Persona 3 — двенадцать лет спустя
Стоит ли в нее играть в 2018-м?
На первый взгляд, Persona 3 кажется меланхоличной игрой. Ваш персонаж — молчаливый сирота, который переезжает в другой город, где вокруг него такие же несчастные или попросту странные люди. Кроме этого, он, как и некоторые его друзья видят мир иначе. Они не засыпают в Темный Час, время, когда нечисть выходит на улицы. На месте их школы вырастает огромная башня Тартар, которая кишит монстрами. И только дойдя на верхушки можно избавиться от них. Для этого они высвобождают своих внутренних чудовищ — Персон, природа которых непонятна.
Но это все происходит ночью, а днем главный герой — обычный японский школьник, со спортивными клубами и прочими заботами жизни. И выбор играет большую роль, ведь на всю игру выдан год. Каждый день вы можете делать не более двух дел. Поэтому вне битв нужно соблюдать баланс между прокачкой социальных параметров и встреч с людьми. Бегая и мутузя монстров едва ли научишься тому, что пригодится в жизни, да и о социализации забывать не стоит. Именно в этой части игры появилось то, что отличает Persona от Shin Megami Tensei — social link’и. Это особые персонажи, с которыми протагонист проводит время. Здесь игра превращается из JRPG в визуальную новеллу, а в случаях с девушками даже и в дейтсим.
Разговаривая с людьми, понимаешь, что для них главный герой — простой человек, а никакой не борец с монстрами. Но даже если они и просто живут своей жизнью, то это не значит, что у них все хорошо. Наоборот, эти люди в какой-то степени несчастные и погрязли в невзгодах. Например, старики из магазина поддержанных книг, у которых из памяти о сыне осталось только хурма, растущая в школе главного героя. Потом выясняется, что дерево вовсе хотят спилить для расширения школы. Что с этим делать? Проблемы такого рода у всех social link'ов, от неразделенной любви до непринятия самого себя, таким как есть. Но позднее они понимают, что зацикливаться на прошлом — не выход, и надо идти дальше.
Вечером можно исследовать Тартар — логово монстров «теней». Перед каждым походом вы выбираете своих напарников, у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Главный герой же умеет менять персоны, которые может получить как после боя, так и через слияние различных персон. Новому монстру идут некоторые скиллы и атаки «родителей». И здесь помогают те разговоры с людьми. Каждый social link представляет собой аркану карт Таро и поэтому каждый новый уровень общения с ними эквивалентен какому-то бонусу очками опыта этой арканы. А дойдя до максимального уровня, открываешь совершенную персону, которая мощнее всех остальных в своей категории.
Собрав команду, вы отправляетесь исследовать башню. И тут с этим проблема, dungeon crawling в Persona 3 — скучный. Каждый этаж случайно генерируется. И сколько не говорили бы о процедурной генерации, она никогда не заменит левел дизайнера. А единственное, что вас удерживает на этаже — возможный лут и необходимость гринда. Если вам это не нужно, то вы можете просто добежать доп последнего доступного этажа. К сожалению, игра не дает вам пройти дальше определенной точки, поэтому как бы ни хотелось, но раз в месяц придется посещать Тартар для прокачки и вскарабкивания наверх. Каждую полную луну появляется босс, а вы идете за ним в мини-дандж. После чего откроется новая зона башни, которая проходится за одну игровую ночь, после чего вы занимаетесь чем угодно кроме битв до следующей полной луны. И сложно без слез на такое смотреть после сделанных вручную дворцов Persona 5 или даже тех же сгенерированных уровней Persona 4, алгоритм в которых гораздо умнее.
Бои в Persona 3 традиционно пошаговые, никаких QTE и прочего. Борьба цифр, шансов и уязвимостей. Но в зависимости от версии, в которую играете, может возникнуть новое препятствие. Управлять вашими союзниками мы можете только в Portable. Вы даете им команды: нападать, обороняться, лечиться или самим выбирать что угодно. Стоит ли играть на PSP ради возможности держать ситуацию под контролем — ваше дело. Но и без этого в боевой системе проблемы. Битвы слишком простые. Обычные битвы проходят по следующему образу: анализируете противника, видите его уязвимость, бьете этим элементом, а потом делаете совместную атаку. Иногда и анализировать не надо! Часто враги и вовсе окрашены в цвет своего элемента, а вам нужно выбрать его противоположность. С боссами все еще проще. Зачищая каждый угол Тартара, вы приходите к битве перекачанным, из-за чего она не занимает никакого труда.
Memento mori. Помни о смерти. Это латинское выражение стало главной темой Persona 3. И эту фразу каждый понимает по-своему. В начале игры может показаться, что это предостережение или даже призыв дорожить жизнью и ничем не рисковать. Но чем дальше идешь по игре, тем больше понимаешь, что Atlus задумали другое. Ситуация вокруг главного героя меняет свой меланхоличный тон и значение фразы меняется на то, что хоть жизнью и надо дорожить, но ты ее должен прожить на все 100% и не смотреть назад. И поэтому нельзя назвать Persona 3 депрессивной игрой, несмотря на все аллюзии на суицид. И, конечно, это не такая позитивная игра как 4, с ее духом похождений а-ля «Скуби-Ду и компания», и даже не 5 с пафосным боевиком. Но поэтому третью часть и ценят. По своей атмосфере она не хуже остальных, она просто другая, поэтому замены ей нет.
Persona 3 после своего выхода получила дополнение FES и порт на PSP. Играть в оригинальную игру нет смысла, ведь в FES все то же самое с небольшими улучшениями, а также новая история о том, что произошло после событий основной игры. В карманной версии ее нет, но основная сюжетная линия такая же в плане контента, плюс оптимизация боевой системы. Другая интересная особенность Portable — возможность игры за девушку. В игре не просто заменяются «он» на «она», некоторые события в игре полностью изменяются, в том числе и доступные social link’и. Из-за чего есть шанс взглянуть на игру в другом свете.
Но это тоже не идеальная версия, PSP слабее PS2, и вместительность UMD меньше чем DVD. Из-за этого из игры вырезали все 3D-локации кроме Тартара и заменили их картинками, а передвижение курсором. Это конечно хуже, чем было, но ни геймплею, ни атмосфере не мешает.
Ее поддерживает потрясающий саундтрек от Сёдзи Мэгуро, выполненный в фанк или даже хип-хоп стиле. Конечно, кому-то не понравится слишком пафосный рэп Lotus Juice'а или то, что произношение английского у исполнителей песен хромает и вообще непонятно, о чем они говорят. Все это вкусовщина. Но если за прохождение игры не успела надоесть тема боя с её «BABY, BABY, BABY, BABY», то это о многом говорит.
В интернете часто шутят, что серия Persona началась с цифры 3. Но в каждой шутке есть доля правды. К упрощенному геймплею Shin Megami Tensei III: Nocturne добавили визуальную новеллу с тайм менеджментом и упором на сюжет, а не «данджи». Любители старых частей могут сколько угодно фыркать носом и говорить насколько это «попса и вообще не хардкор». Но если игру помнят через 12 лет после ее выхода, а тем более выпускают спин-оффы, то эту игру есть за что вспомнить.