Punk's not dead: Странные игры Гоити Суды. Часть I

Кто такой SUDA51, как он попал в игровую индустрию и стал знаменит.

Собственной персоной
Собственной персоной

Автор культовых killer7 и No More Heroes в нашей стране фигура не такая знаменитая как некоторые его соотечественники, но точно не менее интересная. Сегодня хочу немного рассказать о творчестве этого широко известного в узких кругах разработчика, который никогда не придерживается традиционных правил при создании своих уникальных и безумных миров. Поехали.

Внимание: в тексте встречаются спойлеры к играм героя данного материала.

Истоки

Геймдизайнер, сценарист, глава и основатель студии Grasshopper Manufacture Гоити Суда, также известный под псевдонимом SUDA51 (производное от японских слов "го" (пять) и "ити" (один), родился в японском городе Нагано, 2 января 1968 года. Подробностями личной жизни сам он делится не охотно и известно о ней мало: в детстве у него были сложные отношения с семьей, с ранних лет обожал видеоигры и мечтал поскорее уехать из родного города. Поэтому, когда ему исполнилось 18 лет, сразу же перебрался в Токио, чтобы заниматься созданием игр.

Когда я переехал в Токио, у меня не было там ни родственников, ни чего-либо еще. Я оставил семью, чтобы осуществить свои мечты о создании игр.

Гоити Суда, геймдизайнер

Но до того как попасть в игровую индустрию Гоити успел поработать курьером, графическим дизайнером в SEGA, сотрудником похоронного бюро и сменить еще несколько профессий, пока не решил отправить резюме в искавшую новых сотрудников студию Human Entertainment, создателей серии Fire Pro Wrestling, а позднее и Clock Tower. Он был уверен, что его любовь к играм и реслингу помогут ему получить работу. Так и случилось, после нескольких недель ожидания ему все же позвонили и предложили должность сценариста. Первой игрой к которой приложил руку начинающий разработчик стала Super Fire Pro Wrestling III: The Final Bout. В те годы профессиональный реслинг был очень популярен в Японии и игра быстро стала хитом продаж.

Super Fire Pro Wrestling III: The Final Bout
Super Fire Pro Wrestling III: The Final Bout

Когда моя первая игра появилась в магазинах, это было невероятно! В день релиза я весь день провел в магазине. Люди смотрели на мою игру, а я стоял позади и почти что шептал: «Купите, купите...». Когда кто-то, наконец, покупал мне хотелось его обнять. С точки зрения японской культуры это, конечно, недопустимо, но мне очень хотелось пойти за ним домой и крепко его обнять. Я был счастлив!

Гоити Суда, геймдизайнер

Однако первую известность Суде принесла работа над сценарием для следующей части серии - Super Fire Pro Wrestling Special. Игра вышла в 1994 году для Super Famicom и шокировала многих игроков своей неожиданной концовкой.

Бокс-арт Super Fire Pro Wrestling Special
Бокс-арт Super Fire Pro Wrestling Special

Игрок брал на себя роль начинающего рестлера Морио Смита, который хочет стать лучшим из лучших. Преодолевая множество трудностей, добиваясь славы и уважения, он в конце концов побеждает действующего чемпиона и получает заветный титул и пояс. Казалось бы, это классическая история успеха со счастливым финалом, но сознавший, что на пути к цели потерял всех близких ему людей и радость победы не с кем разделить главный герой совершает самоубийство.

Именно этот сюжетный поворот, ломавший условности жанра того времени, стал первым примером нестандартного подхода Суды к написанию историй и надолго определил тон повествования его будущих игр.

Дойдя до вершины успеха ему больше не к чему было стремиться, он потерял цель в жизни, поэтому я решил, что он должен покончить с собой.

Гоити Суда, геймдизайнер

Руководство оценило работу молодого Суды и следующим проектом которым он занимался стала Twilight Syndrome: Search для PlayStation. Первая игра в новой серии представляла собой 2D хоррор - адвенчуру с элементами визуальной новеллы и рассказывала о приключениях трех школьных подруг: Мики, Чисато и Юкари, занимающихся расследованием различных городских легенд о призраках и прочих паранормальных явлениях в родной школе и окрестностях вымышленного городка Хинасиро.

Twilight Syndrome: Search
Twilight Syndrome: Search

Когда большая часть игры была уже готова, за три месяца до релиза, проект внезапно покинул его руководитель и Суда был привлечен для завершения работы. Игра была поделена на главы, большинство из которых имели несколько концовок зависящих от действий игрока. Каждая глава представляла собой новое расследование, но к тому моменту готовы оказались лишь три из десяти запланированных. Чтобы успеть к релизу Суда решил разделить главы на две отдельные игры. Twilight Syndrome: Search вышла 1 марта 1996 года, а продолжение - Twilight Syndrome: Investigation, спустя четыре месяца - 19 июля только для японского рынка. Игры стали успешны, получили хорошую прессу, где хвалили мрачную атмосферу и качественное звуковое оформление и породили несколько продолжений и экранизаций.

Бокс-арт Twilight Syndrome: Search
Бокс-арт Twilight Syndrome: Search

После успешного старта серии, Суда был назначен руководителем разработки следующей части - Moonlight Syndrome и получил полную творческую свободу. Он хотел добавить в новую игру больше своих идей и отойти от концепций предыдущих игр в сторону психологического хоррора с более мрачным сюжетом и уделить больше внимания персонажам.

Поскольку я не смог внести большой вклад в Twilight Syndrome, я хотел сделать это в Moonlight Syndrome. Поэтому подумал: «А что может быть страшнее призраков? Конечно, это люди!»

Гоити Суда, геймдизайнер
Реклама Moonlight Syndrome в игровом журнале
Реклама Moonlight Syndrome в игровом журнале

Действие снова происходило в городе Хинасиро через год после событий предыдущей игры. Протагонистом выступает одна из главных героинь Twilight Syndrome - Мика Кишии, а сюжет повествует о группе подростков, втянутых в череду таинственных убийств, происходящих в городе. История теперь больше акцентировалась на взаимоотношениях героев, но мистическая составляющая также присутствовала и играла важную роль в истории. В игре появились многие основные элементы последующих творений Суды: мрачный сюрреалистичный сюжет, неоднозначные персонажи и много гротескного насилия, а игра в очередной раз заканчивалась смертью протагониста.

Moonlight Syndrome
Moonlight Syndrome

Игра вышла 9 октября 1997 года на PlayStation только в Японии и получила смешанные отзывы. Рецензенты ругали устаревшую графику, чрезмерные сцены насилия и затянутые диалоги отмечая интересную историю и персонажей. На релиз повлияла и совершенная подростком серия жестоких убийств детей в городе Кобе за несколько месяцев до выхода игры. После трагедии правительство Японии ужесточило цензуру в отношении развлекательного контента, что заставило Суду изменить некоторые особо кровавые сцены. Эти события подали ему идею для следующей игры.

В Японии это стало громким событием. Из-за этого игры стали подвергать цензуре. У всех выходивших игр, фильмов и телешоу внезапно появились все эти ограничения: «О, вы не можете показывать этого, вы не можете касаться того». Поэтому я не смог сделать Moonlight Syndrome такой, какой она задумывалась изначально.

Гоити Суда, геймдизайнер

Многие фанаты первых игр остались недовольны новым направлением серии и смертью полюбившихся персонажей, поэтому в последующих сиквелах события Moonlight Syndrome не были учтены и игра считается неканоничным спин-оффом.

Несмотря на это, Moonlight Syndrome все же нашла своих поклонников, среди которых оказался и Кейтиро Тояма, геймдизайнер и сценарист первой Silent Hill и серии Siren, который даже назвал ее своим любимым хоррором. К сожалению, игра так и не получила официального релиза за пределами Японии и доступна только на японском языке, а начавшийся фанатский перевод на английский давно заброшен.

Также стоит упомянуть, что именно с этой игры началось многолетнее сотрудничество Гоити Суды и композитора Масафуми Такады, который напишет музыку для самых известных проектов геймдизайнера.

Масафуми Такада
Масафуми Такада
Moonlight Syndrome OST by Masafumi Takada

Хотя в этот раз Суда и обладал полной творческой свободой при разработке, он горел желанием создать что-то новое, а не работать над уже сформировавшимися сериями. Moonlight Syndrome стала его последней игрой в стенах Human Entertainment, после чего он покинул компанию, чтобы основать собственную, но о том как появилась Grasshopper Manufacture и причем тут британские рокеры я расскажу в следующий раз.

Это первая часть из нескольких запланированных, поэтому поделитесь в комментариях насколько вам интересна тема и укажите на ошибки.

2626 показов
3K3K открытий
33 репоста
26 комментариев
Ответить

Из цикла Stoya/Sidya

Ответить

насколько вам интересна темаКак показывает статистика в 46 лайков и меньше 1.5к просмотров недавнего выведенного в соцсети (!) поста с галочкой (!!!) про одну из игр грассхоперов, большинство просто не знает про Суду и особо не интересуется за вычетом его главных тайтлов. Но если тебе самому интересно рассказать про его творчество, то зачем останавливаться?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить