Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Насилие, психологические травмы и самый страшный (по мнению американских криминалистов) серийный маньяк. Или почему забытая игра Masochisia стоит вашего внимания.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

В уже далеком 2015 году в стиме появился инди-хоррор Masochisia от неизвестного разработчика под псевдонимом Jon Oldblood. Тогда я поиграла в него первый раз. А спустя 8 лет решила, что пришло время перепройти игру и понять насколько она хороша. Может, я просто была впечатлительным подростком и еще не успела повидать всякого дерьма в хоррорах (да и в жизни, что уж). По итогу гештальт закрыт, а игра оказалась не такой уж и простой. Даже вдохновила меня на первый лонг.

Ну, погнали!

P. S. В повествовании будет много спойлеров, так что все на свой страх и риск

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Игра и геймплей

Masochisia — простой по механикам, но не по содержанию психологический хоррор от неизвестной инди-компании, решившей поэкспериментировать над классическим жанром point & click.

Главный герой Гамильтон живет в мире полном ненависти и страдания, у него «едет крыша», а единственным другом и собеседником является голос в голове. Его семья состоит из умершего брата, набожного садиста отца, сумасшедшей матери и второго брата мазохиста, который настолько преисполнился в любви к боли, что съел собственное лицо.

Графика

Игра стилизована под VHS, запущенную на старом телевизоре в деревне у бабушки. Эффекты ряби, рыбьего глаза и дерганого текста могут доставить дискомфорт, но это хорошо работает на атмосферу и компенсируется коротким повествованием.

Вокруг бесконечно депрессивная атмосфера и даже спокойные полупустые пейзажи вызывают чувство тревоги, ведь в любую секунду можно наткнуться на безумных местных. Их рисовка и стилизация нарочито неприятны. Находиться рядом с персонажами некомфортно, даже если они не могут навредить.

Иногда главный персонаж ловит панические атаки и галлюцинации. Тогда глитч усиливается, пульс ускоряется, камера начинает трястись, а все вокруг окрашивается в 50 оттенков красного. В таких обстоятельствах сложно оставаться спокойным.

Звук

Как и графика, звуковое сопровождение работает на контрасте нормального с пугающим. У каждой локации есть свой саундтрек, который дополняется звуками окружающей среды. Иногда на фоне появляются голоса или шепот. Иногда музыка совсем исчезает и тишину нарушают только звуки дома. Игра заставляет постоянно прислушиваться. Кажется, что за безобидными звуками природы скрывается что-то действительно страшное.

Особенности игры

Masochisia переполнена закодированными посланиями, 25-ми кадрами и отсылками к реальным событиям. В конце концов игра ломает 4-ую стену и оставляет записки на рабочем столе. Это довольно жутко (особенно когда замечаешь их не сразу).

Иногда появляются скримеры, но они скорее безобидные, чем пугающие. Страшнее здесь само содержание и диалоги, от которых иногда стынет кровь и возникает желание помыться. Игра пытается залезть в темные уголки твоего разума и достать оттуда все страшные мысли. Она сообщает: в каждом из нас есть тяга к насилию. И только от нас самих зависит то, как далеко мы можем зайти.

Как я уже говорила, механики в игре довольно простые: нужно ходить по локациям, общаться с персонажами, собирать предметы и решать простые головоломки. Иногда героя будут накрывать панические атаки и ему придется пить таблетки или колоть себя иголками.

По сюжету же все гораздо запутаннее. Изначально сложно понять происходящее. Но по дороге к финалу мы встречаем «друзей», которые раскрывают наше предназначение. Они рассказывают о том, что мы должны убивать и такова наша судьба, от которой не убежать. Экзистенциальный ужас становится нашим спутником до самого конца. Ведь мы не знаем так ли это. Можем ли мы что-то изменить?

Masochisia — это игра, в которой невозможно победить. Но можно выйти на альтернативный финал.

Сюжет и персонажи

В процессе игры многие персонажи и события вызывают вопросы, а пазл в голове складывается только тогда, когда узнаешь реальную историю Альберта Фиша.

Главный герой — мальчик Гамильтон. За всю игру нам не показывают его внешности, так что он — это сам игрок. Мы становимся его руками, глазами и частично разумом.

Игра делится на 6 актов, а общее прохождение занимает всего 2-3 часа. Только после себя игра оставляет так много вопросов, что по факту в ней остаешься дольше. Если не физически у монитора, то мысленно в попытках разгадать тайны или отойти от пережитого.

Начало

Мы просыпаемся в сарае и слышим странный голос в голове, который утверждает, что без него мы ничто. Мы пытаемся выбраться наружу и сталкиваемся с Серым Человеком. Игра начинается.

Серый Человек, к нему мы еще вернемся
Серый Человек, к нему мы еще вернемся
Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Первый акт посвящен знакомству с семьей и домом. Дом, как и любая другая локация в игре, не вызывает чувства уюта и тепла, а наоборот напрягает одним своим видом. Внутри нас ждут жутковатые картины и несколько комнат, в которых можно встретить членов семьи. На заднем дворе гуляет странный незнакомец, но поговорить с ним пока что не получится, ибо он ждет мальчика с кровью на лице.

Предлагаю познакомиться с нашей семьей поближе.

Брат мазохист

На втором этаже дома мы можем найти комнату Уолтера — нашего брата. На ее стенах кровь, надписи и царапины. Окно заколочено, а сам Уолтер в маске и смирительной рубашке. В диалоге с ним раскрывается наше первое воспоминание.

Это был обычный семейный ужин. Обычным он был до тех пор, пока Уолтер несколько раз не проткнул собственную ногу вилкой. За это отец выволок его из комнаты и избил. Мать не помешала, а Гамильтон решил продолжить есть свой ужин той самой вилкой в крови брата.

Любимая матушка

В столовой мы находим мать. Она говорит, что любит нас. А в следующее мгновение во всех подробностях рассказывает, что сделает если мы ослушаемся. Она просит отнести таблетки отцу. Нам очень страшно, мы не хотим к нему идти, но попытки отказаться ни к чему не приводят.

Являясь свидетелем всех ужасов, которые творит отец, она не только ничего с этим не делает, но даже поощряет.

Садист отец

В отличие от матери, он даже не пытается казаться любящим и заботливым. От него мы узнаем новую информацию о нашем прошлом.

У Гамильтона был еще один брат. Он был замечательным ребенком, но Бог забрал его у семьи и направил сердце матери против нее самой. Отец этого не выдержал и избил ее. Позже он захотел восполнить утрату, но родился ублюдочный мазохист Уолтер. Вторая попытка привела к рождению нового проклятия — самого Гамильтона. Отец Хотел убить его еще при рождении, но мать помешала этому случиться, о чем в будущем пожалела.

Мы отдаем отцу его таблетки, а в качестве благодарности получаем побои. Пережитые страх и боль вызывают у нас паническую атаку. Но можем ли мы осуждать отца? Он просто боится того, кем мы станем.

Принимаем колеса, чтобы успокоить нервы. После чего слышим как нас зовет тот самый незнакомец со двора. Теперь мы стали мальчиком с кровью на лице.

Странный незнакомец

Теперь незнакомец готов с нами пообщаться. В отличие от родственников, он дружелюбен и обещает помочь. В диалоге с ним мы узнаем, что его зовут Альберт. Он рассказывает про своих друзей, которые все знают и ждут нас в Святилище.

Его друзья — это ангел Михаил и могущая идеальная девочка, на которой кончается наша история. Святилище охраняет страж. Но он пропустит нас, если мы скажем волшебные слова.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Мозгоправ

После диалога с Альбертом мы оказываемся в неизвестном кабинете и видим черный силуэт, который подозрительно похож на Серого Человека из начала игры. Почему-то он называет нас Альбертом, а не Гамильтоном. Мы сообщаем ему наше настоящее имя и мило (нет) беседуем о родителях, в процессе чего теряем сознание.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях
Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Второй акт знакомит нас с остальными персонажами. Атмосфера становится более напряженной. Гамильтон чаще ловит приступы тревоги и перестает доверять сам себе, а голос в голове больше путает, чем помогает разобраться в происходящем. Появляется параноидальное чувство преследования.

Мы направляемся в Святилище, но по дороге встречаем еще одного незнакомого мальчика. Мы пытаемся с ним поговорить, но тот лишь пугается и убегает. Мы чувствуем что-то странное, какую-то необъяснимую тягу. Голос в голове намекает на наши истинные чувства и желания, которых действительно стоит бояться.

Путь к святилищу лежит через лес с жутковатыми статуями. В какой-то момент мы набредаем на кладбище и находим там нож. Возле входа в святилище, как и обещал Альберт, стоит страж в виде медведя с оленьими рогами. Он просит назвать слова силы и ими оказывается код, который был вырезан на дереве заднего двора.

Код расшифровывается как DEATH
Код расшифровывается как DEATH

Внутри мы встречаем Альберта и Михаила с загадочной девочкой без лица. Девочку зовут Грейс.

Все диалоги с ними очень туманны. Альберт говорит, что мы с ним связаны как духом, так и кровью. Ангел просит доказать свою полезность и доставить некое (известное только нам) сообщение отцу. Грейс же преподносит дар в виде иголок, которые помогут в беде.

Теперь мы отправляемся на поиски того самого сообщения для отца. Но в лесу натыкаемся на нового монстра и ловим дикий уровень тревожки. Сбежать от него помогает укол иголкой.

Мы снова оказываемся в кабинете у психолога. В этот раз он обращается к нам двумя именами (Гамильтон и Альберт). Он не говорит о родителях, но поднимает тему могущества и контроля. Почему мы подчинились ангелу? Из-за страха или отсутствия выбора?

Судя по всему это Вервольф Вистерии — подробне в следующей главе<br />
Судя по всему это Вервольф Вистерии — подробне в следующей главе
Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Мы начинаем понимать, что все это происходит в нашей голове. Нам все сложнее и сложнее отличить реальность от бреда.

За ответами возвращаемся домой. Мать рассказывает о некой «шлюхе из ее головы» (в будущем Она), которая предупреждала об ангеле. Ангеле, который всех уничтожит. У матери было сообщение, но она его спрятала в подвале сарая. А та самая Она не даст к нему пройти, ибо приобрела плоть.

Также мать сообщает, что не простит нас. Ибо отец нужен нам не меньше, чем Она нужна ей.

В приступе безумия мать все-таки выдает нам подсказку. С ее помощью мы пробираемся в подвал и находим там еще один нож.

Теперь мы понимаем ЧТО должны сделать и отправляемся к отцу. Мы говорим ему, что принесли сообщение от Господа. А в конце концов убиваем старика (в реальной истории отец Гамильтона умер от инфаркта). После чего ловим очередной приход, в котором голос обещает, что мы пройдем этот путь вместе. Надо лишь выцарапать душу, оставить свою боль и погрузиться в страхи.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

У мертвого отца мы забираем ручку от двери на чердак. Внутри нас ждет Грейс, которая преподносит второй дар — револьвер.

Тем временем мать не принимает смерть мужа, а Уолтер не очень рад нашему поступку, ибо отец был источником его наслаждения от боли. Мы же решаем отправиться к своим новым друзьям, чтобы сообщить об успешном завершении миссии.

По дороге снова натыкаемся на мальчика в шляпе. Он все еще боится, но под напором выдает свое имя. Уильям, или как его зовет матушка — Билли.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

В этот раз ангел выглядит немного по-другому. Более зловеще и пугающе. Он рассказывает, что мы должны убивать снова и снова. Всех тех, кого осуждаем, ибо являемся рукой Господа. Михаил говорит о принятии, что только оно может помочь нам смириться с зависимостью и спастись. И первый кого мы должны принять — это наш брат.

Мы возвращаемся к брату, но тот все еще зол на нас. Единственная оплата, которую он готов принять — это боль. Мы должны сделать выбор: причинить боль своими руками, или снять с брата маску, чтобы он сделал это сам.

Какой бы выбор мы ни сделали, Уолтер сбегает так и не дав ответов. Нам остается только отправиться на его поиски.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Следуя за водой плачущих небес, мы находим церковь. Уолтер скорбит о смерти отца и рассказывает во всех кровавых подробностях новую занимательную историю. Она о том, как он ел собственное лицо и наслаждался этим.

В конце концов Уолтер выполняет обещание и раскрывает имя нашего умершего брата — его звали Альберт.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

После этого мы снова встречаем Грейс и отправляемся вместе с ней в Святилище. Альберт подтверждает, что является нашим мертвым братом. А тот факт, что мы его видим — это божий дар. Нас свел ангел, чтобы Альберт помог нам спастись от самих себя и наших страхов. Чтобы мы смогли принять себя такими, какие мы есть. Помимо объяснений новоиспеченный брат дает нам еще один дар — пилу.

Следующим мы встречаем Серого Человека. В этот раз он не просто показывается, но и рассказывает историю о том, как однажды убил и расчленил маленького мальчика.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях
Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Мы говорим с Михаилом и получаем от него новое задание. В этот раз мы должны принести жертву и смыть ее кровью наши грехи. Для этого нам надо найти таинство. А чтобы в него попасть, необходимо собрать символы триединства и принести их стражу.

Стража мы находим у заброшенного склада, а необходимыми символами являются нож, тесак и пила, собранные по ходу игры.

Склад оказывается не пустым, внутри нас ждет старый знакомый Билли. В этот раз Билли не может убежать и даже вступает в диалог. Он дружелюбен и предлагает свою поддержку, ведь всем нужны друзья.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Мы предлагаем ему прогуляться, но приводим в комнату полную инструментов для пыток (или БДСМ игр). В конце концов мы убиваем и расчленяем мальчика на множество частей. Причем делаем это очень старательно и в несколько подходов. С подробным звуковым сопровождением.

После этого избавляемся от улик и достигаем дзена, наше сердце больше не трепещет.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях
Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Мы просыпаемся в кабинете у психолога и сообщаем ему о безумии, которое уже успело взять наш разум в плен. После чего уходим обратно в мир воспоминаний.

Там мы встречаем Альберта. Он сообщает, что мы сделали все необходимое, а значит можем отправиться на таинство, где нас ждет Михаил.

Ангел говорит о том, что мы будем убивать столько, что потеряем счет. Наши грехи так велики, что потребуется очень много крови невинных детей. Со временем нам станет мало крови. Для утоления голода мы будем брать и плоть. Именно так мы примем участие в святом причастии.

Бери и ешь. Это наше таинство.
Бери и ешь. Это наше таинство.

После этого разговора игра начинает сходить с ума. Мы видим Грейс, слышим шепот на фоне, а также закодированные послания, которые придется расшифровать.

ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ ВКУС? УБИТЬ. ВЗЯТЬ ЭТО. ТЕПЕРЬ ВОЗЬМИ ЕЕ
ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ ВКУС? УБИТЬ. ВЗЯТЬ ЭТО. ТЕПЕРЬ ВОЗЬМИ ЕЕ

Теперь нас ждет самый главный выбор в игре, так как у нее есть две концовки.

Первая концовка — Грейс

Мы видим, как ангел убивает Грейс. После чего он сообщает, что смерть это побочный эффект нашей деятельности. И когда мы что-то теряем, мы скорбим не потому что нам этого не хватает, а потому что у нас больше никого не остается. Так цикл зарождается заново. Мы становимся серийным убийцей.

Вторая концовка — Альберт

У игры есть вторая концовка. В ней мы можем застрелиться из пистолета, который до этого получили от Грейс. Так мы делаем выбор не становиться серийным убийцей и не брать еще больше смертей на свою совесть (если она у нас вообще есть).

В финале нас ждет еще один диалог с мозгоправом (или Серым Человеком), после чего игра вырубается и пускает текст прямо поверх рабочего стола:

Я думаю мы тут закончили…

Но не волнуйся, я буду наблюдать…

Да, я положил на тебя глаз…

А затем можем заметить, что на рабочем столе появилось третье и последнее письмо от Гамильтона (первое появляется после начала игры, а второе после третьего акта).

Реальная история Альберта Фиша

Теперь хочется рассказать про человека, который стал прототипом для главного героя. Это жуткая история и вдаваться во все подробности мы не будем, но я отмечу основные моменты, которые нашли отражение в игре.

У меня нет особого желания жить. У меня нет особого желания умереть. Для меня это безразлично. Я не думаю, что вообще прав.

Альберт Фиш

Гамильтон Говард Фиш (1870 — 1936) — серийный убийца, мазохист, каннибал и педофил. Также известен как «Лунный Маньяк», «Серый Человек», «Бруклинский Вампир», «Буги-мен», «Вервольф Вистерии». Некоторые монстры и персонажи, с которыми мы встречаемся в игре, являются воплощениями этих кличек.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Игра повествует о периоде его детства. Том самом времени, когда признаки нездорового поведения начинают крепнуть в разуме маленького мальчика, превращая его в монстра.

Гамильтон (имя данное при рождении) родился и вырос в максимально нездоровой семье. Его мать страдала от шизофрении, сестра была городской сумасшедшей, один брат спился, а второй умер от болезни. Между этими происшествиями умер и отец семейства. Гамильтону тогда было 5 лет. Мать больше не могла справляться с детьми и отдала их в разные приюты.

Приют в то время был страшным, полным насилия местом. Но благодаря этому Гамильтон осознал важную для себя вещь — он получает удовольствие и сексуальное возбуждение от боли в любом виде (и когда получает ее, и когда наблюдает).

В 9 лет Гамильтон вернулся домой. Но случившееся в приюте навсегда изменило его мировосприятие и психику в целом.

В 12 лет он впервые вступил в гомосексуальные отношения, а также начал увлекаться употреблением человеческих отходов и ходить в общественные бани, чтобы любоваться маленькими голыми мальчиками. Он начал регулярно изувечивать себя, а после совершеннолетия уехал в Нью-Йорк заниматься проституцией. В это же время он взял себе имя умершего брата — Альберта, так как из-за настоящего его дразнили «Яичницей с Ветчиной» (от англ. Ham and Eggs).

В 1903 году Фиш впервые попал в тюрьму за кражу. Он с удовольствием делился своим телом с другими заключенными, а также завел новое хобби. У него появился интерес к каннибализму. А в 1910 году после освобождения он совершил свое первое убийство. Это был юноша, которого он заманил в амбар, изнасиловал и пытал пилой.

В каждом ребенке есть потенциал, моя задача — вскрыть ребенка и достать этот потенциал из него.

Альберт Фиш

Сам Фиш утверждал, что он совершил 498 убийств. Доказано из них сильно меньше. Но для сюжета игры ключевое значение имеет история с 10-летней Грейс. Он забрал ее из семьи с помощью обмана. После чего девочку никто не видел. И только спустя долгие годы ее семья получила анонимное письмо, которое помогло поймать преступника. В письме были описаны все подробности ее убийства и будущего употребления в пищу.

Более того, это письмо было не единственным. Фиш писал семье и другой своей жертвы (с содержанием писем можно ознакомиться на википедии). А на допросе утверждал, что убивать детей ему велел голос Бога.

В игре есть персонаж Билли. Это отсылка к нескольким событиям и людям из реальной истории. Это и Томас Бедден (первое убийство с участием пилы), и жуткая смерть Билли Гаффни. А Уильямом звали главного следователя, который сыграл ключевое значение в поимке убийцы.

В конце концов, несмотря на все происходящее безумие, Альберт Фиш был признан вменяемым и приговорен к казни на электрическом стуле. Правда, приговор его не расстроил, а наоборот обрадовал.

Какой восторг — умереть на электрическом стуле! Это будет высшее наслаждение — единственное, которого я еще не испытывал!

Альберт Фиш

Приговор был осуществлен, но в процессе казни возникла странная ситуация — рубильник пришлось включать дважды, так как что-то мешало нормальной работе тока. Оказалось, это были металлические иголки, которые Фиш в течение жизни загонял себе в паховую область.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Кстати, интересный факт. Фиш (а точнее его нездоровое увлечение канибализмом) послужил прототипом для еще одного известного персонажа — Ганнибала Лектора. Да и вообще его образ довольно часто использовался в массовой культуре, даже в японской манге «Лепестки реинкарнации».

Смыслы и вопросы

Игра поднимает большое количество острых вопросов, но не дает на них прямых ответов. Она лишь погружает в пучины безумия и безнадежности, заставляет задуматься и сделать собственные выводы.

Серийные убийцы

Феномен массовых убийств или других актов насилия до сих пор является загадкой. Он пугает не меньше (а может даже больше), чем природные катастрофы или несчастные случаи. Ибо здесь виновником является мыслящий человек.

Мы не можем контролировать природу. Но человек себя контролировать может. Так ли это? Можно ли вылечить безумие? Что вообще толкает человека становиться серийным убийцей? А употреблять своих жертв в пищу?

Это могут быть и генетические факторы, и детские травмы, и психические заболевания. Но каждый случай настолько уникален, что одного ответа быть просто не может. Зачастую маньяк — это обычный, полностью осознающий свои действия человек. Он может быть твоим соседом или даже членом семьи.

Судьба

Тема судьбы проходит красной нитью через всю игру. Те, кто пытается направлять Гамильтона, постоянно напоминают ему о предназначении. Говорят, что у него просто нет другого выбора. Сам же герой до последнего задается вопросами. Так ли это, или сопротивляться все-таки можно?

В любом диалоге нам предоставляют несколько реплик на выбор, но на самом деле это лишь иллюзия. От ответов зависит только общий настрой.

Но даже такая иллюзия наталкивает на размышления. Если судьба определена, но мне она не нравится — должен ли я пытаться идти другим путем или это бесполезно?

Домашнее насилие

Насилие в семье — это огромная проблема, которая даже в современных реалиях не приблизилась к своему полному решению. Выбраться из такого ада сложно, особенно если ты ребенок. При этом любая форма домашнего насилия может иметь серьезные последствия для жертвы, включая физические травмы и повышенный риск психических расстройств.

Разработчики напоминают о том, что к данной проблеме нельзя оставаться равнодушными. В меню даже есть отдельная страница на эту тему.

Помимо всего перечисленного, игра поднимает темы безумия и психических расстройств в целом. Заставляет подумать о том, почему человеку может доставлять удовольствие боль. В какой-то мере поднимает тему религии, могущества и власти над чужими жизнями. В общем, копать можно до бесконечности. Каждый найдет что-то свое.

У игры нет цели дать объяснение всему происходящему. Ее цель погрузить тебя в безумный мир Гамильтона, заставить его руками делать страшные вещи и таким образом изучить разум будущего маньяка. Игра с каждым актом погружает тебя все глубже и глубже в этот мрачный мир. А вот каким образом ты из него выйдешь — зависит только от тебя самого.

Мнение

Игра определенно стоит внимания. Несмотря на свою простоту, она имеет глубокий сюжет и оставляет после себя горькое, но глубокое послевкусие.

В игре нет сложных механик или прорывного геймплея, зато есть пробирающие до костей диалоги. Хорошая графика и звуковое сопровождение. Неприятные, но яркие в своем безумии персонажи. В конце концов не так часто выпадает шанс побывать в шкуре психопата, а это может быть интересным опытом. Главное чтобы он происходил только на мониторе, а не в реальной жизни.

Сам разработчик называет это «игрой» в кавычках. И предупреждает, что она создана не для того, чтобы ей наслаждаться.

Masochisia: инди-шедевр, основанный на реальных событиях

Игра наполнена кодами и отсылками к реальной истории Альберта Фиша. У меня была идея расписать их все, но это материал на отдельную статью. Да и она уже существует на просторах интернета. Например, здесь https://vk. com/@dahmersbarn-masochisia-rasshifrovka-kodov-i-pashalki-igry

P. S это мой первый лонг, поэтому буду рада любым комментариям. Указывайте на ошибки и простите, если их было много. Спасибо всем, кто дошел до конца или просто заглянул.

6767
7 комментариев

Отличная работа. Даже не представляю сколько писала статью

3

Спасибо!
Да, на деле вышло дольше и сложнее, чем казалось. Но зато пока что есть мотивация не останавливаться

2

Блин, интересно! Спасибо за статью, было довольно познавательно, тем более - тема серьезная и интересная.

1

Спасибо за оценку)
Рада, что понравилось

1

Очень увлекательно. Жаль о таких проектах узнаешь случайно. Побольше бы такого на ночь и не сойти с ума.

1

Это было познавательно

1