Сквозь года. Прохожу всю серию Call of duty

Как с годами менялась самая популярная FPS-игра и как играется сегодня.

Сквозь года. Прохожу всю серию Call of duty

Предисловие

У меня в планах целая серия постов о Call of Duty и для каждого поста я пройду и опишу одну(за некоторыми исключениями) игру. И еще одно уточнение — я буду проходить исключительно те части, которые выходили на ПК. И проходить буду только одиночную кампанию. Это мой первый опыт по настоящему выйти из режима read-only, так что можно сказать, что именно вы у меня «первые». Важно отметить, что всё сказанное в этом посте и последующих не является истиной последней инстанции и моё мнение может не совпадать с вашим, я только "за" конструктивную критику и диалог. Не стоит ожидать от меня глубокого разбора технических особенностей, эти посты скорее поток сознания и впечатлений от игр серии и попытка напомнить себе и вам, чем же легендарная серия шутеров смогла завоевать сердца многих миллионов игроков.

Начнём.

Моё первое знакомство с серией произошло в январе 2004го года, как раз на мой день рождения, когда мне подарили диск со свеженькой(игра вышла в октябре 2003го) оригинальной Call of Duty. Игра была полностью переведена на русский язык, что меня, как школьника, не могло не радовать. До этого момента мои знания о игре были равны нулю, т. к. интернета естественно не было, а по телеку тогда мне про это не рассказывали.

Но зато у меня уже был опыт прохождения таких прекрасных игр как Return to castle Wolfenstein и Medal of Honor: Allied assault, так что стрельба в нацистов уже успела вызвать привыкание.

Прохождение тогда заняло у меня многие месяцы тяжелого задротства и постоянной прочистки шарика в мышке, будто в нём была проблема моих кривых рук. А сейчас. .

Играть мы ещё не начали, но музыка нас словно уже поздравляет с победой

Нас встречает довольно простенькое даже для 2003 года меню, но с запоминающейся заглавной темой. Для сравнения, в ранее упомянутых RtcW(2001) и MoH(2002) меню были очень интересные.

Меню Return to castle Wolfenstein имеет активную анимацию и в целом выглядит более привлекательно
Меню Return to castle Wolfenstein имеет активную анимацию и в целом выглядит более привлекательно
Меню MoH: Allied Assault выглядит как кабинет, а все предметы/группы предметов интерьера является пунктами меню, кликая на которые вы перемещаетесь к ним
Меню MoH: Allied Assault выглядит как кабинет, а все предметы/группы предметов интерьера является пунктами меню, кликая на которые вы перемещаетесь к ним

Первые проблемы

В игре нет поддержки широкоформатных мониторов, то есть я со своим 1080р использую разрешение 1280х1024 и к тому же окно растянуто на весь экран. Но благо это единственная техническая сложность, встретившаяся мне за время прохождения.

Нас правда просят посмотреть на плакаты
Нас правда просят посмотреть на плакаты

Начав играть, нас отправляют на испытательный полигон, где учат смотреть в разные стороны, ходить, ползать, стрелять, бросать гранаты и устанавливать взрывчатку. Говоря короче — знакомят с интерфейсом и управлением. Хочется отметить, что графика в моей памяти сохранилась более детальной, но возможно так влияет растянутое изображение на 1080р мониторе. Ощутимого качественного скачка по сравнению с шутерами прошлых лет не произошло, но и ладно. Никто особенного этого не ожидал.

Тогда, в 2004ом, меня впечатлили звуки в игре, которые были куда реалистичнее, чем в шутерах до этого. Сейчас же эти звуки всё ещё воспринимаются нормально и кровь из ушей не течет. А вот в той же Medal of Honor звуки автоматических пушек напоминают скорее треск и сейчас это слишком заметно.

Я в целом буду приводить достаточно много сравнений с другими играми, чтобы мои доводы не звучали как пустые восхищенные возгласы или «вздохи разочарования». И да, сравнивать я конечно буду с играми вышедшими в тот же временной отрезок.

Прицеливание

Именно Call of Duty впервые ввела возможность точного прицеливания в шутерах от первого лица, до этого игры могли похвастать только стрельбой от бедра.

Сквозь года. Прохожу всю серию Call of duty

И да, как же это помогает погружению. Не нужно гадать была ли идея добавить эту механику хорошей. Просто посмотрите на современные шутеры и покажите хоть один, где прицелиться нельзя. Даже в Serious Sam 3 добавили прицеливание, хотя в первой части отдачи не было :)

Разрыв шаблона

Чтобы осознать почему этот подзаголовок так называется нужен совсем коротенький экскурс в историю второй мировой. В американскую часть этой истории. (Если лень или неинтересно читать, можете просто продолжить читать после разделителя, ничего важного не пропустите)

Открытие западного фронта одно из важнейших событий этой войны, а американцы вовсе считают его самым важным и переломным. А это самое «открытие» произошло в результате успешного проведения секретной операции Оверлорд. Армии союзников(США, Канада, Великобритания) переплыли пролив Ла-Манш из Великобритании к берегам Нормандии, Франция. И если на большинстве пляжей высадка прошла относительно гладко, то на пляже Омаха произошла настоящая кровавая бойня, где американские солдаты столкнулись с наибольшим сопротивлением нацистов. Высадку на этот пляж мы с вами уже много раз видели в разных интерпретациях в фильмах и играх.

Activision и Infinity Ward оказались в непростой ситуации, ведь они наверняка хотели бы изобразить своё видение этой высадки, но в вышедшей годом ранее Medal of Honor это операция уже была показана и показана хорошо. В лучшем случае разработчики Call of Duty сделали бы тоже самое.

Высадка на пляж Омаха из Medal of Honor: Allied assault
Высадка на пляж Омаха из Medal of Honor: Allied assault

Infinity Ward приняли решение изобразить операцию Оверлорд со стороны высадки десанта в тыл врага, который должен был добраться до артиллерии и зениток, чтобы обезвредить их. В случае успеха, при высадке на пляже Омаха войска получили бы поддержку с воздуха.

Под нашим управлением оказывается рядовой Мартин, американский десантник, не имевший боевого опыта до предстоящей операции Оверлорд. Этим видимо можно объяснить, почему нас «учат» смотреть на плакаты в начале на полигоне. После короткого обучения, перед операцией проводится брифинг, где нам показывают карту прибрежной части Нормандии и описывают наш план действий. Подобное мы уже видели в Medal of Honor, но в данном случае повтор не является чем-то плохим, а наоборот создаёт определенную атмосферу и задаёт серьёзный тон повествования.

Высадка прошла мягко, даже слишком. Словно мы спустились на веревке с вертолёта, а не прилетели на парашюте. Посудите сами

Уии

Тут же первый встречный противник дает нам понять, что враги не всегда куклы ожидающего твоего прихода, а даже немного занимаются своими делами. Игра со старта намекает на стелс, хотя конечно игра совсем не про это.

Да-да, это именно то о чём вы подумали
Да-да, это именно то о чём вы подумали

Дальше размусоливать каждый последующий шаг в игре не имеет большого смысла и я буду останавливаться и отмечать только новое и интересное по мере прохождения. Потому как между «новым и интересным» в основном стрельба, стрельба из пулемета, диалог и загрузочные экраны.

Ощущение собственной беспомощности

Или чувство собственного превосходства. Call of Duty наполнена контрастом этих двух состояний. Ведь ты, новобранец-рядовой Мартин, отметил точку высадки для десанта союзников, перестрелял засевших в укрытиях пулеметчиков. Ты тот самый человек, взявший в руки панцерфауст и уничтоживший вражеский танк. Прорвал практически в одиночку вражеский блокпост, чтобы передать письмо и запросить подкрепление. И всё это в первые несколько дней после высадки.

Обожаю этот момент

Но.. ты не можешь открыть ни одну дверь. Да, это снова та изъезженная тысячи раз тема со скриптами на каждом шагу. Пока ты не сделал шаг в определенную зону — время останавливается, пока не подошли друзья — дверь ты и не откроешь, и приводить подобные примеры можно долго.

Пока не пройдёшь немного вперед, они так и будут лежать

Но также важно понять, что в игре 2003 года это абсолютно нормально, хотя конкуренты в лице того же Wolfenstein позволяли открывать двери без всяких проблем еще в 2001 году. Сейчас это подбешивает, потому что темп игры заметно медленнее современных представителей жанра и бедно обставленные локации пробегаются достаточно быстро, союзники часто не успевают за ГГ. И ты стоишь возле двери и ждёшь, что твой друг любезно отворит для тебя дверь. Но тогда это не слишком сильно ощущалось и Call of Duty смотрелась намного выигрышнее конкурентов в части разнообразия геймплея. Об этом далее.

Несколько кампаний

Ни один конкурент в то время не мог себе позволить сделать игру настолько разнообразной. Infinity Ward изобрели совершенно новую концепцию построения сюжета. Теперь кампания была не одна, а целых 4! Даже для видавшего виды геймера тех времён представить подобное было сложно. Но вот оно. Минуту назад ты сражался за освобождение Франции и вошел в Германию и тут тебя перебрасывают на Восточный Фронт, в пекло Сталинградской битвы в Советский Союз и ты уже плечом к плечу с товарищами-красноармейцами сражаешься против нацистов за родину-матушку.

За 30 секунд до этого пулеметчик расстрелял отступающих союзников

При этом учтите, что разработчики не просто перекрасили союзников и дали нам рескин уже знакомых пушек. Они предоставили нам арсенал, который использовался в красной армии, дали послушать пропаганду про истощенные каналы снабжения немцев и прочий бред тогдашней пропаганды. Вместо винтовки нам вручили патроны для винтовки, мол оружие с трупов собирай.

И такая резкая смена настроения вокруг игрока дарила совершенно новые ощущения от игры, другую атмосферу, что сравнимо с прохождением новой игры. Игроки встретили тепло новую концепцию и разработчики ещё не раз воспользуются этим в последующих частях серии.

Капитан Прайс

Наверное странно приписывать какую-то особую значимость очередному компаньону в игре. Но любители видеоигр со всего мира узнают это имя вне всяких сомнений. Именно в оригинале появился этот усатый и харизматичный мужик с которым мы ещё столько раз встретимся. И именно с ним мы попадаем на одно из самых атмосферных заданий оригинальной игры.

Мужчина в самом расцвете сил
Мужчина в самом расцвете сил

Его усы сопровождают нас в течение нескольких миссий после спасения его из плена, понемногу формирую у нас привязанность к данному персонажу. Если вы каким-то неведомым образом никогда не слышали о Капитане Прайсе, то просто запомните это имя и через несколько постов вы поймете, что всё это не просто так.

Под прикрытием

Северное море, немецкий линейный корабль «Тирпиц». Вы с Капитаном Прайсом, переодевшись в немецких морских офицеров пробирайтесь на линкор.

Подобный характер миссии встречался уже в Medal of Honor, но там мы действовали в одиночку и продержались дольше

Вы должны заложить взрывчатку, вырубить(расстрелять) радары и свалить оттуда куда подальше. Но есть ложка дёгтя, ваше прикрытие продержалось не слишком долго и вам, выполнив задание, придётся с боем пробираться к лодке для последующей эвакуации. Прайс тихо под шумок пошёл куда-то в другом направлении и больше его никто не видел.

Офицер утверждает, что у него настоящие документы. Как и любой другой офицер с настоящими документами

Атмосферу в этой миссии создает всё. Мрачное освещение посреди холодного моря. Противники никак на вас не реагируют, что создает определенный диссонанс. И всё это подкреплено очень настораживающей и напрягающей музыкой. Будто бы каждую секунду все висит на волоске. (так оно и есть)

Добравшись до лодки, вы понимаете, что Прайс не вернется и нужно уходить. Сержант Уотерс вполне спокойным тоном, в быстром темпе заявляет, что Прайса больше нет.

"А жаль, хороший был парень." — Сержант Уотерс

(Но не отчаивайтесь слишко сильно, сейчас же не 2003 год, мы то знаем, что будет дальше)

Танк в игре не про танки

Да, для 2003 это было серьезным нововведением.

Хочешь шутер от первого лица? — покупай игру.

Хочешь поучаствовать в танковом сражении — покупай другую игру.

Хочешь и то, и другое? — покупай Call of Duty!

Удобное управление, отлично ощутимый импакт от каждого выстрела. Да, всего несколько коротких миссий. Но черт возьми, ты едешь и сносишь деревья, танки врагов красочно взрываются. К тому же если не играть на первой/второй сложности, то это определенный челендж, а в детстве так вообще на этой миссии можно было дропнуть игру.

Рейхстаг

Американские разработчики видеоигр опасались показывать штурм рейхстага в своих играх, ведь тогда американский игрок поймет, что это русские поставили точку в битве с Третьим Рейхом. Но ребята из Infinity Ward отрастили себе большие стальные..

Итоги

Подводя итог, в очередной раз возвращаюсь к мысли, что Infinity Ward определенно сделали ставку на игровое разнообразие и их ставка сыграла! Игроки и критики быстро полюбили Call of Duty.

Сквозь года. Прохожу всю серию Call of duty

Глядя на рецензии и быстро растущие продажи, Activision тут же настояли на разработке полноценного продолжения, а сами Infinity Ward разработали и чуть менее чем через год выпустили ещё и дополнение к оригиналу — Call of Duty: United Offensive.

Дополнение является ничем иным, как еще несколькими часами полюбившейся всем игры, что позволило Activision удерживать интерес игроков, пока активно разрабатывается вторая часть.

Именно так и зародилась всем известная серия игр и я с интересом буду проходить каждую последующую и обязательно писать посты подобные этому.

С удовольствием почитаю и пообщаюсь в комментах, а чем вам запомнилась оригинальная Call of Duty?

25K25K показов
4.8K4.8K открытий
11 репост
91 комментарий

Из старых колдушек мне больше понравилась двойка, единичка не так сильно отпечаталась после МоН.

Ответить

Да, MoH отпечаталась в голове намного ярче, у меня тоже :)

Ответить

Первый Modern Warfare был еще лучше двойки. Бесконечная генерация врагов тогда была прорывом, но сейчас это кажется неудачным геймдизайном.

Ответить

Хз, медалька во всем хуже первой колды. После колды в нее возвращаться не хотелось. Там ты как дурак один бродил по мелким коридорам и горел со сложности. А вот в первой колде постановка, твои напарники постоянно рядом трутся, всё взрывается, сценки разные. Крутой аттракцион. Хотя и было пару нуднейших и душнейших миссий в духе медальки - платину взорвать, например или диверсия на корабле - не люблю их.

Ответить

Именно Call of Duty впервые ввела возможность точного прицеливания в шутерах от первого лица, до этого игры могли похвастать только стрельбой от бедра.да ладно? видимо, Hidden&Dangerous 1998 это не шутер от первого лица?

Ответить

В Operation Flashpoint еще. Да и еще можно чет вспомнить)

Ответить

Это говно для задротов. Первая массовая игра с такой механикой - код. Популяризатор.
(я задрот милсимов и есть. H&D и OFP в сердечке, но это реально кал для узкого круга)

Ответить