The Library of Babel: Борхес и роботы

Неожиданно сложный, не идеальный, но ужасно красивый и интересный стелс-платформер.

The Library of Babel: Борхес и роботы

Привет, DTF! Сегодня мы рассматриваем любопытную новинку, первый проект испанской студии Tanuki Games, вышедший на всех актуальных платформах 7 апреля - The Library of Babel. Очевидно, что игра вдохновлялась одноименным рассказом Борхеса. Кроме того, авторы ссылаются на "Апокалипсис сегодня" и мангу "Плутон", как дополнительные источники вдохновения. Список серьезный, а идея Вавилонской библиотеки всегда поражала меня своей простотой и величием, так что мимо пройти я никак не мог.

The Library of Babel: Борхес и роботы

Итак, в далеком будущем, спустя 20000 лет, человечество давно превратилось в миф, и даже миф уже всеми забыт, а Землю населяют андроиды, основная деятельность которых - сбор и накопление информации. Однажды в отдаленной колонии, затерянной в джунглях Месопотамии, находят бесконечную Библиотеку, и, кажется, электронные мозги оказались слегка перегружены этим фактом. Искатель по имени Irasshai 178914 Ludovik, или же просто Людовик, прибывает в колонию для проведения расследования...

Геймплей

Tanuki Games в своих рекламных текстах утверждали, что ориентировались на консольные игры 90-х и пытались воссоздать этот игровой опыт в современной оболочке. Я не читал этих рекламных текстов, пока проходил игру, поэтому могу уверенно заявлять, что им удалось. Именно такой опыт я и получил, со всеми его плюсами и минусами, и именно такое сравнение постоянно вертелось у меня в голове.

The Library of Babel: Борхес и роботы

Основная механика игры - платформинг. Выполнен он достаточно минималистично, у героя нет в распоряжении хитрых трюков вроде двойного прыжка, рывка или кувырка. Можно только прыгать, цепляться за края платформ и приседать. На протяжении большей части игры никаких особых сложностей не встречается, но ближе к концу есть несколько секций, в которых темп и требования к таймингам резко подскакивают, и лично мне они доставили немало проблем. Особенно это относится к отрезкам, где требуется уложиться в определенное время. Замешкался на секунду - и остается только самоубиваться, дальше уже не пройти. Смерть, кстати, наказывается потерей пары-тройки кристаллов, за счет которых персонаж пересобирается на ближайшем чекпойнте. Если кристаллов нет, пересборка произойдет бесплатно, но остаться совсем без кристаллов практически невозможно, я этого добивался специально.

Не буду признаваться, сколько времени и попыток я потратил на эту секцию...

Главная проблема местного платформинга - это увлеченность pixel-perfect прыжками, иногда в совершенно неуместных моментах. Конечно, неприятно заново проходить сложный сегмент, потому что перед самым чекпойнтом нужно прыгнуть идеально с края на край, но еще неприятней тратить несколько попыток на прыжок в центральном хабе, когда стоит задача просто продвинуться по сюжету. Может быть, у кого-то появятся вопросики к моему скиллу, но пара дополнительных миллиметров платформы тут и там только украсила бы The Library of Babel. Вообще кажется, что это достаточно характерная проблема для начинающих разработчиков. Технически это честные коллайдеры платформ, но лучше ли кому-то от этой честности?

За секунду до... поиграете - узнаете, до чего!
За секунду до... поиграете - узнаете, до чего!

Несколько слов об управлении. Звезд с неба оно не хватает, но выполнено на вполне приемлемом уровне. Чаще всего персонаж делает именно то, чего вы от него хотите, хотя к некоторым особенностям прыжков и особенно зацеплений за края придется привыкать. Бегать и прыгать здесь приятно, и все работает. Кстати, игра определенно заточена под геймпад, мышь в ней никак не используется. Конечно, с клавиатуры играть можно, я так и делал, но у меня просто не было выбора. По возможности все-таки советую использовать контроллер.

Разработчики тоже предупреждают сразу.
Разработчики тоже предупреждают сразу.

Что ж, с платформингом разобрались, а что насчет стелса? Опять же, все здесь сделано довольно минималистично и даже примитивно. Если вы заинтересованы в первую очередь именно в стелсе, то лучше обойдите игру стороной, ничего особенного тут вас не ждет. Герой не имеет никакого оружия и может только прятаться за ящиками и мешками. Враги способны видеть только по прямой линии перед собой и, заметив героя, сразу открывают огонь на поражение. Но если промахнулись - моментально забывают о его существовании и продолжают патрулировать свой участок. Так что все, что требуется от игрока - терпение и выдержка.

Так не заметят
Так не заметят

Очень часто вам придется просто ждать - пока траектории врагов и платформ не совпадут так, как нужно, пока лазеры, засекающие движение, не проскользят мимо и прочее в том же духе. Стелс - пожалуй, самая слабая часть игры, чаще всего это просто не очень интересно, никакого искусственного интеллекта или даже простейшей последовательности действий для врагов не придумано, никакой хитрости от игрока тоже не требуется. Кроме того, лазеры, которые вроде как должны реагировать на движение, а оптики не имеют, не срабатывают ни на ящики, ни на врагов, да и вообще ни на что, кроме главного героя. Лично меня это выбивало из погружения довольно сильно.

И так тоже не заметят
И так тоже не заметят

Наконец, третий из основных компонентов геймплея - поиск и объединение предметов в духе старых point&click квестов. Достаточно неожиданная механика в такой игре, выполненная остроумно и живо. Сперва кажется, что с предметами связана куча побочных квестов, но на деле практически все они необходимы для продвижения по сюжету. К счастью, на карте отмечено, сколько в каждой локации предметов (а также сундуков с кристаллами и чекпойнтов) и сколько из них вы уже нашли. Пиксель хантинга в игре не слишком много, но парочку мест мне все же пришлось подсмотреть на ютубе. Важный совет - каждый раз, когда упираетесь в стену, за которой темнота, пытайтесь пролезть туда, пригнувшись. В половине случаев там окажется сундук или предмет. Ощущается это, надо сказать, немного странно, но в целом терпимо.

Для объединения предметов предусмотрены симпатичные катсцены

А уж если вы задумаете собрать все 14 секретных знаков с изображением солнца и луны, которые на карте не отмечены и находятся только по звуку, когда вы недалеко от них (и которые пригодятся в секретной зоне, куда тоже просто так не попасть)... Лучше запаситесь терпением и высматривайте их с самого начала игры, чтобы не пробегать локации заново. Вот они как раз спрятаны отлично, и никаких подсказок по их поиску на ютубе пока нет.

Секретная зона, кстати!
Секретная зона, кстати!

Что еще? Один довольно неочевидный для нахождения и необязательный уровень, в котором герой попадает внутрь компьютерной симуляции, и геймплей довольно сильно отличается (и даже дают пострелять), а также главное украшение игры - управление исследовательским дроном, выполненное в формате Flappy Bird! Честно говоря, я даже растрогался, когда это увидел. The Library of Babel сделана на Unity, и вполне возможно, что клон Flappy Bird был одним из первых опытов разработчика, который он потом включил в большую и серьезную игру. Это прокладывает своеобразный мост между примитивными прототипами, которыми лично я, как начинающий разработчик, занимаюсь, и "настоящим", "взрослым" геймдевом, и это очень приятно.

Ну! Ну вот же!

Кстати, в этой мини-игре всего 4 секции, повторяющиеся раз за разом. Лень разработчиков, скажете вы? Нет, уважение к первоисточнику и бесконечной репетитивности Библиотеки!

В итоге все геймплейные элементы тут, на мой вкус, отлично дополняют друг друга, игра чередует спокойные моменты с напряженными, предоставляет вызов, и у меня ни разу не было желания ее бросить. Я всегда ощущал честность предлагаемых испытаний. Да, они давались мне с трудом, но было понятно, что это не вина игры, а моя вина. Местный геймплей способен доставлять удовольствие, и это, кажется, самое важное.

Пользуемся собранным предметом
Пользуемся собранным предметом

Сюжет и лор

Главное, что нужно знать о сюжете и лоре этой игры - они, скорее всего, проще, чем кажутся. The Library of Babel совершенно замечательно поддерживает иллюзию сложной и комплексной игры, оставаясь при этом полностью линейным приключением без сюжетных выборов и свободы действий. Лор живет в диалогах, персонажи постоянно упоминают места, события и личностей, не участвующих, собственно, в сюжете игры, и мы довольно много узнаём о мире - но гораздо больше не узнаём. В каком-то смысле это можно назвать верностью оригинальному рассказу, который после прочтения тоже оставлял больше вопросов, чем ответов.

Матриарх управляет всей колонией
Матриарх управляет всей колонией

Но что все-таки происходит в игре? Наш Людовик - искатель неопытный, только-только сошедший с конвейера, и даже оборудования у него толком нет (с этим, кстати, связано несколько квестов в начале). Задача же перед ним поставлена высочайшей сложности. Дело в том, что в местных джунглях бесчинствует кровавый культ полковника Кабора, и уже дошло до открытых столкновений и убийств. Нам предстоит узнать как можно больше об этом культе, его мотивах и о том, как с ним бороться.

Шутить культисты не намерены.

Полковник Кабор раньше был выдающимся строителем и исследователем, гордостью колонии. Но после открытия Библиотеки он начал проводить в ней все больше и больше времени, пока ему не открылась истина или пока он не сошел с ума, сложно сказать наверняка. Известно только, что он сбежал и затерялся в джунглях, а потом собрал вокруг себя целый культ. На момент начала игры они контролируют практически все территории вокруг колонии.

Лицом к лицу мы с ним тоже встретимся
Лицом к лицу мы с ним тоже встретимся

Как обычно, я не буду давать особенных спойлеров, скажу только, что нам придется заручиться помощью местного шерифа, решить проблемы жителей колонии, постараться выручить троих святых отшельников - Baba Rhugga, Baba Gojiir и Baba Kiraam, которым угрожают культисты, и, возможно, понять что-то очень важное про Библиотеку, Кабора и себя самого. Скрытый текст - для тех, кто любит все же в общих чертах понимать, что его ждет.

Мы так и не попадем в саму Библиотеку, а концовка игры - это клиффхэнгер. Если ответы и будут, то только в продолжении. Прохождение секретной локации и сбор всех секретных предметов дает куклу Людовика. Почему она лежит там, где лежит - интересная загадка, но применить куклу я никак не смог. Еще на сайте можно ввести код, который вы должны найти в игре, и что-то узнать, но я либо его не нашел, либо не обратил внимания. В итоге не могу с уверенностью утверждать, что в игре нет какой-то сверхсекретной концовки, но, кажется, нет.

The Library of Babel: Борхес и роботы

Все это обильно сдобрено контекстом и отсылками. На сайте разработчиков есть подробное объяснение, как именно они вдохновлялись"Апокалипсисом сегодня" и что взяли из манги "Плутон", а любители разбирать отсылки и намеки могут покопаться самостоятельно. В целом сюжет в игре хорош. Центральная история проста и увлекательна, диалоги лаконичны и насыщенны, вопросы поднимаются очень любопытные, и единственное, чего, пожалуй, не хватает - это сторителлинга через окружение. Локации довольно безлики, и единственным исключением в этом плане является колония, где довольно много интересных мелочей. Игра отлично держит интригу и создает ощущение, что наши похождения - это часть чего-то большего, даже грандиозного. Задел на продолжение есть, и я очень надеюсь, что разработчики его выпустят.

Кошки, в отличие от людей, смогли пережить великую катастрофу

Музыка и визуал

Судя по описанию от Tanuki Games, они придавали очень много значения музыке в своей игре. У нас есть две основные темы - одна, спокойная и теплая, должна олицетворять Месопотамию и джунгли, другая - более меланхоличная и печальная - включается в локациях, которые как-то связаны с Библиотекой. Темы также слегка меняются в зависимости от местности, и слушать все это довольно интересно. Если не вдумываться так глубоко, то музыка в игре приятная и ненавязчивая, она может раздражать только в том случае, если вы провели на локации слишком много времени (что со мной иногда случалось).

Визуальный стиль завораживает. Нарисованные от руки спрайты и текстуры, различия в освещенности разных локаций (которые имеют не больше смысла, чем смена погоды в Dark Souls 2, зато как красиво!), лунные уровни, туманные уровни, кислотная канализация, пиксельный уровень, секретная локация, где вообще творится что-то невероятное, даже стартовые джунгли - все сделано просто великолепно. Правда, иногда в этом всём не до конца ясно, что является платформой, а что не является (однажды мне встретилась толстая ветка, на которой сидела кошка, а вот для персонажа ее просто не существовало). Но это все-таки редкость. Открывать новые местности хочется уже только для того, чтобы посмотреть, чем еще удивят художники. На визуал была сделана большая ставка, и это полностью оправдалось.

Тот самый пиксельный уровень
Тот самый пиксельный уровень

Впечатления и выводы

Нужно признать, объективно я недостаточно хорош для этой игры. Это была история превозмогания и труда, и кто-то с прямыми руками и большим опытом вполне сможет пройти The Library of Babel часов за 6-7, а я потратил почти 22. Но знаете что? Я получил огромное удовольствие. Я победил, я превозмог, и мало того - почти все загадки и тайники мне пришлось искать самому, игра-то новая, информации банально нет еще. Я посмотрел всё или почти всё, что мог, и остался доволен. Даже без скидки на то, что это первый проект независимой студии, игра хороша. Ей определенно есть, куда расти в плане платформинга, стелса, да и сюжета тоже, но мне даже не хочется цепляться к недостаткам, хочется только хвалить. Хорошего дня, и спасибо за внимание!

The Library of Babel: Борхес и роботы

P. S. Да, это 742 смерти. Гоните его, насмехайтесь над ним! Кстати, чтобы получить подсолнух, в числе прочего нужно пройти игру, умерев менее 30 раз. Вот так-то...

21K21K показов
2.3K2.3K открытий
11 репост
49 комментариев

Здравствуйте, уважаемый Аске. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит вас за регулярный качественный контент, посвящённый компьютерным играм. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой пользователи DTF имеют возможность читать качественные обзоры на далеко не всегда находящиеся на слуху игры. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 250 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество.

Ответить
Автор

Если тут не наберется 300 лайков, то следующий обзор будет про фурри-новеллу, доиграетесь...

Ответить

Плохо что-ли? Хорошо

Ответить

Спойлер: ТУТ НЕ НАБЕРЁТСЯ 300 ЛАЙКОВ.

Ответить

Начни хотя бы с трап-новелл

Ответить

Лучше хентай гаччу

Ответить