Почему я не играю в ММОРПГ, хотя очень хочется?

Почему я не играю в ММОРПГ, хотя очень хочется?

Вступление

За несколько недель до написания этого текста, я вновь удалил lineage 2 со своего компьютера, поиграв всего лишь несколько месяцев. Удалил я не от того, что мне было скучно или я вдруг осознал, что перерос подобные увлечения. Такое решение было не просто принять и мне до сих пор хочется снова скачать клиент, чтобы найти себе занятие на чудесных просторах стартовой деревни эльфов, на c2 хрониках с рейтами x1. Кто понял — тот понял, как говорится.

За этот месяц я уже пытался отказаться от игры. Удалял папку, но потом что-то снова подталкивало поставить архив с игрой на скачку и устремить свое внимание только на то, фармлю ли я в плюс. Но с этим желанием я периодически сражаюсь в течение всей своей сознательной жизни. Мне давно кажется, что у меня скорее есть причина с этим бороться, чем нет. В этой статье я постараюсь поделиться своими мыслями по поводу того, почему, на мой взгляд, не стоит уделять внимание мморпг и попробую раскрыть основные тезисы, которые я каждый раз напоминаю сам себе, когда имею желание потратить лето на прокачку нового персонажа.

Что я подразумеваю под мморпг?

Любой жанр адаптируется под свою целевую аудиторию. Маркетологи себе стрелять в ногу не станут. Поэтому многопользовательские ролевые игры уже не те, какими их видят те, кто играл в них в более юном возрасте, лет 10-15 назад. Игровая сессия становится короче, формат социального взаимодействия меняется. Хоть и можно залезть в википедию и строго ограничить себя обсуждением конкретных проектов, я позволю себе ошибиться в термине. В любом случае, результат размышлений не исказится от того, что я загоню под метку мморпг какой-нибудь ворлд оф танкс.

Давайте договоримся, что под мморпг я подразумеваю многопользовательскую игру, которая требует от вас прокачки персонажа, социального взаимодействия (хотя это уже и не кажется таким обязательным (например Lost Ark, но могу ошибаться)) и заставляет постоянно бежать за морковкой, чтобы потом снова заставить бежать за чуть более сладкой морковкой. И еще один важный момент, отличающий данный жанр от сессионки — прогресс после сессии сохраняется, он принципиально важен и оказывает решающее влияние на геймплей.

Мой опыт игры

Суммарно я проиграл около 5 лет, что вроде как немало, но и не выдержит конкуренции с настоящими задротами. Да и даже с задротами средней весовой категории. Уточню, что речь именно про мморпг. Помимо этого у меня около 4000 часов в доте и поменьше часов в других популярных играх. Мне 30 лет. Основной опыт в ММО я получил в студенческие времена, когда сидел дома один, имел достаточно непростую жизненную ситуацию и ни с кем не общался, кроме своих соклановцев в тимспике или скайпе. Мир lineage 2 утянул меня к себе и спас от всех тревог. Точнее, тревоги никуда не делись, как и проблемы, но негативные эмоции притупились. Спасибо игре за это. При том, я не постигал высокоуровневый контент, находясь в игре по 5-12 часов в сутки, практически ежедневно. Я барахтался на одном и том же среднем уровне, общался с людьми, постоянно создавал новых персонажей.

Почему я не играю в ММОРПГ, хотя очень хочется?

Спустя время, я удалял игру на месяц-другой. Потом замечал, что без понятной системы прогрессии мне скучно и тревожно и снова начинал играть. Другие проекты я тоже пробовал. Пробовал играть в ВОВ, перфект ворлд и какие-то более мелкие тайтлы — не зацепило. Поэтому не буду брать их в расчет и объявлю периодом основного задротства возраст 21-24 лет. И почти по годику л2 примерно в 26 и в 28 лет.

1. Плохая мотивация для игры

Игры с репитативным геймплеем отлично убивают скуку. Поэтому так популярны рогалики, как по мне. Скука — одна из причин, из-за которой мне так сложно было отказаться от такого времяпрепровождения. Когда ты не хочешь или боишься делать важные дела, которые потенциально улучшат твою жизнь, но имеют риски и сложности, у тебя появляется огромное окно для прокрастинации. Чем меньше жизненного опыта, тем хуже ты распознаешь болото, которое образуется под твоими ногами из-за бездействия. Особенно, когда ты подросток. Родители дали тебе “резиновые сапоги” и кажется, что исправить ситуацию ты еще успеешь. Вот сидишь ты и откладываешь на потом то, за что браться трудно. Ну не удобнее ли будет не просто сидеть и тревожиться, а убить время, и тревогу заодно, которая, кстати, дает полезные сигналы, что пора бы и начать шевелиться?

До сих пор главной причиной моего интереса к подобным играм смело назову НОВЫЕ ЦЕЛИ, которые бесконечно сменяются одна другой, чуть более трудно достижимой, но практически идентичной предыдущей. Это создает приятную систему прогрессии и дарит чувство контроля, азарта. В мморпг, чаще всего, очень много контента, почти на любой вкус. Особенно, в более свежих, чем л2, проектах. За пример можно взять тот же Albion online, в котором даже мирные занятия дают столько контента для изучения, что можно закопаться очень надолго.

2. Как убивать время — разница есть.

Потерянное время меня не беспокоит само по себе. Мы много времени теряем впустую, я не вижу в этом ничего критичного. Всё же мозгу тоже нужно отдыхать, если он вообще напрягался в течение дня. Почему бы не открыть какой-нибудь ВОВ классик и не получить дозу ностальгии часика за 2-3, а потом пойти готовиться ко сну перед очередным продуктивным рабочим днем?

Меня не беспокоит потерянное время до тех пор, пока я не обволакиваю его в контекст. Да, я получил дозу ностальгии или получил удовольствие от нового шмота на моем персонаже, но получил ли я положительные эмоции или смог ли хотя бы чуть-чуть расслабиться? Получилось ли у меня отдохнуть и подготовиться к новому дню? Или я весь вечер бегал по нудным квестам на вторую профессию потому что НАДО? Если получилось хотя бы переключиться — хорошо. Но этого для меня этого будто бы стало мало.

Я часто замечал, что после проведенного вечера в л2 или в доте я очень раздражен и даже могу по мелочи срываться на близких. Обычно это сигнал, что не хватает разнообразия в досуге. Но какое тут разнообразие, когда тебе немного осталось до 5к рейтинга? Надо значит надо — снова сажусь за игру. Но это не совсем отдых.

В увлечениях тоже возникают трудности, но тут уже каждый сам решает стоит ли оно того. Когда я начал воспринимать победу как должное, а поражение, как катастрофу — сделал вывод, что нужно отдохнуть. Ведь игровой процесс уже казался лишним. Нужен был только результат: победа или поражение — остальное лишнее. А это “пофармлю еще чуть-чуть”, к которому многие игроки очень слабы, имеет свойство приводить к недосыпу и еще большей усталости на следующий день. Получается, разница в том, как убивать время всё-таки есть.

3. Отсутствие художественной ценности.

Ценность художественная — произведение искусства в его отнесенности к высшим человеческим потребностям и интересам, осознанное в его содержательно-артистических достоинствах и функциях, благодаря которым оно оказывает положительное воздействие на чувства, разум, волю людей, способствуя их духовному развитию.

Если с термином разобрались, можете остановить меня и сказать: “Автор, ну как же так? Ты посмотри на эти прекрасные локации, дизайн инстансов, глубокий лор. Посмотри на эти синематики, игровые фестивали и так далее”. Да, я согласен — это ценно. Но в лучшем случае большие дозы нового контента вы будете получать раз в пол года. Соглашусь с тем, что контента завозить могут много, хоть всю зиму перезимуй да не налюбуешься. Но и тут я докопаюсь с тем, что этот контент пусть и будет раскрываться постепенно, кардинальных сломов не произойдет. Он будет растянут надолго и в итоге будет слишком ненасыщенным.

Представляю, как безумно круто увидеть сюжетный поворот, которого ты ждал, например, в течение года. Или, может быть, ты даже ждал этого с детства, когда только начинал играть. Но на принципиально новые решения ты вряд ли наткнешься. Сам формат обновлений предопределен на годы вперед и ты будешь видеть всю ту же концепцию дизайна, геймплея. Напрашивается пример с просмотром сериалов, но все сезоны друзей кончатся гораздо быстрее, чем ты постигнешь даже треть всего контента во многих мморпг.

К тому же, если мнишь себя творческим человеком, то важно учесть, что чем больше разнообразной информации ты потребляешь, тем больше твой творческий котелок наварит идей, где новые сингл игры, книги и фильмы, несомненно, будут намного более качественными топливом.

4. Неизбежное чувство фрустрации.

Я ненавижу чувство фрустрации. В мморпг на новичков стараются не взваливать тонну информации разом. Даже старые хроники л2 постепенно раскрывают для тебя суть геймплея через стартовую деревню: квесты настраивают тебя на то, как тут всё устроено, заставляют разобраться с механиками и адаптируют тебя к гринду. Но ощущение потерянности в ближайшем будущем практически неизбежно. Особенно, если ты из тех, кто пересматривает весь ютуб перед созданием первого персонажа. Учитывая тот момент, что развитие персонажа идет не быстро, тебе может надоесть, например, стрелять из лука в течение двух месяцев. Или, к примеру, ты увидишь какой-то контент, на котором захочешь сфокусироваться, но ты играешь на танке и соло-данжи тебе, как оказалось, не пофармить из-за нехватки урона.

Почему я не играю в ММОРПГ, хотя очень хочется?

И вот ты уже на ютубе, пересматриваешь гайды от профессионалов, которые точно знают на ком тебе интереснее будет играть или кем лучше фармить в соло. Спустя час ты закрываешь седьмое просмотренное видео и понимаешь, что информации слишком много. Как правило, такие моменты демотивируют и ломают твое представление о том, чем ты вообще хотел заниматься в игре. А иногда и вовсе может оказаться, что твой класс бесполезен или твоя профессия пригодна только к двум активностям из тысячи возможных. Признавайтесь — кто выкачал почти все профессии в л2 до средних уровней, а потом бросил, потому что не знал где взять деньги на новый грейд?

5. Сообщество и привязка ко времени.

Пробовали ли вы объяснить близкому человеку, что у вас прайм с 20:00 до 00:00 ежедневно, потому что сервер только открылся и вы хотите быстро раскачаться? Здесь уже моя личная боль, так как современные игры прайма, насколько я знаю, не требуют. Но можно столкнуться с тем, что осады, например, проходят в какое-то конкретное время. И конечно же это будет вечер выходного дня, когда было бы неплохо провести время с семьей, но у тебя эвент, захват форта или еще что-то “более важное”. И сюда же можно добавить праздничные события, от чего тебя снова мотивируют вместо отдыха заняться фармов особых предметов. В такие дни особенно ощутимо, что пока ты отдыхаешь — враг качается. А это недопустимо, поэтому фармишь и ты.

6. Иллюзия развития.

Когда я мониторил другие видео с названием «почему не стоит играть в онлайн игры”, я то и дело натыкался на комментарии в духе: «КС не просто игра, она развивает реакцию”, »дота как шахматы, она развивает мое тактическое мышление”, »я клан лидер и я научился договариваться с людьми, организовывать их”. Я не спорю, что это сложные игры, совмещающие в себе много механик. Но я не верю в то, что 10к часов в доте научат тебя чему-либо, кроме умения играть в доту, что тоже не факт, кстати. Это приятная иллюзия обучения, смешанная с азартом и наслаждением от достижения кратковременной цели. Если ты умеешь договариваться в онлайн-играх — это хорошо. Возможно, это даже значит, что ты и правда умеешь ладить с людьми. Но связан ли этот навык конкретно с игрой или ты научился этому в реальной жизни? Легко перепутать причину и следствие, когда хочется себя в чем-то убедить, стоит быть повнимательнее. Возможно, ты научился чему-то не благодаря игре, а вопреки. Можно научиться отлично понимать иностранный язык по играм, но стоит ли так учить его — другой вопрос. Скорее всего, нет, не стоит. Лучше обратиться к репетитору, онлайн-курсам или к учебнику.

Вывод

Этой статьей я не хочу ставить кому-либо задачу бросить играть в мморпг. Единственная цель — поделиться своими размышлениями на этот счет. Я знаю, что не все так серьезно относятся к этому вопросу, как я. Мои размышления всё еще сырые. Я по прежнему периодически натыкаюсь на новый для себя проект и пробую свои силы, трачу время. Удовольствие от этого есть, но я снова возвращаюсь к размышлениям на счет того: “а надо ли оно мне?” . Возможно, вопрос отпадет сам собой со временем. Точно так же легко, как он даже не появлялся у многих людей. Но, видимо, не сейчас.

5858
150 комментариев

Почему я не играю в ММОРПГ, хотя очень хочется?

Потому что на словах концепт звучит хорошо, к на деле это скучнейший тип игр.

21
Ответить

На самом деле не соглашусь. Все зависит от того играешь ты в соло или нет. В соло это пытка и ад. А когда у тебя есть КП это уже совсем другое дело.

4
Ответить

В каком-нибудь PSO2 NGS веселый геймплей, веселее которого только DMC V
Да и вообще, в FFXIV весело и интересно проходить всякие рейды.

1
Ответить

Добавлю ещё: хуже ммо только казино

1
Ответить

Согласен(

Ответить

круто ты заархивировал его пост,
рад что не стал читать а сразу в комменты спустился🤝

Ответить

Потому что,со временем, это становится работой. Одна и таже последовательность действий изо дня в день. Никакой новизны-никакого удовольствия.

12
Ответить