникам было важнее сделать круто, а не логично.

31. В конце Reign of Chaos Тралл убивает ребёнка

Забавную деталь можно заметить в миссии по обороне Мирового Древа от Архимонда. Когда нежить и демоны уничтожают лагерь Тралла, включается катсцена диалога вождя с командиром Пылающего Легиона. Прежде, чем телепортироваться прочь от непобедимого демона, Тралл бросает в Архимонда молнию, которая отскакивает от злодея.

Чтобы добиться этого эффекта, разработчики прибегли к уже упомянутым костылям. А именно — спрятали в Архимонда другого моба, в которого и отпрыгивает цепь молнии, создавая эффект рикошета. Шутка в том, что этот невидимый юнит — малыш Тимми (куда же без него!). По задумке, никто об этом не должен был знать, однако Тимми можно заметить. Разработчики забыли убрать крик смерти, поэтому в катсцене можно услышать страдания малыша сразу после удара молнии.

32. Секретный уровень с башнями — единственная запланированная пасхалка

Всем фанатам известен секретный уровень в The Frozen Throne, который открывается после ребуса с разноцветными овцами в миссии с побегом из тюрьмы Даларана. Но мало кто знает о том, что это был единственный заранее задуманный прикол от разработчиков. Большая часть секретов на уровнях была исключительно инициативой отдельных левелдизайнеров. Скорее всего, люди, возглавлявшие разработку, до сих пор не знают о многих тайнах игры.

А ещё паззл решается, если заставить овец произнести фразу «Баремью». Её животные говорили ещё в Warcraft II, а сама она — отсылка на фильм «Бэйб».На изначальных этапах разработки этот секрет должен был быть сложнее: овец нужно было вести в специальное место жертвоприношения и убивать в специальном порядке, чтобы открыть секрет. Для реализации этой механики на карте есть специальный скрипт: при начале решения ребуса появляется невидимый юнит, за которым и ходят овечки, а сам он уже ходит за героем игрока. К слову, этот невидимый юнит — опять малыш Тимми.

33. Reign of Chaos должна была заканчиваться двумя миссиями

Финальная битва с Архимондом по изначальным задумкам должна была быть разделена на две отдельные миссии. Вторая называлась Arhimond Ascend (Восхождение Архимонда), в которой, видимо, нужно было бороться с лидером Пылающего Легиона прямо под корнями Древа. Однако, по словам левелдизайнера Дэвида Хейла, миссия получилась скучной и рушила общий темп финала, поэтому от неё отказались.

34. В последней миссии Reign of Chaos скрыта отсылка на скандинавскую мифологию

Скандинавское слово «Рагнарёк», означающее конец мира, переводится как «Сумерки богов», Twilight of The Gods. А это — название финальной миссии Reign of Chaos, в которой игрок как раз пытается остановить апокалипсис.

35. В The Frozen Throne Майев посещает город из дополнения Legion для World of Warcraft

Интересная деталь, которую для русскоязычных игроков убила ошибка переводчиков Warcraft III: во второй миссии кампании Ночных Эльфов The Frozen Throne Майев в погоне за Иллиданом прибывает в некий затопленный город Саддалар.

Дело в том, что это название выдумали локализаторы, так как в оригинале это Сурамар, город Ночнорождённых, в котором проходит большая часть сюжета дополнения Legion для World of Warcraft. Он, конечно, пережил реткон в угоду нужд сюжета MMORPG, но это тот же самый город, что и был в Warcraft III.

Минутка саморекламы: если вам интересны все особенности и ошибки перевода Warcraft III, у меня есть отдельный материал на эту тему.

36. Финальные титры Reign of Chaos забиты пасхалками и секретами

Сценки с кораблями и катапультами — покадровый ремейк вступительного ролика и одной из интерлюдий между миссиями из Warcraft II на движке Warcraft III.

Если пройти Warcraft III на высокой сложности, игроку покажут ролик боя морпехов с космическими орками — отсылка ко вселенной Warhammer 40000, по которой Blizzard изначально хотели сделать видеоигру до создания Warcraft и Starcraft. На это также отсылает фраза-пасхалка наездника на грифонах, который купил свой молот «за 40 тысяч».

Также за прохождение на высокой сложности вам показывают несколько изменённый ролик в титрах, где юниты спускаются с горки. В отличие от «обычной» версии случайных существ убивает метеоритом, а после на их пути возникает отряд враждебных гидралисков.

Паладин в титрах произносит фразу «Who is your daddy and what does he do?», которую произносит Арнольд Шварценеггер в комедии 1990 года «Детсадовский полицейский» (Kindergarten Cop). Кусок этой фразы, WhosYourDaddy — это читкод для игры, дающий бессмертие.

Также в титрах можно заметить надпись «THE GOGGLES... THEY DO NOTHING», референс к практически идентичной фразе Радиоактивного Человека из «Симпсонов».

37. Вариматрас — самый голосистый нетрезим из Warcraft III

Повелителя Ужаса на русском языке озвучило как минимум четыре разных актёра за все его появления в играх по вселенной Warcraft. В The Frozen Throne свой голос Вариматрасу подарил Александр Новиков (Солдат из Team Fortress 2 и морпехи из Starcraft II). А вот в World of Warcraft до патча 3.2.0 его озвучивал Павел Смеян, голос Кил'Джедена из The Frozen Throne.

С патча 3.2.0 его озвучил Виктор Бохон, известный фанатам по голосу рабочего Альянса из Warcraft III. В Warcraft III: Reforged у Вариматраса вновь обновился голос — на этот раз его озвучил Денис Некрасов, известный по роли Радовида из The Witcher III.

38. В Warcraft III скрыта история успеха лордеронского крестьянина

В кампании Альянса в Reign of Chaos можно найти крестьянина по имени Торнби (Thornby), который может присоединиться к отряду Артаса в самой первой миссии. Вместе с товарищем Торнби стоит в углу карты.

Ровно такое же имя носит капитан Альянса в Калимдоре, из чего можно сделать вывод, что Торнби не только пережил предательство Артаса, падение Лордерона и многочисленные нападения нежити, но и дослужился до высших рангов в рядах солдат Терамора.

39. Изначально Иллидан был сатиром

В первоначальном варианте сюжета игры Иллидан был сатиром, который говорил стихами, подобно персонажам из пьес Шекспира. Позже, когда он уже стал эльфом, он был полным близнецом своего брата Малфуриона. В последствии им добавили деталей внешности и характера, из-за которых герои стали совершенно разными.

40. В Warcraft III прячутся гидралиски из Starcraft

Про секретных юнитов-гидралисков знают все прожённые фанаты игры. Одного даже можно взять себе в армию в кампании Ночных Эльфов в Reign of Chaos, если сломать лес в нужном месте. Также они попадаются в сценках после титров.

Но мало кто знает, что гидралиск спрятался в синематике игры с видением Тралла. Если приглядеться, то в толпе орков можно разглядеть зерга, ползущего в одном ряду с воинами Орды. Достаточно впечатляющая пасхалка, если учесть, что вставить в CGI-ролик полностью анимированную модель гидралиска куда сложнее, чем малополигонального юнита на уровень в редакторе карт.

Видео с инструкцией, где искать гидралиска
4K-ремастер роликов, на котором гидралиска видно более отчётливо. Смотрите левее катапульты, выезжающей со скалы в правой части экрана примерно с 3:19

41. У всех паладинов в игре есть книги с забавными надписями

Когда герой-паладин произносит заклинание, он открывает книгу со своего пояса. Если приглядеться, то внутри на страницах можно увидеть надписи. У обычного паладина и его черноволосой вариации написано слово «SAM» (Сэм) большими буквами. Очевидно, это референс к Сэмуайзу Дидье.

У седой вариации паладина надпись другая — Ozzy. Вспоминая любовь разработчиков к року, это скорее всего отсылка на Оззи Озборна.

У Артаса и Утера — инициалы различных художников из Blizzard. Что забавно, у модели Артаса, получившего Фростморн/Ледяную Скорбь текстура страниц перевёрнута: перешедший черту принц читает её вверх ногами.

42. В игре масса нереализованных анимаций и механик, которые не дожили до релиза

Многие из них использовались игроками в кастомных картах, в том числе и в первых версиях знаменитой DotA. У дворфов-стрелков есть анимация использования способности, где они стреляют вверх. У демонической Орды есть спрятанная в файлах моделька орка-берсерка, который выглядит как орк-косплеер Росомахи из «Людей Х».

У Разрушителей Чар\Ведьмаков\Spellbreaker планировалась аналогичная пехотинцам защитная стойка, дающая иммунитет к магии. К релизу она была заменена на постоянную пассивную защиту от заклинаний, однако и анимация, и иконка способности осталась в файлах игры и редактора карт. Такая же скрытая способность и даже анимации есть у лесных бандитов, чей скелет анимации полностью скопирован с пехотинцев Альянса.

Паровой танк\осадная машина изначально обладала способностями транспорта: в неё могли забраться другие юниты и вести огонь изнутри. На этом этапе сам танк назывался Боевым Вагоном (War Wagon).

У некоторых моделей есть анимации победного клича и получения урона. Видимо, это остатки от механик, от которых решили отказаться.

Подобного скрытого, но оставшегося в редакторе контента — очень много, и перечислять его долго. Советую посмотреть ролики на канале Abelhawk и аналогичные им, где удобно собрали вообще все тайны моделей редактора карт Warcraft III.
Или русскоязычный аналог от Alamerd

43. Флаги мастеров клинка в Warcraft III соответствуют лору — в отличие от символики Альянса

Орда куда уважительнее относится к своей истории в Warcraft III: у разных героев Мастеров Клинка свои уникальные знамёна. У обычных героев из мультиплеера — эмблема клана Пылающего Клинка (Burning Blade). У Громмаша — эмблема клана Песни Войны (Warsong, в русской локализации — «Боевые Топоры»). У предводителя клана Чёрной Горы Дзюбей'тоса на флаге — чёрная гора (Blackrock, в русской локализации «Чёрный Камень»).

А вот у Альянса есть ошибки. В третьей миссии кампании Орды в Reign of Chaos лагеря людей по цвету соответствуют регионам Лордерона (Странбрад, Даларан и так далее). А вот в обучающей кампании «Исход Орды» в третьей миссии ставка Кул'Тираса носит стандартный синий цвет Альянса, а не тёмно-зелёный. Без ошибок не обошёлся и предводитель флота Кул'Тираса, Адмирал Дейлин Праудмур: на своём плаще он носит какого-то непонятного грифона, а не символ нации в виде якоря.

Бонус-факт: на всех палатках в Warcraft III эмблема Гилнеаса, изолированного королевства оборотней-воргенов.

44. У поганищ в Warcraft III изначально были другие механики — куда более отвратительные

Огромные абоминации из трупов других людей с мясным ножом и крюком в качестве оружия — один из самых узнаваемых образов вселенной Warcraft. В релизной версии поганища служат наземными юнитами-танками фракции Нежити: много урона и здоровья, а также пассивная способность, распространяющая на врагов губительную заразу. Как и вурдалаки, поганища могут есть трупы, чтобы восстанавливать здоровье.

Однако изначально у них были две механики, которые убрали к релизу. Первая — они не создавались в Бойне, а производились на манер архонтов из Starcraft. Игрок должен был брать трёх вурдалаков и «сшивать» их в поганище. А сам юнит вместо чумы мог взорваться, забрасывая врагов кровью и кишками. Иконка, которую использует пассивка с чумой — это иконка этой способности, где красную кровь заменили на зелёный газ.

45. Жуки Ануб'арака — инвалиды

Только так можно объяснить то, почему у них всего четыре лапки. Неизвестно, как моделлер забыл, что у насекомых три или более пар ног. Когда это замечаешь, крошки-скарабеи кажутся странными.

Объясни свою маленькость

46. У дриад Ночных Эльфов четыре сиськи

При текстурировании девушек-оленей произошёл забавный конфуз: текстуру их передней части туловища наложили и на спину. Если покрутить модель в редакторе и заглянуть под длинную копну волос, можно обнаружить две дополнительные сиськи на спине.

47. Внешний вид дубины горного гиганта зависит от типа дерева

У горных гигантов Ночных Эльфов из The Frozen Throne есть способность вырывать деревья из земли и пользоваться ими как оружием на протяжении следующих 15 атак. Этот юнит — очередной пример дотошности и внимания к деталям старой-доброй Blizzard. У гигантов есть варианты дубин из любой древесины в игре: от обычной ели до подземных грибов, пальм и даже поражённых порчей. К сожалению, в злополучном Reforged эту фишку забыли, ведь там у гигантов дубины всегда одинаковые.

48. Все крысы в Warcraft III — это собаки

У крыс используется та же текстура, что и у собак, только на меньшей модели. Страшно представить, как это должно выглядеть в более реалистичной стилистике. Крысопсы из Warhammer Fantasy?

49. Кто такие торговцы Трейси и Боб, чьи вывески расставлены по Warcraft III?

Вывеска Tracey Armory названа в честь Трейси В. Буша (Tracy W. Bush), композитора и саунддизайнера Warcraft III и World of Warcraft. А Bob's Guns — в честь программиста из Blizzard, который работал над Starcraft.

Бонус-факт: Трейси В. Буш озвучил знаменитое «мрглмрглмргл», которое издают мурлоки.

50. В Warcraft III должно было быть три ресурса

В Warcraft III третьим ресурсом должны были быть камни маны. За них можно было бы нанимать героев сверх лимита и взаимодействовать с нейтральными существами. До релиза ресурс не дожил, но его иконка используется для Камней здоровья. Именно здоровья, зелёного цвета. Камень маны в релизной версии — перекрашенная в синий версия оригинальной картинки.

Вся информация для материала была взята из открытых источников, статей, форумов, личных находок и наблюдений, а также с каналов:

DesignerDave (канал левелдизайнера Warcraft III, который также создал миссию со Стратхольмом)
Abelhawk

Этот текст был написан при поддержке донатеров на сервисе Boosty. Если вы хотите больше материалов по играм от меня, то можете помочь финансово вот здесь.

Мой телеграм-канал про видеоигры: https://t.me/korteztg

0
307 комментариев
Написать комментарий...
Никита Кобзарь

Лонг шикарнейший. Один из самых интересных за последнее время. Люблю Варкрафт 3 и хотел обзор написать, но после такого лонга желание убавилось)

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Я тоже хотел написать что-то вроде обзора, но тут есть один нюанс: а что писать?

Просто обзор, где ты расскажешь, что это отличная RTS? Таких текстов миллион и это все знают

Ретроспектива серии, разбор? Это нужно много времени, исследования и опять же постараться написать что-то новое. За 20 лет до тебя по-любому уже такое сделали и не раз.

Вот с этим текстом я постарался зайти с интересного формата. Хочешь писать про Warcraft — ищи интересную тему.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Mirage

Спасибо за пост, интересно было почитать. Одна из самых любимых игр. Спасибо русским хакерам за взлом рефорж. Хотел перепройти компанию, за одно подвернулась возможность зацепить ремастер. Мда, блядь. Все это время, я ждал ремастер/ремейк, только двух игр. Вайс Сити и Варкрафт 3. Мое ебало представили?

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Прекрасно представил

Объяснять не буду, просто перечислю любимые игры:

Warcraft III
Statcraft II
Half-life
Blood
Age of Empires III
Zanzarah
Claw
King's Bounty
Fable

Мою фанатскую боль могут понять разве что фанаты SH

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
BLOOD ELF
я ждал ремастер/ремейк, только двух игр. Вайс Сити и Варкрафт 3

Сочувствую. Сам старый фанат WC3, а Vice City любимая GTA из всех. Поэтому понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чёрствый

ну вот эльфы-кентавры с 4 сиськами на спине - а вы говорите что везде стандартные эльфы толкина

Ответить
Развернуть ветку
vehfzbr vaccdvbjjko

Это чтобы наезднику было чем заняться

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Seinn

Она козотавр.

Ответить
Развернуть ветку
Lazarus Perish

было время..
когда талантливые, харизматичные, любящие свое дело люди, делали ламповые игры со вкусом

Ответить
Развернуть ветку
Seinn

Вообще, многие фанаты сериии её сильно в штыки приняли. Из-за совершенно другой атмосферы и визуального ряда.
От первоначальной стилистики там кроме картинок загрузки ничего не осталось.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
kir zhuk

Я помню превью ГЕЙМ.ЕХЕ по The Frozen Throne и там была историческая справка по предыдущим Варкрафтам на полях, в которой после краткого описания Reign of Chaos автор писал примерно такие строки: "Если до выхода третьей части Blizzard пыталась успеть на поезд успеха РТС, то уже после выхода триквела Blizzard сама стала этим поездом, на который пытаются запрыгнуть другие студии".
Как иронично сейчас это звучит.

Ответить
Развернуть ветку
Фог

Удивительно. Я не знал почти ни одного факта из этой подборки. Титаническая работа, заслуживающая уважения.

Ответить
Развернуть ветку
Гарант твоей девственности

Да скорее всего спизжена с реддита, но спасибо хотя бы за перевод. Плюсанул

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ebemos
Третья миссия Орды в Reign of Chaos — одна из самых интересных с точки зрения скрытых и нереализованных механик. Так, если Тралл нападёт на лагерь союзника, предводителя клана Песни Войны Громмаша Адского Крика, то тот начнёт сдавать сдачи и атаковать базу вождя

Когда играл пытался остановить нападения орков брата на людей. Начал обстраивать базу Громаша фермами, так чтобы у них не было прохода. Но сучьи дети начали ломать мои постройки. Будучи мелким был уверен что тогда можно получить другую концовку карты.

Ответить
Развернуть ветку
DeKa

Странно, я всегда ломал его базу и начинал добывать голду на его шахте, но Громмаш никогда в ответ не атаковал.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Real Wizard

У меня в то время была только пиратка, забавной особенностью которой, было то, что в случае убийства твоего или союзного героя игра зависала. Соответственно это была последняя миссия, до которой я мог дойти. Было очень обидно.

Ответить
Развернуть ветку
Так Себе

Мне удавалось успешно перекрыть проходы и уже потом, накопив армию и настроив башен на базе Грома, начать его мочить.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Воронько

Моё почтение! В кои-то веки материал по любимой игре с неизвестными фактами, о бОльшей части которых я действительно раньше не знал.

Особенно оценил две пары грудей дриад, очень удобно. И вообще я раньше как-то не задумывался, что дриады тоже ночные эльфы. Это, кхм, вызывает некоторые вопросы... Видимо, некоторые эльфы ОЧЕНЬ любили природу.

P.S. Варкрафт 3 сделали 9 человек. Сегодня это команда разработки крепкого инди, а 20 лет назад - одного из крупнейших блокбастеров. Да, разработка действительно подорожала.

Ответить
Развернуть ветку
Lesoro

Кампанию Варкрафт III сделали 9 человек (не считая художников, аудио-команду, и т.д.)
Основную игру делала, понятное дело, команда из гораздо больше числа людей - и даже далеко не все из них указаны в крутых титрах

Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Все вопросы вот к этому парню =)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Руслан Фархутдинов
Варкрафт 3 сделали 9 человек. Сегодня это команда разработки крепкого инди

Закралась мысль, что раздутые штаты разработчиков только вредят играм.

Ответить
Развернуть ветку
Komitet Vernite Dislaiki
16. Разработка Reign of Chaos — это «сосисочная вечеринка»
Reign of Chaos был разработана девятью парнями. Ни человеком больше, если учитывать непосредственно создание уровней, скриптов, юнитов и так далее. Женщин в команде тоже не было: разве что в смежных отделах типа дизайна звука или продвижения игры, но в самой разработке девушки участия не принимали.
То есть, классику RTS буквально создала банда гиков-геймеров, которые ночами кодили крутую фэнтези-игру про орков под пиццу и энергетики.

можно это отправить в дисней, ворнерам, близам, нетфликс, амазон и.т.д?
ебейшая база

Ответить
Развернуть ветку
Возможный Артем

Странно, когда игры делали "сосисочные вечеринки" у нас был шедевр за шедевром, теперь же когда игры делает команды разных гендеров, вероисповеданий и сексуальных предпочтений выходит сблёв а сблёвом. Наверно просто совпадение.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Hover RV

Так эти разрабы и есть инди-команда по меркам их времени, зачем их сравнивать с корпорациями. В те же года над какими-нибудь Финалками и МГС работали команды по 100+ человек, и черт знает сколько ёщё над конвеерами от Сеги и Атари, которые были ещё в 90-х

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ярослав

НЕЛЬЗЯ -
Но можно отправить инди студиям)

Ответить
Развернуть ветку
PaperFinch

Отправляй, разрешаю

Ответить
Развернуть ветку
realavt
если учитывать непосредственно создание уровней, скриптов, юнитов и так далее

Это очень важное уточнение, при таком выборочном подходе и в перечисленных тобой конторах лишь несколько человек останется, которые непосредственно над сценарием работали и за камерой стояли.

Ответить
Развернуть ветку
Irx

Разве это новость? В те годы 90% игровых студий так выглядели.

Ответить
Развернуть ветку
Lesoro

Еще пара забавных фактов:
1. Модели кроликов в Warcraft III и WoW - идентичные

2. Чэня назвали в локализации именем Райво, скорее всего, для отсылки к персонажу Райво из "Особенностей национальной охоты". Сходства: Оба персонажа прибыли из других земель; оба любят выпить.

3. В финальном синематике кампании ночных эльфов в RoC в Reforged можно заметить на фоне как Орда и Альянс останавливаются в общем лагере, в том числе на фоне можно увидеть кодоев

4. У финального синематика кампании Альянса в RoC было две версии, которые отличались рунами, выгравированными на Фростморне, ибо в 1-й версии синематика художники использовали эльфийские руны эльтарин из Вархаммера (в комментарии ниже скрин-сравнение)

Ответить
Развернуть ветку
Lesoro

Сверху изначальный вариант
Снизу вариант, на который изменили

К сожалению только не могу сказать, в каком именно обновлении произошло изменение

Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Если мне не изменяет память, еще модели дренеев одинаковые, вплоть до анимаций. В WOW они называются Lost Ones.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Соболев
Скандинавское слово «Рагнарёк», означающее конец мира, переводится как «Сумерки богов», Twilight of The Gods. А это — название финальной миссии Reign of Chaos, в которой игрок как раз пытается остановить апокалипсис.

Даже круче. Согласно мифам, во время Рагнарёка владыка огненных великанов Суртур срубит мировое древо Иггдрасиль, но сам погибнет от рук бога плодородия Фрейра. То есть вся миссия по защите Мирового Древа (именно так и переводится Иггдрасиль) это отсылка на Конец Света по-скандинавски.

Ответить
Развернуть ветку
zelda

Факт 51 - Мы вряд ли увидим достойное продолжение игры.

Ответить
Развернуть ветку
Прохор

Пройти отличные сюжетные кампании, насладиться шикарнейшей озвучкой и персонажами - дорогого стоит

Создать свою мини карту-игру со своим сюжетом. При этом изучив основы программирования, гейм дизайна и вообще в общих чертах понять то, как создают игры, при этом будучи школьником - вообще бесценно.

Игра, которая изменила мою жизнь.
Даже не сама игра, а редактор карт: провёл в нём в детстве не одну сотню часов.

До сих пор приятно вспоминать, как я захостил эту карту в клиенте гарены, поиграл в неё с рандомами и получил свой первый отзыв (карта, конечно была говном, но это неважно). Для школьника это было суперкруто.

Спасибо создателям этого шедевра, за творение, которое изменило жизни таких как я

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Всё так

Не хватит никакого лонга, чтобы описать, какую часть моей жизни занимают Warcraft III и WoW

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ярослав

Спасибо Близзард за наше счастливое детство(и благодаря им я и пошел в геймдев)

Ответить
Развернуть ветку
P-ff
Разработчики забыли убрать крик смерти, поэтому в катсцене можно услышать страдания малыша сразу после удара молнии.

пятьдесят раз прослушал, но так и не услышал

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

Признайся тебе просто нравятся крики детей

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Orlov

Перед самым-самым началом пульсирующих звуков можно услышать начало крика
Вот для референса. Удобно, что крик самым первым и идёт
https://www.youtube.com/watch?v=vYA_biMMSJg

Ответить
Развернуть ветку
Argemon
Как и в Diablo II, камень редактора ничего не делает.

ТАК ВОТ ОНО ЧТО!
Спустя 15 лет правда вскрылась. Я когда кликал на него, думал, что он за что то все же отвечает, и никак не мог понять, за что именно.
Спасибо за текст, довольно интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Lost Net

Это не так. Если камень активен, воспроизводится анимация смерти юнита или постройки с озвучкой, при их удаление.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Йохан Ирвинг

охуеть, кампанию орков в тфт сделал один человек? МЕНЬШЕ ЧЕМ ЗА ГОД
СУКА ОДИН ЧЕЛОВЕК

Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Не совсем так. Там на релизе была одна (наверное) глава. А новые главы потом с патчами добавлялись. Но все равно работа титаническая.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
doom
1. Артас учился ходить у Криса Метцена, сценариста игры

В Доте с СФом так же сделали, только у другого известного человека.

Ответить
Развернуть ветку
Хороший человек

В это мы играем.

Ответить
Развернуть ветку
Все очень плохо

Тоже такое добро имеется:)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
vehfzbr vaccdvbjjko

Чет коробка не софт клабовская

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
john dow
Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Отличный материал, спасибо. Многое было в новинку, хотя в свое время сильно интересовался игрой и баловался с редактором.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Мне жалко, что с переустановкой винды и сменой компов потерялись миссии которые я делал в редакторе в школьные годы

В одно время я так задрочил map editor что сам кодил катсцены, ставил кастомные модели и даже прогал взрывающиеся бочки, наносящие вокруг себя урон!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Фломастер
Нейтральными их сделали намеренно, чтобы добавить моральную дилемму: вам нужно или ждать мутации и освободить несчастных горожан от мук, или собственноручно отдать приказ об убийстве невинных людей до обращения. Таким образом, эта маленькая механика даёт игроку почувствовать тот же психологический слом, который испытывал Артас, убивая собственных подданных.

Вот только не получилось здесь никакой дилеммы - горожане заражены и обязательно(!) станут нежитью, вариантов не убивать их или как-то излечить попросту нет. Где там и у кого психологический слом - загадка.
Разве что у "друзей" Артаса, которые предпочли свалить всю грязную работу на Артаса, которому единственному оказалось не похер да ещё и при этом его говнить изо всех сил.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Слом в том, что их можно убить до обращения, чтобы сэкономить время. Но ради экономии времени тебе надо самостоятельно дать приказ юнитам бить нейтральных крестьян, которые агрессии до заражения не проявляют.

То есть выбор — или дождаться, когда крестьяне станут врагами и как бы оправданно убить мирняк, или сразу же напасть первым на своих подданных ради экономии времени.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Qu Be

Когда они люди, их гараздо проще убить и не надо ждать анимации превращения, к тому же миссия на время.

Ответить
Развернуть ветку
Klech97

Не знал, что в СНГ, что быть геймером надо обязательный список игр прогнать

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Сейчас чтобы быть геймером не надо даже в игры играть

Достаточно рваться в комментах

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nosferatu
Ответить
Развернуть ветку
Hans Jerkov

Подрывные бригады в оригинальной версии игры можно было грузить на дирижабли, что делало мультиплеер на некоторых картах... забавным.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур
Из-за этого за одержимого эльфа можно отстроить базу Альянса и пользоваться всеми юнитами фракции.

Помню, когда играл первый раз случайно попробовал ради интереса и отстроился, мне за людей всегда нравилось больше ) Но это слишком муторно и особой пользы не дает.

9. Тралл мог подружиться с Альянсом и всё ещё может поругаться с Громмашем

Вот это было бы охренеть не встать, если бы реализовали.

Но от идеи отказались из-за того, что эта сюжетная линия слишком похожа на драму Джима Рейнора и Сары Керриган из предыдущей игры Blizzard, Starcraft. В итоге участь стать баньши досталась Сильване Ветрокрылой.

Тут можно еще добавить - если в HotS долго кликать по Сильване, то она изречет: «Убита жестоким тираном, возрождена в виде могучего, но ужасного создания, провозгласила себя королевой и посвятила свое существование возмездию. Я думала, что я одна такая, пока не встретила Керриган». Даже разработчики стали иронизировать над этим.

Офигенная статья, почти все новое для меня. Побольше бы таких.

Ответить
Развернуть ветку
Бугуртион

Я дождался

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

В честь такого можно мне и задонатить!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Тёмный Симулякр
Reign of Chaos была разработана девятью парнями.

И благодаря этому мы получили легенду

Ответить
Развернуть ветку
realavt
Reign of Chaos был разработана девятью парнями. Ни человеком больше, если учитывать непосредственно создание уровней, скриптов, юнитов и так далее.
То есть, классику RTS буквально создала банда гиков-геймеров, которые ночами кодили крутую фэнтези-игру про орков под пиццу и энергетики.

То есть это за вычетом всех программистов и прочих людей, которые собственно и превращали всю эту кучу ассетов в игру? Ну такое себе "буквально", ради красного словца и впечатляющей цифры большую часть разрабов за борт выбросить...

А так-то там людей хватало:

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Валиулин

А разве это не образ просто реальной баллисты из реального мира?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Тимур
Один Тимми бежит на концерт Артаса в финальных титрах Reign of Chaos вместе с мамой.

/супердушнила

Тимми бежит с папой. В роли "мамы" там случайная телочка, которую папа решил подцепить на ходу )

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

А да, точно

Ща поправим

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Survivor
орки попали в дополнение благодаря упорному труду левелдизайнера Тима Кэмбелла.

Гигачад. Спасибо ему)

Ответить
Развернуть ветку
Survivor

Голодная/бахнув пельменей

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Воронько

Кстати да. Мододелы до уровня той компании толком и не доросли. Или, по крайней мере, это заняло многие годы. Поэтому удивился, что ей занимался всего один человек: думал, что целая команда.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Superior Friden Craw
гейзеры в лагере мурлоков в кампании Рексара — это гигантские фонтаны, спрятанные под землёй.

Ну шо, все вместе? Криворукие неандертальцы! Да кто так игры делает?!

Ответить
Развернуть ветку
Клуб фанатов киберпанка

И самое страшное, что из-за лжецов на сайте мы потеряли отличного автора🤕 позор апанасику

Ответить
Развернуть ветку
Старинный утюг

Тимур...

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Пирожок с чаем

Я сейчас перепрохожу но Рефорж версию.
какой же кал основные кампании вц3
строй базу отсылай челов сносить чужую базу - 70 процентов кампании
я неиронично стал просто на читах проходить такие миссии, потому что тратить время на эту скукоту просто невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

RoC заметно слабее TFT, потому что разработчики ещё только осваивались с новыми идеями. Это прям чувствуется, что в дополнении они уже поняли все свои ошибки и слабости и как надо делать по-настоящему интересые RTS. Очень интересно того же Дэвида на ютубе послушать, где он разбирает геймдизайн и все косяки игры.

Но зато благодаря этим ошибкам Blizzard создали Wings of Liberty, лучшую сюжетную кампанию в истории жанра до сих пор и, я так думаю, ещё на ближайшее десятилетие в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
realavt
какой же кал основные кампании вц3
строй базу отсылай челов сносить чужую базу

Но это как бы сама суть РТС, основа жанра.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Найджел Блайт

Но там постоянно разные условия сноса чужих баз. Если хочешь реально то, что ты описал - добро пожаловать в СК1.

Ответить
Развернуть ветку
Питон-кодер

А я вот после старкрафта с его оригинальными миссиями соскучился по старому доброму "снеси базу врага чтобы победить"

Ответить
Развернуть ветку
Лурк Нинель

Забавно что компания орды в тфт это очень похоже на вов в миниатюре.

Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Можешь погуглить, как выглядел Warcraft 3 на первых этапах разработки. Это была чуть ли не стратегия от третьего лица. Потом решили всё-таки сделать классическую стратегию, но фишку с героями оставить. А концепт игры от третьего лица перерос в WOW.
P.S. Есть скрины как минимум двух совершенно разных Альф, отличающихся от релизной игры. Первая это вот такая, как на скрине. Вторая уже классическая стратегия, только графика и дизайн отличается.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Я тебе ещё больше скажу — WoW сделана полностью на движке Warcraft III, который со временем нагромоздили новым кодом.

Но в ванилле даже некоторые модельки без изменений перешли (например всякие жабы и кролики). И многие иконки — это использованные неиспользованные иконки в WC3

Ответить
Развернуть ветку
realavt
У дриад Ночных Эльфов четыре сиськи

Сони одобряет:

Ответить
Развернуть ветку
Takarigua

51. Это были твои лучшие времена, в которые, к сожалению, ты не вернёшься

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тихомиров

Хоть и не фанат серии, но было интересно почитать, спасибо автору за старание. Продолжение с фактами планируется по Варику, или, например, другой серии игр?

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

По варику я бы пока ничего не писал, а подборки фактов – зависит от повода и настроения.

Я бы в ближайшее написал текст про одну серию, которую очень любят фанаты xbox :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Воронько
А сам юнит вместо чумы мог взорваться, забрасывая врагов кровью и кишками. Иконка, которую использует пассивка с чумой — это иконка этой способности, где красную кровь заменили на зелёный газ.

Кстати, эта фишка потом использовалась в WoW WotLK. По одному из заданий нужно было собирать собственных поганищ, после чего подрывать их в окружении орд нежити. Так что практически канон!

Ответить
Развернуть ветку
Lesoro

И да, спасибо за материал, отлично читается!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ламзуков

Охуенный лонг, плюсанул

Ответить
Развернуть ветку
NeSpavshii

Отличный лонг, вставил бы 100 плюсов автору, без негатива

Ответить
Развернуть ветку
Паныч
7. Альянс может помочь с уничтожением Кель-Таласа

хыхыхых, я так делал ^_^

Ответить
Развернуть ветку
BLOOD ELF

Многие делали. И я уверен, что это сделано специально. Ибо сильно все прописано у местных юнитов. Там даже озвучка у эльфийского наездника есть, хотя в TFT у него уже другая озвучка и текстура.
А с алтарем как обычно, просто недосмотрели и потом забыли. Хотя не помню такого.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Andrey Apanasik

Прости, Игорь. Даже Тинькофф против тебя.

Ответить
Развернуть ветку
Слышный коктейль

Попробуй мне

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Chornolio .

Материал не полон без изначальной текстуры дриад!

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Ну он и так не полон, здесь всё ещё не все секреты игры. А только 50.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kozlov

А что там не так?

Ответить
Развернуть ветку
Даша Рузанова

классная статья

Ответить
Развернуть ветку
Марк Баженов

До сих пор помню, как не понимал что за матрас мне предлагали все время сварить :(
В то время мне это казалось очень забавным.

Ответить
Развернуть ветку
GelezinisVilkas

Было интересное чтиво. Спасибо за статью по великой игре

Ответить
Развернуть ветку
Tormund

Легендарная игра, крутой арт стайл, шедевральный саундтрек, атмосфера феноменальна.

Ответить
Развернуть ветку
Старинный утюг

Качественная работа от Кортеза, это мы читаем!

Ответить
Развернуть ветку
decoffeek

вот бы такой лонг, но по пятым героям

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Питон-кодер

Спасибо за материал. Половину из этого знал, но про другую половину было интересно узнать. Особенно рад упоминанию Сарифаса, его существование не давало мне покоя с тех пор как я впервые открыл редактор

Ответить
Развернуть ветку
Stanley Rose Cassidy

Отличный материал, прочитал целиком, было интересно!

Ответить
Развернуть ветку
mishka_kokosolapiy

Крутой лонг! Зарепостил его себе. Слежу за каждым твоим текстом с колокольчиком 👀

Ответить
Развернуть ветку
Qu Be
Многие из них использовались игроками в кастомных картах, в том числе и DotA 2

Наверное ты имел ввиду 1ю часть.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Ой, да

Ответить
Развернуть ветку
Cred

Такое мы плюсуем

Ответить
Развернуть ветку
Профиль удален

Я насчитал только 9 кабанчиков

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чайханщик

Спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Шлёпнога

Спасибо за такой шикарный текст. Вот ради этого я и нахожусь на дтф! У меня вопрос, почему локализаторы искажают оригинал? Для чего?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кошлаев

Спасибо тебе, автор. Это очень крутая работа тобой проделана. Читал с превеликим удовольствием!

Ответить
Развернуть ветку
Elnago Cinerea
У дриад Ночных Эльфов четыре сиськи

Так это не баг, а фича, чтоб наезднику было за что подержаться, хе-хе

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Брюханцев

Спасибо за лонг! Интерес вперемешку с ностальгией

Ответить
Развернуть ветку
Гендзюцу

Прикольно, хотя и большую часть фактов я уже у Абельхоука слышал. Но например Павел Смеян озвучил гораздо больше Юнитов, чуть ли не всех гуманоидов Нежити, включая знаменитое "на город наших братьев напали враги".
А про Джайну вроде как изменили еще по причине того, что не было какой-то эмоциональной связи, если убить ее уже в первой миссии. То есть мы встречаем радомную девку, и она сразу же умирает - ну и ладно. Пришлось ее дальше по сюжету оставить живой.
Но, вообще, конечно, в игре еще очень много секретов, которые даже в Вов не раскрылись. Есть мордочки, но у расы Наг есть возможность построить Морголов каких-то. В начальной обучающей миссии, при использовании чита на раскрытие тумана войны на севере карты видно островок, на котором лежит предмет "Орочьи зубы". Еще меня приятно удивляла детальность разработчиков, в миссии за Гром, когда он испил Манноротовки, его изначально предупреждает тролль-знахарь, что это зло и не стоит его пробовать. И после короткого синематека мы видим, что только Юнитов орков испили кровь, а тролли так и остались незакоррапченными - возможно, конечно, что это просто недостаток времени и ненадобность использования Юнитов троллей под скверной, так как они нигде больше и не встречаются.
А кампания орков в ТФТ просто шикарна. То, что ее сделал 1 человек вообще удивительно. Там же столько секретов, квестов побочных и обязательных, столько мини боссов, Уникальных предметов, тут тебе и подобие стратегии с выпуском Юнитов, и миссия со стелсом за Самуро, и водяные баталии, и всякие подземелья и даже какая-то арена с демонами. Возможность покупать наёмников, шмот, а когда рексар после квеста Тралла получает баннер за Спину я вообще офигел, что прям на модельке отобразился предмет из инвентаря! До сих пор периодически прохожу только эту кампанию из всего тфт.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Ворсин

Какой же шикарный лонг! Низкий поклон за труд, любо-дорого было почитать, да вспомнить Третий Варик.
Лепота! (^ __ ^ )

Ответить
Развернуть ветку
карноворичечная
Среди иконок в редакторе карт Warcraft III есть портрет художника Сэмуайза Дидье

В ремастероремейке его портрет немного изменили:

Ответить
Развернуть ветку
LYBITEL BATONOV

Ух заебись-заебись, пока читал выпил кружку кофе, потом налил еще одну и вот третью допиваю. ОХУЕННО, ТЫ ОХУЕНЕН!

Ответить
Развернуть ветку
Maksym Sapozhnyk

Беспощадный...

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Matveyev

Статья огонь. Скажите, можно все такие в старый добрый классический варик поиграть официально а не в вымерли рефорджа, ну т.е. с нормальной озвучкой от софтклаба и без торрентов?

Если нет, то какая это все таки ж...жесть, что закопали легендарную игру просто

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Кортез
Автор

Нет, нельзя

Ответить
Развернуть ветку
Akhmad Tea

На одном дыхании

Ответить
Развернуть ветку
Леха Нилохов
Женщин в команде тоже не было

потому и шедевр

Ответить
Развернуть ветку
Шлёпнога

И чем тебе женщины насолили...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий