Baldur’s Gate — классика на все времена

Как вы возможно знаете, многие основополагающие игры жанра RPG используют в качестве ядра игровых механик систему правил из настольной игры Dungeons & Dragons. Baldur’s Gate же не просто берёт боевую систему из известной настолки, действие этой игры полностью происходит в мире Forgotten Realms — пожалуй, самой известной вселенной для игры в D&D.

Baldur’s Gate — классика на все времена

И это вновь партийная РПГ, то есть вам предстоит взять на себя управление не одним персонажем, а целой группой или как её ещё называют — партией. Правда в отличие от большинства других игр жанра, вы будете создавать не всю партию героев, а только главного персонажа. Остальных же придётся находить по ходу игры в различных локациях и поселениях, порой при самых загадочных обстоятельствах. Из этого небольшого элемента и вытекает главная идея Baldur’s Gate — исследование мира. Если основной идеей других олдовых партийных РПГ была прокачка и развитие созданной партии, то во Вратах Балдура на первом плане стоит не прокачка, а именно сбор идеального отряда. Задача это далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд — герои разбросаны по всему игровому миру и совсем не факт, что вам попадётся персонаж именно той профессии, которая нужна вашему отряду, но лучше хоть кто-то, чем бродить по опасному миру в одиночку. Кроме того, большинство компаньонов имеют свою историю и квестовую ветку. Зачастую вам придётся разбираться с их прошлым и решать проблемы, которые они нажили. Во время привалов герои могут говорить с вами или между собой. От ваших ответов, а также от того, как вы ведёте себя в обществе, зависит развитие ваших отношений. Они могут привести как к бурной любви, так и к тому, что одна часть вашей партии захочет убить другую или кого-то конкретного. Конечно, всегда забавно наблюдать за тем, как ругаются некроманты и паладины, но становится совсем не до смеха, когда они начинают убивать друг друга посреди огромного данжа, наполненного монстрами.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Взаимоотношения во многом зависят от характера героя — как и в D&D второй редакции, на которой базируется игра, характеров всего 9 — от законопослушно-доброго до хаотично-злого. Характер может ограничиваться профессией, например, паладины не бывают злыми, но таких ограничений немного. Некромант, например, вполне может быть добрым и законопослушным гражданином. В зависимости от мировоззрения, сопартийцы могут одобрять или не одобрять ваши действия. Иногда они даже могут встревать в ваши диалоги с NPC и влиять на их исход.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Кстати, отряд ограничен главным героем и пятью сопартийцами, чтобы кого-то взять, кого-то придётся выгнать. И вот представьте, спустя несколько часов после старта игры вы наконец-то находите того самого компаньона, о котором мечтали — того, кого так не хватало, чтобы дополнить отряд. Но с одним из сопартийцев у вас уже во всю идёт роман. Второй даёт квесты, приносящие немало золота. Третий наделён высокой харизмой и позволяет вам втираться в доверие к любым NPC. Четвёртый имеет очень полезное заклинание лечения. А пятого просто нельзя выгнать, потому что он лучший друг парня с высокой харизмой и тот его не бросит. Да, в Baldur’s Gate такое не редкость. Герои, которые хорошо ладят или влюблены друг в друга предпочтут остаться со своим избранником, нежели с вами. Думаю, из моего примера понятно, что игра часто создаёт конфликт между нахождением в отряде ролевых и боевых персонажей, если можно так выразиться. Одних персонажей брать в отряд надо из-за их боевой эффективности, других же не хочется выгонять, так как они хорошо с вами ладят или дают квесты. Выбор как и положено за вами. Кому-то по вкусу пусть и не самый эффективный, но зато ламповый дружный отряд, весело путешествующий по миру. Другим же больше нравится ультимативная боевая партия, зачищающая опаснейшие подземелья и не боящаяся никого, но в душе несчастная из-за постоянного нахождения с неугодными людьми. Впрочем и нечто среднее тоже можно собрать, если достаточно внимательно изучать мир.

А поизучать, сразу скажу, будет что. Несмотря на то, что авторы игры воссоздали лишь небольшую часть мира Forgotten Realms — от, собственно, Врат Балдура на севере до небольшого посёлка Нашкель на юге, они плотно наполнили её контентом и детально проработали даже мелочи.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Сравнить подобный подход можно с Morrowind — в нём так же реализована совсем небольшая, но внимательно продуманная часть Тамриэля. Вообще, Baldur’s Gate это отличный шанс для наших игроков познакомиться с вселенной D&D. Забытые королевства это довольно интересный мир со своими правителями, легендами, религиями, расами, укладом жизни и прочими элементами лора, без которых не обходится ни одна полноценная вселенная. Несмотря на ограниченность игрового региона, за счёт разнообразных событий и диалогов игрок чувствует, что находится в огромном по масштабам мире. Особенно приятно, что на многие мировые события можно повлиять. Например, в начале игры от любого кузнеца или собутыльника вы будете слышать о том, что железо, добываемое в шахтах Нашкеля, совсем никуда не годится — оно стало хрупким и ломким. Если же вы побываете в шахтах и решите эту проблему, то разговоры об этом прекратятся. И это далеко не единственный пример. Кстати, по поводу собутыльников — довольно забавная механика. Когда вы выпиваете в таверне, можно узнать различные новости. Зачастую это не просто разговоры ни о чём, а сведения, которые запишутся в журнал и в конечном итоге могут привести вас к новому приключению. Это ещё один аспект, поощряющий исследование мира.

Baldur’s Gate — классика на все времена

А исследовать мир не только интересно, но и полезно. Ведь главная квестовая ветка довольно хардкорная. Как я уже сказала, игра эта не о прокачке. Максимальный уровень персонажа — шестой-восьмой, в зависимости от класса. Немалую роль играют предметы, которые вы будете находить и новые умения, которые выучите. Всё это поможет вам в продвижении по основному сюжету. Но не стоит думать, что без сторонних квестов пройти главную ветку невозможно. Возможно, и даже множеством разных способов. Различные пути решения конкретной проблемы вообще являются отличительной чертой Dungeons & Dragons. Например, выполняя квест по поиску того, кто нанял бандитов для ограбления караванов, мой отряд сначала втёрся к разбойникам в доверие, сказав что мы тоже бандиты и прибыли как подкрепление. Потом один из моих героев выпил зелье невидимости, пробрался в палатку к главарю и украл письма. Того же результата можно было добиться, если просто перебить всех или очаровать главаря и напрямую расспросить о том, кто их нанял. В общем, как это и должно быть, любая задача имеет несколько решений. Стоит также отметить, что очень многое в игре зависит от броска кубика, а иногда, насколько я знаю механики D&D, от нескольких кубиков.

Baldur’s Gate — классика на все времена

В большинстве случаев это не показывается игроку. Например, когда герой получает новый уровень, ему добавляются очки здоровья. И, да, их количество тоже зависит от того, как выпали дайсы. Напрямую это нигде не пишется. Но вот если ваш герой должен умереть от удара врага, то он делает так называемый “спасбросок”. Если выпало определённое число, то он останется жив. Результаты этого броска игроку видны. То есть бой построен таким образом, что урон или вероятность сотворить заклинание тоже зависят от кубика, но игрок этого не замечает — броски и их результаты раскрываются для него лишь в небольшом числе особых случаев, за счёт чего игра не теряет темп и не перегружает информацией, но всё же напоминает о том, что в её основе лежит настолка.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Стоит сказать пару слов по поводу боя. В последние годы среди игроков бытует мнение, что если боёвка в RPG пошаговая, то это правильно, а бой в реальном времени это для тупых любителей бессмысленных слешеров и стрелялок. Baldur’s Gate доказывает, что это не так. Несмотря на то, что бой идёт в реальном времени, думать нужно будет много. Во-первых, необходимо позиционировать отряд. Против некоторых соперников лучше не ходить толпой, а нападать с разных сторон, дабы всем вместе не попасть под сплешовые атаки. Во-вторых, каждый герой, в зависимости от прокачки, может выполнять определённое количество действий в единицу времени. То есть пока силач замахнётся и ударит, ловкач может ударить его несколько раз и успеть отбежать. Помимо этого, в бою постоянно нужно использовать зелья и магию, чтобы снимать негативные эффекты, успевать отводить и лечить раненых бойцов, а также менять тактику в зависимости от меняющейся ситуации. Например, вы собирались просто убить разбойников, но нарвались на магов, которые всех бойцов превратили в камень. Придется отвлекать соперников от статуй быстрым лучником, в это же время лечить его клириком, дабы лучник выжил, а магом возвращать окаменевших героев в бой. Нередко в бою приходится использовать особенности местности — например, наколдовать болото в узком проходе, чтобы монстры шли медленно и попадали к вам по одному, а не врывались толпой, окружив ваших героев. Чтобы успевать за всем следить в игре есть тактическая пауза. Во время неё можно раздать приказы. После отжатия паузы ваши бойцы будут делать то, что вы сказали. Выполнена эта боёвка блестяще, многие называют Baldur’s Gate эталоном того, как стоит делать игры с тактической паузой. Но не всегда члены вашей партии будут беспрекословно выполнять приказы — кто-то может испугаться и начать убегать, других же заколдуют и они начнут атаковать союзников.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Как вы, наверное, догадались, магия в такие моменты очень решает. Заклинания, по большей части, невероятно эффективны. Однако нивелируется это тем, что каждый магический персонаж может использовать ограниченное число заклинаний в день. В первых главах не более трёх-пяти. Выглядит это так — у каждого персонажа, использующего волшебство, есть книга магии и несколько слотов под заклинания. В них необходимо заранее поставить нужную магию. При желании можно хоть во все слоты поставить одни и те же чары, если считаете, что так будет правильнее. Но вот использовать каждый слот можно всего 1 раз, после чего волшебнику нужно поспать, дабы восстановить магические силы. То есть в отличие от большинства RPG, использующих систему маны, в Baldur’s Gate не получится просто закупиться магическими зельями и ходить по подземельям, постоянно колдуя и выхиливаясь. Хотя как и почти в любой РПГ поначалу маги довольно слабые, но с ростом уровня становятся машинами-убийцами.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Но даже с прокачанной партией, бои довольно сложные. Как-то раз мне даже приходилось жертвовать одним из членов отряда, дабы выиграть бой, так как других вариантов я просто не видела. На тот момент я ещё не знала, что умерших бойцов можно воскрешать, поэтому герой покинул мои ряды навсегда.

Сюжет игры прост, но достаточно интересен. Начинается всё с того, что за вашей головой охотятся некие люди, которые убивают вашего отчима, после чего вам приходится бежать из родного дома. По мере прохождения сюжет обрастает всё новыми и новыми подробностями. Нередко на него влияют ваши сопартийцы. Во время привалов вам могут сниться довольно интересные сны, из которых также можно почерпнуть сюжетные подсказки.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Вообще игра довольно проработана — в ней много книг, по которым можно изучить не только историю региона, но и взгляды различных народов на важные исторические события. В мире меняется погода и время суток, меняется настроение простых граждан и то, о чём они говорят в зависимости от событий, происходящих в стране. В ходе приключения вы будете находить множество различных вещей. Что примечательно, каждый предмет кроме колец и амулетов меняет модель персонажа. Хотя и здесь есть исключения, например, я нашла кольцо, меняющее внешний облик героя и делающее его похожим на зомби. Вероятно, оно нужно, чтобы походить за своего среди нежити. Вообще количество уникальных и необычных зелий в Baldur’s Gate меня просто поразило — помимо стандартных эликсиров, повышающих скорость, силу или здоровье, в игре есть необычные, не исключено, что существующие в единственном экземпляре, бутылки. Для примера вот описание одного из снадобий — “После употребления напиток заставляет мышцы раздуваться до совершенно нечеловеческих пропорций, почти как у титана, в то время как ловкость и телосложение падают до значений, более уместных для обыкновенного слизняка. Действие длится 24 часа, так что стоит хорошо подумать, прежде чем поглощать это подозрительное пойло”. Помимо зелий есть куча разных свитков, посохов, зачарованного оружия и предметов. Да и дизайн игры очень приятный — окружение проработанное и красочное, портреты вашей команды отлично отражают характеры персонажей.

Ещё одним плюсом игры является то, что вам не нужно с самого начала детально разбираться во всех характеристиках персонажа. Если кто-то создавал персонажа в Neverwinter Nights, то вы знаете о том, насколько много там характеристик, навыков, модификаторов, спасбросков, параметров, умений, устойчивостей, особенностей класса, типов атак и многого, многого другого. Перечисление только того, что я с ходу вспомнила уже заняло немало времени, а ведь в каждом из этих факторов есть куча своих «подфакторов» и особенностей. Так вот в Baldur’s Gate при создании персонажа вам нужно будет выбрать только пол, расу, класс, подкласс и мировоззрение героя, после чего распределить очки основных характеристик и навыков.

Baldur’s Gate — классика на все времена

Может быть, звучит не так просто, но поверьте, это не идёт ни в какое сравнение с тем, как действительно создаётся персонаж в D&D. А при повышении уровня вам и вовсе нужно будет только прокачивать умения и для некоторых профессий особые способности, такие как взлом, бесшумное передвижение или карманные кражи для вора. Остальные же характеристики прокачиваются автоматически. Знать на что они влияют, конечно, полезно, но игра не требует от вас знать это с самого начала. Тонкостям механики можно обучиться и по ходу игры. Это поможет вам понять, какую применять магию, какие пить зелья и как вообще вести бой, в зависимости от начальных условий. Постепенное познание глубины игровых механик является несомненным плюсом игры.

Если же говорить о минусах, то, в первую очередь это довольно большое количество текста и неспешное развитие сюжета в начале игры. И, если честно, то больше ничего отрицательного сказать о ней я не могу. Но стоит учитывать, что при написании этого обзора я играла в Baldur’s Gate: enhanced edition, что и вам советую. В переиздании были исправлены многие баги, добавлены квесты и новые сопартийцы, а также масса новых интерфейсных фишек, типа масштабирования области обзора. В остальном же это старый добрый Baldur’s Gate. Если вы считаете себя любителем RPG, то обязательно поиграйте в эту игру — она способна доставить немало приятных эмоций.

Кстати, Baldur’s gate портирован на Android и на все популярные консоли, так что если вы давно искали великолепную мобильную RPG, то он идеально подходит для этого звания. С вами была Анжелика GoodGirl, до скорого!

4242 показа
10K10K открытий
247 комментариев

во Вратах Балдура на первом плане стоит не прокачка, а именно сбор идеального отрядаМой соло полуорк воин/вор смотрит на автора, как на говно. Главное в этой игре - исследование мира.

Ответить

Некрасиво так с девочками общаться

Ответить

Соглашусь. Отряд подбирается под индивидуальный стиль прохождения. Я в БГ предпочитаю каноничным отрядом проходить. И идеальным такой вариант точно назвать нельзя. Но зато лучше проработка диалогов. Исследование является главной особенностью игры, т.к. ради исследования было добавлено множество необязательных локаций квестов и т.д. Всё для создания эпического приключения, чего в современных КРПГ нет вообще. БГ2 в этом плане недостижим.

Ответить

Не так грубо, но с мыслью согласен.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Лучше сначала почитайте этот "опус". Человеку только вчера купили компьютер. Игре 22 года, а автор делает выводы, типа:
Если же говорить о минусах, то, в первую очередь это довольно большое количество текста

Ответить

В тексте для повышения комфорта читателя, должно быть ещё больше абзацев, заголовков и прочей структуризации.

Так или иначе, молодец, что вообще сопроводила видео обширным текстом — многие ютуберы не понимают, что тут это необходимо делать. Молодец.

Ответить