Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Рассказываем, как за один клик стать штормградским миллиардером, как RMT помогает пережить экономический кризис и насколько это всё законно.

Закованные в алмазные доспехи рыцари, скрупулезно собранные снайперские винтовки, лидерство в рейтинговых таблицах... Хотите редкую ачивку на 20 убийств в Apex Legends? Получите и распишитесь! Есть желание покрасоваться перед друзьями крутым маунтом в World of Warcraft, но нет времени проходить скучнейший рейд или гриндить? Заплатите — и вот ваш добрый скакун!

Сегодня знакомимся с неоднозначным явлением «околоигровой» индустрии и рассказываем, каким образом совершаются сделки, как RMT стала неотъемлемой частью жизни любителей ММО и как игроки воевали с золотодобытчиками из Венесуэлы.

Что это такое

Прокуренные, полные самых разнообразных запахов — от лапши до немытых ног — игровые залы Южной Кореи. Именно там зародилось понятие RMT вместе с сотнями сообщений в общих чатах о продаже огромного количества внутриигровых предметов. Словно пропитанное духом тех мест, оно следует за человечеством с 90-х годов прошлого века. Сперва в Китай с его тысячами «золотоносных» ферм, а затем и в весь остальной мир.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Сам термин в переводе с английского вполне полно раскрывает смысл явления — это торговля в играх за реальные деньги, обмен внутриигровых валют и ценностей и условных евро, долларов или рублей.

Как именно на вторичном рынке происходит сама торговля? Её можно разделить на пять наиболее часто встречаемых категорий:

  • Покупка и продажа игровой валюты
  • Обучение или совместная игра вместе с исполнителем в одном лобби
  • Торговля аккаунтами, внутриигровыми предметами и персонажами
  • Прокачка
  • Подготовка к внутриигровым ивентам

Суть RMT заключается в обмене реальных ценностей на виртуальные. По мнению исследователей, под этот термин попадает множество привычных для игроков вещей, и даже микротранзакции являются частью этой обширной сферы. Хороший пример — торговая площадка Steam, где вы можете покупать карточки, косметические предметы и многое другое за реальную валюту или продавать за «виртуальную» на личном электронном кошельке.

RMT прочно укоренилась в жизни людей: спрос породил предложение задолго до появления первых трёхмерных MMO. Даже бурно обсуждаемая метавселенная Марка Цукерберга строится на торговле виртуальными ценностями — тоже своеобразное проявление Real Money Trading, где вы спокойно можете купить виртуальный дом для своего аватара за пару сотен долларов.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

«Использование» RMT можно разделить на следующие этапы:

  • Поиск. Исполнитель выбирает наиболее соответствующие его навыкам «продукты». Кто-то больше любит MOBA, кого-то привлекает гринд в ММО, а кто-то не может жить без адреналина схватки с полным сквадом противников в королевских битвах.
  • Изучение. Можно углубиться в PvP-бои, отдаться стихии PvE или перепродавать аккаунты с интересующими людей играми или прокачанными персонажами.
  • Выбор площадки для торговых операций.

«Торговля-за-реальные-деньги» полагается на извлечение прибыли из занятия любимым делом. Играя на миде в League of Legends на любимой Нико, уничтожая всё живое в рейдах Destiny или WoW, вы получаете «копеечку» в довесок к удовольствию от игрового процесса. Хотя заработок упрётся в потолок — моральный или денежный, в зависимости от ваших целей. Никто не хочет заниматься неинтересным делом, переходя в непривычный жанр или играя в нелюбимые игры. Часто случаются выгорания, а игра из хобби превращается в основную работу, где скрупулезно изученные подземелья вызывают не адреналин, а скуку и усталость.

Этика и ботоводство

Нельзя просто так наговаривать на всю сферу или, наоборот, стремиться всячески её защищать. Разве мы можем по отдельно взятой ситуации дать оценку многомиллиардной сфере, где операций в час совершается больше, чем в иных играх — онлайна?

Самым спорным моментом RMT выступает разделение труда. Как и во многих других сферах, в RMT используется как автоматический, так и привычный «ручной», пользовательский. Что из этого лучше — попробуем разобраться.

Развитие RMT в любом мало-мальски интересном для заработка продукте можно разделить на два этапа. Сперва опытные игроки принимают решение продавать свое время, а потом им на смену приходят настоящие профессионалы-бизнесмены, внедряющие процессы автоматизации и упрощения налево и направо. Вместо «точечного» влияния на игру они выбирают путь «наскока и агрессии»: тысячи ботов, нередко оснащённых читами, заполняют сервера MMO, вызывая коллапс, инфляцию виртуальной экономики и предсказуемое ухудшение игрового опыта у множества игроков.

Зато боты великолепно справляются с гриндом, снижая стоимость многих необходимых игрокам предметов. Хороший пример — камни душ из Blade and Soul, необходимые для улучшения снаряжения и добываемые только в PvP. Что остается делать тем, кто сконцентрирован на PvE? Правильно: идти на торговые площадки или внутриигровые аукционы, где трудолюбивые боты за бесценок отдают необходимые материалы.

Задайте себе вопрос: были бы рады, если цена на необходимый товар снизилась многократно, и вы смогли бы его наконец приобрести?
Задайте себе вопрос: были бы рады, если цена на необходимый товар снизилась многократно, и вы смогли бы его наконец приобрести?

Всего можно выявить пять основных типов таких программ, чаще всего применяющихся в ММО:

  • Автокликеры. Встречаются в играх, где управление завязано на мыши. Заметно ускоряют процесс добычи внутриигровых ресурсов - к примеру, во время столь любимой рыбалки.
  • Фарм-боты. Более сложные боты с набором настраиваемых правил. Следуют наиболее продуктивному маршруту, зачищая все на своем пути.
  • Профессиональные боты. Имеет в своем составе все вышеперечисленные подсистемы и предназначен для прокачки до максимального уровня самого персонажа или профессии. Где обычный игрок тратит неделю беспрерывного гринда, робот справляется за день.
  • PvP-боты. Наиболее скрупулезно собранные алгоритмы, способные имитировать живого человека в PvP. Вместе с «экипировкой» из читов данные «произведения искусства» способны уничтожать население одного сервера за другим.
  • Полноценные боты. Объединяют множество совершенно разных программ: от автокликеров до PvP-систем. Весьма дорогие, но способны долго пополнять кошелек своего владельца звонкой монетой.
С таким многообразием игровой процесс условной ММО больше напоминает сценарий «Терминатора»
С таким многообразием игровой процесс условной ММО больше напоминает сценарий «Терминатора»

К примеру, клиент в своё время забросил рейтинговый режим одной из популярных игр, но всё ещё показывает впечатляющие навыки в «пабликах». К сожалению, на фарм рейтинговых очков времени ему не хватает: появление жены, а затем и ребенка резко уменьшило количество свободного времени. Игрок решает обратиться к услугам бустера, и тот становится его олицетворением, его руками в переменчивом мире рейтинговых таблиц. Ситуация почти не изменилась: что сам игрок показывал бы высокий уровень игры, что нанятый им человек делает всё то же самое, но при этом экономит время и нервы нашего героя.

Отдельные представители, занимающиеся ручным, живым фармингом или бустингом отличаются лишь уровнем игры и наносят крайне незначительный ущерб психике игрового комьюнити. В отличие от сотен ботов, мигрирующих по серверам в поисках ресурсов.

RMT в отдельных случаях — лишь способ убрать ненужный, скучный гринд, который «выдается» разработчиками за геймплей, и приблизиться к тому уровню игры, который заслуживает пользователь.

Лицензионные соглашения

Как известно, юридически ни игры, ни внутриигровые предметы не принадлежат игрокам. Они лишь имеют право использовать всё это в соответствии с условиями предоставления услуг, определяемыми лицензионными соглашениями.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

На основе этого Унг-ги Юн, южнокорейский судья, юрист и игрок в MMORPG, даёт некий «юридический проблеск надежды» для сферы RMT. В 60-страничном исследовании автор рассуждает о том, что объектом RMT является не сам предмет, не право на его использование, а нечто совершенно иное — так называемые «игровые ценности». А денежная компенсация представляет собой всего лишь выплату по доброй воле.

Так, согласно Унг-ги Юну, в большинстве случаев производимая игроками продукция будет принадлежать владельцам интеллектуальной собственности, а чувство автономии у первых — лишь фикция. Но игроки имеют неотчуждаемое право на эти предметы, поскольку они внесли свой творческий вклад, вложили время и силы в игру.

Если RMT является передачей доброй воли, то подпадает под сферу частной автономии игроков, а разработчики и издатели не имеют юридического права запрещать RMT. Такие запреты несправедливы, поскольку они серьезно ущемляют автономию игроков и их права на созданную ими нематериальную ценность.

Унг-ги Юн пришел к выводу, что многие издатели не заботятся о том, чтобы исправить структурные проблемы в своих играх, которые приводят к RMT. Лишь отмена номинальных запретов на RMT и реструктуризация внутриигровой социальной платформы могут облегчить проблемы, а то и вовсе их устранить.

Именно из исследований Унг-ги Юна и его многочисленных коллег появился слух, что разработчики выступают в качестве прямых выгодоприобретателей от RMT. Мол, торговцы подогревают интерес игроков заводить всё новые и новые аккаунты, потерянные после банов или по другим причинам. Но данная теория применима только к подписочной модели распространения игрового контента.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Данное исследование в большей степени затрагивает законодательную сферу Южной Кореи, которая славится своей нетерпимостью к бустингу или другим проявлениям RMT. Но если подобные мысли имеют место в стане противников RMT, то что говорить об остальном мире, где эта сфера является вполне себе законной? RMT законна, пока разработчик не выявил нарушение лицензионного соглашения. И в судебной практике очень мало случаев победы компаний над RMT.

Разработчики, как правило, борются с RMT лишь потому, что это незарегистрированный доход, сочащийся прямо между их жадных пальцев. В среднем, один относительно успешный продавец-одиночка может получать в районе 600 долларов за 5-8 часовые ежедневные сеансы. Те же, кто работает в так называемых «командах» на полноценных ставках способны получать до 2000-3000 долларов по приблизительным расчетам, а выручка бот-ферм может достигать миллионных значений.

Как RMT от голода спасала

Источающий адскую жару песок пустынь, сухой холод гор и влажные экваториальные леса. Место, которое славится Уго Чавесом, самым высоким водопадом в мире и самым большим озером в Латинской Америке. Страна с рекордным уровнем инфляции. Всё это — Венесуэлла. Попробуем погрузиться в недалекое прошлое этого государства и понять, какие связи оно имеет с RMT и как, выживая, люди забирают у других, более обеспеченных жителей Земли удовольствие от погружения в виртуальные миры.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

С конца девяностых санкции, неумелое руководство и приватизация государством всего и вся опустошали нефтяную промышленность Венесуэлы. В итоге это вылилось в безумных масштабов кризис и возрастающую с каждым годом инфляцию, ведь нефть являлась основным источником твердой валюты страны.

В это же время венесуэльцы часами напролет играли в многопользовательские ролевые онлайн-игры вроде RuneScape или Tibia, чтобы добыть внутриигровую валюту. А затем продавали её или обменивали на предметы, которые в дальнейшем также уходили на торговые площадки.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Интересный факт: золото добывается не только виртуальное. Незаконная добыча настоящего драгоценного металла также часто служит одним из немногих способов прокормить свою семью в Венесуэле.

Как отмечает The Economist в своем расследовании, жители страны зарабатывают в RuneScape от 500 тысяч до 2 миллионов золотых монет в час, уничтожая все живое на серверах. Так, по курсу от 2019 года один миллион монет стоил около 50 центов, а всего «фермеры» могли зарабатывать до 40 долларов месяц, что при восьми долларах минимальной зарплаты было весьма неплохой суммой. Некоторые жители даже обменивали монеты на биткоин, который, хоть и более волатилен, чем большинство обычных валют, всё же стабильнее, чем венесуэльский боливар с его инфляцией в 200 000%.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает
Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

После своего расцвета в 2000-х годах виртуальная золотодобыча пришла в упадок: MMO стали менее популярными, разработчики игр в шоке от трудолюбивых венесуэльцев начали ужесточать модерацию, а eBay, где геймеры раньше выставляли на аукцион виртуальные товары, запретил публиковать подобные объявления, как и Южная Корея. Однако в последнее время наступила пора «ностальгии»: многопользовательские игры снова в тренде, а золотодобытчики в пострадавшей от кризиса Венесуэле не упускают возможности нажиться.

По словам The Economist, в 2019 году из-за их усилий снизилась покупательная способность золотых монет на Grand Exchange — площадке, где игроки могут покупать виртуальные предметы «первой необходимости», такие как уголь, кленовые бревна, сабли или шкуры зелёного дракона, превращаемые в компоненты для доспехов в RuneScape. Когда в 2019 году Венесуэла пострадала от отключений электроэнергии, продажи этих товаров резко упали, ведь фермеры без электричества не могли производить золото. А отсутствие виртуальной монеты привело к росту цен.

Как относятся к RMT

Разработчику игр не стоит тратить время на соблюдение правил на таком уровне.

Эдвард Кастронова, исследователь-теоретик виртуальных миров в Университете Индиа

Эти слова наиболее полно описывают принцип борьбы с RMT со стороны разработчиков. Хоть некоторые и хотят, чтобы игры были местом соревнования мастерства и самоотверженности, а деньги текли прямо на их счета, реальность работает немного не так. Серые рынки будут формироваться везде, где есть спрос и предложение. Когда один сайт-посредник закрывается, на его месте появляется новый — и лишь полная легализация RMT-услуг способна изменить ситуацию.

Многие компании пытаются реализовать подобное, но пока они не отойдут от полумер вроде жетонов в World of Warcraft, которые геймеры могут покупать в донат-шопе и обменивать на внутриигровое золото, индустрию будут сотрясать орды «венесуэльских захватчиков».

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Похожим примером тяги компаний к вытягиванию денег из клиентов, неудачной реализации RMT-модели и конкурирования с неофицальными торговцами может служить аукцион Diablo 3, который стал одной из причин закручивания гаек в южнокорейском законодательстве. Игроки устраивали торги, продавая предметы за реальную валюту, при этом выплачивая комиссию компании Blizzard.

Я не думаю, что это плохо: хотеть делать деньги. Я думаю, что плохо делать деньги на некачественных сервисах или продуктах. И мы верим, что это нормально, делать деньги на сервисах для наших клиентов. Но только тогда, когда мы уверены в том, что этот сервис настолько хорош, что за него стоит платить.

Джей Уилсон, директор Diablo 3

Сервис акционных домов вышел недоделанным, обрушил экономику Diablo и позволил нечестным игрокам многократно навариться на происходящем. Несмотря на известную проблему, компания не стремилась сразу удалить аукцион: на коробочных изданиях присутствовала их реклама, а удалениесервиса могла привести к судебным искам от игроков.

Как-то раз в одном из патчей разработчики допустили математическую ошибку, позволившую игрокам возвращать затраченные на аукционах средства, и при этом золота возвращалось в несколько раз больше, чем было введено в оборот. Эксплойтом решило воспользоваться множество людей: предметы скупались за виртуальную валюту, а потом продавались за реальную. Возник дефицит продуктов, и обычным игрокам ничего не оставалось, как покупать за свои кровные так нужные им сеты.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Нехотя признав проблему, Blizzard вернули потраченные средства большинству пользователей и спустя два долгих года сплошных бедствий внутриигровой экономики закрыли аукционные дома. Разработчики признали, что подобный шаг разрушал геймплей игры, а игроки должны были больше заниматься бессмысленным гриндом в поисках идеальных артефактов.

Необходимые для закрытия каждого мелкого венесуэльского, китайского, корейского, русского или любого другого торговца услугами RMT слишком велики, чтобы сделать эти усилия экономически эффективными. Потому в большинстве случаев компании усердно создают видимость противоборства, рандомно вычисляя ботоводов и обрушивая банхаммер на причастных (или не особо) игроков.

Прежде чем выплескивать злость на участников торговых процессов за проигрыш, пусть и совершённый в рамках относительно нечестной порой игры за стороны тех же бустеров, надо обратить внимание на виновников сей вакханалии — разработчиков. Именно с их попустительства, из-за их ошибок и недостатка, а иной раз и переизбытка контроля и расцвел данный вид бизнеса.

Хорошим примером может служит столь любимый мной Apex Legends. Сейчас рейтинговая система представляет собой не полигон для испытания ваших навыков и умений, а поле бесконечного фарма и гринда, помноженного на часы бесцельно потраченного времени. В отличие от первых сезонов, сейчас вы не получите удовольствия от падения на Череп, не испытаете азарт, унеся с собой в могилу нескольких противников и получив заслуженные рейтинговые очки. «Рейтинговый бой» рискует превратиться в симулятор выживальщика, пытающегося избежать столкновения до самого последнего круга, но глупо погибающего под перекрестным огнем трех-четырех «сквадов».

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

И на фоне этого я понимаю игроков, заказывающих бустинг аккаунта, хоть и нередко могу вспылить, встречая людей намного сильнее на условно комфортных мне «платине»-«алмазе». Это следствие деятельности разработчиков и многомиллиардных корпораций, а обычные игроки всего лишь делают всё, чтобы ощутить «полноценный» игровой процесс, пусть и растрачивая личные средства.

При этом компании отчаянно желают прямых вложений от пользовательской базы, а RMT-щики выступают своего рода местными Робин Гудами, экономя ей время, нервы и толщину кошелька, порой за меньшие средства достигая большего, чем могли предложить сильные мира сего.

В Южной Корее, родине RMT, ситуация складывается иная. Как и в большинстве стран Востока, начиная с коммунистического Китая и заканчивая капиталистической Японией, здесь царят жёсткие правила и ограничения, обеспечивающие контроль над населением в сфере интернета и игровой индустрии. В этих государствах существуют законы, ограничивающие траты детей и взрослых на игры, регулирующие свободное время подростков и многое другое.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Первым шагом в оздоровлении местной игровой индустрии стал принятый в 2012 году закон о запрете внутриигровых систем автоматизации (ботов), направленных на добычу ресурсов и внутриигровых валют. Но он не касался деятельности обычных игроков, «фармящих» вручную.

Основная цель игр — развлечение, и их следует использовать в учебных и других благих целях.

Ким Кап Су, глава отдела контентной политики Южной Кореи

По данным министерства, более 50% предметов, обмениваемых на виртуальных рынках, были получены с помощью ботов или аналогичных программ. По мнению законотворцев, такие действия способствуют подростковой преступности. Наказание, мягко говоря, несоразмерное: деятельность приравнивается к уголовному преступлению со штрафом в размере не более 50 миллионов йен (45 000 долларов) и тюремным заключением, если нарушители будут признаны виновными.

Нереальная торговля: что такое RMT и как это работает

Не прошло и десяти лет, как появился очередной акт: с 2018 года бустинг официально запрещён на территории Южной Кореи после череды скандалов, связанных с бустерами-профессионалами в Overwatch. Но данный закон снова регулирует лишь деятельность с использованием нечестных методов — читов, автокликеров и многих других видов ПО. Так, к примеру, именно за хакерство был осуждён и приговорен к одному году тюрьмы и двум условным 28-летний мужчина, которому вменяли продажу бот-сети стоимостью 180 000 долларов.

Впрочем, среди корейцев до сих идут дискуссии о необходимости подобных мер. Кто-то переживает, что его брат лишится дохода, кто-то радуется, но многие из геймеров до сих пор используют услуги RMT или сами являются торговцами.

Торговые площадки и их проблемы

Именно с появлением торговых площадок RMT-отрасль несколько приблизилась к более легальному виду и стала безопаснее. Площадки стали гарантом сделки в модели «продавец-покупатель». Каждый отдельный случай мошенничества влияет на репутацию, а потому шанс нарваться на мошенника, а то и потерять свои средства, минимален.

Сделка устроена следующим образом: покупатель выбирает товар или услугу у одного из множества исполнителей и оплачивает заказ, после чего сумма замораживается на специальном счету компании, а исполнителю приходит информация о заказе. Ознакомившись с пожеланиями, продавец выполняет свою часть сделки и получает оплату.

Все довольны: продавец с деньгами, клиент с необходимыми ему вещами, а сама площадка смогла немного заработать на обоих, предоставив гаранты безопасности. Обычно процент комиссии составляет 4-9% от суммы заказа. Риски же в RMT зиждятся на двух «китах»: мошенничестве и банхаммере разозленных компаний-правообладателей.

Мошенничество. Мошенничество никогда не меняется

Первый «кит» привычен для почти любой сферы человеческих взаимоотношений. Схема до смешного банальна. Если вы ведёте свою деятельность в качестве продавца на одной из торговых площадок, покупатель может предложить перейти в соцсети для более «продуктивного» диалога, что запрещено правилами буквально всех торговых площадок, начиная от FunPay и заканчивая условным Авито.

На этом этапе возможно три варианта развития ситуации:

  • Пользователь убеждает вас выполнить заказ перед оплатой, а после выполнения блокирует вас. Весьма редкое, но яркое явление.
  • Покупатель заранее оплатил заказ, вы его выполнили, но после перехода в соцсети обращается в службу поддержки, где очерняет вас и требует возврата средств.
  • Вы с чистой совестью посылаете мошенника на все известные ему стороны и признаетесь, что действия между вами будут совершаться только в рамках сотрудничества исполнитель-агент-заказчик.

Кажется, что покупатель в иных случаях больше защищен, чем продавец, но второй «кит» способен насолить всем участникам сделки. Разработчики, особенно те, кто беспокоятся за утекающие доходы, готовы спокойно обрушивать банхаммер на всех, кто только мог быть причастен к процессу. Маленькие компании также часто предпринимают «контрольные закупки», где выискивают продавцов и, получив доказательства, перекрывают им доступ к своим играм.

Хотя технически все начинают в одних условиях, никто и никогда не окажется на одном «уровне развития» в играх.

Мы все разные. Кто-то уделяет больше времени игре и способен быстро найти гайд по прохождению трудного рейда, а кто-то от рождения имеет более прямые руки. Кто-то способен сразу заплатить разработчиками за внутриигровые предметы и облегчить себе жизнь, а кто-то просто полагается на удачу. И госпожа Фортуна всегда ему улыбается.

RMT стал неотъемлемой частью индустрии, и «отменить» его мы не сможем никогда. Просто будьте терпимее и постарайтесь понять бедных жителей Венесуэлы.

Ну а бот-фермы… Да, это мерзко в большинстве своём.

Текст написал cr01100001ig для FunPay. Мы рассказываем об онлайн-играх, а ещё помогаем в них играть!

7.5K7.5K показов
21K21K открытий
44 репоста
119 комментариев

РМТ это параша из за которой некоторые игры набиты ботами.

Ответить

Рмт хуйня, автор романтизирует и снижает ущерб от самих рмт-шеров, которые негативно влияют и на экономику игры и снижают ценность некоторых достижений/возможностей
Разработчики, как правило, борются с RMT лишь потому, что это незарегистрированный доход, сочащийся прямо между их жадных пальцевВся статья хуйня, но эта часть особенный бред.

Ответить

и снижают ценность некоторых достижений/возможностей

Добро пожаловать в реальный мир с реальными людьми. У кого больше денег - тот может позволить себе нанять команду профи.

но эта часть особенный бред.

Чувак абсолютно прав тут. РМТ снижает доход разработчиков, поэтому с ним и борятся. Еслиб РМТ не влияло на доходы - всем на него было бы насрать.

Ответить

автор романтизирует и снижает ущерб от самих рмт-шеров

Автор ангажирован, т.к. является хозяином, либо работником РМТ площадки.

Ответить

Я бы не сказал, что это романтика или нечто подобное - в тексте описаны как положительные, так и отрицательные стороны, если не ошибаюсь.

Все, что мы видим на цифровом рынке - так или иначе связано с RMT, сами разработчики стремятся к этой модели, планируют свои торговве площадки и прочее, сфера стремится к полной легализации.

Куча исследований с 2000-х годов на эту написано)

Ответить

а что мешает создать левые акки и рмтшить самому разработчику? Наваливать инструментами разработки валюты неограниченное количество? Не просто х***я, а АБСОЛЮТНАЯ пое***нь

Ответить

"Вместо «точечного» влияния на игру они выбирают путь «наскока и агрессии»: тысячи ботов, нередко оснащённых читами, заполняют сервера MMO, вызывая коллапс, инфляцию виртуальной экономики и предсказуемое ухудшение игрового опыта у множества игроков."

Частично из-за этих говнарей я больше и не играю в ММОРПГ. Заниматься этим бредом лично нет желания, а конкурировать с ботофермами - тупо. Ну вот пусть сами там друг с другом и играют в этих ММОРПГ, боты vs боты.

Ответить