Что такое Киберпанк?

Видео версия статьи
В закладки

На 19 ноября 2020 года запланирован выход мультиплатформенной компьютерной игры, разрабатываемой польской студией CD Projekt RED — Cyberpunk 2077. Анонсированный аж в 2012 году, проект наделал много шума. У еще не вышедшей игры уже появилось море фанатов, однако многие из них даже не смогут однозначно объяснить значение слова «киберпанк». В затянутом неразборчивом монологе любителя можно будет расслышать только «Матрица… хакеры… аниме», единицы вспомнят Гибсона и Стерлинга, на этом все рассуждения и затухнут. Разве это не печально? Именно поэтому предлагаю окончательно разобраться в том, что же означает загадочное определение.

Само слово киберпанк впервые употребил Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа. Оно тут же приглянулось людям, в связи с чем значение его слегка изменилось. В 1984 году выходит роман Уильяма Гибсона «Нейромант», и именно с него начинается отсчет эры киберпанка.

Пусть само понятие в книге не употреблялось, но все произведение было пронизано его духом от и до. Немалый вклад в жанр сделал и Брюс Стерлинг. В 1985 году он пишет роман «Схизматрица», а в 1986 году составляет первую жанровую анталогию «Mirrorshades», которая включает в себя двенадцать лучших рассказов в жанре киберпанк.

Благодаря этим двум авторам, а также Рукеру, Ширли, Суэнвику и некоторым другим, в 80-е годы сформировалось понятие, знакомое нам сейчас. Влияние оказал и фильм «Бегущий по лезвию», вышедший аж в 1982 году, но быстро приписанный фанатами к появившемуся вскоре жанру. Именно эта картина стала законодателем эстетики киберпанка.

В 1988 году выходит игра «Нейромант» по мотивам одноименного рассказа Уильяма Гибсона, однако первой компьютерной игрой в жанре киберпанк считается тактическая стратегия Syndicate, вышедшая в 1993 году.

Обложка романа «Нейромант»

Исходя из всего вышеперечисленного, мы, наконец, можем сделать вывод о том, что киберпанк – это жанр научной фантастики, который отражает упадок человеческой культуры на фоне технологического процветания. Зачастую упор делается на работу корпораций и хакеров, а герои имеют сомнительные нормы морали. В отличие от процветания в научной фантастике 50-х, киберпанк ассоциируется с грязным металлом, смогом, серостью и мраком. В произведениях этого жанра финал часто открытый, остается некоторая недосказанность, как это и бывает в реальной жизни. Нет четкого разделения на «черное» и «белое», а персонажи порой немощные и блеклые, чем и привлекают людей. Читатели видят в них себя, свой мир и знакомые проблемы, пусть и в иной, преувеличенной и возведенной в абсолют, реальности.

В работах уже знакомого нам Уильяма Гибсона сюжет развивался в Японии, что не могло остаться незамеченным у самих японцев. Среди них начали появляться фанаты рассказов Гибсона, так, в 90-е годы, жанр стал проникать и на восток. Благодаря исполнителям Токио, киберпанк начал проявляться и в музыке. Набирала популярность индастриал-рок-группа под названием Wintermute (так назывался и искусственный интеллект в романе «Нейромант»). В том же десятилетии начали появляться и аниме в жанре киберпанк, которые уже считаются «классикой». К таким относятся: «Кибергород Эдо» (1990), «Призрак в доспехах» (1995), «Эксперименты Лэйн» (1998) и наиболее ранняя картина «Акиро» (1988).

Но и на западе киберпанк продолжал набирать популярность. В 90-е вышли популярные и до сих пор фильмы. Триллер «Железо» (1993), картина по мотивам рассказа Уильяма Гибсона «Отель Новая Роза» (1998), а также «Экзистенция» (1997) и Тринадцатый этаж (1999). Наиболее ярко характеризуют киберпанк 90-х фильмы «Хакеры» (1995) и «Разрушитель» (1993).

В этом десятилетии начали активно выходить и компьютерные игры. Самой показательной игрой является шутер System Shoсk (1994), события которого происходят в 2072 году на борту космической станции. Фокальным персонажем является безымянный хакер, который пытается помешать планам искусственного интеллекта shodan. Классикой киберпанк-игр 90-х считаются и такие проекты как «The Creed» (1998) и «Blade Runner» (1997). Крайне необычной для своего времени мультижанровой игрой считался первый проект Quantic Dream – «Omikron: The Nomad Soul», который представлял собой квест с элементами ролевой игры и файтинга от первого лица.

И вот в 1999 году выходит «Матрица» — фильм, который спровоцировал новую волну фанатов и авторов киберпанка, с которого начался отсчет новой жизни умирающего жанра.

Тысячелетие началось с выхода культовых игр: первой части серии шутеров «Deus Ex» (2000), «Anachronox» (2001) и пошаговой тактической стратегии «Код доступа: РАЙ» (2002). Выходят аниме «Киборг 009» (2001), «Яблочное зернышко» (2004), «Эрго Прокси» (2006), и «Dennou Coil» (2007), очень отличающиеся от картин 90-х своей абсолютно новой стилистикой – становится больше серых и бледных тонов, а контуры персонажей теряют резкость. Они все больше погружают в атмосферу уныния.

Технологии развиваются с бешеной скоростью, а вместе с ними меняется и сам жанр. Уже никого не удивишь взломом секретного кода и простейшим искусственным интеллектом. Техника в киберпанке начинает усложняться, а базовый конфликт «хакеры против корпорации» отошел на второй план. Сейчас человечество столкнулось с десятками других проблем, которые отражают авторы киберпанк-произведений в настоящее время. Все чаще встает вопрос гуманности использования искусственного интеллекта, клонирования и прочих продуктов прогресса. Чем больше возникает полезных изобретений, тем больше появляется и проблем. Сейчас авторы намного больше уделяют внимание анализу именно возможных трудностей, нежели придумыванию острого конфликта. Все чаще стараются именно предсказать будущее, а не написать что-нибудь нереальное. И если в прошлом люди рассматривали лишь развитие технологий, то сейчас внимание фокусируется на проблемах, возникающих из-за этого развития.

Именно поэтому с 2010 года киберпанк раскрылся совершенно по-новому. Вышли такие игры как: «Remember Me» (2013), «Shadowrun Returns» (2013), «Transistor» (2014), «Dex» (2015) и «Observer» (2017). Также мир увидел и аниме, которые постепенно становятся классикой – «Психопаспорт» (2012) и «Blame!» (2017).

Киберпанк вновь обратил на себя внимание, хотя еще в далеком 1998 году его назвали мертвым жанром. Чем активнее будут развиваться технологии, тем больше он будет видоизменяться. Что нас ждет в новом десятилетии? Кто знает. И все же будем надеяться на то, что грядущий проект «Cyberpunk 2077» станет новой «Матрицей» в мире видеоигр, и киберпанк продолжит существовать и вдохновлять многих людей.

Cyberpunk 2077
{ "author_name": "Владлен Забелин", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u0431\u0435\u0440\u043f\u0430\u043d\u043a","deusex","cyberpunk2077","cyberpunk"], "comments": 72, "likes": 19, "favorites": 56, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 184307, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 05 Aug 2020 17:30:23 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
72 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
24

 На 17 сентября 2020 года запланирован выход мультиплатформенной компьютерной игры

Ответить
13

О чём речь вообще. Я с 16 апреля играю, офигенная игра.

Ответить
9

помешать планам искусственного интеллекта shodan

SHODAN, Shodan, но никак не shodan, насекомое.
В 1988 году выходит игра «Нейромант» по мотивам одноименного рассказа Уильяма Гибсона, однако первой компьютерной игрой в жанре киберпанк считается тактическая стратегия Syndicate, вышедшая в 1993 году.

Выходит в 1988 году игра, где ты даже ломаешь ICE и собираешь коллекцию хакерского софта, но киберпанком считается Синдикат, что вышел через пять лет. Ну охренительно. Кем считается? Почему ни слова про игру 1990 года Rise of the Dragon? Где Flashback? Там куча отсылок к тому же The Running Man.
Где BloodNet?
Где Dreamweb?
Где Шедоураны 1993 и 1994 года?
Где, если говорить про настолки, Shadowrun и Cyberpunk 2020?

первой части серии шутеров «Deus Ex» (2000), «Anachronox» (2001)

Шутеров. Ничего, что Deus Ex - это РПГ-гибрид? А Анахронокс - шутер из шутеров.

Ответить
2

А еще удивляются откуда минусы у поста)

Ответить
2

Где Шедоураны 1993 и 1994 года? Где, если говорить про настолки, Shadowrun

Я этому тоже удивилась, но вы опередили с комментарием.
Как-никак, первая редакция прям очень близко вышла к тому Киберпанку, которому статью посвящают (речь о настолке, конечно), если не подводит память.

Ответить
0

Ага, мне еще понравилось, что в статье, цель которой, похоже, шиллинг игры по настолке, ни слова про саму настолку - Cyberpunk 2020. Сейчас специально пробежался - ну нет никаких упоминаний. Ну и называть "Нейроманта" рассказом - типичная ошибка горе-переводчика, который думает что novel - это "рассказ", а не "роман".

Ответить
3

Посту меньше минуты, а 2 человека уже успели все это прочитать, осмыслить и дизлайкнуть...

Ответить

Иностранный рак

Адиана
13

Так тут короткий набор очевидно-банальных фактов о киберпанке, что тут читать-то и осмыслять дольше минуты.

Ответить
–7

Так о любой статье сказать можно.

Ответить

Иностранный рак

Адиана
6

Не согласен. Может это конечно только мое впечатление, но у меня уже от вступления "дежа вю" было. Точь в точь таких же выжимок "что такое киберпанк и с чем его едят" с тех пор как пошел маркетинг Киберпанка (особенно после того трейлера, который порвал тех у кого киберпанк "эта_дождь_неон_и_вечная_ночь") только тут на DTF штуки 2-3 точно было, работал бы тут еще поиск по сайту я бы легко пруфанул бы.

Ответить
–2

Ну конкретно эта статья посвящена больше самой истории жанра подобных игр. Но да, было много материала. Многие ждут игру, поэтому любая тема касающаяся игры - востребована.

Ответить

Иностранный рак

Адиана
3

Ну конкретно эта статья посвящена больше самой истории жанра

Вот про это конкретно "истории жанра" я и говорю: краткая выжимка о Стерлинге и Гибсоне, потом перечисление других книг, фильмов, игр (видео и настолок) - такого формата материалов уже было несколько, причем почти все перечисленное в них совпадает, и почти все они пытаются примазаться как и эта к выходящей игре кликбейтными заголовками и превью.

Ответить
2

Вот поэтому я не делала пост просто о жанре, а стала глубоко капать материал из настолок. Писать об очевидных вещах очень скучно. 

Ответить

Внезапный

Eudialy…
0

Когда новый пост?)

Ответить

Внезапный

Eudialy…
0

Ну я имел ввиду лонг по вселенной) Арты не очень зашли. Фотобаш и очень дешевый такой. Хотя у Проджектов очень много топовых художников.

Ответить
0

Так это не художник CDPR, а автор иллюстраций к настольной игре Cyberpunk RED.

Ответить
2

А еще люблю ботов, которые за 10 секунд могут перечитать все твои комментарии в топике, осмыслить, и задизлайкать))  

Ответить

Иностранный рак

Адиана
0

@Шериф @Рейнджер не борщит человек с минусами?

Ответить
4

В одном посте — не преследование.

Ответить
0

Но это не пост, а тема, в одном посте ставить много минусов невозможно.

Ответить
0

чиво? Какая еще тема?

Ответить

Актерский череп

Адиана
3

Есть много причин набросить минусы не читая статью.
Кликбейтный заголовок, дезинформация или просто херота в превьюхе, отсутствие хештегов

Ответить

Очередной щит

Адиана
2

Мейби из-за
На 17 сентября 2020 года запланирован выход мультиплатформенной компьютерной игры, разрабатываемой польской студией CD Projekt RED — Cyberpunk 2077

Ответить
0

Возможно, но мне кажется, что стоит дочитать, сделать выводы и если автор совершил такую ошибку то указать ему на неё, статья ведь абсолютно не об этом. И устаревшая/неправильная дата выхода не меняют её суть. 

Ответить
0

самое интересное в статье это ошибка даты выхода игры, остальное просто перечисление произведений в жанре

Ответить
0

В работах уже знакомого нам Уильяма Гибсона сюжет развивался в Японии, что не могло остаться незамеченным у самих японцев. Среди них начали появляться фанаты рассказов Гибсона, так, в 90-е годы, жанр стал проникать и на восток. Благодаря исполнителям Токио, киберпанк начал...

Я бы назвала это историей развития жанра, а не простым перечислением. 
Технологии развиваются с бешеной скоростью, а вместе с ними меняется и сам жанр. Уже никого не удивишь взломом секретного кода и простейшим искусственным интеллектом. Техника в киберпанке начинает усложняться, а базовый конфликт «хакеры против корпорации» отошел на второй план. Сейчас человечество столкнулось с десятками других проблем...

. Сейчас авторы намного больше уделяют внимание анализу именно возможных трудностей, нежели придумыванию острого конфликта. Все чаще стараются именно предсказать будущее, а не написать что-нибудь нереальное...

Ответить
0

Я как то поднимал этот вопрос,на что мне люди ответили,что статья может быть  нормальной, но их бесит именно сама тема(в данном случае киберпанк), и поэтому минусят.

Ответить
0

Мне кажется, что все же надо дочитать статью, учесть все её плюсы и минусу; Как подан материал, орфографию, пунктуацию, тему, и так далее; А минусить всю статью из-за одного косяка, это тоже как то не правильно. 

Ответить

Актерский череп

Адиана
2

Ну если человек не хочет разбираться в том как работает площадка на которой он постит свою статью, то и я не хочу разбираться хорошо он написал статью или нет.

Ответить
0

Ну так и людей и все что угодно можно судить, по внешней оболочке; Увидишь один минус - сразу дизлайк) А на самом деле статья ведь интересная и оформлена красиво. 

Ответить

Актерский череп

Адиана
1

Поэтому я свой минус и забрал
Во-первых статья не мусолит саму игру, хотя именно этого и ожидаешь после прочтения превью статьи с главной страницы
Во-вторых автор поставил хештеги

Ответить
0

Да тут не в косяке дело.Людей бесит киберпанк и они херачат минусы в любые статьи связанные с игрой.

Ответить
0

Слишком ванильный подход для интернета, не ? Зачем проводить конструктивный анализ, если можно просто хейтить ? Чему то удивляемся ? Вряд ли. Палец вниз есть, зачем читать тогда...

Ответить
0

Нейросеть DTF

Ответить
7

Чес слово за8бали бездумно копировать википедию. С7ка, даже не пытаетесь разобраться в том, что пишите.
Наиболее ярко характеризуют киберпанк 90-х фильмы «Хакеры» (1995)

Нет слов просто

Ответить
4

"На 17 сентября 2020 года"
Я так понимаю, статья не первой свежести?

Ответить
0

только залили, мб устаревшие источники использовали :/ чести им это конечно не делает

Ответить
0

Статья в паблике еще с весны лежала, а ролик только сейчас получилось сделать и я забыл поменять дату, бывает)

Ответить
2

Просто такие нюансы наводят на мысль что статья была скопирована с какого то сайта. Ну а так спасибо за материал.

Ответить
0

Спасибо за спасибо)

Ответить
6

Дам пару советов, которые помогут улучшить качество контента:
1. Не пиши о очевидных вещах.
2. Не копируй википедию, а ознакомься с источниками откуда была взята информация для википедии.
3. Копай глубже в темы и бери хоть и менее популярные, но полезные для аудитории темы.
4. Ознакомься с редактором статей на DTF.
И добро пожаловать в наше маленькое сообщество киберпанк авторов на DTF :) Я и @Плотва обыкновенная любим писать на эту тему. Ждем от тебя более глубоких и проработанных лонгридов. 

Ответить
2

Большое спасибо за советы, постараюсь делать свой дальнейший материал гораздо лучше!

Ответить
0

В том то и дело, что это СВЕЖАК

Ответить
3

Пожалуйста поставьте теги. Спасибо :3

Ответить

Психический нос

2

Никто никогда не будет называть вселенную Киберреп, а вот панк - другое дело👍🏻

Ответить
0

Один из героев одноимённого рассказа носил ирокез. А другие герои - дети. Всё просто.

Ответить
2

Не, ну тут полюбому нужно зацепиться :3
Исходя из всего вышеперечисленного, мы, наконец, можем сделать вывод о том, что киберпанк – это жанр научной фантастики, который отражает упадок человеческой культуры на фоне технологического процветания.

Как этот вывод был сделан? Вот есть Дозуа, который первым в печати назвал группу писателей (Гибсона, Рюкера, Бира, и других) киберпанками, а их произведения киберпанком, этот текст есть в интернете, есть тексты писателей про литературу, есть интервью с самими писателями. Все они так или иначе характеризуют киберпанк. Но почему-то каждый вместо отсылки к ним пытается придумать (скопировать) что-то своё (чужое), повторяя какие-то стереотипы. Ну хоть без "критериев дозуа".

Ответить
1

Класс, так она аж в 2012 анонсирована. Теперь понятно, почему я уже в 2014 видела какие-то короткие ролики с женщиной, которая могла в кибер-паука превращаться. Недавно увидела её же со ссылкой на Киберпанк 2077 и думала, какого Х. Им там не душно столько лет её делать? Типа, постоянно же движки меняются и прочая муть появляется. И зачем анонсировать игру за 8 лет до её выхода? Может я не в теме и кто-то ещё так делал, но часто вижу анонсы максимум за год. Я 5ю фаркрай недавно купила, а у юбисофтов уже 6я часть почти готовая. Вздохнуть нормально не дают.
Короче, будет печально, если ожидания игроков не оправдаются.

Ответить
1

И зачем анонсировать игру за 8 лет до её выхода?

Великий Клив Блэйкмор делал [Grimoire: Heralds of the Winged Exemplar] 20 лет. Получился шедевр. 

Ответить
0

🎮 Grimoire: Heralds of the Winged Exemplar
Дата релиза: 07.07.2017

Разработчики: Cleveland Mark Blakemore, cleveblakemore
Издатель: Golden Era Games

🛒 GOGitch.ioSteam

Ответить
0

Они вроде бы изначально планировали игру вообще другой, вроде бы обычным шутером в мире Cyberpunk 2020, но потом вышел Ведьмак 3 и они решили начать разработку Киберпанка с нуля. Вот так.

Ответить
1

Смотрел геймплей System Shoсk до отбитого крутая игра. Но сложная, даже enhanced версия, где управление исправлено.

Ответить
1

управление исправлено

Что там править-то было. Оно даже на WASD было (точнее на WADX, афаир)

Ответить
1

Интерфейс с мышкой стал удобнее намного.

Ответить
1

Тогда хорошо. Я его недавно переигрывал, к интерфейсу вновь быстро привыкаешь. Главное табуляцией быстро по вкладкам переключаться. :-)
Но понятно, что что-нибудь можно было улучшить. Хотя бы несколько дополнительных быстрых клавиш добавить.
Смотрел геймплей

А почему смотрел, а не играл? Старая досявая версия же везде есть. Игра великолепная, хотя бы по медицинскому уровню побегать стоит, только стоит приготовиться что убивать будут постоянно.

Ответить
0

Там столько неожиданностей и в голове надо держать всё, что я просто не готов. У меня топографический кретинизм в играх.
А в игре по сути есть элементы метроидвании. Помню даже powerslave ex был для меня трудностью.

Ответить
1

А в игре по сути есть элементы метроидвании

:-)
Так это не метроидвания, это исконные элементы жанра CRPG. Пусть сам не РПГ, но Систем Шок-то не на пустом месте возник, а после Ultima Underworld. И UUW не на пустом месте.
Вот в этой главе я когда-то писал про навигационную составляющую.

https://dtf.ru/u/171746-xanathar/135364-pervye-temnye-veka-crpg-chast-i#chapter2

Ответить
1

Атмосферные тогда были игры. И дрючево с железками. Мой отец после спектрумов целенаправленно по совету одного человека купил сони, а не пк. Ибо стоили они тогда неподъемно, а устаревали стремительно.

Ответить
2

Ибо стоили они тогда неподъемно, а устаревали стремительно.

Устаревать-то устаревали, но при этом позволяли играть в сотни игр даже если у тебя 386 был. Ну и найти устаревший комп за бесценок уже тогда можно было. И с софтом так же было. Куча народа еще в 2000-е пилили софт для ДОС. Который, к тому же работал, сам проверял, так как сидел на компьютере, 70 процентов времени который проводил не в Windows 95, а как раз в ДОСе. Точно так же как я сидел на 286, когда все остальные сидели на течерках и пнях. Это стимулировало. С сонькой ты из нее все соки не выжмешь :-)

Совсем все плохо было лишь в 1991-1993, когда четверка стоила 2000 баксов, до сих пор где-то газетная вырезка с ценами лежит.

Ответить
1

Ну я в 95 году родился, а консоль появилась чуть позже, а следом и дримкаст. Первый ноутбук был в 2004, комп в 2008. До этого отец только мечтал о компьютере. Консоли на тот момент дали красочное 3д и моё детство было цветным. Несмотря на это, я не разделял всё графике и так же интересовался денди и сегой, которые у отца тоже были, но мне тогда года 3 было. Находил у него игры на кассетах с спектрума и клавиатуры клоны. Из пк в детстве был в виде игрушки жёсткий диск старый, я его раздербенил. Отчасти жалко, что пк не было в то время, но не сильно. Ту же сони он с трудом себе позволил, ибо двое детей, бедные 90-е в дыре мира, зарплата пряниками и халвой, телефон за миллион, сгоревшие деньги его родителей, остатки которых хватило только на булку хлеба.

Ответить
1

Первый ноутбук был в 2004, комп в 2008. До этого отец только мечтал о компьютере

Я уже в 2003 своим знакомым собирал первопни за 500 рублей что ли. :-) И 14 дюймовые мониторы по 200р.
Тут как раз хорошо заметна разница между свободой персонального компьютера и приставкой. Я тогда же видел варианты Спектрума с 512 Кб оперативы и жестким диском.

Ответить
1

Нам бы такого мастера на все руки в то время. Надо будет спросить батю, в чем еще проблема была.

Ответить
1

«Акира», а не «Акиро». Можно было и что-то поинтереснее написать, но открыть Википедию и crt c - crt v сделать проще.

Ответить
1

Симулятор переносов, аттракцион удаления контента, горки завышенных ожиданий, туннель отмены предзаказа, симулятор кастомизации членов и настройки вагин, и т.д, вот что такое киберпанк.

Ответить
0

 На 17 сентября 2020 года запланирован выход мультиплатформенной компьютерной игры

Был

Ответить
0

Да, извиняюсь, статья не новая, забыл исправить

Ответить
0

Гибсон говорите?

Ответить
0

дик все же предшественник

Ответить
0

Сиськи жопы и виртуальная реальность.

Ответить
0

Само слово киберпанк впервые употребил Брюс Бетке

а какие то гандоны сделали из этого торговую марку 

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null