Что же такое RPG?
Статья о многочисленных спорах, которая призвана показать людям "картину" дискуссий, а также , что общего у Elden Ring и Warface.
О чем вообще речь?
Если вы пользователь этого сайта, то вы скорее всего знаете о жанре RPG. Кто то считает, что это игра со стандартным делением на воин/маг/разбойник, а кто то думает, что это игры про средневековье (поверьте, я встречал и таких). Моя цель - показать вам позиции разных сторон, а также высказать свое виденье.
Сразу оговорюсь:
1. Речь идет именно о видеоиграх, я не затрагиваю иные типы игр.
2. Мне известно о делении RPG на jRPG, ARPG и т.д. Здесь речь об усредненном понятии основного жанра.
А что говорит википедия?
Для начала нам хорошо было бы обратиться к хоть сколько то авторитетному источнику. Он не является истиной, ведь его тоже писал человек с определенной позицией.
Это лишь отрезок, но мы уже можем понять, что у игры должна быть ролевая система, а также продуманный сюжет и игровой мир. Помимо этого, мы понимаем, что RPG делится на поджанры. Ниже пойдет описание того, что по мнению портала RPG Watch обязательно должно быть в ролевой игре. А именно : Ролевая система, Сюжет, Исследование, Боевая система. Раскрывать их подробнее не вижу смысла, но скажу, что данные пункты действительно присутствуют во всех RPG. Есть нюансы, но о них ниже.
Позиция 1. RPG - развитая ролевая система.
Развитая ролевая система - это классы, расы, характеристики, перки и т.д. Чего то может и не быть, но имеется риск перестать "быть развитой". Возьмем к примеру игры FromSoftware. У нас есть классы, характеристики, есть броня и оружие с возможностью их прокачки, есть перки, которые можно получить при определенных игровых условиях. Казалось бы, отличный пример RPG и о чем тут говорить? Кроме того, все 4 признака RPG ( по мнению портала RPG Watch) здесь присутствуют. Я соглашусь с тем, что в данной игре есть развитая ролевая система, но длительное время я не мог называть эту игру RPG, т.к. в ней отсутствовала важнейшая ,на мой тогдашний взгляд, деталь RPG. Об этом подробнее я расскажу ниже, а сейчас важно обратить внимание на другое.
А что если я вам скажу, что Warface (Википедия гласит, что жанр этой игры - MMOFPS) - это тоже RPG по тем же пунктам? Здесь тоже есть развитая ролевая система, мы также имеем классы, броню и оружие с возможностью прокачки, а также перки и характеристики. Да и 4 важнейших признака RPG(по мнению портала RPG Watch) здесь есть . О ролевой системе уже сказал; сюжет - одинаково туманный и там, и там; исследование - подразумевает взаимодействие с миром, наличие инвентаря и т.д. (тоже все есть);боевая система - думаю очевидно.
Как же так получается? Но я , конечно же, не считаю Warface - RPG, т.к. там нет возможности отыгрыша.
Позиция 2. RPG - наличие отыгрыша.
Длительное время я держался этой позиции. Кстати, Уоррен Спектр (мне известен по Deus Ex) считает вот как :
Отыгрыш роли — это не огромные таблицы цифр и исследование случайно сгенерированных миров со зданиями, наполненными ящиками. Отыгрыш — это не выполнение случайных заданий и сражения через каждые шестнадцать шагов. Это даже не Мечи Мгновенных Критических Ударов +37, наносящие двойной урон при атаке сзади.
Отыгрыш — это свобода игрока действовать по своему усмотрению в рамках предложенной нами истории. Отыгрыш роли — это развитие персонажей в уникальных и значимых направлениях, являющееся результатом решения игрока. Это возможность спокойно опробовать модели поведения перед тем, как перенести их в реальный мир.
Так что же это получается, если я могу отыгрывать роль персонажа, то игра становится RPG? Тогда множество визуальных новелл, где одним решением мы можем перевернуть всю игру, становятся наиболее ярыми представителями жанра RPG. Ну да, ведь мы играем в RPG, мы отыгрываем роль, а не цифры силы и интеллекта. Или нет?
Нет сомнений, что Disco Elysium, Ведьмак, Dragon Age и т.д. - это RPG по данному признаку, но получается, что условный "Клуб Романтики" - это тоже RPG, ведь возможности для отыгрыша почти одинаковые. Черт побери, да не может быть.
И к чему мы пришли?
А ведь я сказал, что расскажу про обе позиции, но наверное только запутал вас. Что ж , на самом деле я просто провел вас по своему пути непонимания, чтоб вывести сюда, к моей позиции. Я считаю, что в игре обязательно должны быть и возможности для отыгрыша, и ролевая система. При чем и то, и то должно быть хорошо развито. Вы не можете просто назвать свою игру RPG, если у вас есть разделение по классам и только. Вы не можете назвать свою игру RPG, если у вас абсолютно нет ролевой системы, но есть ветвящаяся система диалогов.
Хотя о чем я говорю, все вы можете. К сожалению, жанровая принадлежность в наше время рассыпалась. Если разработчик говорит, что его игра RPG, то ее и причисляют к RPG. Никто не смотрит на все эти признаки RPG ( по мнению портала RPG Watch), на наличие отыгрыша, на ролевую систему. Все , что мы имеем - это маркетинг, который подминает под себя любые понятия, что ему удобны.
Рынок желает RPG? Сделаем шутер, но назовем его RPG, кто будет разбираться?
Я немного утрирую, но лишь немного. Такие игры называют action - RPG , хотя по хорошему это стоит назвать action с элементами RPG. Это важно.
Критический итог
Теперь я скажу пару примеров игр, которые НЕ являются RPG на мой субъективный взгляд :
Диаблоиды - Нет отыгрыша. Возможность пойти в одну локацию или другую - это не отыгрыш. Вкачать волшебнику огненный шар, а не ледяной - это не отыгрыш. Я не критикую данную игру, но это не RPG. Это action с элементами RPG.
Соулслайки - идентично тому, что выше. Хоть тут иногда есть диалоги и даже разные концовки, но давать игроку пару раз за игру что то решить - это не отыгрыш, а его подобие.
Визуальные новеллы - я уже говорил, но повторю - здесь нет ролевой системы. Да, нам могут давать широчайшие возможности отыграть персонажа, но если при этом нет каких то даже малейших или условных классовых, расовых и т.д. категорий - мы не можем называть это RPG.
Можно привести еще примеры, но остановлюсь на этих. Обращаю внимание, что даже среди перечисленных выше - могут быть RPG , ведь я не всеведущ и не могу знать каждый частный случай. Но я говорю про большую часть данных категорий.
Я готов вступать в диалог ,если вы со мной не согласны. Я не претендую на то, что излил истину. Это мое мнение, вы имеете право быть с ним не согласны.
Это как Диско Элизиум, только РПГ
Изи, рпг это такие игры как скайрим, массэффект, дарк соулс, дьябло, ассасинс крид, ниер автомата, асфальт 9, косынка, хартстоун, пикросс, сокобан, ридж рейсер, гирс оф вор, зельда, тайм кризис, дино кризис, некетсу кунио-кун доджбол, крестики нолики, пятнашки или ультима 8.
так тонко, что я вначале даже поверил (пока до второй строки не дочитал)
Хорош.
@Xanathar
Комментарий недоступен
@моча @говно
НУ ВСЁ ПАЦАНЫ, ПОГНАЛИ НАХОЙ!
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Жанра РПГ уже давно не существует, так как игры перестали быть симулятором желтого круга которых хавает лимоны, и любые особенности жанров между собой максимально тесно переплелись. Тег в стиме ,,рпг,, это не более чем показатель неких общих фабул, но прям списка точных правил нету.
Точнее, что игроки натыкали, то и стало РПГ. Поэтому там всякие ведьмаки, хентай-пазлы и прочие фоллауты в куче лежат)
Нет, определение не об этом, а о НАЛИЧИИ ВЫБОРА ролевой модели. В этом ключе Варфейс - хуевая ролевая игра, только одна ролевая модель.
Все остальные приведенные определения всего лишь описания нынешнего направления развития жанра.
Пиздец, почему меня это так триггерит??? Копирну свой коммент из другого срача на тему обязательности боевки:
Я бы это объяснил несовершенством геймдизайна и популярностью насилия. Нравится людям пиздиться, становиться сильнее, доминировать, короче. А дизайнить игру таким образом, чтобы ее можно было пройти без насилия, путем дипломата или запугивания, например, дороже, ну и не выгодно, так как большой процент покупателей хочет всё же ебашить. Поэтому эти моменты болтовни во многих случаях присутствуют чисто номинально, мне кажется.
Кстати, если мы через такое определение посмотрим на игры биоваров и сравним их с настольными партиями днд и других днд-бэйзед настолок, то увидим, что в плане функционала никакая она и не рпг, ведь решать проблемы геймплея там можно только одним образом - с помощью боя (DA и ME-то точно). Есть, конечно, фикция в виде диалогового колеса и каких-то там решений, но ведущие проблемы в игре всё равно решаются пушками.
Эти две серии, да и менее популярные типа DOS или Pathfinder показывают, насколько далеко ушли современные "рпг" от первоисточников. А именно сделали серьезный упор только на одну из ролей - роли бойца/убийцы/воина и эту ветку развивают, основывая на ней весь геймдизайн так, что кажется, будто без сражения эта история невозможна.
Оно и понятно, тут такой просто для творчества. Придумали тысячу классов для сражения, а для болтовни только скромный кап убеждения. А как же три классических У? Укради, убей, уговори. Убить могу, сотней способов могу. А уговорить? Или украсть? Или, вообще, что-нибудь другое. Ведь это всего лишь базовая формула, которая может служить рекомендацией, но никак не законом. Почему не может быть рпг, которая предлагает не разбойника/воина/мага, а, например, вокалиста, менеджера или диджея? Такое же распределение по ролям, но для решения уже не боевой задачи. Та же концепция.
В таком ключе для меня любая рпг с пиздиловом выглядит такой же неполноценной как и диско элизиум, которая по сути сделала упор именно на болтовню, придумав для этого свои классы, а от боевки оставила десяток диалоговых опций.
Просто потому что они серьезно ограниченны способами решения игровых проблем.
Патфайндер говорит: у нас проблема с демонами, что будешь делать (какую роль ты возьмешь на себя/какой инструмент используешь)? Игрок: ну, вариантов у меня нет, я соберу пати из отборных убийц и разобью ебало: а) демонам; б) всем разобью. Варианта не бить ебало нет - ограниченная ролевая модель.
Диско элизиум говорит: у нас проблема с расследованием, что будешь делать? Игрок: ну, у меня тут несколько архетипов характера с разными точками зрения, выберу что-нибудь и пойду пиздеть на тему: а) политики; б) эмоций; в) этики etc. Варианта не пиздеть нет - ограниченная ролевая модель.
имаджнируйте ебало крестоносцев, договаривающихся с демонами
Бля я помню эту чепуху. Я сейчас прочитал опять первый абзац, господи какую же ты постную хуйню написал. У нас есть целый пласт ролевых игр которые можно проходить разговорами, вот только их можно проходить и тыкая всем ножом в лицо или стреляя в каждого первого встречного.
Что там нынче принято вспоминать? Фоллаут? Так в нем спич роляет пиздец как и всякие взломы с хакингом кстати тоже.
До тебя не доходит да? Отказ от насилия в рпг это уже давно один из способов прохождения приличной части контента. Это уже давно был обстебано тысячу раз, мол в игре есть антагонист, у него есть монолитная позиция которую он вынашивал годами, пришел ты такой с 10 харизмы и полностью прокаченным красноречием и за 2 скиллчека его переубедил.
Мне вообще надо вспоминать скажем такие игры как torment tides of numenera, fallout new vegas или age of decadence где можно пиздеть напрополую и драться в редких случаях когда на тебя всякая агрессивная живность нападает. Игры у него дорого без боевки дизайнить лол.
Вот только добровольный отказ от насилия и использование системы в диалогах и отсутствие боевки это не одно тоже.
Значит кинцо кейджа это рпг
Даже если "пиздиловка" выглядит как покраска карты в гранд-стратегиях от paradox? А в Minecraft люди "пиздят" блоки, да? С остервенением
Когда есть возможность проходить болтовней - это лютый рак, за который разработчиков надо убивать.
куда ушли от первоисточников, если первоисточник всегда в первую очередь и был про это?
Что такое RPG - это три буквы: R, P, и G!!!
Risen, (P)elex и Gothic?
Для меня RPG это возможность для выбора в игре. Который сильно или слабо влияет на мир и общую канву сюжета)
Ну, тогда какая-нибудь вн с десятком рутов, будет идеальной рпг.
Обязательный признак у компьютерных ролевых игр только один - наличие ролевой системы (грубо говоря, "стата").
Ролевая система - набор правил, описываемых с помощью формально выраженных характеристик, относящихся к персонажам и (опционально) к другим элементам игры: уровни, скиллы, перки и прочая "стата". В ролевой игре эти параметры представлена в явном виде и их изменение имеет решающее значение для геймплея. Ролевая система выступает своего рода посредником между игроком и игровыми механиками, непосредственно влияющими на события игры.
В ролевой игре результат действия игрока (например, удар или выстрел в противника) рассчитывается в рамках ролевой системы (уровень игрока, уровень противника, скиллы, перки, бросок кубика и т. д.). В "идеально чистой" компьютерной ролевой игре игрок только принимает решение, а его осуществление опосредуется ролевой системой.
Иллюстрация. В чистой ролевой игре персонаж игрока стреляет в NPC: ролевая система определяет вероятность попадания, при этом неважно, как хорошо игрок умеет выцеливать мышкой. В чистом шутере же именно навыки игрока (и немного - параметры оружия, в частности, разброс) определяют вероятность попадания.
Если и принятие решение о совершении игрового действия, и его осуществление определяются непосредственно игроком, то перед нами не RPG, а игра какого-то другого жанра: экшен или адвенчура, скажем. Если игра даёт принять решение, но его осуществление проходит автоматически, то это тоже не RPG, а, к примеру, визуальная новелла.
Как отличить собственно ролевую игру от игры с ролевыми элементами?
Если без прокачки прохождение игры практически невозможно, то игру можно назвать ролевой в целом, если же нет, то, вероятно, речь идёт об игре какого-то иного жанра, но с ролевыми элементами.
Разница между ролевой игрой и игрой с ролевыми элементами - как между соком и нектаром.
Хм, с посылом частично согласен, но сразу же вопрос.
Ролевая система выступает своего рода посредником между игроком и игровыми механиками, непосредственно влияющими на события игры.X-COM - RPG?
Вот тебе загадка. Если я могу закрыть разные ролевые игры персонажем первого уровня за счет того что я владею игровыми правилами в совершенстве, то значит ли это что игра не рпг?
Я не критикую данную игру, но это не RPG. Это action с элементами RPG.
Что сказать-то хотел? Так долго писал статью, что к её концу уже забыл, что сам же в начале решил рассматривать ARPG как разновидность RPG?
Ща те объяснят, что экшн с элементами рпг и экшн-рпг это разное.
Ну так а что с jRPG-то? Подозреваю, что наигравшие сотни часов в какой-нибудь хардкорнейший Shin Megami Tensei тебе лицо деформируют, если ты попытаешься им доказать, что это было не РПГ из-за отсутствия отыгрыша в его современном, зумерском понимании...
jRPG не RPG
jRPG, - jRPG
у меня всё
Я думаю фанаты SMT тебе лицо откусят просто по иннерции)
Блин. Хоть ссылки ставь. Так как на Вотче этих определений было много.
Ты про HiddenX'овское?
https://rpgwatch.com/forum/threads/crpg-analyzer-a-checklist-for-computer-role-playing-games.20485/
Оно, конечно не идеально, но кто-то даже его не понял.
там не просто так много подпунктов.
Короче, разбирайся.
И обрати внимание про то, что я назвал телеологией жанра. А то у тебя все РПГ. А то что по-настоящему RPG - не RPG, либо не RPG по другой причине (хинт - "отыгрыш" не то, что ты думаешь).
https://dtf.ru/games/296745-chto-takoe-rpg
https://dtf.ru/u/128494-stepik/145034-chto-dostalo-bolshe-vsego-pri-obsuzhdenii-videoigr-v-runete-2-chto-takoe-rpg
Когда в жанрах игры стоит "RPG" это просто показатель того, что в игре будет не только экшн, но и диалоги, и нарративчиком там приправлено, кароче, как вы любите. Просто маркер для тех, кого интересует подобное.Касательно видеоигр - это "тег". "Тег" в стиме, например. Всё
На ПК и консолях нет полноценных РПГ, успокойтесь. Полноценные РПГ - только настольные.
Не, полноценные РПГ это когда ты с пасаными в поле выходите и палками железными друг друга пиздите)
Я тебе какой-нибудь рейзинг-сим или дейт-сим с параметрами, где есть и отыгрыш и ролевая система назову, это РПГ что ли по твоему?
Я же сказал, что оба параметра должны быть хорошо развиты. Не достаточно просто их иметь в игре для галочки.
ты шо отыгрыш же отыгрыыышшшшшшшш
Мне кажется, на эту тему уже давно пора забить. Размытие определения жанра-совершенго нормальный пооцесс. Твоё определение например не охватывает добрую часть ーJRPG, в том числе классических, там нет отыграша. В той же музыке, практически в все жанры-очень условны, "Рок" - как отдельное слово почти ничего не значит и не определяет, разве что там скорее всего будет игра на гитаре. Так и РПГ-значит лиш то что в игре есть прокачка. И тут вполне нормально работает та же схема что и в музыке-добавление уточняющих под-жанров.
ПЫСЫ: так то в солсах отыгрыш найти можно, есть квесты от нпс, в некоторых даже есть вариативность, концовка тоже зависит от твоих действий.
Зато, например, stoner rock или math rock очень даже значит и нормально так определяет. Всё зависит с какой системы координат смотреть.
разве что там скорее всего будет игра на гитаре.Есть замечательные рок группы без гитар!
если не заниматься изобретением колес, то базовое определение жанра охватывает всё начиная с его зарождения и по сегодняшний день. Зачем заниматься выдумыванием новых трактоков и собственных определений - вопрос.
Это все из оперы ММО. В батлу или фортнайт сражаются 100 человек, это че не массовая многопользовательская игра?
А начинаются критерии ММО типа свой мир, персонаж как в WoW и подобное.
По идее нужно только от слова отталкиваться: ролевая игра, значит игрок должен выполнять отыгрывать разные роли.
А прокачка, инвентарь, исследование - до жопы
Люди в очередной раз пытаются разделить крайне разнообразную реальность на несколько искусственных сегментов. И разумеется, опять ничего не получается. Ждем следующего раза.
Такие же срачи в музыкальном сообществе о жанрах.
А по сути - это хуйня все. Жанры - это теги для того, чтобы потребитель нашел именно то, что ему нравится. Или нашел похожее. Ну и для изготовителя это возможность маркетинга.
Все! Никаких больше правил нет и не может быть.
Да че решать, все, что не гонка - РПГ.
ХЗ что такое RPG, но это точно не JRPG *сарказм*
Role-play game
Не благодари
Нужно просто жопой чувствовать РПГ, а критерии не подойдут
Делать мотивированный выбор, который приводит к различным и не всегда ожидаемым последствиям, вживаясь в шкуру своего персонажа и принимать ответственность за это, вот это ролевая игра, имхо
TellTale в свое время выпускали топовые рпг
нид фор спид это рпг
Ты про жрпг ничего толком не сказал. ФФ7 это рпг или нет? Если это жрпг, то значит рпг. Но системы диалогов там нет. Значит не рпг. Значит, раз ты эксперт, определи жанр ФФ7
хентай новелла
Основа для додзинси известного характера.
Статья у автора в общем-то интересная (частями) Но суть опять извращена. А всё потому что есть популярный штамп в обществе - нужно обязательно на него опираться, видимо...
А ведь что мешало те же выкладки подвести под итог типа "нам нужен новый классификатор - "строгий нео-рпг" или типа того... Но нет - нужно обмазать дополнительно вот этой популистской хернёй
Вы не можете просто назвать свою игру RPGа что ты мне сделоешь? (я в другом городе за мат извени)
К сожалению, жанровая принадлежность в наше время рассыпаласьКакое сожаление? Олдфагам мало олдскульных игр? Их же просто дохера, оглянитесь вокруг
Какое сожаление? О чём сожаление? Если игры развиваются. Жанр сэндбокс-конструкторов развивается, да и РТС не то, чтобы мертвы абсолютно.
Пока автор это писал, он себе представлял всю глубину абсурда? Вот я себе представил таких олдфагов во фраках с моноклем, которые смотрят на шутеры и гадают "это РПГ или не РПГ? - не знаю, или суй глубже, или держи дольше - ничего не видно"
RPG- Role Playing Game (ролевая игра) Основная механика жанра - отыгрыш персонажа. Если в игре нет отыгрыша персонажа, то это не rpg
Ну так подразумевался же в первую очередь отыгрыш через цифирки в боевых ситуациях, с учетом системы классов, плюс менеджмент партии за пределами сражений - а не эти ваши текстовые адвенчуры с выбором варианта из списка...
Ну так если есть отыгрыш персонажа, то всё, это уже RPG, - или критерий всё-таки недостаточный?
По твоей логике Battlefield это RPG, просто потому что ты там играешь за какой-то определенный класс, например медик, ходишь всем аптечки раздаёшь. Или пилот самолёта. Или обычный пехотинец. Или ещё кто там, какие там классы ещё есть. Играешь определенную роль в игре.
Если достаточно харизмы, можешь даже отыгрывать, типа реально на войне, а не просто как в кс играть.
РПГ - менее иммерсивный иммерсив сим.
См. основную статью: что такое иммерсив сим?
иммерсивный симулятор - лишь жалкое подобие осознанного сна 🙂
Толстоту продолжают набрасывать.
Сейчас такое начнется...
Больше ада богу ада!
Народ, ну что вы минусите? Потенциальное начало роскошного срача, да ещё на игровую тематику. Всё, как мы любим.
Мои пять копеек на этот раз будут состоять в том, что CRPG, настолки и "ролевые игры" как феномен психологии и культуры, не одно и то-же. CRPG, по факту, в гораздо большей степени наследуют настолкам и тактическим играм.
И вполне возможна игра, которая с одной стороны - в рамках "ролевой игры" как культурного феномена, но при этом - формально не CRPG.
https://dtf.ru/games/296745-chto-takoe-rpg
Где ты раньше был с этим лонгом?
прочитал и ппц отпустило
Когда это было? Сейчас такое следование лишь "ретроРПГ". Современным играм тесно в этих устаревших жанровых рамках.
Комментарий недоступен
Первый раз вижу что визуальная новелла так странно писали.
Если серьезно, то рпг это когда у тебя статы и ты их качаешь. Всегда так было, всегда так будет.
В визуальных новеллах может быть и ролевая система, с ресурсами и т.п., почему нет? Или тот же диско элизиум. Ключевое в рпг это отыгрыш, хотя из-за развития в видеоиграх ролёвками стали называть всё подряд и наоборот отметать то что даёт широчайший отыгрыш, но не укладывается в условный днд.
Ох, опять.
Вы не можете назвать свою игру RPGИ чего всем так обязательно ярлычками всё обклеить? Жанр уже несколько перерождений и переосмыслений пережил.
Алсо
Могу назвать свою игру как захочу, если по итогу посчитаю это адекватным.
Жанр "Flying Out Enormous Breast Drama Hyper Battle" навсегда в сердечке...
Уоррен Спектр
Вот, Уоррен Спектр тоже считает, что Disco Elysium - не rpg.
Неужели ДЕ это иммерсив сим?! О_О
Идеальная RPG - The Sims 3. Change my mind. Ну а чо? Там даже боёвка есть (если вкачивать спорт и единоборства в "Мире Приключений").
Справедливости ради, The Sims Medieval уже прям напоминала :)
Видосы иди пили!
Sims, строго говоря, не игра.
Ой ну нАхуй!!!
Получается, Prey и System Shock - RPG?
Давно пора признать что нет такого жанра в компьютерных играх как РПГ. Есть простая надстройка к стратегиям/шутерам/слешерам.
Портал в ад официально открыт.
Да блин, че-та устали все. Ад на минималках.
А что-то такое приключенческая игра?) каждая игра - приключение считай)
Один мудрец однажды сказал: "РПГ - это прежде всего лут и экспа!".
Когда увидел знаток D&D и Warhammer