Впечатления от Dark Messiah of Might and Magic спустя 17 лет после релиза
В октябре исполняется 17 лет с момента релиза Dark Messiah of Might and Magic. Мы с другом решили её перепройти и узнать так ли игра по прежнему хороша в 2023-ем и прошла ли она проверку временем.
Думаю, многие играли или хотя бы слышали об игре Dark Messiah of Might and Magic, которая вышла в далеком 2006 году. На момент выхода она получила весьма высокие оценки и положительные отзывы. Игра привлекала неплохой по тем временам графикой, хорошей детализацией, разнообразной боевой системой и интересным сюжетом. К тому же на релизе была полная русская многоголосая озвучка, что встречалось не так часто на тот момент.
Встретив новый 2023 год, решили мы с другом тряхнуть стариной, вспомнить былое и освежить ностальгические воспоминания об игре из детства. Я не претендую на звание фаната или знатока этой игры или серии Might and Magic, игра мне просто понравилась и запомнилась. И пройдя ее сейчас, я решил поделиться своими впечатлениями. Впечатлениями, которые получил от нее сейчас, а не воспоминания из детства.
На чём играли
Я играл на ноутбуке:
- Процессор: Intel i3 6006U
- Оперативка: 12GB DDR3
- Видеокарта: Intel HD graphics 520
Друг играл на ПК:
- Процессор: AMD Phenom II X4 965
- Оперативка: 8GB DDR2
- Видеокарта: Nvidia GeForce GTX760
Установка и запуск
Я играл на ноуте со встроенной графикой и на удивление все было гладко, без нареканий. C установкой на Windows 10 проблем не возникло. Но вот на ПК друга игра решительно не захотела запускаться, хотя у него та же Windows 10. Без танцев с бубном не обошлось.
Интерфейс в главном меню, уже немного позабавил. Игра сделана на движке Source, поэтому были типичные для него открывающиеся windows-подобные окна настроек, что сейчас выглядит уже необычно.
Так как оба и друг и я проходили игру на релизе, то решили, что мы уже достаточно большие дядьки. Нам нужен вызов, например, повышенная сложность. В игре три уровня сложности: нормальный, сложный и очень сложный. Поэтому выбрали «сложный» (2 из 3). Как оказалось это было самой большой ошибкой, которая возможно и испортила впечатление от всей игры.
Немного о сюжете
Главный герой Сареф по поручению своего наставника Фенрига отправляется за артефактом под названием «Череп Теней». Первым делом он прибывает в город Стоунхелм, где ему должен помочь лорд Менелаг. Но этого не случается, на город нападают некроманты и убивают лорда. Сареф с племянницей лорда Линной отправляются в Храм Паука за Черепом Теней.
Заполучив артефакт, герой направляется в город некромантов, чтобы узнать планы их предводителя по имени Арантир. Вернушись обратно в Стоунхелм, Сареф обнаруживает что город под осадой некромантов. После чего Сареф идет в Некрополь, чтобы убить Арантира. Вот вообщем и весь сюжет. По ощущениям, большую часть игры мы исследуем Храм Паука.
Демон внутри
Необычной составляющей игры стало то, что в главного героя в самом начале, наш наставник вселяет некую девушку Зану (в дальнейшем мы узнаем, что она демон). На протяжении всей игры (почти всей, в зависимости от выбора ближе к концу) она общается с героем, комментируя происходящее, подсказывая и кокетничая. Это общение героев, делает их более живыми. Несмотря на то, что большую часть игры мы бродим по подземельям (открытых участков под солнцем, весьма мало), одиночества в игре не ощущается. Да и с другими героями при встрече всегда есть парочка реплик, без катсцен, именно болтовня пока идут, что-то делают.
Сын лорда демонов
Главный герой оказывается не так прост. Во второй половине игры он узнает, что является сыном лорда демонов Кха-Белеха. Также становится доступным перевоплощение в демона, Что на деле на высоком уровне сложности оказалось практически бесполезным. Если спасти Линну в городе некромантов, то по пути к Арантиру у героя появляется возможность очиститься от демонической сущности и Заны внутри себя. Это влияет лишь на формальный выбор стороны и то оружие, которое можно использовать. Также при очищении пропадет возможность превращаться в демона. Основной выбор в самом конце игры, освободить своего отца лорда демонов или оставить его в заточении.
Геймплей
Гемплей делится на две составляющие: бои с врагами и платформер. Прыгать, карабкаться куда-то, искать проходы и тайники - приходится часто. Довольно скоро нам дают особый лук, из стрел которого раскручивается веревка, по ней можно залезть куда без неё не допрыгнуть. Все это разбавляет гемплей, не напрягает, а случайно найти тайник – всегда приятно.
Тайники
И вот раз упомянул тайники, впечатление о них осталось весьма негативное. Найти их не сложно и часто интересно, но смысла в них практически нет. В игре мало оружия и брони, немного колец. Часто встречается одно и тоже, и при подборе просто пропадает, если в инвентаре уже есть такое. Поэтому в тайниках в 90% случаев лежат банки с маной и здоровьем. Крайне редко встречаются свитки заклинаний. Тоже самое касается и закрытых дверей/сундуков, для который нужно прокачать навык взлома, найдем мы там только банки.
Бои с врагами
Эта часть в школьных воспоминаниях, была очень интересной и захватывающей, ярко выделяла игру. Анимация использования оружия и сейчас смотрятся весьма приятно.
В распоряжении игрока всего два удара: легкий и сильный, а также блок и пинок. Разные типы оружия герой держит по-разному, по-разному бьет, закручивает для сильного удара, камера качается в бою. Враги тоже машут по-всякому, делают выпады, а от полученного урона меняется их анимация (как уставшие становятся, не так часто бьют, скрючены).
Магия, пинки и ловушки
В игре можно поджечь врага или лужу масла (которую сам и сделал, кинув кувшин). Заморозкой сделать мини каток, на котором они поскользнуться и упадут. Зачаровать и враг станет союзником на какое то время или наложить на себя непробиваемый магический щит (хотя с ним экран покрывается жижой и плохо видно).
Так же герой (как и враги) умеет делать пинок, и его правильное использование, может кардинально повлиять на ход боя. По уровням обильно расставлены различные шипы, костры, или просто ямы. Всегда есть куда толкнуть врага, и от шипов для них наступает мгновенная смерть.
Есть ловушки, по типу бочек на полке, и полку можно сломать, или стену обрушить. Ну и накрайняк можно просто кидаться объектами. Учитывая всё это, бои проходят весьма динамично и напряженно. Приходится постоянно осматривать локацию в поисках того, что и как применить, так как бить врагов долго (особенно на сложном уровне).
Мастер на все руки
Герой изначально умеет немножко всё. Доступны все виды ближнего оружия и луки, но не щиты. Типов ближнего оружие всего три, это меч, посох и кинжалы. По мере прохождения будут встречаться и экземпляры с магией (отравление, заморозка, поджег). Парочку клинков даже можно выковать самостоятельно в кузне по всем правилам кузнечного дела. Также есть топоры, крюки и кирки, но использовать их смысла нет, добавлены скорее для галочки.
С начала игры доступно заклинание «Кошачий глаз». Тёмных мест в игре достаточно много и к освещению надо привыкнуть. Заклинание слишком сильно засвечивает все, и без него местами вообще не видно. Игре не хватает обычного факела, хотя бы даже вместо оружия в руке.
Раскачать героя полностью как в Fable не получится. Очки прокачки выдаются строго за квесты, поэтому качать желательно одну ветку или две частично. Самые интересные перки конечно же находятся в конце ветки, и путь до них весьма долог. И конечно нету никакой "новая игра+", чтобы перепройти еще раз и сделать универсальную машину для убийств.
Поэтому в начале игры мы сразу выбрали направления развития. Я решил быть магом, а друг воином. Есть еще вариант асасина/лучника, и вот в процессе прохождения показалось, что игра на него больше и рассчитана. Очень много мест где можно подкрасться/обойти, но без навыка этого сделать невозможно, враги тут же замечают. И так как опыт дают лишь за квесты, биться со всеми врагами не обязательно, скрытое хитрое прохождения вполне приветствуется.
Боевой маг с мечом
Будучи магом, я все равно большую часть игры провёл с мечом. Слабым мечом, так как оружие мага это посох, и меч получше стартового взять не получится (без прокачки силы). Посохом очень долго замахиваться (хотя он и оглушает врагов с сильного удара), но пока идет анимация, уже можно получить по шапке. На заклинания тратится много маны, а восстанавливается она медленно. И нужно либо ждать, либо использовать банки с маной, которых в начале не так и много.
Только взяв последний перк ветки мага, которые дает быстрый реген маны, получилось забыть о расходе маны, максимально использовать заклинания и практически отказаться от ближнего оружия.
Путь воина
Другу с веткой воина было намного легче. Броня воина дает защиту, а мечи дают приличный урон. Но с выбранным уровнем сложности проблемы были и у него.
Неоправданная сложность
Проблема в сложности заключалась в том, что враги наносили огромный урон. Пройдя игру на высокой сложности (2 из 3), и из любопытства начав на нормальной (1 из 3), я был очень удивлен разницей в получаемом уроне.
На нормальной сложности враги одним ударом снимают ~5 HP, сильным ударом ~10 HP. Уронив врага можно добить лежачего с одного сильного удара (враги в принципе умирают только после добивания, иначе будут ходить хромать по помещению, но не упадут).
На высокой сложности обычный удар врага снимает ~20 HP, сильный ~30 HP. При уровне здоровья героя в 50 HP, это означает смерть с 2-3 ударов. У врагов при этом здоровья намного больше. Для добивания требуется 2-3 удара (тем же зомби все 4-5), что является крайне раздражающем фактором, ведь врагов всегда несколько. В итоге гораздо эффективнее их запинывать до шипов или обрыва. В начале прохождения этот фактор показался интересным вызовом, но уже к середине стал сильно утомлять.
Боев в игре очень много поэтому допустив ошибку и пропустив два удара, смотришь на загрузку. Которая кстати была не такой уж и быстрой даже на SSD. По причине огромного урона я не использовал способность героя превращаться в демона. Она оказалась бесполезной, так как подразумевает лишь ближний бой, наброситься и забить врага, но два удара и смотрим экран загрузки.
Скудно и мало
Сложные бои и весьма однообразные пещеры/подземелья стали утомлять. Боевая система хоть и интересная, но сейчас смотрится скудно. Скудно это вообще можно использовать как тезис всего впечатления об игре (конечно смотря на нее из 2023). Всего в ней кажется уже мало. Мало врагов, мало оружия и заклинаний, мало перков в прокачке, мало локаций и мало действующих лиц.
В игре на релизе скорее всего был сделан акцент на вариацию боев, но пнуть, заморозить или скинуть бочку, сейчас уже не кажется слишком разнообразно. Поэтому если у вас есть теплые воспоминания об этой игре, лучше их не трогать. Игра смотрится в 2023 весьма посредственной, особенно с оглядкой на The Elder Scrolls IV: Oblivion, которая вышла в том же 2006-ом году.
Друг в итоге так игру и не осилил, застрял в городе некромантов.
Спасибо, что дочитали до конца. Это мой первый пост и я надеюсь продолжать в том же духе, если он кому-то зайдет.
P.S Во время игры скриншоты не сделал, поэтому взял с просторов интернета
Крутейшая игра для своего времени. До сих пор помню момент, когда вожак орков подходит и говорит: "давай попиздемся, если выиграешь, то мои ребята тебя не тронут" Но я не знал, что хилиться баночками нельзя, пришлось всех зарешать
Даа, момент запоминающийся, уже забылось когда именно он был, и все прохождение ждал этой встречи. Кстати баночками пользоваться можно, магией нельзя (и заклинанием лечения соответственно). Я за мага как не пробовал, не смог одолеть в честном бою. Использовал заклинания зачаровывывания, стравливал поочереди всех четырех помощников его, а когда остались один на один, замораживал и бил пока лежит. Друг будучи воином, смог справиться конечно без магии.
А я его просто камнем до смерти закидал.
Да, он там предложил без магии 1 на 1. Но использование кинжалов с электричеством тоже считалось магией, чего я не знал. Тоже пришлось биться со всеми.
Можно было использовать кольцо воскрешения
Без обид, но при прочтении обзора у меня сложилось четкое впечатление, что автор - "казуальщик". Нужно, чтобы было все подписано и разжевано.
Почему так? Я перепроходил игру пару месяцев назад - она просто офигенная. Бои в игре будут сложные только при условии неправильного изучения навыков, а также если бежать только по сюжету, не отвлекаясь на тайники и нычки.
В общем, с обзором я не согласен.
Комментарий недоступен