Трансгуманизм в Deus EX и проблема супергероев в рамках общества и экономики. Анализ

Трансгуманизм в Deus EX и проблема супергероев в рамках общества и экономики. Анализ

В следствии появления большого количества материалов обозревающих тему трансгуманизма в играх, вижу необходимым дать не поверхностное обозрение, а анализ самого процесса перехода человека из его естественного состояния в более совершенное или просто другое (именно так представляется большинству трансгуманизм).

1.Трансгуманизм и этика?

Первейшей поверхностной проблемой трансгуманизма вырисовывают этику.

Например, рассматривается вопрос: как будет взаимодействовать этот постчеловек с обычными людьми? Не вздумает ли он попросту их уничтожить. Абсурдность данной позиции, широко распространенной в критике трансгуманизма, ясна – вопрос уничтожения или неуничтожения людей лежит вне декларируемой трансгуманистами сферы изменения человека. Отправляем первый пламенный привет как будто главной проблематике Deus EX HR, и к вопросу этики вернемся много позже.

Кроме того, противники трансгуманизма, как правило, находятся на религиозных или традиционалистических позициях, что сильно снижает возможность аргументации. Апелляция к традиции – к тому, что «было всегда, поэтому всегда и будет» – не является сильным аргументом в мире, где за последний век произошли огромные перемены. Поэтому критика трансгуманизма с нематериалистических позиций, как правило, не достигает цели. Изменение человека, превращением его в кибернетический организм – киборга или скажем, замена его генокода кажутся естественными путями для тех, кто рассматривает дальнейшее развитие цивилизации, а не представляет ее застывшей в вечном воплощении одних и тех же форм. В самом деле, почему при обладании технологиями приемлемого уровня, не заменить человека на технически или биологически измененный организм, а может вообще, на чисто техническую систему – разумного робота. Т.к. бытует мнение, что мы подошли впритык именно к киборгизации, а не к замене людей роботами в фундаментальном смысле перевода нашего сознания в машины, то рассматривать будем исключительно "ближайшие" научные и околонаучные вопросы - киборгизацию и управляемую генную модификацию.

Ты говоришь я киборг?! Так и есть!
Ты говоришь я киборг?! Так и есть!

В фантастике, киборги действуют в неком подобии современного мира. Разумеется, авторы часто стараются уйти от этого, создавая миры, где действие происходит в иных физических или политических условиях, но отказаться от базовых основ современного мира – иерархической системы, конкуренции и стремлении к эффективности –фантасты не могут, так как это приведет к невозможности изображать актуальные для современности конфликты. Что в свою очередь означает, что книга может стать неинтересной для читателя. Поэтому менять мотивацию героев намного сложнее, чем их «физическое» воплощение. Большинство современных писателей и сценаристов даже не пытаются развивать вопрос изменения условий на характеры и мотивацию героев - оттуда мы имеем любые визуальные формы фантастических миров и поведения и диалоги уровня американского кампуса. В Советской литературе и литературе западной того времени еще были попытки осмыслить и представить другие миры - действительно другими, например такую попытку и крайне успешную совершил Иван Ефремов в книге "Час быка" - которая была мягко запрещена и в СССР и максимально игнорируема на западе, т.к. в ней была заложена критика всех типов политических строев.

Рассмотренное выше естественное ограничение литературы (автор всегда пишет про себя или около) ставит под сомнение возможность предсказания фантастами будущего, особенно в плане столь серьезного изменения, как киборгизация. Идея, что смена тела не приводит к изменению сознания, означает существование некоей независимой от него субстанции – «души», что антинаучно, следовательно смена тела (бытия) меняет (определяет) и сознание человека, а так же его мораль и мотивацию.

В чем же состоит основной энтузиазм сторонников киборгизации и адептов трансгуманизма? В том, что с новыми «органами» человек станет более приспособленным к окружающей среде. Что ж, идея хорошая. Эволюция идет именно этим путем, и с каждым витком ее спирали живые существа становятся способными захватывать все более сложные экологические ниши. Человек является вершиной этого процесса – нет ни одного места в мире, за исключением. наверное, звезд и планет гигантов, где он не смог бы выжить. Даже на Луне остался человеческий след, а уж на Земле человек смог распространиться от пустынь до арктических тундр. В этом смысле киборгизация кажется разумным продолжением данного пути.

Но верно ли это? Прежде всего, заметим, что человек, живущий в арктической тундре или аравийской пустыне, биологически почти не отличается от человека, живущего в тропических лесах. Расовые отличия настолько незначительны, что современная наука отказывается считать их видовыми. Более того, негр, попавший в Арктику или Антарктику, успешно умудряется не только выживать, но и вести трудовую деятельность, что мы и видим на полярных станциях.

Конечно, можно возразить, что негр в Арктике просто одет в соответствующую одежду и проживает в отапливаемых помещениях. Вот попади он туда голым, и тогда какие он имел бы шансы на выживание?

Разумеется, никаких. Равно как и эскимос, окажись он на своей Аляске голым. Ведь эскимос имеет массу различных приспособлений, обеспечивающих ему успешное выживание – от ледяной хижины до собачьих упряжек и лодок. И массу социальных способов выживания в данном месте – от семьи, которая обеспечивает приемлемый способ разделения труда, до института старейшин, которые могут в сложное время мобилизовать племя для важной работы. Часто встречающаяся и в современных условиях "критика" очень часто применяет на свой объект прием робинзонады, где человек помещается в вакуум, награждается определенными навыками и инструментами - непонятно откуда взявшимися у него и выживает/развивается/эволюционирует и т.д. За последние 200 лет данный метод из околонаучного превратился в маргинальный, однако продолжает повсеместно встречаться у непрофессионалов, потому что прост и очевиден.

Более того, тот же негр в своем тропическом лесу существует вовсе не «голым», как бы странным это не казалось. Даже самые примитивные племена имеют достаточно сложную социальную организацию и применяют достаточно сложные методы охоты. Вне этой системы человек обречен на верную гибель даже в самой, казалось, благоприятной среде. Именно поэтому изгнание из племени издавна считалось страшным наказанием.

То есть успешное выживание человека определяется не только и не столько его физическим и умственным развитием, а сложной системой социальных отношений, позволяющей создавать сложную систему производства. Даже в примитивных случаях она намного превосходит возможности человеческого индивида, а в случае развитой цивилизации это отношение только увеличивается. Современный человек (комментатор DTF) даже не представляет, сколь сложной является система, обеспечивающая возможность его существование. Ему не надо выращивать хлеб, не надо ткать холсты или рубить избы – все это обеспечивается обществом. Заводы, электростанции, дороги и трубопроводы, поля и шахты, больницы и школы – таков способ выживания современного человека, они являются таким же условием его жизни, что и его собственное тело. Вне цивилизации любого человека ждет верная смерть. Нагляднейшим образом эти вещи были описаны и разложены в книгах Фридриха Энгельса - Диалектика природы, Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Поэтому, насколько силен или умен человек не был, он – ничтожная песчинка по сравнению с этой громадой цивилизации, и увеличение приспособленности отдельного субъекта мало что меняет. Уже поэтому проблема киборгизации кажется надуманной – человек и так владеет мощью, на порядки превосходящей его природные возможности.

2. Ультраспециализация при капитализме

Но дело еще сложнее. Если задуматься, то зачем тогда нужна вся эта замена естественных органов на искусственные и дополнение мозга компьютерами? Что происходит в этом случае?

А происходит вот что: соединяя человека с машиной, мы увеличиваем его специализацию, при этом возрастает его эффективность к решению разного рода задач. В современном мире данный путь является абсолютным благом – все решения современности построены на идее роста эффективности. Но насколько это на самом деле является благом для человека?

Возможность более совершенно выполнять свою работу на самом деле является скорее благом для нанимателя, который получает более прибыльного наемного рабочего. Что же получает рабочий? Более высокую зарплату. Но это только в том случае, если остальные работники окажутся менее эффективными! Киборг среди людей может требовать себе преференции, но киборг среди киборгов этого лишен. Да, более совершенные модели киборгов будут иметь преимущества, но более высокое совершенство – это более высокая цена. Киборг будет вынужден тратить свои деньги на то, чтобы оказаться на вершине пирамиды. В получившемся замкнутом цикле гонки эффективности человек проходит все стадии придатка машина и в итоге придет сугубо к переходу в машину. Но с какой целью? Все более эффективного производства ради производства. В развивающейся гонке и поголовной киборгизации человечество просто в определенный момент рискует достичь точки невозврата, потому что при капитализме вся киборгизации будет завязана на конкретные корпорации - поставки деталей, техподдержка и прочее. То, что создало основной фон в Deus Ex для многих осталось за кадром - установка в свое тело имплантов автоматически делает человека еще более зависимым от частного собственника и риск тут не в гиперболизированном "убийстве одной кнопкой" , а наоборот к максимальному использованию рабочего ресурса. Так же бросается в глаза гигантский Гонконг - только в игре не поясняется прямо почему он так разросся. Рост населения в мире наполненном имплантами еще один сложный нераскрытый вопрос - традиционное общество рабов-производителей явно находится на переломной точке и дальнейшее увеличение численности потребляющих производителей видится достаточно абсурдным. Можно сделал достаточно прямой и очевидный вывод, что при капитализме наличие технологий представленных в Deus Ex приведет к стремительному росту эксплуатации населения на всех уровнях:

- рабочие места будут потеряны для миллионов, которые не смогут оплачивать импланты

- те рабочие, которые получат импланты от нанимателя или в кредит будут еще более закабалены, чем ранее. А армия безработных на улицах отличным образом будет мотивировать держаться своего места и не тявкать

- имплантированная полиция и сами капиталисты будут вооружены небывалым образом и смогут практическим образом реализовать абсолютную тоталитарную диктатуру в рамках транснациональных корпораций - что означает гибель типичного Public State / Republic (Народного государства, республики) и пришествие временного госкапитализма, с развитием в абсолютную диктатуру.

Именно на таком фоне развиваются действия игры и те решения и вопросы с которыми в рамках геймплея сталкивается Адам Дженсен...несколько примитивней декораций, на которых происходит старое доброе ультрамочилово.

3. А если не капитализм?

При капитализме трансгуманизм приведет к полному расчеловечиванию и по-сути может считаться антиутопией, не смотря на кажущиеся таковыми блага.

Но что бы было при коммунизме?

При коммунизме рост эффективности должен приводить к улучшению жизни всего общества, и следовательно кибернетически усиленные люди ничем не отличаются по целям от не усиленных и производят общее благо.

Да, но есть одна тонкость. Разумеется, новые методы работы, более совершенные технологии при коммунизме будут востребованы, но вот основная идея их развития тут совершенно иная. Коммунизм – общество, где отсутствует отчуждение труда, он имеет основной целью не получение прибыли как при капитализме, а максимальное удовлетворение потребностей человека и любое новшество должно служить только этой цели. Насколько киборгизация может рассматриваться как оптимальный путь развития человека при коммунизме?

Иметь в мозгу чип, позволяющий соединяться со всеми библиотеками мира и мгновенно получать любую информацию, может показаться мечтой каждого, но что стоит за этой мечтой? Не идея ли достичь большей эффективности и выиграть в капиталистической гонке. При отсутствии данной мотивации эта способность уже не выглядит столь привлекательной. Ученый, занимающийся упорно одной темой, становится заложником ее, превращается в приложение к науке, так же, как рабочий становится приложением к станку. Познание, как таковое, превращенное исключительно в сбор информации, уже сейчас приводит к профессиональной деформации сознания, близкой к паранойе. Но если параноик – больной, то почему «суперученый», занятый только одной целью, может рассматриваться как здоровый?

Поэтому многие, кто занимался теорией коммунизма, рассматривали периодическую смену деятельности, как предпосылку к гармоничному развитию. Постоянная смена деятельности влечет за собой и изменение отношения к информации – вместо заточки мозга на получение ее максимального количество должна прийти возможность оперировать более высоким уровнем информации – знаниями. В такой схеме проблема «загрузки» максимума информации и мозг, для чего и нужен прямой интерфейс, кажется излишним.

4. Супергерои при коммунизме?

Если рассматривать изменения органов тела, то тут ситуация подобна. Получение сверхспособностей, вроде возможности летать или возможности выдерживать более высокие перегрузки кажутся привлекательными сейчас, когда этим достигается явное преимущество в конкурентной борьбе , но для общества, где отсутствует отчуждение труда и эксплуатация человека человеком, они могут оказаться излишними. Зачем умение летать, если жизнь общества организована так, что не имеет смысла постоянно мотаться из одного конца страны в другую? В отношении этого реальность уже давно дала ответ - безумное развитие инфраструктуры городов, например Москвы, где постоянно в движении находятся несколько миллионов людей, которые в основном реализуют всего 2 функции:

1. Приемо-передача информации

2. Приемо-передача товаров

Вопросы, решаемые властями давным давно отстали от бытия, и с помощью короновируса гордиев узел немного разрубился! Зачем постояннно перемещать свое биологическое тело в офис и обратно, если в этом нет ни малейшей необходимости!? Ведь технический прогресс уже дал нам даже близко неиспользуемые по назначению вычислительные мощности и возможности передачи информации. Большая часть москвичей имеет интернет от 100 до 500 мб/сек - этого хватает чтобы сутками вести стримы с нескольких камер в HD разрешении полностью замещающем необходимость личного присутствия, если речь про работу связанную с информацией. Следовательно нет необходимости в дополнительных дорогах, станциях метро, автомобилях, такси и так далее. Но не решался этот вопрос сугубо из-за лобби капиталистов, которым нужно класть дорогу, нужно прокладывать метро, чтобы зарабатывать деньги.

Зачем нужны огромные жилые массивы, ведь люди при капитализме вынуждены жить в ужасающих условиях и тратить часы жизни добираясь из пункта А в пункт Б на другом конце города. И тут конечно каждый мечтает о суперсиле телепортации или полета.

Если общество и жилое пространство правильно организованы, то нет смысла перемещать себя постоянно на десятки и сотни километров ежедневно.

Слетать раз в год можно и на самолете, тут преимущества киборга кажутся уже не столь огромными. Киборгизация ведет к специализации - и это главная и по-сути единственная ее цель. Получив чип в мозг, человек выбирает путь ученого или инженера. Получив стальной скелет, человек должен использовать его, скажем, работая на планетах с высокой гравитацией, иначе эта операция оказывается лишенной смысла. То есть, при киборгизации человек оказывается или привязан к определенной функции, т.е. поставлен в ситуацию максимума отчуждения или же он получает излишние способности, которые не имеет смысла использовать. Если получив стальные руки и мозг, человек останется на Земле делать ту же работу, что и ранее, то возникает вопрос – а зачем это все было нужно?

"Человек-самолет", "человек-компьютер" – звучит, как описание героев комиксов. Так оно и есть. Супермен, с его полетами и суперсилой – идеальный герой капиталистического мира. Недаром, многие из «супергероев» – как Бэтман или Железный Человек, позиционируются как представители элиты, живущие по нормам высшего класса. Способность вершить судьбы мира, какими идеями она бы не маскировалась, есть желание оказаться на вершине властной пирамиды. Супергерой может спасти мир – он творит то, что делает его незаменимым в жизни. Но для коммунистического общества незаменим каждый. Для человека коммунистического общества подобная мотивация оказывается не только чужой, она противоположна. В коммунистическом обществе развиваются те общественные процессы, которые были доведены до определенного уровня при капитализме. Если полиция в комиксах о бэтмане - продажная и неэффективная, из-за того, что она всего-то выполянет свою функцию - защиту правящего класса, то народная милиция была бы намного эффективнее, т.к. ее функция защищать все население, а не только правящий класс. Зачем нужен мститель в маске в обществе, которое само может за себя постоять? А если угроза излишне велика, то общество должно выработать решение для этой угрозы направив на решение задачи свои производственные и интеллектуальные силы.

В частностях фильмы, комиксы и игры дают отрывочными фрагментами суть, что любой сверх-человек является изгоем общества, является обществу чуждым. Но акценты всегда уводятся в сторону личных переживаний и эмоций и совершенно не оценивается сам производственный дизбаланс, который своими особенностями вводит герой в "обычное бытие".

Таким образом, киборгизация или генная модификация не могут вести к увеличению счастья, ни при коммунизме, ни при капитализме. Она означает только рост специализации, превращение человека в функцию, большее расчеловечивание. Но почему же, если киборгизация и вообще, трансгуманизм, находят такое большое количество сторонников, в том числе и среди сторонников перехода к новому обществу?

Дело в том, что коммунизм рассматривается в основном как общество, где решены базовые проблемы современности. А вот найти эти базовые проблемы не так просто, как минимум можно обратиться к пирамиде Маслоу, хоть она отображает не совсем проблемы, а потребности - но понятия эти взаимосвязаны.

Пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу

Например, для многих желаемое будущее – это мир, где имеется возможности получать все блага, которые пожелаешь, при чем желания, разумеется, соответствуют современности. От банального «прийти в магазин и взять все без денег», до стремления представить «мир будущего» подчиненным единой воле некоего Вождя или Диктатора, под которым каждый видит, естественно себя. В самом крайнем случае рассматривается вообще вариант «уничтожения всех плохих людей», «очистки Земли от балласта», «убийство всех живых мертвецов» и так далее, но это уже перебор.

В рамках подобных моделей получение сверхспособностей является естественным явлением. Супергерои из титана с кремниевыми мозгами, творящие справедливость (понимаемую на уровне офисного клерка)— такие люди будущего кажется естественными в ситуации, где отчуждение достигло максимума. Добрые боги, ставшие защитой для «маленького человека», без понимания того, что коммунизм и есть мир, где само понятие «маленький человек» исчезает. Так же можно провести достаточно прямую параллель, что тот самый высокоразвитый капитализм сводит человека живущего при всех благах цивилизации и рынке в итоге к средневековому примитивному состоянию, запуганного и обиженного создания, где происходит непонятное и непознанное (магия рынка, кризисы, законы и идеология), где есть злые боги-буржуа и поэтому очень бы хотелось, чтобы появились добрые боги и защитили - получается петля идеализма, при которой мир стоит на голове и все происходит будто само собой и сделать ничего нельзя.

«Биологический» человек, с белковым телом и «аналоговым» мозгом или кибернетический человек со скелетом из титана и компьютерными мозгами при коммунизме не имеют разницы. Супермен чужой в мире «Туманности Андромеды». Зачем нужна суперсила там, где любое действие является результатом тщательных размышлений и согласований со всеми членами общества. "Кибернетический Супермен" должен будет или подчиниться данной системе, и стать обычным членом общества, или оказаться ей враждебным, с соответствующим результатом. При коммунизме же его сверхспособности оказываются невостребованными, напротив, лишая его свободы выбора, превращая в заложника своей специализации. Этот момент как раз был неоднократно обыгран в сценарии Адама Дженсена, где он отрицает свою модифицированность либо же наоборот принимает ее.

В свою очередь, идея гармоничного развития каждого человека подразумевает отказ от специализации и развитие как можно более общих способностей, что делает идею киборга излишней, не говоря уж о более серьезных изменениях.В мире, который построен для Человека, нет смысла уходить в «сверхчеловеческое» состояние. В обществе, построенном на основе гуманизма «обычного», идеи трансгуманизма выглядит совершенно бессмысленно. Не совсем удачная, но крайне эффективная попытка такого подхода была реализована в СССР - создав так близкого нам "советского инженера", для многих эта ступень развития человека стала началом - т.к. это наши родители и деды, получившие широкое политехническое образование, могущие применить свои навыки в различных сферах и обладающих знаниями. Именно потому США совершили такой невероятный скачок после 1991 года, обогатившись десятком миллионов мигрантов из стран соцлагеря, которые как титановые сваи встали в опору американской промышленности и науки (предыдущий скачок был после 2 мировой, где так же были применены масштабные заимствованные ресурсы из Германии и разрушенных стран Европы - но про это в других статьях).

Поэтому надо понять, трансгуманизм — это еще одна попытка решить проблемы современного общества, не посягая на его основы, оставляя без изменения его иерархическую классовую систему и потребительское отношение к человеку. Т.е. попытка через надстройку повлиять на базис, что категорически невозможно.

p.s. в статье использовались прямые цитаты из статьи ANLAZZ (так же известного как Antonius с одного ныне мертвого сайта). Переписывать все его прекрасные наработки смысла не видел, пусть идет в народ.

p.p.s. Комрады, которые хотели почитать серьезный анализ по теме, надеюсь не пропустите. Спасибо, если бы не ваша поддержка, статья бы не вышла.

1616 показов
6.6K6.6K открытий
11 репост
114 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

научпоповская жвачкаСкорее уж коммуняцкая агитка. Тьфу.

Ответить

Уважаемый Алексей...Божьев, ваша фамилия как бы намекает) но если без шуток, я стою на материалистических, научных позициях и развивать в комментариях диспут, который закончен был в 19 веке не вижу смысла. Обращайтесь к немецкой классической философии, потом читайте Фейербаха и т.д. После Гегеля - Фейербах , а затем Маркс монументально закрыли данный вопрос. То, что люди продолжают ходить в храмы и молиться - это не проблема теории и практики, это свободный выбор людей, который может удручать, веселить или радовать - как угодно.
Нахуя эта жвачка - можешь узнать прочитав, думаю, все учебники по точным наукам ты так же бросил на оглавлении, или нет?

Ответить

Мне больше интересно, как из отсутствия души следует то, что бытие определяет сознание. Ну и видно, конечно, что автор придерживается определенной идеологии, но это не делает его высказывания истиной.
Надеюсь, киборг Маркс всё разъяснит 

Ответить

научпоповская неправда

Ответить

открой гугл и почитай об этих тезисах, если тебе интересно 

Ответить

Автор спасибо за статью, приятно видеть на сайте статьи, за которыми стоят мысли и идеи, а не одно словоблудие ради самопиара. С такой статьей хоть поспорить можно по существу, что я пожалуй и сделаю. 

Автор рассматривает трансгуманизм весьма однобоко, с точки зрения общественного строя, в итоге приходит к выводу, что трансгуманизм не нужон и все это фантазии офисных клерков. В его аргументации это действительно так, но предлагаю посмотреть на трансгуманизм сняв линзы пользы для общества, которые так любят нацеплять на себя адепты коммунизма и взглянуть на трансгуманизм снизу вверх. В первую очередь это гуманизм, что как мне кажется автор пропускает. Трансгуманизм служит цели улучшения человека не для того, чтобы он стал эффективным придатком к станку или лаборатории. Это улучшение не ради эффективности, а ради того, чтобы исправить косяки биологии. Мы являемся рабами когнитивных искажений, вызванных естественной эволюцией, а также гормонов, превращающих нас в самых настоящих идиотов порой. Это если говорить о мозге. Но в теле также множество несовершенств. Удобно спорить с соломенным чучелом, что полеты человеку не нужны (кстати параллельно хотелось бы согласиться с тезисами в этой части, что большинство улучшений можно сделать просто улучшив среду, не залезая в человека). Однако тот, кого скрутило в три часа ночи от аппендицита, не особо озабочен полетами. Он страдает от банального эволюционного косяка. Туда же можно добавить и массу других болезней вроде диабета, кариеса, проблемами с щитовидкой и так далее. Вот каким людям нужен трансгуманизм, а не рабочему за станком, которого можно спокойно заменить роботом и не издеваться над человеческим телом. Да, я согласен, что в деус эксе поднимается именно вопрос эффективности в обществе и тут тоже могу только поблагодарить автора за изложение тезисов, но учитывая, что он на основе этого (как мне показалось) переносит выводы уже на реальный трансгуманизм, то мне захотелось уточнить этот момент   

Ответить