Гик-хобби: alternate reality games

Гик-хобби: alternate reality games

Что, если игровой платформой будет сам наш мир? Именно это происходит в ARG — alternate reality games или играх альтернативной реальности (ИАР). Обычно для участия достаточно выхода в Интернет и свободного времени. А иногда и первое не нужно. Об ARG как виде игр и необычном хобби расскажем в этом материале.

Внимание! Сами по себе ARG не представляют опасности, но могут поднимать чувствительные для некоторых темы. Воздержитесь от них, если вы несовершеннолетний, у вас есть ментальные проблемы или вы находитесь в сложном для себя периоде. Мы не призываем играть в ARG или формировать определенную позицию по отношению к ним, а лишь рассказываем об этом явлении.

Что такое ARG и как в них играют

Постер к фильму «Искусственный разум» (2001) с «точкой входа» в ARG The Beast
Постер к фильму «Искусственный разум» (2001) с «точкой входа» в ARG The Beast

По сути ARG — это интерактивная история, опирающаяся на феномены реального мира. Шон Стэйси считает ARG видом хаотической фикции, игры-импровизации без четкого сценария. Можно сказать, что они геймифицируют саму реальность.

Нарратив в таких проектах называют распределенным или сетевым. Повествование формируют акторы — игроки, их сообщества, гейм-мастера и другие. Поэтому сюжет не подается в готовом и детализированном виде, а через изображения, тексты, видео, аудиозаписи и музыкальные композиции. Аудитория собирает историю из этих фрагментов и в то же время сама формирует и достраивает ее.

Геймплей обычно состоит из решения головоломок и загадок, поиска информации и общения с персонажами. Есть «точка входа» или «кроличья нора» — объект, через который человек включается в ARG: сайт, видео, плакат, стикер на улице или что-то еще. Главное, чтобы игрок получил фрагмент информации, который мотивирует «копнуть» глубже. Часто ARG — это детективы, хорроры и технотриллеры, поднимающие темы искусственного интеллекта, теорий заговора, паранормальной активности, городского фольклора, шпионажа и т.д.

Первым большим ИАР-проектом стала The Beast, созданная, чтобы «прогреть» аудиторию перед выходом фильма Спилберга «Искусственный разум» (2001). Для тех, кто юн, напомним, что картина была посвящена андроидам и обыгрывала сюжет «Пиноккио». Фантаст Шон Стюарт создал сюжет на основе детективной истории, придуманной Джорданом Вайсманом из Microsoft и Эланом Ли. В трейлерах и постерах к фильму были сообщения о некой Джанин Сала, которая являлась «ключом». Интересно, что совсем недавно (в марте 2022) The Beast получила премию Пибоди в номинации «Интерактивная журналистика».

К ARG обращались и создатели компьютерных игр. В 2004 корпорация Гейтса запустила I Love Bees для продвижения Halo 2. ИАР включают и в сами игры. В Oxenfree, посвященной исследованию заброшенного острова, игроки расшифровывали сигналы и собирали результаты в телефонный номер. В Rainbow Six Siege пользователи оказывались в ARG через QR-код и в итоге получали информацию о предстоящем контенте. Один из самых известных примеров — The Portal ARG, появившаяся в игре Portal вместе с обновлением от 1 марта 2010 года.

The Threshold
The Threshold

Другой знаковый проект — это The Threshold, первая в мире event-based ARG. Ее создали по заказу Cisco 3 медиакомпании. Играли сотрудники корпорации, а призом была поездка на Супербоул (Super Bowl), финальную игру Национальной футбольной лиги США (имеется в виду американский футбол, а не привычный нам). Игра настолько понравилась участникам, что позже сделали сиквел под названием The Hunt.

Хотя ARG меньше, чем компьютерных или настольных игр, для многих людей это интересное увлечение: не только для игроков, но и тех, кто их создает. Кроме уже упомянутых, отметим психологический хоррор Local 58, проект Cicada 3301, I'm looking for 3024 people, Black Watchmen, This Room Does Not Exist, No Players Online и другие. Отчасти к ARG можно отнести знаменитую SCP Foundation, поскольку фанаты могут создавать собственный контент в сеттинге.

Культурное и социальное значение

<p>Плакат Art is Resistance, элемент ARG в поддержку альбома Year Zero</p>

Плакат Art is Resistance, элемент ARG в поддержку альбома Year Zero

ARG — это не только инструмент компаний для продвижения своей продукции. Их используют и для художественного высказывания. Так перед выходом альбома Year Zero (2007) группа Nine Inch Nails закодировала пути к сети веб-страниц на своем мерче и распространяла плакаты с лозунгом Art is Resistance («Искусство — это сопротивление»). На концертах находили флэшки с треками из будущего релиза. Все это увеличивало хайп вокруг лонгплея.

Игры альтернативной реальности используют в науке и образовании. Так в 2019 году Университет Чикаго запустил Terrarium. Игра разворачивалась в постапокалиптическом 2049 году, а студентам предлагали справиться с последствиями изменения климата через решение головоломок. Контент Terrarium размещался в групповых чатах и видео. Специально нанятые актеры играли обитателей будущего, отправляющих послания в 2019. В 2007 на базе американских медиакомпаний ITVS и CPB прошла World Without Oil («Мир без нефти») — ИАР, моделирующая будущее в условиях падающей нефтедобычи.

ИАР базируются на принципе this is not a game («это не игра»). Задача — создать в восприятии игрока отдельную реальность, осязаемую и условную одновременно. Психологи и сами игроки часто описывают опыт участия в ARG как лиминальный (пограничный). Он может быть связан с дереализацией и деперсонализацией, а также отрицательно сказаться на ментальном здоровье. Преувеличивать потенциальный вред ARG не стоит, но отрицать полностью тоже нельзя.

В плане визуала и атмосферы многие ИАР близки к эстетикам dreamcore, backrooms, old web (интернет 90-х и нулевых); проектам для PS1, Dreamcast и Nintendo 64; фильмам и сериалам девяностых. Сеттинги и механики здесь редко располагают к созданию красочной графики.

Зачем нам ARG?

Игры альтернативной реальности — ценный кейс для геймдизайнеров, нарративных дизайнеров, сценаристов и всех, кто работает с интерактивом. ARG хорошо показывают, как «цеплять» и стимулировать аудиторию, используя разные медиумы и приемы. Начинающие игроделы могут потренироваться, сделав собственный проект — для начала хватит чата в мессенджере и нескольких друзей тестеров. Да и бюджет не нужен.

Источники:

1414
5 комментариев

Какая же красивая картинка в начале и какая же непонятная хрень внутри, словно трек Оксимирона: genius.com не обойдешься. :)

2
Ответить

*без genius.com

Ответить

И ни слова про Титова

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить