Великие муки творчества: как Layers of Fear переосмысляет наследие хоррор-серии

И почему новая работа Bloober Team вселяет оптимизм в ожидании ремейка Silent Hill 2.

Великие муки творчества: как Layers of Fear переосмысляет наследие хоррор-серии

Я сижу перед печатной машинкой без малого уже два часа. Пустой лист бумаги вгоняет в апатию, а немногие оставшиеся мысли сплетаются в один тяжелящий сознание клубок.

— Ты должен закончить...

Я это и так прекрасно знаю. Должен... Голос в голове никак не утихает. Будто бесконечно ударяющий по гвоздю молоток или неправильно сыгранная нота разъедают мой разум изнутри. Раз за разом, удар за ударом, всё, о чём я могу думать — моя работа. Я не имею права остановиться. Только не сейчас. Я должен завершить этот текст.

Мазок кистью на пустом холсте

В 2016 году первая часть Layers of Fear заложила фундамент серии психологических хорроров про душевные терзания, муки совести и сложную структуру сознания творческих личностей. Главной особенностью игры стало отсутствие как таковых противников и сражений с ними. Вместо этого игрокам предлагалось взаимодействовать с постоянно меняющимся окружением и пытаться выбраться из ограниченного пространства тёмных коридоров старого особняка.

Тогда разработчикам из польской Bloober Team удалось создать игру, не хватающую звёзд с неба, но уже достойного представителя только зарождающегося ответвления жанра.

Layers of Fear (2016)
Layers of Fear (2016)

Идею собственного хоррора поляки подсмотрели у гения всея игростроя Хидео Кодзимы, а точнее — в его Silent Hills Playable Teaser. В 2014 году Кодзима совместно с режиссёром Гильермо дель Торо под руководством Konami выпустил небольшой играбельный тизер перезапуска культовой истории о Тихом Холме. Это была крошечная демка, необходимая для демонстрации нового взгляда на серию, однако уже она пугала до смерти. Эффект достигался исключительно с помощью атмосферы и чувства «давления стен» в замкнутом пространстве. Подобный концепт со временем приобрёл название «escape room»..

Идея создания психологического хоррора в декорациях гнетущего помещения пришлась по душе не только игрокам, но и многим разработчикам инди-сектора. Так, в ближайшие пару лет после отмены Silent Hills и ухода Кодзимы из Konami на свет появилось несколько похожих проектов. В том числе и один из самых известных — Layers of Fear.

Жуткий коридор из Silent Hills Playable Teaser
Жуткий коридор из Silent Hills Playable Teaser

Оригинальные «Слои Страха» рассказывали историю художника, пытающегося, как он считал, главный шедевр его жизни. В роли обезумевшего живописца игрок должен был ходить по огромному особняку в поисках инструментов для завершения полотна, не только спускаясь в недра поместья, но и всё глубже погружаясь в психическое расстройство творца.

Вторая же часть, вышедшая в 2019-м, попыталась показать душевные переживания киноактёра, тщетно старающегося отыскать собственное «я» в веренице ролей, образов и прожитых на сцене жизней. К сожалению, сиквел получился излишне артхаусным и был не так тепло принят, как работа 2016 года. Большинство рецензентов и простых игроков отмечали излишнюю запутанность сюжета и неясность рисуемых игрой образов.

Несмотря на то, что геймплей в сиквеле стал более комплексным, он оставался лишь завораживающей «художественноё выставкой» с держащими в лёгком напряжении хоррор-элементами.

Великие муки творчества: как Layers of Fear переосмысляет наследие хоррор-серии

Пугающие картины

Перезапуск 2023 года приумножает достоинства оригинальной игры, дополняя уже знакомое полотно выверенными мазками твёрдой руки художника. Вернее, объединяет ранее написанные картины в цельный полиптих, как ни странно, собранный писателем.

Главное нововведение обновлённой Layers of Fear — это добавление в игры серии сюжетно связывающего элемента в лице писательницы, выигравшей литературный конкурс и в награду отправленной создавать дебютный роман в уединении на маяке. К слову, он уже фигурировал во второй части.

Использованное выше словосочетание «игры серии» неслучайно. Layers of Fear 2023-го представляет собой альманах из всех частей серии (включая старые DLC и одно, созданное специально к релизу ремейка), поданных в обновлённом виде и объединённых одной историей. Новый проект Bloober Team является одновременно и ремейком, и перезапуском, и более осознанным взглядом в прошлое с попыткой высказать недосказанное.

Более того, изначально многие фанаты ждали релиза полноценной третьей части. У неё даже было собственное название — Layers of Fears. По крайней мере, игроки думали, что к выходу готовится продолжение. Однако триквел неожиданно оказался ремейком, объединяющим и расширяющим истории всех игр серии вместе, а название потеряло букву «S» на конце.

Великие муки творчества: как Layers of Fear переосмысляет наследие хоррор-серии

И вроде мы получили что-то новое, но в тоже время очень хорошо знакомое. Правда, из-за подобной смены названий возникла небольшая путаница. К тому же кажется, что ушедшая «S» больше подходила итоговому содержанию — если под одной крышей собираются несколько разных историй о психологических расстройствах, то и вызываемый ими страх должен быть не один.

Несмотря на то, что повествовательно Layers of Fear максимально близко повторяет предыдущие игры, введение истории писательницы придаёт уже знакомым сюжетам больше осмысленности, а также, как и обещали разработчики, зацикливает и интегрирует их друг в друга. Проблема в том, что сама по себе связывающий нарратив получился излишне «функциональным». Он представляет куда меньший интерес, чем основной сюжет.

Великие муки творчества: как Layers of Fear переосмысляет наследие хоррор-серии

В остальном «новая старая» работа польской студии не вносит серьёзных изменений в оригинал. В роли художника мы всё также должны пройти шесть глав и собрать шесть важных для завершения полотна инструментов. Каждый из них в итоге помогает завершить начатое, но, что ещё важнее, — рисует картину разрушенной творческими амбициями семейной жизни.

Оригинальное дополнение к первой части ремейк воспроизводит без изменений. Куда интереснее вышло DLC, сделанное специально к выходу переиздания. «Последняя записка» даёт возможность посмотреть на трагедию художника глазами его жены — несчастной женщины, которая оказалась разменной монетой в борьбе мужа с внутренними демонами. Правда, дополнение напоминает, что у любой монеты есть и вторая сторона.

Цепи как метафора скованности тела и разума женщины
Цепи как метафора скованности тела и разума женщины

Этим расширением Bloober Team полностью завершает сюжет оригинальной игры, отвечая на все ранее нераскрытые вопросы и подводя к мысли: как бы дом не выглядел снаружи, только живущие в нём знают, каков он внутри, и каждый из них видит его по-своему. «Последняя записка» — уверенная проба пера перед будущим ремейком Silent Hill 2.

К сожалению, переработанная вторая часть навряд ли может похвастаться подобным успехом. Как минимум потому, что кроме улучшенной графики в ней ничего не изменилось — Layers of Fear 2 остаётся безумно красивой, но излишне запутанной. Что ещё хуже, на этот раз авторы буквально вынуждают проходить её, чтобы узнать, чем закончится история писательницы с маяка. Не самый удачный ход, особенно в связке с отлично переработанным оригиналом.

Вот и получается, что желание перепройти игру ради отдельных нововведений упирается в нежелание сталкиваться со слабо доработанными или вовсе нетронутыми слабыми элементами дилогии.

Подобные сцены завораживают
Подобные сцены завораживают

Художественная техника

К чему в игре не может быть никаких претензий, так это к картинке. Выглядит, звучит и ощущается проект невероятно. Переход на рельсы Unreal Engine 5 поспособствовал появлению настоящего визуального шедевра. Забавно, что столь совершенный с точки зрения картинки движок был выбран основой истории именно про людей искусства. Где, как не в образах беспокойного сознания живописца, демонстрировать достижения подобной технологии?

Отдельного упоминания достойна работа с освещением. Порой игра выдаёт настолько фотореалистичные кадры, что глаз перестаёт отличать изображение на экране от реальности. Что, опять же, вселяет уверенность в качестве ремейка Silent Hill 2. Ведь даже если игра получится не такой пугающей, то точно сможет похвастаться густой атмосферой и завораживающими видами городка, покрытого туманом.

Сравнение графики в оригинальной игре и ремейке на примере одной из начальных локаций

Не обошли изменения и геймплей. Самым ярким нововведением стала лампа. В первой части и дополнении «Последняя записка» она позволяет сражаться с преследующим героя призраком женщины, а также сжигать отдельные предметы для получения вещей и записок, необходимых для прохождения.

Благо, лампа не требует поиска батареек, как фонарик одного писателя из Брайт-Фоллс, а просто перегревается и восстанавливается за несколько секунд. Механика углубляет геймплей и позволяет не чувствовать себя совсем беззащитным, при этом сохраняя саспенс.

В ремейке второй части вместо лампы игрок получает фонарик, который работает точно так же. Правда, он будто вторит артхаусной направленности сиквела. С помощью фонарика можно двигать манекены, расчищать себе путь, открывать двери, а также блокировать огонь или газ. Порой столь частая необходимость использования фонарика лишь вызывает неудобства, а не разнообразит игровой процесс.

Невооружённым глазом можно спутать с реальной фотографией
Невооружённым глазом можно спутать с реальной фотографией

В остальном классический игровой процесс с хождением по видоизменяющимся комнатам и постоянной игрой с перспективой новшеств не приобрёл. Где-то добавили ящик с замком, где-то оставили записку или переставили предметы местами — мелочи, на которые вряд ли будешь обращать внимание.

Несмотря на очевидные достоинства, Layers of Fear образца 2023 года остаётся неоднозначным проектом. С одной стороны, перед игроками предстаёт качественный сборник ремейков, приведённых «к общему знаменателю» и тем самым сшивающихся в единое художественное произведение.

Однако с другой — глобальных нововведений оказывается не так много, чтобы заставить игрока запоем перепроходить две игры. Если вы уже знакомы с серией, делать это стоит разве что ради невероятной картинки и небольших вкраплений нового сюжетного контента, «размазанного» по игре.

Вопреки ожиданиям фанатов, Bloober Team не выпустила третью часть «Слоёв Страха». Вместо этого польская студия подарила необычный «опыт взаимодействия» с хорошо знакомым «старым». И, что не менее важно, смогла продемонстрировать свою готовность к работе над ремейком второй части Silent Hill. Что, в общем-то, сложно назвать неудачей.

Текст написал Сергей Киташов для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!

8181
11
14 комментариев

как Layers of Fear переосмысляет наследие хоррор-серииНикак, все та же унылая ходьба.
И почему новая работа Bloober Team вселяет оптимизм в ожидании ремейка Silent Hill 2.Не вселяет.

24
Ответить

Никак, все та же унылая ходьба.Зашёл сюда с этими мыслями. Я канеш в принципе не оч любитель этого жанра, но каким-то чудом LoF прошёл от и до, т.к. было очень скучно и решил глянуть, чо там все хайпуют. Не понял. Очень, очень унылое.

Ответить

Жаль конечно что обсервер в плане психологии и эффектов уже будет сложновато им переплюнуть

7
Ответить

Да, обсервер, кажется, был вершиной их мастерства построения хоррор атмосферы. Но кто знает, очень хотелось бы, чтобы переплюнули

1
Ответить

Их лучшая работа это Observer. Имхо.
Всё остальное очень предсказуемые и не шибко выразительные "попугашки" для впечатлительных.
https://www.youtube.com/watch?v=09PZc7i9J6M

3
Ответить

На самом деле довольно сложно с этим утверждением спорить

Ответить

как раз гуляю потихоньку. я пробовал только первую часть и то до конца тогда не прошел, не помню почему. но эта часть мне нравится! во первых тут сразу две части, а плюс с писательницей, так считай что и сразу три! картинка топчик, атмосфера жуткая хоть и предсказуемая. но когда ты идешь по коридору и внезапно происходит чертовщина, ты поварачиваешься, а сзади уже нет той двери через которую ты зашел, то это все таки вызывает мурашки :) еще наконец добавили отображение рук и ног персонажа, а не невидимый призрак как раньше. пусть и условно, но теперь хотя бы ощущаешь что играешь "живым" человеком! ну и для братьев украинцев тоже праздник - в игре полная украинская локализация субтитров! :) это приятно. так что как стильный хоррор на пару вечерков - вполне пойдет! не удивлюсь даже если когда нибудь какая нибудь киностудия нишевых ужастиков, купит права на экранизацию :)

2
Ответить