Статья удалена
Однако, перед прочтением данного поста рекомендуется проветрить помещение.
Не знаю, как у вас, а мои друзья и инфополе не замолкают про серию Yakuza. Постоянно то сюжеты обсуждаются, то платины выбиваются, то мемы форсятся. Я всегда сторонился данной серии, потому что миллиард и одна причина. Сеттинг полу-реалистичной современной Японии? Не цепляет. Китчевый стиль и абсурдный юмор? Устал от этого ещё на условной Gintama. Драматический сюжет про японских мафиози? Да я же не выношу гангстерского кино и сплю на нём, о чём разговор.
Однажды в нашей компании речь в очередной раз зашла про Yakuza. Слово за слово мне подарили нулевую часть — Yakuza Zero. Мол, чтоб запустил её, поиграл чутка и тут же стал фанатом. Часто слышал, что «нулёвка» — это хорошая отправная точка для знакомства с серией, но меня она быстро задушила. Если вы не готовы с ходу нырнуть в клановые мафиозные разборки, слушать тирады про дележку бизнеса и параллельно с этим пытаться изучать город с хаотичным набором активностей под однотипные драки, то выгорите довольно быстро. Я пытался дважды, оба раза интерес к игре пропадал ближе ко второй главе. Стараясь после такого игнорировать серию год, в прошлом месяце решил чутка разнообразить свою несексуальную игровую жизнь нетипичными для себя тайтлами. Так я набрёл в библиотеке друга (спонсором сегодняшнего поста выступает Steam Family Sharing) на Yakuza: Like a Dragon. Все-таки, добив в новогоднюю ночь все достижения во втором Ведьмаке, меня уже ничего не могло напугать.
Вкатиться в серию с седьмой части действительно оказалось проще. Поскольку игре надо познакомить игроков с обновленным геймплеем и ввести новый каст героев, первые игровые часы проходят более размеренно. Особенно это касается боевой системы, которая здесь плюс-минус такая же, как и в других JRPG, но есть нюанс. Герои и противники на поле боя не статичны, а постоянно хаотично перемещаются по арене и могут взаимодействовать с предметами на локации. На бумаге звучит, как уникальная фишка игры, но на деле только мешает. В пылу сражения порой устанешь прокликивать всех персонажей, чёрти как разбежавшихся по полю боя. Зонирование и крауд-контроль редко играли роль в моей тактике. Забивать врагов спамом всех способностей без разбору — банально проще и быстрее. Шутка ли, но Yakuza 7 настолько простая, что половина прохождения спокойно играется в режиме автобоя. Мои проблемы начались только ближе к финалу, но об этом позже. Ни понизить, ни повысить сложность нельзя: опция почему-то открывается только в режиме "Новой игры +". Я ради спортивного интереса даже забирал сюжетных боссов, уходя заварить чай. Возвращаешься за компьютер, а на мониторе уже экран со статистикой боя. Удобно!
Главным бичом начала моих похождений стали случайные битвы. Они расставлены абсолютно отвратительно. Хочешь пройти по улице до сюжетного маркера или магазина? Получи непроходимую толпу врагов в лицо. Мне и без того хотелось сосредоточиться на основной истории, но эти случайные стычки убили моё последнее желание исследовать улицы города. Обычно в современных JRPG вам позволяют перехватить инициативу перед началом боя или дают обходной путь от энкаунтера, но не в этой игре. Ещё одной неудачной боевой механикой я нахожу систему классов. Тут оно зовётся профессиями, и у каждого игрового персонажа их десяток, вот только менять класс героя можно только в одном определенном месте на карте. Каждая профессия ещё и требует персональный вид оружия, да дополнительной раскачки, что лишний гринд. Я на всё это дело плюнул, сосредоточился на одной профессии для каждого героя и побежал по сюжету. Первые главы проходились несколько тоскливо. Ичибан с компанией занимаются чем угодно, только не двигают историю вперёд. В основном игроку презентуют разные игровые механики и мини-игры. Подача истории так же буксовала, поскольку бюджет не резиновый, и на каждую главу нарисовать много красивых роликов не выйдет. Частенько персонажи перекидываются стенами не озвученного текста, недвижимо стоя друг напротив друга, будто манекены.
Первую треть игры я откровенно скучал, будто живя от заставки до заставки. Дело пошло на лад, когда меня познакомили с ним: менеджментом бизнеса. Это была любовь с первого взгляда. На Ичибана и игрока с неба падает целая кондитерская сеть, которую надо развивать, скупать недвижимость, хантить ценные кадры, следить на персоналом и кучей других мелочей. Больше всего меня покорила битва с инвесторами в конце каждого отчётного квартала. Больно уж это весёлая и остроумная пародия на реальное АО. Всю сюжетную линию с бизнесом я прошёл за один ночной присест, наиграв 6 часов к ряду — настолько мне понравилось. Оставалось самое сложное: найти в себе духу вернуться к основному геймплею. Сюжетно как раз пошла мафиозная духота про отмывание денег, фальшивомонетничество и разборки триад. Противники так же начали расти в уровнях быстрее команды Ичибана, и я уж думал, что добрался до стены гринда. Правда, вскоре обнаружил, что прохождение бизнеса дало главному герою два ультимативных приема: спутниковый залп по всем противникам на карте и мощный удар пачкой денег в лицо. Да, они жрали кучу маны, но и у меня скопились десятки миллионов йен на расходники.
По игре я шёл катком, а сюжет плавно перетекал из мафиозной тематики в политику и семейные проблемы. Все нужные и не очень сюжетные ниточки постепенно сплетались воедино, так что следить за повествованием было интересно. Что могло пойти не так? Звоночком стало требование игры сдать на нужды партии 3 миллиона йен. Ладно, я хотя бы прошёл ветку бизнеса, но в душе пожелал ментального здоровья игрокам, которым эта мини-игра не понравилась. Вскоре, случились они. Проходившие игру знают, о ком я, но людям не в теме я без спойлеров намекну, что в сюжет на правах камео врываются два персонажа из прошлых частей серии. У одного нет глаза, второй ходит в пуховике, и у обоих имена заканчиваются на «–дзима». Эти ребята сюжету, как телеге пятое колесо. Фансервис ради фансервиса. Зато оба босса 50 уровня. Я добрался до них с командой 35-го уровня. В последней трети игры левелинг слетает с петель и противники вокруг игрока резко прибавляют 15-20 уровней. Зачем так было сделано — для меня лично загадка. Показать мощь персонажей старых частей? Ну так добавьте им интересных способностей, чтобы проходить боссов надо было смекалочкой и знанием игровых механик. По факту, игра так наказывает человека за игнорирование второстепенных активностей, насильно запирая на арене, невзначай представленную за 10 минут до скачка в уровнях. Я хотел бы сказать, что арену было увлекательно проходить, но на деле — это трата вашего времени. 2 часа на три десятка одинаковых битв с мобами ради опыта и снаряжения, чтобы завалить двух ноунеймов, которые этому сюжету даже не нужны.
Нагриндив 10 уровней, я уложил боссов без особых проблем. Главное — запастись расходниками на восполнение маны. Последняя треть игры в сюжетном плане была самой насыщенной и увлекательной, пусть история строится на слепой удаче, соплях и добром слове. Главным героям безмерно везёт, злодеи тупеют в самый ответственный момент, но в происходящем чувствуется напряжение и хочется узнать, чем дело кончится. Подгадил мне снова геймплей, а точней — предфинальный босс. Он был выше меня на 11 уровней и не пробивался никаким доступным типом урона, но мою команду он пробить так же не мог. Да, члены отряда периодически ложились с одного удара, но к этой битве я пришёл с такой горой расходуемых предметов, что мы с боссом были в патовой ситуации. Он не может меня убить. Я его тоже. 40 с лишним минут я ковырял его всеми доступными способами, молясь, чтобы Ичибана не убили с одного удара, дома не выключили свет или игра не крашнулась на рабочий стол. Смерть главного героя или вылет приложения гарантированно бы откатили моё сохранение на час назад. Благо, ничего плохого не случилось и вскоре я смотрел непропускаемые титры.
Like a Dragon 7 далась мне за 30 часов. Если честно, я получил бы больше удовольствия, будь она ещё на треть короче. Больно уж много времени уходит на однообразные скучные битвы и чтение лишней экспозиции, очевидной и без лишних слов. История звёзд с неба не хватает, но сюжет довольно комплексный, а следить за яркими персонажами, ярко выходящими из ярких ситуациях было всё ж увлекательно. Не могу сказать, что мир игры меня затянул, и я готов с ходу, врываться в ранние части сериала. Yakuza — игра сильно на любителя, требующая много вовлечения и любви к сеттингу, чего я дать ей не готов. Возможно, мне стоит присмотреться к тайкунам.