Spiderweb Software: Игры инди-разработчика из 90-х, дожившего до наших дней

В наше время жанр западных RPG с каждым годом только и делает, что отходит на второй план за всякими Action RPG и Action-adventure. Большинство оставшихся фанатов-дедов, как правило, ждут Baldur’s gate 3, либо (чуть реже) первую RPG во вселенной Warhammer от Owlcat Games.

И весьма немногие люди в принципе знают про то, что уже почти 30 в лет в тесной каморке где-то в Сиэтле сидит добродушный программист-писатель и делает почти каждый год свою очередную игру в этом жанре.
И делает он игры далеко не простые — ни количество, ни качество текстов в них не уступают представителям ведущих мастодонтов жанра.

Получается ли у него?

Да, ещё как получается.

Почему мы тогда о нём не знаем?
Потому что первая игра этого разработчика выглядит вот так:

Exile (1995). Сам разработчик признаётся, что первые его игры могли понравиться только слепым.

А игровой процесс последней (на данный момент) вот так:

Queen's wish 2: The tormentor (2022).

Прогресс ведь налицо, не так ли?

Тем не менее, по данным, указанным на Steamspy (возможно, не очень точная информация, но для примерных показателей пойдёт), в сумме все эти игры есть у 1 602 000 человек, то есть 1 602 000 продаж на одной платформе и в одном только сервисе у игр, минимальная стоимость которых составляет 5$.

И этот результат вполне достойный.

Список игр Spiderweb Software.

За последние 10 лет (блин, как я в 14 лет сел за Avernum?) я лично прошёл 17 игр этого разработчика — некоторые по 2-3 раза. Игр на десятки часов с тоннами текста. И в ходе каждого прохождения я получал искреннее удовольствие.

Теперь я выгляжу вот так. Скриншот из игры Geneforge 5.

Возможно, настало наконец-то время рассказать потомкам об этих играх, пока моя жизнь не подошла к концу — кто-то же должен. Но как же рассказывать про игры, не раскрыв при этом личность творца и его первые успехи в разработке?

Разработчик

Добродушный «старичок» Джефф Фогель.

Человек в 25 лет получил степень магистра прикладной математики. Самое время идти работать по специальности…

«Ах да, работы по этой специальности не существует» — подумал Джефф Фогель. Окончательно разочаровавшись в жизни, он бросил обучение в аспирантуре, обучился самостоятельно программированию где-то за год, залез на чердак к своему древнему компьютеру Macintosh и сделал игру.

«Ну не зря же я до этого сидел в игрульки гамал на своём любимом Apple II+? Почему у меня закончились мои любимые игры серии Ultima?! Сейчас сделаю свою вселенную и добавлю туда немножко элементов D&D!»

Так выглядели, кстати, Ultima того времени (1994) - выглядит уже намного лучше того, что сделал Джефф.

Оказалось, что не зря он так решил — спас свою жизнь и стал одним из самых первых успешных инди разработчиков в истории игровой индустрии, когда такого понятия как «инди» вообще ещё не существовало.

Звучит невероятно? Наверно, более удивителен тот факт, что в созданной им тогда компании числятся всего два человека: Он и его жена (которая, по всей видимости, иммигрировала в США из одной из республик СССР).

Как мы все прекрасно понимаем, никакого Steam или GOG в то время не было. Распространением нужно было заниматься иначе — по схеме Shareware — предоставление условно-бесплатного программного обеспечения в виде демоверсии в надежде на то, что она кого-то заинтересует.

А вы ещё помните дискеты?

Первую свою серию игр под названием Exile ему помогла распространить по этой технологии компания Fantasoft (насколько я понял, ему пришлось ради кредита на коленях кланяться, чтобы кто-то поверил, что подобным образом можно распространять видеоигры).

Полноценного Интернета тогда ещё не существовало. Поэтому Джефф и Fantasoft:
а) Распространяли ДЕМКИ игр через прообразы Интернета — электронные доски объявлений (BBS) или коммерческие онлайн сервисы по типу CompuServe («Интернет» через телефонную сеть стоил несколько баксов в час…)
б) Прилепляли к журналам диски с кучей демок, а затем продавали их в магазине за 10 баксов. Покупатель, который заинтересовался демкой конкретной игры, распространял её через указанные выше прообразы Интернета всем своим знакомым (занимался пиратством демки).

В итоге этому бедному покупателю приходилось лично звонить Джеффу или компании-издателю и договариваться по поводу покупки полноценной версии игры.
«Плати мне ещё 25 баксов» — говорил удручённому покупателю сказочник-разраб.

А вы можете поверить, что игра с такими методами распространения могла продаться и стать успешной? Видимо, мы с вами недооцениваем сообщество гиков того времени...

А потом они высылали друг другу диск и деньги по ПОЧТЕ.

Цените Steam, ребята, и славьте Габена нашего,. Лучше не знать, как люди искали и покупали игры на пеку в то время…

Я, кстати, родился позже всего этого и даже после часов чтения до конца не понимаю, как это работало и как подобные игры могли стать коммерчески успешными.

Чуть более подробно он об этом рассказывает в своем выступлении вот здесь:

Впрочем, уже к концу 90-х можно было наблюдать становление Интернета в более привычном для вас виде. Его развитие позволило Джеффу Фогелю и его любящей жене сбросить какие-либо оковы со стороны издателя и распространять игры самостоятельно (хотя без Steam это, разумеется, было сложнее).

А что касается личности самого Джеффа Фогеля? Боже, да это достойно отдельной статьи!

Этот человек мог бы стать генератором лонгов на DTF и решить все проблемы сайта — будь он русскоговорящим. Джефф ведёт блоги вот уже лет 15, рассказывая про игры всё, что ему в голову взбредёт:
1) критикует Valheim за то, что ради боссов надо потратить десятки часов на гринд;
2) критикует Divinity Original Sin 2 за тупорылую концовку, а Pillars of Eternity — за обилие мусорных диалогов;
3) оценивает семейную парочку в It Takes Two словами: «Они расстанутся через 1,5 года!»
4) даёт весьма «высокую» оценку Кольцам Власти, указывая при этом даже на «расовые недостатки» сериала.

Он регулярно играет в игры и знакомится с произведениями массовой культуры. Чем вообще этот человек отличается от авторов и пользователей на DTF? Позовите Джеффа сюда! Тут у него хотя бы читателей больше будет! Это же настоящий базомёт!

А самые его скандальные статьи сводятся к этому:

«Зачем вы (начинающие разработчики) делаете это помойное говно и засоряете им стим? 30 новых игр в день в Steam! Хоть один человек в это поиграет? Идите лучше отремонтируйте мне в городе дороги — так будет выгоднее для всех». Ладно, не хочу выставлять его в таком невыгодном свете — он просто хочет, чтобы новички-разработчики умели оценивать предел своих возможностей.

Весьма уникальная личность, которая обладает невероятным воображением и отличается сильными идеологическими установками (например, считает США «империей» в плохом смысле этого слова), и при этом очень прагматичная, ибо способна не только поддерживать на плаву серии игр, которые большинство игроков даже не увидит никогда, но ещё и как-то зарабатывать на этом.

Именно такой человек и должен творить настоящие игры жанра RPG.

Хотя… Давайте рассмотрим его серии игр поподробнее и решим что да как.

Серия Avernum

3 версия игры - ранее она носила название Exile.

Первая вселенная Джеффа Фогеля: одна трилогия дважды (!) ремейкнутая, вторая — пока ещё ни разу. Именно благодаря представителю этой серии разработчик смог достичь успеха в 1995 году.

Само название «Avernum» явно отсылает к сеттингу D&D Forgotten Realms — схожее имя («Avernus») носит первый круг Девяти преисподних. Любой человек, более-менее разбирающийся в языках, сразу же поймёт, что слово взято из латыни. В данном случае точный его перевод не важен (ладно, если интересно, это что-то вроде «Birdless» или «лишённый птиц») — это опять же отсылка на местечко из реального мира, вулканическое озеро Авернус.

Ныне красивое ничем неприметное озеро.

В период Античности это озеро источало ядовитые пары, которые убивали всех птиц, пролетающих над ним. Из-за этого римский поэт Вергилий увидел в нём проход в царство мёртвых — так он и описал его в своих произведениях.

В игре, разумеется, это название и обыгрывается. Авернум — это название огромного подземного пространства, условия жизни в котором крайне неприветливы для человека, (но которое на протяжении 6 частей он пытается заселить).

Завязка мира следующая: На поверхности царит безграничная власть злой расистской Империи. Помимо людей в мире проживают ещё люди-ящеры и нефилимы — кошкообразные существа — которые подвергаются гонениям. Равные права давать им никто не собирается. Прошу заметить, что в играх Джеффа нет ни дварфов, ни эльфов в типичном их представлении. От самых очевидных вариантов других рас он отказался.

По счастливой случайности представители власти обнаружили под собой огромную незанятую территорию — которую они тут же поспешили освоить.

Но не тут-то было! Все их экспедиции разорвали на части местные монстры: гиганты, нежить, драконы и т. п.

Escape from the pit - одна из 6 игр, полностью переведённых фанатами на русский. Работа проделана колоссальная. Лично я рад, что у нас тоже нашлись любители этих игр.

Осознавая невозможность заселить это всё, Империя нашла гораздо более удобное и в каком-то смысле гениальное применение таким масштабным территориям. Зачем сажать заключённых в тюрьмы, если можно просто бросать их в эту дыру?

В итоге был построен небольшой портал, почти все проходы в подземелье уничтожены, а Империя начала радостно сбрасывать туда всех неугодных подряд: слишком амбициозных магов, неугодных военачальников и, разумеется, обычных правонарушителей вместе со всеми их семьями.

А всё, приплыли.

Могла ли могущественная держава ожидать, что там, где они сами потерпели неудачу, преуспеют эти самые заключённые? В течение нескольких десятков лет все эти могущественные маги создали необходимые условия для жизни, а неугодные военачальники сумели эти условия обезопасить. Вместе они создали своё собственное королевство, которое так и назвали: Авернум.

В играх когда-нибудь объясняют, за что мы попадаем в тюрьму? Здесь тоже не уточняют.

Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому.

И-и-и… Мы тоже оказываемся в Авернуме. Хотя первым делом пленник наверняка бы хотел сбежать, никаких чётких миссий у нас нет. Их мы в итоге получаем спустя долгое время в процессе исследования городов и разговоров с NPC (в следующих частях основное задание нам дают сразу, здесь дело в уникальности ситуации). Так начинается история игрока в мире, созданном Джеффом — здесь он за 6 частей (в компании с 6 партиями — каждую часть они всё-таки разные да и личностями не обладают) станет свидетелем столетней истории подземной тюрьмы, в которой увидит абсолютно всё:

1) Две войны с разумными людьми-ящерами;
2) Полномасштабную войну с Империей;
3) Битвы с надоедливыми демонами;
4) Обнаружение и дипломатические переговоры с разумной подземной расой;
5) Прогулки под настоящим солнцем (ура! В одной из частей мы бродим по территориям Империи!);
6) Могущественного дракона, подмявшего под себя половину королевства;
и многое другое. Вспоминать можно бесконечно

В этой серии игр есть то уникальное свойство, которого я почти никогда не видел в ААА франшизах: мир меняется от части к части и мы видим всё это своими глазами. Игрок постоянно встречает персонажей, то и дело мелькавших в предыдущих частях.

В 1 части есть молодой перспективный маг, который в 6 части героически закончит свою жизнь.

В 1 части есть дракониха, которая только и делает, что пытается родить. В 6 части её «потомство» становится самым могущественным существом в мире.

И в 6 части мы окончательно придём к выводу: иногда неважно, как упорно человек пытается заселить этот грёбаный ад, сколько врагов он убьёт или насколько сильна его магия — рано или поздно из такого места ему придётся уйти. В какой-то мере это важный идеологический посыл от Джеффа: мы с вами, ребята, не всесильны — природа может дать нам леща и сломать колени.

Слабые преклоняются перед сильным.

Геймплей всей серии в целом довольно прост для пошаговой боёвки. В нашей партии четыре (безличностных) члена, ветки прокачки и возможные навыки у каждого из них одинаковые, но в начале игрок может задать класс с нужными наклонностями и параметрами (можно также распределить всё самому). Пожалуй, разберу всё на примере самой успешной игры серии (Escape from the pit).

Сама прокачка состоит из двух веток (бой и магия), в каждой из которых также есть свои подразделения. В первой: танк, два меча, лук и метательное оружие. Во второй же (весьма условно): боевой маг и священник + вспомогательные навыки, подобные таковым, скажем, из Fallout 1-2: взлом, первая помощь, знание (пещер) и удача. Всё, разумеется, можно, нужно и придётся сочетать друг с другом, ибо уровней много, а навыков хватит на всех и чуть больше. Условно идеальная пати по итогу: танк (меч со щитом), дд (с двумя мечами/копейщик/лучник), боевой маг и священник. Никто, конечно, не запрещает проходить игру, например, 4 священниками — у меня это получалось, благо у них тоже есть атакующие заклинания, но при встрече с иммунитетом к магии у врагов было неприятно.

Так выглядит экран прокачки.

При получении уровня получаешь очки характеристики и очки навыков, каждые несколько уровней можешь приобрести черту — по аналогии опять с той же серией Fallout.

Естественно также важно и снаряжение. Количество слотов в принципе не уступает каким-либо другим RPG и предметов магических в игре тоже навалом: хватит на всех.

12 слотов для предметов экипировки.

Заклинаний в игре также предостаточно: 20 на боевую магию и 20 на ритуалы священника. Сам процесс их изучения довольно интересен и поощряет исследования: 2 уровня каждого заклинания мы учим у соответствующих NPC за деньги, а 3-4-5 (при возможности, обычно их всего 3) игрок получает в процессе исследования локаций: например, читает книгу и углубляет знание конкретного заклинания. Также важен тот факт, что мусорных спеллов в игре нет — и это хорошо (ладно, призывать существ я не люблю, но это ведь не означает их бесполезность).

С заклинаниями на самом деле очень здорово получилось, ибо в игре есть даже своего рода элемент метроидвании. Типичная ситуация: отряд встречает магический барьер, загораживающий проход к сокровищу. Его можно рассеять, применив нужное заклинание, причем соответствующего уровня, а чтобы изучить базовую способность, нужно ещё постараться.

У воинов также есть особые приёмы, которые можно использовать в бою: их изучать не надо и они становятся доступны при должной прокачке.

Минимализм - большего игре и не надо.

Разумеется, в играх серии есть всё привычное для человека, когда либо игравшего в РПГ с пошаговой боёвкой: торговля, свитки, зелья, другие расходники и т. п. Кстати, такое низкое качество графики и отсутствие полноценных анимаций позволяют достигать невероятных темпов игры: бои проходят сравнительно быстро, а перемещение занимает считанные секунды.

В рамках первых трёх игр Avernum имеется передвижение по карте мира: ходим, ищем локации, ловим скрипты, встречаем союзников/врагов. Городов в игре полно, квестов и NPC там тоже достаточно. Несмотря на отметку на карте нужных игроку локаций, читать и думать всё равно придётся.

Полная карта мира Авернума в первой части. Да, тут и по рекам нужно плавать, и даже летать в определённые места.

Хочется немного рассказать о сложности. Во всех играх Spiderweb Software, как правило, имеется 4 режима на выбор: от очень простого к очень сложному. И боги… на максимальной сложности все они действительно могут напрячь даже заядлого ветерана жанра. Особенно в начале, когда одно неосторожное движение приведёт к смерти всей пати от вражеского заклинания.

Что уж говорить о могущественных драконах, коли игрок захочет их разозлить: в некоторых играх Джеффа я ради ачивок выворачивал сложность на низкую, потому что этих ящериц иногда победить почти невозможно.

Поэтому сберечь нервы на максимальной сложности порой будет весьма тяжеловато.

А что плохого в серии Avernum? (да и других игр Spiderweb Software тоже)

1) Да вы и сами видите: графика. В неё Джефф вкладываться не собирается — ему выживать и так тяжело. Он однажды уже потратился на художественное оформление своей игры (Nethergate) — но это никак ему не помогло и принесло лишь убытки, люди всё так же её критиковали. С тех пор он зарёкся больше серьёзные средства на это не использовать. Возможно, человеку, который почти 30 лет этим занимается гораздо виднее. А может ли инди-разработчик, который выпускает такие масштабные игры почти каждый год, поступать иначе?
Всё-таки достаточно вспомнить, как хорошо продаются последние покемоны (далеко не инди), и понять, что фанатам всегда в конечном итоге наплевать на графику, ибо игры любят не из-за неё.

2) Интерфейсные заморочки, связанные с тем, что игры разработчика выходят ещё и на IOS.

3) Полное отсутствие музыки (кроме меню и финальных слайдов), эмбиента и нормального звукового оформления — причины те же, что и у первого пункта. Необходимо врубать что-то своё, для атмосферы.

Это проблемы, которые свойственны для всех игр Spiderweb Software, поэтому тем, кто пережить их наличие не сможет, придётся воздержаться от того, чтобы хоть как-то к ним прикасаться.

Я начал свой путь с бездну с «Авернума», но то, что было ниже, понравилось мне ещё больше, чем эта игра. Речь идёт про серию Geneforge

Серия Geneforge

Наиболее интересный проект Джеффа как в плане нарратива, так и в плане геймплея. В фэнтези добавили примесь научной фантастики и убрали партийную составляющую в геймплее. Теперь у нас в главных секта могущественных учёных-магов, которые способны создавать жизнь по своему велению — роль члена такой организации мы на себя и берём.

Создаём маленькую ящерицу.

Секта называет себя «Созидатели» (Shapers) и полностью правит двумя огромными континентами. С помощью комбинации своей магии и научных исследований они каждый день трудятся над тем, чтобы создавать новых полезных для общества существ (например, свиней, которые являются прекрасным источником пищи) или упрощать жизнь обычных людей. Среди их созданий есть и разумные — их всегда держат на коротком поводке, причём часто не только в переносном смысле. Бедные холопы (serviles) способны при этом размножаться, что лишает необходимости постоянно их создавать.

При неумелом обращении с созданными существами или при удалении на огромное расстояние власть могучих волшебников ослабляется, а существо выходит из-под контроля. Поэтому далеко не все исследования заканчиваются чем-то хорошим: экологические катастрофы происходят повсеместно. На оценку и ликвидацию последствий таких происшествий тут же выезжают члены секты, которые докладывают обо всём Совету, а те уже принимают соответствующее решение (аннигилировать всё живое и уничтожить всё неживое).

Совет Созидателей.

Мы берём на себя роль счастливчика, которого посылают в самое пекло, на отдалённый от цивилизации остров, где когда-то был свёрнут неудачный эксперимент. Тут же игрок видит, что без созидателей их разумные существа вполне способны на самостоятельное выживание и даже построение собственных сообществ. И далеко не каждое из них хочет вновь оказаться под тотальной властью своих бывших хозяев. Нам же предстоит решить, как с ними поступить и что сделать с остатками исследований (коим и является «Генная кузница» или Geneforge).

Концовка первой части так или иначе приведёт к тому, что эти исследования будут использованы за пределами острова, а у Созидателей появится могущественный враг, угроза которого потрясёт всё их общество до основания. «Поддерживать нам мятежников и инакомыслие или быть верным своей секте?» — такой вопрос нам и задают каждую игру серии.

Так называемые Дрейконы (не драконы) — существа, перенявшие способности Созидателей и получившие возможность так же создавать жизнь.

Мне хотелось бы выделить несколько особенностей, которые заставили меня эту серию полюбить.

Во-первых, все игры серии отличаются сюжетной вариативностью и имеют несколько концовок: игрок всегда должен решать, кому он больше симпатизирует: своим хозяевам-созидателям или разумным созданиям, стремится ли он просто получить власть или из идеологических соображений помочь какой-то из сторон. Ни одна из них не показана односторонне злой или доброй (часто все творят полное безумие), поэтому выбираемый путь зависит от мировоззрения, которого придерживается сам игрок.

Если честно из-за этого я серию и полюбил — ни один AAA продукт никогда не заставлял меня так долго думать, кого мне поддерживать. Откуда я, чёрт побери, знаю, нужно ли давать права и свободу таким существам? Это же не Андроиды, жизнь которых без человека невозможна и бессмысленна (что понимают все, кроме Дэвида Кейджа), а живые разумные существа, способные размножаться и существовать без своих создателей. Должны ли они находиться в услужении лишь потому, что были изначально созданы кем-то другим? Должны ли мы, люди, вечно находиться в услужении перед Богом, который нас создал по своему образу и подобию?

В конечном итоге игрок сам это решит: должны ли эти расы мирно сосуществовать на равных правах и условиях или их следует полностью уничтожить/сделать покорными? А может, уничтожить саму возможность подобного созидания? Именно из-за таких сложных вопросов я считаю Geneforge 5 невероятной игрой, а её создателя — гением.

Многолетняя война завершается невероятным перемирием. Возможно ли подобное сосуществование?

Во-вторых, геймплей. Классы в игре есть разные (с ориентацией на бои или магию), но при этом каждый из них способен призывать себе постоянных спутников в сравнительно больших количествах. Хотите путешествовать в команде 5 дрейков или 5 ящериц? Да пожалуйста! Просто научитесь сначала их создавать. Вместо спутников у нас есть свой собственный зверинец.

Создаю армию дрейков.

Конечно, хотелось бы иметь хоть какие-то уникальные способности у этих существ, а не простые атаки, но разнообразия всё равно хватает.

В-третьих, некоторые игры этой серии (1 и 2 части) можно пройти полностью без боёв с помощью вспомогательных навыков (убеждение и обезвреживание ловушек) и должной скрытности. Почти как Fallout 1 или NV.

В-четвёртых, в отличие от полноценного путешествия по карте мира в этой игре присутствует лишь переход из одной локации в другую по принципу север-юг-запад-восток.

Карта в Geneforge 1 - Mutagen. 

В-пятых, серия в данный момент находится в процессе ремейкизации: пока вышел лишь ремейк 1 части, Geneforge 1 — Mutagen. В следующем году ожидается ремейк 2 части.

В-шестых, для любителей челленджа и тем, кому понравился игровой процесс, в играх этой серии всегда есть ультрасложная опциональная локация, где любому игроку порвут не только пятую точку.

Для меня это любимая серия у разработчика, поэтому никаких отдельных минусов я назвать не смогу. Те же самые проблемы, что и у Авернума, разумеется, присутствуют, но я воспринимаю их как само собой разумеющееся.

А вот по поводу самых новых серий Джеффа я так сказать не могу.

Серия Avadon

Название явно напоминает термин из иудаизма «Абаддон» или «Аваддон». В Ветхом Завете так тоже именовали одну из областей ада. В более поздних источниках слово стало одним из обозначений дьявола, олицетворяющего собой царя саранчи, но нам, наверное, более важен буквальный перевод с иврита: «уничтожение» или «погибель».

Именно этим и занимается организация под названием Авадон. Пять наций, объединённых в союз, решили создать международный спецназ, который будет разбираться с любыми опасностями, угрожающим порядку сообщества: как внутренними, так и внешними.

Любой потенциальный мятеж — срубаем под корень, любое даже мелкое нападение со стороны другого государства - наносим жестокий ответный удар, который они никогда не забудут, допустимы все средства, необходимые для поддержания безопасности — сделки с совестью и попытки усидеть на двух стульях неизбежны. К сожалению или к счастью, подобный подход с каждым годом порождает всё большее количество недовольных как на территории союзных государств, так и за их пределами. Авадон переживает не лучшие времена.

Конечно, члены организации занимаются не только войной, но часто руководят проведением гуманитарных операций.

Положение усугубляется из-за текущего Хранителя Авадона по прозвищу Рыжая Борода (Redbeard). Уже много лет он единолично твёрдой рукой управляет организацией: убирает всех потенциальных конкурентов (как правило Хранителем становится тот, кто убил предыдущего), а его поведение внушает страх в души всех членов Авадона. А ещё он завёл себе трёх жён (предварительно убив мужа у одной из них), каждая из которых занимает высокопоставленный пост и помогает ему в руководстве. Сложная и неоднозначная личность, которая по факту тащит на себе всю серию.

Великий стратег каждую секунду обдумывает свой следующий шаг. Разумеется, всё ради будущего союзных государств и Авадона.

Помимо Хранителя в структуре Авадона имеются:
1) Сердца — выполняют управленческие функции и выдают приказы;
2) Глаза — занимаются тайными операциями, разведкой и пытками;
3) Руки — исполняют поручения всех остальных.

Игрок каждую из частей берёт на себя роль Руки и отправляется в путешествия по территории как союзных государств, так и враждебных в целях ликвидации опасных элементов.

Джефф, взглянув на популярные игры Bioware, приметил их основную особенность и решил её позаимствовать. Он добавил в игру полноценных напарников, каждый из которых имеет свою персональную сюжетную линию. В зависимости от того, выполним мы их задания или нет (и пойдём ли у них на поводу), игра будет определять степень их поддержки в финальной части игры.

Рыжая Борода - очень темпераментный лидер.

К сожалению, на мой взгляд, эта серия никак не развивает свою идею от одной части к другой. Джефф всячески пытается уже в первой игре намекнуть нам, что Авадон — прогнившая насквозь организация, от которой больше вреда, чем пользы. Каждый раз нам пытаются показать, каким же ублюдком является рыжебородый. Ни один из ваших спутников ни в одной из трёх игр серии не любит Хранителя Авадона — более того, каждый из них с радостью вас поддержит, если вы решите его свергнуть или вообще уничтожить организацию.

«Давай, убей рыжебородого, ибо от него все беды» — говорит нам Джефф каждую игру. Если мы сторонник идеи Авадона, нам надо от него избавиться, потому что он недостаточно эффективный лидер. Если мы противник этой идеи, тогда нам его убить, потому что с ним Авадон будет существовать вечно. И лишь если мы не хотим связываться с таким опасным человеком (в любом случае это невероятно сложный бой, особенно в первых двух частях), игрок захочет служить ему дальше.

Ура, рыжебородый умер!

В любом случае, даже если игрок и сумеет убить его в первой или второй части, он будет жив и здоров в следующей. А поскольку главный герой и партия у нас тоже другие, я могу лишь заключить, что по канону все просто ему проигрывают.

Но сути это не меняет: я не вижу смысла делать из этого три игры, когда можно было обойтись одной. Отсутствие развития нарративной составляющей, а также однобокость всех напарников — главный недостаток этой серии игр.

В отличие от других игр Spiderweb Software в серии Avadon преобладает линейность. Степень исследования минимальна даже по сравнению с Geneforge. Мы идем туда, куда нам приказывают, но в городах берём некоторые побочки, которые можно выполнить попутно вместе с главным заданием. Лично для меня это тоже серьёзный минус.

Серия Queen’s Wish

Как пишет Джефф, он уже слишком стар и, скорее всего, это его последняя оригинальная серия.

Трилогия игр, из которых вышли пока только две (The Conqueror и The Tormentor). Джефф изменил множество концепций (за что игру невзлюбили многие фанаты), но основной геймплей в принципе тот же.

Игрок — третий ребёнок правительницы огромной империи под названием Хейвен («Убежище» или Haven). Наша мать уже на смертном одре и осталось ей явно недолго. А мы — никому не нужный член семьи, который не является ни наследником, ни бравым воякой. Но по какой-то ведомой только ей причине королева решила избрать для решения некоторых важных дел именно вас.

У вашей матери есть три сожаления или три ошибки, которые она хочет исправить пока не ушла из жизни:
1) В тяжелое для королевства время она почти полностью забросила одну из провинций, контроль над ней утрачен;
2) После смерти своего супруга из-за… душевных страданий она предала забвению его родину, из-за чего в ней вот-вот будет восстание;
3) Это уже моё гадание, основанное на содержании второй части: за весь свой многолетний период правления она так и не сумела завоевать новую территорию.

И эти 3 ошибки нужно исправить нам.

Список дел у королевы гораздо больше, но их будут решать наши брат с сестрой.

Как вы уже могли заметить, у государства, которое мы представляем, весьма интересный флаг, где просто изображён… свиток. Он символизирует собой пакт или договор, ибо большинство провинций королевства вошли в его состав на основании мирных договорённостей без какого-либо военного конфликта. Поэтому игроку потребуется не начистить вассалам рожи… а удовлетворить все их требования, чтобы те возобновили/подписали договор.

Игры обладают довольно высокой степенью вариативности: мы вправе выбирать того или иного вассала/губернатора, который будет править дальше. К сожалению, по неясной для меня причине Джефф сделал выбор настолько очевидным, что думать мне не приходилось. Рабовладельцы или рабы? Жирный клан или трудоспособный? Наркоманы или дееспособные люди? Взяточница или достойный человек? Правда, вашей семье этот очевидный выбор не всегда придётся по вкусу (да, взяточница предпочтительнее, ибо она из влиятельной семьи).

А ещё можно попытаться стать конкурентом своему брату-наследнику — ему подобное поведение очень не понравится.

В играх есть и скрытые параметры репутации: одна в отношении вашей семьи, а другая в отношении народа провинции. И игроку придётся балансировать, потому что при низком показателе репутации у той или иной фракции, член королевской семьи вряд ли сумеет достичь желаемого. Например, при низкой репутации королева не захочет идти у вас на поводу и пытаться наделить правами женщин в одной из провинций во 2 части. А при низкой репутации провинции народ будет больше бунтовать.

Многие хотят независимости...

Геймплей по сравнению с другими сериями приобрел… странные изменения. Во всех прошлых играх студии при зачистке большинства данжей можно было вернуться в город, чтобы пополнить ресурсы, восстановить здоровье и, что более важно, магию, которая довольно быстро заканчивается.

Здесь же данж нужно чистить сразу полностью. Очки опыта даются только за победу над главным боссом (полным завершением данжа), а все остальные мобы воскрешаются при повторном посещении. Абузы стали недопустимы, а ресурсы важны как никогда.

Всё магическое снаряжение теперь валяется не в данжах, а производится и покупается в фортах, которое вы строите с помощью ресурсов, получаемых в данжах или в качестве награды за задания… То есть стандартная система получения лута приобрела несколько новых (возможно, лишних) элементов.

Непривычно, но терпимо. Выводы по этой серии лучше попридержать до завершения трилогии.

Русификаторы

Имеются только для 3 последних ремейков серии Avernum (Escape from the pit, Crystal Souls и Ruined World) и всех 3 игр серии Avadon. Для других они вряд ли когда-либо появятся — текста много, а игры, как все понимают, не очень популярны.

А ещё в некоторые из них (наиболее новые) можно играть на iPad и iPhone.

Личный вывод

Чем подобные игры отличаются от книг и зачем они вообще должны существовать?

Тем, что в них мы не являемся сторонними наблюдателями и способны самостоятельно определять историю таких вот фэнтезийных миров. Лично я всегда буду ждать подобные игры и полностью их поглощать в перерывах между выходами каких-нибудь интересных AAA-проектов или AA-изюминок. Они интересные, геймплей своим вознаграждаемым исследованием, поиском лута и стандартными заданиями может увлечь на очень долгое время при том, а сюжет задвигает вполне необычные темы от Джеффа.

После этих игр я перестал обращать хоть какое-то внимание на графон и для меня это стало однозначным плюсом.

Последний скрин, чтобы оценили графоний.

P. S. Я бы посвятил этот лонг Xanathar, но его тут вроде бы уже нет? Жаль.

Опросы

Решил сделать парочку опросов по вопросам, поднимаемым в играх разработчика.

Вызвались бы добровольцем в ходе колонизации Марса?
Да.
Нет.
Только за очень большие деньги.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Достойны ли свободы и должны ли наделяться правами разумные существа, созданные человеком?
Да.
Нет.
Да, но только если они способны к размножению.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Безопасность или свобода?
Безопасность
Свобода
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Будучи членом королевской семьи, стремились бы вы к власти?
Да, мне захотелось бы стать главным.
Нет, я бы предпочел халявить и прожигать бабки.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
126 комментариев
Написать комментарий...
Антон Самитов

Привет! Редакция выбрала твой текст лучшим за прошлую неделю. Спасибо тебе от всей команды DTF, награду прилагаем.

А все подробности будут тут:
https://dtf.ru/team/1637110

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
7sx6ej2o2
Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
%username%

поразило до немоты..

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Grey

Кайф, интересная статья, интересная история!

Свобода
Безопасность

Ахуеть, анархия или тоталитаризм. Пожалуй, из 2х зол я выбирать не буду

Ответить
Развернуть ветку
Иван Семенов
Свобода
Безопасность
Ахуеть, анархия или тоталитаризм

Девушка стройна, мы скажем: мощи!
Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая - стало быть липучка,
Держит себя строго, значит злючка.
Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую - под мухой.
Пухленькая: скоро лопнет с жиру.
Щедрую перекрестим в транжиру.
Ну а бережлива? Окрестим в скволыгу!
Если маленькая? Ростом с фигу!
Если рослая? Тогда верзила!

Ответить
Развернуть ветку
КлубФанатовХейтеровКлубовФанат

Выберут за тебя))

Ответить
Развернуть ветку
Dtf Hello

🤡

Ответить
Развернуть ветку
AlexMayers

Блять, это охуенно.!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

На кикстартере, когда Spiderweb впервые обратились к краудфандингу, одной из позиций была "индульгенция за пиратство предыдущих игр". Дядька умеет в юмор!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил К

Предлагаю в начале или в конце вставить abstract. У меня, например, нет времени читать всю эту воду. Из того что успел прочитать:
"И делает он игры далеко не простые — ни количество, ни качество текстов в них не уступают представителям ведущих мастодонтов жанра."
Полная ерунда, тексты в его играх в основном гораздо примитивнее, чем у ведущих представителей жанра. Игры очень одноообразные. Я прошел 4 или 5 штук. Понравились только Geneforge. Все остальное очень посредственно, вообще не помню о них ничего - ни героев, ни сюжет, на квесты. И это если абстрагироваться от очень примитивной графики.

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Ну не знаю... Я много чего запомнил, хотя проходил некоторые игры последний раз несколько лет назад. Да и статью я эту написал в отношении содержания игр чисто по памяти.

Ответить
Развернуть ветку
н0унейм
Я бы посвятил этот лонг Xanathar, но его тут вроде бы уже нет? Жаль.

Зобанен, но если что найти его можно на core: https://core-rpg.net
https://dtf.ru/u/138239-n0uneym/1581827-xanathar-zaveshchanie-oldfazhnogo-beholdera

Ответить
Развернуть ветку
Aske

Навсегда запомню Ксанатара, как человека, который поставил мне самый первый дизлайк под самым первым моим робким постом здесь ахах. Но конкурсный лонг тоже ему посвящу вместе с этой историей, думаю

Ответить
Развернуть ветку
PurplePP2

Надолго его накернили? Вроде как на месяц, но местные модчераторы могли и пермач впоследствии вкатить.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
skeyven

На дтф или в подсайте "игры"?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Nerd Commando

Слишком елейно. В реальности, у Вогеля 4 стоящих игры. Это Geneforge 1-2 и Avernum 5-6.

Geneforge 1-2 это пик сюжета и свободного исследования - в 3+ уже начинается самоповтор и зачем-то добавлено биоваровское деление на изолированные друг от друга акты.

Avernum 5-6 это пик вогелевской боевки. Вдобавок, базовый авернум достаточно дебильный в плане сюжета (хай фентези в исполнении 12-и летнего пацана), а в 5-6 мы на этот мир хотя бы сквозь какую-то интересную призму смотрим.

Все. Все, что было после 2010 года - это просто ленивый самоповтор. В Авадоне Вогель еще пытался в какой-то новый сюжет, но боевка это просто копи-паста Avernum 5-6, только слабая. Римейки Авернумов - та же история. Причем надо понимать, что боевка в Avernum 5-6 хорошая, но не безграничная, а игры эти по 50-60 часов, и вот на два прохождения ее и хватает, а дальше уже задалбывает. Поэтому что новые авернумы, что авадоны 2-3 - страшный филлер. Равно как и queen's wish - вогель старый человек, лол, ему влом работать.

Римейк Geneforge еще хуже, т.к. там типа обновили графику (но только она все равно блевотная), не добавили никаких QOL фич (двигать экран wasd - не, это мы не знаем как; вот вам стрелочки на клаве, двигайте ими), не исправили филлерные локации на второй половине острова (которых там много; вместо этого добавили восхитительных биороботов-аутистов, т.к. надо быть в тренде и работать с меньшинствами). А, ну и Вогелю влом, поэтому он не прикасался к балансу сложной и очень сложной сложности - он так прямо и говорит. Ему чото бесплатные плейтестеры нашептали, он чото наговнячил. Поэтому геймплейно ремейк игры 20-летней давности полностью ей проигрывает.

Ну и сама позиция Вогеля никакого уважения не вызывает - ему даже полтинника нет, но он уже лет 12 говорит "я старый человек, мне трудно работать, жрите, чо дают, дайте денег". И вот у него есть тыщонка-другая пейпигов, которые ему за такой перформанс денег каждый год и донатят - судя по активности и ачивкам, в новые игры Вогеля играет сотня-другая, остальные просто донатят.

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

В 3-4 Geneforge просто количество фракций уменьшилось, поэтому пик свободного исследования стремительно упал. Джефф сам считает Geneforge 3 худшей из частей, но вот в Geneforge 4 и 5 новый подход мне представляется интересным. 5 часть вообще стала чуть ли не полноценной сюжетной игрой, хотя личность главного героя нужно было раскрыть чуть посерьёзнее.
Согласен, 5-6 - крутые части, но в них исследование не такое хорошее, как в первых трёх. Карта мира - это весьма интересная фича, которая вносит какое-никакое разнообразие.
Играм явно не хватает глубины прокачки - можно было бы легко сделать более высокоуровневые навыки вдобавок к высокоуровневым заклинаниями вместо того, что имеем. Поменять саму пошаговую боевку? Легко сказать, но почти невозможно воплотить в жизнь. Вон, Square Enix над этой проблемой годами билась так сильно, что в итоге просто окончательно от нее отказалась в своих финалках. Вогелю не по силам реализовать нечто подобное, а пошаговая боевка в большинстве игр в любом случае превращается в нечто однообразное, будь это DOS 2 или XCOM 2.
Я бы ремейк Geneforge ниже не ставил лишь по фактору сложности - мне лично хватило того факта, что интерфейс выглядит гораздо лучше и не занимает половину экрана прямо во время игрового процесса + там есть новый призыв и выжившие шейперы. Хоть что-то. Кстати, описанный вами процесс тестировки игр я так себе и представляю в отношении многих проектов - мало где хард вообще как-то достойно забаланшен.
Статья, возможно, получилась слишком хвалебной. Лично я просто ненавижу Avadon за самокопирование, хоть и проходил его пару раз + Queen's wish за ресурсоманию, но я всё равно с удовольствием схаваю следующую игру

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Еремин

А ещё в Queen's Wish самая смешная карта в истории РПГ

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golyakevich

Бывало и посмешнее :)

Ответить
Развернуть ветку
Xanathar

Попозже нормально отпишусь. Статья хорошая как праймер для неофитов, но куча мелких нюансов.
Например.

Exile (1995). Сам разработчик признаётся, что первые его игры могли понравиться только слепым.

а) Фогелю верить - себя не уважать, если говорится именно про Exile 2.0 (которой скриншот), так как игра очень красивая. Но есть нюанс, первая его игра выглядела вот так, с графонием от Ширли Фогель - его первой жены.
Издававшиеся Фантасофтом Exile 3 и Realmz, использовали одинаковую графику, а потом ретроактивно это было распространено на Exile 1&2.
Мария Kriszan (где-то здесь упомяутая была) - вторая жена. В честь нее даже назван один из городов в Exile 3.
Вообще, третья Эксиля была невероятным хитом тогда (именно среди кор-аудитории жанра). Именно той кор-аудитории, на которой Фогель теперь постоянно срет.
Да и в принципе третья Exile (не Авернум, их которого по-живому убрали множество механик) - это его magnum opus.

Ответить
Развернуть ветку
Dasteet

Нормальный контент на DTF

Ответить
Развернуть ветку
Samaerro ohime

У его игр две большие проблемы:
Первая: что римейки Авернума, что Авадон — примитивные в плане сюжета, примитивные в плане боевочки, примитивные в плане данжнкравлинга. Генфорж старый выделялся на общем фоне, но вон выше римейк его тоже ругают. То есть это всё играется как посредственная игра середины 90х. Не хорошая, типа 7 ультимы, а именно что такое "ну нарм".
Вторая: жопоголовость автора в плане его политики привлечения художников, из за чего игры его выглядят с каждым годом все больше как страшненькое лоскутное одеяло. Ведь ассеты он покупает чуть ли не поштучно, выискивая кто их ему подешевле нарисует, вместо того что бы найти блэт кого-то, кто бы занялся визуальной концепцией игры. В итоге какой-нибудь андеррейл, со сравнимой по простоте графикой, обгоняет картинкой тот же Авадон чисто потому, что его разработчики нашли художника, а Вогель продолжает заказывать комишены студентам.

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

По поводу второго: он просто жлоб, а по поводу первого...
Скажем так, я выдержал и прошел на макс сложности все эти игры, но вряд ли бы я выдержал сейчас ультиму 7. Данженкроулинг мне доставляет удовольствие из-за кучи секретиков и перспективы налутаться (найти уникальный полезный лут, а не бесполезную или рандомную фигню), сам сюжет мб и не так силен в первых двух авернумах, но в 3 очень части очень даже ничего, да и его как бы почти и не меняли в ремейках. А в плане боевочки я понимаю, что пускай она и примитивна, первый попавшийся в их играх дракон заставит меня переживать за сохранность своей задницы.
P.S. На самом деле я сам себя не понимаю. Вот летом мне захотелось сесть во 2 раз за серию Geneforge. Я сел и не вставал, пока не прошел всю серию и я не знаю почему так получилось и почему игровой процесс в таких простоватых играх доставляет мне такое удовольствие.

Ответить
Развернуть ветку
Ved

Офигенно, побольше бы такого на DFT

Ответить
Развернуть ветку
PurplePP2
ни количество, ни качество текстов в них не уступают представителям ведущих мастодонтов жанра.

Количество - нет, но качество в них такое, будто это код сталкера, перенесённый на человеческий язык. Скорее просто повод, чтобы продолжать играть.

Особенно в генофоржах.

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Ха-ха-ха-ха! Чтиво и правда специфичное, но задуматься всё равно заставляет

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nuckelavee13

Только небеса - это Heaven. Haven это гавань

Спасибо за статью
В своё время поиграл в демку Geneforge 4 и получил отвал башки
Больше всего мне понравились серии Генокузни и реремейка Авернума (в ориги не играл)

На дтф мы как-то обсуждали ремейк первой кузни и он оказался неоднозначным =(

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Блин, хотел адресовать коммент про Haven тебе и случайно отцепил его от ветки, сори.
Geneforge 1, наверно, единственная их игра, которую я прошел в двух вариациях - ремейк и оригинал, но никаких явных ухудшений не заметил, зато новые второстепенные линейки понравились

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Sergey Bullinside

А в каком порядке их проходить то? Выходили то не по порядку

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Да по номерам просто, первая трилогия авернума была дважды ремейкнута, поэтому начинаем с ремейков: Escape from the pit, Crystal Souls и Ruined world, а потом более старые 4,5,6. Ну а у Geneforge пока только ремейк первой части.

Ответить
Развернуть ветку
н0унейм
Первую свою серию игр под названием Exile ему помогла распространить по этой технологии компания Fantasoft (насколько я понял, ему пришлось ради кредита на коленях кланяться, чтобы кто-то поверил, что подобным образом можно распространять видеоигры).

ну вообще до этого уже был Дум, который крайне успешно распространялся этим методом

Полноценного Интернета тогда ещё не существовало. Поэтому Джефф и Fantasoft
а) Распространяли ДЕМКИ игр через прообразы Интернета — электронные доски объявлений (BBS) или коммерческие онлайн сервисы по типу CompuServe («Интернет» через телефонную сеть стоил несколько баксов в час…)

В 95-96 уже можно было скачивать демки с сайтов и фтп, что и было довольно популярно: https://web.archive.org/web/19961219233554/http://happypuppy.com/games/link/boneyard.htm

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Я понимаю, что был Дум, а до него был вульфик, но тут довольно молодой челик с женой... Короче, далеко не каждый мог тогда в одиночку создать и распиарить игру.
А по поводу распространения это все со слов самого разработчика, с конференции, где он обо всех этих способах и рассказывал. Хз, мб в 95 это было не так масштабно

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Валетов Виталий

Только сейчас дошли руки дочитать. Очень хороший материал! Если поправить некоторые косяки с оформлением (я про кавычки), то этот материал достоин пяти косарей от редакции.

Ответить
Развернуть ветку
NECROID

Ты что то знал
)))))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Rollo

Часто смотрел на Авернумы, даже в Стиме имею парочку купленных, но играть так и не решился. Пугала и длительность прохождения, и графика, и старомодность.

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Наверно, у многих до этих игр руки дойдут только тогда, когда играть совсем не во что будет + чувство безысходности и тоска))

Ответить
Развернуть ветку
Tonny Stalk

Спасибо, интересный лонг. Я сам пробовал познакомиться с играми разработчика с Avadon: Black Fortress, но далеко так и не смог пройти. Слишком разражало то, как оформлен текст, и невозможность его хоть как-то настроить.

Пробовал начать играть несколько раз и всегда бросал буквально в первые же минуты от того, насколько неудобно читать текст

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Никогда не осознавал наличие этой проблемы. Вроде во всех поздних играх у него есть game text size, который в настройках можно сделать larger, но я никогда не замечал насколько.
Попробуй Avernum Escape from the pit, вдруг там будет иначе (хотя я сомневаюсь).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Разумовский

Каждую распродажу я хочу попробовать эти игры но блин все картинка отталкивала, плюс непонимание с какой части играть, теперь надо разобраться и попробовать, это я про Авернум если что

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Escape from the pit - самая масштабная, самая нелинейная и вроде бы самая популярная их игра, а ещё это ремейк первой части серии, поэтому нужно с неё (как я и вкатился 10 лет назад).

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Olex

Игровые лонги подъехали

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тихомиров

Отличная статья!
Можно узнать, с какой игры стоит пытаться войти, если любишь РПГ, но все же немного графодрочер?

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Если с русиком, то Avernum - Escape from the pit, если без - Geneforge 1 - Mutagen. Не зайдёт - значит, не судьба.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Shareware Avernum - это было сильнейший стимул к покупке. Невероятная игра обрывается на самом интересном месте и предлагает купить полную версию.

Рекомендую игры всем любителям рпг, особенно трилогию Авернам 1-3 - там сюжет последовательно развивается.

Мне лично больше нравились оригинальные версии его игр, в поздних ремейках у монстров стало немеряно жизни, и приходится их подолгу ковырять.

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Вообще на удивление последние ремейки - довольно сложные игры (на харде), особенно на начальных этапах, когда будешь бегать по карте мира выполнять какую-нибудь курьерскую фигню только для того, чтобы тебя не ваншотил босс в первом данже. На финальных этапах в опциональные бои с драконами я бы не связывался да и сюжетные ласт файты тоже жесткие (благо есть всякие зелья неуязвимости)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Unsaid90

вопрос диалогов и скиллчеков не раскрыт. я пробовал начинать в это играть, но это же не то что не baldur's gate, это не icewind dale — действительно отпугнула безликость партии

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Да, таких игр с безликими партиями много было когда-то, а из более позднего я вспомню только Legends of Grimrock. Такой вот жанр или стиль

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Drom Adlex

В играх когда-нибудь объясняют, за что мы попадаем в тюрьму?
В Conan Exiles, тащемта, например

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Не-а, видимо, оставляют на усмотрение игрока с тем, чтобы он сам историю придумывал в случае, если персонаж безликий

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Федор

Афтар! Пешы исчо!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Семенов

Где русификатор? В мастерской стима?

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Ну вообще да, есть и в стиме, но как правило все на ZoG.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Mikhaylovich

Выглядит как какой-то артхаус от мира видеоигр...

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Графически так и есть

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Брюханцев

Так, я то то пропустил, или двое суток на дтф происходит что то Адеквтаное? Пиздатые Лонги про игры, да еще и такие крутые?

Ответить
Развернуть ветку
Креативный Директор

Серьезный рассказ о серьезном разработчике, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
fromkeila

Первая игра которую пытался взломать .Там демка была полной игрой, просто вводишь код и ограничение снимается. Эх, молодость!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

В Авадон играл много, не прошел, но собираюсь) Вообще атмосферные игры у него, несмотря на минимализм. Что-то в них есть. Я не поклонник сложных нарративов в играх, но даже мне в них приятно и интересно играть

Ответить
Развернуть ветку
- Sanya -

История становления и продаж первых игр интересна, но такой тип игр вообще не моё, даже пробовать не буду)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Чар

Прекрасный текст, который достоин приза редакции, приза конкурса лонгов и приза зрительских симпатий. Надеюсь, ему будет уделено должное внимание.

Ответить
Развернуть ветку
fayeji

Любимый автор на дтф... Спасибо за новую статью! С нетерпением жду новую!

Ответить
Развернуть ветку
The Clever Gamer

Ждал про него лонг, пускай больше людей про него узнают ❤️

Ответить
Развернуть ветку
XOCPOB

Отличный лонг про отличные игры.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Зималиев

Только на днях попробовал розданный в Epic Games ремейк Geneforge, а тут такая статья. Спасибо, было интересно узнать немного про автора и другие его серии 😌

Ответить
Развернуть ветку
Топ Тяночка

Вспомнилась серия игр Eschalon

Ответить
Развернуть ветку
Клуб хейтеров клубов фанатов

Очень хорошая статья, надеюсь что не затеряется

Ответить
Развернуть ветку
iluvellefanning

я бы поддержал рублем но боюсь поддерживать надо меня чтобы я не упал в обморок от великолепия данной статьи. исключительно, гениально, утонченно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Еремин

Спасибо за статью!

Как-то поймал себя на мысли, что от Avadon: Black Fortress (вообще-то считающейся неудачной среди аудитории Вогеля) получил гораздо больше удовольствия, чем от распиаренных и долгожданных Pillars of Eternity. Сейчас всё хочу взяться за ремейк Geneforge.

Ответить
Развернуть ветку
NECROID

Можешь вот это убрать

Ответить
Развернуть ветку
Мнительный Rainard

Спасибо за материал, было интересно прочесть. Как-нибудь опробую avadon, тем более, что как я понял, там можно в случае чего забросить после прохождения первой игры. В целом к CRPG отношусь с осторожность, проходил POE и Tyrany, где мне понравился текст, но не привлекала боевка.

Ответить
Развернуть ветку
Валетов Виталий

Поздравляю с пятихаткой!!!

Ответить
Развернуть ветку
skeyven
Divinity Original Sin 2 за тупорылую концовку

Не могу не согласиться. Игра великолепна, но концовка - откровенный слив.

Ответить
Развернуть ветку
Sexual Games

У меня до сих пор бесхозно лежат три авернума в Стиме с тех пор, как прочитал про них ещё в печатной игромании. Так ни разу и не поиграл.

Когда начался текст, сразу про этого автора подумал, так и получилось, не такой уж он и безвестный.

Ответить
Развернуть ветку
oneappleinbox

Снимаю шляпу. Играл только в Escape from the pit. Очень нравилась, но уперся в каком-то месте в сложных врагов и забросил)

Ответить
Развернуть ветку
Dog Warovich

Какой же базированный чад (не только конкретно в этой статьей)

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

А, ну Haven - это неоднозначное слово, haven - "рай" в переносном смысле, типа Hogwarts Legacy is a haven for the majority of Potter fans, короче рай для кого-то, но да, наверное, его чаще употребляют в других смыслах.

Ответить
Развернуть ветку
Ant
короче рай для кого-то, но да, наверное, его чаще употребляют в других смыслах.

Сорян, но ты путаешь heaven и haven. Пишутся похоже, но это два совершенно разных слова, которые не используются взаимозаменяемо.
И в приведенной фразе совершенно однозначный перевод "пристанище", "убежище".

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Иван Семенов

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
I offer you this

Прочитал всю статью. Всё ждал, когда будут рекомендации в какой последовательности что проходить и есть ли какие-нибудь моды. Автор, что посоветуешь? Хочется начать с Авернума. Но обязательно ли с 1ой части? В некоторых графониум вроде получше.

Ответить
Развернуть ветку
dgomez
Автор

Да всё по порядку, Avernum Escape from the pit - Crystal Souls - Ruined world. Потом придётся в более старые (потому что не ремейкнутые) 4-5-6

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
iluvellefanning

харош

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 126 комментариев
null