{"id":3967,"url":"\/distributions\/3967\/click?bit=1&hash=788cf18a5834b2680a8bb42b0862107b029f3c0e5148b5181a62c785142c214b","title":"\u041f\u043e\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0440\u044b\u0432\u0435: \u043a\u0430\u043a \u0443\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u0430 \u0442\u0435\u0445\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0435\u0433\u0438\u044f \u00ab\u0412\u041a\u043e\u043d\u0442\u0430\u043a\u0442\u0435\u00bb","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"77789898-6cc1-569c-9363-53804fabee8d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Мои мысли про физику исторического процесса в Disco Elysium

Я прошел игру трижды и хочу поделиться размышлениями на тему, которая, насколько мне известно, ранее не становилась предметом статей.

Мир Элизиума плавает в сером веществе...хорошая метафора игрового мира в уме DM'а.

Игровой мир в целом похож на ретрофутуристическую версию нашего, но с двумя очень большими отличиями.

Первое — это Серость (Pale), странный океан разреженной материи с явно психоактивными свойствами, в котором и "плавают" разрозненные изолы (острова, города, агломерации) с их обитателями. Для того, чтобы добраться до другой части мира, нужно пройти/пролететь сквозь Серость.

Про Серость нам будут рассказывать много, но не то чтобы от этого она как явление становится понятней.

Второе отличие — это концепция исторического процесса, которая на первый взгляд кажется похожей на нашу реальность в представлении некоторых... философов. В точках, когда историческое развитие Элизиума может пойти по тому или иному пути, возникает Светоч (Innocence), харизматическая личность с Видением, которая увлекает за собой массы и утверждает господство той или иной идеи.

Описания Светочей внутри игры свидетельствуют о том, что эти люди обладают оккультными/психоактивными свойствами, которые им даются откуда-то свыше.

Долорес Деи — один из самых известных и почитаемых Светочей.

Так как Светоч порождается самим историческим процессом, чем бы тот ни был, и служит только этому самому историческому процессу, получается, мы имеем следующую картину. Для того, чтобы направить историю определенным курсом, куда она стремится в ходе самосозревания путем развертывания событий, в ней формируется некий плод-вектор, который затем воплощается в подходящего по свойствам и месту человека, направляющего курс истории туда, куда “нужно”.

История Элизиума, таким образом, в отличие от нашей (ха-ха), представляет собой скорее физический процесс.

Поскольку самое большое и глобальное физическое явление этого мира, также с необъяснимыми свойствами — Серость, то я предлагаю совершить очевидный шаг и напрямую связать с этим странное поведение местной истории с порождением Светочей.

Концепт-арт к Disco Elysium 2: Riders of the Pale? Нет, это кадр из фильма Стивена Содерберга "Солярис" (2002)

На физическом уровне Серость это эдакий лемовский Солярис, в котором плавает мир Элизиума, а История — таким образом сон, который “Солярис” видит сам про себя.

Если мы примем, что местная история — буквально часть физических законов местной реальности, то большие в ней изменения означают некие значительные бурлящие процессы в этом мире-организме. Причем они могут ВЫГЛЯДЕТЬ к примеру, как, революция для жителей изол, но их настоящие причины выяснить изнутри невозможно, так как они детерминированы собственными законами Серости.

История таким образом получается побочным продуктом пищеварения Серости. Или основным? Это как посмотреть.

Вам, наверное, давно интересно, какое все это отношение имеет к сюжету игры. Прямое.

Далее следуют фантазии автора о том, как эта теория объясняет причины сюжета игры. Соответственно, критические спойлеры для тех, кто не играл или еще не доиграл.

Двухмиллиметровая дыра в реальности — это последний коммунист, стрелок с острова. Последний пиксель, оставшийся от предыдущего исторического эксперимента Серости. Возможно для того, чтобы перейти на какой-то новый виток своих процессов, ей нужно было устранить этот остаток, и поэтому Серость выбрала Гарри как наиболее подходящего по психо-характеристикам персонажа и давала ему через Трепет подсказки всю дорогу, чтобы он отыскал стрелка.

Да, фазмид в финальном монологе говорит, что Серость породили (порождают?) люди, но он все же относится к радикально другому биологическому виду. Возможно для него именно так выглядит со стороны процесс, в рамках которого Серость использует людей для своей жизнедеятельности, а люди, в свою очередь, своими действиями порождают больше Серости.

С Серостью вообще надо быть осторожней, можно и заторчать.

Но если поверить фазмиду и принять, что Серость заставляет людей своими действиями порождать больше Cерости, выходит, она может использовать их как паразит носителя? Или это все же закольцованный Уроборос? Кто знает. Как хорошо, что мы все-таки живем не в Элизиуме, а в простом и понятном мире реальности.

Спасибо, что прочитали, и добро пожаловать в комментарии.

0
155 комментариев
Написать комментарий...
Назарьев Александр

Намана, пиши еще

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Лаврентий Колотушкин

Отлично, приятно видеть, что не я один разговаривал с Джойс, дальнобойщицей, Фазмидом и занимался фигней в Церкви по этим темам

Ответить
Развернуть ветку
Совсем никто

А что, можно было этого не делать?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Денис Охритько

И тут возникаю я, который играл в эту игру настолько неправильно, насколько возможно, а именно - отыгрывал более-менее адекватного копа.
То есть не стал помогать панкам из церкви, не намазался феромонами и всё прочее, что нужно при игре в Элизиум делать обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Kiboune

Кто не занимался, не прочувствовал игру и экзистенциальный ужас их мира

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Н. И. Петров

Со мной дальнобойщица почему-то не стала говорить толком. Не хватило мне душевности, видимо. С фазмидом зато в конце затерли душевно.
Квест в церкви я не смог закончить, потому что, несмотря на всё разговоры с Джойс и всю прокачку интеллекта оказалось, что я могу сформулировать теорию дыры только на бросках 5-6 и 6-6.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Asap Modernian
Автор

На третий раз захотелось прямо реально разобраться в лоре.

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

Приятно видеть тех, кто тоже пытается разобраться в Серости. Серость - она имеет много значений... Недавно вот что подумал. Лет 20 назад двор, окружённый пятиэтажками, был практически весть зелёный. Мы боролись прям на траве. Лет через 10 вместо травы сделали стоянку. Серости стало больше. Но оставались островки вокруг подъездов. В этом году, часть газонов возле подъездов сделали тоньше: чтобы добавить пешеходные дорожки и расширить проезжую часть.
Если смотреть с балкона, когда видно весь двор, то можно сделать вывод, что с годами он становится всё более серым.
Серость - это асфальт. И если подумать о том, что люди покупают всё больше машин, всё больше берут кредитов, всё меньше ходят пешком, меньше знают соседей. То асфальт прям становится всепоглощающей ипостасью Серости :-)

Ответить
Развернуть ветку
Vit Mir

У кого серым асфальтом, у кого - серой плитеой, а у кого-то каждое лето перекладывают асфальт на плитку и обратно, мля!

Ответить
Развернуть ветку
Kiboune

У меня своя версия на тему "серости". Доп квест с моралинтерен и некоторые другие моменты и диалоги, намекают на то что серость как-то может быть связана со временем. Светочи получают информацию из будущего.

Вот не было какой-то вещи или какой-то идеи, в условном 1900 году, но она появится в 1960. Светоч улавливает идею из будущего и реализует её раньше того времени, из-за чего вся история, временная линия миря, идет по другому курсу. И из-за этого, 60 лет просто пропадают, становятся ничем, становятся этой "серостью", которая поглощает реальность. Поэтому фазмид и сказал что это люди породили "серость". И чел который убил Долорес, кричал что "человечество должно было само придти к идеям", без помощи.

Непонятно насколько канон концепт арты, но там продвигается такая тема про захват концепций и идей из будущего, определенными людьми. Даже Гарри, который имеет своеобразное мышление, подмеченное многими персонажами. Он так же может предвидеть некоторые вещи, словно улавливает что-то из будущего, просто не очень точно. Дыра могла появиться именно из-за него.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Левитанская

Люди с особыми способностями и чувствительностью к Серости тут назвали сороками. Если я не ошибаюсь, сороки любят таскать яйца других птиц. Они выклёвывают дырочку и выпивают содержимое, оставляя пустую скорлупку.
Так что в этом смысле теория верна - "сорока"-человек "проклёвывает дырочку" в будущее, "выпивает" содержимое, а образовавшаяся пустота проваливается в прошлое и становится Серостью.
Выходит прореха в реальности - это, возможно, та самая "дырочка" в будущее. Ведь там же Гарри может услышать от Ревашоль, что на город уронят ядерную бомбу и она даже попросить её спасти. Если Гарри остановит бомбу, то пропавшее будущее после ядерки провалится в прореху и станет серостью.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Kiboune

Вот на примере развития автомобилей. То как всё идет без светочей и как если светоч перетаскивает концепцию из будущего.

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

Вот это здорово всё объясняет!

Ответить
Развернуть ветку
BeezOne84 .

Судя по некоторым моментам в игре, Серость так же передает информацию из прошлого, если не путаю.
Т.е., возможно, время в ней нелинейно.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Печенька Алекса

Так, где почитать артбук?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Asap Modernian
Автор

Неплохо! Не вижу, кстати, как это противоречит моей теории (кроме момента с Гарри)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Чернов

Эээ, и это всё?
Я уже готовился к логриду...

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Прости(

Ответить
Развернуть ветку
ListenMyMp3 .

Автор, когда увидел превью то пришлось глаза протереть, потому что не присмотревшись, остров IILMARA прочитал как "ШMARA".

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Ищи себя в прошмандовках Ревашоля...

Ответить
Развернуть ветку
Drum-Sem

Убеждение: Успех.

Ответить
Развернуть ветку
Greghore Zamso

На самом деле отличная мысль, по сути, грамотный реткон, потому что про серость нам известны только ее механистические свойства - все ее приколюхи, о которых написали разрабы в игре. А вот с какой целью это все делается - непонятно. Приятно, что ваша статься не просто поднимает этот вопрос, но и рефлексирует над подобной интерпретацией. Не видел, честно говоря, такого объяснения раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

Интересно, а как объяснить вот что: в игре есть гипотеза о том, что церкви являются сдерживающими объектами для Серости?
И я не помню точно, но там и была гипотеза, что Серость развивается из таких двухмиллиметровых прорех. Своего рода рост раковой опухоли.

Ответить
Развернуть ветку
Kiboune

Там не то что именно церкви, а когда много людей где-то собирается. Там даже была теория, что клуб в церкви, может так же замедлить распространение дыры

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Печенька Алекса

Это очень интересная идея, что если церковь изначально строили вокруг прорехи?

Ответить
Развернуть ветку
Micolash Host

Церкви (религии) разобщают людей похлеще наций или государств, но в тоже время вера носит универсалистский характер (брешь), которая объединяет все людей.
Национальные церкви вообще то эту "брешь" скрывают.

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Не помню, кстати, этот момент. Надо смотреть, это просто в диалоге проговаривается, или это инсайд от какого-то из скиллов, если да, то от какого.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Марат Алимов

Было бы круто иметь эту карту в игре, а то вообще непонятно кто там откуда и куда

Ответить
Развернуть ветку
Адмирал кот

Блин, ожидал сейчас крутецкий лонгрид, а тут два абзаца(

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

((

Ответить
Развернуть ветку
Глазков Владимир

Интересная мысль, насчет устранения стрелка как оставшегося пережитка прошлого, но скорее стрелок тут как побочное явление, все таки его действия во многом обусловлены влиянием фазмида.
Довольно старая тема была с идей, что наш Арье - новый Светоч, ибо по косвенным признакам они (Невинности) как бы имеют доступ к "серверам" Серости, откуда черпают информацию о прошлом и будущем в виде интуиции и других психических процессов.
Я бы скорее принял что Гарри попал под длительное влияние истинной двухмиллиметровой дыры (которая в церкви), что в купе с алкотрипом и глубокой депрессией после ухода жены (или он наоборот стал так упарываться из-за влияния дыры?) открыло в нем "двухмиллиметровый Светоч". Типа на полноценного Светоча не катит, но слышать голоса города или иметь в голове базовую энциклопедию - вполне.
А уж стоит за всеми событиями сама Серость или все происходит спонтанно, остается только спекулировать.

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Писал выше, хорошая теория, но не объясняет, как дыра повлияла на Гарри, если он до этого не был в церкви. Хотя как-то абстрактно, типа "его притянуло в город и там снесло крышу", наверное могло бы. Его поведение по прибытии тоже трудно объяснить только алкоголизмом и грустью от расставания, он все же профессионал с огромным послужным списком.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Lythandas

Светоискажающий чувак вписывается в концепцию? Текст понравился

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Спасибо. По поводу чувака у меня такое ощущение, что это все один большой прикол-отсылка на рассказ Пелевина "Пространство Фридмана". Интересно, мог ли Курвиц его читать.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Dagorix

Светоискажающий чувак - это реально существующий инвестор, добавленный в игру в качестве пасхалки.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Wanderer and his shadow

Про Серость исчерпывающе рассказывает фазмид. ЧТО НА ЗАПАДЕ? ЧУДО.

Ответить
Развернуть ветку
humvee3d

"Как хорошо, что мы все-таки живем не в Элизиуме, а в простом и понятном мире реальности."
Ну как сказать...что такое реальность до конца так и не разобрались и вряд ли разберутся.

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Это сарказм, разумеется)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Яжкин

Боже, как я хочу еще какую-нибудь такую игру.
DE повторило ощущение, когда впервые увидел видео-игру, или когда с 2D перешел в 3D. Играешь и тащишься, "а что, так можно было?".

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Попробуйте Kentucky Route Zero и серию Off-Peak.

Ответить
Развернуть ветку
Вова Зацарный

Спасибо за статью. Меня тоже очень заинтересовала Серость. Нечто таинственное и непонятное.

Ответить
Развернуть ветку
InceptioN

Сначала увидел Шмару, а потом приблизил и снова Шмара

Ответить
Развернуть ветку
Facenapalm
Мир Элизиума плавает в сером веществе...хорошая метафора игрового мира в уме DM'а.

С этой позиции никогда не думал, спасибо за интересную мысль.

И комментаторам за образцовый СПГС тоже спасибо, без сарказма кайфанул.

Ответить
Развернуть ветку
Micolash Host

Про исторический процесс в каком то ролике на ютубе был разбор, марксистские формации, историософия, историческая периодизация, вся хуйня.

Ответить
Развернуть ветку
Micolash Host

Мой тейк в том что серость это аналогия на глобализм, на формирование единой общечеловеческой культуры.
Все вот эти замуты с упоминанием оригинальных государств с неповторимой идентичностью как раз играют на то, что их вскоре поглотит серость.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Asap Modernian
Автор

у меня немного другой угол обзора тут)

Ответить
Развернуть ветку
Не Казах

Автор молодчина!
Лично мне было слишком скучно читать про серость
Я лишь делал квесты и танцевал ХАРДКОР, а про серость усвоил только то, что это непонятная срань, с которой надо быть поосторожнее

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Не самая плохая модель поведения по жизни.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
NECROID

Картинку выведи на обложку

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

done

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Тю, на этом можно было остановиться:

История Элизиума, таким образом, в отличие от нашей (ха-ха), представляет собой скорее физический процесс.

наша история материальна, а роль личности в истории всегда преувеличена, это всегда делегат масс, а не уникальный гений-герой
Авторы игры обо всем этом знают и та тетка(светоч) полюбому связана с чуваками которые местный ядерный реактор строили

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор
наша история материальна, а роль личности в истории всегда преувеличена> ну здравствуйте, Лев Николаевич...
Ответить
Развернуть ветку
Bill Bill
Для того, чтобы направить историю определенным курсом, куда она стремится в ходе самосозревания путем развертывания событий, в ней формируется некий плод-вектор, который затем воплощается в подходящего по свойствам и месту человека, направляющего курс истории туда, куда “нужно”.

С этого момента вообще статью не понял. Это буквально описание развития общества с точки зрения материализма.

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

какой у вас интересный материализм

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Иван Поварёшкин

Ещё бы в игре эта информация не так скучно и вычурно подавалась. Мог быть интересный лор если бы квестов запилили на эту тему. А когда вместо того чтобы показывать начинают рассказывать, то это все проходит мимо ушей

Ответить
Развернуть ветку
Kiboune

Так там и есть квесты на эту тему. Да и информация подается довольно прямолинейно. То о чем остаются догадки, так же и догадки в мире игры.

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

ну так в "Улиссе" тоже просто еврей бродит по городу, а вся Вселенная вращается вокруг - и все-таки где-то вовне.

Ответить
Развернуть ветку
Wintereber

Спасибо за информацию

Ответить
Развернуть ветку
Dagorix

Ничего не понял, но очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Калимуллин

Описание светочей напомнило пассионариев в пассионарной теории этногенеза Гумилева

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

да, я его и имел в виду в том числе

Ответить
Развернуть ветку
Dima Petrov

Очень круто, пешы есчо!

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

обязательно, уже начал готовить следующее.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Голов

Это сколько у тебя часов в ней

Ответить
Развернуть ветку
Asap Modernian
Автор

Под 100, у меня счетчик времени сломался в какой-то момент.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Арабский паук например

ох уж эта псевдофилософия и игры с глубоким подтекстом))

Ответить
Развернуть ветку
Ezum

Как же похорошела Самара при Курвице

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 155 комментариев
null