Disciples II: Пантеон

Disciples II: Пантеон

На первый взгляд религия в Disciples является одновременно и калькой христианства, если говорить об отношениях Всеотца и Бетрезена, и политеизмом, если вспомнить о Вотане, Солониель и Галлеане. Очень странное сочетание: христианство, предполагающее абсолютный монотеизм, и многобожие. Надо как-то разобраться.

Итак, основная линия — это, всё-таки, Всеотец и Бетрезен. Как придумали сценаристы Дисциплов, Бетрезен был самым красивым ангелом Всеотца, за что тот даровал ему возможность Творения. Бетрезен решил создать идеальный мир, чтобы порадовать старика. Дело сделано, и Бетрезен отлучается от Невендаара, чтобы позвать Всеотца на смотрины. За это время низшие по рангу ангелы, позавидовав Бетрезену, смутили людей, те начали воевать, и когда пришёл Всеотец, то увидел он не идеальный мир, а грязь и кровь. Всеотец рассердился и заточил Бетрезена в низшие слои Невендаара. Бетрезен озлобился на своё творение, что они его так подвели, и создал расу демонов, чтобы всё уничтожить.

Итак, что мы здесь видим? Во-первых, это не совсем христианство, скорее, его перевёртыш. И по возможности творить: по христианским представлениям ангелы не имеют творческого начала, поэтому всё, что может делать сатана — это искажать уже сотворённое (в Дисциплах есть такая тема — допельгангер, демоны происходят из людей…), и по зависти: оная не у одного, а у всех остальных, но поплатился один. Мол, не вылезай из толпы, здесь “злая” вселенная. Во-вторых, из отрывка мы можем понять, что Всеотец, хоть и является самым крутым дядькой в мироздании, тем не менее, не является ни всеведущим, ни вездесущим. Вездесущность — понятно, раз Бетрезену пришлось уйму времени переться за ним, чтобы показать своё творение. И всезнание — по сути же, Бетрезен был невиноват в том, что произошло, но досталось на орехи именно ему. Допустим, подковёрные интриги того мира — дело обычное, и Бетрезену нельзя было быть таким наивным и всё спланировать заранее… Но если Всеотец изначально был злобным дядькой, то что же он так удивился, увидев людские войны? Не сходится, тем более, что вроде как чувство Прекрасного у Всеотца было… В общем, невездесущность и невсесведущность запомним и оставим на потом.

Так, а теперь вспомним про наших божков. Бетрезен позвал их на помощь: сам создал людей и подружил их с животными; Вотан бахнул по земляной тверди, воздвиг горы, и в них завелись гномы; Солониель наплакала слёз на океан, где появились морфолки; вместе с ней же Галлеан прорастил деревья, из которых вышли эльфы.

Разлад пошёл после того, как уже падший Бетрезен, в жажде уничтожения своего творения (Всеотцу-то вряд ли что сделаешь из подвала) спустил своих демонов на эльфов. Эльфы не выдержали подобного обращения, и началось их массовое бегство в стороны гномов. Гномы, испугавшись нелегальных иммигрантов, просто вырезали уйму народа. Галлеан не понял, за что его детей так обидели, и потребовал, чтобы Вотан извинился и наказал своих маленьких, но очень гордых горцев. Вотан оказался под стать своим детям (а точнее, они — ему), и вместо извинений подрался с Галлеаном и вырвал его интеллигентное сердце, которое тут же забросил в сторону солнца. Солониель рванула за органом, в огне светила загорела до костей, но сердце-таки добыла (хотя удивительно, что оно осталось целым).

Даром для неё это не прошло, кроме мяса она потеряла ещё и разум. Горя местью, она уничтожила языческое царство Алкмаар, в котором поклонялись невесть кому, но мёртвых хоронили неохотно. Собственно, всё царство и стало её новой армией, которой она пошла уничтожать гномов — впоследствии, воскресила Галлеана, тот тоже двинулся разумом, итд…

В общем, достаточно для анализа. Во-первых, как и Бетрезен, несомненно обладавшим даром Созидания, божки тоже могли обжигать горшки. Во-вторых, эти боги пришли извне, то есть, не были созданы вместе с миром. В-третьих, боги бессмертны, но тем не менее, обладают всеми причиндалами живого существа — тело, сердце… В-четвёртых, боги весьма зависимы от мира Невендаар: Солониель сгорает в солнце Невендаара, воскресить Галлеана можно только средствами мира Невендаара, да и сами боги постоянно тусят где-то поблизости мира Невендаара

Трудно, но можно попробовать скомпоновать всё вместе. Можно заметить, что у Всеотца с божками есть масса общего — ну, кроме того, что он является не так уж и часто к своим приёмышам, всё больше ангелы, ангелы… С другой стороны, у Вотана есть валькирии, да и вообще, в Невендааре больше распространён божественный wi-fi: провидицы и оракулы есть у всех живых, у нежити их роль исполняют духи, а демонов - …демоны?

То есть, фактически, у нас обычный такой политеизм: во главе стола Зевс-Всеотец, по бокам — Вотан, Мортис/Солониель и Галлеан, а снизу Бетрезен, ангел с даром Созидания, возвысившийся до уровня божка, однако оставшийся в подчинении Всеотца… Впрочем, не совсем обычный политеизм: каждая из рас существует сама по себе, и молится только своему богу, зная о существовании других. Этакий параллельный монотеизм, по-научному - генотеизм. Возможно, из-за этого возник крест у людей: духовное представление самих себя — сверху Всеотец, снизу Бетрезен, по горизонтали - живые и мёртвые. У других рас такого нет: у гномов один Вотан; у нежити вариантов, кроме Мортис, нет; у демонов авторитет - Бетрезен; у эльфов и морфолков возможен дуализм в честь Любовной Парочки (Солониель и Галлеан), но больше никаких вариантов. Возможно, весьма натянутое объяснение креста, но как ещё можно это сделать? Разрабы, позаимствовав средневековый шарм для людей, оставили и религиозный символ.

Политеизм оставляет маневр для введения дополнительных сторон в игру — допустим, понятно, кентавры и эльфы - лесные создания, молятся лесному богу; гномы и великаны — горные создания, молятся горному богу; морфолки, морские змеи, кракены подчинены Солониель; люди-демоны — понятно кому. А вот драконы, змеекожие? Варвары, кстати, тоже непонятно, кому молятся — уж не ушли ли они под власть Вотана?.. Тема религиозных метаний в игре не представлена — за исключением людей (еретики против некромантов против обычных) никто больше не занимается сменой поклоняемых богов; разве что Мортис может себе вербовать войска из всех доступных могил…

Говоря в целом, образовывается такая картина: где-то вне Невендаара существует сонм богов, с заседателем стола, Всеотцом. Ангел Бетрезен создал свой мир, став его единовластным демиургом и основой существования, остальные боги - лишь гости и воплощения в его мире, что и объясняет их физические проявления в виде уничтоженной красоты Солониель/Мортис, воскрешения Галлеана кровью Бетрезена, и огромную задержку при вызове Всеотца на просмотр творения. Но их могущество и участие в создание мира позволяет использовать своих помощников, вроде архангелов или валькирий, и собственную магию. Возможно, есть где-то их собственные миры, где каждый из этих божков - сам себе режиссёр, но Невендаар уникален тем, что даже сам создатель уже не властен над ним, не говоря уже о других сверхсуществах. Естественно, что Бетрезену это доставляет невыносимые проблемы: чтобы выбраться из своего затруднительного положения, надо уничтожить мир, но ему постоянно мешают; вариант же умереть самому вместе с миром, видимо, его не вдохновляет, судя по событиям адд-онов к DII, где Бетрезен уничтожил допельгангера, выкачивавшего жизнь из него.

Если говорить об исторических отсылках, то вся эта система сильно напоминает мировоззрение людей раннего средневековья: есть Империя - Священная Римская или Византийская, с верой во Христа; есть еретики и последователи культов не очень гуманных божков; есть варвары с севера - викинги, вандалы и прочие норды с верой в Вотана, он же Водан, он же Один; и есть всякие викки, кельты и другие партизанствующие обитатели лесов. Мортис можно смело причислить к воплощению Чумы, пару раз косившей население Европы…

Конечно, эта версия может конфликтовать с тем, что было придумано в DIII и Disciples: Liberation, но, по мне, всё, что было после DII - всего лишь неудачные фанфики от людей, толком не разобравшихся с сабжем.

99
2 комментария