{"id":3840,"url":"\/distributions\/3840\/click?bit=1&hash=bd55d0f959e6c648afddb158e835dd3d9b0bc19541f5f0614b0a4f5211d5978d","title":"\u041a\u0443\u0440\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0434\u0430\u0432\u043d\u043e \u043c\u0435\u0447\u0442\u0430\u043b \u043d\u0430\u0440\u0438\u0441\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u0432\u043e\u044e \u0438\u0433\u0440\u0443 \u0438\u043b\u0438 \u043c\u0443\u043b\u044c\u0442\u0438\u043a","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e \u043c\u0435\u043d\u044f","imageUuid":"ec453eee-3dd1-5815-b9ed-746d6414f7d9","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Леонид Мойжес

Старые короли: обзор Crusader Kings III Статьи редакции

Удачная попытка Paradox Interactive привлечь новичков.

1 сентября на ПК выходит Crusader Kings III, продолжение одной из флагманских глобальных стратегий Paradox Interactive, посвящённой Средним Векам. Вся серия напоминает другие «исторические» игры студии, но с оговоркой: внимание в ней сосредоточено не на странах, а на феодальных династиях.

Под командой игрока в каждый конкретный момент — могущественный аристократ с собственным характером и параметрами, владениями и ресурсами, друзьями и врагами. Crusader Kings полушутливо называют «средневековыми Sims», и в третьей части элементов Sims стало больше. Но обо всём по порядку.

Симулятор феодала

Действие свежей игры разворачивается на протяжении большей части Средневековья: самая ранняя стартовая дата — 867 год, а заканчивается история в 1453-м. География охватывает Европу, Ближний Восток и Среднюю Азию вплоть до запада Китая, Тибет, Индию, Северную и часть Чёрной Африки, Юго-Восточную Азию.

По сравнению с предыдущей частью территории увеличились, — в первую очередь, за счёт земель к югу от Сахары и к востоку от Индостана — но в общих чертах карта осталась прежней. Поменялся скорее масштаб: некогда единые графства разделили на отдельные владения. К счастью, до мелкой «нарезки» из Imperator: Rome не дошло.

Каждая названная территория — независимое государство. Но играть можно и за вассалов внутри страны

На этой территории раскинулось множество стран и народов со своими культурами, религиями и формами правления. Всего в новой игре пять типов государств. Феодальные, охватывающие Европу и Индию, племенные, объединяющие технически отсталые народы, от Ирландии до границ Китая, клановые — мусульманский аналог феодализма, а также неиграбельные теократии и торговые республики. У каждого типа правления свои особые правила, но в общих чертах они работают одинаково.

Под командой игрока — правитель, владения которого варьируются от одной провинции до целой империи. Как и остальные игры от Paradox, CK3 ассиметрична: вы можете начать за правителя половины каролингской империи, или за вождя маленького африканского племени. После смерти героя игра продолжается за его наследника, если он принадлежит к прежней династии. А если династия прерывается — вы проигрываете.

Война за Англию, одна из рекомендуемых стартовых игр. На выбор есть Вильгельм Завоеватель, его противники в Альбионе или скандинавские короли

У каждого правителя есть собственные черты вроде «жестокий», «умный» или «гневливый». Они определяют значения игровых параметров, открывают уникальные действия в ходе случайных событий и влияют на не появлявшуюся раньше механику стресса.

Совершая неприятные правителю вещи, например, отпуская пленников, будучи жестоким, игрок рискует тем, что его правитель накопит стресс и впадёт в запой или депрессию. С другой стороны, приятные для правителя решения, в данном примере — пытки и казни, стресс снижают.

Вот, например, английский король Гарольд Годвинсон: горделивый, амбициозный и несправедливый. Зато физически крепкий, наблюдательный и хорошо организующий солдат

Кроме того, у любого феодала есть владения и вассалы. Земли приносят деньги и воинов, позволяющих захватывать новые территории. Просто так напасть на соседа нельзя из-за механики Casus Belli, требующей, чтобы войны оправдывалась теми или иными причинами.

Впрочем, причин для кровопролития тут немало. Христиане и мусульмане вольны атаковать иноверцев в любой момент, племенные народы, ещё не дошедшие до феодализма (вроде викингов или ирландцев), нападают вообще на кого угодно — и всем доступны Casus Belli, возникающие через династические браки или специально созданные советниками. Существуют и другие причины для конфликта, связанные с конкретными религиями, культурами и технологиями.

У приносящих кровавые жертвы скандинавских язычников есть специальный Casus Belli: напасть на соседа, чтобы захватить пленных

Кроме денег и воинов, базовых ресурсов в игре два: престиж (Prestige) отражает славу феодала, благочестие (Piety) — его религиозность. Как у денег, у них множество отдельных применений. Но в целом престиж требуется для «феодальных» действий, к примеру, для предъявления претензий на землю соседа, а благочестие — для «религиозных», вроде объявления священной войны.

Все эти механики тесно переплетаются с RPG-элементами. Кроме черт характера заслуживает упоминания система отношений. У каждого персонажа есть мнение о любом другом. По умолчанию оно складывается из общих соображений, — таких, как религиозные и культурные различия, а также черт вроде «Красивый». Но серьёзно модифицируется случайными событиями и сознательными действиями: подарками, попытками подружиться, соблазнить или оскорбить. По сравнению с предыдущей частью, возможностей повлиять на отношения теперь больше, но случай по-прежнему играет немалую роль.

Героям доступно два типа «схем»: враждебные, вроде убийства и шпионажа, и персональные, позволяющие подружиться, очаровать или соблазнить другого персонажа

Отношения влияют на многие аспекты игры. Недовольные сюзереном вассалы поднимают восстания или присоединяются к заговорам, а верные подданные или симпатизирующий сюзерен облегчают жизнь.

На эту базовую схему, сохранившуюся без особенных изменений ещё с первых Crusader Kings, накладывается множество механик, систем и опций, отражающих различные аспекты жизни в Средневековье: исследование технологий, династические отношения, религии, заговоры, пиры, набеги и, конечно, Крестовые походы. Некоторые из них повторяют то, что было в CK2, а некоторые — уникальны.

Дела духовные

Две игровые механики, на которых разработчики сосредоточили больше всего внимания (и вполне справедливо) — религии и развитие персонажей. Именно тут фанаты предыдущих частей увидят больше всего изменений, скорее — в лучшую сторону. Кроме того, по этим механикам отчётливо видно стремление разработчиков сделать максимально упорядоченную и дружелюбную к новичкам игру. Впрочем, последнее им удалось лишь отчасти.

В Crusader Kings III существуют «религии», вроде христианства, ислама или буддизма, делящиеся на отдельные «веры»: православие, суннизм, махаяна и так далее. Некоторые религии, например, различные формы язычества, сводятся к одной вере, у других присутствует множества вариаций.

Карта европейских религий через 150 лет после начала игры

Но каждая вера организована по единой схеме, строящейся вокруг трёх Догматов (Tenets) и Доктрин (doctrines). Доктрины — что-то вроде «ответов на ключевые вопросы». Есть ли у учения лидер или нет? Воспринимают ли его последователи себя хранителями единственной истины или проповедуют терпимость? Какими правами обладают женщины? Как религия относится к колдовству или супружеским изменам?

Догматы — частные особенности, выбирающиеся из длинного списка. Некоторые дают всем последователям религии пассивный бонус, другие открывают новые возможности и даже маленькие «мини-игры». Тут есть и человеческие жертвоприношения, и почитание природы, и ритуалы искупления грехов и многое другое.

Чтобы отразить специфику ирландского христианства, разработчики превратили его в отдельную веру, не входящую в католичество

Список Догматов универсален, но некоторые исторические религии входят в игру с собственными названиями и описаниями этих особенностей. К примеру, в балтийском язычестве догмат «Священное материнство» переименован в «Священные Бани». Но механически разницы между ними нет.

Накопив определённое число Благочестия, игрок волен реформировать свою веру, изменяя Доктрины и Догматы. Чем больше изменений, и чем они радикальнее, тем «дороже» реформа. Присутствуют весьма экзотические варианты. Обожествляющие природу астрологи-каннибалы? Пожалуйста. Одержимые едой и сексом воинственные гедонисты? Нет проблем. Конечно, не все сочетания показателей одинаково полезны, но вариаций очень много.

Князь Рюрик готовится отказаться от скандинавского язычества в пользу религии, запрещающей своим последователям любые блага цивилизации, включая одежду

После создания веры персонаж игрока, лояльные вассалы и члены семьи переходят в новую традицию, а окружающие начинают смотреть на бывших товарищей как на еретиков, если те не взяли специальные Догматы. Одно из главных следствий новой системы — исчезновение скучных ересей, вроде лоллардизма, которые работали как ослабленная и лишённая преимуществ версия католицизма.

Кроме того, используя эту схему, разработчики создали кучу языческих религий и учений, каждое — со своими сильными и слабыми сторонами и предпочтительным стилем игры.

Религиозная карта Африки на старте

Жизненный Путь

Другая важная механика — развитие персонажа. Как и в предыдущей части, каждый герой Crusader Kings 3 описывается пятью параметрами. Дипломатия улучшает отношения. Воинское мастерство увеличивает численность солдат и их эффективность в бою. Умения Сенешаля повышают доходы. Интриги используются для заговоров вроде тайных убийств и соблазнения. Образованность приносит Благочестие, ускоряет рост технологий и снижает цены реформ.

Но поменялась система развития персонажей. Взяв нового героя, игрок выбирает ему жизненный путь, связанный с одним из атрибутов. После этого он время от времени получает перк из одного из трёх наборов, связанных с избранным путём. Например, в рамках Дипломатии есть путь Августа, идеального правителя, Патриарха, лучше всего контролирующего собственную семью, или Дипломата, эффективно заключающего сделки с соседними правителями.

Три военных пути, дающие преимущества к командованию, организации армии или личному воинскому мастерству

Перки дают не только пассивные бонусы, но и принципиально новые возможности. Например, упомянутый выше Дипломат умеет заключить союзы, не скреплённые династическим браком — очень ценная способность, если близится война, а детей и внуков, чтобы отправить к соседям, нет. Благодаря этому стиль игры за персонажей с разными жизненными путями серьёзно различаются.

Похожим образом «прокачивается» и вся династия, для которой берутся перки из собственных наборов, повышающих те или иные параметры каждого представителя вашей фамилии. Благодаря этому персонажи из по-настоящему старого и многочисленного рода существенно лучше, чем безродные выскочки.

Взять все черты династии за одно прохождение тяжело, хотя и возможно

Давние фанаты серии отметят, что в механики веры, развития династии и жизненных путей разработчики свалили множество опций, которые до этого были раскиданы между уникальными чертами культур, религий, тайных обществ или законов конкретного государства.

Теперь более постоянные характеристики ваших персонажей и их владений, вроде прав женщин, связаны с верой, а уникальные особенности правителя — перки жизненного пути. Это заметно облегчает понимание того, что можно делать и к чему стремиться, но иногда смотрится немного искусственно или просто противоречит реальной истории.

Кроме того, в системе веры разработчики почему-то остановились в одном шаге от того, чтобы создать систему нормальных религиозных реформ. Если бы изменения догматов и доктрин инициировали не только светские правители на своей территории, но и, собственно, религиозные лидеры, реагируя на какие-то триггеры и меняя веру по своему миру, Crusader Kings III совершила бы настоящий прорыв в реализме и точности изображения религии в глобальных стратегиях. Но этого не случилось. Может быть, разработчики планируют добавить такую опцию в DLC вместе с играбельными теократиями.

Война

Тут разработчики также пытались создать простую базовую механику, а затем добавить к ней нюансов. Основу армии составляют два типа солдат. Levies — безликие массы ополченцев, которых собирает феодал со своей территории. Рыцари, или их аналоги, вроде Чемпионов и Богатырей — персонажи-придворные, присоединяющиеся к армии.

Общая численность простых солдат, список чемпионов, перечень отрядов retinue

Пусть даже в большом королевстве вряд ли наберётся больше 20 рыцарей, они существенно влияют на соотношение сил. Войско с большим числом levies, но уступающее в количестве и навыках рыцарей, скорее всего, проиграет. Но будучи персонажами, эти герои рискуют погибнуть в сражении, а найти новых без потери в качестве непросто.

Между levies и рыцарями находится retinue, особые отряды, которые феодал нанимает и поддерживает, выплачивая деньги или, в случае с племенными государствами, престиж. Копейщики, лучники, кавалерия, боевые слоны — всё это retinue. Кроме постоянных групп присутствуют отряды наёмников, заключающие временные контракты сроком на 3 года.

Уникальный вариант лучников, доступный некоторым северным народам: лесные стрелки

Каждый тип воинов имеет преимущество против levies или других retinue, «любимые» виды местности и собственные характеристики. Всё это призвано заставить игрока не просто давить врага числом, а собирать армию, заточенную под его местность и конкретную войну.

До определённой степени задумка работает: на ранних этапах, преимущества, которые дают retinue, приносят победы над численно превосходящими армиями, давая почувствовать себя протагонистом «300 спартанцев».

К несчастью, ИИ, по крайней мере, на стандартном уровне сложности, пользуется хуже — он плохо выбирает поля сражений и не перестраивает retinue под армию врага. Так что игроку нет смысла сильно беспокоиться из-за состава вражеской армии, если она в целом меньше, а в его собственной армии вообще есть кто-то, кроме ополченцев.

Гораздо более серьёзная проблема войны — интерфейс. По моделькам войск на глобальной карте часто промахиваешься, выбор одного отряда из нескольких, стоящих в провинции, сделан неудобно. В игре в реальном времени, пусть и с паузой, это чревато серьёзными проблемами.

Кроме того, разработчики ввели в игру механику автоматического прогнозирования исхода битвы. Если в какой-то провинции близится сражение, на экране появится иконка, обозначающая шансы на победу. Если навести на неё курсор, вам покажут подробный разбор всех факторов, влияющих на победу: численный перевес одной из сторон, география, лучший командир, соотношение retinue и так далее.

Но по неизвестной причине, показывая правильные факты, ИИ то и дело неадекватно оценивает исход битвы, пророча разгром там, где победа гарантирована, или, наоборот, усыпляя вашу бдительность. Со временем приучаешься смотреть на собранные факторы, а не на их анализ, но проблема остаётся. Попытка Paradox упростить ситуацию для игроков обернулась тем, что игра запугивает на ровном месте.

Технологии

Система технологий серьёзно изменилась по сравнению с предыдущей частью — теперь она завязана не на конкретные провинции, а на культуру. Всего в игре несколько десятков технологий, разделённых на четыре эпохи: племенной период, ранее, высокое и позднее Средневековье. Технологии открывают новые дипломатические опции, типы retinue, формы наследования, или дают пассивные бонусы.

Каждая культура, вроде франкской, польской, тибетской, ирландской или любой другой, исследуют технологии отдельно и без оглядки на политические границы государств. Прогресс в каждой технологии растёт сам по себе, в зависимости от развития провинций, принадлежащих культуре, и модифицируется разными факторами, вроде наличия соседа, уже открывшего этот секрет.

Кроме того, Глава Культуры, самый могущественный правитель этого народа, определяет, какая технология «завораживает» культуру, ускоряя её исследование. Но в целом рост технологий — процесс пассивный, в краткосрочной перспективе повлиять на него невозможно.

Карта культур

Кроме общих открытий есть изобретения, уникальные для конкретных культурных групп: боевые слоны в Индии, Реконкиста в иберийских странах, уникальные феодальные отношения в Германии. Проблема с этими технологиями в том, что они выглядят очень ассиметрично. Драккары, позволяющие не только плавать в заморские страны, но и грабить их, полностью определяют тактику скандинавов, давая уникальный опыт, но большинство особых изобретений просто открывает особые типы retinue или дают пассивный бонус.

Порой кажется, что разработчики отнесли какую-то вещь к открытиям просто потому, что не знали, как ещё её отразить, и чувствовали, что просто пропустить такое важное понятие, как, к примеру, «Реконкиста», нельзя. Скорее всего, список изобретений будут расширять через DLC, но пока он выглядит маленьким и неравномерно проработанным.

Неудачи

Проблема, которая бросается в глаза сразу — интерфейс. В Paradox постарались упростить его по сравнению с предыдущей частью и ввели интерактивные подсказки. Но многие вещи всё равно очень сложно найти, в том числе и достаточно важные — вроде подробного описания вашей системы наследования.

Другой недостаток — отсутствие нормального флота. В CK3 любой отряд просто «переходит» на море, автоматически погружаясь на корабли за небольшую оплату. Морских сражений нет. Это облегчает логистику, но в приморских и островных регионах войны превращаются в «салочки» между армиями. Солдаты ИИ регулярно погружаются на корабли, когда к ним приближаются ваши воины, и выгружаются в другом месте, откуда тоже уходят, когда вы подходите близко.

Армия любого размера способна практически в любой момент перейти с любой из этих провинций в море и уплыть

На островах вроде Ирландии такие «хороводы» продолжаются месяцами, без единого захвата города или битвы. Хотя время работает против ИИ, так как каждая погрузка стоит денег, маленькая война легко растягивается на много игровых месяцев и реальных часов. При этом нельзя даже ускорить ход времени, так как приходится постоянно командовать солдатами.

Наконец, не обошлось без стандартной для Paradox проблемы: очень многое оставляют на DLC. Да, Crusader Kings III не производит столь же «пустого» впечатления при попытке поиграть за какую-либо нацию, кроме «топовых», которое возникало от «ванильных» Hearts of Iron IV или Imperator: Rome. Но стремление разработчиков сделать «задел на будущее» чувствуется.

У некоторых племенных культур уже сейчас существуют уникальные системы наследования, открывающиеся при достижении королевского титула. У скандинавов это тинг

Технологии, наборы юнитов, системы правления и наследования, неиграбельные торговые республики и теократии, малое число случайных событий, большинство из которых повторяет предыдущую часть — всё это вызывает ощущение, что игра задумана «на вырост».

Характерно, что вопреки заверениям Paradox об особом внимании к Чёрной Африке, почти все случайные события из этого региона полностью повторяют западноевропейские, просто заменяя титулатуру. Даже музыкальные темы меняются не во всех больших регионах.

С этим связана другая проблема, с которой столкнутся опытные игроки: разработчики, в сущности, добавили не так много вещей по сравнению с тем, как выглядела вторая часть, если поставить на неё все DLC. Добавилась система династий, древо перков и создание новых религий, причём последняя система во многом повторяет механику реформирования язычества в CK2. Зато исчезло несколько привычных элементов: тайные общества, эпидемии, торговые маршруты, уменьшилось число форм правления.

Разработчики так и не решили целый ряд старых проблем. По-прежнему нет морских боёв, о которых просили много лет. Вернулись старые проблемы со сложным переплетением войн и альянсов: игрок внезапно вынужден сражаться с многотысячной армией, даже не подсвеченной как враждебная, потому что её сюзерен объявил войну союзнику того феодала, земли которого игрок пытается захватить. Если вы не поняли, как это работает — всё в порядке, в игре тоже непонятно.

Crusader Kings III — неплохая «точка входа» в мир стратегий от Paradox. Если вы давно присматривались к их сериям, но не решались попробовать из-за высокой сложности и ценника на игру со всеми DLC, то сейчас есть шанс. Несмотря на огрехи интерфейса и местами путаную дипломатию, пришедшую из старых частей, игра дружелюбнее к новому пользователю — как на уровне управления и подсказок, так и на уровне механик.

Много вещей стандартизовано и облегчено, иногда даже в ущерб исторической достоверности, но зато к удобству игрока. Война, построение отношений с другими персонажами, интриги, развитие технологий заметно упростились, но остались интересны. Отдельно стоит похвалить три принципиально новые системы: создания и реформирования религий, развития династии и жизненных путей. Они добавляют игре глубины, при этом не перегружая ненужными деталями.

В то же время опытные игроки будут слегка разочарованы, потому что изменение графики и интерфейса не скрывает, что разработчики добавили не так уж много контента по сравнению с максимально «прокачанной» CK2. Остались проблемы, о которых авторам говорили годами, вроде отсутствия морских сражений или очень примитивной даже для симулятора Средних Веков торговли.

Но саму формулу Crusader Kings сохранили, и можно не сомневаться, что со временем игра обрастёт дополнительным контентом, как повторяющим старые DLC на новый лад, так и принципиально новым. А стоит ли это покупать — зависит, в первую очередь, от ваших личных взглядов на дополнения вообще.

0
202 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Darkusoid

Можно ссылку?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Громкий франт

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рик

Стратегии Paradox - как хорошее вино, им нужно 4-5 DLC что бы "настояться" потом можно будет с удовольствием пробовать) 

Ответить
Развернуть ветку
Клуб фанатов Billie Eilish

нет не нужны. Вон Рим спустя пол года уже отличным был. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
SuxoiKorm

CK2 на старте шикарно игрался, намного лучше того же Рима на старте. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр

Можно уже сейчас пробовать и получать удовольствие (точнее завтра). Если жить не получается без такого важного контента, как тайные общества - можно вернуться в СК2, поиграть немного. А так лучше окунуться в новую игру, принять её как отправную точку, а дальше уже радоваться каждому ДЛС, который улучшает эту игру.

Ответить
Развернуть ветку
Aventar

Не соглашусь. На старте играть так же интересно, просто со временем подвозят новые игрушки и есть шанс возвращаться в игру снова и снова.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Женька Белоусов
Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Hats

История про Карла Великого, французские сосиски и Папу Римского просто до слез.

Ответить
Развернуть ветку
Михаилъ Акимовъ

Ну или вот тоже
https://www.youtube.com/watch?v=7WmOyS1fksk

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Роман Величкин

Этот чел великолепен) 

Ответить
Развернуть ветку
Sanya Yakob

Блин, от чего мне не хватает как консольному игроку, так это стратегий. В стиме есть все части тотал варов и стратегий от парадоксов. С удовольствием бы засел в 3 крусадер на часов 8)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Tkachenko

То есть на туториал? )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Максим Зекунов

Консольные ЦПУ текущего поколения не рассчитаны на нагрузки глобальных консолей. Ну и трудно представить, как надо адаптировать интерфейс к геймпаду. Вон сталларис выпустили обрезком, разве что, так до сих пор по патчам не могут догнать. Наверное, из-за особенностей оптимизации.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Darkusoid

Стелларис?)
А вообще я на пк только в стратегии играю, все остальное на консольке)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Родин

На консоли играть в стратегии, ну такое

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ivan Rybkin

Ты хотел сказать 8888?

Ответить
Развернуть ветку
FlyTroll

ну цива есть же в нее играй

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ярви

Я человек простой: вижу обзор парадоксодрочильни - ставлю лойс

Ответить
Развернуть ветку
Максим Зекунов
Но по неизвестной причине, показывая правильные факты, ИИ то и дело неадекватно оценивает исход битвы, пророча разгром там, где победа гарантирована, или, наоборот, усыпляя вашу бдительность.

Та это же знаменитые КУБИКИ

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Мойжес
Автор

Я тоже грешил на кубики, но тогда бы я и сам не мог предсказать. А так получается полная шиза: мне ИИ показывает факторы, я на их основании понимания, что выиграю (и реально выигрываю), а при этом иконка всю дорогу сигнализирует "паника, бежим, мы все умрём". Может конечно мне просто везло. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ivan Rybkin
флота нет

Большое длс чую я

Ответить
Развернуть ветку
Егор Гомзяк

Его и в прошлой части, как такового не было. Да и не то что бы он нужен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Клуб фанатов Billie Eilish

Cum people

Ответить
Развернуть ветку
Энри Койнов

Будет 100500 длс от параходов за 9.99 по типу "10 женских портретов вы будете ржать". Ждём первое большое ДЛС и покупаем со спокойной душой короче

Ответить
Развернуть ветку
SuxoiKorm

Первое большое DLC входит в Royal Edition, можно уже сейчас взять и как только оно выйдет будет доступно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
SuxoiKorm

Я сижу и считаю часы до запуска. Отпуск уже начался, так что думаю как станет доступно просижу до утра в первой партии. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Зеленый теркин30см

Очень хотелось красиво закончить свое знакомство с СК2, которое началось в прошлом декабре, к выходу новой игры. Решил в третий раз пробежать марафон с 769 до 1453 года, начал племенным вождем где-то в Моравии... сумел выбить сначала баварское герцогство, потом королевский титул, потом впервые посадил в Ватикане на престол собственного карманного антипапу, потом создал HRE и реформировал законы престолонаследия под себя (кто знает, в чем соль наследования в Священной Римской и каким образом можно поменять их на что-то удобоваримое, поймет, как я радовался, когда наконец план длиной в несколько поколений увенчался успехом), потом... Потом понял, что  играть еще 200 с лишним лет осталось, а уже скучно: весь мир объединен в союзы, которые сдерживали бы агрессию, и война за любой мелкий регион сейчас просто превратится в очень длинную и унылую борьбу со всеми соседями разом.

С другой стороны, есть стимул пока не париться, все равно первую неделю купившие на старте будут воевать с багами и ждать патчей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ursus Mursus

Ну, судя по стримам особо багов не видно. Есть, конечно, но в глаза не бросаются, вылетов ни у кого не видно.

А когда мне скучно и не с кем воевать, я провоцируют большую гражданскую войну внутри государства :) 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений Клочков

Если этот сейв перекинуть в Европку - это будет мегамонстр, который все сожреть

Ответить
Развернуть ветку
Yasaf

Меня немного триггерит, (кроме вырезания некоторых механик и отсутствие флота) огромная мать его Африка да там королевств и империй большей чем в восточной Европе и Скандинавии вместе взятых. Поймите меня правильно, этот регион, по крайне мере западная и центральная Африка, не играли никакой роли в исторический промежуток игры. Да бля, ладно мне не хватает провинций в Европе в разных местах, но бля нах нужна Африка, хоть Японию добавили бы ебановрот

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
XDanilaaX

Тоже бесит... Ну как в наше толерантное время не добавить золотую и проработанную африку-то?

Ответить
Развернуть ветку
Duck Dick

Нахуя нужны авторы китайских мультиков-то в этой игре? Только для фанатов этих мультиков

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Этнический Мурод

Чтобы играть реально нужно быть сверхразумом, половину терминов и названий в обзоре я прослушал на уроке истории :с

Играл только в ЕU4 и HOI3, даже разобрался, но только на уровне механик, без какого либо  контекста в плане "шарить за исторические события" - не так увлекает, максимум можно родить идею "захватить Гитлером весь мир", ну вы поняли. 

Ответить
Развернуть ветку
Porcelain Rat

HOI3 сильно сложнее, чем CK2. У CK2 проблема разве что в неинтуитивности. Игрок ожидает от неё стратегию, а она по факту симс+рпг.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Энри Койнов

Как раз хороший повод подтянуть

Ответить
Развернуть ветку
Никита Марков

Вообще нравятся когда разработчики фокусируются на "фан" элементе, а не "наебашить компьютерного болвана" элементе.
 Вот всякие мелочи вроде "Обожествляющие природу астрологи-каннибалы? Пожалуйста. Одержимые едой и сексом воинственные гедонисты?" особо не влияют на шансы именно "победы", но когда их достаточное количество, сам процесс становится целью, я часто играл не столько ради того что бы покрасить карту, сколько ради "насколько я могу упоротся что бы не умереть, хотя можно и умереть если это будет достаточно абсурдно и забавно".

Ответить
Развернуть ветку
Линейный бас

На эти темы они ещё в стелларисе подсели, тут развили и углУбились. Это хорошо! 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Solt Drum

Для меня CK, Europa, HoI как Eve online, читать про нее одно удовольствие, а самому залипать, разбираться во всех механиках:

Ответить
Развернуть ветку
Влагалище Девушки

Да там не так сложно, на самом деле. Просто за раз может не всё освоишь.

Ответить
Развернуть ветку
Долгосрочный Даниль

Это первый обзор на глобалку, который я осилил. Читать было очень интересно.
Однозначно буду стремиться к этой игре, спасибо!

p.s.: а еще в STEAM вышла Combat Mission Shock Force 2.

Ответить
Развернуть ветку
Petr Z fIrst

Помню очень любил в своё время такую игру - Knights of Honor. Ко вторым СК присматривался но так и не решился, третья часть давно в вишлисте, ее наверное все же попробую. Не знаю насколько зайдёт, конкретно от парадоксов играл только в Стелларис.

Ответить
Развернуть ветку
Ursus Mursus

Knights of Honor 2 должна в ноябре этого года выйти, вроде.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Юрий Прошин

А как решается вопрос продолжительности партии? Мне очень не хочется пробовать эту серию игр из-за того, что нельзя поиграть 1000-1500 лет, дожить до, например, танков и ядерных бомб.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Миронов

это не казуальная цивка, про исторические декорации, это попытка симуляции исторического периода, про танки играй в хои

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Йозеф Кома

Ну тогда эта игра не для тебя.

Ответить
Развернуть ветку
Ростислав Косякин

Ещё не прочитал, но хочу задать вопрос: кочевники имбовые?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Мойжес
Автор

Да, там больше нет кочевников как отдельного устройства государства. Есть уникальные retinue - конные лучники. Они неплохи, но поскольку это retinue, больше нельзя всю армию на них набрать. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
SuxoiKorm

Так вроде не будет спец. механик для них, пока что. Хотят их совсем заново сделать. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Svetlov

Выпилить религию и нести всем просвещение (насильно, конечно же) по прежнему нельзя?

Ответить
Развернуть ветку
SuxoiKorm

В каком смысле выпилить? 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Итан Хейм

После обзора стало настолько интересно, что пошёл в стим и купил игру. Теперь тоже считаю часы XD

Ответить
Развернуть ветку
Петр Сапожников

Сколько примерно времени тратится на обучение? Не обучение всем-всем премудростям, а чтобы начать полноценно играть, а не рыскать по интерфейсам.
Сколько времени в среднем занимает одна партия?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Мойжес
Автор

Мне сложно наверняка сказать про обучение, потому что я играл в Crusader Kings 2, а они очень похожи. Но я бы сказал, что за один вечер, по крайней мере, более дефолтные нации (феодальные европейские страны) можно освоить на том уровне, чтобы за них спокойно играть, если не ставить себе слишком сложные задачи. 
Партии, если играть от стартовой даты до самого финала, довольно большие. Где-то за 20 часов я прошёл от 843 до 1000 (финал - 1450-е), при том, что я спешил.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
FlyTroll

Хочу вкатиться но боюсь

Ответить
Развернуть ветку
SuxoiKorm

Не бойся, можно в геимпассе попробовать

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Madzai Sa

Насколько будет сложно разобраться если в основном играл в ХоИ и Стелларис? В ЕУ сильно меньше, а СК2 открыл и закрыл потому что после 15 DLC там вообще ничего не понятно и во что собственно играть - в евгенику или все же в прокачку своих владений на пару с "аватаром"? Я так понял в этой части фокус немного сместился с твоего перса\наследника на династию в целом?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zagrebelsky

Не сложно, пробуй)

Ответить
Развернуть ветку
Dream

Я тоже пытался после успешного знакомства в ХоИ4 и Стелларис распробовать СК2, и после пары часов закрыл и не открывал. Интерфейс был монструозен.

Если судить по видосам, СК3 намного более дружественен с т.з UI. 

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Мойжес
Автор

Они попытались, на мой взгляд, не безуспешно, сделать более интуитивную штуку. 

Ответить
Развернуть ветку
Роберт Депримов

Одна из самых легких игр пароходов.
Я залетел туда перед двумя последними длц и в целом разобрался.+/- пару вопросов на стратегиуме

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Боронин

В обзоре забыли написать, что шрифты в русской локализации просто ужасны...

Ответить
Развернуть ветку
SuxoiKorm

Я думаю поправят сразу же модами, лишь бы они чексумму не меняли.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Зекунов

Если смотреть, как с годами менялась CK2, то в третьей части через 10 лет будет вся планета плюс Луна в придачу.

Ответить
Развернуть ветку
Журавлев Павел

Китай еще.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Boyarishnik today

Японию ещё не открыли

Ответить
Развернуть ветку
SuxoiKorm

Карта очень подозрительно обрезана справа. Я думаю Китай точно стоит ждать в будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Одинаковый бас

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentine Vodopyan

Обновить мод по Игре Престолов на тройку и будет лучшая игра по мотивам ever.

Ответить
Развернуть ветку
Ursus Mursus

Не скоро. Но у разрабов мода к игре доступ уже некоторое время точно есть. несколько команд мододелов получили доступ заранее.

Ответить
Развернуть ветку
Paer Quote
Остались проблемы, о которых авторам говорили годами, вроде отсутствия морских сражений

Как что-то плохое - если ещё это можно будет заабузить, то уже совсем перебор.

Ничего не понял про прокачку владений, распределение земель и покраску карты. Конечно ck это знатный генератор историй, но всё же это игра с механиками, стоило их хотя бы немного осветить.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Lobachev

ИИ у Paradox всегда говном был

Ответить
Развернуть ветку
Koshak Lezhakovych

Помню, когда только начинал играть в CK2, где-то прочитал, что начать лучше с изолированных стран по типу Ирландии. Очень помогло. Так и тут, если отгребаете на основном континенте - перезапустите за Ирландию.

Ответить
Развернуть ветку
SuxoiKorm

Тут даже обучение за ирландию насколько я помню)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Неспешный

Cumania. For real?

Ответить
Развернуть ветку
No More Natum
Ответить
Развернуть ветку
BigBadWhale

Управление на wasd добавили же?
У меня рука умирает в ck2 и eu4. 

Вроде imperator:rome хвалят, поясните в чем прикол? Я еще на релизе потыкался - вышла странная смесь собственно ck2 и eu4, без уникальных фишек. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Radostev

Хвалят умеренно, и в основном уже исправленную версию. На старте мрак был, и разработчиками тоже признанный :D

Ответить
Развернуть ветку
SuxoiKorm

Император стал лучше, ощутимо, но на мой взгляд там всё равно пока нечего делать. 

Ответить
Развернуть ветку
Ursus Mursus

Да, wasd добавили.

Ответить
Развернуть ветку
Sephiroth Abathur

император ко второму мегапатчу стал вполне себе самостоятельной игрой, а не "смесью".
сейчас и вовсе обрел вагон уникальных механик и получил еще несколько огромных реворков.
собственно на данный момент у императора проблема только в отсутствии баланса между "племенами" и "цивилами" и общем дефиците ивентов у "племен".
племена осваивают "камбэк-механику" и получают шанс противостоять цивилам только за 50-70 лет до конца игры.
в общем с механиками сейчас все круто. теперь можно наращивать мясо.

Ответить
Развернуть ветку
Долгосрочный паркур

Статья наверное хорошая, но я подожду до завтра 

Ответить
Развернуть ветку
Итан Хейм

Обзор отличный, спасибо! Если бы ещё ссылки на магазины добавили, то было бы вообще круто

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Романюк
Может быть, разработчики планируют добавить такую опцию в DLC
Может быть
Ответить
Развернуть ветку
506

Осталось ждать ждать патчей и DLC)

Ответить
Развернуть ветку
Цветной хот-дог

Не ну все, я туда надолго...

Ответить
Развернуть ветку
Остров Питкерн

У игры будет 65%-70% положительных отзывов в стиме, скриньте

Ответить
Развернуть ветку
Rorschach .

Кто-то в курсе, за крымских ханов можно играть? Если да, надо брать)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
argonavt

Другой недостаток — отсутствие нормального флота. Ждём dlc

Ответить
Развернуть ветку
shrrg

Мне говорили что рим легкий, но я даже обучалку не осилил... Эта штука реально простая или такая же?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Vergull

Крусейдерс Кингс айайай :D

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 202 комментария
null