Прошел Pentiment
Во-первых, что нужно сразу уяснить, это не РПГ, а квест. Квест с небольшой вариативностью, которая практически никак не влияет на развитие сюжета. Максимум, чего вы сможете добиться своими выборами-это спасти/погубить парочку даже не второстепенных, а третьестепенных персонажей, не имеющих никакого влияния на историю.
Несмотря на то, что сюжет развивается в течении 25 лет, все действо будет происходить в одной небольшой деревне и в прилегающем к ней монастыре. Главный герой, Андреас Малер, прибывает в поселение Тассинг. Будучи молодым художником, он намеревается закончить свой новый шедевр в здешнем монастыре. Вскоре, в аббатстве происходит убийство и подозрения падают на одного из самых старших монахов аббатства и по совместительству друга главного героя. С этого момента и начинается запутанная 25-летняя история. Убийства, заговоры, тайные записки, восстания, измены, религиозные вопросы и т.д. Сюжет включает в себя три основных периода, так или иначе меняющих расклад жизни всего поселения и аббатства. Проблема состоит лишь в том, что ваши решения на события не влияют и финал все равно будет приблизительно одинаковым, с минимальными отличиями.
Не считая основной канвы истории, связанной с убийствами, разработчики с периодическим постоянством поднимают вопрос веры и конечно же(куда же без этого в современной культуре), вопрос о правах женщин. Подавляющее число мужских персонажей-это идиоты разной степени мудачества. Алкаши, лентяи, тираны... Просто безмозглые обрыганы, которые сначала делают и только в последствии осознают, какую ахинею они устроили. Среди женских персонажей, отрицательной можно назвать только одну. Да и то, нас всячески пытаются убедить, что не все так однозначно и вина лежит не только на ее плечах. В остальном же, это умные, добрые, мастерицы на все руки ангелочки, которые вынуждены жить в мерзком патриархате. Порой доходит до смешного и игроку предоставляется возможность выбрать вариант диалога, который противоречит "линии партии" и попытаться отстоять право простого мужика, но тогда, с каким бы персонажем вы не общались, вас сразу же осаживают и ясно дают понять, что вы обычный угнетатель, который не понимает суть тогдашней жизни. В последней большой главе можно и вовсе оторваться, обвиняя всех направо и налево в сексизме.
Геймплей строится на постоянной беготне и разговорах. Бегать придется не просто много, а очень много. Несмотря на то, что местность в игре маленькая и разбита она на маленькие локации, персонажей довольного много и со всеми придется чесать языком, долго и муторно. Когда в игре происходит важное событие(чаще всего убийство), вам дают ограниченное время, в течении которого, нужно разоблачить преступника. Подозреваемых всегда много, возможностей получить доказательства-еще больше. Поэтому, сразу забудьте о тщетных попытках найти все. Времени ничтожно мало, так что сразу выбирайте круг подозреваемых(максимум одного-двух), полагаясь только на свою интуицию и пытайтесь найти доказательства, чтобы обличить их перед общественностью. Если будете распыляться - выхлоп будет нулевой.
Как правило, вам дают 1-2 дня на поиски. День разделен на несколько частей. Совершая определенные ключевые действия, вы перематываете время. При этом, персонажу нужно питаться. И в течении дня, он обязательно начнет стонать о том, что нужно заскочить к кому-нибудь домой и перекусить. Естественно, это отнимает драгоценное время. Во время перекуса, можно также пообщаться с хозяевами. Порой, вы можете получить ценную информацию из этих разговоров или просто потратить время впустую. Учитывайте, что после перемотки времени, расположение некоторых персонажей может поменяться и у вас могут появиться новые объекты для взаимодействия, о которых вы даже не подозревали.Поэтому, убедитесь,чтобы оббегать всю местность каждый раз, когда время скакнет вперед.
Одной из главных проблем Pentiment, заключается в том, что разработчики откровенно издеваются над игроком. Классическая ситуация: вы ищете доказательства и знаете, что один из персонажей может дать важную информацию, но оказывается, чтобы получить эту информацию, вы должны выполнить 5 пунктов, которые показывают уже постфактум. И если вы не выполнили один из пяти пунктов-то информацию вы не получите. Например, в предыдущем диалоге с этим персонажем, вы сказали похабную шутку перед его ребенком. Выполнили предыдущие 4 пункта? Не имеет значения, вы уже провалились. Или, обсуждая книгу, высказали мнение, которое не понравилось собеседнику и это его невероятно расстроило. При чем, он никак не проявит этого недовольства.
Вы узнаете о своем провале уже после, спустя часы прохождения. Если хотите добиться поставленных целей, то забудьте об отыгрыше. Несмотря на приличный выбор вариантов в диалогах, нужно всегда выбирать самый заискивающий и лебезящий. Не пытайтесь юморить, не пытайтесь спорить, во всем соглашайтесь с собеседниками, и только тогда, у вас будет возможность завоевать их доверие. Но если вы не хотите париться, то можете просто забить на расследование и заняться более приятными делами. Например, попытаться соблазнить монашку и других женщин в деревне. Да, ваш друг точно умрет, но кого это волнует, когда вы намерились осквернить слугу божию своим пиструном?
В начале игры вы должны выбрать определенные качества Андреса. В каких странах он побывал, какие языки знает, какие дисциплины были его любимыми во время учебы. Все это мало влияет на сложность , но добавляет некоторой вариативности для последующих прохождений.
Несмотря на то, что это квест, здесь практически нет головоломок и разного рода паззлов. А если они и появляются, то проходятся буквально за пару минут.
Отдельно стоит сказать и о сложности английского. Он здесь не самый простой. Это определенно не Disco elysium, но и не какая-нибудь Якудза, с ее примитивными диалогами. Поэтому, если не обладаете знаниями языка на уровне среднего/выше среднего, то лучше не суйтесь.
ИТОГ:
Хороший сюжет.
Слабая вариативность.
Незапоминающиеся персонажи.
Однотипный геймплей.
Парочка интересных диалогов, касающихся истории и религии.
Хороший финал, объясняющий мотивацию глав.злодея.
Красивая музыка, которой преступно мало.